Опера «порги и бесс»

Энциклопедия Кольера

#
A
B
C
D
E
F
G
H
I
J
K
L
M
N
O
P
Q
R
S
T
U
V
W
X
Y
Z

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

Балладная Опера

Балладная Операанглийский музыкально-драматический жанр, в котором диалог перемежается незамысловатыми песенками. Процветал в Англии с 1728 до 1740-х годов. Тексты песен исполнялись на популярные оперные и танцевальные мелодии. Классической балладной оперой и единственной, дожившей до 20 в., стала Опера нищего (The Beggar’s Opera), впервые представленная в 1728 и с тех пор постоянно возобновлявшаяся. Драматург Д.Гей и аранжировщик музыки Дж. Пепуш создали хлесткую сатиру на современные общественные и политические нравы, а заодно и на чуждую английскому духу итальянскую оперу. Американский дебют Оперы нищего состоялся в 1735, впоследствии ее часто играли в американских колониях. К концу 18 в. балладная опера видоизменилась — сначала в Англии, затем в Америке: диалог стал сочетаться с оригинальными, а не заимствованными мелодиями.

См. также `Балладная Опера` в других словарях
Балладная Опера`Большой энциклопедический словарь`
БАЛЛАДНАЯ ОПЕРА (англ. ballad opera) — английская разновидность комической оперы; в 18 в. получила распространение также в Италии, Франции, Германии и Испании. В балладной опере песни и танцы чередовались с разговорными сценами, использовались народные баллады (отсюда название). «Опера нищего» (текст Дж. Гея, музыка Дж. Пепуша, постановка 1728) вызвала многочисленные подражания.
Балладная опера`Большая Советская энциклопедия`

Балладная опера

английская разновидность комической оперы; название происходит от английской, шотландской и ирландской народных баллад — песен, вошедших в Б. о. в качестве её музыкальных номеров. Иногда Б. о. представляла собой пародию на большую придворную оперу. Музыкальные номера чередовались с диалогами. Классическая Б. о. — «Опера нищих» на текст Дж. Гея с музыкой Дж. Пепуша (пост. в 1728 в Лондоне); она вызвала многочисленные подражания и способствовала распространению Б. о. в Италии, Франции, Германии.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978

Балладная опера`Музыкальная энциклопедия`
(англ. ballad opera) — англ. разновидность комич. оперы, распространившейся в 18 в. в Италии, Франции, Германии, Испании. Назв. получила от англ., шотл. и ирл. нар. баллад — песен, вошедших в Б. о. в качестве муз. номеров. По происхождению связана с диалогич. оперой и англ. сатирич. комедией. Представляла собой комедию, часто сатирич. содержания, высмеивавшую аристократич. нравы, а иногда являлась и пародией на придв. «большую оперу» (opera sеria). Песни и танцы, чередовавшиеся с разговорными сценами, заимствовались из фольклора или же сочинялись композиторами в нар. духе. Со 2-й пол. 18 в. в Б. о. часто использовались отрывки из сочинений известных нац. композиторов. Первым классич. образцом Б. о. была «Опера нищих» на текст Дж. Гея с музыкой Дж. Пепуша, к-рый аранжировал популярные нар. песни, добавил несколько муз. номеров своего сочинения и написал увертюру. Это произв. включало пародии на отд. номера из итал. опер Г. Ф. Генделя, исполнявшихся в Англии. пост. в 1728 в Лондоне, «Опе…

Помощь поисковых систем

Что такое Балладная Опера
Определение термина Балладная Опера
Толкование слова Балладная Опера
Что означает понятие Балладная Опера

Примечания

  1. ^ Гаммонд, Питер (1991). Оксфордский компаньон популярной музыки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр.  35–36 . ISBN 0-19-311323-6.
  2. ^ М. Лаббок, The Complete Book of Light Opera (Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts, 1962), стр. 467–68.
  3. Дж. Миллинг, П. Томсон, Дж. В. Донохью, редакторы, Кембриджская история британского театра: с 1660 по 1895 год / под редакцией Джозефа Донохью (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2004), с. 131.
  4. Словарь музыки и музыкантов Гроува , «Д’Урфей, Томас».
  5. Дж. Уоррак и Э. Уэст, Оксфордский оперный словарь (Оксфорд: издательство Оксфордского университета), с. 43.
  6. Уолбрук, Х.М. (1922). «IV». Опера Гилберта и Салливана, история и комментарий . FV White & Co. Ltd. Архивировано из оригинала 12 мая 2008 г .. Проверено 24 июня 2009 г.
  7. , Дональд Джей, Эрмин Вайгель Уильямс «Национальные традиции оперы» , Краткая история оперы , Columbia University Press (2013), с. 563 ISBN  

Разновидности оперы

Большая опера ( grand-opera )

Состоит из 5 актов и включает в себя объёмную балетную (танцевальную) часть. Большая опера как новый жанр сложилась к 1828 г. как новая «серьёзная» французская опера. До начала XX в. она оставалась наиболее популярным оперным жанром. К большой опере относятся, например, «Вильгельм Телль» Дж. Россини, «Троянцы» Г. Берлиоза (1858), «Сицилийская вечерня» Дж. Верди (1855), «Дон Карлос» Дж. Верди (1867) и др.

Комическая опера

Опера Моцарта «Свадьба Фигаро»

Она особенно была развита в XVIII — XIX вв. и оказала значительное влияния на такие музыкальные жанры, как водевиль, мюзикл и оперетта. В Италии в этом жанре создавали оперы Дж. Россини, Дж. Перголези, Н. Пиччинни, а одной из самых известных комических опер является «Фальстаф» Д. Верди. Черты комической оперы присутствуют и в операх Моцарта «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Похищение из сераля». В комической опере между музыкальными номерами допускается диалог.

Романтическая опера

Зародилась в Германии в начале XIX в. Сюжеты таких опер отличались фантастичностью и мистицизмом. К романтической оперной школе принадлежит в особенности К. Вебер («Вольный стрелок»), отчасти Р. Вагнер, «Лоэнгрин», «Тангейзер» и др.

Полу-опера ( semi -опера)

Английская барочная опера, в которой сочетаются устная драма, вокальные мизансцены и симфонические произведения. Одним из приверженцев semi-оперы считается английский композитор Генри Пёрселл (1659-1695).

Серьезная опера

Итак, одним из основных видов оперы в музыке является так называемая «серьезная» опера. Она возникла в Италии в конце XVII века у композиторов неаполитанской школы. Среди основных тем этих произведения – мифологические и историко-героические. «Серьезные» оперы отличались особенным пафосом, пышными выразительными костюмами. Преобладали продолжительные арии солистов, в которых они выражали каждую, даже самую малейшую эмоцию персонажа, мастерски вокализируя. Функции слова и музыки были четко и ясно разделены.

Известными композиторами жанра opera seria были Алессандро Скарлатти, Глюк, Сальери, Гендель и многие другие.

История оперы

Впервые опера появилась в Италии. Но это не была опера в обычном её современном виде. Вернее сказать, это был прообраз оперы – мистерия.

Мистерия (от лат. ministerium – служба) – один из жанров европейского средневекового театра XIV — XV вв., связанный с религией. Обычно сюжет мистерии брался из Библии и перемежался различными бытовыми сценами. Развитие мистерий в разных странах проходило по-разному: где-то они исчерпали себя естественным образом (как, например, в Италии), где-то были запрещены, а где-то сочинялись и ставились вплоть до XVIII в. Музыка в мистериях первоначально присутствовала эпизодически, а затем стала сопровождать действие с начала и до конца.

В первое время опера служила развлечением при королевском дворе, а позже стала публичным представлением. Первый оперный театр был открыт в 1637 г. в Венеции. А первой большой оперой считают оперу Джакопо Пери «Эвридика», которая была исполнена в 1597 г.

В Испании первая опера появилась в начале XVIII в., а в России – в середине XVIII в. Первой же оперой, написанной на тему русской жизни, была опера Ф. Волкова «Танюша, или Счастливая встреча» (1756).

Опера очень быстро завоёвывала популярность в Европе: уже в начале XVIII в. опера начинает разделяться на большую серьёзную оперу и комическую оперу (буффа).

В концу XVIII в. открывается Российский театр в Петербурге, но сначала здесь ставились иностранные оперы, русские оперы в то время были только комическими. В 1815 г. в петербургском Большом театре состоялась премьера оперы К. Кавоса «Иван Сусанин». Она была написана в стиле французской «опера комик», где диалоги занимали почти столько же места, сколько и музыка.

В XIX в. все лучшие русские композиторы обращаются к жанру оперы, а первой русской национальной оперой считается опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» (позже переименованной в «Иван Сусанин»).

Фёдор Шаляпин в роли Ивана Сусанина

Типы оперы.

Комическая опера — очень лёгкая комедийная опера, не затрагивающая серьёзных и непростых тем, всегда со счастливым концом. Некоторые из форм комической оперы это оперетта и опера-буффа. В этом виде музыкально-театрального искусства зачастую музыкальные номера чередуются с разговорными диалогами. В качестве примеров комической оперы можно привести «Госпожа-служанка» (La serva padrona) Джованни Баттисты Перголези и «Летучая мышь» (Die Fledermaus) Иоганна Штрауса. Во Франции разновидностью комической оперы является опера комик (comique), но основным отличием является то, что Опера комик не всегда лёгкая и смешная, зачастую с трагическим финалом, самым известным примером является трагическая «Кармен» (Carmen) Жоржа Бизе.

Опера-серия (серьёзная опера) — также известна как неаполитанская опера из-за истории своего происхождения и влияния на ее развитие неаполитанской школы. Часто сюжет имеет историческую или сказочную направленность и посвящен каким-либо героическим личностям или мифическим героям и древним богам, отличительной особенностью является преобладание сольного исполнения в стиле бельканто, а также ясно выражено разделение функций сценического действия (текста) и самой музыки. Примерами являются «Милосердие Тита» (La Clemenza di Tito) Вольфганга Амадея Моцарта и «Риналдо» (Rinaldo) Георга Фридриха Генделя.

Полусерьёзная опера (опера-семисерия) — жанр итальянской оперы с серьезной историей и счастливым концом. В отичие от трагической оперы или мелодрамы, в этом типе присутствует хотя бы один комический персонаж. Одним из наиболее известных примеров оперы-семисерии является «Линда из Шамуни» (Linda di Chamounix) Гаэтано Доницетти, а также «Сорока-воровка» (La gazza ladra) Джоаккино Россини.

Большая опера (гранд) — возникла в Париже в XIX веке, название говорит само за себя — крупномасштабное впечатляющее действие в четыре иля пять актов с большим количеством исполнителей, оркестром, хором, балетом, красивыми костюмами и декорациями. Одними из ярких представителей большой оперы являются «Роберт-дьявол» (Robert le Diable) Джакомо Мейербера и «Ломбардцы в крестовом походе» («Иерусалим») Джузеппе Верди.

Веристская опера (от итал. verismo) — реализм, правдивость. Этот тип оперы возник в конце XIX века. Большинство персонажей этого типа оперы являются обычными людьми (в отличии от мифических и героических личностей) с их проблемами, чувствами и отношениями, сюжеты нередко строятся на каждодневных делах и заботах, показаны картины повседневного быта. Веризм ввел в оперу такой творческий приём, как калейдоскопическая смена событий, предвосхищающий «кадровый» монтаж кино, и применение в текстах прозы вместо поэзии. Образцами веризма в опере являются «Паяцы» (Pagliacci) Руджеро Леонкавалло и «Мадам Баттерфлай» (Madama Butterfly) Джакомо Пуччини.

Самые ранние оперы-баллады

Опера-баллада была названа «протестом восемнадцатого века против итальянского завоевания лондонской оперной сцены». Он состоит из колоритных и часто сатирических разговорных (английских) диалогов, перемежающихся песнями, которые намеренно сделаны очень короткими (в основном одна короткая строфа и рефрен), чтобы свести к минимуму нарушения хода повествования, в котором участвуют низшие классы, часто преступник, персонажи и обычно показывает приостановку (или инверсию) высоких моральных ценностей итальянской оперы того периода.

Принято считать, что первой оперой-балладой и той, которая оказалась самой успешной, была «Опера нищего» 1728 года. В ней было либретто Джона Гея и музыка в аранжировке Иоганна Кристофа Пепуша , оба из которых, вероятно, испытал театр водевиля в Париже и, возможно, был мотивирован воспроизвести его в английской форме. На них также, вероятно, повлияли бурлески и музыкальные пьесы Томаса Д’Урфея (1653–1723), который имел репутацию человека, добавляющего новые слова к существующим песням ; популярная антология этих настроек была опубликована в 1700 году и часто переиздавалась. Ряд мелодий из этой антологии был переработан в «Опере нищего» .

После успеха «Оперы нищего» было поставлено много подобных произведений. Актер Томас Уокер , сыгравший Мачита в оригинальной постановке, написал несколько опер-баллад, и Гэй произвел дальнейшие работы в этом стиле, в том числе гораздо менее успешное продолжение, Полли . Генри Филдинг , Колли Сиббер , Чарльз Коффи , Томас Арне , Чарльз Дибдин , Арнольд, Шилд, Джексон Эксетерский, Хук и многие другие продюсировали оперы-баллады, пользовавшиеся большой популярностью. К середине века, однако, жанр уже был в упадке.

Хотя в них фигурировали низшие слои общества, аудиторией этих работ обычно были лондонские буржуа. В качестве реакции на Opera seria (в то время почти всегда исполняемую на итальянском языке) музыка для этой публики была в своем роде такой же сатирической, как и слова пьесы. Сами пьесы содержали отсылки к современной политике — в «Опере нищего» персонаж Пичам был высмеиванием сэра Роберта Уолпола . Этот сатирический элемент означал, что многие из них рисковали подвергнуться цензуре и запрету, как это было в случае с преемницей Гэя в «Опере нищего» , Полли .

Мелодии оригинальных опер-баллад почти все уже существовали (что-то вроде современного « мюзикла из музыкального автомата »): однако они были взяты из самых разных современных источников, включая народные мелодии , популярные мелодии классических композиторов (таких как как Перселл ) и даже детские потешки . Важным источником, из которого была взята музыка, был фонд популярных мелодий, на который основаны лондонские баллады XVIII века . Отсюда и возник термин «балладная опера». Этот мешочек с «предварительно любимой» музыкойявляется хорошим тестом для различения оригинального типа балладной оперы и ее более поздних форм. Многие оперы-баллады использовали одни и те же мелодии, такие как « Лиллибуллеро », и примерно к 1750 году стало ясно, что необходимо писать новые мелодии. Любовь в деревне » Томаса Арне представила новую форму балладной оперы, в основном с новой музыкой и гораздо меньшей опорой на традиционные мелодии. За ним в том же стиле последовали « Лайонел и Кларисса Чарльза Дибдина в 1768 году.

«Разочарование» (1762 г.) представляет собой раннюю американскую попытку создания такой балладной оперы.

Оперетта

Значительно менее масштабным жанром оперы были оперетты – маленькие произведения с незатейливым забавным сюжетом, любовной и сатирической линией, а также простой, хорошо запоминающейся музыкой. «Маленькая опера» возникла во Франции ближе к концу XIX века.

Встречаются разнообразные по характеру сюжета и содержанию оперетты – чаще всего они носят лирические и комедийные оттенки. Возникают определенные сложности с определением этого жанра, поскольку строгие рамки, которые разграничивали бы, например, оперетту и оперу-буффа, отсутствуют.

Это далеко не все виды оперы, существующие на данный момент. Как уже было сказано, некоторые из разновидностей исчезли, а в новом синкретичном театральном искусстве зарождаются новые, еще не названные жанры.

Ранние балладные оперы

Опера «Баллада» была названа «протестом восемнадцатого века против итальянского завоевания лондонской оперной сцены». Он состоит из колоритных и часто сатирический разговорный (английский) диалог, перемежающийся с песнями, которые намеренно сделаны очень короткими (в основном, это одна короткая строфа и припев), чтобы свести к минимуму нарушение хода истории, в которой участвуют низшие классы, часто криминальные, персонажи и обычно показывают приостановку ( или инверсия) высоких моральных ценностей Итальянская опера периода.

Принято считать, что первая балладная опера, и та, которая оказалась самой успешной, была Опера нищего 1728 г. У него было либретто Джон Гей и музыку в аранжировке Иоганн Кристоф Пепуш, оба из которых, вероятно, играли в театре водевилей в Париж, и, возможно, были мотивированы воспроизвести его в английской форме. Вероятно, на них также повлияли бурлеск и музыкальные пьесы Томас Д’Урфей (1653–1723), который имел репутацию вставка новых слов в существующие песни; популярная антология этих настроек был опубликован в 1700 году и часто переиздавался. Некоторые мелодии из этой антологии были переработаны в Опера нищего.

После успеха Опера нищегобыло поставлено много подобных постановок. Актер Томас Уокер, кто играл Macheath в оригинальной постановке написал несколько балладных опер, и Гей выпустили и другие работы в этом стиле, включая гораздо менее успешное продолжение, Полли. Генри Филдинг, Колли Сиббер, Чарльз Коффи, Томас Арне, Чарльз Дибдин, Арнольд, Шилд, Джексон из Эксетера, Крюк и многие другие поставили балладные оперы, которые пользовались большой популярностью. Однако к середине века жанр уже пришел в упадок.

Хотя они представляли низшие слои общества, аудиторией этих работ, как правило, были лондонские буржуа. Как реакция на опера сериа (в то время почти всегда пела на итальянском), музыка для этой публики была такой же сатирической, как и слова пьесы. Сами пьесы содержали отсылки к современной политике — в Опера нищего Персонаж Персик был высмеиванием сэра Роберт Уолпол. Этот сатирический элемент означал, что многие из них рисковали подвергнуться цензуре и запрету, как в случае с преемником Гэя. Опера нищего, Полли.

Мелодии оригинальных балладных опер почти все существовали ранее (что-то вроде современного «музыкальный автомат «): однако они были взяты из самых разных современных источников, включая народные мелодии, популярные арии классических композиторов (например, Перселл ) и даже детские детские стишки. Важным источником, из которого была почерпнута музыка, был фонд популярных эфиров, к которым Лондон XVIII века широкие баллады установлены. Отсюда и возник термин «балладная опера». Этот тряпичный мешок «любимая» музыка является хорошим тестом для того, чтобы отличить оригинальный тип балладной оперы от ее более поздних форм. Во многих балладных операх использовались одни и те же мелодии, например «Lillibullero «, и примерно к 1750 году стало ясно, что нужно писать новые мелодии. В 1762 году Томас Арне Любовь в деревне представили новую форму балладной оперы, в основном с новой музыкой и гораздо меньшей опорой на традиционные мелодии. В аналогичном стиле за ним последовал Чарльз Дибдин. Лайонел и Кларисса в 1768 г.

Разочарование (1762) представляет собой раннюю американскую попытку создания такой балладной оперы.

Жанр и драматургия оперы

Гершвин назвал свою оперу народной, хотя ее конфликт носит сугубо частный характер. Это душевные «метания» Бесс между подлинной любовью к ней Порги и развращенной моралью Спортин-Лайфа, представителя нью-йоркских кабаков. В трактовке Гершвина Порги олицетворяет беспредельность человеческой любви и веры. Его наивность – не простота глупца, а проявление по-детски чистой, цельной, неискушенной души. Музыка оперы заставляет слушателя поверить в то, что отправившись за тысячу километров искать «иголку в стоге сена», Порги сумеет найти свою любимую.

Определение «народная» отражает самую суть оперы Гершвина. Сложные человеческие взаимоотношения разворачиваются в ней на широкой канве массовых и диалогических сцен, рождаются как бы в гуще народной жизни и потому так жиз­ненно убедительны. Существенно то, что хоровые сцены, рисующие образ народа, являются мощной опорой всего спектакля, ее идейно-смысловыми центрами.

Композиция оперы складывается из де­вяти картин, действие которых замкнуто в одном про­странстве, именуемом «двор в Кетфиш Роу». При этом имеет место сквозное развитие сцен как цепи событий.

Драматургия спектакля коренным образом связана с националь­ными традициями. Она опирается на характерное для американского театра, в том числе для «комедии менестрелей», соче­тание разговорных сцен и песенных номеров. Истоки подобной драматургии восходят к приемам «балладной оперы», сложившейся еще в XVII веке. Балладная опера широко распространилась в США, породив, в частности, музыкальную комедию Бродвея. Таким образом, в «Порги и Бесс» Гершвин мастерски трансформировал тот многообразный опыт, который приобрел, сочиняя музыку для бродвейской эстрады.

С массовыми жанрами американского театра связаны и другие особенности произведения:

1. преобладание «речевых» сцен, их огромная роль в раскрытии образов;

2. динамика и целеустремленность в развитии сюжета, сценичность ситуаций;

3. комедийный облик многих эпизодов. В духе американского фольклора трагедия и шутка здесь неразрывно переплетаются;

4. родство образов главных героев, Порги и Спортин-Лайфа, с характерными типажами театра менестрелей. В трактовке Гершвина эти менестрельные прототипы преображаются в жизненно правдивые образы.

Все персонажи оперы характеризуются широким спектром эмоций от горя, страдания до радости, веселья, правдиво отражающих осо­бенности негритянского характера. В работе над музыкой композитор основывался на обширном круге национально-бытовых жанров: песенок из ревю, комедий, джаза. Но главным источником вдохновения для Гершвина стали оригиналь­ные образцы афроамериканского фольклора, хотя музыка оперы не содержит прямых цитат. Стилизованные образцы ряда фольклорных жанров интегрированы в структуру полноценной оперы с ариями (по большей части в простой песенной форме), ансамблями, речитативами и лейтмотивами.

Композитор обращается к широкой палитре афроамериканского фольклора: лирическим блюзам и «языческим» пляскам, негритянским гимнам, псалмам и замечательным хоровым песням – спиричуэлс.

Спиричуэл (от англ. spiritual – духовный) – основной жанр афроамериканского фольклора, возникший в южных штатах США в период рабства. Это духовные песнопения негров, исполняемые хором a cappella как коллективная импровизация.

Поэтические тексты спиричуэлов в большинстве случаев основаны на библейском материале, однако библейские мотивы в них снижены, фольклоризированы, сочетаются с повествованием о собственной повседневной жизни.

Мелодика спиричуэлов глубоко своеобразна. Пентатонические попевки сочетаются в ней с типичными для блюзового лада колебаниями между мажорной и минорной терциями. Часто используются нетемперированные звуки, глиссандирование. Ритмическое своеобразие определяется характерным синкопированием.

Именно с опорой на спиричуэлс связана потрясающая выразительность трагедийных сцен, которые являются художественными вершинами всей оперы. Такова, в первую очередь, сцена похоронного причитания над телом убитого Роббинса, обобщающая образ всенародного горя и молитва во время грозы.

Высшая драматическая точка похоронной сцены – ее заключение, где восходящее хоровое глиссандо звучит на фоне нисходящих хроматических аккордов оркестра. А далее наступает естественная разрядка, выраженная, на первый взгляд, наивно, но психологически очень правдиво для данной среды. На неожиданный призыв Бесс занять места в поезде, уносящем в «обетованный рай», отвечает радостный «желез­нодорожный» псалом хора. Подобные внезапные эмоциональные модуляции, как уже отмечалось, весьма типичны для американского фольклора.

Подробнее об опере

Литературной основой оперы является либретто. Либретто оперы может создать как сам автор литературного произведения, так и другой писатель. Иногда либретто своих опер создают сами композиторы.

Обычно в начале оперы исполняется увертюра (вступление). Сначала увертюры исполнялись для того, чтобы публика успевала занять места в зале. Во времена Моцарта увертюра стала полноправной частью оперы. Некоторые композиторы создавали свои увертюры программными, т. е. передавали в них сюжет основного действия оперы.

Для исполнения оперы необходим большой состав музыкантов: хор, солисты, оркестр, танцоры (если в опере присутствуют хореографические номера). Создаются художественные декорации.

Оперное действие делится на акты, картины, сцены, номера. Опера состоит из речитативов (певучее декламирование), ариозо (высшая речитативная форма), песен, арий (произведение, исполняемое одним певцом), дуэтов (два певца), трио (три певца), квартетов (четыре певца), ансамблей (группа певцов) и т. д.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: