Интересные факты
В жизни Антонио Страдивари произошло множество интересных событий, среди которых выделяются следующие:
- Познакомился Страдивари с Николо Амати когда Антонио, будучи простым столяром, работал в одной из непримечательных мастерских, он был совсем юн. Николо принимает решение взять мальчика к себе в подмастерья, не до конца осознавая, с каким талантом столкнула его судьба.
- Согласно одной из легенд, чтобы создать идеальный инструмент, Амати использовал внутренние органы ягнят. Каждое утро он отправлял Страдивари в мясную лавку с тайной запиской, в обмен на которую Антонио получал внутренности животных, их возраст начинался строго с 3 месяцев. Лишь спустя длительное время Страдивари осознал, что это и есть секретный ингредиент, благодаря которому звучание скрипок становилось мощным, чистым и невероятно красочным. Но сам Антонио никогда не прибегал к таким мерам, и когда у него спросили, в чем же секрет его волшебных скрипок, он сообщал, что использует собственноручно изготовленное покрытие из крыльев и лапок насекомых, которых он находит на полу своей мастерской. Страдивари не спешил расставаться со своими тайнами, он хотел быть единственным в своем роде.
- У Антонио был великолепный слух, который позволял ему улавливать даже едва слышную фальшь. Поэтому если он замечал какое-то несовершенство в инструменте, то вновь принимался за работу и старался довести ее до конца.
- Мастер был трудолюбивым, и именно это качество позднее распространило о нем славу далеко за пределы родной Кремоны.
- Одним из первых нововведений Страдивари был удлиненный корпус инструмента, который позволял ему звучать сильнее, насыщеннее и пронзительнее. Такое новшество Антонио стал использовать, когда постепенно отошел от влияния Николо.
- В сфере создания музыкальных инструментов Страдивари заслуженно получил звание новатора и революционера, потому что он преобразил не только внешний вид скрипок, но и начал создавать виолончели по совершенно новым законам. Антонио сделал этот инструмент легче, уменьшил габариты и улучшил частоту звучания.
- Из-за того, что скрипки Страдивари представляли собой огромную материальную ценность, на них часто покушались воры. В 1936 году скрипка «Гибсон» была украдена прямо из гримерки музыканта Бронислава Губермана, практически сразу после того, как он выступил на сцене. Любопытно, что грабитель так и не продал инструмент, а старательно хранил его более 50 лет, до тех пор, пока не осознал, что вскоре умрет от смертельного заболевания. Тогда вор завещал своей жене хранить скрипку, но и так и не рассказал, в чем заключалась ее истинная ценность. Только спустя 4 года женщина поняла, какой уникальной вещицей обладает, и решает вернуть пропажу за символическое вознаграждение. За инструмент она получила 263 тысячи долларов, а в настоящее время обладателем «Гибсона» является эксцентричный музыкант Джошуа Беллу.
И напоследок будет любопытно узнать, что старый еврейский анекдот про портных переделан из старого итальянского анекдота про скрипачей:
В небольшом итальянском городке Кремона на центральной улице жило несколько великих скрипичных мастеров. Первым боевые действия начала семья Амати, повесившая большую вывеску над своей мастерской «Лучшие скрипки в Италии». В ответ на это семья Гварнери тоже украсила свой магазин – «Лучшие скрипки в мире» Мастерская Антонио Страдивари, который раньше служил бесплатным учеником у Николо Амати, находилась в самом конце улицы и Страдивари повесил на ней скромную вывеску «Лучшие скрипки на этой улице».
АМАТИ
Скрипичные мастера
Амати — семья итальянских мастеров смычковых инструментов.
Родоначальником ее считается Андрей, создатель скрипки классического типа, а немеркнущую славу заработал его внук Николо, инструменты которого ценятся особенно высоко. Николо Амати создал кремонскую школу скрипичных мастеров, в которой учились его собственный сын и ставшие впоследствии основателями династий А. Страдивари и А. Гварнери.
