Экспрессионизм: представители, примеры и признаки стиля

Библиография

Альбомы, монографии, сборники статей

  • Русский авангард 1910—1920-х годов и проблема экспрессионизма / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ. — М.: Наука, 2003. — (Искусство авангарда 1910—1920-х годов). — 1500 экз. — ISBN 5-02-006374-6.
  • Пестова Н. В. Немецкий литературный экспрессионизм: Учебное пособие по зарубежной литературе: первая четверть XX века / Уральский государственный педагогический институт. — Екатеринбург: , 2004. — 336 с. — 500 экз. — ISBN 5-7186-0021-X.
  • Вольф Ноберт. Экспрессионизм = Expressionismus / Ред. Ута Гросеник. — М.: Taschen, Арт-родник, 2006. — 96 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9561-0170-9.
  • Терёхина В. Н. Экспрессионизм в русской литературе первой трети XX века: Генезис. Историко-культурный контекст. Поэтика. — М.: ИМЛИ РАН, 2009. — 320 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-9208-0315-3.
  • Пестова Н. В. Случайный гость из готики: русский, австрийский и немецкий экспрессионизм: Монография / Уральский государственный педагогический институт. — Екатеринбург: , 2009. — 297 с. — 200 экз. — ISBN 978-5-7186-0407-8.

Энциклопедии, словари

  • Ришар Лионель. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка = Encyclopédie de l’Expressionnisme: Peinture et Gravure. Sculpture. Architecture. Littérature. La Scène expressionniste. Théâtre. Cinéma. Musique / Науч. ред. и авт. послесл. В. М. Толмачёв. — М.: Республика, 2003. — 432 с. — 5000 экз. — ISBN 5-250-01846-7.
  • Энциклопедический словарь экспрессионизма / Гл. ред. П. М. Топер. — М.: ИМЛИ РАН, 2008. — 736 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9208-0287-3.

Особенности импрессионизма

Импрессионизм – цвет, игра, беззаботность и всеобщее благоухание. Это момент , жизнь в этом самом ярком и ничем непримечательном действии. Это прогулки, разговоры, уютные вечера и летние террасы. Легкость в каждом неторопливом движении, сиюминутное увлечение, мечтательные взгляды. Импрессионизм – это реальный мир, не приукрашенный и не искаженный, без сложных смыслов и аллегорий. Это впечатление.

Это картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Эмоции от того, как ярко, волнительно и в то же время обыденно восходит солнце. Это блики, отраженные в воде, это люди в лодках, которые как будто на секунду замерли, чтобы запечатлеть этот момент у себя в памяти.

Кстати, именно из-за этой картины импрессионисты получили свое название. Художественный критик Луи Леруа, увидев выставленное полотно, был поражен, по его мнению, безвкусицей и отсутствием таланта у художников. Он назвал их «впечатленцами» (по фр. «impression » это «впечателение»).

Импрессионисты были бунтовщиками: они кидали вызов Академии изящных художеств и господствующим канонам в искусстве. Четкие линии, условность и статичность вызывали у них чувство возмущения. Не было реальности, допускалась только идеально выверенная картинка. Поэтому в ход идут пленэр и работа на открытом воздухе, чтобы уловить жизнь. Никаких этюдов и многочисленных зарисовок, исправлений, постоянных поисков какого-то особо впечатлительного сюжета.

Они просто брали кисть и рисовали.

«Олимпия» — еще одна работа Эдуарда Мане (1832-1883), выставленная в 1865 году, повергшая публику в шок, которая еще не успокоилась после показа «Завтрака на траве». Дело в том, что героини, изображенные на двух картинах, перестают быть прекрасными нимфами и богинями: это обычные девушки, к тому же зарабатывающие на жизнь аморальным путем. Ведь «Олимпия», не смотря на схожесть с ранними изображениями Венер, представляет собой современницу, женщину низшего класса. Девушка вызывающе смотрит на зрителя, что было недопустимо, а интерьер подсказывает публике, что она находится в борделе.

Подобные сюжеты, герои, сюжеты складывались в точное изображение действительности и обыденности, что было недопустимо в высших художественных заведениях того времени.

Для нас импрессионисты — это не современное искусство, а классика, отделимая от модерна и авангарда. Но для того времени импрессионисты расценивались как нечто невероятное, сумасбродное и новаторское.

Игра света – вот, что интересовало и увлекало импрессионистов. Им было просто необходимо передать все блики, все тени и краски предмета, который ловит солнечный свет. Изображение получалось не всегда в традиционных цветах

Важно было передать тени на предметах, мокрые мостовые после ливневого дождя, блеск солнца или лунный свет на воде

Вы только посмотрите на требования Академии художеств для того, чтобы вывесить свою картину в Парижском салоне – самой престижной выставке Франции: классические сюжеты, не кричащие темные тона, детальная прорисовка линий, возвышенное содержание и идеализация изображаемых. Все то, от чего так бежали импрессионисты. И у них это получилось: «Салон отверженных» как противовес парижской выставке позволил молодым художникам высказаться и показать другую сторону искусства. Они изменяли привычный мир правил, канонов и сюжетов, ведь импрессионизм — это предтеча всему современному искусству, тем направлениям и течениям, которые шли после них. Как и экспрессионизм.

Но экспрессионизм – нечто противоположное импрессионизму.

Экспрессионизм в литературе

Экспрессионизм как литературное и художественное движение процветало в Европе, особенно в Германии, между 1914 и 1924 годами. Термин был впервые применён к литературе австрийским писателем Германом Бахром (1863–1934) в 1914 году.

Существуют некоторые сходства между экспрессионизмом и романтизмом. Романтизм был бунтом, реакцией против ограниченного и материалистического мировоззрения эпохи, он призывал к свободе мысли и содержания.

Писатели, неудовлетворенные «грязной реальностью», возвышали человеческую природу и искали путь в бесконечность. Появлялись нотки мистического настроения, меланхолии, любовных мечтаний, видений, экстаза и романтической символики.

Экспрессионизм, также как и романтизм, был своеобразным протестом против материалистической и механической тенденции, к которой в то время стремилось человечество, превращая людей в роботов.

Знаменитые писатели-экспрессионисты:

  • Леонид Николаевич Андреев;
  • Данило Локар;
  • Константин Симонович Гамсахурдиа;
  • Эмиль Зегадлович;
  • Ойген Д. Релгис.

Экспрессионистские логотипы —

Компании, которые имеют духовный, нонконформистский или экзистенциальный элемент, должны настоятельно рассмотреть возможность использования логотипа экспрессиониста. Клиенты могут мгновенно почувствовать, что ваша связь выходит за рамки глубины, когда они видят ваш третий глаз, этнические цвета, военную краску или уверенные позы. Эти элементы покажут, что у вашего бренда есть глубина, в отличие от ваших мелких конкурентов.

Драматическое выражение Джо Рогана и перевернутый третий глаз показывают его нонконформистскую духовность. Через ytimg.com.

Африканские узоры и цвета, отражающие связь с духовностью. Логотип от Dusan Klepic DK .

Всплеск этого логотипа, окрашенного в красный цвет, и использование тени создают серьезную эмоциональную окраску. Логотип Dusan Klepic DK .

Уверенные фигуры экспрессионистов представляют собой место, где нонконформисты могут найти свою истинную духовную сущность и поделиться с родственными духами. Art by eko.prasetyo *.

Дух и гордость льва отражены в цветах и ​​экспрессионистских мотивах. Логотип от logorilla .

Экспрессионизм в музыке

Наиболее ярко экспрессионистская позиция раскрылась в музыкальном искусстве. Музыкальный экспрессионизм как особое направление связан с австрийской, а еще конкретнее – с венской культурой. Классические его образцы дает творчество композиторов Новой венской школы, основоположником которой является Арнольд Шёнберг. Типичные экспрессионистские произведения Шёнберга – , кантата «Уцелевший из Варшавы», а также незавершённая .

Высшим достижением музыкального экспрессионизма признаётся опера Альбана Берга «Воццек» (1925).

Музыкальный экспрессионизм был преемственно связан с поздним романтизмом. Зловеще-мрачные образы нередко встречаются в произведениях Малера (поздние симфонии), Р. Штрауса (оперы «Саломея», «Электра»), Хиндемита (оперы «Убийца – надежда женщин», «Святая Сусанна»), Бартока (балет «Чудесный мандарин»). Хронологически их сочинения стоят рядом с экспрессионизмом в живописи и литературе, однако в целом творчество этих композиторов опирается на традиции романтизма, как и ранние произведения Шёнберга и Берга.

Постепенно идейно-художественное содержание позднего романтизма переосмысливалось: некоторые образы заострялись, абсолютизировались (разлад с окружающим миром), другие приглушались или вовсе исчезали (романтическая мечта).

Творчество нововенцев демонстрирует характерный для экспрессионизма отказ от традиций. Пересмотру и переоценке подвергаются все элементы музыкального языка: лад и тональность, гармония, форма (как процесс и как целое), мелодика, ритм, тембр, динамика, фактура.

Принцип свободной атональности, утвердившийся в музыке Шёнберга в 1910-е годы, в начале 1920-х сменяется додекафонией. Аналогичные периоды (атональный и додекафонный) проходят в своей творческой эволюции Берг и Веберн. При этом творчество каждого из трех представителей Новой венской школы исключительно своеобразно. Если Шёнбергу присущ наиболее последовательный эстетический радикализм в выражении экспрессионистской позиции, то в музыке Берга явно ощутимы малеровские традиции, мотивы «социального сострадания». Для Веберна же чрезвычайно существенным оказался творческий опыт мастеров строгого стиля, а также философско-поэтическое наследие Гёте.

Экспрессионистские обложки книг —

В книгах, посвященных проблемам внутреннего насилия или беспорядков, может использоваться сильное столкновение цветов и образов, которые обеспечивает экспрессионизм. Когда сталкиваются формы, цвета и изображения, это вызывает резкий эффект для зрителя. Этот эффект может сразу передать читателям суть вашей истории. В экспрессионизме можно эффективно исследовать путаницу, изоляцию и неистовый характер жизни.

Смелое столкновение цветов и драматические городские образы. Обложка книги Валентина Г.

Путаница, беспокойство, высокая контрастность, тень … этот чувак в плохой форме. Экспрессионистская обложка книги by thekidgraphic.

Темная духовность, гнев, раздвоение личности. Экспрессионистская обложка книги Proi.

Говорит ли этот лес жуткую изоляцию или как? Экспрессионистская обложка книги by kellydid.

Экспрессионизм в живописи

Художник-экспрессионист стремится передать свои личные ощущения от нарисованного. Для достижения максимального эффекта на зрителя точность представления жертвуется (внешняя оболочка предмета) и искажается в пользу чётких контуров и жирных цветов.

«Большие голубые лошади», художник Франц Марк, 1911 г.
Отодвигаясь от реалистического изображения, для этого художника означало — поворот к духовному, эмоциональному и подлинному. Для Франца Марка, как впрочем и для многих экспрессионистов, цвет был скорее символикой, чем описанием.
В этой картине художник использовал эмоциональные качества своей палитры, чтобы передать своё видение всей духовности этих синих зверей.

Зачастую создаются более простые композиции, прямолинейные, характеризуются густой краской, приёмом импасто (на холст наносится неразбавленная краска, густым и сочным слоем), рыхлыми, свободно нанесёнными мазками. Иногда проскальзывает символика, будто случайно

Но сообщение автора очень важно

Каковы основные характеристики экспрессионизма?

Экспрессионистское искусство старалось передать не реальность, а эмоции и смысл. У каждого творца искусства был свой уникальный способ «выразить» эмоции в своём искусстве.

«Сидящая женщина с задранными ногами», художник Эгон Шиле, 1917 г.
Австриец Шиле известен своим резким и часто гротескным выражением явной сексуальности. Он появляется в экспрессионистском движении из-за эмоциональности его линий и цвета.
Этот художник воспроизводил изображения так, как их видел он, а не так, как они представлялись внешнему миру.

Зачастую их творения выходили искажёнными или преувеличенными, одновременно авторы использовали яркие и шокирующие цвета.

Главные характеристики полотен кисти экспрессионистов:

  • ярко выраженные черты, насыщенные цвета и иллюзорная трёхмерность;
  • главенствует трагедия и субъективность, а чувства и эмоции идут на первом месте;
  • рассматриваются трагические проблемы жизни и общества, но с пессимистическим подходом к реальности;
  • через иррационализм и субъективность приходит индивидуальная свобода.

Абстрактный экспрессионизм

Это широкое абстрактное движение американской живописи. Ему было свойственно множество самых различных живописных стилей, которые различались и по технике, и по качеству выражения. Оно зародилось в конце 1940 и превратилось в доминирующую тенденцию западной живописи 1950 годов.

Картины абстрактного экспрессионизма в основном абстрактны со свободным, спонтанным и личным эмоциональным выражением художника.

Зачастую наблюдается большая свобода техники и исполнения, придавая особое внимание использованию различным физическим характеристикам краски, чтобы вызвать выразительные качества, такие, как: чувственность, тайна, лиризм, динамизм. Абстрактному экспрессионизму характерно отрицание от обычной структурированной композиции

Художники экспрессионисты также использовали большие холсты, для того, чтобы придать своим творениям силу и монументальность

Абстрактному экспрессионизму характерно отрицание от обычной структурированной композиции. Художники экспрессионисты также использовали большие холсты, для того, чтобы придать своим творениям силу и монументальность.

Пример абстрактного экспрессионизма — «Зимний пейзаж», художник Фонс Хейнсбрук, 1989 г.

Основная задача экспрессионизма

Основной задачей экспрессионизма становится демонтаж понятий, верований, взглядов, иллюзий либерального характера, поскольку считается, что они выявили свою несостоятельность. Полагая, что искусство наших дней есть крушение натуралистичности и победа стиля, экспрессионизм не удовлетворился полемикой со сторонниками жизнеподобия, обычно принимавшей резкие формы. Отвергая этот принцип, экспрессионизм бросал вызов и стоявшему за ним восприятию мира как органичной целостности.

Этому образу мира в творчестве последователей экспрессионизма противостоит неприятие гармонии, отождествляемой с равнодушием к кровоточащим коллизиям времени, и яркая эмоциональность композиции, в противовес бесстрастной уравновешенности «академических полотен. Нота тревоги, пристрастие к травмирующим метафорам проступали даже в чисто экспериментальных произведениях, созданных для доказательства излюбленной мысли экспрессионизма: искусство не имеет ничего общего с подражанием природе.

Оно — особый мир, который сотворен в минуты гениального озарения, когда художник оказывается на зыбкой грани между видимым и ирреальным. Деформируя зримые пропорции, он обнаруживает за будничными явлениями высший, мистический и чаще всего болезненный смысл. Такое понимание сущности творчества отличало участников крупнейших объединений художников экспрессионизма: берлинской группы «Мост» во главе с М.Пехштейном и Э.Нольде, мюнхенской группы «Голубой всадник», к которой принадлежал и работавший в Германии русский художник В.Кандинский. Как и близкие экспрессионизму швейцарец П.Клее и австриец О.Кокошка, Кандинский оказал сильное воздействие на живопись 20 века. Значительными были и достижения экспрессионизма в кинематографе (фильмы немецких режиссеров Ф.Ланга, Г.В.Пабста).

Экспрессионизм в театре и танце: примеры, признаки, представители

Главным образом, это драматургия А. Стриндберга и Ф. Ведекинда. Тонкости психологизма Росина и юмористическая правда жизни Мольера уступают подмостки схематическим и обобщенным фигурам-символам (Сын и Отец, к примеру). Главному герою в условиях всеобщей слепоты удается прозреть и не везет восстать против этого, чем обусловлена неминуемая трагическая развязка.

Новая драма нашла своего зрителя не только в Германии, но и в США (под чутким руководством Юджина О’Нила) и России (все тот же Леонид Андреев), где Мейерхольд обучал артистов изображать душевные состояния резкими движениями и порывистыми жестами (это методика получила название «биомеханика»).

Балет «Весна священная»

Визуализация души через пластику обрела форму экспрессионистского танца  Мэри Вигман и Пины Бауш. Взрывная эстетика экспрессионизма просочилась в строгий классический балет в исполнении Вацлава Нижинского в постановке «Весна священная» в 1913 году. Нововведение проникло в консервативную культуру ценой грандиозного скандала.

Экспрессионизм в живописи

Своими непосредственными предшественниками творческими вдохновителями немецкие художники-экспрессионисты считали постимпрессионистов, которые на исходе XIX столетия перешли от воспроизведения действительности к выражению внутренних состояний собственного «Я». Наполненные драматизмом картины Эдварда Мунка, Винсента Ван Гога и Джеймса Энсора при всей оригинальности своих творцов, пронизаны общими эмоциями, такими как восторг, ужас, негодование.

В 1905 году представители немецкого экспрессионизма объединяются в группу «Мост». Своим идеологическим манифестом группа провозгласила бунт против поверхностного, на её взгляд, правдоподобия импрессионизма. Приверженцы нового течения поставили цель вернуть немецкому искусству потерянное духовное измерение и разнообразие смыслов. В программе творческого объединения «Мост» было много общего с французским фовизмом.

Уродливость, примитивность и противоречия жизни вызывали у представителей экспрессионизма негативные состояния, чувства тревоги и фрустрации, отвращения и раздражения. Эти эмоции выражались посредством угловатых, искорёженных линий, резких и грубых мазков, ярких и насыщенных цветов. Художники отдавали предпочтение цветам, предельно контрастным, чтобы усилить воздействие на публику, вызывать у зрителя сильные эмоции. Невзрачные, на первый взгляд, мотивы современной уличной жизни, под кистью экспрессионистов получали через край эмоциональную окраску.

В 1912 г. в Мюнхене возникает творческое объединение «Синий всадник», идеологом которой был русский художник Василий Кандинский. Среди искусствоведов нет единого мнения насчёт причисления членов «Синего всадника» к экспрессионизму. Живописцы, которые входили в это объединение, были слабо озабочены болезненным состоянием общества, их картины были менее эмоциональны. Лирические и абстрактные элементы в их творчестве представляли собой некую гармонию, тогда как стилистика экспрессионизма по своей сути дисгармонична.

После 1924 года в Веймарской республике устанавливается относительная стабильность. В свою очередь невнятность идеалов экспрессионистов, их всё более сложный язык, индивидуализм художественных манер, неспособность к конструктивной критике социальных проблем, в конечном итоге привели к закату этого направления. В гитлеровской Германии это течение и вовсе было объявлено «дегенеративным искусством», а художники были лишены возможности публиковаться или выставлять свои картины.

Однако, отдельные живописцы продолжали творить в рамках экспрессионизма ещё многие десятилетия. Ключевые представители течения:

  • Эдвард Мунк;
  • Эмиль Нольде;
  • Макс Пехштейн;
  • Отто Мюллер;
  • Жорж Руо (также представитель фовизма);
  • Август Макке;
  • Марианна Верёвкина;
  • Алексей Явленский;
  • Эгон Шиле;
  • Оскар Кокошка.

Как и почему появился экспрессионизм?

Его появление было вызвано ростом социальной напряженности в обществе того времени. Первая мировая война, локальные конфликты, революционные потрясения и последовавшие за ними реакционные режимы сделали свое дело: на смену старому поколению пришло потерянное поколение с крайне субъективным восприятием событий. Молодые творцы были разочарованы, рассержены, раздавлены процессом и психологическим давлением. Их страх и отчаяние, сменявшие друг друга, стали важными мотивами в искусстве того времени. Описания боли, криков, стонов и смерти стали «кровавыми фигурами» начала 20-го века.

Экспрессионизм рано и наиболее ярко проявился в Германии. В отличие от импрессионистов, которые концентрировались на поверхностной красоте цветов, оттенков и света, группа «Die Brücke» была основана в 1905 году. Молодые художники считали, что искусство должно вновь обрести не красочную, а содержательную палитру. Смутьяны намеренно отдавали предпочтение ярким, аляповатым цветам, которые больно били по глазам и напрягали нервы. Таким образом, они придавали эмоциональную глубину, характеристики настроения и признаки времени обычному пейзажу. Среди представителей выделялись Макс Пехштейн и Отто Мюллер.

Эдмон Мунк, «Крик».

Городской китч и агрессивные всплески современной жизни вызывали фрустрацию, гнев, раздражение вплоть до ненависти и отчуждения в абсолютном контрасте, изображенные угловатыми, ломаными линиями, небрежными и плотными мазками и не энергичным, но жестоким использованием цвета.

В 1910 году объединение художников-экспрессионистов во главе с Пехштейном назвало себя идеологической группой Нового Сецессиона. Blaue Reiter, основанная русским художником-абстракционистом Василием Кандинским, стала известна в Мюнхене в 1912 году, хотя ни один исследователь не назвал бы эту разнообразную группу художников экспрессионистами.

Марк Шагал, «Над городом

К экспрессионизму относятся такие известные и, несомненно, талантливые художники, как Эдмонд Мунк и Марк Шагал. Например, картина Мунка «Крик» — самое известное произведение норвежского искусства. Он был тем экспрессионистом, который вывел эту скандинавскую страну на мировую художественную сцену.

Экспрессионистская упаковка —

Бренды, стремящиеся передать чувство, а не буквальную идею, преуспеют с экспрессионизмом. Подобно тому, как реалистичный портрет вашей лучшей подруги, возможно, не полностью отражает ее жизненную силу, экспрессионистский дизайн также показывает вещи такими, какими они кажутся, а не такими, как они есть на самом деле. Следующие примеры упаковки предлагают потребителям ощущение ощущения, а не практичность конкретного продукта или услуги. Танцуйте всю ночь напролет со своим давно потерянным любовником! Окунитесь в тропическую атмосферу, попивая чашку Джо!

Духовное мистическое холодное видение природы. Экспрессионистская упаковка от MANTSA.

Эфирная любовь веселит духовные сферы. Экспрессионистская упаковка Фабио Фантини.

Тропический шик с расслабляющей чашкой Джо … Эта упаковка для кофе получилась совершенно особенной, поскольку она имеет голографический эффект. Искусство упаковки Дарья В.

Свобода, природа, приключения, мазок. Экспрессионистская упаковка от MANTSA.

Экспрессионизм в кинематографе: примеры, признаки, представители

С 1920 по 1925 годы в берлинских киностудиях появилось такое явление, как экспрессионистский кинематограф. Ассиметричные искажения пространства, кричащие символические декорации, акцент на невербальной коммуникации, психологизация событий, акцент на жестах и мимике — все это признаки нового течения на экране. Известные представители экспрессионистского кинематографа, в творчестве которых прослеживаются все эти тенденции: Ф. В. Мурнау, Ф. Ланга, П. Лени. Определенную преемственность с этим модернистским кино можно почувствовать, анализируя известную работу Ларса фон Триера «Догвилль».

Экспрессионистский веб-дизайн —

Эмоции были ключевым словом для экспрессионистов. Это часто отсутствовало в реалистическом искусстве, но в экспрессионизме вы не можете точно изобразить предмет, если вы не показываете эмоциональное измерение. Это означает, что вы не можете просто видеть, вы должны чувствовать!

Эти следующие примеры показывают, как экспрессионистские методы могут быть использованы для усиления эмоционального содержания дизайна. Зрители попадают в дружескую увлекательную научную лабораторию, зажигательную шумную вечеринку, приключения в учебе и неоднозначность искусства. Компании, которые хотят, чтобы их клиенты чувствовали определенную «вибрацию», могут достичь этого посредством экспрессионистского дизайна.

Примитивизм, фантазия и смелое использование формы придают анимации на этой веб-странице веселую, авантюрную научно-фантастическую атмосферу. Экспрессионистский веб-дизайн от felipe_charria.

Аааа, приключение обучения! Веб-дизайн ArtGloz.

Мощный драматический веб-дизайн видеоигры от Mithum.

Веб-дизайн с ощутимой атмосферой и эмоциями от Mithum.

Экспрессионизм в литературе

Основная статья: Экспрессионизм (литература)

Под экспрессионизмом применительно к литературе понимают целый комплекс течений и направлений европейской словесности начала XX века, включенных в общие тенденции модернизма. Главным образом литературный экспрессионизм получил распространение в немецкоязычных странах: Германии и Австрии, хотя определенное влияние это направление имело и в других европейских странах: Польше, Чехословакии и др.

В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия»: —1924 годы. При этом предвоенное время (—) рассматривается как период «раннего экспрессионизма», связанный с началом деятельности первых экспрессионистских журналов («Der Sturm», «Die Aktion») и клубов («Неопатетическое кабаре», «Кабаре Гну»). В основном, это связано с тем, что в это время сам термин еще не прижился. Вместо него оперировали различными дефинициями: «Новый пафос» (Эрвин Лёвенсон), «Активизм» (Курт Хиллер) и др. Многие из авторов этого времени не называли себя экспрессионистами, и были причислены к ним лишь позднее (Георг Гейм, Георг Тракль).

Временем расцвета литературного экспрессионизма считаются —1925 годы. В это время в этом направлении работали Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн и др.

Эстетика экспрессионизма

Эстетика экспрессионизма последовательно воплощала идею радикального изменения изобразительного языка, которое стало необходимостью перед лицом реальности 20 века, ознаменовавшейся глубокими сдвигами в мироощущении. Экспрессионизм принадлежал широкому художественному движению, обобщенно называемому авангардом. Оно возвестило пересмотр доминирующих представлений о творчестве как объективном постижении жизни, воссоздаваемой в пластичных, узнаваемых формах. Разрыв с традициями искусства 19 века, примат субъективности, эксперимента и новизны становятся общими принципами для экспрессионизма как художественного явления.

Особую важность в этой программе приобретает отказ от требований изображать действительность правдоподобно. Этой установке экспрессионизм противопоставил подчеркнутую гротескность образов, культ деформации в самых разных ее проявлениях

Искусство экспрессионизма, пережившее свой взлет в годы первой мировой войны и сразу по ее окончании, говорило о мире, в котором разразилась катастрофа. Оно пронизано ощущением повседневной боли, неверием в разумность бытия, неотвязным страхом за будущее человека, чью жизнь направляют социальные механизмы, поминутно угрожающие ему бессмысленной гибелью. Искания экспрессионизма, на первый взгляд, ограниченные областью формальных нововведений, почти всегда обладают идеологической нацеленностью.

Интересный факт: экспрессионизм – революционный жанр. В Германии были целые объединения молодых художников, которые устраивали бунты против стариков. Они говорили, что устои старого поколения скоро канут в прошлое и требовали дать дорогу молодым. Поэтому эмоциональность жанра тесно связана с его историей.

Представители экспрессионизма

Изобразительное искусство

  • Ханс (Жан) Арп (1887—1966)
  • Александр Архипенко (1887—1964)
  • Эрнст Барлах (1870—1938)
  • Макс Бекман (1884—1950)
  • Жорж Грос (1893—1959)
  • Отто Дикс (1891—1969)
  • Генрих Кампендонк (1889—1957)
  • Василий Кандинский (1866—1944)
  • Эрнст Людвиг Кирхнер (1880—1938)
  • Пауль Клее (1879—1940)
  • Оскар Кокошка (1886—1980)
  • Альфред Кубин (1877—1959)
  • Август Маке (1887—1914)
  • Франц Марк (1880—1916)
  • Амедео Модильяни (1884—1920)
  • Эдвард Мунк (1863—1944)
  • Отто Мюллер (1874—1930)
  • Эрнст Вильгельм Най (1902—1968)
  • Эмиль Нольде (1867—1956)
  • Макс Пехштейн (1881—1955)
  • Кристиан Рольфс (1849—1938)
  • Жорж Руо (1871—1958)
  • Хаим Сутин (1893—1943)
  • Эрих Хеккель (1883—1970)
  • Осип Цадкин (1890—1967)
  • Эгон Шиле (1890—1918)
  • Карл Шмидт-Ротлуф (1884—1976)
  • Алексей фон Явленский (1864—1941)
  • Конрад Феликсмюллер (1897—1977)
  • Вильгельм Моргнер (1891—1917)
  • Густав Климт (1862-1918)

Литература

  • Хуго Балль (1886—1927)
  • Эрнст Барлах (1870—1938)
  • Готфрид Бенн (1886—1956)
  • Иоганнес Бехер (1891—1958)
  • Макс Брод (1884—1968)
  • Эрнст Вайс (1884—1940)
  • Франк Ведекинд (1864—1918)
  • Франц Верфель (1890—1945)
  • Вальтер Газенклевер (1890—1940)
  • Георг Гейм (1887—1912)
  • Иван Голль (1891—1950)
  • Рихард Хюльзенбек (1892—1974)
  • Альфред Дёблин (1878—1957)
  • Теодор Дойблер (1876—1934)
  • Георг Кайзер нем. Georg Kaiser (1878—1945)
  • Франц Кафка (1883—1924)
  • Клабунд (1890—1928)
  • Альфред Кубин (1877—1959)
  • Эльза Ласкер-Шюлер (1869—1945)
  • Альфред Лихтенштейн (1889—1914)
  • Густав Майринк (1868—1932)
  • Минона (1871—1946)
  • Райнер Мария Рильке (1875—1926)
  • Эрнст Толлер (1893—1939)
  • Георг Тракль (1887—1914)
  • Фриц фон Унру (1885—1970)
  • Леонхард Франк (1882—1961)
  • Якоб ван Годдис (1887—1942)
  • Курт Швиттерс (1887—1948)
  • Эрнст Штадлер (1883—1914)
  • Карл Штернхейм (1878—1942)
  • Август Штрамм (1874—1915)
  • Казимир Эдшмид (1890—1966)
  • Карл Эйнштейн (1885—1940)
  • Альберт Эренштейн (1886—1950)
  • Курт Хиллер (1885—1972)

Кино

  • Пауль Вегенер (1874—1948)
  • Роберт Вине (1881—1938)
  • Фриц Ланг (1890—1976)
  • Фридрих Вильгельм Мурнау (1888—1931)
  • Георг Вильгельм Пабст (1885—1967)

Музыка

  • Бела Барток (1881—1945)
  • Альбан Берг (1885—1935)
  • Антон Веберн (1883—1945)
  • Густав Малер (1860—1911)
  • Виктор Ульманн (1898—1944)
  • Арнольд Шёнберг (1874—1951)
  • Рихард Штраус (1864—1949)
  • Ханс Эйслейр (1898—1962)

Ключевые идеи

Экспрессионизм — художественный стиль и направление в развитии культуры, в котором художник стремится изобразить не объективную реальность, а субъективные эмоции и реакции, возникающие у человека в ответ на события в мире. Художник достигает этой цели путем искажения, преувеличения, примитивизма или фантазии, через яркие оттенки и выразительные мазки.

Термин

Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции. Импрессионисты пытались найти способ отобразить действительность по-новому, экспрессионисты критиковали их за ограниченность, выходя за рамки традиционного восприятия реальности. Импрессионисты пытались передать свет и цвет особенными, именно эти черты делали картины импрессионистов уникальными

Экспрессионисты отодвинули на второй план реальные объекты, остановив внимание на выражении чувств

В широком смысле понятие отображает одно из главных течений искусства конца 19 — начала 20 веков, особенности которого можно выразить в трех словах: субъективность, яркость, эмоциональность.
Экспрессионизм рассматривают в качестве стабильной тенденции в развитии искусства Скандинавии и Германии в периоды духовного кризиса, социальных, перемен. Направление демонстрирует уход от норм классицизма и рационализма в сторону отображения внутреннего мира художника.

Переосмысление

Формирование экспрессионизма породило новые стандарты в области создания и осмысления искусства. Живопись больше не ограничивалась реалистической передачей объектов окружающего мира. Целями художников была передача эмоций и чувств при помощи изобразительного искусства, использование абстрактных фигур для передачи объектов. Для этого использовали яркие оттенки, динамичность сюжета, не выявляя интереса к перспективе и объемности изображения.

Передача эмоций

Особенностью стиля является использование плавных линий для изображения объектов, преувеличенных мазков, выглядящих грубо. Выразительные черты произведений живописцев передают эмоциональное состояние художника, который реагирует на перемены окружающего мира.

Особое место в творчестве занимали идеи социальной борьбы, роли человека в мире, последствия урбанизации

Художники пытались обратить внимание общественности на одиночество человека в большом городе, на эмоциональную отстраненность, на место которой пришел капитализм и новые идеалы мира

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: