Перформанс

Обоснование материала

Нет единой трактовки понятия перформанса

Материалы о перформансе в рунете противоречат друг другу. Есть тенденция: каждый автор по-своему трактует понятие перформанса и настаивает на правильности своей версии, противопоставляя её всем остальным.

При редактуре статей я лично сталкиваюсь с тем, что представители перформанс-агентств не могут ответить на вопросы: «Почему этот кейс вы называете перформанс-кейсом», «Чем перформанс-менеджер отличается от обычного проджект-менеджера» и другие. При этом в статьях они настойчиво используют термин performance.

При работе над материалом я поспрашивал у рядовых представителей агентств, что такое перформанс-маркетинг. Ответы: «Это то же самое, только называется красиво» и «Термин для того, чтобы дурить клиентов».

Я обнаружил проблемы, которые не решают:

Представители перформанс-агентств не могут объяснить, что это такое. При этом не имеют единого мнения.

Агентства, которые не называют себя перформансом, считают «перформанс-агентства» шарлатанами. И, я думаю, упоминают об этом при общении с потенциальными клиентами (если речь заходит о перформансе).

У вас есть бюджет, вы сделали сайт, что дальше?

Как использовать органический трафик для привлечения на сайт Rx-препарата

Спецпроект

Главное, у клиентов возникает больше вопросов, чем появляется ответов.

Отсюда решение:

Не искать единое верное определение и не доказывать его правильность, а проследить эволюцию термина performance marketing.

Виды перфоманса

Визуальные акции перфоманса можно поделить на несколько разновидностей:

  1. Индивидуальное представление, когда художник без дополнительной помощи взаимодействует с предметами и элементами окружающей среды.
  2. Коллективные действия группы актеров.
  3. Перфоманс арт – создание картины с помощью собственного тела.

Во всех этих случаях действия художника развиваются по заранее спланированному сценарию в определенном месте. Довольно часто такие представления проводятся на оживленных улицах города или в метро.

Однако существует еще одно, более интересное направление перфоманса – хэппенинг. В этом случае сами зрители становятся участниками шоу, вовлекаются в процесс и активно взаимодействуют между собой. Причем сценария как такового не существует. Все представление носит игровой импровизационный характер.

Самый известный случай подобного мероприятия (хэппенинга) произошел в 1974 году. Марина Абрамович на шесть часов заперлась с участниками в галерее. Все это время она оставалась неподвижной. В помещении было около 70 разных предметов.

Суть состояла в том, что зрителям разрешалось делать все что угодно с предметами и телом художницы. Как и ожидалось, над телом девушки совершались не самые безобидные действия: с нее срезали одежду, приставляли к лицу пистолет.

Таким образом, художница хотела показать, что в каждом из нас есть нечто ужасное, и каждый способен причинить другому боль, особенно если за это не последует наказания.

В последнее время часто можно услышать термин народный перформанс, что это такое? Это массовые флешмобы, демонстрации и шествия, направленные на то, чтобы акцентировать внимание на определенной проблеме. К слову, скандально-известный панк-молебен Pussy Riot также является формой перформанса

С развитием технологий появилась еще одна разновидность искусства – интернет-перфоманс. Как несложно догадаться, действие в этом случае происходит в прямом эфире и пользователи со всего мира могут наблюдать за развитием событий.

Одним из таких шоу стала трехдневная онлайн-трансляция, во время которой девушка довольно оригинальным способом пропагандировала профилактику ВИЧ-инфекций.

Guerilla Girls

Operating in anonymity behind comical gorilla masks (which began from an internal misspelling of Guerilla), the originally feminist-oriented group holds firmly onto its relevance since its beginnings in the 1980s to advocate for equality across the board within the art world. Through their ingenious use of marketing-reminiscent language and statistics, the group first gained the art world’s attention with a guerilla campaign plastering Manhattan with posters against the incredibly male-heavy showing of MoMA’s 1984 International Survey of Recent Painting and Sculpture, where among 165 featured artists, only 13 were women. Their incorporative approach and redefining of performance taken through activist statements make many question the line between contemporary art collectives and social activist groups like Green Peace.

Marina Abramović, The Artist Is Present (2010), Museum of Modern Art, New York. Abramović’s former partner Ulay joins her during her performance at her career retrospective.

Чем отличается инсталляция от перфоманса?

Многие люди знают такие слова как перфоманс и инсталляция. Но, к сожалению, не часто можно услышать положительные отзывы об данных модных направлениях. Так чем же отличается перфоманс от инсталляции? И какие определяют перед собой цели и важные задачи живописцы, действующие в данных направлениях.

Слово «инсталляция» произошло из английского языка из глагола «to install», что в переводе на русский язык означает – «устанавливать», что в какой-то степени изображает технические критерии выработки инсталляции: её не «изображают» и не «сочиняют», а именно определяют, образовывают и собирают из раздельных разрезанных фрагментов.

Искусство инсталляции – пространственная композиция, сделанная живописцем из разнообразных элементов:

  1. Зрительной информации;
  2. Текстовой информации;
  3. Естественных объектов;
  4. Индустриальных мануфактур;
  5. Индустриальных изделий;
  6. Объектов быта.

Разнообразные возведения алтарного вида в культурных помещениях считаются самыми античными предшественниками инсталляции. Множество инсталляционно-подобных вещей было в разное время, а особенно в эпоху стилей рококо и барокко. Инсталляция, всё-таки, систематизировалась и жанрово была осмыслена совсем недавно, когда почти полностью разрушились образные и жанровые рубежи внутри искусств.

Родоначальниками инсталляции были сюрреалист и дадаист из Франции Марсель Дюшан.

Наравне с предметами, акциями, хеппенингами, перфомансами, инвайронментом и лэнд-артом, инсталляция являет своего рода плавающий, в жанровом и пластичном отношении, вид занятий, где преобладающими являются предопределяющий жест, живописец и расширенный отрывок проецирования.

Основные элемента перфоманса

Он содержит в себе 4 основных элемента, которые выделяют перфоманс на фоне остальных классических объектов искусства, таких как изваяние или холст.

К данным элементам причисляются:

  • Сам исполнитель;
  • Одновременное взаимодействие случайного свидетеля и гениального исполнителя;
  • Время;
  • Пространство.

Опираясь на эти элементы, можно с уверенностью утверждать, что перфоманс – это некое живое изображение, продемонстрированное зрителям в определённый час и в определённом месте. Он предполагает обусловленный план, где с точностью продуманы все мельчайшие движения. Автор облачает себя в образ какого-нибудь героя и чётко следует определённому типу поведения, который дозволяет сформулировать идею его выступления при помощи разнообразных атрибутов, поз и жестов.

При этом прохожие не завлекаются в данный процесс, а являются только зрителями. Очень часто герой нашей статьи представляет собой сатирическое действие, рассчитанное на весьма сильное впечатление случайного свидетеля.

Почему бизнес предпочитает performance-подход

Выгодно владельцам и акционерам бизнеса. Видят конкретную измеримую отдачу от вложений в маркетинг. Классические performance-агентства показывают влияние своих действий на продажи.

Выгодно штатным маркетологам рекламодателя. Расходуют бюджет максимально эффективно, видят измеримую отдачу по каждому задействованному каналу продвижения. Демонстрируют владельцам бизнеса конкретный и измеримый вклад своей работы.

При этом в перформансе одно агентство охватывает весь интернет-маркетинг компании, не нужно заказывать разные услуги у разных агентств и пытаться за всем уследить.

Бизнесу выгодно работать с полноценным performance-агентством. Но не каждое полноценное performance-агентство будет работать с любым бизнесом.

Это двусторонний процесс и обоюдная ответственность.