Амати — старинная итальянская семья. Упоминание о них встречается в летописях города Кремона уже в 1097 году. Но всемирную славу этой семье принес Андреа Амати (ок. 1520 — ок. 1580), основатель школы скрипичных мастеров.
Андреа Амати начал работать с раннего детства. В двадцать шесть лет он уже ставил на этикетках, прикрепляемых на инструменты, свое имя. Пройдя курс обучения у конструктора виол Дж. М Дель Буссето, Андреа Амати вместе с братом Антонио открыл собственную мастерскую.
Он создал скрипку классического типа: форма корпуса не очень крупная, менее значительная выпуклость дек, более узкая талия, укороченные красивые эфы и круто закругленная головка. Все пропорции удлиненные и изящные. Амати впервые стал строго следить за подбором дерева (волнистый клен, ель) и тоном лака, который должен быть более светлым, чем было принято (темно-желтый с бронзовым и красноватым оттенком).
Но это все были внешние проявления Главное же, чего добился Андреа Амати, это мягкое, необычайно красивое звучание скрипки, близкое женскому сопрано.
Молва об итальянском мастере быстро распространилась по Европе, и его пригласил во Францию король Карл IX. По заказу короля Андрея изготовил 38 инструментов для ансамбля «24 скрипки короля», в том числе дискантовые и теноровые скрипки. Некоторые из них сохранились.
У Андреа Амати было два сына — Андреа Антонио (1555–1640) и Иеронимо (Джироламо) (1556–1630), которые продолжили дело отца и работали вместе. Инструменты, сделанные ими, еще изящнее, чем у отца, а звук их скрипок — еще нежнее. Братья немного увеличили своды, стали делать углубление вдоль краев дек, удлинили углы и немного, совсем чуть-чуть, изогнули эфы.
Но самыми удачными были инструменты, созданные сыном Джироламо Николо Амати — единственным оставшимся в живых после смерти от чумы родителей и двух сестер.
Он создал скрипку, предназначенную для публичных выступлений. Чтобы приспособить инструмент к новым требованиям, он немного увеличил размер корпуса («большая модель»), уменьшил выпуклости дек, увеличил бока и углубил талию. Он тщательно подбирал дерево, ориентируясь на его акустические свойства, улучшил систему настройки дек
Особое внимание он уделял пропитке дек. Кроме того, он добивался, чтобы лак был эластичным и прозрачным, а цвет его — золотисто-бронзовым с красновато-коричневым оттенком
Конструктивные изменения, внесенные Никола Амати, заставили скрипку звучать сильнее, а звук распространяться дальше, не утрачивая при этом своей красоты.
Все его инструменты до сих пор ценятся скрипачами Николо Амати создал школу скрипичных мастеров, отличительной чертой скрипок которой стала особая форма эфов Среди его учеников были его сын Джироламо II (1649–1740), А. Гварнери, А. Страдивари, создавшие собственные династии, Ф. Руджери, П. Гранчино, Санто Серафин и др.
8 фестивалей джаза в Италии
Условия и положения загрузки и хранения фотографий на сайт «Твоя Италия»
Загружая свои фотографии на сайт «Твоя Италия», пользователи принимают нижеследующие условия и положения: 1. К участию допускаются все пользователи, заполнившие форму с указанием фамилии, имени, контактных данных и описанием фотографии. 2. Фотография должна быть оригинальной, и права на неё должны принадлежать пользователю. 3. Загружаемые фотографии не должны содержать: 3.1. узнаваемых людей, если они не предоставили разрешение опубликовать их фотографии на сайте «Твоя Италия»; 3.2. логотипы и торговые марки, если их правообладатели не предоставили «Твоей Италии» полномочий на их публикацию; 3.3. обнажённых тел, если речь не идёт о произведениях искусства, непристойных, аморальных, неприемлемых изображений; 3.4. любых объектов, нарушающих права третьих лиц; 3.5. размещая фотографию в фотогалерее, пользователи соглашаются с его размещением в данной галерее и в материалах сайта с явным указанием автора данной фотографии, а также в публикациях социальных сетей, связанных с настоящим сайтом. 4. Пользователи также соглашаются с тем, что с ними могут связаться представители «Твоей Италии», чтобы обсудить возможное иное использование предоставленной фотографии.
Члены семьи
Андреа Амати
Андреа Амати (c. 1505 — 20 декабря 1577 г.) разработал и создал скрипку, альт и виолончель, известную как «скрипичная семья». Он стандартизировал основную форму, форму, размер, материалы и метод строительства. Создатели поблизости Брешия экспериментировали, такие как Гаспаро да Сало, Микели, Занетто и Пеллегрино, но именно Андреа Амати из Кремоны, Италия, дал современному семейству скрипачей окончательный профиль.
Первую скрипку заказал Лоренцо Медичи в 1555 году. В его письме к Амати говорилось, что инструмент должен быть «сделан из материалов высочайшего качества, таких как лютня, но на нем будет просто играть». Что стало с этой первой скрипкой, неизвестно. Некоторые его инструменты сохранились некоторое время, начиная с 1538 г. (Амати сделал первую виолончель под названием «Король» в 1538 г. [требуется разъяснение ]) и 1574. Наибольшее количество из 1560, набор для всего оркестра из 38 человек по заказу Катрин де Медичис регент королева Франции и несла вручную расписанные золотом королевские французские украшения, включая девиз и герб ее сына Карл IX Франции. Из этих 38 заказанных инструментов Амати создал скрипки двух размеров, альты двух размеров и виолончели большого размера. Они использовались до Французской революции 1789 года, и только 14 из этих инструментов сохранились. Его работы отмечены выбором лучших материалов, большой элегантностью исполнения, мягким прозрачным янтарем, мягким полупрозрачным лаком и глубоким использованием акустических и геометрических принципов в дизайне.
Антонио и Джироламо Амати
Андреа Амати наследовали его сыновья Антонио Амати (c. 1537–1607) и Джироламо Амати (c. 1551–1630). «Братья Амати», как их называли, воплотили далеко идущие новшества в дизайне, в том числе совершенство формы дырки. Они также считаются пионерами современного альтового формата альт, в отличие от старых теноровых альтов, но широко распространенное мнение, что именно они сделали это первыми, неверно, учитывая, что Гаспаро да Сало изготавливал альты от альтов 39 см до теноров 44,7 см.
Николо Амати
Николо Амати (3 декабря 1596 г. — 12 апреля 1684 г.) был сыном Джироламо Амати. Он был самым выдающимся в семье. Он усовершенствовал модель, принятую на вооружение остальной частью Amatis, и произвел инструменты, способные обеспечить большую мощность тон. Его образец был необычно маленьким, но он также сделал более широкую модель, известную теперь как «Grand Amati», которая стала его наиболее популярными скрипками.
Из его учеников самыми известными были Антонио Страдивари и Андреа Гварнери, первый из семьи скрипичных мастеров Гварнери. (Существует много споров относительно ученичества Антонио Страдивари. Хотя на этикетке первой известной скрипки Страдивари указано, что он был учеником Амати, обоснованность его утверждения ставится под сомнение.)
Джироламо Амати (Иероним II)
Последним создателем семьи был сын Николо, Джироламо Амати, известный как Иероним II (26 февраля 1649 — 21 февраля 1740). Он улучшил изгиб инструментов своего отца.[нужна цитата ]
Сохранившиеся инструменты Амати
Инструменты Амати включают в себя некоторые из старейших сохранившихся образцов семейства скрипок, датируемые серединой 16 века. Из соображений сохранения в них лишь изредка играют публично.
Великобритания
Инструменты в Великобритании включают скрипки Андреа Амати из набора, доставленного Карлу IX во Франции в 1564 году.
- Инструменты Амати в Музее Эшмола в Оксфорде.
-
Андреа Амати
- Скрипка, 1564 г. (бывшая королевская коллекция Франции)
- Виола
- Инструменты Амати в Музее Королевской музыкальной академии в Лондоне
- Инструмент Амати в Доме-музее и художественной галерее Талли , Карлайл
-
Андреа Амати
Скрипка, 1564 г. (бывшая королевская коллекция Франции)
Соединенные Штаты
Эта скрипка, которая сейчас находится в Метрополитен-музее , возможно, была частью набора, сделанного для бракосочетания Филиппа II Испанского с Елизаветой Валуа в 1559 году, что делает ее одной из самых ранних известных существующих скрипок.
-
Инструменты Амати в Национальном музыкальном музее (Университет Южной Дакоты)
-
Андреа Амати:
- «Король», около 1545 г., самая старая из сохранившихся виолончелей в мире.
- Виола, 1560 г.
- Скрипка, 1560 г.
- Скрипка, 1574 г.
-
Джироламо Амати:
- Контрабас, 1680 г.
- Скрипка, 1604 г.
- Скрипка, размер 7/8, 1609 г.
- Скрипка пикколо, 1613 г.
-
Николо Амати:
Скрипка, 1628 г.
-
Андреа Амати:
-
Инструменты Амати в Метрополитен-музее (Нью-Йорк)
-
Андреа Амати:
Скрипка, гр. 1560
-
Николо Амати:
Скрипка, 1669 г.
-
Андреа Амати:
Тень дьявола
Однажды, спустя много лет после смерти Джузеппе, великому скрипачу Никколо Паганини предложили купить скрипку почти неизвестного мастера. Музыкант, привыкший к изяществу и совершенным формам инструментов Страдивари, недоверчиво отнесся к грубой скрипке с нарушенными пропорциями.
Но стоило ему заиграть, как он влюбился в ее звук. Свое имя «Пушка» скрипка получила именно за особенность своего голоса. Глубокий насыщенный, сильный — он долетал до любой точки любого концертного зала.
Говорили, что когда Паганини играл на ней, за его спиной можно было видеть тень дьявола. А кое-кто поговаривал, что в «Пушку» вселилась проданная этому самому дьяволу душа самого Джузеппе Гварнери, которая после смерти не знает покоя.
В 1999 году «Пушка» попала в руки Богодара Которовича, известного скрипача. Вспоминая опыт игры на ней, маэстро говорил о полнейшей мистике. Инструмент не представлял ничего особенного, репетиции не показали никакого сверхзвука, которого так ждал от легендарной скрипки музыкант. Артист переживал о том, что и выступление будет посредственным.
Но стоило заиграть на концерте, как скрипичный голос необъяснимым образом преобразился. Которовичу казалось, что кто-то стоит за спиной и играет вместе с ним.
А. Страдивари
Самый знаменитый и дел мастер — это Антонио Страдивари, родившийся и всю жизнь проживший в Кремоне. На сегодняшний день в мире сохранилось приблизительно семьсот инструментов, сделанных его руками. Учителем Антонио был не менее знаменитый мастер Николо Амати.
Точная дата рождения А. Страдивари неизвестна. Обучившись у Н. Амати, он открыл свою мастерскую и превзошёл своего учителя. Антонио улучшал скрипки, созданные Николо. Он добивался более певучего и гибкого голоса инструментов, делал более изогнутую форму, украшал их. А. Страдивари, кроме скрипок, создавал альты, гитары, виолончели и арфы (по крайней мере, одну). Учениками великого мастера были его сыновья, но они не сумели повторить успех своего отца. Считается, что секрет великолепного звучания своих скрипок он не передал даже своим сыновьям, поэтому он не разгадан до сих пор.
Судьба
Скрипичный мастер родился 3 декабря 1596 года в Кремоне, что в провинции Ломбардия на севере Италии. Он пятый сын, один из 12 детей Джироламо (Иеронимо) Амати и Лауры де Лаззарини.
О личной жизни Николо Амати известно куда меньше, чем о его творчестве.
В 1629–1631 годах в Италии разгорелась чума. В отличие от своих отца, матери и двух сестер Николо посчастливилось пережить «черную смерть». Осиротев, мастер съехался с единственной оставшейся в живых сестрой.
23 мая 1645 года женой Николо Амати стала Лукреция Паглиари. Андреа Гварнери, один из учеников скрипичного мастера, не только присутствовал на бракосочетании, но и выступил в роли свидетеля со стороны жениха.
Мужская сила бурлила в Николо Амати, несмотря на преклонный возраст. Поэтому в семье родились девять детей. Некоторые их них умерли в раннем возрасте. Самым известным потомком стал Джироламо (Иеронимо) Амати – младший, рожденный в 1649 году. На нем прервалась династия скрипичных мастеров.
Биография Николо Амати завершилась 12 апреля 1684 года. Причина смерти более чем естественная, если иметь в виду возраст мужчины.
За 87 лет скрипичный мастер ни разу не покинул родной город и здесь же нашел последнюю обитель. Могила Николо Амати находится в Кремонском кафедральном соборе Вознесения Девы Марии.
На портретах Амати неизменно изображают со скрипкой в руках. Мастера отличают испытующий взгляд темных глаз, высокие скулы, крупный нос и подбородок с ямочкой.
Конкуренция со Страдивари
Семье Гварнери приходилось нелегко. В то же время расцвета достиг гений другого скрипичного мастера — Антонио Страдивари. Его скрипки вошли в моду, мастер был продуктивен, имел влияние и деньги. Страдивари производил около 25 скрипок в год, притом что обычно из-под рук мастера выходит всего до пяти качественных инструментов.
Конечно, в мастерской Страдивари работали подмастерья, но все равно это было слишком много. Ниша дорогих инструментов была заполнена, а тут еще Джузеппе достался своенравный характер деда Андреа. Он был невоздержан во хмелю и постоянно попадал из-за этого в передряги. Некоторые исследователи жизни великого мастера считают, что именно по этой причине Джузеппе оказался в ордене иезуитов. Он жил и работал в монастыре, продавая свои скрипки церкви практически за бесценок.
Только вот не все оправдывают пребывание мастера в монастыре попыткой избавиться от земных пороков или бегством от нищеты. Современники Гварнери судачили, что он жил среди монахов не просто так. Гварнери надеялся спрятаться за монастырскими стенами от дьявола, которому он продал душу за то, чтобы его инструменты стали лучшими, превзойдя работы Страдивари.
К моменту становления Гварнери как отличного производителя скрипок противостояние между двумя конкурирующими семействами достигло своего апогея. Страдивари почувствовал в молодом Джузеппе сильного соперника и применял в борьбе с ним все свои связи.
Инструменты Гварнери не покупали, тем более, он не признавал дорогой отделки, предпочитая уделять внимание голосу скрипки часто в ущерб ее внешнему виду. Работы Гварнери в сравнении со Страдивари неряшливы
Эфы (резонаторные отверстия) вырезаны неровно, можно сказать, даже небрежно. Лак положен где-то даже комками. И таких непростительных огрехов — множество.
Те, кто изучал скрипки руки Гварнери в разное время, пытались улучшить звучание, отшлифовав покрытие или доведя до правильной формы ту деталь, что казалась неправильной. В результате скрипка теряла свое волшебное звучание. Из-за таких горе-улучшателей до наших дней дошли всего несколько неиспорченных скрипок дель Джезу.
Биография
Точной даты рождения Антонио Страдивари не зарегистрировано, но многочисленные историки сходятся во мнении, что появился на свет мастер в 1644 году в итальянском городке Кремона (Cremona), регион Ломбардия (Lombardia).
Его отца звали Алессандро Страдивари (Alessandro Stradivari), а маму – Анна Морони (Anna Moroni).
С 1657 и последующие десять лет Антонио служит подмастерьем в доме Николо Амати, причем существуют сведения, что тот ему даже не платил. Фактически, Страдивари работает на Амати только для того, чтобы получить опыт изготовления музыкальных инструментов.
Начало работы и первая скрипка
Первая скрипка мастера датируется 1666 годом, и при ее изготовлении Страдивари точно придерживается техники, которой он обучился у наставника. Поэтому инструменты того времени носили символическое название «аматизе».
После того, как будущий мастер женился, он решает заняться собственным изготовлением инструментов, поэтому в 1667 году он поселяется в рыбацком доме, где открывает первую мастерскую. Его женой становится женщина по имени Франческа Ферабоски (Francesca Feraboski), которая в браке подарила мастеру шестерых детей. Из них два сына Франческо и Омобоно впоследствии увлеклись искусством создания музыкальных инструментов и стали верными помощниками Антонио.
Когда Страдивари начинает выпускать первые скрипки, он уже не ставит на них маркировку Амати, не пишет о себе, как о его ученике. Теперь Антонио – самостоятельный мастер. Однако он не сразу стал таковым, поскольку на протяжении всего времени проживания в домике рыбака он учится у владельца Франческо Пескароли (Francesco Pescaroli) искусство резьбы по дереву. Как полагают биографы, именно Франческо научил мастера в совершенстве владеть инкрустацией, обучив множеству нюансов и деталей.
В 1681 году Страдивари на заработанные от первых инструментов деньги приобретает себе дом, который располагается неподалеку от доминиканского монастыря в родном городе. На территории дома были подвал, несколько антресолей, а также небольшая квадратная пристройка на крыше. Она открывалась с южной и западной стороны, там же располагались сушильни, где Антонио любил работать в хорошую погоду, а также высушивал свои инструменты после нанесения краски. Мастер старался сделать каждую скрипку настоящим произведением искусства, поэтому всякому инструменту уделял много времени, прислушиваясь к звучанию и чувствуя малейшее неверное колебание.
Великолепные творения Антонио Страдивари сложно был не заметить, поэтому спустя непродолжительное время у его инструментов стали появляться первые поклонники. Мастер получил уникальную возможность еще при жизни испытать на себе, каково это – быть признанным и иметь привилегированное социальное положение. Когда музыканты стали все чаще заказывать у Страдивари ту или иную работу, у мастера, наконец, появился финансовый достаток.
В те времена зародилась крылатая фраза «Богат, как Страдивари». Даже спустя многие годы она остается актуальной, поскольку сейчас применяется к очень богатым и обеспеченным людям.
Карьера
1670 Никола Амати Контрабас
Амати стиль
Из всех скрипок семьи Амати, скрипки Никола часто считаются наиболее подходящими для современной игры. В молодости его инструменты точно следовали концепциям его отца: относительно небольшая модель и высокая дуга доходили почти до гребня в центре передней и задней части инструмента.
В латинский формы имен, Андреас, Антоний, Иероним и Николай, обычно использовались на этикетках скрипок, а фамилия иногда латинизировалась как Amatus.
Николя Амати стиль
Начиная с 1630 года, он постепенно начал проявлять признаки оригинальности, которые к 1640 году выразились в том, что сейчас известно как «Гранд Амати»
Этот Великий Узор был немного больше (длина спинки составляла до 35,6 см (около 14 дюймов) и, что особенно важно, до 20,9 см (около 8 дюймов)).1⁄4 дюймов) шириной, допускал более крупный звук. Хорошо изогнутые, длинные углы, сильно и чисто изогнутые (украшенные декоративной каймой), эти инструменты, возможно, олицетворяют собой вершину элегантности в изготовлении скрипок, и для них характерны математически выведенные очертания и прозрачный янтарный цвет
лак. Стиль Grand Amati послужил источником вдохновения для других кремонских мастеров, таких как Винченцо Руджери и ранние скрипки Антонио Страдивари.
Выдающиеся ученики
Как единственный выживший после итальянской чумы 1629–1631 гг. Мастерские мастера, спрос на музыкальные инструменты начал расти в 1640-х годах, что создало проблемы для Амати. Он был одним из первых, кто взял в свою мастерскую учеников из других стран.Андреа Гварнери, который в итоге основал Семья Гварнери скрипачей, был учеником Амати.
Франческо Руджери возможно, был учеником Никола Амати, однако, как и Антонио Страдивари, в записях переписи также не упоминается его имя в переписи семьи Амати. Отсутствие записей переписи, показывающих имя Ружери, может быть объяснено возможностью того, что Франческо не был подмастерьем, а жил и жил в своем собственном доме во время обучения. Франческо иногда вставлял свои ярлыки в свои инструменты, заявляя, что он был учеником Никола Амати. Например, существует скрипка с надписью «Francescus Rugerius Alumnus Nicolai Amati fecit Cremonæ 1663». Николо Амати был крестным отцом сына Франческо, Джачинто, что указывает на то, что эти две семьи, по крайней мере, разделяли близкие отношения и тесное сотрудничество было бы вероятным.
Антонио Страдивари возможно, был учеником Никола, однако единственное документальное свидетельство Антонио Страдивари этикетка 1666 года, на которой написано: «Выпускник Николай Амати» — ученик Николо Амати. Всегда было спорным, был ли он настоящим учеником Никола Амати или просто считал себя учеником и поклонником своей работы. Между их работой есть важные расхождения. Некоторые исследователи считают, что ранние инструменты Страдивари больше похожи на работы Франческо Руджери, чем на работы Амати. Кроме того, использование маленькой спинной булавки или маленького отверстия, неизменно используемого не только Николо Амати, но и всеми его подтвержденными учениками — за исключением Антонио Страдивари, добавляет дополнительные доказательства того, что Страдивари, возможно, изучил свое ремесло отдельно от Амати. Эта булавка или отверстие было основным в градуировке толщины пластин и, очевидно, была техникой, передаваемой через поколения учеников Амати. Этот спинной штифт также не встречается ни в одном из инструментов семьи Ружери, что позволяет предположить, что Антонио Страдивари, возможно, действительно научился своему ремеслу у Франческо Руджери, хотя оба находились под влиянием Амати.МЫ. Хилл и сыновья признают, что им не удалось найти руку Страдивари ни в одной из работ Николо Амати, хотя очевидны безошибочные руки Андреа Гварнери и Франческо Руджери.
Среди других задокументированных учеников Амати: Джованни Баттиста Рожери, Маттиас Клотц, Якоб Рейлих, Бартоломео Паста, Бартоломео Кристофори, Джакомо Дженнаро, Джакомо «Тедеско» (что означает «немец» и, вероятно, прозвище), Джакомо Рейлих, Джованни Сегер (или Егер) и сын Амати Иероним II (часто называемый на английском языке Джироламо).
Выход на пенсию в качестве мастера
К концу 1670 года Никола перестал активно заниматься изготовлением скрипок. Все чаще на инструментах Амати можно увидеть ручную работу его сына Иеронима II. Амати умерла 12 апреля 1684 года в возрасте 87 лет.
Из чего делали певучие струны
Будущее маленького Джузеппе было предопределено. Его дед учился еще у великого Амати, уже в то время прославившего свое имя созданием прекрасных певучих струнных инструментов. Ему пришлось начинать свое обучение с мальчика на побегушках.
Вначале он постигал науку распознавать и сортировать дерево, потом готовить кишки ягнят для изготовления струн, потом обращаться со столярными инструментами — в общем, все, как обычно для подмастерья. Только некоторые его уроки проходили отдельно от других учеников: семейные секреты изготовления волшебных инструментов передавались от отца к сыну вдали от чужих глаз.
Мальчик быстро перенимал мастерство отца и деда. Мало того, что он свободно повторял их работы, так его копии превосходили оригиналы звучанием. Вроде бы то же дерево, тот же лак, еще неумелые руки молодого мастера, а скрипка — поет!
Впоследствии даже Иосиф копировал сыновние технологии, стараясь повторить его шедевры. Но дошедшие до наших дней скрипки отца и сына кардинально различаются по звуку, его тембру и наполненности.
Мастерство
Амати — древнейший род. Первые упоминания о нем встречаются в летописях Италии за 1097 год. Но прославилась фамилия благодаря Андреа Амати — дедушке Николо, рожденному в 1505-м и умершему в 1577-м. Именно он решил сделать своим основным видом деятельности создание струнно-смычковых инструментов: скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.
Согласно некоторым сведениям, Андреа Амати не просто скрипичный мастер, а создатель этого вида инструментов. За право называться «отцом» с ним спорит Гаспаро да Сало, живший с 1540 по 1609 год.
Избранное Андреа Амати дело оказалось престижным. Со временем в число его покупателей, помимо обеспеченных музыкантов, вошли и представители элиты. Так, Карл IX, король Франции, однажды заказал скрипичному мастеру 38 инструментов для придворного ансамбля.
Созданные Андреа Амати произведения искусства совершенствовали его сыновья и внуки. Николо преуспел больше прочих.
Мастер знал, что скрипки дедушки чаще всего пылятся в домах аристократов, и не желал повторять эту ошибку. Он делал инструменты для обычных музыкантов. Мужчина желал слышать свои творения, а не любоваться ими.
Николо Амати ответственно подходил к созданию скрипок для любого, бедняка или монарха
Он тщательно подбирал дерево, уделял особое внимание пропитке дек, чтобы музыка звучала глубже и легче
К 1640 году Николо Амати создал то, что сейчас известно как Grand Amati Pattern — идеальный образец скрипки. Инструмент отличался увеличенными параметрами, по-особенному выгнутым завитком и усиленным звучанием. Обечайка украшалась узором и подписью создателя на латинском языке Nicolaus Amatus. Корпус покрывался прозрачным лаком с янтарным оттенком.
Grand Amati Pattern повысил спрос на инструменты Николо Амати. Не в силах справляться самостоятельно, он набрал учеников. В их числе были Андреа Гварнери, Франческо Руджери, Джованни Баттиста Гваданини, Матиас Клотц. Большинство из них позже основали династии скрипичных мастеров.
Антонио Страдивари — самый известный и, как гласит история, самый даровитый ученик Николо Амати. Одна из его скрипок 1666 года подписана Alumnus Nicolais Amati, что в переводе с латинского языка означает «Выпускник Николо Амати».
Однако есть исследователи, которые считают, что Антонио Страдивари никогда не входил в мастерскую Амати и не являлся его учеником. Во-первых, отсутствуют письменные упоминания об их сотрудничестве, во-вторых, ранние инструменты Антонио Страдивари куда больше похожи на Франческо Руджери и Андреа Гварнери, чем на Николо.
Антонио Страдивари и Николо Амати / «Википедия»
История Амати и Страдивари обыгрывается в нескольких художественных произведениях, например, в 5-серийном фильме «Визит к Минотавру» (1987). В нем переплетаются две сюжетные линии. Одна происходит в СССР в 1986 году, другая — в Италии во времена Антонио Страдивари.
Николо Амати сыграл Ростислав Плятт, Антонио Страдивари — Сергей Шакуров. Согласно версии братьев Вайнер, по чьему роману «Визит к Минотавру» и снят этот фильм, скрипичные мастера все-таки связаны ученичеством. Та же точка зрения высказывается в фильме «Страдивари» (1988) итальянского производства.
Подлинных инструментов Николо Амати до нынешних времен сохранилось чуть более 20. Большинство из них находится в частных коллекциях. Редкостью объясняется и высокая цена. Например, скрипка 1650 года, которой владеет музыкальная династия Коган, оценивается в $ 1 млн.