Ссылки
- Бэкон, Ф. (1984). Novum Organum. Афоризмы по толкованию Природы и царства человека. Перевод Кристобаля Литрана. Барселона: Орбис.
- Бэкон, Ф. (1620). Novum Organum. Первое издание. Турнхаут: Издательство Brepols.
- Мора, А. (1990). Философские взгляды человека. Первое издание. Сан-Хосе, C.R: Euned, Ed. Univ. Estatal a Distancia, стр. 211.
- Вайнберг, Л. (2006) Судебная ситуация. Литература и очерки в Латинской Америке и Карибском бассейне. Первое издание. Мексика: Унам, Координационный центр и распространитель латиноамериканских исследований, стр.1.
- История BBC. (2014). Получено от Фрэнсиса Бэкона (1561 — 1626): bbc.co.uk
- Известные ученые. (1 декабря 2015 г.). Получено от Фрэнсиса Бэкона: famousscientists.org
Критическая философия Бэкона
Большое внимание в своих трудах Бэкон уделял критической переоценке всего философского и научного наследия которое было сделано до него, и находил это наследие весьма малопригодным для новой, современной науки. Бэкон отвергает не только схоластическую философию средневековья, но также и античную мысль, и достижения, подвергая острой критике систему дедуктивной логики Аристотеля, которая по его мнению, годна лишь для подтверждения уже известных фактов, но не способна дать нового знания
Бэкон отвергает не только схоластическую философию средневековья, но также и античную мысль, и достижения, подвергая острой критике систему дедуктивной логики Аристотеля, которая по его мнению, годна лишь для подтверждения уже известных фактов, но не способна дать нового знания.
Наиболее решительно Бэкон борется против засилья авторитетов и предрассудков в научной среде. Философ выделил ряд источников, порождающих ошибки человеческого познания и назвал их «идолами» или «призраками». Всего им было выделено 4 вида призраков:
- призраки рода, связанные с природой самого человека,
- призраки пещеры, происходящие из особенностей отдельной личности, ее характера, среды воспитания, культуры и т.д.,
- призраки рынка, связанные с традицией употребления слов, порождением фантомных понятий, не имеющих конкретной основы,
- призраки театра, представленные опорой на авторитеты и известные философские, либо научные концепции, которые привлекают людей своей долгой историей и красотой формулировок, но не имеют реального, опытного основания.
Использование технологий
За свою карьеру Бэкон снял большое количество документальных фильмов. Хотя его анализ научной мысли не оказал значительного влияния, то, как должна выполняться научная работа, служило ориентиром.
Для Бэкона использование технологий было важным и должно было быть демократизировано. Он утверждал, что в семнадцатом веке люди использовали более совершенные технологии по сравнению с тем, что существовало в классическую эпоху.
Некоторые примеры, которые указал Бэкон, включают печатный станок, который позволил демократизировать знания; порох, придававший армиям большую мощь; и магнитный компас, который облегчил навигацию кораблей и позволил открыть Америку.
Эмпирический метод научного познания Бэкона
После того, как метод познания – индукция – определен, Фрэнсис Бэкон предлагает несколько основных путей, по которым может идти познавательная деятельность:
- «путь паука»;
- «путь муравья»;
- «путь пчелы».
Под первым путем понимается получение знаний рационалистическим способом, но это подразумевает оторванность от реальности, потому что рационалисты опираются на собственные рассуждения, а не на опыт и факты. Их паутина мыслей выткана из их собственных мыслей.
По «пути муравья» идут те, кто принимает во внимание только опыт. Этот метод получил название «догматический эмпиризм» и он основан на информации, получаемой из фактов и практики
Эмпирикам доступная внешняя картина знания, но не сущность проблемы.
Идеальным методом познания является последний путь – эмпирический. Говоря кратко, идея мыслителя такова: для применения метода нужно соединить воедино два других пути и убрать их недостатки и противоречия. Знания выводятся из совокупности обобщенных фактов с использованием доводов разума. Этот метод можно назвать эмпиризмом, в основе которого лежит дедукция.
Бэкон остался в истории философии не только как человек, положивший начало развитию отдельных наук, но и как мыслитель, обозначивший необходимость в изменении движения познания. Он был у истоков опытной науки, задающей правильное направление теоретической и практической деятельности людей.
О Боге
В первой главе «Опытов» (1601), «Об истине», лорд Бэкон писал: «Первым созданием Бога, в трудах дней Его, был свет видимый, последним — свет разума; и Его субботний труд с того времени всегда есть свет Его Духа. Сначала Он вдохнул свет в лицо материи, или хаоса; затем — свет в лицо человека, и с тех пор Он постоянно вдохновляет и вызывает свет в лицах избранников Своих». (Bacon 1875).
Немного философии склоняет ум к атеизму, глубины же философии приводят мысли к Богу. Ведь когда ум занят разрозненными вторичными причинами, он может остановить свой поиск на них; когда же он осмысляет всю взаимосвязанную последовательность причин, он
неизбежно устремляется к Промыслу и Божеству». (Bacon 1875, 64)
Малое знание отделяет от Бога, большое знание к Нему приближает.
Всякий, кто любит одиночество, либо — дикий зверь, либо — Господь Бог.
Люди должны знать: в театре жизни только Богу и ангелам позволено быть зрителями.
Вклад ученого
Бэкон, автор знаменитого афоризма: «Знание – сила», был сторонником научного познания мира. Он считал, что познание природы с помощью разума способствует увеличению власти и могущества человека и улучшению качества его жизни.
Статуя Бэкона в Библиотеке Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия
Бэкон был недоволен состоянием современной ему науки и разработал новый метод познания, главными элементами которого назвал индукцию и эксперимент.
Индукция – метод обобщения, при котором на основе частных признаков отдельных элементов можно вывести общую гипотезу для всей группы.
Учёный считал, что постичь истину можно лишь с помощью чувственного опыта, получая знания из окружающего мира посредством эксперимента и наблюдения. Так он заложил основы эмпиризма.
Также философ выделял признаки разума, которые препятствуют процессу познания. Он назвал их «идолами» и разделил на 4 группы. Это идолы рода (ошибки, заложенные самой человеческой природой), идолы пещеры (ошибки, совершённые под влиянием предрассудков), идолы площади (ошибки, вызванные несовершенством языка) и идолы театра (ошибки, усвоенные от других людей).
Бэкон внёс большой вклад в развитие науки и философии. Он по праву считается основателем мышления нового времени и современного научного метода познания.
Философия и учение
Основным литературным трудом Фрэнсиса Бэкона считаются «Опыты, или наставления нравственные и политические». Интересен факт, что для написания этой работы ему потребовалось 28 лет!
В ней автор размышлял о множестве проблем и качеств, присущих человеку. В частности, он высказывал свои идеи относительно любви, дружбы, справедливости, семейной жизни и т.д.
Стоит отметить, что хотя Бэкон был талантливым адвокатом и политиком, главным увлечением всей его жизни являлись философия и наука. Он критически отзывался об аристотелевской дедукции, которая в то время пользовалась необычайной популярностью.
Вместо этого Фрэнсис предложил новый способ мышления. Указывая на плачевное состояние науки, он заявлял, что до этого дня все научные открытия делались случайно, а не методически. Открытий могло быть гораздо больше, если бы ученые использовали правильный метод.
Под методом Бэкон подразумевал путь, называя его главным средством исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит здорового человека, бегущего по бездорожью.
В основе научного познания должны лежать индукция – процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему, и эксперимент – процедура, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения теории.
Индукция получает знание из окружающего мира посредством эксперимента, наблюдения и проверки теории, а не из толкования, например, тех же трудов Аристотеля.
Стремясь разработать «истинную индукцию», Фрэнсис Бэкон искал не только факты, подтверждающие какой-либо вывод, но и факты, опровергающие его. Таким образом он показывал, что истинное знание является производным от чувственного опыта.
Подобная философская позиция называется эмпиризмом, родоначальником которой, собственно, и был Бэкон. Также философ говорил о препятствиях, которые могут стоять на пути познания. Он выделял 4 группы человеческих ошибок (идолов):
- 1-й вид – идолы рода (ошибки, допускаемые человеком по причине своего несовершенства).
- 2-й вид – идолы пещеры (ошибки, вытекающие из предрассудков).
- 3-й вид – идолы площади (ошибки, рождающимися вследствие неточностей в использовании языка).
- 4-й вид – идолы театра (ошибки, допускаемые по причине слепого следования авторитетам, системам или устоявшимся традициям).
Открытие Фрэнсисом нового метода познания сделало его одним из крупнейших представителей научной мысли нового времени. Впрочем, при жизни его система индуктивного познания была отвергнута представителями экспериментальной науки.
Интересно, что Бэкон является автором ряда религиозных сочинений. В своих работах он обсуждал различные религиозные вопросы, подвергая жесткой критике суеверия, приметы и отрицание существования Бога. Он заявлял, что «поверхностная философия склоняет человеческий разум к безбожию, глубины же философии обращают ум человека к религии».
Биография Фрэнсиса Бэкона
Биография мыслителя имеет большое значение при разборе его миросозерцания. Иногда высота жизни философа выясняет причины высоты и превосходства его учения, иногда низменность или внутренняя незначительность его жизни бросает свет и на характер его воззрений. Но бывают и более сложные случаи. Ничем не замечательная или даже недоброкачественная в нравственном отношении жизнь не лишена в некоторых отношениях величия и значительности и выясняет собою известные особенности внутреннего склада, например, односторонность и узость миросозерцания мыслителя. Именно такой случай представляет биография английского философа Фрэнсиса Бэкона. Жизнь его не только не назидательна в нравственном смысле, но можно даже пожалеть, что история новой философии должна поставить в ряды первых по значению представителей своих такую сомнительную личность, как Фрэнсис Бэкон. Были даже не в меру усердные историки философии, видевшие в повести о жизни Бэкона достаточное основание, чтобы исключить его из разряда великих философов, и спор о значении Бэкона, как философа, возникший в 1860-х годах в германской литературе, имел, несомненно, подкладкой этические соображения. Куно Фишеру первому удалось выяснить тесную связь своеобразного характера Бэкона с его крупным философским мировоззрением.
Фрэнсис Бэкон родился в 1561 г. и был младшим сыном хранителя великой печати в Англии, Николая Бэкона. После смерти отца, служа при посольстве в Париже, будущий философ очутился в затруднительном материальном положении. Избрав сначала карьеру адвоката, а потом парламентского деятеля, Фрэнсис Бэкон, благодаря красноречию, громадному честолюбию и неразборчивости в средствах, быстро стал возвышаться на служебном поприще. Вследствие процесса графа Эссекса, своего прежнего друга и покровителя, – процесса, в котором он, забыв чувства дружбы и благодарности, выступил обвинителем Эссекса и сторонником правительства, – Бэкону удалось приобрести особенное расположение королевы Елизаветы и добиться интригами высших постов. При Якове I он делается хранителем великой печати, а затем канцлером, бароном Веруламским и виконтом Сент-Альбанским. Затем следует падение, вследствие начатого его врагами процесса и обнаружившегося факта, что Бэкон брал крупные взятки при решении тяжб и раздаче должностей. Бэкон лишается всех должностей и отличий и посвящает остальную жизнь в поместье своем окончательной разработке своего философского учения о знании, не соглашаясь более вернуться к власти. Умер Фрэнсис Бэкон в 1626 г. вследствие простуды при опыте набивания снегом птицы.
Классификация наук у Бэкона
Бэкон, разрабатывая вопрос о методах наук, пытался также дать и классификацию наук, но последняя является безусловно слабой. Науку о природе он отличает от науки о человеке и науки о Боге. В пределах первой – физику или учение о материальных причинах он отличает от метафизики, науки о формах, теоретическую физику противополагает практической науке – механике, а метафизику – магии. Учение о целях в «Новом Органоне» совсем исключается из пределов науки о природе, и таким образом Фрэнсис Бэкон является в своей философии первым представителем чисто механических тенденций науки нового времени. Рядом с физикою и метафизикою он ставит иногда математику, как инструмент количественного анализа явлений, причем, по общему признанию критиков, плохо понимает смысл и внутреннюю цену математического познания. При определении внутреннего существа задач науки о человеке и Боге Бэкон занимает двусмысленное положение. К наукам о человеке он причисляет историю (естественную науку об обществе), логику, этику и политику. В человеке он признает душу, как исходящее от Бога начало, и предметом естественнонаучного познания считает в принципе только животную душу, связанную с телесной организацией, точно так же как предметом естественной морали считает только низшие склонности человека, между тем как природа высшей души и высших нравственных начал подлежит определению и уяснению лишь со стороны Божественного откровения, как и самая природа Бога. Но вместе с этим Бэкон, в своей антропологии, как и в науке о Боге, часто переступает признанные им самим границы естественнонаучного познания. Как одна из тем присутствует в философии Бэкона и идея науки универсальной – первой философии в смысле Аристотеля, которая должна являться «магазином общих аксиом знания» и орудием исследования некоторых особых «трансцендентных» понятий бытия и небытия, действительности и возможности, движения и покоя и пр., но точного определения задач и методов этой науки мы в философии Фрэнсиса Бэкона не находим, что совершенно понятно, так как он думает, что все аксиомы знания опираются все-таки на опыт, на ощущения внешних чувств, и других источников знания не признает. Таким образом, классификация наук – самая слабая сторона учения Бэкона о познании.
Давая , надо признать, что в целом ему принадлежит заслуга первой попытки выработать всестороннюю теорию объективного познания, найти все условия, препятствия и пособия для правильной разработки фактического материала опыта, и нельзя слишком строго относиться к Бэкону за то, что, поставив себе задачею исследование внешних опытных элементов и условий знания, он не достиг надлежащей глубины в анализе самих познавательных способностей и процессов человеческого ума.
завод
Фрэнсис Бэкон произвел несколько произведений, созданных в разных областях, среди которых политические, литературные и философские. Ниже приведены две его наиболее важные работы в области философии:
Продвижение знаний
Продвижение знаний Это была работа, опубликованная Бэконом в 1605 году. Считалось, что эта книга была просто черновиком того, что считается основной работой Бэкона, называемой Novum organum.
Тем не менее, различные исследования показали, что Продвижение знаний соответствует работе в себе. С интересным подходом мы говорим о корне и эволюции мысли Фрэнсиса Бэкона.
Это была одна из первых работ Бэкона, которая начала появляться, когда этому автору было уже 40 лет, потому что он ранее посвятил себя исключительно политике..
Novum organum scholarum
Название этой работы переводится на испанский как Новые инструменты науки, и соответствует самой актуальной книге сочинений и опубликованной Фрэнсисом Бэконом.
Книга была создана с главной целью; дискредитировать произведения Аристотеля, известные как Organon, который, по словам Бэкона, отражает серию ошибок, известных как «идолы»: племени, пещеры, площади и театра.
в Novum Organum (1620) Бэкон объясняет, что:
«Человек своим падением утратил состояние невинности и свою империю из-за творения, но одну и другую утрату можно частично исправить в этой жизни: первую — религией и верой, второй — искусством и наукой.«(С.199).
Бэкон полностью не одобрил теории Аристотеля и упрекнул его методы, полагая, что они были бесполезны, потому что они пользовались утомительным стилем, ориентированным исключительно на дебаты, а не на пользу создания произведений, представляющих большую ценность для человеческой жизни..
Бэкон пришел к выводу, что промышленная революция откроет путь к серьезным вызовам, которые заставят людей находить практические инструменты, которые будут мешать аристотелевской логике.
В Novum Organum это отличается от Organon Аристотеля в двух вкладах: метод для выполнения продвинутых индукций, и другой метод исключения, в котором Бэкон предлагает, что сначала необходимо получить достаточно и точные данные, а затем начать устранять некоторые из них (деструктивная теория).
Затем он излагает конструктивный метод, который он называет «теорией трех таблиц»; первая — таблица присутствия, в которой указано, в каком пространстве происходит это явление.
Противоположная таблица указана в таблице отсутствия, то есть в которой эта природа не указана. Наконец, есть таблица степеней, которая указывает на различные степени интенсивности, в которой наблюдается среда.
Смерть
В последние годы жизни мыслитель жил в своем поместье, занимаясь исключительно научной и писательской деятельностью. Фрэнсис Бэкон умер 9 апреля 1626 г. в возрасте 65 лет.
Смерть ученого настала вследствие нелепой случайности. Так как он всерьез исследовал разные природные явления, мужчина решил провести очередной эксперимент. Он захотел проверить, в какой степени холод замедляет процесс гниения.
Купив тушку курицы Бэкон зарыл ее в снег. Проведя зимой какое-то время на улице он серьезно простудился. Болезнь так быстро прогрессировала, что ученый скончался на 5-й день после начала своего опыта.
Отказ от классической философии: новый образ мышления
В течение семнадцатого века большинство профессоров и мыслителей занимались изучением слов Аристотеля и его исследований природы, как если бы они были абсолютными истинами. Ни один школьник не позволял изучать науку иначе.
Бэкон, напротив, взял на себя ответственность заменить работы Аристотеля и Платона (основанные на логических и философских аргументах) новым корпусом научных исследований и знаний (основанных на экспериментах и наблюдениях).
Он также возражал против тенденции Аристотеля, Платона и большинства греческих философов смешивать научные и религиозные идеи.
Бэкон считал, что науку и религию следует изучать независимо друг от друга. Он сильно расходился с теми, кто считал законы природы частью «высшей» цели.
Бэкон считал, что законы природы в мире готовы к открытию и, по возможности, к использованию.
«Новый органон» Бэкона
Бэкон – философ нового времени не только потому, что родился в эпоху Возрождения, но и по своим взглядам на прогрессивную роль науки в общественной жизни. В своем труде «Новый органон» он проводит сравнение науки с водой, которая может падать с неба или происходить из недр земли. Как вода имеет божественное происхождение и чувственную суть, так и наука подразделяется на философию и теологию.
Он высказывает аргументы в пользу концепции двойственности истинного знания, настаивая на четком разделении областей теологии и философии. Теология изучает божественное, и Бэкон не отрицает, что все сущее – творение Бога. Как предметы искусства говорят о таланте и силе искусства своего творца, так и сотворенное Богом мало говорит о последнем. Фрэнсис Бэкон заключает, что Бог не может быть объектом науки, а должен оставаться только объектом веры. Это означает, что философия должна прекратить попытки проникнуть в божественное и сконцентрироваться на природе, познавая ее методом опытов и наблюдений.
Он критикует научные открытия, говоря, что они не соответствуют научному прогрессу и отстают от жизненных потребностей общества. Это означает, что вся наука как коллективное знание должна быть усовершенствована так, чтобы она опережала практику, делая возможными новые открытия и изобретения. Приведение в действие человеческого разума и управление явлениями природы – главная цель возрождения науки.
«Органом» содержит логические подсказки, говорящие, каким методом можно соединить мышление и практику, чтобы они позволили овладеть силами природы. Бэкон отвергает старый метод силлогизма как абсолютно беспомощный и бесполезный.
Научное исследование
Именно эта область работ Бэкона была наиболее влиятельной. Первой задачей Фрэнсиса было пересмотреть подход человека к науке. Он отвергал предположения о «врожденном знании» и считал, что обязанность ученого заключается в том, чтобы скептически относиться к любым предрассудкам, полагаться только на фактические данные и результаты экспериментов
Бэкон подчеркнул важность индукции путем исключения, также он поощрял научный прогресс посредством совместной работы
Novum Organum (1620) был одним из его самых влиятельных произведений, в которых выражен новый стиль логики. Бэкон выступал за использование сокращения и эмпирического понимания. Он отверг более философский «метафизический» подход старых наук. Фрэнсис изобрел метафору «кумир», чтобы указать, как на человека могут ошибочно влиять такие силы, как чрезмерное упрощение, поспешные обобщения или чрезмерное сосредоточение на бессмысленных языковых различиях.
Важность этого научного метода заключается в том, что он открыл возможность оспаривать все существующее научное православие. Современная наука не следует его методу, но дух эмпирических исследований можно отнести к революционному новому подходу Бэкона
Томас Джефферсон написал:
«Бэкон, Локк и Ньютон. Я считаю их тремя величайшими людьми, которые когда-либо жили, без каких-либо исключений, и заложили основу тех надстроек, которые были подняты в Физических и Моральных науках».
Бэкон был героем Роберта Гука и Роберта Бойла, основателей Королевского общества.
Биография философа
Ф. Бэкон (1561-1626 гг.) – английский политик, философ и ученый, первый крупный мыслитель эпохи Нового времени, родоначальник эмпиризма и научного метода. Бэкон родился в семье лорда-канцлера Англии, сэра Николаса Бэкона. Его мать Анна Бэкон, была последовательной пуританкой и при этом крайне образованной особой, ведшей переписку с многими крупными мыслителями своего времени. С самого детства Бэкон был погружен в атмосферу большой политики, дворцовых интриг, а также религиозных и философских разговоров и учений.
До смерти своего отца Бэкон получил прекрасное образование и успел попутешествовать по Франции в рамках дипломатической миссии. Получив небольшое наследство Бэкон пытается устроиться при дворе, а также обрастает долгами. Но несмотря на благосклонное отношение к нему королевы Елизаветы I, Бэкону так и не удается получить какую-либо должность, в результате чего он начинает юридическую практику. С 1581 года Бэкон активно участвует в парламентских заседаниях, где выступает против увеличения налогов, что в конечном счете оборачивается против него, и затем длительное время препятствует дальнейшему продвижению по службе.
Звезда политической карьеры Ф. Бэкона взошла после смерти Екатерины I, с восхождением на престол Якова I, являвшегося одновременно и английским и шотландским королем. Благодаря содействию одного из его фаворитов, лорда Бекингема, Бэкон занимает должности лорда-хранителя Большой Печати и лорда-канцлера, становится одним из советников короля. Однако уже в 1621 году его обвиняют во взяточничестве, и Бэкону не удается защититься от данных обвинений, в результате чего философу первоначально выносится довольно суровый приговор, в виде заключения в Тауэр и значительного штрафа, однако спустя два дня заключения король прощает его. Снимают с Бэкона и штраф, однако все его дальнейшие попытки вернуться на политическую арену остаются безуспешными.
Оставшиеся годы Бэкон полностью посвящает себя научной и философской деятельности. Всего им было издано около 59 трудов, а еще 29 увидели смерть уже после смерти философа. К числу наиболее значимых произведений можно отнести:
- «Опыты, или наставления нравственные и политические»,
- «О достоинстве и преумножении наук»,
- «Новый Органон»,
- «Новая Атлантида».
Смерть философа непосредственно связана с его научной деятельностью. Он простужается, когда собственноручно набивает снегом тушку курицы, в рамках опыта по влиянию холода на сохранность мясных припасов. Уже будучи сильно больным, Бэкон в письме к другу сообщает об успешном результате своего эксперимента.
О душе
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта.
Ложь обличает слабую душу, беспомощный ум, порочный характер.
Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и в конце концов изменить себя и сформировать.
Скромность по отношению к душе есть то же самое, что стыдливость по отношению к телу.
Всякая нагота оскорбительна, даже нагота души. Скрытность удерживает других на расстоянии от нас и охраняет нас. Это ширма, защищающая наши намерения.
Многие, думая, что они смогут все купить за свои богатства, сами прежде всего продали себя.