В performance-маркетинге крайне важно, чтобы агентство и клиент были максимально прозрачны друг с другом. Для эффективной работы компания должна предоставить агентству доступы к данным о продажах и всем элементам воронки продаж. К тому же следует понимать, что агентство не может влиять на качество работы продавцов, логистов, техподдержки и других специалистов клиента, задействованных в продажах

Это делает реализацию performance-подхода довольно сложным и долгосрочным процессом. И это лишь одна из сложностей.

К тому же следует понимать, что агентство не может влиять на качество работы продавцов, логистов, техподдержки и других специалистов клиента, задействованных в продажах. Это делает реализацию performance-подхода довольно сложным и долгосрочным процессом. И это лишь одна из сложностей.

Бизнесу нужно быть готовым к тому, что для полноценного performance-маркетинга серьёзные усилия потребуются не только со стороны агентства, но и со стороны самого бизнеса.

Вито Аккончи — Seedbed, 1970

Одной из самых провокационных работ Аккончи стал перформанс Seedbed. Художник лежал, скрывшись под пандусом в галерее, и мастурбировал, нашёптывая фантазии о зрителях, которые находились вокруг и над ним. Его голос транслировали через динамики на всё пространство. Аккончи перформансировал по 8 часов каждый день в течение трёх недель. 

Орлан — «Преображение Святой Орлан», 1990–1995

С 1990 по 1995 год французская художница Орлан сделала девять пластических операций, примеряя на себя черты женщин с известных картин художников. Орлан не пыталась сделать себя красивее, а лишь использовала тело как холст, чтобы поставить под вопрос стандарты красоты.

По завершении процесса трансформации у Орлан был подбородок Венеры Боттичелли, нос Психеи Жерома, губы Европы Буше, глаза Дианы и лоб Моны Лизы. Операции Орлан тоже были перформансами  — во время них она находилась в сознании.

Ana Mendieta

During her tragically short-lived career, Cuban American artist Ana Mendieta has had an incredibly lasting impact on the craft. Her use of the body and its relation to the outside environment places her as a performer as both subjects and object in a greater narrative. Using context from a forcefully nomadic life story as the fuel for her practice, in Silueta the uprooting experienced by migrants comes alive in a literal sense. Photographing impressions left by pressing her body into the earth, the absence – and not her body – takes center stage. Her works further explored the violence undertaken by the female body when she pressed her face upon glass, questioning the self-portrait and rendering her body as a tool similar to a painter’s brush. Mendieta constantly called into question her internal identity and the incongruence with how her foreign “home” chose to perceive her, even in some cases lightening her skin and hair to highlight the double disadvantage of being a woman and person of color placed her in the United States.

Snow Piece (Instruction Painting in Grapefruit), 1963. Yoko Ono

Wu Tsang

Identity and performance are almost inseparable. Even when the performer’s physical body is taken away from the piece there is an undeniable personal touch and an immediate impression that shine brighter than in other disciplines. For Wu Tsang, expressing identity is shown in an unprecedented exploration outside of the binary to connect with in-betweenness by capturing aspects of otherness within LQBTQ culture that go far beyond mere visibility. Digging deeper past skin-deep confrontations of identity and appearance, Tsang seeks to embody the full social reality of existence for those who do not fit the dominant mold. Her works have highlighted communities that have been on one hand appropriated for cultural gain while having to live unsafely and villainized in everyday society. These range from migrant Latin queer communities in Los Angeles, exploring the history of the persecuted queer culture in China, and the black and brown ballroom culture of New York.

Guerrilla Girls Lois Greenfield

Ragnar Kjartanson

The calm, monotonous rhythm and safety of modern Western life for many may seem anything but theatric spectacle, but through Icelandic artist Ragnar Kjartanson’s expert employment of irony we reexamine the significance of everyday life or misleadingly small events. For instance, stretching the 4-minute song Sorrow by the band The National to a 6-hour live performance playing that song only gives scape for each word and note to grow in significance, but so does the exhaustion, excitement, and tearful sentiment of the musicians and the audience alike lifted to profound effect. In Scenes from Western Culture, we see everyday tasks of dining, love swimming, and the overall domestic played out together where each individual action functions as a different instrument in a beautiful symphony. Beauty is executed in the misconceived banality of our repetitive lives giving each of us an excuse to find this beauty in our own misconceived mundane worlds.

Ana Mendieta, Blood and Feathers (2), 1974, color photograph The Estate of Ana Mendieta Collection, LLC. Courtesy Galerie Lelong & Co.

Adrian Piper

Adrian Piper’s innovations through experimentations with the relationship between individual identity and societal perception have paved the way for performance artists’ use of self and identity to this day. Her reach extends well beyond performance, and without her influence, the world for artists working with conceptualism, feminism, and minimalism would be quite different today. Considering how society at large interacts with and perceives the individual, Piper forms her most notable works around the “gift” and intricacies of passing. Piper describes early in her career meeting with galleries who expected a white male due to her name and the resulting disappointment and confusion to then come face to face with a woman of color. She would address this through performance works, putting on the persona of a black presenting male in her works The Mythic Being or refusing to be shown in all-black shows which she referred to as ghettoing, even retiring from being black and rather identifying as a shade of grey to reflect her 1/8th black ancestry.

Sound Suits Nick Cave. Courtesy of the artist and Jack Shainman Gallery, New York. Photos by James Prinz Photography

Как отличить перформанс от театральной постановки

Доцент департамента медиа НИУ ВШЭ

Театральное искусство неоднородно: оно меняется на протяжении 26 веков своего существования. Поэтому невозможно говорить о «типичном» спектакле, особенно в период режиссуры, который начался в конце XIX века и продолжается до сих пор.

Появились не только новые жанры. Произошли изменения в языке сцены, принципах актерской игры, технике постановки и многом другом. Сегодня, например, все большие художественные события, впечатляющие творческие триумфы происходят не на классической большой сцене, а вне ее, когда театр охотно отходит от хрестоматийного повествования, ищет новые формы, входит в кварталы и уходит, спускается под землю и добирается до чердака… Театр превращается в своего рода клептоманию, забирая из соседних искусств (а иногда и не только из искусств) все, что сочтет нужным.

Искусство перформанса (обычно начиная с футуристов или дендистов и их «Кабаре Вольтер») также полностью интегрировано в меняющийся театральный процесс.

Перформанс — это вид представления, возникающий на пересечении театра и всех элементов визуальных искусств, танца, музыки, видеоарта и кино. В зависимости от того, какой компонент преобладает, шоу принимает ту или иную форму. Его можно превратить в действие или событие, объект искусства «социального поворота» или высшее воплощение экспрессии, не говоря уже о таких необычных жанрах, как «документация и реперформанс».

Другими словами, искусство актерской игры так же многогранно, как и постановка. Эти виды искусства постоянно развиваются по отношению друг к другу и неоднократно перенимают общие черты. Это очень тонкая грань, и поэтому трудно определить, когда искусство перформанса «проникло» на драматическую сцену, поскольку в театре XX века то или иное постановочное действие легко может быть охарактеризовано как искусство перформанса, а искусство перформанса — это очень важный аспект искусства перформанса. (Reverse)).

Например, 20 лет назад на европейской сцене возникла (и существует до сих пор) тенденция. Никогда прежде театр не уделял столько внимания людям с физическими и психическими недостатками, заброшенным в «обезличенный мир».

Марина Давыдова в статье о немецком танцоре Саше Вальсе написала: «Все мы — квинтэссенция праха. Как очень ненадежный строительный набор, мы — это сознание, мысли, ожидания, к которым мы привязались». Проще говоря, этот отрывок выражает идею тонкой грани между театром и шоу. В дополнение к этому отрывку приводится выдержка из статьи в журнале «Петербургский театр» под названием «Тело возвращается и теряется». К нам, к телу, слабому, уязвимому, стареющему, страдающему, как к проводнику и уникальному ключу к внутреннему миру человека и как к препятствию для его проявления. C. lupa, L. perceval, R. castellucci) и сигнализирует о нашей идентичности».

Так, что вы мне голову морочите?! Получается, что performance-маркетинг — это и есть привычный нам обычный маркетинг?!

Если сильно упростить, то да, получается так. Если опираться на такую трактовку перформанса, большая часть опубликованных на Cossa кейсов — performance-маркетинг.

Если на заре своего появления performance имел конкретный посыл и нестандартный подход к маркетингу, то сейчас перформансом называют все маркетинговые методы, которые позволяют измерять целевые действия клиента.

Можно сказать, что изначальное значение термина performance размылось под давлением реалий рынка.

Мы в Cossa прежде всего опираемся на реалии рынка и объективно оцениваем маркетинговое поле. Мы не можем игнорировать реальность, но и не можем проигнорировать исконное значение и суть появления performance-маркетинга. Сейчас мы сформулировали ключевой принцип performance-маркетинга, который несёт преемственность изначального значения перформанса, и при этом отражает реалии агентского рынка.

Ключевой принцип performance-маркетинга — вложения в маркетинг должны приносить измеримую отдачу в продажах. Каждый вложенный рубль приносит измеримую пользу.

Фиксируем главное

Performance-маркетинг появился как подход, при котором агентство берёт оплату с рекламодателя непосредственно за каждого приведённого клиента или обеспечение каждой продажи.

В 2019-м performance-маркетинг — это маркетинг, позволяющий фиксировать конкретное целевое действие потенциального клиента.

Перфоманс — что это?

Художественные деятели неспроста называют перфоманс самым честным и открытым способом общения творческого человека с группой поклонников. Термин характеризует взаимодействие художника со зрителями путём проведения мастер-классов, акций, встреч и применим не к результату работы мастера, а к процессу её создания.

Понятие справедливо относят к театру. Актёрская игра на сцене не просто похожа на то, как художник рисует картину перед поклонниками своего творчества, она передает всю суть рассматриваемого направления искусства. С одним существенным отличием. Актёры олицетворяют собой неких персонажей, образ которых и стремятся донести до зрителей, в то время как перфомансы представляют исключительно себя.

Четыре подвида свойственны ответвлению от современного искусства под названием «перфоманс». Что это значит? Визуальные акции делятся на:

  • Имеющие отношение к боди-арту. Центральным объектом, над которым художник совершает действие, является тело, его или любого желающего зрителя.
  • Взаимодействие с определёнными предметами или объектами из окружающей среды.
  • Действия, рассчитанные на несколько людей.
  • Акции, проводимые по инициативе зрителей, без заметного присутствия художника.

К последнему относится не только творчество поклонников художественной деятельности. Футбольные фанаты не раз радовали любимых спортсменов красочными перфомансами.

Таня Бругера — «Самосаботаж» (Self-sabotage), 2009

Кубинская художница Таня Бругера прославилась благодаря перформансу «Груз вины» (1997), во время которого она поедала перемешанную с водой землю, привязав к своей шее окровавленную тушу ягнёнка. Перформанс «Самосаботаж» был менее театральным, но от этого и более пугающим. Бругеру пригласили выступить с лекцией на тему политического искусства в «Павильоне срочной необходимости» (Pabellón de la Urgencia) 53-й Венецианской биеннале. 

На лекцию художница принесла только несколько листов бумаги и револьвер. Два раза Бругера прерывала выступление, раскручивала барабан, приставляла пистолет к виску и спускала курок. Напряжение росло, публика находилась в замешательстве от происходящего, а художница продолжала читать манифест. Бругера закончила выступление словами «Политическому искусству пора прекратить комментировать политические поводы и начать их создавать» — и нажала на курок в третий раз. Пистолет опять не выстрелил. Затем она направила пистолет вверх и спустила курок в четвёртый раз — пистолет выстрелил в деревянную балку. Этим перформансом Таня Бругера хотела доказать серьёзность своих слов о политическом искусстве.  

Перформанс-исполнение

Английское слово performance очень трудно перевести на русский язык однозначно. Даже в английском оно употребляется не менее чем в трех значениях: 1) в бизнесе, спорте и сексе глагол to perform означает «исполнять нечто на хорошем уровне, в соответствии со стандартом»; 2) в искусстве to perform означает «представлять», «играть спектакль», «давать концерт» и т. п.; 3) в повседневной жизни to perform означает «делать нечто напоказ», «играть роль», «представляться» (в переносном, комическом смысле) ((Schechner R. Performance Studies: Intorduction. NY, 2012. P. 29—30.)). В этом последнем значении использует глагол to perform Гофман, которого интересует именно повседневное взаимодействие — как управление впечатлениями. Итак, рerformance можно перевести как «впечатляющее исполнение», то есть такое, которое нацелено на другого человека, на то, чтобы вызвать у него определенное впечатление. В XXI веке мы, как никогда раньше, живем в реальности социальных влияний — перформансов-исполнений. Ее иногда определяют как медийную, учитывая ту роль, которую медиа занимают в управлении впечатлениями. В наше время не только театр, но и любого рода власть стремится оснастить себя эффективными средствами демонстрации своих намерений и будет иметь различные результаты в зависимости от того, как это драматургически поставлено, театрализовано.

Уже первая книга Гофмана — «Представление себя другим в повседневной жизни» — оказала огромное влияние на его коллег-социологов и не только. Как следует из названия, она — про обычную деятельность людей в повседневной жизни. Однако для анализа этой деятельности Гофман использует драматургическую метафору theatrum mundi. «Конечно, весь мир все-таки не театр» — оговаривается он, но тут же добавляет: «определить, чем именно он отличается от театра, нелегко» ((Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. Пер. с англ. А. Д. Ковалева. М., 2000. С. 107.)). Заключительный абзац книги Гофмана заслуживает того, чтобы привести его здесь целиком:

Иными словами, взаимодействие и в театре, и в повседневной жизни имеет много общего: чтобы оно было успешным, участники должны совершать реальные физические действия, поддерживающие общее определение ситуации. Это общее определение ситуации Гофман и называет фреймом.

Чтобы фрейм работал, нужно постоянное усилие всех сторон по определению ситуации, в частности, расставлению соответствующих маркеров (в терминологии Бейтсона — сигналов метакоммуникации). Например, в театре звонок говорит нам, что сейчас на сцене началось представление — из фрейма «повседневная жизнь» мы перешли во фрейм «театр». Известен случай, когда инсценировка на радио BBC фантастического романа Герберта Уэллса «Война миров» привела к панике: слушатели восприняли передачу как новостную — репортаж о нашествии марсиан. Видимо, они просто пропустили соответствующие маркеры, переключающие фрейм «реальность» на фрейм «игра». Точнее, инсценировщик — великий кинорежиссер Орсон Уэллс — намеренно не стал их акцентировать.

Понятие фрейма помогает Гофману пересмотреть онтологию (картину мира), в которой реальность занимает самое высокое место в иерархии, а театр, игра, вымысел и воображение ей уступают. Но как обосновать, что игра может быть для человека не менее фундаментальной, чем привычное действие? Процесс помещения в рамку или переключение фреймов и есть та новая онтология, которую предлагает нам Гофман. Фрейм «повседневная реальность» устроен так, что действия людей воспринимаются в качестве непосредственных и неподдельных, как «прямое выражение или бытование действующего субъекта: его намерений, воли, настроения, характера, жизненной ситуации» ((Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. Пер. с англ. под ред. Г. С. Батыгина. М., 2003. С. 687.)). Итак, во фрейме «повседневность» действия воспринимаются как настоящие, неподдельные. И наоборот: «повседневность» определяется как такая реальность, в которой совершаются неподдельные действия. Нужно, подчеркивает Гофман, присматриваться к фреймам, а не к телам.

Как выглядит работа performance-агентства

Окей, с performance-маркетингом стало понятнее. Но как конкретно выглядит работа с performance-агентством?

Если опираться на определение из исследования «Performance Marketing в России 2017», то почти каждое маркетинговое агентство рунета предоставляет перформанс-услуги. Поэтому рассмотрим performance-агентства, которые придерживаются более классического определения performance-маркетинга.

Первым делом обозначим ключевые особенности таких performance-агентств.

1. Разрабатывает комплексную стратегию продвижения.
2. Организует сквозную аналитику для отслеживания показателей в реальном времени.
3. Принимает оплату в привязке к достигнутому результату.

Памятка

Комплексная стратегия продвижения — стратегия, охватывающая разные этапы воронки продаж и задействующая разнообразные каналы и инструменты продвижения.

Сквозная аналитика — система отчётности, при которой клиент видит достигнутые результаты в любой момент времени на каждом этапе воронки продаж.

Оплата в привязке к результату: за 1000 лидов клиент платит одну сумму, за 1200 — другую.

При обращении к перформанс-агентству — вот что оно сделает.

1. Обсудит задачу.
2. Проведёт глубокий анализ продукта и уже предпринятые клиентом действия для его продвижения.
3. Разработает комплексную стратегию продвижения продукта.
4. Обозначит и согласует с клиентом ключевые метрики для измерений на каждом этапе воронки продаж. За достижение этих метрик и будет принимать оплату.
5. Организует сквозную аналитику для отслеживания метрик в реальном времени.
6. В ходе работы будет отслеживать показатели и оптимизировать процессы для максимально эффективного достижения обозначенных метрик.

Так выглядит работа performance-агентства, это если коротко и большими мазками.

Определения перфоманса

Их множество

  • Форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время.
  • Квазитеатральное действо, режиссирование и исполнение которого совершает профессиональный художник, в одиночку или с горсткой посвященных — нанятых статистов, коллег-соратников, обычно без словесного сопровождения, либо же таковое несущественно по сравнению с изобразительной частью.
  • Искусство акций, производимых художниками перед зрителями. Отличаются от всех видов визуального искусства тем, что главным оказывается не результат работы художника (картина, скульптура, вещественная композиция), а процесс этой работы, то есть некая акция.
  • Форма современного искусства, короткое представление, исполненное одним или несколькими участниками перед публикой, заранее спланированное и протекающее по некоторой программе. Смысл перфоманса не в нем самом, а в пространстве глубоко индивидуальных, эстетических и событийных переживаний очевидцев и соучастников.
  • Один из видов современного искусства. Представление, ориентированное на аудио-визуальное восприятие, синтез всевозможных направлений: театра, музыки, спецэффектов.
  • Вид современного искусства, где произведением являются действия самого художника-исполнителя или группы художников. Если в других формах искусства объектом выступает картина, скульптура, движущийся объект, то в перформансе сам автор является произведением.

Перформанс — что это такое? Определение, значение слова

В наше время новые фразы и термины появляются буквально через день. В основной своей массе они являются заимствованиями из других языков. Чаще всего английского. Благодаря Интернету, который всех объединяет, они очень быстро приживаются в нашу культуру.

Особенно это быстро проявляется в искусстве. Сегодня поведём речь о «перформансе». Своему происхождению обязано английскому слову «performance», которое можно перевести на русский язык, как «выступление», «представление» или «исполнение». Зачем же пришлось подменять уже всем хорошо известные понятия чужеродным словечком?

Дело в том, что это действие не является концертом или выступлением в том смысле, к которому мы все привыкли. Для него не нужен большой зал с креслами. Чаще всего всё происходит на открытом воздухе, или в маленьких помещениях.

Его можно смело назвать самым креативной и необычной формой современного искусства. Авторы пытаются эпатировать публику совершенно новыми для зрителя действиями и поступками. Началось всё приблизительно в середине прошлого века. Например, сжигание американского флага посредине моста. Главный смысл — заинтриговать и даже шокировать зрителя.

Жена Джона Леннона японка Йоко Оно тоже попала в это движение. Поставила в комнате длинную лестницу, ведущую к потолку. На нём было что-то написано совсем мелкими буковками. Каждый желающий мог по ней взобраться и через прикреплённую лупу прочитать слово «Да».

Примеров можно привести бесконечное множество. Всем известное выступление в церкви феминистской группы Pussy Riot тоже перформанс. Их панк-молебен произвёл настоящий фурор в глазах обывателей.

Простыми словами — надо оставить после своего исполнения что-то запоминающееся, чересчур яркое с сильными эмоциями. Причём не обязательно на злобу дня. Можно просто укусить знаменитость или раздеться догола на публике. Кто на что горазд.

Как происходит?

В нём переплетены кусочки разных направлений и жанров. В ‹микс› могут быть собраны танцы, живопись, сюрреализм, музыка, действия, актёрское мастерство. Практически всегда присутствует элемент провокации, вызов общественной морали и устоям. Никоим образом не является обычным развлекательным шоу.

Условно можно поделить на следующие разновидности:

  • Одиночный. Автор самостоятельно придумывает сценарий, в одиночку взаимодействует с вещами и предметами.
  • Коллективный. Тут вроде всё ясно по определению. Участие принимает группа людей.

Придумать можно что угодно.

  • Одни выкрашивают свои тела в разные цвета.
  • Другие — применяют ‹хэппиниг›. Без всякого сценария устраивают представления на улицах. Пристают к прохожим, вовлекают их в активное участие.
  • Третьи — занимаются интернет-перформансом. Как можно понять из самого названия действуют в прямом эфире. В этом случае у них могут присутствовать зрители со всего мира.

Относительно недавно появился новый вид — квест-перформанс. Что-то находящееся между театральным представлением и развлекательной викториной. Но в отличие от обычного квеста, в игре участвуют настоящие актёры, которые входят во взаимодействие с участниками. Вовлекая в интригу, они способствуют вызыванию сильных переживаний и эмоций.

Большой популярностью здесь пользуются имитации популярных фильмов ужасов. Создаётся соответствующая имитация мрачной атмосферы: тёмные помещения, следы крови, орудия пыток и т.д. Эдакие комнаты ужасов на современный лад.

Perfomance-маркетинг

Данный термин относится к другому роду деятельности, но упомянуть о нём стоит. Так называют комплексный подход в бизнесе, который позволяет добиться хороших результатов в короткий промежуток времени.

Представляет собой целую науку, изучающую специфику ведения дел, целевую аудиторию потребителей и множество сопутствующих факторов. Позволяет построить углублённую тактику увеличения количества продаж.

Чем перфоманс отличается от классического искусства?

Главное различие классического искусства от современного перфоманса состоит в предмете творения. Если в классическом искусстве в центре заинтересованности стоит безличный объект (холст, изваяние), сотворённый талантливым исполнителем, то в перфомансе основным является сам исполнитель.

Если спектакль требует длительной репетиции, то перфоманс хотя и обдумывается до мелочей, но предполагает самопроизвольные деяния и эффект полной неожиданности в час выступления. В перфомансе напрочь отсутствует известное всем понятие «главная роль».

То, что производит автор, является, скорее всего, определённой моделью поведения, то есть в час своего выступления он в реальности ощущает сотворённую им ситуацию и очень глубоко окунается в реальность.

За последние десятилетия в современном искусстве стали появляется всевозможные течения в данной статье мы приоткрыли завесу тайны и узнали про перфоманс, что это такое действие, в котором сам исполнитель является произведением искусства.

Видео-перфоманс «Хочу шубу»

В этом ролике художник Вероника Орлова покажет «кровавый перфоманс» на площади в Санкт-Петербурге в защиту пушных животных, из которых человек изготавливает меховые изделия:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: