Любвеобильный отец
Была просто огромной семья Штраусов. Биография нам рассказывает, что у талантливого музыканта было двенадцать детей. Пять отпрысков, среди которых гениальный сын Иоганн Штраус-младший, было от первого брака, и семь – от брака с мельничихой. Честно говоря, отношения у него с детьми, мягко говоря, не сложились. Глава семейства оказался на волне успеха, и больше всего на свете он боялся, что кто-то превзойдет его в мастерстве. Соответственно, он запрещал своим наследникам заниматься музыкой вообще. Правда, у него было одно исключение. Он обязывал своих детей учиться играть исключительно на фортепиано. Он считал, что музицирование на этом инструменте является обязательным для всех образованных людей той эпохи.
Результат оказался более чем плачевным. Поскольку известный музыкант категорически запретил своим детям упражняться на скрипке, младший Иоганн в отместку начал учить игре своих братьев. Потом глава семейства отдал его в коммерческое училище, а тот получил разрешение на руководство настоящим оркестром. В ответ старший Штраус на концерты сына начал постоянно подсылать подкупленную публику с целью их сорвать. Также он пытался запретить агентствам заключать любые контракты с ним. Несмотря ни на что, Иоганн Штраус-сын, краткая биография которого свидетельствует о его таланте, впоследствии состоялся как композитор и музыкант. Он создал порядка 500 произведений. Его творениями восхищались многие композиторы, от Оффенбаха до Чайковского.
После этих семейных склок первая супруга подала на развод, а сам Штраус-старший сразу же отписал все наследство отпрыскам Эмилии.
Разлука и разрыв
Иоганн Штраус покинул Россию. Однако писать Ольге не переставал, и она отвечала ему, хотя передавать любовные послания с тайной оказией стало, конечно, труднее.
– пишет Штраус.
А Ольга, к которой письма Штрауса приходят через третьи руки и с большим опозданием, страдает не меньше и горько сетует на то, что возлюбленный забыл ее.
Разлука сделала свое дело. Композитора уже занимали другие дела. До Смирнитской стали доходить слухи о том, что у Штрауса появилась новая подруга. Она все реже пишет ему, и вскоре Штраус узнает, что в Петербурге объявлено о помолвке Ольги с Александром Лозино-Лозинским, дворянином с польскими корнями. Любовь кончилась.
Штраус потом еще несколько раз приезжал в Россию уже женатым человеком (он, кстати, был женат трижды). Последний раз “король вальсов” давал концерты на Пасху 1886 года в Санкт-Петербурге, Москве и Павловске.
Отношения с Ольгой, судя по всему, не возобновлял. Но в его, может быть, самой знаменитой оперетте “Летучая мышь” одну из героинь представляют как знаменитую русскую актрису по имени Ольга. Совпадение?
Памятник Штраусу в Вене
Кстати, “настоящая” Ольга явно была не слишком счастлива в браке. Супруг оказался деспотом, большое состояние семьи растаяло. Скончались она и ее муж в глубокой старости, уже после революции, оба в январе 1920 года.
На эту тему:
Международный культурный центр «Чайковский – Штраус» создадут в Петербурге
Мария Сафарьянц: «Тема музыки и истории — богатейшая и красивая»
В Санкт-Петербургской филармонии пройдёт большой цикл новогодних концертов
Челябинская филармония подарит концерт в честь обретения попечителей
II Музыкальный фестиваль «Блистательный Штраус» в Павловском парке
Чем удивит лето в Тобольском кремле
Женитьба
Логичным завершением карьеры Штрауса как непрофессионального музыканта стало его трудоустройство в известный профессиональный оркестр Йозефа Ланнера. Ему было двадцать лет, и он стал помощником этого дирижера.
В это же время, на этих танцевальных вечерах, он познакомился с некой девушкой Анной. На поверку ее отец оказался владельцем одним из многочисленных кабачков музыкальной Вены. В результате в 1824-м Иоганн и Анна стали мужем и женой. А всего лишь через год у них появился первенец, которого чета нарекла также Иоганном. Впоследствии супруга Штрауса подарила мужу еще четырех наследников. Впрочем, об этом — чуть позже.
Детство и юность
Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене. Отец Рихарда был выходцем из простолюдинов, сумевшим добиться признания и положения благодаря таланту валторниста. Он стал первым учителем сына. Мать мальчика была дочерью богатого пивовара и также располагала хорошим образованием и склонностью к музыке. В ее роду были оперные артисты.Рихард Штраус в детстве
В 4 года Рихард начал занятия на фортепиано, а к 6 знал нотную грамоту. К этому периоду относятся первые авторские произведения. Штраус-младший обожал музыку, учился ей с удовольствием и с таким же наслаждением занимался творчеством. Методики, которые передавал отец, казались юноше устаревшими, и он занимался поиском новых веяний.
На репетициях придворного оркестра Штраус-младший изучал теорию музыки и оркестровки благодаря протекции отца. Кроме того, он занимался дома и изучил гимназический курс. Затем в Мюнхенском университете будущий композитор знакомился с историей искусства и философией.
Дирижер Фридрих Майер давал Штраусу уроки гармонии и объяснял анализ форм. Участвуя в любительском оркестре, Рихард пробовал знания на практике и создавал первые композиторские эксперименты. Его талант был столь очевиден, что поступать в консерваторию не было необходимости.
Детская музыка движения
Произведения Штрауса для детей и для взрослых отличались живостью и динамикой
Как детский композитор Иоганн Штраус (сын) создал немало красивых произведений: польку Тик-Так, бравурный Персидский Марш, большое количество вальсов, в том числе «Где цветут лимонные деревья» и «Звуки единства». Детям он также посвятил увертюру одного из самых своих известных произведений – «Летучая мышь».
Музыка Штрауса для детей была написана с любовью и вниманием, он прилагал при ее создании усилий не меньше, если не больше, чем в своих «взрослых» произведениях. Марши и польки Штрауса – бравурные, радостные, динамичные, наполненные движением, внутренним светом, ощущением радостного возбуждения
Они были созданы для танца, для наслаждения музыкой, ритмом шагов, развлечения, становившегося воплощением настоящего искусства. Вальсы Штрауса – мелодичные, задумчивые, легкие, предназначенные не для танца на земле, но будто для парения в небесах, они становились настоящим откровением для детей, только входивших в мир танца, да и для взрослых были значительны.
Сейчас произведения Штрауса для детей имеют и иное, весьма важное значение. Как произведения Баха служат идеальной основой для начала обучения игре на музыкальных инструментах, так и произведения Штрауса стали прекрасной основой для тех, кто желает освоить искусство классического танца
По всему миру кадрили, мазурки, но в первую очередь вальсы Штрауса звучат в танцевальных школах, а гениальные мелодии композитора будто ведут юных учеников, осваивающих хитрое искусство танца, шаг за шагом делая все легче и удобнее.
Музыка Штрауса-сына звучит на современных выпускных балах в школах и университетах, на конкурсах и в залах консерваторий. Маэстро вальса не просто создал музыку танца, он сделал так, чтобы с самых юных лет его музыка помогала людям, изучающим это искусство достигать совершенства. Кроме того – именно музыка Штрауса сделала танцы, которым посвящена, явлением вне времени, на все времена.
Русская любовь
Ольга Смирнитская — не последняя в списке тех, чьи родители и подумать не могли, что брак с иностранцем может когда-то стать престижным. Какой-то иностранец, да еще и музыкант! Да к нашей дочери сватается! Да никогда! Ольга — генеральская дочь.
Осталась полька под названием «Ольга». И остался вальс — «Прощание с Петербургом». А в ХХ веке снят фильм с тем же названием — «Прощание с Петербургом» (СССР, 1971 год, режиссер Ян Фрид). Есть и книга, посвященная этой истории любви: Айгнер Томас, «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви. Документальный роман».
Ольга СмирнитскаяФото: ru.wikipedia.org
В течение 10 лет Иоганн Штраус работает в России — каждое лето дает постоянные концерты в Павловске, под Петербургом. Павловский вокзал стал «народной филармонией». В России павловские жители прозвали его Иваном Страусом, и он даже откликается. Так пишут и на афишах: «Выступает Иван Страус со своим оркестром».
Исполняет Штраус свою музыку и музыку русских композиторов. Особенно он любил Глинку. У них есть и «одна мелодия на двоих». Это грустная история. Мелодию «привез» посланец персидского шаха, приехавший «уладить» дела с убийством Грибоедова. Эту мелодию использовал Штраус в «Персидском марше» и Глинка в «Руслане и Людмиле», когда нужно было обозначить один восточный образ. Исполнил Штраус впервые и произведение никому не известного молодого чиновника-юриста Петра Чайковского.
Гонорары были очень большими. Иногда Штраус жертвовал деньги — например, в пользу вдов и сирот погибших воинов. Теперь в Павловске стоит памятник Иоганну Штраусу-младшему.
Об Эдуарде и Йозефе Штраусах уже нет возможности рассказать подробно. А они тоже сочиняли. Жители Вены даже уже и не спрашивали: какой именно Штраус автор данного вальса. Главное — Штраус…
О немецком романтике Рихарде Штраусе, о том, что и как говорил Заратустра, можно будет прочитать в следующий раз.
Даты и события
- 1846 год: Иоганн Штраус продолжает путешествовать и представлять миру свои оркестры. Осуществлению задачи препятствует злость и зависть отца. Штраус-старший занес в черный список сына во многих крупных заведениях. Однако вопреки убеждениям и ожиданиям отца, сын смог добиться должности — капельмейстер оркестра.
- 1848 год: Отношения усугубили предпосылки революции в Австрийской империи. Мнения горожан расходились. Штраус II и Штраус I придерживались разных сторон. Иоганн-старший выразил чувство признательности монархии в «Марше Радецкого», а Иоганн-младший поддерживал ликвидацию феодальных пережитков, играя «Марсельезу» (Гимн Французской Республики).
- 1849 год: Иоганн Штраус (отец) погибает от скарлатины. Скорбя, сын посвящает ему «Эолову арфу», играет на его могиле «Реквием» В.А.Моцарта и выпускает целое собрание его творений. Музыканты из оркестра отца присоединяются к исполнителям сына. Объединившийся оркестр едет в турне по Германии, Румынии, Чехии и Австрии. Концерты Штрауса добиваются всеобщего признания.
- 1852 год: Иоганн Штраус посвящает 2 марша новому императору Австрийской империи Францу Иосифу I. После Иоганну передаются все привилегии и возможности выступать на королевских балах и праздничных концертах, которые были у его отца.
- 1856 год: Композитор впервые отправляется в Россию. Там он становится дирижером на концертах в Павловском вокзале, получая колоссальный гонорар.
- 1866 год: Вершина творчества Штрауса. В это время он создает одни из самых лучших своих композиций: «Сказки Венского леса», «Радуйтесь жизни».
- 1868 год: Год написания ряда вальсов. Наиболее популярным стал вальс «На прекрасном голубом Дунае». Впоследствии он стал неформальным гимном Австрии
- 1868-1872 года: Года написания 168 вальсов. Все они написаны в разных направлениях. Иоганн Штраус становится основоположником венского вальса.
- 1870 год: Иоганн отрекается от своих придворных обязательств и отправляется на гастроли по Великобритании, Франции и США. По достижению 43-летнего возраста погибает его брат Йозеф.
- 1871 год: Штраус поставил рекорд по управлению оркестром из тысячи музыкантов, присутствуя на Бостонском торжестве. Знакомится со знаменитым французским музыкантом Жаком Оффенбахом и начинает писать оперетты. Всего Иоганном было написано около 15 оперетт.
- 1874-1883 года: Тем временем были написаны: «Летучая мышь», «Прекрасный май», «Поцелуй», «Весенние голоса».
- 1880 год: Иоганн Штраус приезжает в Париж для встречи со старым приятелем Жаком Оффенбахом.
- 1885 год: Вдохновившись повестью «Саффи» Мора Йокаи, Иоганн Штраус создает оперетту «Цыганский барон».
- 1885-1897 года: Особенно отличились произведения: «Императорский вальс», «Рыцарь Пасман», «Богиня Разума».
- 1895 год: Поклонники отмечают 70-летие музыканта. Были приглашены различные аристократы.
- 1899 год: Штраус сильно простудился. Несмотря на проявленный недуг, начал писать балет «Золушка», но не успел. Через год его закончил Йозеф Байер. 3 июня Иоганн Штраус умер в возрасте 73 лет, похоронен на Центральном кладбище Вены.
Великий композитор Иоганн Штраус
Детство и юность
Когда речь заходит об Иоганне Штраусе, рядом с фамилией обычно указывается пояснение – сын или отец. Родоначальник династии, тоже Иоганн Штраус – не менее известный композитор и виртуозный скрипач и тоже сочинял вальсы. Сыновья пошли по его стопам и выбрали жизнь в музыке. Отец репетировал дома, но, как ни странно, категорически возражал, чтобы дети повторили его судьбу.
Портрет Иоганна Штрауса
В Иоганне-младшем мужчина видел банкира, в Йозефе — офицера. Дирижерскому искусству и игре на скрипке старший сын обучился практически тайком от сурового родителя. Удивительным образом не возбранялась в доме игра на фортепиано и пение в церковном хоре. На этом настояла мать, посчитавшая, что при этих условиях светское образование детей будет полноценным.
К слову, владеть смычком Штраус-младший учился у Франца Амона, первой скрипки в оркестре Штрауса-старшего. Параллельно с этим юноша подчинился воле отца и поступил в Политехническое училище. Экономическое образование в будущем сыграло на руку музыканту.
Иоганн Штраус в молодости
На пике популярности Иоганн создал несколько оркестров, выступавших по городу. Продирижировав одно произведение, композитор переезжал в другое место, и там трюк повторялся. Таким образом удовлетворялись пожелания публики услышать маэстро, и доход увеличивался в разы.
Поддержку юноша получал только от матери, Анны Штрайм. Опасаясь, что отец разрушит карьеру сына, который уже превращался в достойного конкурента, Анна развелась с мужем. Тем более что Штраус-старший жил фактически в другой семье, с поклонницей Эмилией Трамбуш. Разгневанный глава семейства лишил Анну и ее детей наследства.
Иоганн Штраус
Не совпали отец и сын и в принятии революционных веяний 1840-х годов. Старший встал на сторону Габсбургов. Младший написал «Марш восставших», получивший в народе название «Венской Марсельезы». После подавления восстания Иоганн-сын попал под суд. Однако и к отцу публика охладела.
Положительные изменения в биографии Иоганна начались только после смерти отца. Штраус-младший не держал зла, посвятил отцу вальс и издал партитуры его музыкальных произведений. Впоследствии шесть его братьев, родившиеся в двух семьях, выбрали композиторскую стезю.
Личная жизнь
На одном из выступлений в России Штраус познакомился с Ольгой Смирнитской. Позднее он сделал ей предложение. Однако родители девушки были против их брака. Они не хотели, чтобы их дочь выходила замуж за иностранца. В расстроенных чувствах композитор создал вальс «Прощание с Петербургом».
Ольга Смирнитская
Позднее скрипач встретил певицу Генриетту Халупецкую. Для Иоганна Генриетта стала музой, источником вдохновения и поддержки. Вскоре они поженились, у них началась счастливая совместная жизнь. Но она продлилась недолго. В 1878 году Генриетта погибла.
Иоганн и Генриетта
В поисках утешения Штраус отправился в Германию. Там он женился на певице Анжелике Дитрих. Но брак продлился недолго. Через 5 лет он распался.
Последней женой Иоганна Штрауса оказалась еврейка Адели Дойч. Они поженились в 1887 году.
С Адели Дойч
Ради нее он принял новое гражданство, создал вальс «Адель». Адель была вдовой банкира, и от предыдущего брака у неё осталась дочь Алиса, которую супруги воспитывали.
Собственных детей у Иоганна Штрауса так и не появилось. После его смерти Адель превратила их квартиру в художественный музей. Она хотела увековечить его память, поэтому старалась сохранить домашнюю атмосферу, музыкальные инструменты, письма, наброски произведений и личные вещи «Короля Вальса».
Круг жанров
Рихард Штраус писал музыку во всех жанрах, кроме духовных. Творческая удача сопутствовала ему в опере (15) и балете (2), симфонической музыке (14 сочинений, в том числе 7 симфонических поэм и 4 симфонии, включая ранние) и произведениях для голоса (около 150 песен и романсов, преимущественно на стихи немецких поэтов XIX века, хоровые сочинения). Есть у него музыка к драматическим спектаклям, камерные ансамбли и несколько инструментальных концертов.
По всеобщему признанию, наивысшие достижения Штрауса связаны с оперой и программной симфонической поэмой. Оперный жанр наиболее полно отразил его творческую эволюцию. Прочно усвоив сложившиеся оперные традиции (прежде всего Вагнера), Р. Штраус создал оригинальные образцы как трагедийной («Саломея, Электра»), так и комической оперы («Кавалер розы», Арабелла», «Молчаливая женщина», «Интермеццо»). Оперы «Ариадна на Наксосе», «Елена Египетская», «Дафна», «Любовь Данаи», возникшие под впечатлением поездки в Грецию, посвящены образам античности.
Замечательного партнера и единомышленника во взглядах на оперу Штраус нашел в лице своего либреттиста Гуго фон Гофмансталя (1874-1929). Талантливый австрийский драматург, автор ряда известнейших в свое время пьес (в том числе и «Электры»), Гофмансталь был человеком разносторонне одаренным: юрист и ученый-филолог, поэт и военный, искусствовед и дипломат. Сам Штраус неоднократно провозглашал его гениальным поэтом.
Музыка
В 19-летнем возрасте Иоганну Штраусу удалось собрать небольшой оркестр, вместе с которым он успешно выступал в одном из столичных казино. Стоит заметить, что узнав об этом, Штраус-старший начал ставить сыну палки в колеса.
Мужчина задействовал все свои связи, чтобы не дать сыну выступать на престижных площадках, включая придворные балы. Но, вопреки стараниям отца талантливого Штрауса-младшего назначили капельмейстером военного оркестра 2-го полка гражданской милиции (отец руководил оркестром 1-го полка).
После кончины Иоганна-старшего Штраус, объединив оркестры, отправился на гастроли по Австрии и другим европейским странам. Где бы он ни выступал, публика всегда аплодировала ему стоя.
Стремясь расположить к себе нового императора Франца-Иосифа 1, музыкант посвятил ему 2 марша. В отличие от отца, Штраус не был завистливым и гордым человеком. Наоборот, он помогал братьям строить музыкальную карьеру, отправляя их выступать на те ли иные мероприятия.
Интересен факт, что однажды Иоганн Штраус произнес следующую фразу: «Братья талантливее меня, просто я популярнее». Он был настолько одарен, что по его собственным словам музыка «лилась из него, как вода из крана».
Штраус считается родоначальником венского вальса, состоящего из вступления, 4-5 мелодических построений и заключения. За годы творческой биографии он сочинил 168 вальсов, многие из которых до сих пор исполняются на крупнейших площадках мира.
Расцвет творчества композитора пришелся на рубеж 1860-1870 гг. В ту пору он написал свои лучшие вальсы, включая «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса». Позже он решает отказаться от придворных обязанностей, уступив их младшему брату Эдуарду.
В 1870-е годы австриец активно гастролирует по всему миру. Интересно, что во время выступления на Бостонском фестивале он поставил мировой рекорд, сумев дирижировать оркестром, количество которого превышало 1000 музыкантов!
В ту пору Штраус увлекся опереттами, снова оказавшись родоначальником отдельного классического жанра. За годы биографии Иоганн Штраус создал 496 произведений:
- вальсов – 168;
- полек – 117;
- кадрилей – 73;
- маршей – 43;
- мазурок – 31;
- оперетт – 15;
- 1 комическую оперу и 1 балет.
Композитор смог удивительным образом поднять танцевальную музыку до симфонических вершин.
Наследие гения
Популярность «Короля вальса» не ослабевает уже более 100 лет. Однако, кроме вальсов, он писал и другую музыку, например, оперетты Штрауса, список которых огромный, были очень популярны. Наиболее известными в настоящее время являются:
- «Летучая мышь».
- «Венская кровь».
- «Цыганский барон».
- «Карнавал в Риме».
- «Кружевной платок королевы».
У Штрауса-сына была диагностирована плевропневмония, и 3 июня 1899 года он умер в Вене в возрасте 73 лет. Он был похоронен в Zentralfriedhof. Почти до самой смерти он продолжал писать партитуры для балета «Золушка».
Благодаря усилиям Клеменса Краусса, который в 1929 году исполнил специальную программу, куда были включены многие произведения великого композитора, в Венской филармонии, музыка Штрауса теперь регулярно исполняется на ежегодном Венском новогоднем концерте. Уважаемые и знаменитые дирижёры, с лёгкой руки Вилли Босковки, который и внёс традицию проведения концерта со скрипкой в руках, как это было принято в семье Штрауса, управляли оркестром, неизменно выходя с инструментом:
- Герберт фон Караян.
- Клайбер.
- Лорин Маазелем.
- Зубин Мета.
- Риккардо Мути.
Кроме того, в 1966 году был создан Венский Штраус-Оркестр, а в 1987 году голландский скрипач и дирижёр Андре Рьеру также собрал музыкантов и назвал коллектив в честь великого композитора.
Эдуард, тогда единственный выживший из троих братьев, принял эту решительную меру предосторожности после того, как согласился заключить пакт между ним и братом Иосифом, согласно которому всякий, кто пережил другого, оставшись в одиночестве, должен был уничтожить их записи. Эта, возможно, довольно резкая мера была направлена на то, чтобы не допустить того, что произведения семьи будут присвоены другим композитором
Вероятно, ещё одной причиной для такого поступка стало соперничеством Штрауса с другим популярным венским композитором, сочиняющим вальсы и марши, — Карлом Михаэлем Цихрером.
Два музея в Вене посвящены Иоганну Штраусу II. Его резиденция на Пратерштрассе, где он жил в 1860-х годах, сейчас является частью Венского музея.
Нелегкая судьба музыканта
С детства Штраус вынужден был бороться за свое право быть композитором
Можно было бы сказать, что Иоганну Штраусу повезло: он родился в семье знаменитого композитора. С юных лет Иоганна окружала музыкальная атмосфера, звуки скрипок и фортепьянных клавиш, нотные листы и выкладки талантливых композиций его отца.
Однако, Иоганн Штраус-отец был человеком непростым: по неясным причинам он запрещал своим детям заниматься музыкой. Увидев музыкальный инструмент в руках сына-Иоганна или кого-то из его братьев, Штраус-старший немедленно отбирал его и яростно отчитывал чадо за неподобающее занятие.
Всем детям известного в Европе композитора «грозили» скучные профессии банкиров, юристов, финансистов. Но Иоганн стремился к музыке и благодаря поддержке своей матери Анны Штраус он сначала получил возможность заниматься дома, а потом и шанс учиться тайком от отца у опытных учителей, весьма довольных талантом юноши.
Родился Иоганн Штраус в Вене 25 октября 1825 года, музыке долгое время учился тайком от отца, а по достижении определенного возраста поступил из-за требований Штрауса-старшего в коммерческое училище. По вечерам Иоганна заставляли работать с финансовыми отчетами, но он все же находил время на учебу.
К 1844 году Иоганн Штраус-сын сумел закончить свое музыкальное образование, его наставниками были опытные и талантливые педагоги Вены, не побоявшиеся гнева Штрауса-старшего, имевшего влияние в музыкальных кругах города и страны.
Благодаря помощи матери, ради будущего сына сумевшей развестись со своим неверным мужем, Иоганн Штраус (сын) получил возможность собрать оркестр и выступать как в Вене, так и в других городах Австрии. Несмотря на недовольство и даже явные попытки вмешаться в судьбу сына, очень скоро Штраус становится в музыкальном мире величиной не меньшей, чем Штраус-старший.
Старания, постоянная учеба, готовность встречать трудности грудью, талант и упорство очень скоро позволили Штраусу-сыну превзойти Штрауса-отца. К 1848 году Иоганн, как и его отец, был назначен капельмейстером, но вскоре разразилась революция. Отец и сын вновь оказались по разные стороны баррикад. По завершении мятежа «бунтовщика» Штрауса-младшего, проникшегося революционными идеями, отдали под суд, но он был оправдан.
Штраус остался в памяти потомков как вдохновенный музыкант
Иоганн Штраус прожил долгую, полную опасностей и приключений, труда во славу музыке и драматических поворотов жизнь. Он долгое время жил в России, был влюблен в русскую Ольгу Смиртинскую в течение пяти лет, пока выступал с концертами при Павловском вокзале в Санкт-Петербурге. Ольга на всю жизнь запомнилась Штраусу, но женой его так и не стала.
У Иоганна Штрауса после влюбленности в Смиртинскую нашлись и иные объекты воздыхания: он трижды был женат, один раз счастливо, второй раз уже на склоне лет быстротечно и не слишком успешно и в третий раз очень благополучно, но недолго.
За свою жизнь Иоганн Штраус написал 168 вальсов и массу других танцевальных музыкальных произведений: польки, мазурки, кадрили, марши. Почти вся музыка Штрауса была тонко и органично связана с танцем.
Под конец жизни он увлекся опереттой – сферой искусства, которую считали не слишком значительной в мире высокой музыкальной классики. Штраус сумел успешно опровергнуть это мнение, создавая работы, ставшие классикой оперетты.
На склоне лет Штраус даже попытался написать музыку для балета, но не успел ее закончить. Своих детей, несмотря на три брака и очень долгую жизнь, у Иоганна Штрауса не было, однако, многие свои успешные произведения он посвятил именно детям.
Иоганн Штраус (младший). Основные произведения (16)
Произведения упорядочены по с учетом популярности (узнаваемости) — от наиболее популярных к менее популярным.
В целях ознакомления предлагается наиболее известный фрагмент каждой мелодии.
-
№ 1: Иоганн Штраус (младший) «Вальс Сказки Венского леса»
ТОП-100Народный рейтинг: 398976
Один из самых длинных вальсов в мире
-
№ 2: Иоганн Штраус (младший) «Вальс На голубом Дунае»
ТОП-100Народный рейтинг: 388420
Вальс «На прекрасном голубом Дунае» стал символом Вены, и даже более того, ее неофициальным гимном.
-
№ 3: Иоганн Штраус (младший) «Полька Анна»
ТОП-100Народный рейтинг: 369829
Полька получила название в честь Дня Святой Анны
-
№ 4: Иоганн Штраус (младший) «Трик-трак, полька»
ТОП-100Народный рейтинг: 325641
-
№ 5: Иоганн Штраус (младший) «Летучая мышь. Увертюра»
ТОП-100Народный рейтинг: 287469
В советской версии оперетты фрагмент увертюры стал отдельным номером — вальсом, под звуки которого на сцене эффектно появляется Летучая Мышь («Выход Летучей Мыши»).
-
№ 6: Иоганн Штраус (младший) «Вальс Весенние голоса»
ТОП-100Народный рейтинг: 282625
-
№ 7: Иоганн Штраус (младший) «Полька-пиццикато»
ТОП-100Народный рейтинг: 272884
Известную мелодию этой польки часто используют в сериалах. Например, в российском сериале «Интерны» (2010-2016).
-
№ 8: Иоганн Штраус (младший) «Вальс Венская кровь»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 204829
-
№ 9: Иоганн Штраус (младший) «Вальс Жизнь артиста»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 192851
Под музыку знаменитого вальса «Жизнь артиста» исполняется ария «Тост князя Орловского» в советском варианте оперетты Штрауса «Летучая мышь»
-
№ 10: Иоганн Штраус (младший) «Императорский вальс»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 144590
Императорский вальс (Кайзер-вальс) написан в ознаменование визита императора Австрии Франца Иосифа I к императору Германии Вильгельму II в 1889 году.
-
№ 11: Иоганн Штраус (младший) «Летучая мышь. Песня шампанского»
Оперное искусствоНародный рейтинг: 87631
Мне кажется, или они поют «Встаньте дети, встаньте в круг» ???
-
№ 12: Иоганн Штраус (младший) «Цыганский барон. Ария Баринкая»
Оперное искусствоНародный рейтинг: 74177
Шандор Баринкай (тенор), сын богатого землевладельца, изгнанного из Венгрии, поет вступительную арию с запоминающимся рефреном «Я цыганский барон, я в цыганку влюблён».
-
№ 13: Иоганн Штраус (младший) «Вальс Розы с юга»
Классика для знатоков*Народный рейтинг: 69782
«Розы с юга» (Rosen aus dem Süden, Roses From the South), Op. 388 — попурри вальсов, составленное по музыке из оперетты «Кружевной платок королевы» (Das Spitzentuch der Königin, 1880)
-
№ 14: Иоганн Штраус (младший) «Полька Нико »
Классика для знатоков*Народный рейтинг: 69311
В ОЗНАМЕНОВАНИЕ 23 ФЕВРАЛЯ !!!
-
№ 15: Иоганн Штраус (младший) «Персидский марш »
Классика для знатоков*Народный рейтинг: 62282
-
№ 16: Иоганн Штраус (младший) «Вальс Утренние газеты»
Классика для знатоковНародный рейтинг: 56180
Вальс «Утренние газеты» считается одним из самых изысканных произведений Иоганна Штрауса. Особенность вальса — множество тем с разным звучанием и настроением, словно новости в утренних газетах.
Личная жизнь
Свою любовь Рихард Штраус встретил в 1887 году, выступая дирижером оперы «Гензаль и Гретель». В постановке была занята артистка Паулина Мария де Ана, в которую без памяти влюбился композитор. Выступая ее покровителем, он предложил артистке партию в опере «Гунтрам».Рихард Штраус и Паулина Мария де Ана
Паулина обладала непростым характером. Несмотря на это, в 1894 году состоялась ее свадьба с Рихардом Штраусом. Брак сопровождали скандалы, провоцируемые женой. Штраус был счастлив в личной жизни и стойко переносил ее невзгоды. После ссор с супругой его часто посещало вдохновение, поэтому он считал Паулину музой. Для нее автор написал несколько песен, которые вознесли исполнительницу на пьедестал славы. Но это не уменьшало склонности Паулины ревновать мужа и устраивать сцены.Рихард Штраус и Паулина Мария де Ан
Несмотря на непростые отношения, у пары были дети. В 1896 году родился наследник композитора Франц Штраус. Его появлению на свет посвящена «Домашняя симфония».Рихард Штраус с женой и сыном
Но любимый сын не снизил градус вспыльчивости Паулины. Она открыто нелестно отзывалась о муже, критиковала его на публике, демонстрировала непутевый характер в обществе и дерзила влиятельным особам. Штраус души в ней не чаял, хотя и стал жертвой вспыльчивости.Рихард Штраус с родителями и сыном
Однажды получив записку о якобы начавшихся отношениях мужа на стороне, певица развелась с ним. После этого Штраус ни с кем не жил, так как всю жизнь любил одну женщину и продолжал посвящать ей свои произведения. Рихард Штраус с женой и сыном
Johann Strauss: Детство и юность
Когда речь идёт о Штраусе, то становится непонятно, о ком конкретно идёт речь. Дело в том, что Штраус — это настоящая династия талантливых музыкантов и композиторов. Свой талант Иоганн унаследовал от главы семейства.
Глава семейства был талантливым скрипачом и дирижёром. Он тоже блистательно наигрывал вальс. Его репетиции часто проходили дома, и он был совершенно не против того, что дети пытались подражать его музыкальному мастерству.
Когда Иоганн подрос, то строгий папа увидел в сыне не меньше, чем банкира. Он даже запретил Штраусу-младшему заниматься музыкой. Теперь все репетиции проходили втайне от главы семейства. Но маме удалось настоять на том, чтобы дети могли свободно играть на фортепиано и петь в церковном хоре.
Игре на скрипке талантливый молодой человек учился у самого Франца Амона. Отец не хотел отпускать сына на музыкальное поприще. Он хотел для Штрауса более серьёзной профессии. Ему ничего не оставалось делать, как удовлетворить просьбу отца. Вскоре он стал студентом политехнического училища. Иоганн получил экономическое образование, которое в дальнейшем ему пригодилось.
Триумфальное турне
В середине 30-х гг. XIX столетия Иоганн Штраус, биография которого знала и взлеты, и падения, предпринял большой концертный вояж по европейским странам. Поклонники принимали его с неподдельным восторгом. Газетчики сообщали, что продолжается триумфальное шествие великого композитора, скрипача и дирижера. В результате он давал концерты в таких городах, как Будапешт, Берлин, Лейпциг, Дрезден, Париж, Лондон. Также он выступал и в Бельгии, и в Голландии.
Как итог, акулы пера из западных изданий его начали называть не иначе как «Бетховеном котильонов» или «Моцартом вальсов».
А в 1838-м в столице Туманного Альбиона он был приглашен на коронацию королевы Виктории.
По сути, он стал пионером танцевальной музыки. Дело в том, что такие композиции в те времена вовсе не считались искусством. А Штраусу удалось окончательно сломать эти стереотипы, господствующие в публике.
Особенной популярностью тогда пользовались такие его вальсы, как «Плач Лорелеи» и «Висячие мосты». А его самым знаменитым творением считалось и считается «Марш Радецкого». Кстати, это произведение стало одним из самых известных и популярных сочинений.
Кстати, когда композитор Штраус, биография которого полна интересных фактов, давал концерты и находился в полнейшей эйфории от своего триумфа, он познакомился с некой Эмилией Трамбуш. В ее собственности была мельница. В результате эта женщина подарила Штраусу семь детей.