Жанры литературы — описание, разновидности и особенности

Литературные жанры

Жанр — это группа произведений, объединённая исторически характерными общими признаками формы и содержания. К жанрам относятся роман, поэма, новелла, эпиграмма и многие другие.

Однако между понятием «жанр» и «род» есть промежуточное — вид. Это менее широкое понятие, чем род, но более широкое, чем жанр. Хотя иногда термин «вид» отожествляют с термином «жанр». Если разграничивать эти понятия, то роман будет считаться видом художественной литературы, а его разновидности (роман-антиутопия, приключенческий роман, фантастический роман) — жанрами.

Пример: род — эпический, вид — рассказ, жанр — святочный рассказ.

Роды литературы и их жанры, таблица.

Эпос Лирика Драма
Народный Авторский Народный Авторский Народный Авторский
Эпическая поэма:
  • Героическая;
  • Воинская;
  • Сказочно-легендарная;
  • Историческая.

Сказка, былина, дума, предание, легенда, песнь. Малые жанры:

  • пословицы;
  • поговорки;
  • загадки и потешки.
Эпический роман:
  • исторический;
  • фантастический;
  • авантюрный;
  • роман-притча;
  • утопический;
  • социальный и т. д.

Малые жанры:

  • повесть;
  • рассказ;
  • новелла;
  • басня;
  • притча;
  • баллада;
  • литературная сказка.
Песня. Ода, гимн, элегия, сонет, мадригал, послание, романс, эпиграмма. Игра, обряд, вертеп, раек. Трагедия и комедия:
  • положений;
  • характеров;
  • масок;

Драма:

  • философская;
  • социальная;
  • историческая.

Водевиль Фарс

Современные литературоведы выделяют 4 род литературы — лироэпический (лироэпос). К нему относят поэму. С одной стороны, в поэме рассказывается о чувствах и переживаниях главного героя, а с другой — описывается история, события, обстоятельства, в которых пребывает герой.

Поэма имеет сюжетно-повествовательную организацию, в ней описывается множество переживаний главного героя. Основной чертой является наличие вместе с чётко структурированной сюжетной линией множественных лирических отступлений либо обращение внимания на внутренний мир персонажа.

К лиро-эпическим жанрам относят балладу. Она имеет необычный, динамичный и крайне напряжённый сюжет. Для неё характерно стихотворная форма, это рассказ в стихах. Может иметь исторический, героический или мифический характер. Сюжет часто заимствуется из фольклора.

Риторика

В области риторики теоретики жанра обычно понимают жанры как типы действий, а не типы или формы текстов. С этой точки зрения тексты — это каналы, через которые разыгрываются жанры. Работа Кэролайн Миллер была особенно важна с этой точки зрения. Опираясь на концепцию риторической ситуации Ллойда Битцера Миллер считает, что повторяющиеся риторические проблемы имеют тенденцию вызывать повторяющиеся реакции; опираясь на Альфреда Шютца , она считает, что эти повторяющиеся ответы становятся «типизированными», то есть социально конструируемыми как узнаваемые типы. Миллер утверждает, что эти «типизированные риторические действия» (стр. 151) правильно понимаются как жанры.

Основываясь на Миллере, Чарльз Базерман и Клей Спинуцци утверждали, что жанры, понимаемые как действия, берут свое значение из других жанров, то есть из других действий. Поэтому Базерман предлагает анализировать жанры в терминах «жанровых систем» то время как Спинуцци предпочитает тесно связанную концепцию «жанровая экология».

Эта традиция повлияла на преподавание письма в американских колледжах и университетах. Сочетая теорию риторических жанров с теорией деятельности , Дэвид Рассел предположил, что стандартные курсы английской композиции плохо подходят для обучения жанрам, которые студенты будут писать в других контекстах в университете и за его пределами. Элизабет Уордл утверждает, что стандартные курсы композиции действительно преподают жанры, но что это неаутентичные «болтливые жанры», которые часто мало используются вне курсов композиции.

Виды жанров в литературе

Из определения слова «жанр» становится ясно, что у каждого вида имеются свойства, которые отличают его от других. Все виды литературных произведений делятся по трём признакам: по форме, содержанию и родам.

В таблице ниже приведены литературные классы, жанры и поджанры.

Классификация литературных жанров

по форме

по содержанию

по роду

Видения

Комедия:

Эпический:

Новелла

·         фарс;

·         басня;

Ода

·         водевиль;

·         аполог;

Опус

·         интермедия;

·         былина;

Очерк

·         скетч;

·         баллада;

Повесть

·         пародия;

·         миф;

Пьеса

·         комедия положений;

·         новелла;

Рассказ

·         комедия характеров.

·         повесть;

Роман

Трагедия

·         рассказ;

Скетч

Драма

·         роман;

Эпопея

Ужасы

·         роман-эпопея;

Эпос

·         сказка;

Эссе

·         эпопея.

Лирический:

·         ода;

·         послание;

·         элегия;

·         эпиграмма.

Лироэпический:

·         стансы;

·         баллада;

·         поэма.

Драматический:

·         драма;

·         комедия;

·         трагедия.

В основном произведения классифицируются по родам. В список признака «род» входит 4 вида: эпический, лирический, лироэпический и драматический. Чтобы не спутать один тип с другим, следует подробно разобрать свойства каждого.

Роды литературы

Эпос, лирика, драма — три рода литературы. Промежуточный род литературы – лироэпика вобрал в себя черты эпических и лирических произведений. Чтобы разобраться в хитросплетениях определений, предлагаем вашему вниманию роды литературы в таблице с классификацией произведений русской литературы из школьной программы.

Делят произведения на роды не по форме, как можно ошибочно заключить, а по типу отношения автора к художественному целому. Грубо говоря – кто, о чем и как говорит. Изображение мира и человека в художественных произведениях разнится.

Так, эпос человека изображает объективно, для лирики свойственен субъективизм (в лирике всегда идет речь о себе, автор смотрит в себя), драма изображает человека в определенной жизненной ситуации, в действии, человека самого по себе, авторская речь играет вспомогательную роль.

Это хрестоматийное объяснение деления литературы на роды из учебников по теории литературы. Но существует и более простое – именно так репетиторы объясняют принцип деления произведений для абитуриентов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе:

  • Эпос – это повествование, проза.
  • Лирика – это стихи.
  • Драма – это пьесы.
  • Лироэпика – повествование в стихах либо проза с лирическими отступлениями.

Это деление на роды литературы более примитивное, зато более доступное. Объясняет подобный подход и деление на жанры: эпические жанры – жанры прозы, лирические – поэзии, драматические – виды пьесы.

Литературный род

Итак, литературный род — это группа литературных жанров, обладающих сходными литературными признаками. Роды различаются способами изображения человека: эпос

объективно изображает человека;лирика субъективно;драма изображает частную человека в переломные моменты.

Проза Повествование Эпические жанры:
  • роман
  • роман-эпопея
  • повесть
  • рассказ
  • новелла
  • притча
  • очерк
Поэззия Лирические жанры:
  • лирическое стихотворение
  • элегия
  • послание
  • эпиграмма
  • эпитафия
  • ода
  • сонет
  • романс
Пьесы Драматические жанры:
  • комедия
  • трагедия
  • драма
  • трагикомедия
  • водевиль

История

Если на фольклорной стадии жанр определялся из внелитературной (культовой) ситуации, то в литературе жанр получает характеристику своей сущности из собственных литературных норм, кодифицируемых риторикой. Вся номенклатура античных жанров, сложившаяся до этого поворота, была затем энергично переосмыслена под его воздействием.

Со времён Аристотеля, давшего в своей «Поэтике» первую систематизацию литературных жанров, укрепилось представление о том, что литературные жанры представляют собой закономерную, раз и навсегда закреплённую систему, а задачей автора является всего лишь добиться наиболее полного соответствия своего произведения сущностным свойствам избранного жанра. Понимание жанра как предлежащей автору готовой структуры привело к появлению целого ряда нормативных поэтик, содержащих указания для авторов относительно того, как именно должны быть написаны ода или трагедия. Вершиной такого типа сочинений является поэма-трактат Буало «Поэтическое искусство» (). Это не означает, разумеется, что система жанров в целом и особенности отдельных жанров действительно оставались неизменными на протяжении двух тысяч лет, — однако перемены (и очень существенные) либо не замечались теоретиками, либо осмыслялись ими как порча, отклонение от необходимых образцов. И лишь к концу XVIII века разложение традиционной жанровой системы, связанное, в соответствии с общими принципами литературной эволюции, как с внутрилитературными процессами, так и с воздействием совершенно новых социальных и культурных обстоятельств, зашло настолько далеко, что нормативные поэтики уже никак не могли описать и обуздать литературную реальность.

В этих условиях одни традиционные жанры стали стремительно отмирать или маргинализироваться, другие, напротив, перемещаться с литературной периферии в самый центр литературного процесса. И если, к примеру, взлёт баллады на рубеже XVIII—XIX веков, связанный в России с именем Жуковского, оказался довольно кратковременным (хотя в русской поэзии и дал затем неожиданный новый всплеск в первой половине XX века — например, у Багрицкого и Николая Тихонова, — а затем и в начале XXI века у Марии Степановой, Фёдора Сваровского и Андрея Родионова), то гегемония романа — жанра, который нормативные поэтики веками не желали замечать как нечто низкое и несущественное, — затянулась в европейских литературах по меньшей мере на столетие. Особенно активно стали развиваться произведения гибридной или неопределённой жанровой природы: пьесы, о которых затруднительно сказать, комедия это или трагедия, стихотворения, которым невозможно дать никакого жанрового определения, кроме того, что это лирическое стихотворение. Падение ясных жанровых идентификаций проявилось и в умышленных авторских жестах, нацеленных на разрушение жанровых ожиданий: от обрывающегося на полуслове романа Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» до «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя, где парадоксальный для прозаического текста подзаголовок поэма вряд ли может вполне подготовить читателя к тому, что из достаточно привычной колеи плутовского романа его то и дело будут выбивать лирическими (а порой — и эпическими) отступлениями.

Роды и жанры литературы

Роды литературы – наиболее обобщающее, исторически устойчивое деление литературных произведений в соответствии с тремя формами изображения человеческой личности.

В литературе определяют три рода: эпос, лирика, драма

Эпос – (в переводе с древнегреческого – слово, повествование) — объективное изображение действительности, повествование о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего. Текст имеет в основном описательно-повествовательную структуру. Автор прямо выражает свое отношение к изображаемым событиям.

Лирика (от древнегреческого «исполняемый под звуки лиры, чувствительный») — род литературы, служащий для изображения чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием; внешняя жизнь подаётся субъективно, через восприятие лирического героя. Лирика имеет особую языковую организацию (ритм, рифма, размер).

Драма — (от древнегреческого — действие) — изображение событий и отношений между героями на сцене в действиях, столкновениях, конфликтах; особенностями являются: выражение авторской позиции через ремарки (пояснения), характеры создаются за счёт реплик героев, монологической и диалогической речи.

Каждый род литературы в свою очередь включает набор жанров.

Жанр — (от фр. genre – род, вид) – форма, в которой проявляются основные роды литературы, т.е. эпос, лирика, драма, в их разновидности. Это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. Литературные жанры подразделяются на эпические, драматические и лирические.

Эпические жанры

1. Малые:

рассказ — малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя, обычно имеет одну сюжетную линию.

новелла — (от от итал. novella — новость) — один из малых эпических жанров: близкая к рассказу жанровая форма, возникшая в эпоху Возрождения

В отличие от рассказа, в новелле большее внимание уделяется фабуле, которая, как правило, отличается динамичностью событий, неожиданностью их развития и развязки.

очерк — эпический жанр: прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. О

может включать в себя не только описание (портрет, пейзаж, интерьер), но и повествование о событиях и персонажах. Для жанра О. характерны также свободное построение и открытость авторской позиции.

притча — жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от нее широтой обобщения, значимостью заключенной идеи.

Примеры

Любое понятие стоит рассматривать с примерами, и виды литературных форм – не исключение. Ознакомимся с примерами на практике.

Начнем с самого простого – с рассказа. Наверняка все помнят со школы чеховское произведение «Спать хочется».

Это страшная история, написанная нарочито простым, будничным слогом, в основе ее – преступление, совершенное тринадцатилетней девочкой в состоянии аффекта, когда ее сознание затуманилось от усталости и безысходности.

Мы видим, что Чеховым соблюдены все законы жанра:

  • описание практически не выходит за рамки одного события,
  • автор «присутствует», мы чувствуем его отношение к происходящему,
  • в рассказе – одна главная героиня,
  • по объему сочинение небольшое, можно прочесть за несколько минут.

В качестве примера повести можно взять «Вешние воды» Тургенева. Автор здесь больше рассуждает, словно помогая читателю сделать выводы, ненавязчиво подталкивая его к этим выводам

В повести важное место отводится вопросам морали, этичности, внутреннему миру героев – все эти проблемы выходят на первый план

Эссе – тоже вещь достаточно конкретная. Это своеобразная зарисовка, где автор высказывает собственные мысли по конкретному поводу.

Для эссе характерны яркая образность, оригинальность, откровенность. Если вы читали когда-нибудь Андре Моруа и Бернарда Шоу, то поймете, о чем идет речь.

Романы и их характерные черты – протяженность событий во времени, множественные сюжетные линии, хронологическая цепочка, периодические отступления автора от заданной темы – не позволяют спутать жанр с каким-либо другим. 

В романе автор затрагивает множество проблем: от личных до остросоциальных. При упоминании о романах на ум сразу приходят «Война и мир» Л. Толстого, «Отцы и дети» И. Тургенева, «Унесенные ветром» М. Митчелл, «Грозовой перевал» Э. Бронте.

Жанры литературных произведений по содержанию

Каждое литературное произведение классифицируется по принадлежности к определенному виду: драма, трагедия, комедия.

  1. Драма — наиболее распространенный литературный жанр, используется авторами для написания произведений в любой форме, кроме оды. В драматическом произведении описывается реальная жизнь персонажей и каждодневные события, по большей части невеселые, порой тягостные. Повествование драматического свойства обязательно должно быть углубленным, раскрывать характер каждого персонажа и анализировать его сущность.
  2. Трагедия — драматическое литературное произведение, но непременно с катастрофическим финалом, смертью, гибелью, уничтожением персонажей. Как правило, трагедия разворачивается на фоне каких-то проблем личного характера и сопровождается фатальной неотвратимостью. Большинство литературных произведений в жанре трагедии написано в стихотворной форме, такой стиль способствует атмосфере безысходности и глубоким переживаниям читателя.
  3. Комедия — художественное произведение юмористического или сатирического толка, построенное на комичности происходящего. Персонажи при этом могут быть грустными, как, например, Пьеро или Арлекин. Ранние классические комедии были написаны еще до рождества Христова древнегреческим комедиографом Аристофаном.

Аудитории

Хотя жанры не всегда можно точно определить, соображения жанра являются одним из наиболее важных факторов при определении того, что человек увидит или прочитает. Классификационные свойства жанра могут привлекать или отталкивать потенциальных пользователей в зависимости от понимания жанра человеком.

Жанр создает ожидание в том, оправдано это ожидание или нет. Многие жанры имеют встроенную аудиторию и соответствующие публикации, которые их поддерживают, например журналы и веб-сайты. И наоборот, аудитория может требовать изменения предшествующего жанра и создания совершенно нового жанра.

Этот термин может использоваться для классификации веб-страниц , таких как «страница новостей» и «страница поклонников», с очень разным макетом, аудиторией и намерением (Rosso, 2008). Некоторые поисковые системы, такие как Vivísimo, пытаются сгруппировать найденные веб-страницы в автоматизированные категории, пытаясь показать различные жанры, которые могут соответствовать поисковым запросам .

Что такое жанр художественного произведения?

Произведения одного жанра – это произведения, имеющие одинаковые характеристики формы, содержания или какого-то исторически установившегося признака.

Казалось бы, по общим и отличающимся друг от друга признакам, произведения полностью разбираются на уровне определения рода и вида. Однако даже такая небольшая эпическая форма как рассказ имеет множество жанров, очень непохожих один на другой. Возьмем, например, рассказ детективный и рассказ святочный.

Оба этих произведения будут небольшими по объему, будут охватывать малый отрезок времени, в них будет задействовано всего несколько героев. Но если сравнивать, то детективный рассказ покажется куда ближе к детективному роману, а святочный рассказ к сказке.

Поэтому, чтобы проще было запомнить, что же такое жанр, попросту назовем его «характеристикой». Жанр – это то, чем можно описать произведение того или иного вида.

Например, возьмем роман. Если нам нужно будет дать характеристику роману, то мы скажем, что он исторический («Война и Мир»), психологический («Преступление и наказание»), а может быть легкий любовный роман в мягкой обложке. То есть, по сути, выделим главную его тему. Главная тема — это и есть жанр.

Объяснение и примеры

Внутри каждого литературного рода можно обозначить ряд жанров, которые будут характерны именно для этого рода.

Эпические жанры

Эпос — род литературы, который может быть выражен в любом объёме — от весьма внушительного до самого маленького.

Большие эпические жанры — это роман (в том числе его самая масштабная разновидность — роман-эпопея). В них описана вся жизнь героев, а если говорить о романе-эпопее, то там налицо описание жизни всего народа в определённый отрезок времени.

Ярким примером среднего эпического жанра является повесть. В отличие от романа, повесть ограничивается описанием жизни главного героя, его поступков и решений.

Малые эпические жанры представлены целым спектром жанровых разновидностей (рассказ, очерк, притча и др.). Они разнятся своей функциональностью: если рассказ — это краткая художественная история, то очерк носит документальный характер, а притча содержит морализаторский вывод, который учит читателя нормам поведения.

Лирические жанры

Внутри лирики также можно выделить жанры, различающиеся по объёму.

И если большие лирические жанры (к примеру, поэма) в силу своей масштабности тяготеют к эпосу и нередко являют собой лироэпические произведения, то малые жанры лирики (лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма и др.), как правило, выполняют исключительно лирические функции — передают переживания автора.

Что касается средних лирических жанров (ода, сонет, баллада), то они могут как содержать фабулу и в результате этого сближаться с эпосом (баллада «Светлана» В. А. Жуковского), так и ориентироваться преимущественно на эмоции автора (оды Ломоносова).

Драматические жанры

А вот для драмы объём не имеет определяющего значения: все драматургические произведения примерно одинаковы по объёму, ведь сам жанр предполагает сценическую постановку. А спектакль не может быть ни слишком коротким, ни чрезмерно длинным.

Для классификации драмы важно другое: то воздействие, которое она оказывает на читателя (или предполагаемого зрителя). Говоря проще, важно, будет читатель (зритель) смеяться или плакать, сделает ли он из произведения какой-либо вывод для себя

Соответственно, драматические произведения подразделяются на комедии, трагедии и драмы.

Комедия — жанр, ориентированный на смех. Различают комедии положений (когда смеются над ситуациями) и комедии нравов (когда смеются над человеческими пороками).

Пример

«Медведь» А. П. Чехова — это комедия положений, а «Недоросль» Д. И. Фонвизина — это комедия нравов.

Трагедия — возвышенный и грустный жанр, предполагающий, что финал происходящего станет для героев гибельным.

Пример

Самая известная из трагедий — «Гамлет» У. Шекспира. Но и в русской литературе есть образцы этого жанра (к примеру, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова).

Драма — жанр, похожий на трагедию, но ориентированный на более приземлённую проблематику и не предполагающий трагической развязки. В этом принципиальное отличие: герой может найти выход — даже теоретически.

Пример

Действие драмы А. Н. Островского «Гроза» происходит в небольшом городке, герои — обыкновенные люди. Ситуация Катерины принципиально разрешима, но ничто не способствует этому решению, поэтому заканчивается драма печально.

Лирические жанры

В лирике важны переживания и впечатления автора, мысли и чувства героя. Они чаще всего преподносятся читателю в стихотворной форме через призму восприятия персонажа. Сюда можно отнести такие жанры: притча, элегия, ода и так далее.

Небольшие лирические произведения можно разделить на 3 вида:

  • Философская лирика
  • Любовная лирика
  • Пейзажная лирика

Философская лирика – поэзия, в которой идут раздумья о смысле жизни, философские взгляды лирического героя. Характерная черта – художественная установка на познание проблем времени и пространства. Произведения: «Цицерон» Тютчева, «Из Упанишад», «Индийский мудрец» и «Великое Ничто» К. Д. Бальмонта, «Джордано Бруно» И. А. Бунина, «Ламарк» О. Э. Мандельштама, «Сократ» А. А. Тарковского.

Любовная лирика – литературное художественное произведение в стихотворной форме, в котором выражаются тонкие любовные чувства человека, его романтические переживания. Изображения в стихотворениях могут быть не только любовные, но и дружеские чувства. Произведения: А. С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», Лермонтов ««У ног других не забывал…», «Она была прекрасна, как мечта…».

Пейзажная лирика – поэтическое творчество, где пейзаж является главным объектом изображения, отражение состояние главного героя в пейзаже. О природе писали поэты: А. К. Толстой, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет.

Лирические жанры:

Жанры в русской литературе

Как уже было сказано в начале, делились по жанрам, конечно же, и произведения русской литературы. Её жанровая система аналогична жанровым системам других мировых литератур. Однако есть у неё и свои уникальные особенности; жанра повести, например, свойственного русской литературе, во многих других литературах не существует.

Жанровое деление было свойственно русской литературе даже на самых ранних этапах её развития. Древнерусская литература, например, состояла по большей части из следующих жанров:

  1. Летопись — погодовая запись исторических событий («Повесть временных лет»);
  2. Поучение — дидактический жанр; авторы поучений старались донести до своих читателей важные нравственные идеи («Поучение Владимира Мономаха»);
  3. Житие — жизнеописание святых («Житие Александра Невского»);
  4. Слово — жанр политического красноречия («Слово о законе и благодати»);
  5. Хождение — описание путешествий («Хождение Даниила Заточника»).

Эти жанры господствовали на Руси в течение столетий, однако в ходе литературного процесса ушли в прошлое. Более современной русской литературе (начиная с XVIII века) стало свойственно другое жанровое деление.

Самым распространённым жанром русской литературы можно считать роман. В романе изображается человек, его страсти и стремления. Роман причисляется к крупным литературным жанрам и отличается от близкой к нему повести объёмом, сложностью содержания, количеством сюжетных линий и героев и в целом более широким кругом описываемых явлений. Первый русский бытовой мещанский роман «Российский Жильблаз» Василия Нарежного был опубликован в 1814 году.

Несколько самых известных русский романов:

  • «Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский;
  • «Мастер и Маргарита», М.А. Булгаков;
  • «Отцы и дети», И.С. Тургенев;
  • «Анна Каренина», Л.Н. Толстой;
  • «Доктор Живаго», Б.Л. Пастернак.

Замечание 3

Самыми уникальными романами являются роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и роман-поэма «Мёртвые души» Н.В. Гоголя.

Отдельно выделяют жанр романа-эпопеи. Это роман, сюжет которого охватывает масштабные исторические события, переломный момент в истории народа. Роман-эпопею отличается колоссальным объёмом. Это уникальный жанр, представителями которого являются «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Тихий Дон» М.А. Шолохова.

Повесть — это среднее или небольшое по объёму произведение, описывающее события последовательно и содержащее в себе минимум сюжетных линий. Это промежуточное звено между романом и рассказом.

Примеры повестей русской литературы:

  • «Олеся», А.И. Куприн;
  • «Повести Белкина», А.С. Пушкин;
  • «Собачье сердце», М.А. Булгаков;
  • «Алые паруса», А.С. Грин;
  • «Повесть о настоящем человеке», Б.Н. Полевой;
  • «Белый Бим Чёрное Ухо», Г.Н. Троепольский.

Рассказ — малое эпическое произведение, в котором раскрывается, как правило, одна проблема и присутствует небольшое количество произведений.

Некоторые русские рассказы:

  • «Судьба человека», М.А. Шолохов;
  • «Антоновские яблоки», И.А. Бунин;
  • «Барсучий нос», К.Г. Паустовский;
  • «Старуха Изергиль», М. Горький;
  • «Ионыч», А.П. Чехов.

Другие эпические жанры тоже в полной мере представлены в русской литературе.

Что касается лирических жанров, то самым распространённым из них является лирическое стихотворение — произведение, в котором от лица автора или лирического героя описываются мысли и переживания.

Примеры лирических стихотворений в русской литературе:

  • «Мне нравится, что вы больны не мной…», М.И. Цветаева;
  • «Это утро, радость эта…», А.А. Фет;
  • «Стихотворение о слепых музыкантах», И.А. Бродский;
  • «Зимнее утро», А.С. Пушкин;
  • «В дороге», Н.А. Некрасов.

Замечание 4

Большинство известных вам стихотворных произведений являются лирическими стихотворениями.

Элегия — это стихотворение, проникнутое духом печали, которое содержит в себе некое философское размышление. Элегиями являются «Под небом голубым…» А.С. Пушкина и «Элегия (О! Если б дни мои текли…)» М.Ю. Лермонтова.

Послание — это стихотворение, обращённое к какому-либо лицу. Послания бывают лирические, сатирические, философские и т.д. «К Чаадаеву» А.С. Пушкина — это послание.

Примерами драматических жанров в русской литературе являются:

  • Комедия: «Недоросль», Д.И. Фонвизин, «Ревизор», Н.В. Гоголь, «Горе от ума», А.С. Грибоедов;
  • Трагедия: «Борис Годунов», А.С. Пушкин;
  • Драма: «На дне», М. Горький, «Гроза», А.Н. Островский.

О литературном жанре

Русская литература — великая литература, корнями уходящая в глубину веков. Зародившись ещё в X — XI веках, она много раз менялась, адаптируясь к историческим условиям, и постоянно развивалась, создавая всё новые и новые формы, стили и идеи.

Постепенно в литературе сформировалась система жанров.

Определение 1

Литературный жанр — исторически сложившаяся совокупность литературных произведений, объединённых по сходству формальных и содержательных свойств.

Каждый литературный жанр имеет свои определённые признаки, конкретную систему, по которой строится произведение. Первым систематизировал жанры Аристотель в своём трактате «Поэтика». Благодаря Аристотелю в литературе закрепилось мнение, что все литературные жанры — это обязательные предписания для автора, который должен при написании произведения добиваться максимального соответствия жанровым канонам. Работа Аристотеля вдохновила и других авторов на написание подобных поэтик; «Поэтическое искусство» Николя Буало, например, закрепляло нормы трагедии и комедии.

Однако на самом деле система жанров, как и жанровые характеристики, менялись с развитием литературы. Существенные перемены, претерпеваемые жанрами, в глазах теоретиков долго были признаками не развития, а ухудшения литературы, её отклонения от образцов.

Замечание 1

Традиционная жанровая система полностью распалась лишь к концу XVIII века.

К XIX веку литература достигла такой точки своего развития, когда наличие строгой жанровой системы лишь сдерживало её. Новые социально-культурные и общественно-политические обстоятельства требовали нового взгляда на жанр. Жанр романа, например, веками рассматривался как нечто несущественное, однако в XIX веке стал центральным литературным жанром. Авторы стали сами, умышленно разрушать каноны жанров (прозаическое произведение Н. В. Гоголя «Мёртвые души» автором названо поэмой).

Литературное произведение может быть причислено к тому или иному жанру по нескольким критериями: по своим форме и содержанию, а также по родам литературы. Последнее деление — самое полное и распространённое.

Жанры бывают:

  • Эпические: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка и т.д.;
  • Лирические: лирическое стихотворение, ода, элегия, эпиграмма, послание и т.д.;
  • Драматические: драма, комедия, трагедия, трагикомедия;
  • Лиро-эпические: баллада, поэма и т.д.

Также жанры можно поделить по объёму на крупные (роман, роман-эпопея), средние (повесть, поэма) и малые (новелла, очерк, рассказ).

Лирику, как правило, делят на любовную, пейзажную, философскую; эпические произведения — на авантюрные, психологические, философские и т.д.

Замечание 2

Из всех литературных направлений больше всего чёткой жанровой системы придерживался классицизм.

Роды и жанры литературы. Определения

Драма — (от древне-греческого — действие) — изображение событий и отношений между героями на сцене в действиях, столкновениях, конфликтах; особенностями являются: выражение авторской позиции через ремарки (пояснения), характеры создаются за счёт реплик героев, монологической и диалогической речи.

Лирика (от древне-греческого «исполняемый под звуки лиры, чувствительный») переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием; внешняя жизнь подаётся субъективно, через восприятие лирического героя. Лирика имеет особую языковую организацию (ритм, рифма, размер).

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

Жанр — свойственный определённому роду. Это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. Литературные жанры подразделяются на эпические, драматические и лирические.

Эпические жанры:

  • роман-эпопея – всестороннее изображение народной жизни в переломную историческую эпоху;
  • роман – изображение жизни во всей её полноте и многообразии;
  • повесть – изображение событий в их естественной последовательности;
  • очерк – документальное изображение событий жизни одного человека;
  • новелла – остросюжетный рассказ с неожиданным финалом;
  • рассказ – небольшое произведение с ограниченным количеством действующих лиц;
  • притча – нравственное поучение в аллегорической форме.

Драматические жанры:

  • трагедия – буквальный перевод – козлиная песнь, неразрешимый конфликт, вызывающий страдание и гибель героев в финале;
  • драма – соединяет трагическое и комическое. В основе лежит острый, но разрешимый конфликт.

Лирические жанры:

  • ода — (жанр классицизма) стихотворение, хвалебная песнь, воспевающая достижения, достоинства выдающегося человека, героя;
  • элегия – грустное, печальное стихотворение, содержащее философские размышления о смысле жизни;
  • сонет — лирическое стихотворение строгой формы (14 строк);
  • песня – стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева;
  • послание – стихотворное письмо, обращенное к одному лицу;
  • эпиграмма, эпиталама, мадригал, эпитафия и проч., — малые формы меткие короткие стихи, посвященные определённым целям сочинителя.

Лиро-эпические жанры: произведения, сочетающие в себе элементы лирики и эпоса:

  • баллада – сюжетное стихотворение на легендарную, историческую тему;
  • поэма – объёмное стихотворение с развёрнутым сюжетом, с большим количеством действующих лиц, имеющее лирические отступления;
  • роман в стихах – роман в стихотворной форме.

Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем «уходят» из «активного запаса» художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: