Пуруша и пракрити

По мере расширения наших знаний расширяется и наша Вселенная

В течение очень долгого времени люди действительно верили, что Земля плоская. Моряки боялись, что если они уплывут слишком далеко в океан, то окажутся за пределами края планеты. И хотя Христофору Колумбу ошибочно приписывают доказательство того, что Земля имеет форму шара, именно астрономы выяснили, что наша планета вовсе не плоская и вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

Но даже после этого открытия, которое, по меркам того времени, было совершенно удивительным, астрономы не могли и предположить, какие находки ждали их впереди. Чем глубже могли заглядывать люди в космос, тем глубже и обширнее становилась наша Вселенная.

Вайшешика

Система Вайшешика сходна с Ньяей, поэтому впоследствии образовалась синкретическая школа — Ньяя-Вайшешика. Эта система выделяет особенное, отличное в рассматриваемом мире. Основатель Риши Канада, основной текст Вайшешика-сутры.

Система подробно рассматривает атомарное строение мира и, подобно школе Ньяя, выводит существование внеположного телу Атмана. И Ньяя и Вайшешека — обширные системы, рассматривающие мир посредством логики и выведения особенного. Эти исследования применяются во многих системах не связанных с этими школами. И мы будем в той или иной степени встречаться с ними при изучении Санкхьи и Йога Сутр.

Санкхья

Санкхья одна из древнейших философских школ Индии. Буквальный перевод — «счёт», «исчисление». Система выводит основные элементы мироздания. Основатель легендарный Риши Капила один из рождённых умом сыновей Брахмы.

Древняя Санкхья отражена в Упанишадах, Махабхарате и Бхагавадгите, а также Пуранах. В то время Санкхья имела много школ, по-разному интерпретирующих систему. В целом, древняя Санкхья не была дуальной, в отличии от классической Санкхьи. Это ясно видно из Махабхараты и Бхагавадгиты. Но систематических трудов тех времён не сохранилось.

Классическая Санкхья опирается на текст Санкхья-карика написанный Ишваракришной в 4-5 веках н.э.

Этот текст постулирует Санкхью, как дуальную систему. В которой с одной стороны Пракрити (Природа) и все её проявления, с другой Пуруша (Дух) погрузившийся в Пракрити посредством сознания и тела и не осознающий свою истинную природу. Оба начала — Пракрити и Пуруша не зависимы и вечны. Индивидуальных пуруш бесконечное множество, и они имеют возможность освободиться, осознав свою независимость от Пракрити.

Согласно древней Санкхье, Пракрити и Пуруша имеют своё начало в Парабрахмане или Абсолюте. Пуруша полностью освобождается только осознав себя Парабрахманом.

Разберём классическую Санкхью основанную на работе Ишваракришны.

Веданта

Буквальный перевод — завершение Вед. В противоположность Мимансе, Веданта сосредоточена прежде всего на Мокше (освобождении). Изначально Ведантой называли Араньяки и Упанишады, как тексты завершающие Веды. Эти тексты в отличии от Самхит Вед, говорят именно о самосознание и освобождении. Веданту иногда называют Уттара-миманса или высшее исследование, в отличии от Пурва-мимансы или первого исследования.

Большинство направлений Веданты признают тройственный канон текстов. Это Упанишады, Веданта Сутры и Бхагавадгита.

Веданта имеет 3 основных направления:

  • Адвайта Веданта. Основное и наиболее авторитетное направление. Именно это направление говорит о единстве индивидуального и высшего Атмана. Эта система наиболее логично структурирует учение Упанишад. Основателем учения считается Гаудапада. Наиболее полно учение разработано Шанкарачарьей. Основная идея — Брахман реален, мир не реален (иллюзорен). Каждая душа тождественна Брахману, но находится в неведение об этом. Основная мантра этой системы — Ахам-Брахма-Асми. Я — есть Брахман. Метод реализации Джняна-Йога (Йога знания).
  • Двайта Веданта. Дуалистическая разновидность Веданты. Основоположник Мадхава. Эта система не признаёт тождественности души и Брахмана. Мадхава делит всё существующее на независимую реальность — Брахман (Вишну). И зависимую — все существа. Метод реализации Бхакти-Йога (Йога преданности).
  • Вишишта-Адвайта Веданта. Система так сказать не двойственного дуализма. Наиболее полно разработана Рамануджей. Эта система, признавая тождественность души и Брахмана, постулирует не иллюзорность мира. Мир не иллюзия, а творческая энергия Брахмана. Метод реализации Джняна-Йога и Бхакти-Йога.

Существуют ещё различные направления Веданты, но эти три можно считать основными.

Происхождение санскрита

Древнейшая форма санскрита, ведический санскрит, — это язык,
на котором были написаны и составлены 4 Веды индуистской религии. Считается,
что составление произошло где-то между 1700-1200 годами до нашей эры, и что
язык относится к индоарийской семье.

Основными Ведами являются Ригведа, Самведа, Яджурведа и
Атхарваведа, которые содержат гимны, заклинания, философию и руководство для
ведических священников. Считается, что эти Веды являются прямым откровением
провидцев арийского народа.

Около 1000 г. до н.э. ведический санскрит начал свою фазу
трансформации из первого языка во второй язык, предназначенный для религии и
обучения. В течение 500 г. до н.э. древний ученый Панини работал над
грамматикой, которая породила классический санскрит. Это язык, на котором были
написаны некоторые из самых известных драм, стихов и эпосов. Классический
санскрит — это тот санскрит, который мы видим и знаем сегодня.

Пуруша и Пракрити

Пуруша и Пракрити являются фундаментальными понятиями философии Санкхьи. Они описываются неразлучными безногим Пурушей, сидящим на шее у слепой Пракрити.

Отсутствие ног у Пуруши символизирует отсутствие у него природы деятельности. Он наблюдатель Пракрити. Слепота Пракрити символизирует её иллюзорную природу и невозможность действия без Пуруши.

Соприкосновение Пуруши и Пракрити иногда рассматривают, как союз между пользующимся и доставляющим наслаждение и страдание.

С позиции Санкьи, причина и следствие рассматриваются, как части одного целого, пребывающего в проявленном и не проявленном состоянии. Санкхья определяет две первопричинные реальности: Пракрити (материальная первопричина) и Пуруша (Высшее «Я», сознание, дух).

Когда Пуруша разъединён с Пракрити, соблюдается равновесие гун. При соприкосновении Пуруши с Пракрити равновесие гун нарушается. Пуруша наблюдает в Пракрити волнение: гуны образуют мир объектов разнообразием комбинаций и пропорций.

Первым, что наблюдает Пуруша, это махат (великое) — основа всего материального и буддхи — тонкая субстанция умственных процессов, интеллект, осознающий различие объекта и субъекта. Из махата возникает ахамкара (эго). В зависимости от «рисунка» гун из ахамкары возникают пять органов восприятия, пять органов действия, манас, пять танматр (тонких элементов, потенции звука, осязания, цвета, вкуса и запаха), из которых в свою очередь возникают пять материальных элементов: акаша (эфир, пространство), воздух, огонь, вода, земля.

Пуруша, увлечённый объектной игрой Пракрити, находится в состоянии иллюзорной связанности, приносящей страдание. В момент, когда Пуруша разъединяется с Пракрити, происходит его «освобождение».

Одиннадцать индрий

Одиннадцать индрий составляют Манас, пять джняна индрий (органов восприятия) и пять карма индрий (органов действия).

5. Манас

Манас относится и к индриям восприятия, и к индриям действия. Он получает информацию от джняна-индрий и руководит карма-индриями. Манас — рефлекторный ум. Когда существо размышляет перед принятие решения, это работа Буддхи. Действие спонтанное — работа Манаса.

Манас необходимо тренировать, подобно рукам и ногам. Когда кто-то владеет своим Манасом, он не совершает необдуманных, эмоциональных действий. Манас — автомат, который необходимо правильно запрограммировать. Автоматический ум необходим в ситуациях, когда тратить время на обдумывание смертельно опасно. Поэтому в боевых искусствах уделяется много времени на автоматизм в ударах и блоках. Следовательно, автомат — это не плохо, главное правильно его настроить.

К примеру, при выполнении асан необходимо уделять внимание правильному положению тела — это работа Буддхи. Но со временем это должно быть автоматизировано — Манас. При стойке на руках именно Манас, анализируя информацию от  органов чувств, правильным образом выстраивает органы действий

Но вначале освоения позы Буддхи задаёт направление Манасу

При стойке на руках именно Манас, анализируя информацию от  органов чувств, правильным образом выстраивает органы действий. Но вначале освоения позы Буддхи задаёт направление Манасу.

Тест для определения пракрити – типа конституции человека

Этот аюрведический тест представляет из себя анкету из трех частей. В каждой части представлены утверждения-характеристики, напротив которых нужно поставить цифру от 0 до 6, в зависимости от того, насколько они Вам подходят: 0 – не подходит, 3 – иногда подходит, 6 – почти всегда подходит.

Часть 1. Вата:

  1. Мои поступки быстры.
  2. Я не могу сразу хорошо запомнить вещи, а чуть позже.
  3. Мне свойственны оживление и энтузиазм.
  4. Я строен и не набираю быстро вес.
  5. Я всегда очень быстро запоминаю новые вещи.
  6. Моя походка легка и быстрая.
  7. Я с трудом принимаю решения.
  8. У меня холодные руки и ноги.
  9. Мне свойственны запоры и газы.
  10. Я часто беспокоюсь и сержусь.
  11. Я плохо переношу холодную погоду.
  12. Мое настроение меняется быстро и я глубоко эмоционален.
  13. Я говорю быстро, и друзья меня упрекают в болтливости.
  14. У меня часты трудности с засыпанием, а глубокий сон редок.
  15. Мой ум очень подвижен и отличается богатым воображением.
  16. Моя кожа очень сухая, особенно зимой.
  17. Я легко возбуждаюсь.
  18. Я двигаюсь быстро и активно, а энергия поступает в меня рывками.
  19. Я быстро обучаюсь, но также быстро забываю материал.
  20. У меня не постоянный режим сна и приема пищи.

Часть 2. Пита:

  1. У меня сильный ум и властные манеры.
  2. Я стараюсь действовать с абсолютной точностью и упорядоченно.
  3. Я считаю себя человеком очень рациональным.
  4. Я легко дышу.
  5. При жаркой погоде я чувствую дискомфорт и быстро устаю.
  6. Я быстро раздражаюсь и злюсь, но не показываю это.
  7. При пропуске или задержке приема пищи я чувствую дискомфорт.
  8. Моим волосам присущи ранняя седина (облысение), тонкость и хрупкость, светлый или рыжий цвет.
  9. Люди считают, что я упрямый.
  10. У меня хороший аппетит.
  11. Я легко теряю терпение.
  12. Мой кишечник освобождается регулярно, часто с расслабленностью желудка, чем с запором.
  13. Я вникаю в детали.
  14. Я очень люблю холодную еду и напитки.
  15. Я легко сержусь, но также быстро и успокаиваюсь.
  16. Предпочитаю в помещении жару вместо холода.
  17. Не люблю очень горячую и приправленную еду.
  18. У меня нет терпимости.
  19. Мне нравится принимать решения и добиваться своего.
  20. Я критически отношусь, как к себе, так и к людям.

Часть 3. Капха:

  1. Я быстро набираю вес.
  2. Я нетороплив и делаю все не спеша.
  3. У меня мирный и спокойный характер, меня трудно разозлить.
  4. У меня очень глубокий сон.
  5. Я могу легко и без дискомфорта пропускать прием пищи.
  6. Мне нужно спать как минимум 8 часов.
  7. Мой организм предрасположен к излишней слизи, несварению желудка, астме и свищам.
  8. У меня спокойный характер, меня трудно вывести из себя.
  9. Я обучаюсь не быстро, но у меня крепкая память.
  10. Меня раздражает прохладная и сырая погода.
  11. Я легко накапливаю жир и толстею.
  12. Я спокоен, добросердечен, отзывчив и умею прощать.
  13. Мои волосы толстые, темные и волнистые.
  14. У меня крупное и плотное строение тела.
  15. У меня мягкая и гладкая кожа иногда бледного цвета.
  16. Я ем медленно и действую, не спеша и методично.
  17. У меня медленная походка.
  18. После еды я ощущаю тяжесть, так как медленно усваиваю ее.
  19. Я полон жизненных сил, вынослив и ощущаю постоянный приток энергии.
  20. Я склонен пересыпать и валяться в кровати после пробуждения, а также утром двигаюсь медленнее.

Итак, выбрав соответствующую цифру к утверждениям во всех трех частях, нужно сложить их и найти сумму, но отдельно по каждой части.

Например, в первой части анкеты у Вас получилась сумма 46, во второй части – 34, а в третьей части – 91. Теперь нужно сопоставить их между собой и выделить самое большое число – 91 – оно и будет указывать на доминирующую дошу в Вашей пракрити.

Но, бывает и так, что из трех чисел два ненамного превышают друг друга. Например, в первой части – 85, во второй – 92, а в третьей – 25. Такой расклад указывает на то, что Ваша пракрити – вата-питта.

Применение в индийской философии

Элементы философии санкхьи

В философской литературе санкхьи и йоги он противопоставляется пуруше (духу, сознанию), а пракрити относится к «материальному миру, природе, материи, физическому и психологическому характеру, конституции, характеру, характеру». Согласно Кнуту Якобсену , в дуалистической системе школы санкхьи « Пуруша — это принцип чистого сознания, тогда как Пракрити — это принцип материи», где Пуруша — это сознательный свидетель в каждом живом существе, а Пракрити — это проявленный мир.

В индуистской космологии Пракрити — женский аспект существования, персонифицированная воля и энергия Всевышнего (Брахмана); в то время как в шактизме Богиня представлена ​​и как Брахман , и как Пракрити . В текстах санкхья-йоги Пракрити — это энергия, которая вызывает эволюцию и изменение эмпирической вселенной. В Бхагавад-гите он описывается как «первоначальная движущая сила». Это существенная составляющая вселенной и лежит в основе всей деятельности творения.

В Вишиштадвайта Веданте Пракрити является одной из шести субстанций ( Дравья ) . Гуны ( качества) являются атрибутами изначальной Природы ( Пракрити ), а не ее составными частями, в отличие от Санкхьи . Эти качества неотделимы от Пракрити , но не тождественны ей и неразрывно связаны с Ишварой . Пракрити в Вишиштадвайта Веданте ограничена вечным проявлением ( нитьявибхути ), тогда как в Санкхье она бесконечна .

Согласно Двайта Веданте , Пракрити является материальной причиной ( Саткарьявада ) мира.

Пракрити тесно связана с концепцией Майи в индуистских текстах.

В джайнизме термин Пракрити используется в его теории кармы и считается «той формой материи, которая покрывает совершенства души (дживы) и препятствует ее освобождению».

Согласно санкхье и Бхагавад-гите, пракрити, или природа, состоит из трех гун , которые представляют собой тенденции или способы действия, известные как раджас (творение), саттва (сохранение) и тамас (разрушение). Саттва включает в себя качества добра, света и гармонии. Раджас связан с понятиями энергии, активности и страсти; так что, в зависимости от того, как он используется, он может оказывать либо поддерживающее, либо препятствующее влияние на эволюцию души. Тамас обычно ассоциируется с инертностью, темнотой, бесчувственностью. Души, которые более тамасичны, считаются погруженными во тьму, и им требуется больше всего времени, чтобы достичь освобождения.

Что такое пракрити

Пракрити (в перев. «натура, природа, основа») – это изначальная природа, конституция человека, закладываемая при зачатии.

Пракрити у каждого человека свое, и она определяется соотношением так называемых дош – принципов функционирования тела человека: вата, питта, каппа. Их идеальный баланс в организме дает здоровье.

И если человек в жизни будет следовать своей природе, то он будет здоровым и успешным. Но часто, под влиянием внешних воздействий (окружающая среда, социум, воспитание и др.) человек постепенно меняет ее в сторону ухудшения.

Так возникает викрити – измененная, неестественная природа человека, в основе которой – дисбаланс дош. Такая природа является причиной недугов и болезней, преждевременной старости и смерти.

Вместе с тем, согласно Аюрведе, измененную природу можно исправить и приблизить к изначальной природе. Для этого используются такие способы, как правильное питание, пранаяма, медитация, йога, панчакарма – все они помогают восстановить баланс дош.

В связи с доминированием какой-либо из дош, Аюрведа выделяет семь типов пракрити человека:

1 – вата-пракрити,

2 – питта-пракрити,

3 – капха-пракрити,

4 – вата-питта пракрити,

5 – вата-капха пракрити,

6 – питта-капха пракрити,

7 – вата-питта-капха пракрити.

11 общих санскритских слов, используемых в йоге

Хотя существует множество слов, которые можно использовать в
йоге, приведенные ниже 11 санскритских слов обычно используются на занятиях
йогой.

1. Йога. Часто произносится как «йо-гаа», это происходит от санскритского слова «юдж», что означает «объединять» или «присоединяться». Удивительно, но у этого слова нет прямого английского названия, как у некоторых других санскритских слов. Практикуя йогу, вы стремитесь объединить свой разум, тело и дух, а также союз между собой и божественным.

2. Асана. Произносится как «аа-са-нах» и означает позу или сиденье. Это слово является наиболее распространенным, поскольку оно входит в названия почти всех названий поз йоги. Каждый студент и практикующий йогу будет сталкиваться с этим словом на каждом занятии йогой. Это самая важная часть хатха-йоги, которая включает в себя большое количество физических движений.

3. Намасте. Произносится как «на-ма-стхей». Это обычная форма приветствия в индуистской религии. Санскритский перевод этого слова звучит так: «Я кланяюсь тебе», однако с точки зрения йоги оно также может означать «божественный свет внутри меня преклоняется перед божественным светом внутри тебя». Это буквально индийская версия слов «привет» или «здравствуй».

4. Ом. Еще одно распространенное слово, используемое в качестве пения, — это Ом, которое произносится как «охммм». Согласно индуистской традиции, это слово является изначальным звуком и звуком, который является создателем других звуков вселенной. Вы часто встретите это слово на стенах студий йоги или медитации, в домах большинства индуистских семей и даже в ресторанах.

5. Прана. Жизненная сила, присутствующая в каждом из нас, произносится как «праа-на». Санскритское значение слова «прана» — «дыхание», и оно течет во всех живых существах. Это понятие присутствует практически во всех культурах мира, таких как Ки в японском, Святая Троица в христианстве, Чи в китайском и т.д.

6. Бандха. Произносится как «бахн-да» и означает «тугой замок». Бандха — это способ ограничить поток праны за счет сокращения мышц и внутреннего сосредоточения. Его часто используют во время пранаямы и чакра-йоги для поддержания потока энергии. Некоторыми распространенными бандхами являются мула-бандха для корневой чакры, уддияна-бандха для чакры солнечного сплетения и джаландхара-бандха для горловой чакры.

7. Дхьяна. Слово произносится как «теаа-нах». Буквальный перевод — «фокус», и это форма расслабляющей медитации, которая часто используется в качестве разминки перед занятием йогой. Дхьяна также является седьмой частью восьми частей йоги Патанджали.

8. Чакра. Произношение этого слова «чак-ра». На санскрите чакра переводится как «колесо», а с точки зрения йоги это вращающиеся колеса энергии, расположенные вдоль позвоночника. Каждая чакра вращается по часовой стрелке и связана с определенной эмоцией, цветом и элементом. Различные асаны йоги направлены на то, чтобы удерживать чакры в равновесии или активировать их.

9. Мудра. Это символический жест рукой, который произносится как «мух-друх». Эти жесты рук являются неотъемлемой частью йоги, поскольку они помогают регулировать прану и правильно регулировать ваши доши.

10. Мантра. Произносится как «мун-трух», что означает слова или группу санскритских слов, имеющих духовное значение и резонанс. Эти санскритские звуки оказывают глубокое влияние на ум во время медитации или йоги. Ом — самая распространенная из всех мантр, которую поют до, во время или после занятий йогой или медитацией.

11. Гуру. Слово произносится как «гу-ру», что означает «учитель». Если мы разобьём слово, то «Гу» означает удаляющее, а «Ру» означает невежество или тьму. Следовательно, гуру — это образованный человек, который помогает вам избавиться от вашего невежества, передавая вам божественное знание. Вот почему учителей йоги называют гуру, поскольку они помогают вам достичь физического и психического благополучия.

Гуны в санкхье

Прежде всего выявляются гуны. Гуна (м.р.) – качество, свойство.

Когда пракрити была непроявлена, то гуны находились в равновесии, в состоянии пралайя (пралайя, м.р.– растворение, исчезновение). Влияние пуруши на пракрити нарушает это равновесие.

Согласно учению санкхьи, гуны трояки. Гуна саттва – нечто легкое и светлое, здоровое и ясное, гармоничное. Гуна раджас (ср. р.) – страстное качество, причина движения, стремления. Гуна тамас (ср.р.) – мрак, тьма, темнота, заблуждение, ошибка, бездействие.

Нетрудно заметить, что все эти гуны – перенесенные вовне человеческие качества. В зависимости от того, какой гуна преобладает в человеке, люди делятся на три вида. При преобладании саттвы человек бесстрастен, ясен, знающ, гармоничен. Плод саттвы – счастье. Люди раджаса предприимчивы и страстны. Плод раджаса – страдание. Люди тамаса – темны, апатичны, ленивы и безразличны.

Дуализм духа и материи (пуруши и пракрити) в санкхье

В отличие от монистических видов санкхьи: теистической (в «Бхагавадгите») и материалистической (в «Мокшадхарме»), классическая санкхья дуалистична. Мироздание имеет два изначальных источника. Это пракрити (prakrti) и пуруша (purusa). Что касается бога, то классическая санкхья атеистична: «Мир не создавался, следовательно не было его создателя. Причиной мира был мир…» (Санкхья-карика, IV).

Пуруша – это упоминаемый в вселенский человек, которого боги, дабы возникло мироздание, приносят в жертву. По Упанишадам, Пуруша растворяется в Атмане-Брахмане.

Но в санкхье пуруша – не этот мифологический образ, а мировой дух, неизменный и самодостаточный. Если он чем и занят, то самосозерцанием. Он не имеет никакой иной причины для своего существования, кроме самого себя. Пуруша не подвергается воздействию и не действует.

Пракрити (природа, натура, «материя»), согласно учению санкхьи, также существует сама по себе, но, существуя сама по себе, она есть непроявленное (авьякта).

ХарактеристикаЧто такое пракритиСпособы определения пракритиТест для определения пракрити – типа конституции человекаЗачем знать свою аюрведическую конституцию пракрити с доминированием трех дош.

  1. стройное, костлявое и жилистое телосложение;
  2. характер чувствительный;
  3. не терпит громкие звуки, физический дискомфорт, сквозняки;
  4. радостный, творческий, интуитивный, легкий на подъем, непредсказуемый;
  5. под давлением тревожны, возбуждены, боязливы.

Пита:

  1. среднее, но выносливое телосложение с теплой кровью;
  2. умный, упрямый, сосредоточенный;
  3. характер настойчивый и целеустремленный;
  4. уверен в себе, альтруистичен, работоспособен;
  5. разум решительный и методичный;
  6. любит преодолевать препятствия, но не выносит жару;
  7. под давлением злы, критичны, резки.

Капха:

  1. крепкое и солидное телосложение;
  2. манеры спокойные и приятные;
  3. движения медленные;
  4. характер добрый и сострадательный;
  5. под давлением упрямы, молчаливы, склонны зарываться головой в песок.

Фриц Цвикки смог открыть невидимое

Фриц Цвикки был астрономом, проводившим исследования движения галактик в скоплении. Он пришел к выводу, что движение в этих галактиках происходит слишком быстро, чтобы оставаться в их гравитационных полях.

Это подобно катанию на карусели, которая вращается с большой скоростью: если бы не было сиденья и специальных ремней, которые удерживали вас на месте, вас бы отбросило в сторону. Цвикки знал, что единственное объяснение состоит в том, что для учета силы тяжести должно быть намного больше материи, хотя он и не мог ее видеть. Так в 1933 году Цвикки открыл и ввел термин «темная материя».

Нейтрино могут быть своими собственными античастицами


майорановскими частицами

Проекты вроде Majorana Demonstrator и EXO-200 направлены на определение того, действительно ли нейтрино являются майорановскими частицами, наблюдая за поведением так называемого безнейтринного двойного бета-распада.

Некоторые радиоактивные ядра распадаются одновременно, испуская два электрона и два нейтрино. Если нейтрино были бы собственными античастицами, они бы аннигилировали после двойного распада, и ученым осталось бы наблюдать только электроны.

Поиск майорановских нейтрино может помочь объяснить, почем существует асимметрия материи-антиматерии. Физики предполагают, что майорановские нейтрино могут быть либо тяжелыми, либо легкими. Легкие существуют в наше время, а тяжелые существовали сразу после Большого Взрыва. Тяжелые майорановские нейтрино распались асимметрично, что привело к появлению крошечного количества вещества, которым наполнилась наша Вселенная.

Что было до появления Вселенной

Сложно представить время за 13,7 миллиардов лет до сегодняшнего дня, когда вся Вселенная представляла собой сингулярность. Согласно теории Большого взрыва, один из главных претендентов на роль объяснения того, откуда появилась Вселенная и вся материя в космосе — все было сжато в точку, меньшую, чем субатомная частица. Но если это еще можно принять, задумайтесь вот о чем: что же было до того, как случился Большой взрыв?

Этот вопрос современной космологии уходит корнями еще в четвертое столетие нашей эры. 1600 лет назад теолог Августин Блаженный как и один из лучших физиков 20 века Альберт Эйнштейн пытались понять природу  до сотворения Вселенной. Они пришли к выводу , что просто не было никакого «до».

В настоящее время человеком выдвигаются различные теории.

Теория Мультивселенной

Что если наша Вселенная является потомком другой, старшей Вселенной? Некоторые астрофизики полагают, что пролить свет на эту историю поможет реликтовое излучение, оставшееся от большого взрыва.

Согласно этой теории, в первые мгновения своего существования Вселенная начала чрезвычайно быстро расширяться. Также теория объясняет температуру и плотность флуктуаций реликтового излучения и подсказывает, что эти флуктуации должны быть одинаковыми.

Но, как выяснилось, нет. Последние исследования дали понять, что Вселенная на самом деле однобока, и в некоторых областях флуктуаций больше, чем в других. Некоторые космологи считают, что это наблюдение подтверждает, что у нашей Вселенной была «мать»(!)

В теории хаотической инфляции эта идея приобретает размах: бесконечный прогресс инфляционных пузырьков порождает обилие вселенных, и каждая из них порождает еще больше инфляционных пузырьков в огромном количестве Мультивселенных.

Теория белых и черных дыр

Тем не менее, существуют модели, которыми пытаются объяснить образование сингулярности до большого взрыва. Если вы думаете о черных дырах как о гигантских мусоросборниках, они являются главными кандидатами первоначального сжатия, поэтому наша расширяющаяся Вселенная вполне может быть белой дырой — выходным отверстием черной дыры, и каждая черная дыра в нашей Вселенной может вмещать в себя отдельную вселенную.

Большой скачок

Другие ученые считают, что в основе формирования сингулярности лежит цикл под названием «большой скачок», в результате которого расширяющаяся вселенная в итоге коллапсирует сама в себя, порождая другую сингулярность, которая, опять же, порождает другой большой взрыв.

Теория циклической Вселенной

Последнее объяснение, которое мы рассмотрим, использует идею циклической Вселенной, порожденной теорией струн. Она предполагает, что новая материя и потоки энергии появляются каждые триллионы лет, когда две мембраны или браны, лежащие за пределами наших измерений, сталкиваются между собой.

Что было до Большого взрыва? Вопрос остается открытым. Может быть, ничего. Может, другая Вселенная или другая версия нашей. Может, океан Вселенных, в каждой из которых — свой набор законов и констант, диктующих природу физической реальности.

Ссылки

  1. Монье-Уильямс, Монье (1899). Санскритско-английский словарь: со специальной ссылкой на родственные индоевропейские языки . Окфорд, Англия: Оксфорд. OCLC   .
  2. ^ Дэн Люстхаус, Самкхья
  3. ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2001), Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM, Rosen Publishing, ISBN 978-0823931798 , страницы 224, 265, 520 
  4. Пракрити: индийская философия , Британская энциклопедия
  5. Дж. Джайни (1940). Очерки джайнизма . Издательство Кембриджского университета. стр. 32–33. GGKEY:B0FNE81JRLY.
  6. Пол Уильямс (2005). Буддизм: Йогачара, эпистемологическая традиция и Татхагатагарбха . Рутледж. п. 20. ISBN 978-0-415-33231-6.
  7. ^ Кнут А. Якобсен (2008). Брон Тейлор (ред.). Энциклопедия религии и природы . Академик Блумсбери. стр. 1299–1300. ISBN 978-1-4411-2278-0.
  8. ^ Монье Монье-Уильямс (1899), Санскритско-английский словарь Монье Уильяма, 2-е изд., Oxford University Press, Prakriti प्रकृति , стр. 654
  9. Констанс Джонс; Джеймс Д. Райан (2006). Энциклопедия индуизма . Издание информационной базы. стр. 332–333. ISBN 978-0-8160-7564-5.
  10. Чарльз Джонстон. Бхагавадгита: Песни Мастера . стр. 159 сноска 36.
  11. Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите, новый перевод и комментарий, главы 1-6. Книги пингвинов, 1969, с. 220
  12. ^ , с. 236.
  13. , с. 236-237.
  14. Preceptos de Perfección . п. 40. ISBN .
  15. Кнут А. Якобсен (1999). Пракрити в санкхья-йоге: материальный принцип, религиозный опыт, этические последствия . Питер Ланг. стр. 151–162. ISBN 978-0-8204-3465-0.
  16. Экнат Исваран (2007). Бхагавад Гита . Нилгири Пресс. стр. 221–. ISBN 978-1-58638-023-6.
  17. Исваран, Экнат (2007). Бхагавад Гита . п. 221. ISBN .
  18. Краткая йога Васиштха, Свами Венкатесананда, 1984, стр. 94.

Граймс, Джон А. (1996). Краткий словарь индийской философии: определения санскритских терминов на английском языке . Государственный университет Нью-Йорка Press. ISBN 0791430677.

О темной материи и энергии, зачем они нужны, и что ждет нашу Вселенную.

Астрономы и ученые всегда размышляли над важными вопросами. Есть ли во Вселенной еще кто-то, кроме нас? Как все связано между собой? Быть может, космос состоит из того, о чем мы еще не знаем? Но в последнее время все чаще всплывают вопросы о темной материи. Мол, что это такое и почему ее так упорно ищут ученые. В чем вообще состоит идея «темного потока» нашей Вселенной?

Предлагаем на секунду представить, что вы – выпускник Межгалактической школы из галактики Андромеда, который вместе с другом поступил во Вселенский университет галактики Млечный Путь. Вероятно, по праздникам и выходным вы захотите навещать своих близких, поэтому вам придется ездить из одной галактики в другую. И когда вы в очередной раз приедете домой в Андромеду, то обнаружите, что путь обошелся вам дороже, чем в прошлый уикенд. А прошлая поездка, в свою очередь, была дороже предшествующей.

В этот момент вы наверняка заподозрили бы что-то неладное. И не зря. На самом деле каждый раз ваша поездка длилась все дольше и дольше, потому что вы путешествовали на большее расстояние. Но как это возможно, если пункты отправления и назначения остались прежними? Ответ кроется в скрытом мире темной материи.

Понимание, как и объяснение темной материи и энергии, может быть сложным. В конце концов даже ведущие ученые мира не совсем уверены, что представляет собой все вышеперечисленное. К тому же доказать их существование они могут лишь по влиянию, которое темная материя и энергия оказывают на Вселенную.

Так как же работает темная материя? И что такое темная энергия? И почему путешествие домой в Андромеду каждый раз занимает все больше времени?

Ниже вы найдете несколько фактов, которые объясняют, что сегодня известно ученым о темной материи и энергии и как, по их мнению, это влияет на нашу Вселенную и будущее всего человечества.

RAGER FULLER / NATIONAL SCIENCE FOUNDATION

В учебниках не найти достоверной информации о составе Вселенной

В школе нас учили, что Вселенная и все, что в ней находится, состоит из атомов

Нам рассказывали о протонах, нейтронах и электронах, о том, что они являются строительными блоками всей материи, но ученые обнаружили, что на занятиях уделяли внимание далеко не всему, что есть во Вселенной

Оказывается, того, что состоит не из атомов, в 10 раз больше видимой материи нашей Вселенной. Лишь около 4,6% Вселенной отводится барионной материи, которую и составляют протоны, нейтроны и электроны. Современные ученые считают, что 23,3% космоса составляет темная материя, а темная энергия заполняет оставшиеся 72,1%. Хотя точные значения, естественно, колеблются.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: