История африканского искусства

Ндебеле

Общее название нескольких южноафриканских племён. В 1883 году война с другими народами принесла большие трудности: жители потеряли свои соломенные дома. Новые жилища начали строить из глины, а женщины стали расписывать их стены, обозначая статус и социальную принадлежность своей семьи.

Традиция росписи жилья ндебеле переходит от матерей к дочерям, олицетворяет уровень женского мастерства и, в отличие от многих африканских паттернов, не несёт в себе сакрального или религиозного значения.

До семидесятых годов ндебеле рисовали руками, затем женщины начали использовать кисти из перьев — линии стали аккуратнее и во всех узорах появилась тонкая чёрная обводка.


Кисти ндебеле. Фото: Wikimedia Commons
Современный вид росписи ндебеле на домах. Фото: Wikimedia Commons

Ндебеле — один из самых известных африканских паттернов. Его используют в полиграфии, логотипах, дизайне интерьера, одежды.


Коллекция Сэнди Мазибуко на Oxford Fashion Show в Париже. Фото: House of Fabrosanz
Мурал с использованием паттерна ндебеле на ограждении футбольного центра Nike в Йоханнесбурге. Фото: Nike / Karabo Poppy Moletsane

Художница Эстер Малангу из Южной Африки научилась росписи ндебеле у матери. В 1991-м она получила запрос от BMW и оформила выставочный BMW 525i, а в 2016-м — модель 7-й серии.

Слайд 6Наскальное искусство.Древнейшие памятники африканского искусства – петроглифы «охотничьего» периода сохранились лишь

в нескольких, четко ограниченных районах Северной Африки и Сахары, в горах Ксур и Джебель-Амур, в Тассилин-Аджере, Тибести и Феццане. Особое место среди них занимают изображения древнего буйвола (bubalus antiquus), вымершего незадолго до начала нашей эры. Монументальные и в то же время достаточно детализированные изображения этого ископаемого животного свидетельствуют о том, что оно было знакомо авторам рисунков и, по-видимому, занимало в их жизни такое же место, как бизон в жизни палеолитических охотников Европы.Один из таких петроглифов находится на скале неподалеку от Аин-Сафсаф (горы Ксур). Голова и корпус буйвола изображены в профиль, рога – в фас. Рисунок достигает почти трех метров и выполнен глубоко врезанной и тщательно отшлифованной контурной линией. Точность, с которой линия вреза прорисовывает силуэт, изящно очерчивая маленький глаз, уши и все характерные складки и выступы, кажется невероятной, учитывая размер изображения и прочность материала, для обработки которого художник не мог располагать иным инструментом, кроме заостренного камня. СРАЖЕНИЕ БУЙВОЛОВ. Петроглиф. Энфус. Сахарский Атлас.

Ссылки

  • Ольдерогге Д. Искусство народов Тропической и Южной Африки
  • Громыко Ан. Маски и скульптура тропической Африки
  • Ijele — Art eJournal of the African World
  • Learn about African art, the region and the people who make them // all-about-african-art.com
  • africancontemporary.com — African Contemporary Art
  • The Art of Africa: A Resource for Educators — The Metropolitan Museum of Art, New York, 2006.
  • Yoruba Art & Culture
  • Map of Contemporary Africa and African Art /вебархив/
  • African Sculptural Art /вебархив/
  • Photos of Kuba cloth from Zaire /вебархив/
  • Л. М. Масол. Мистецтво. тема1 — Мистецтво африканського культурного регiону

Киноискусство

Нигерийская киношкола называется Нолливуд (по аналогии с Голливудом). Для большинства станет сюрпризом тот факт, что молодой кинематограф Нигерии по количеству ежегодных премьер обогнал США и стал второй киноиндустрией мира после Индии. Низкобюджетные фильмы снимают без репетиций, то есть актёры должны импровизировать. Африканские художники заявили, что сила кино не в бюджете, а в сюжете — актуальном и захватывающем.

Про межэтничный конфликт конца XX в. снята историческая драма «Отель Руанда» (2004; США, Великобритания, Италия, ПАР).

Фильм «Королева из Катве» (США, ПАР) рассказывает про девочку Фиону из многодетной семьи из города Катве в Уганде: волей случая у неё появились способности к шахматам и она становится победителем международных олимпиад.

Слайд 8Традиционное и придворное искусство.Типология.Догоны живут в районе Бандиагары (Республика Мали), у

подножия невысоких холмов, на которых сохранились конические постройки их легендарных предшественников – теллем. Этот народ считается создателем древнейшей сохранившейся здесь скульптуры. Скульптура теллем, высеченная из твердых пород дерева, представляет собой серии масок и статуэток, среди которых четко различаются женские, мужские и зооморфные изображения. Маска может целиком сохранять зооморфные черты, будучи посвящена культурному герою. Таковы, в частности, знаменитые маски народа бамбара, посвященные мифическому персонажу Чивара. Символом этого культурного героя является антилопа, однако ее изображение появилось, очевидно, гораздо раньше, чем возник культ Чивара, поскольку антилопа является воплощением духа воды, от которого берут начало все кланы племени бамбара.

Где вдохновляться африканской эстетикой

Маркетплейсы

  • Akojo — британский онлайн-магазин с товарами независимых африканских дизайнеров.
  • Industrie Africa — онлайн-магазин, медиа и платформа для продвижения африканских дизайнеров.
  • African Attire — недорогая африканская одежда с различными принтами.

Африканские дизайнеры, художники и фотографы

  • Тэндиве Муриу — фотограф, выросшая в Кении. Тэндиве проявляет свой культурный бэкграунд в фотографии, самостоятельно выбирает ткани, паттерны и моделей.
  • Карабо Поппи — дизайнер и уличная художница из Южной Африки. Карабо использует африканские паттерны в проектах для Netflix, Nike, Wikipedia, NBA и других брендов.
  • Сэнди Мазибуко — модельер и стилист из Южной Африки. Ндебеле присутствует в каждой коллекции Сэнди.
  • Хассан Хаджадж — современный художник из Марракеша.
  • Ладума Нгксоколо — представитель южноафриканского народа коса, прославился на весь мир мужскими вязаными свитерами. Сейчас работает под брендом Maxhosa.

Адинкра

Древняя символика Кот-д’Ивуар, названная в честь короля средневекового государства Гьяман. До конца XIX века адинкра служила визуальным языком почитания усопших и сакральных церемоний. Жители современной Ганы шьют одежду с адинкрой для семейных праздников, свадеб и фестивалей, заменив традиционные траурные цвета (бордовый, коричневый и чёрный) на более светлые.


Традиционная адинкра, произведённая ручным способом. Изображение:
Адинкра, которую используют современные жители Ганы. Изображение: Adire African Textiles

Племена Ганы и Кот-д’Ивуара в адинкре используют различные символы со специальными значениями. Они ассоциируются с фразеологизмами и ценностями культуры Ашанти.


Самые популярные символы адинкры. Изображение: Leonard Ellom Quist / The Noun Project
Современная адинкра. Изображение: African Beads and Fabrics
Современная праздничная адинкра. Фото: Wikimedia Commons

В Гане адинкра повсюду. Adinkra Lounge — название премиального зала в аэропорту «Котока». Символы встречаются в керамике, резьбе по дереву и росписи домов.

Международные компании используют популярность адинкры в брендинге, чтобы выйти на африканский рынок. Сотовый оператор Vodafone устроил квизы на знание символов адинкры в соцсетях и с помощью них забрендировал офисы.


Тест на знание символа провидения и божества родной земли в соцсетях Vodafone. Изображение: Vodafone Ghana / Grapheine
Адинкра в офисах Vodafone. Фото: Vodafone Ghana / Grapheine

В Гане не всегда приветствуется использование адинкры дизайнерами. Местное правительство зарегистрировало некоторые из них как интеллектуальную собственность и использует их только в государственной символике. Кроме того, изображать адинкру на алкогольных напитках строго запрещено.

Ганские запреты не работают в других странах. Например, дизайнер Вера Брэдли из Америки выпустила коллекцию сумок с адинкрой и вызвала негодование ганцев. Дизайнерам стоит быть осторожными в использовании адинкры как в Гане, так и в любой другой стране.

Искусство африканских народов

По одному из странных совпадений истории африканского искусства, V век до н.э. производит первые шедевры в двух несовместимых стилях скульптуры. Спустя почти 2500 лет эти стили стали жестокими конкурентами в студиях нашего времени.

Одним из них является классический реализм, который будет преобладать с эпохи Возрождения до конца 19-го века. Другой — скульптура Африки, искажающая человеческие черты и конечности в драматически выразительной манере. Африканские фигуры в этой давней и яркой традиции вдохновляют эксперименты Пикассо с кубизмом, которые запускают мейнстрим современного искусства.

Характерную скульптуру Африки, которая составляет большую часть того, что обычно считается первобытным искусством, можно увидеть еще в 500 г. до н.э. в культуре ноков, названной в честь деревни Нигерии, где впервые были обнаружены керамические фигуры такого типа.

Статуэтки Нок в основном изображают людей. Изготовленные из терракоты, они сочетают в себе прочные формальные элементы с полным пренебрежением к точной анатомии. Их выразительное качество безошибочно ставит их в начало африканской скульптурной традиции.

Изобразительное искусство

Африканская пластика

Африканская пластика включает в себя маски и статуэтки, используемые в ритуальных целях. В целом маски можно разделить на две основные группы:

статуэтка бамбара

  • Маски со спокойными лицами, глаза у которых обычно закрыты. Они изображали умерших родственников и их использовали в погребальных обрядах или во время празднеств.
  • Устрашающие маски, где человеческие черты лица зачастую соединялось с чертами зверя. Их надевали члены тайных обществ во время традиционных празднеств или охоты за нечистой силой. Так человек в маске давал временное пристанище духу, которого эта маска изображала.

Африканские статуэтки, в большинстве случаев, изображают умершего человека, являясь вместилищем его души, или животное, которое было связано с тотемным предком этноса, как например, распространенная статуэтка антилопы у народа бамана в Мали.

С конца XIX в. в Европе появился интерес к искусству африканской, австралийской и восточным цивилизациям. Некоторые черты африканской пластики были заимствованы кубистами в начале XX в. Одной из наиболее ярких иллюстраций может послужить картина «Авиньонские девицы» П. Пикассо.

Слайд 15Известно, что в разных частях Западного Судана, гвинейского побережья и Конголезского

бассейна в разное время существовали более или менее стабильные государственные образования, такие, как королевства Гана и Мали, Ашанти и Бауле, Конго, Кринджабо, Дагомея и др., не говоря об Ифе и Бенине. Сохраняющиеся здесь художественные традиции позволяют увидеть живой культурно-исторический контекст, порождающий специфическую художественную форму – кефаломорфную скульптуру. Статуи и головы этого типа ассоциированы с определенными аспектами традиционной культуры. Древнейший из них – культ предков, с которым связаны погребальные статуэтки, идеопластически отображающие социальный статус и этническую принадлежность, а также индивидуальные черты усопшего.Таковы керамические головы и статуэтки ашанти и аньи, создававшиеся в эпоху государства Кринджабо (18 в.). Такая скульптура изготовлялась по случаю погребения знатного лица или члена королевской семьи. Статуэтки так же, как это делает обычная традиционная скульптура, воспроизводят с помощью татуировки и особой формы прически родовую принадлежность; украшения и элементы одежды маркируют социальный статус. Вместе с тем в моделировке головы, которая может занимать половину фигуры, явственно проявляется стремление к индивидуализации образа. При сохранении общей композиции, посадки головы и формы глаз от одной фигуры к другой меняются овал лица, форма рта, носа, надбровных дуг и т.д. В отдельных случаях встречаются подлинно реалистические портреты.

Слайд 27СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО НАРОДОВ АФРИКИ Современные формы искусства в странах Тропической Африки –

в процессе становления. Современная африканская культура – это культура распадающегося традиционного родоплеменного общества и этот процесс напрямую связан с зарождением нового для африканского народа урбанистического искусства. В странах Африки индустриальный кризис усугубляется отсутствием общности между различными племенами и народностями, однако общей тенденцией для всего африканского населения является стремление к улучшению жизненных условий, рост правосознания и национального сознания, рост грамотности. Все это приводит к декультуризации – отрицательному отношению к культуре своего народа.

Традиционное искусство

Основные черты

Стоит иметь в виду, что «африканское искусство» включает в себя произведения множества различных культур, зачастую не изолированных одна от другой географически и (или) хронологически. Однако, по мнению некоторых исследователей, для большинства продуктов «африканской культуры» свойственны общие черты:

  • В центре внимания находится человеческая фигура.
  • Абстракция доминирует над реалистичностью.
  • Главная форма — скульптура. Из этого следует еще одна особенность: доминирование трёхмерного пространства над двумерным.
  • Распространённость своего рода акционизма, в котором используются предметы искусства. Тем самым предметы искусства из статичных превращаются в «движущиеся» (таковой может выступать маска, используемая во время церемонии).
  • Нелинейное масштабирование (искажённые пропорции), которое Леопольд Седар Сенгор называл «динамической симметрией».

Традиции Африки

Культура Африки перемешалась благодаря огромному количеству различных этнических общин и племён. Европейская и Арабская культуры также внесли своё разнообразие в развитие Африканской культуры в целом. На Африканском континенте наиболее ценным принято считать семейные обычаи.

Согласно африканским древним традициям, перед свадьбой жених обязан уплатить выкуп, в связи с уходом дочери из семьи, отцу новобрачной. Традиционно в виде выкупа преподносится всевозможный домашний скот, но в современной Африке принято утрату возмещать деньгами. Обычай уходит корнями в далёкое прошлое, принято считать, что традиция способствует укреплению связей двух семей, более того, родители невесты в результате преподнесенного выкупа могут быть уверены в том, что молодой человек в состоянии обеспечить будущую семью.

Следуя главным традициям, свадьбу отмечают именно ночью, в полнолуние. Когда месяц молодой и луна светит тускло — принято считать недобрым знаком. Родители молодой свадьбу не отмечают, для них это событие связано с печалью и утратой. Полигамия распространяется на многие африканские племена. Когда мужчина становится самостоятельным, который в состоянии обеспечить своих невест, он может вступать в брак. Жены вместе воспитывают детей, ведут домашнее хозяйство, занимаются приготовлением пищи. Здесь принято считать, что полигамный метод крепко объединяет несколько семей, способствуя благоприятным отношениям и хорошим достатком: семья вместе выходит на охоту, занимается разведением домашнего хозяйства, поддерживает в тяжёлый период, заботится о каждом члене семьи.

Начиная с ранних лет принято рассказывать детям о самых главных традициях и обычаях племени, что прививает осознание ценности семьи. Обязанности между всеми членами семьи распределяются в зависимости от возрастной категории, где каждому отводится определённый род занятий. Все должны трудиться, чтобы племя жило в достатке и процветало.

В некоторых африканских племенах взрослым мальчикам, а в некоторых и девочкам, делают обрезание. Ритуал очищения или обряд обрезания может длиться в течении нескольких месяцев, в этот период нельзя плакать, кричать, иначе его будут считать трусом.

Слайд 4Ранний период истории народов Африки связан с переменчивой судьбой Сахары –

с неоднократной сменой влажных и засушливых периодов. Этим объясняется то, что именно здесь находятся древнейшие памятники африканского искусства.Еще в начале 20 века африканское искусство было объектом исключительно этнографических исследований. Интерес к родоплеменным культурам обостряется одновременно с интересом к первобытной археологии. Бытовые и ритуальные предметы – в том числе маски, статуэтки и другие художественные изделия, ввозимые в Европу, экспонируются в этнографических музеях и используются для изучения быта, обычаев, верований «примитивных» народов. Вместе с тем с 1870–1890-х годов в Англии, Германии, Франции увеличивается число работ, в которых затрагиваются различные аспекты традиционной художественной культуры. Среди последних – книга-альбом Г.Швейнфурта Artes africanae (Leipzig – London, 1875), которая содержит изображения и описания художественных изделий народов Африки. Во второй половине 1890-х появляются труды Лео Фробениуса, в которых с историко-культурной точки зрения рассматриваются предметы африканского ритуального искусства. Резко возрастающий в Западной Европе в двадцатые годы интерес к африканской скульптуре связан с деятельностью художественного авангарда. К моменту появления первых искусствоведческих работ, книг К.Эйнштейна (Negerplastik, Leipzig, 1915) и В. Маркова (В.И.Матвея) Искусство негров (Пг., 1919), африканское искусство находится в центре внимания ведущих европейских художников. Теперь оно рассматривается исключительно с эстетической точки зрения.

Слайд 30Перед началом танца. Гуашь. (Пото-Пото). Искусство Республики Конго (Браззавиль) представлено в основном

работами школы Пото-Пото, значение которой несколько выходит за рамки национального искусства Конго. Школа Пото-Пото была основана в 1951 г. французским художником и этнографом П. Лодом в пригороде Браззавиля Пото-Пото. В отличие от других подобного рода школ, открытых европейцами, школа Пото-Пото с первых же дней своего существования стала программно ориентироваться на африканские традиции. Тематика искусства Пото-Пото сводится в основном к отражению жизни африканской деревни, все еще неразрывно связанной с традиционными обычаями, мифами и т. д. Это многочисленные «Охоты» и «Деревенские праздники», «Базары» и «Танцы». Человек в них тысячами нитей связан с одушевленной им природой, выступая как часть ее и нередко почти растворяясь в декоративной симфонии ослепительно ярких красок.

Слайд 2015–16 в. считаются периодом расцвета бенинской скульптуры. Именно к этому времени

относятся головы, отличающиеся особенно высоким техническим совершенством. Толщина стенок отливки не превышает трех миллиметров, круглая скульптура и рельефы покрываются тонким чеканным орнаментом. Стиль уже имеет устоявшийся, зрелый характер, что в то же время не исключает некоторого разнообразия трактовок отдельных образов.К середине 18 века скульптура, и особенно тип лица, полностью канонизируется. Головы царей и цариц отличаются друг от друга только элементами головных уборов. Одновременно ухудшается качество литья: толщина стенок и вес скульптуры увеличиваются по сравнению с ранним периодом в четыре раза.В «парадном портрете» усиливаются черты декоративности и окончательно исчезает портретность. Ее заменяет набор символических изображений, индивидуальный для каждой головы. Ряды коралловых ожерелий превратились в высокий воротник, закрывающий всю нижнюю часть лица; плетеный головной убор, украшенный драгоценностями, низко надвинут на лоб, по бокам от него ниспадают плотные нити коралловых бус. По форме, массивной и симметричной, головы напоминают архитектурную деталь – базу или капитель колонны. Такое сходство не случайно. Эти головы действительно служили подставкой для огромных резных бивней, которые вставлялись в круглое отверстие в теменной части.С середины 18 века и до падения Бенина (1897) изготовление скульптуры ограничивается простым тиражированием.

Аквете

Национальный текстильный паттерн, названный в честь деревни на юге Нигерии. Местные мастера придумывают новые вариации аквете и могут вкладывать в них собственные значения. Считается, что люди, овладевшие ручной техникой создания этого текстиля, наделены талантом от Бога, поэтому аквете символизирует божественное начало в человеке.

Ткань, сотканная из грубого волокна пальмы рафии, предназначалась для камуфляжа и защиты воинов. Из конопляной ткани с аквете делали сумки и домашний текстиль. Более мягкий хлопок предназначался для изготовления повседневной одежды. Коричневый цвет традиционно был доминирующим во всех аквете-паттернах, но с появлением импортных материалов утратил свою популярность.


Паттерн аквете. Изображение: Antonia
Паттерны аквете в коллекции одежды нигерийского дизайнера Эмми Касбит. Фото: Industrie Africa
Постеры аквете. Изображение: Antonia
Постеры аквете. Изображение: Antonia

Дизайн-студия Embacy использовала аквете при создании айдентики британского финтех-проекта, выходящего на рынок в Нигерии. Использование паттерна выделит яркое приложение среди других. С другой стороны, соединять финтех и традиционный паттерн ― всё равно что «соединять достижения русских математиков с медведями и валенками». Поэтому дизайнеры сфокусировались на иллюстрациях и пользовательских элементах, но не отказались от аквете.

Присутствие паттерна связывает дизайн международного приложения с культурой Нигерии, но не забирает на себя основное внимание. Айдентика для британско-нигерийского онлайн-банка

Изображение: SeamPay / дизайн агентства Embacy


Айдентика для британско-нигерийского онлайн-банка. Изображение: SeamPay / дизайн агентства Embacy

Нсибиди

Система кода, которую использовали как средство коммуникации народы Южной Африки и Нигерии. Она состоит из более 1000 символов, и уже сотни лет ей пользуются африканские племена.

Обществу известны значения отдельных символов, но точные значения комбинаций нсибиди остаются секретом племён, которые их используют.


Изображение: Wikimedia Commons
Фрагмент покрывала, сотканного для мужской камерунско-нигерийской диаспоры Экпе. Изображение: Altoon Sultan
Редизайн логотипа Coca-Cola с помощью нсибиди. Изображение: Cycol / Unilang
Подушка для шеи с нсибиди. Изображение: Toghal
Нсибиди в упаковке мыла. Изображение: Organic Savanna

Потомки Игбо в Канаде создали ассоциацию IDAOBC, чтобы проводить мероприятия и обучать детей языку и культуре Центральной Африки. Логотип сообщества состоит из символа нсибиди «любовь и единство» и звезды Давида как элемента духовных ценностей.


Логотип IDAOBC. Изображение: Igbo Development Association of BC

Художник Виктор Икпук оформил холл в здании музея «Собрание Филлипс» в Вашингтоне. С помощью простых линий Виктор изобразил на стенах социополитические сюжеты. Издалека роспись выглядит как обычное украшение, но, приглядевшись, можно увидеть лица в масках, аббревиатуру BLM, человека-мишень. Также на стенах изображены объятия и длинные линии, обозначающие надежду на всеобщее единение.

Виктор родился в Нигерии и хорошо знаком с символикой нсибиди, но изобрёл собственный визуальный язык с её элементами. Таким образом гости музея легче понимают смысл инсталляции.

Культура и еда континента

Национальная кухня Африки состоит из выращиваемых фруктов и овощей, молочных продуктов и мяса. Меню обычного жителя деревни включает в себя сыворотку, второго и молоко. Овощи ямс и кассава являются основой для большинства блюд.

Кухня от Египта и до Марокко имеет кардинальные различия в отличии от сахарской. Нигерийское население и западная Африка предпочитают чили, а народы, которые не принадлежат к мусульманской вере, употребляют спиртные напитки. Самый распространённый африканский напиток — тей.

Про обычаи и традиции африканского континента можно рассказывать бесконечно. Здесь проживает большое количество различных народностей, каждый из которых имеет свою уникальную культуру, диалект.

Африканская музыка

Под термином «африканская музыка» часто могут понимать музыку народов южнее пустыни Сахара. Музыка отличается сложной ритмической структурой и своеобразием музыкальных ладов у каждой этнической группы. Важную роль в традиционной музыке играют разнообразные ударные (барабаны, санса, ксилофон) и духовые инструменты (различные варианты флейты, рога). Из струнных инструментов используется музыкальный лук, арфа, кора, мбет, струнно-духовой инструмент гура и другие. Многие африканские языки — тональные, что сыграло роль в соответствующих речи повышениях и понижениях тона в музыкальных композициях.

Профессиональная музыка Африки начала складываться в древнейший период, активизировался данный процесс в период средневековых государств (Гана, Мали, Сонгаи, Канем-Борну, Конго, Буганда, Мономотапа и другие)..

Ритмы «чёрной Африки» через афроамериканскую внесли значительный вклад в такие музыкальные стили, как джаз, блюз и рок-н-ролл.

Современные жанры и стили: хайлайф (с 1920-х), раи (с 30-х), калипсо (50-е), афробит (с 60-х) и пр. (см. Список музыкальных жанров и направлений)

Африканский танец

Что касается танцев, связанных с разными обстоятельствами жизни, то они настолько численные и разнообразные, как и сами обстоятельства, и в основном имеют импровизационный характер. Например, в начале сезонов дождей все семьи на вызов там-тама собираются на обрядовый праздник первой вспашки. Возвращение с удачной охоты или примирения вождей разных племён празднуют в танцевальном экстазе под ритмы барабанов.
Также, чтобы вылечить больных, африканцы выполняют песни-заклинания и «целебные» танцы, так как по мнению знахарей, музыка и танец способны вылечить любую болезнь.

Народы Африки

На территории Африки проживают много разных общин, этнических групп и племён, которые свято чтят свою культуру и традиции.

Племя Афар проживает на территории Эфиопии. Продолжатели религии Ислама, тщательно соблюдают традиции, ведут кочевой образ жизни, выживают за счёт разведения домашнего хозяйства. Перемещаясь по направлению плато в Эфиопии, можно встретить фермеров из народа Амхара, которые разговаривают только на своём языке. Особенность морфологии и лексики берет начало из древнегреческих языков и арабских.

На территории Гаванской республики обитают народы Англо-Эксе. Обитающее местное население проводит всевозможные ритуальные обряды в сопровождении барабана, которые сопровождаются племенными танцами. Племя располагает несколькими воинскими подразделениями, которые охраняют африканскую местную культуру.

Африканское западное население верит в существование разных духов, боится гнева сверхъестественных сил природы.

Атлантическое побережье от Анголы до Конго занимает племя Баконго, которое производит кофе, пальмовое масло и какао. Множественное число небольших деревушек вместе составляют одно единое сообщество, народы которых выступают упорными последователями духовного культа и предков.

Народ Бамбара считается главным племенем, которое находится на территории Мали. Население занимается разведением домашнего хозяйства, выращиванием сельскохозяйственных культур. Другое племя, Догон, славится своим мастерством по работе с деревом, красивым дизайном по резьбе разнообразных масок, которые они надевают для исполнения своих традиционных танцев и проведения обрядов.

Отправляясь в путешествие на северо-восток Замбии, можно познакомиться с интересным населением Бемба, которое отличается своими религиозными тонкими взглядами, поклоняясь лишь высшему богу Леза. Самое древнее племя уверено в его магической несокрушимой силе, который награждает африканский народ плодородием.

Народ Африки тратит большое количество времени, чтобы оградить себя от злых духов и стать более ближе к добрым богам. Для достижения цели африканцы при помощи ритуальных обрядов борются с вредителями, специальными танцами вызывают дождь, отправляясь на охоту, просят благословения у всевышних.

Важное значение имеют также шаманы и колдуньи, которых принято считать слугами духов, поэтому к их советам всегда прислушиваются и уважают их решение

Бамилеке ндоп

Назван в честь народа Западного Камеруна. Голубые линии паттерна абстрактны и геометричны, а традиционный цвет фона индиго символизирует небо и сильную душу. Племена Камеруна используют бамилеке ндоп для сакральных церемоний.


Бамилеке ндоп. Изображение: Afrilege

В Камеруне построили отель в стиле племён Бамилеке, чтобы погрузить гостей в культуру народа Центральной Африки. Паттерн использовали для оформления сайта, фасада и комнат.


Сайт отеля Zingana. Скриншот: сайт отеля Zingana
Башни отеля Zingana. Фото: отель Zingana

Дизайнер Франциска Муноз Олива разработала дизайн плакатов для фестиваля культуры сообщества бамилеке.


Постеры с бамилеке. Дизайнер Франциска Муноз Олива. Изображение: фестиваль культуры сообщества бамилеке / Франциска Муноз Олива

Слайд 28Современное искусство Африки делится на три пласта – это монументальное и

декоративное искусство; художественная промышленность; угасающие традиционное искусство. Однако именно традиционное искусство заслуживает особого внимания, поскольку только традиционное искусство образует субстрат подлинной настоящей африканской культуры. Современная культура Африки отраженная в живописи – это различные росписи, транспаранты, вывески, картины, комиксы. Очень популярна живопись на стекле. Литература пока находится на точке становления, но в ней отражены все жанры, присутствующие в современной литературе. Огромную роль в становлении литературы Африки играет мифология и фольклор, присущие именно африканским народам. Современная народная культура Африки по большей части стихийна, в ней появляются и затем пропадают самые необычные течения и жанры, но в большинстве своем все это не выходит за рамки субкультуры. Эта стихийность и нестабильность являются питательной средой для роста и созревания современного африканского искусства.

Адире

Паттерны адире начали массово производить в Нигерии в двадцатых годах XX века после пришествия европейцев в Африку. В шестидесятых он стал очень популярен среди хиппи. Каждый сюжет адире имеет историческую трактовку, иногда связан с астрологией или отношениями между племенами.


Адире с изображением короля и королевы на ткани, сотканной с использованием крахмала кассавы. Изображение: Victoria and Albert Museum / London
Фрагмент адире с изображением скорпиона, означающий, что женщина, носившая эту одежду, пользовалась уважением. Изображение: Victoria and Albert Museum / London
Чехол для планшета с адире. Изображение: Society6
Рюкзак JanSport с адире. Изображение: Ubuy

Король народа Йоруба решил разукрасить свой «бентли» паттернами адире и поручил это Ронке Адемилуи, хозяйке фабрики по производству национального текстиля и одежды Adire Oodua Textile Hub. Таким образом король выражает Ронке почтение за обучение и предоставление рабочих мест молодёжи и женщинам в Нигерии.

Резьба по дереву в Африке 19-20 века

В Африке, к югу от Сахары, дерево является естественным материалом для резьбы. В 20 веке африканская скульптура из дерева все еще остается живой традицией. Примеры из 19-го века были сохранены в разумном количестве, во многом благодаря усилиям коллекционеров. Но более ранние работы безвозвратно разрушились, съели термиты или прогнили от сырости.

Несмотря на это, искусство африканских народов, сохранившееся до нас в этой традиции, чрезвычайно богато. Это убедительно показывает, сколько было потеряно.

Трудно представить, как африканские племенные скульпторы рассматривали свои собственные работы, но они определенно не видели в нем искусства.

Племенная резьба сделана для ясной и практической цели. Фигура может представлять предка, которому суждено стоять в храме. Маска может быть предназначена для использования шаманом только один раз в год в специальном танце. Колонна-тотем может быть изготовлен, чтобы поддержать веранду вождя или сформировать частокол вокруг его дома. Сложный стул, вероятно, сделан для самого вождя, чтобы сидеть как на троне.

Африканские терракотовые фигуры с 5-го века до нашей эры

Самая долгая из сохранившихся традиций африканской скульптуры — фигуры из терракоты. Литой металл — единственный другой материал, который противостоит термитам континента (смертельным для большинства резных африканских скульптур из дерева). Но превосходные металлические скульптуры Нигерии, начиная примерно с 12-го века, имеют гораздо более поздний период, чем первые терракоты.

Западная Африка, и в частности современная Нигерия, обеспечивает самую долгую и богатую последовательность терракотовых фигур. Они датируются двумя с половиной тысячелетиями необыкновенными скульптурами Нок. Примерно к 1-му веку фигуры удивительной строгости моделируются в районе Сокото на северо-западе Нигерии.

Терракотовые головы и фигуры были найдены в Ифе, начиная с 12 по 15 века — того же периода, что и первые скульптуры из литого металла этого региона. В Дженне, дальше на север в Мали, археологи (за которыми, к сожалению, следуют воры), недавно обнаружили великолепные терракоты того же периода.

Исключительная группа терракотов — преимущественно западноафриканской истории, поскольку они происходят из Южной Африки, где являются самыми ранними из известных скульптур. Это семь голов, найденных в Лиденбурге в Трансваале. По образцу грубо коренастый стиль, они датируются примерно 6-м веком нашей эры.

Мощные терракотовые фигуры в традиционном стиле продолжают изготавливаться в Африке в 19-м и 20-м веках, одновременно с превосходными резными деревянными фигурами.

В отличие от европейской живописи или скульптуры, стиль не сильно меняется с годами в африканском племенном искусстве. Таким образом, можно с уверенностью предположить, что удивительный образный диапазон африканской резьбы, знакомый нам сегодня, был столь же очевиден много веков назад, хотя сами объекты теперь рассыпались в прах.

Кенте

Самый популярный текстильный узор Западной Африки. Традиционно кенте ткали из толстых хлопковых нитей, а для королевских семей — из шёлка.

Существует как минимум 350 разновидностей паттернов кенте, самые популярные из них — адвинаса, абакофо мму ман и сика футуро.

Адвинаса — паттерн, означающий престиж. Основное отличие кенте адвинаса в смешанной технике его производства.


Текстиль с паттерном адвинаса. Изображение: Project Bly
Подарочные пакеты с паттерном адвинаса. Фото: Venus Island

Абакофо мму ман — паттерн, символизирующий демократию и участие народа в управлении нацией. Сплетение девяти квадратов в центре повторяет очертания церемониальной стрижки королевских советников. Ношение абакофо мму ман означало поддержку политической атмосферы.


Кенте абакофо мму ман. Изображение: Afrikan Attire

Компания «Египетские авиалинии» купила три самолёта для «Ганских международных авиалиний». Гана расположена в центре Западной Африки и с появлением первых собственных самолётов должна стать одним из важных транспортных хабов на континенте.

Проект имеет важное значение для государства, поэтому хвост и турбины самолётов украсили паттерном абакофо мму ман — исторически он символизирует участие народа в управлении страной. Дизайн самолёта Boeing 787-9

Изображение: страница The Boeing Company в Twitter


Дизайн самолёта Boeing 787-9. Изображение: страница The Boeing Company в Twitter

Сика футуро — символ Ганы как одной из главных территорий по золотодобыче. Сика футуро переводится как «золотая пыль». Жёлтый, оранжевый и красный считаются цветами золота и богатства. В XI веке только короли могли использовать этот паттерн.


Ткань сика футуро. Изображение: Tribalgh
Головной убор с сика футуро. Изображение: Ayan Boutique

Емаа да, или «то, что не случалось раньше», — паттерн, когда-то поразивший короля Асанте своей уникальностью и непохожестью на другие. В XVIII веке его использовали люди высокого ранга как символ креативности и инноваций.


Кенте емаа да. Изображение: Project Bly
Кенте емаа да в домашнем интерьере. Изображение: Project Bly

Несмотря на особенности значений видов кенте, паттерны можно сочетать между собой. Например, для популярной в Гане радиостанции Kente Садик Гаруба создал логотип и приложение, где сочетает паттерны сика футуро, емаа да и другие. Радио транслирует музыкальные и культурные программы и продвигает хайлайф-музыку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: