Виды и жанры живописи — кратко

Содержание

  • Слайд 1

    Презентацию выполнила учитель изо МКС (к) ОУ школа-интернат пгт Демьяново Кировской области
    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Живопись – один из видов изобразительного искусства, воспроизведение красками на холсте, дереве, плоскости стены и т. п. предметов и явлений реальной действительности.
    И. И. Левитан. Весна – большая вода.

  • Слайд 3

    темпера;
    фреска;
    масляная живопись;
    пастель;
    мозаика.

  • Слайд 4

    Темпера – это краска, стёртая на яичном желтке или на других клеящих веществах. Разводится она водой, после высыхания не смывается. Темперой писали на досках иконописцы.
    Андрей Рублёв. Троица.

  • Слайд 5

    Фреска – это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Она обычно украшает стены и потолки зданий. Рисовать нужно быстро, пока не высохла штукатурка. От художника требуется огромное мастерство, ведь в написанном ничего нельзя изменить, исправить: штукатурка быстро впитывает краску. А многослойности фреска не допускает.

  • Слайд 6

    Масляная живопись – это живопись красками, растёртыми на растительных маслах. При масляной живописи можно накладывать красочные слои друг на друга, при высыхании она часто темнеет и теряет звонкость цвета.
    И. И. Левитан. Март.

  • Слайд 7

    Акварель – это живопись водяными красками, растёртыми на легко растворяемых водой прозрачных клеях. Она легко смывается. Большую роль в акварельной живописи играет умелое пользование водой. Существует живопись акварелью по сухой чистой бумаге, по мокрой бумаге, при которой используют затёки.

  • Слайд 8

    В мозаике изображение собирают из хорошо пригнанных друг к другу и укреплённых на цементе или специальной мастике кусочков природного цветного камня или кусочков цветного непрозрачного стекла.

  • Слайд 9

    Пастель – живопись специальными цветными мелками.
    Жан-Этьенн Лиотар. Шоколадница.

  • Слайд 10

    монументальная;
    станковая;
    декоративная;
    декорационная, или театральная;
    миниатюра.

  • Слайд 11

    Монументальная живопись – это живопись, связанная с архитектурой. Она заполняет стены, своды и потолки зданий. В прошлом расписывали дворцы, дома знати, храмы; сейчас – Дворцы культуры, вокзалы, стадионы, санатории.
    Интерьер Грановитой палаты Кремля

  • Слайд 12

    Театральная живопись создаётся для оформления спектаклей.
    Декоративная живопись украшает различные предметы и архитектурные произведения.
    Миниатюра – живопись малых размеров.
    Станковая – живопись, существующая независимо от других искусств(например, картина, завершённая в границах, подчёркнутая рамой и отделённая ею от стены).

  • Слайд 13

    Декоративная живопись
    Миниатюра

  • Слайд 14

    бытовой;
    исторический;
    портрет;
    пейзаж;
    натюрморт.

  • Слайд 15

    Это изображение различных бытовых сцен, связанных с повседневной жизнью, животных, растений.

  • Слайд 16

  • Слайд 17

  • Слайд 18

  • Слайд 19

    А. А Пластов. Ужин трактористов.

  • Слайд 20

    Исторический жанр – это жанр, в котором передаются исторические события.
    Н. Н. Ге. Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе.

  • Слайд 21

  • Слайд 22

  • Слайд 23

  • Слайд 24

  • Слайд 25

  • Слайд 26

  • Слайд 27

    Портрет – это жанр живописи, в котором передаётся образ человека.
    В. Боровиковский. Женский портрет.

  • Слайд 28

  • Слайд 29

  • Слайд 30

  • Слайд 31

  • Слайд 32

    Пейзаж – это жанр живописи, где природа является главным содержанием.
    Ф. А. Васильев. Мокрый луг.

  • Слайд 33

  • Слайд 34

  • Слайд 35

  • Слайд 36

  • Слайд 37

  • Слайд 38

  • Слайд 39

    Натюрморт – это род живописи, изображающей предметы обихода, овощи, фрукты, дичь, цветы. Французское слово «натюрморт» буквально переводится как «мёртвая природа».

  • Слайд 40

  • Слайд 41

  • Слайд 42

  • Слайд 43

  • Слайд 44

Посмотреть все слайды

Романтизм (1800–1840)

Главная черта романтизма — противоречие, которое отражается в неоднородности живописи этого периода. Однако были общие черты, такие как глубокая эмоциональность и индивидуальность образов.

Художник использовал кисти и холсты, чтобы раскрыть себя и раздвинуть границы. Работа получилась чрезвычайно выразительной, что хорошо видно в обширных мазках. Тема романтизма была очень широкой, картины отражали политическую обстановку, руины, кладбища. Спектакль, полный драматизма, восхищал природу, придавал ей более глубокий смысл, а в моде царила таинственная атмосфера. Романтизм с его бурным характером породил импрессионизм будущего. Среди художников-романтиков:

  • Каспар Давид Фридрих
  • Эжен Делакруа

Экспрессионизм (начало 20 века)

Живописная техника эпохи экспрессионизма основана на сильных и решительных мазках. У экспрессионистов получились очень яркие и контрастные цвета. Характерными чертами живописи этого периода были деформация форм, размытые очертания и общее преобладание формы над содержанием.

Работы экспрессионистов часто изображают ужас, уродство и тайну, соединенные в атмосфере всепроникающей тревоги. Целью экспрессионистов было освободиться от всего, что им навязывает реальность, и реконструировать это в соответствии со своими чувствами, поэтому тема экспрессионизма практически безгранична. Предшественниками экспрессионизма являются:

  • Винсент Ван Гог
  • Эдвард Мунк


Картина Жоржа Брака — «Натюрморт с бутылкой и рыбой»

Портрет

Портрет – один из самых древних жанров в искусстве, свидетельством чему являются изображения правителей, созданные мастерами Древнего Египта и эпохи Античности. Превосходнейший уровень живописного мастерства демонстрируют знаменитые фаюмские портреты, написанные еще на заре нашей эры. Образы людей здесь переданы почти с фотографической точностью, а их глаза отражают богатый духовный мир. С появлением христианства интерес к отдельно взятому человеку и его индивидуальным особенностям, как внешним, так и внутренним надолго ушел из области живописи. Отдаленные портретные черты в лицах изображенных персонажей вновь появляются лишь в эпоху позднего Средневековья и Раннего Возрождения. Чаще всего эти своеобразные «портреты» представляли в той или иной религиозной композиции ее заказчиков, поклоняющихся Христу, Деве Марии или своим святым-покровителям (XII–XIV вв.). Одна из первых таких работ – портрет Энрико Скровеньи кисти Джотто на стенах капеллы Скровеньи в Падуе.

Тициан. Портрет неизвестного с серыми глазами. 1540–1545. XVI и XVII век становятся эпохой психологического портрета

Рембрандт. Читающий Титус, сын художника. 1657

Во второй четверти XV в. портрет становится первым самостоятельным живописным жанром, который четко выделился в эпоху Возрождения. Основной задачей ренессансного портрета являлось увековечивание выдающегося современника. Заказчик предстает как смиренный и благочестивый донатор, а как личность, наделенная индивидуальными качествами.

Но уже с конца XVII столетия и по первую половину XIX в. – портрет превратился в парадное, репрезентативное изображение людей, относящихся преимущественно к высшему сословию.

Рогир Ван дер Вейден Портрет дамы. Ок.1460

Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV. 1701

Лишь в первой четверти XIX в. с серией портретов душевнобольных, написанных Теодором Жерико (1822 г.), психологизм возвращается в этот жанр, а формы портрета начинают отличаются большим разнообразием.

Помимо индивидуальных портретов, существуют портреты парные и семейные.

Франсиско Гойя. Семейный портрет герцогов Осуна 1788

Рафаэль. Автопортрет Ок. 1505

Винсент Ван Гог. Автопортрет с перевязанным ухом. 1889

Особое место в этом жанре занимают автопортреты, на которых запечатлели себя знаменитые мастера разных эпох. Ведь автопортрет – это всегда размышление художника о себе и своем месте в мире.

Анималистический жанр

Главной темой данного жанра является изображение животных, птиц и охотничьих сцен. Его название происходит от латинского слова «animal» – животное. Как мы уже знаем из раздела «Живопись Древнего мира», анималистические темы – древнейшие в истории живописи. Изображения животных встречаются и в пещерах первобытных людей, и в греческой вазописи, и в средневековых бестиариях. Однако обособление анимализма как отдельного жанра происходит лишь в XVII столетии. Его родоначальниками считаются голландские художники Альберт Кейп и Паулус Поттер, писавшие изображения домашних животных на фоне ферм и пастбищ, воспринимая их как неотъемлемую часть размеренной и тихой сельской жизни.

Пьер-Огюст Ренуар Жюли Мане с кошкой. 1887

Для фламандской живописи этого времени, напротив, были характерны динамичные сцены охоты, образы диких зверей и экзотических птиц, как в произведениях художника Яна Фейта, которого считали величайшим анималистом Фландрии после Снайдерса. О нем говорили как о втором Ное, который тоже собирал животных и птиц, но только на своих картинах, а его мастерство в изображении представителей мира природы ставили в один уровень с портретным мастерством Ван Дейка.

Павлин с его ярким и пышным хвостом, священная птица Юноны – царицы античных богов – придает благородство и сияющую красоту всей картине. Попугай, петух, курица и две цапли добавляют свои голоса в концерт – какофонию из карканья, криков, кукареканья и воркования. Тем временем сойка с любопытством смотрит на пустую нотную книгу, застрявшую между сучьями деревьев, у основания которого лежит мертвый голубь. В известном птичьем концерте, описанном Торквато Тассо в поэме «Освобожденный Иерусалим» в 1575 г., «веселые птицы… пели радостные песни на каждой ветке» в заколдованном саду у дворца Армиды. В поэме Тассо попугай сидит особняком от основного хора. Поют ли птицы Фейта ту же песню о быстротечности, что и у Тассо, где автор предлагает слушателю «собирать розы любви, пока еще возможно» – этот вопрос остается без ответа.

Ян Фейт. Птичий концерт. 1658

Эмиль Мунье. Завтрак 1880

В дальнейшем в XIX в. в произведениях мастеров анималистического жанра естественнонаучный интерес и стремление к точному воссозданию повадок и природной пластики животных будет соседствовать с романтическим восхищением их силой и ловкостью. Ведущие представители романтизма часто обращались к миру дикой природы, которая ассоциировалась для них с преодолением границ и правил, навязанных рациональным «цивилизованным» миром. В их картинах нередко возникает образ встающей на дыбы лошади или лошади, терзаемой львом (Делакруа, Жерико, Стаббс).

Близкий барбизонской школе живописи Констан Тройон писал изображения охотничьих собак и лирические пейзажи с пасущимися овцами, а «наивный» художник по прозвищу Таможенник Руссо изображал сцены борьбы и охоты экзотических животных в джунглях, зарисовывая их чучела в Зоологическом музее Парижа

Не оставляли вниманием анималистический жанр и художники XX века, но эти образы были уже далеки от реалистического характера натурных изображений (Франц Марк, Пабло Пикассо) и чаще всего имели особое символическое звучание

Теодор Жерико Голова лошади. 1815

Импрессионизм

К живому воплощению окружающего мира в его естественности и непосредственности, постоянной изменчивости приходит в начале 1870-х годов импрессионизм (живопись К. Моне, О. Ренуара, К. Писсарро, А. Сислея, отчасти Э. Мане и Э. Дега во Франции), преодолев господствовавшую в живописи тех лет условность, черноту колорита, обновив технику и приемы организации живописной поверхности, выявив красоту чистого цвета, трепетной живописности, фактурных эффектов.

В XIX веке в Европе господствует станковая живопись маслом, в декоративном отношении еще меньше, чем прежде, связанная с предметной средой. Техника масляной живописи приобретает во многих случаях ярко индивидуальный, свободный характер, но постепенно утрачивает присущие ей раньше тщательность, строгую систематичность, многослойность; снижается прочность произведений живописи (чему способствовало и распространение новых красок фабричного производства взамен употреблявшихся ранее красок ручного приготовления); палитра расширяется (создаются новые пигменты и связующие); вместо темных цветных грунтов, характерных для XVIII века, еще в начале XIX века вновь внедряются белые грунты.

Как и другие виды монументального искусства (архитектура, скульптура), монументально-декоративная живопись, использовавшая в XIX веке почти исключительно клеевые или масляные краски, приходит в это время в упадок. Лишь в конце XIX — начале XX веков делаются попытки возрождения монументальной живописи и слияния различных видов живописи с произведениями декоративно-прикладного искусства и архитектурой в единый ансамбль (главным образом в искусстве «модерна»); обновляются и технические средства монументально-декоративной живописи, разрабатывается техника силикатной живописи.

В конце XIX—XX веков во всем мире развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым; одновременно сосуществуют и борются реалистические и модернистические течения. Оплодотворенная идеалами Великой Октябрьской революции, вооруженная методом социалистического реализма, интенсивно развивается живопись в СССР. Возникают новые школы живописи в странах Азии и Африки, Австралии, Латинской Америки.

Реалистическая живопись в конце XIX—XX веков своими демократическими тенденциями, тесной связью с жизнью следует лучшим традициям живописи предшествующих эпох. В то же время ее отличает стремление познать и показать мир во всей его противоречивости, сущность происходящих в социальной действительности глубинных процессов, внутренний смысл жизненных явлений, не имеющих порой достаточно наглядного облика; поэтому отражение и истолкование многих явлений реальности обретает нередко обостренно-субъективный, обобщенно-символический характер.

Кубизм (20 век)

Это направление зародилось в Париже, его предшественниками были Пабло Пикассо и Жорж Брак. В технике росписи были внедрены такие приемы, как приклеивание цветных кусочков бумаги или объемных фигур, вложенных в плоскость живописи. Кубизм полностью сломался даже при частичном отражении действительности. Вместо этого кубисты пытались извлечь из реальности больше геометрических форм, перспектива была отвергнута.

Правило заключалось в том, чтобы уменьшить каждую форму до формы куба, а затем разбить ее на более мелкие элементы, которые принимают форму различных геометрических фигур, видимых в разных условиях освещения. Натюрморт был основной темой кубизма, но были и изображения человеческих фигур.

  • Пабло Пикассо
  • Жорж Брак


Картина Василия Кандинского — «Доминирующая кривая»

Барокко (конец XVI — первая половина XVII века)

Название «барокко» означало странности и нестыковки в искусстве. Произведения в стиле барокко отличались большой формой, размахом и смелостью. Улучшена реалистичность человеческих фигур, простые люди стали моделями. Динамика персонажей также стала важным элементом. Светотень был очень важным аспектом живописи, и многие художники того периода посвятили себя развитию навыков в этом направлении.

Самыми популярными видами работ были: пейзажи, натюрморты, портреты и жанровые сцены. В работах была явная асимметрия и максимально достоверное отражение действительности во всех ее аспектах.

Тематика произведений была чрезвычайно разнообразной, преобладала так называемая тематическая эклектика, христианская символика сочеталась с мифологией. Также были нарисованы эротические и драматические сцены, такие как сражения, зверства и похищения людей. Тогда же возник натюрморт, который вместе с мотивом черепа символизировал отход от земных ценностей. Хотя в последующие века барокко определялось как век безвкусицы, никто не может отрицать талант таких художников, как:

  • Караваджо
  • Рембрандт
  • Ян Вермеер


Картина Франсуа Буше — «Портрет мадам де Помпадур»

Натюрморт

Натюрморт традиционно представляет собой изображение неодушевленных предметов. Сам этот термин, означающий в переводе с французского «мертвая жизнь», вошел в художественный обиход не ранее XIX в., то есть намного позже, чем появились те многочисленные изображения, к которым его можно применить и которые существовали уже за много веков до нашей эры, например, в искусстве Древнего Египта. И по сей день в настенных росписях древнеримского города Помпеи можно увидеть натюрморты в обрамлении нарисованной иллюзорной архитектуры. В большинстве случаев в них изображались ксении – покровительственные дары, которые радушные хозяева преподносили гостям. Обычно они представляли собой корзину с фруктами, вазу, дичь или рыбу. В эпоху Возрождения античные декоративные элементы были вновь открыты итальянскими художниками, что способствовало увеличению их интереса к окружающему миру предметов, но вплоть до начала XVII в. натюрморт продолжал оставаться в подчиненном положении у религиозных композиций и портретов.

Первым самостоятельным натюрмортом в истории живописи принято считать картину Караваджо «Корзина с фруктами». 1596

Но, несмотря на то, что жанр уже сложился, изображения разнообразных предметов, цветов и плодов еще долгое время будут наполнены определенной, чаще всего религиозной, символикой. Так, прекрасные натюрморты, созданные голландскими мастерами XVII в. – завтраки, банкеты, напоминающие о бренности жизни Vanitas (см. раздел «Живопись XVII в.»), всегда будут нести в себе назидательный смысл. Такого типа картины имели общее название Stilleven – «тихая жизнь», и полностью ему соответствовали.

XVII в. стал временем расцвета натюрмортной живописи не только в Голландии, но и во Фландрии, Испании, Италии. В Испании у подобных изображений было свое название bodegonas – что значит «подвал» или «таверна» (см. раздел «Живопись XVII в.»).

Виллем Кальф Натюрморт с китайской чашей и наутилусом. 1662

Эваристо Баскенис. Натюрморт с музыкальными инструментами 1660

Жан Батист Симеон Шарден Натюрморт с трубкой и кувшином. Ок. 1737

Во Фландрии монументальные полотна с изображениями роскошных даров родной земли призваны были отображать ее богатство и плодородие.

В XVIII в. натюрморт постепенно избавляется от своего символического значения, и на первый план выходит интерес художников к самим предметам и к отображению их посредством живописи, прекрасным примером чему является творчество ведущего мастера этого жанра Жана Батиста Симеона Шардена.

Франсиско де Сурбаран. Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой. 1633

Эдуард Мане. Натюрморт с пионами и секатором 1864

Долгое время натюрморт относился к числу низких жанров, поэтому немногие из известных мастеров обращались к нему в XVIII и XIX столетии

Заслуженное внимание этому жанру вернул во второй половине XIX в. французский художник Поль Сезанн

К жанру натюрморта можно отнести и картины-обманки, так называемые тромплей (trom pel’oeil – фр. «обман зрения»), задача которых состояла в том, чтобы обмануть своей детальной проработкой и реалистичностью глаз зрителя, подобно тем винограду и покрывалу, что были написаны античными живописцами Зевксисом и Паррасием. Хотя в технике trompe-l’oeil нередко бывают выполнены также изображения человеческих фигур и иллюзорной архитектуры.

Самюэл ван Хогстратен Trompe-l’oeil. Еврей, выглядывающий из окна. 1653

Винсент Ван Гог Подсолнухи. 1889

Поль Сезанн. Натюрморт с корзиной (Кухонный стол). 1890–1895

В этом натюрморте Мане обращается к изображению именно неживой природы – срезанных, уже увядающих цветов, небрежно брошенных рукой садовника. Присутствие человека здесь обозначено лежащим на краю стола секатором, который напоминает раскрывшийся на стебле цветок. Лезвия инструмента направлены в сторону пышных лепестков пиона цвета запекшейся крови. Эти детали позволяют предположить, что художник, подобно голландским мастерам XVII в., затрагивает тему бренности всего сущего и быстротечности жизни. Данная композиция, написанная сильными, быстрыми мазками кисти, прекрасно иллюстрирует уровень художественного мастерства Мане.

Авангардизм

Авангард — это совокупность тенденций и направлений в искусстве ХХ века, отказ от существующих стилей, создание собственного мира, а не имитация реальности, поиск отдельного языка выражения. Художники-авангардисты отказались от достижений культуры и искали новые оригинальные идейно-художественные решения. Феномен возник примерно в 1910 году и был связан с появлением новых направлений в искусстве, таких как: футуризм, экспрессионизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, фовизм, конструктивизм, концептуальное искусство и др. известные художники-авангардисты:

  • Эдвард Мунк
  • Казимир Малевич
  • Василий Кандинский

Примечания

  1. , с. 171
  2. Искусства пластические. // Популярная художественная энциклопедия: архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство. — М.: Советская энциклопедия., 1986. — Т. I. (см. ISBN )

  3. Портрет в изобразительном искусстве. Е. Я. Басин Кругосвет
  4. Л. С. Зингер. Портрет // БСЭ
  5. ↑ Портрет (недоступная ссылка с 22-05-2013 (3553 дня) — историякопия) Словарь по искусству и архитектуре
  6. Евангулова О. С., Карев А. А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М., 1994. С.27
  7. Марина (вид живописи) // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 4 томах. — СПб., 1907—1909. (см. ISBN )

  8. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007. живопись. Проверено 4 мая 2013.
  9. роспись декоративная. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.. Проверено 4 мая 2013.

Живопись XX века

Живопись в XX веке, наряду с чувственно-достоверным, иллюзорным, объемно-пространственным способом изображения широко использует новые (а также и восходящие к древности) условные принципы трактовки зримого мира. Уже в живописи постимпрессионизма (П. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек) и отчасти в живописи «модерна»
зарождаются черты, определившие особенности некоторых течений XX века (активное выражение сугубо личного отношения художника к миру, эмоционально-психологическая сила и ассоциативность цвета, мало связанного с наблюдаемыми в жизни красочными отношениями, утрированные формы, декоративность).

В первом течении, возникшем в XX веке, — в фовизме — характер образа, броскость ярких цветовых контрастов отчетливо диктуются прежде всего субъективной волей художника, интенсивно переживающего действительность. По-новому осмысляется мир в искусстве великих русских живописцев конца XIX — начала XX веков — в социально-насыщенных, образно-заостренных картинах В.А. Серова, напряженно-драматических произведениях М.А. Врубеля.

В XX веке действительность осознается и претворяется в разных аспектах в живописи крупнейших художников: П. Пикассо, А. Матисса, Ф. Леже, А. Марке во Франции; Д. Риверы, Х. К. Ороско, Д. Сикейроса в Мексике; Р. Гуттузо в Италии; Дж. Беллоуза, Р. Кента в США. Во многих их картинах, настенных росписях нашло повышенно-эмоциональное выражение правдивое осмысление трагических противоречий действительности, переходящее в обличение уродств капиталистического строя; живопись передовых художников пропагандирует прогрессивные политические идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздавая исторические и современные события; в ней воплотились также жизнерадостно-оптимистическое восприятие мира, увлечение его материальностью.

С эстетическим осмыслением новой, «технической» эры связано не только отражение пафоса индустриализации жизни, не только проникновение в живопись геометричных, «машинных» форм, к которым нередко сводятся формы органические, но и поиски в живописи отвечающих мироощущению современного человека, его духовным потребностям эмоционально-образных цветовых решений, новых форм, которые могут быть использованы в декоративном искусстве, архитектуре и промышленности.

Суть живописного искусства

Древнейшие наскальные изображения, по утверждению ученых, были сделаны около 40 тысяч лет назад. Художественные галереи доисторического времени — это пещеры со стенами, расписанными с помощью естественных красителей – глины, древесного угля, мела и т. д. Такие «музеи» найдены в Европе, Азии, Америке, Австралии.

Рисунки древних художников обладают всеми признаками настоящих произведений изобразительного искусства. В них чувствуется острый взгляд наблюдателя, твердая рука рисовальщика, выразительность цветовых сочетаний. Жанры живописи, созданной немыслимое число лет назад, будут актуальны в течение всей человеческой истории, они значимы и теперь: изображения человека и животных, сцены мира и войны…

Суть изобразительного искусства также неизменна долгие века: создание визуальных образов, отражающих впечатление человека-творца от предметного мира и явлений духовного порядка, художественная летопись исторических событий разного масштаба, игра фантазии и воображения, основанная на труде и таланте. Художниками для решения таких задач за долгое время выработаны различные стили и жанры живописи. Количество их велико, а признаки определяются творчеством конкретных мастеров.

Абстракционизм (начало 20 века)

Этот стиль зародился в России, его предшественниками являются Василий Кандинский и Эдвард Мунк. Это направление исключает все прямые отсылки к реальности и вводит в композицию только простые геометрические формы.

Цель абстракционизма — избавиться от объекта, от реальности, отказаться от подражания природе. В течение многих лет абстракционисты отклоняли принятые формы, заменяя линию размытием, а вертикальную — горизонтальной. Абстрактные работы получили название «нерепрезентативные», что отсылает к самому названию этого направления. К самым известным абстракционистам относятся:

  • Василий Кандинский
  • Джексон Поллок
  • Казимир Малевич


Картина Сальвадора Дали — «Лицо войны»

Живопись средних веков

В средние века в живописи Западной Европы, Византии, Руси, Кавказа, Балкан, развивавшейся преимущественно в русле церковной христианской идеологии, создавались религиозно-аскетические образы, полные духовной экспрессии. Несмотря на строгую канонизацию изображений, в средневековой живописи находили отзвук народные представления (например, на Руси в иконах и фресках Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия), отдельные (часто наивные) наблюдения.

Основные виды живописи — фреска (как по сухой, так и по влажной, часто шероховатой штукатурке, наносившейся на каменную или кирпичную кладку), иконопись (иконы исполнялись на грунтованных досках преимущественно яичной темперой, обусловливавшей главным образом плоскостную трактовку форм), а также миниатюра в рукописях (на грунтованных пергаменте или бумаге; исполнялась темперой, акварелью, гуашью, клеевыми и др. красками); последовательность исполнения, тип изображения, композиция, раскраска — все это регламентировалось.

Делавшиеся с тщательностью, присущей ремесленному труду, иконы, настенные росписи (подчинявшиеся архитектурным членениям и плоскости стены), а также мозаики, витражи вместе с архитектурой образовывали в церковных интерьерах единый ансамбль.

Повышенная эмоциональность и декоративность средневековой живописи обусловлены экспрессией звучного, насыщенного цвета и акцентированно-ритмичной линии, выразительностью четких контуров; формы в средневековой живописи плоскостные, стилизованные, фон отвлеченный, часто золотой; встречаются также условные приемы моделировки объемов, как бы выступающих на живописной плоскости, лишенной глубины.

Значительную роль играла символика композиции и цвета (например, в западноевропейской  живописи голубой — цвет богоматери).

В первом тысячелетии нашей эры высокий подъем пережила монументальная живопись (клеевыми красками по белой гипсовой или известковой прогрунтовке на глинисто-соломистом грунте) в странах Передней и Средней Азии, в Индии, Китае, на Цейлоне.

В феодальную эпоху в Месопотамии, Иране, Индии, Средней Азии, Азербайджане, Турции развивалось искусство декоративно-плоскостной миниатюры, привлекающей как тонкой красочностью, изяществом орнаментального ритма, так и яркостью отдельных жизненных наблюдений.

Глубокой поэтичностью, поразительной зоркостью видения людей и природы, лаконичностью оттачивавшейся веками живописной манеры, тончайшей тональной передачей воздушной перспективы выделялась дальневосточная живопись тушью, акварелью и гуашью на свитках из шелка и бумаги — в Китае, Корее, Японии.

Искусство Киевской Руси

Как и все прочие государства Европы, ко второй половине XI столетия Русь пережила период национальной раздробленности, и именно тогда русское искусство приобрело свои неповторимые, характерные черты. Искусство Киевской Руси находилось на достаточно высоком уровне, однако его трудно назвать самобытным, поскольку, приняв крещение в X столетии, князь Владимир заодно позаимствовал и художественные традиции Византии, которые причудливо переплелись с языческими художественными принципами. Конечно, восточные славяне обладали высокоразвитой культурой, а потому византийские традиции достаточно быстро видоизменялись в соответствии с исконными русскими.

Собственно русское искусство развилось из византийско-русского искусства Киевской Руси. Далее оно развивалось как искусство отдельных княжеств, отделившихся от галицко-волынских, ростово-суздальских и новгородских земель. К XII столетию русское искусство можно считать сложившимся окончательно. Увы, но развитие русской живописи сильно затормозилось из-за тяжелого татарского ига, продлившегося более трехсот лет.

Новый подъем в истории русской живописи начался в XV столетии, когда большинство земель объединилось вокруг Москвы. Этот век часто называют золотым веком древнерусского искусства. В это время были созданы произведения, которые стали классическими образцами московской школы. Развитие русской культуры происходило по пути, общему для стран Европы. Как на Западе, так и на Востоке живопись являлась, прежде всего, церковной, поэтому в первую очередь это иконопись и монументальная живопись – фрески.

Русская иконопись унаследована приемы византийских мастеров. В то же время на Руси зародились свои традиции. Русские иконы не были простой имитацией, но имели свой собственный стиль, а такие мастеры как Андрей Рублёв подняли уровень иконописи на новые высоты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: