Шарден: Возвращение с рынка. Описание картины
Картина «Вернувшаяся с рынка» (1739) написана мелкими плотными мазками, красочный слой как бы вылеплен кистью.
Большие хлебы, принесенные хозяйкой, стоящий на столе глиняный горшок, пузатые бутыли толстого стекла — все это сделано с глубоким пониманием структуры вещей, их пластической выразительности… Слева от центрального персонажа — открытая дверь в другую комнату, где стоит большой медный бак для воды, а в глубине — еще одна дверь, на ее фоне —женская фигура.
Шарден создает поэтический и объемный образ быта, где важны не сами по себе, в отдельности, женщины, хлебы, бутыли на полу, а взаимосвязь их, взаимодействие между ними. Пристально, как ученый, и восторженно, как поэт, Шарден никогда не уставал изучать это первоосновное взаимодействие воздуха, людей, предметов. В нем для Шардена и заключалась суть. «Пользуются красками,— говорил он,— а пишут чувством». Шардена одушевляло чувство скрытой однородности всего сущего в природе. Наверное, поэтому Шарден в 1756 году навсегда бросил жанр и почти исключительно занялся натюрмортом, больше подходившим для его целей. И поэтому предельного блеска Шарден добивался в изображении самого трудного для изображения: воздуха и белого цвета. Здесь обычно скромный и непритязательный Шарден превращался в философа. «О, Шарден! — восклицал Дидро.— Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре: самое материю, воздух и свет берешь ты на кончик кисти и кладешь на полотно…»
Лучший из немногих портретов, написанных Шарденом,— это автопортрет 1771 года.
Он сделан пастелью, так как из-за болезни глаз мастер вынужден был оставить масло. Шарден изобразил себя запросто: в ночном колпаке с голубой лентой, в коричневой домашней куртке и шейном платке, с пенсне, сползающим на нос. И тем сильнее, по контрасту с затрапезным видом, действует на зрителя пронзительный, молодой взгляд старческих глаз поверх пенсне. Это взгляд художника, в старости достигшего той чистоты и свободы стиля, когда мастерство граничит со всемогуществом.
В. Алексеев, по материалам журнала “Семья и школа”, 1974 год
Примечания
- ^
- ^ Розенберг п. 179.
- ^ Розенберг и Бруянт, стр. 56.
- Розенберг и Бруянт, стр. 20.
- Розенберг и Бруянт, стр. 23.
- Розенберг и Бруянт, стр. 32.
- Розенберг, с.182.
- ^ Розенберг, стр.183.
- ^ Розенберг, с.184.
- Розенберг, стр. 71.
- Розенберг и Бруянт, стр. 190.
- Джонсон, Пол. Искусство: новая история, Weidenfeld & Nicolson, 2003, стр. 414.
- Розенберг и Бруянт, стр. 68–70.
- Розенберг и Бруянт, стр.187 и 242.
- «Не осознавая, что он делал это, он отказался от своего времени и открыл дверь в современность». Розенберг, цитируется Уилкин, Карен, , Новый критерий. Требуется подписка. Проверено 15 октября 2008 года.
- ^ Уилкин.
- Неизвестный Матисс: жизнь Анри Матисса, первые годы, 1869–1908 гг., Хилари Сперлинг, стр.86. доступ онлайн 15 июля 2007 г.
- Сми, Себастьян, Люсьен Фрейд 1996-2005, проиллюстрировано. Альфред А. Кнопф, 2005.
Работа
Банка абрикосов (1758 г.), холст, масло, 57 x 51 см., Художественная галерея Онтарио.
Нарезанная дыня (1760 г.), холст, масло, 57 х 52 см., Лувр .
Шарден работал очень медленно и всего написал немногим более 200 картин (около четырех в год).
Творчество Шардена имело мало общего с живописью рококо , господствовавшей во французском искусстве XVIII века. В то время, когда историческая живопись считалась высшей классификацией паблик-арта, предметы, которые выбирал Шарден, рассматривались как второстепенные категории. Он предпочитал простые, но красиво текстурированные натюрморты и чутко обращался с домашними интерьерами и жанровыми картинами . Простые, даже суровые изображения обычных предметов домашнего обихода ( Натюрморт с дымильным ящиком ) и сверхъестественная способность изображать детскую невинность в несентиментальной манере ( Мальчик с волчком ), тем не менее, нашли в свое время благодарную аудиторию, и счет за его вневременную привлекательность.
В основном самоучка, Шарден находился под сильным влиянием реализма и сюжета мастеров Нидерландов 17-го века. Несмотря на его нетрадиционное изображение восходящей буржуазии , ранняя поддержка исходила от покровителей французской аристократии , включая Людовика XV. Хотя его популярность изначально основывалась на картинах с изображением животных и фруктов, к 1730-м годам он ввел в свои работы кухонную утварь ( «Медная цистерна », ок. 1735, Лувр). Вскоре фигуры заполнили и его сцены, предположительно в ответ на призыв художника-портретиста заняться этим жанром. Женщина, запечатывающая письмо (ок. 1733 г.), что могло быть его первой попыткой за ним последовали половинные композиции детей, произносящих благодать, как в «Бенедисите» , и кухарок в моменты размышлений. Эти скромные сцены связаны с простыми повседневными делами, но они также служат источником документальной информации об уровне французского общества, который до сих пор не считался достойным объектом для рисования. Картины примечательны своей формальной структурой и изобразительной гармонией. Шарден сказал о живописи: «Кто сказал, что рисуют красками? Красками пользуются, а рисуют чувствами
Играющий ребенок был любимым сюжетом Шардена. Он изобразил подростка, строящего карточный домик, по крайней мере, четыре раза. Версия в поместье Уоддесдон самая сложная. Сцены, подобные этим, взяты из нидерландских произведений vanitas 17-го века, которые несли сообщения о преходящей природе человеческой жизни и бесполезности материальных амбиций, но Шарден также демонстрирует восхищение эфемерными фазами детства ради них самих.
Шарден часто рисовал копии своих композиций, особенно его жанровые картины, почти все из которых существуют в нескольких версиях, которые во многих случаях практически неразличимы
Начиная с «Гувернантки » (1739, в Национальной галерее Канады , Оттава ), Шарден переключил свое внимание с предметов рабочего класса на несколько более просторные сцены буржуазной жизни. Сохранившиеся картины Шардена, которых насчитывается около 200, находятся во многих крупных музеях, включая Лувр .
Жан Батист Шарден: картины
Жанровые картины Шардена рисуют «сцены повседневной жизни», уютный и устойчивый быт: молитву перед обедом, гувернантку с наряженной барышней перед зеркалом, выздоровление больного, мальчика с волчком, девочку с воланом…
Жанры Шардена отличают простота содержания, сила и гармоничность красок, мягкость и сочность кисти. Кроме того, поразительно зрение Шардена, умевшего разглядеть за простотой содержания сложную жизнь предметов в воздушной среде, рефлексы цвета, игру цвета и света, игру цвета и контура; все это Шарден умел передавать исчерпывающе полно, до иллюзии реальности, и с изысканной прямотой, как великие голландцы. И речь здесь, разумеется, может идти о сродстве стиля, о близости мировосприятия, о чем угодно, только не об имитации, хотя именно с мастерами Голландии и Фландрии сравнивали Шардена первые почитатели.
Первой же по-настоящему прославившей Шардена работой была… уличная вывеска. Для заведения парижского цирюльника, а заодно и хирурга Шарден написал дуэль, закончившуюся кровопролитием, и весь Париж съезжался смотреть на душераздирающую сцену и восхищаться мастерским изображением людей, лошадей, карет… Непонятно, зачем Шарден написал эту вывеску. Для денег? Ради эксперимента? Эта вывеска — единственная уступка Шардена общепринятому тогда представлению о сюжете. Обычно Шарден обозначает только мотив, дающий внешний повод к работе кисти и воображения. Картина «Возвращение с рынка» — она перед вами — свидетельствует об этом.
Техника живописи и новые сюжеты
Жан-Батист Шарден по-особому видел и воспринимал цвет. Множеством маленьких мазков он старался передать все едва уловимые оттенки предмета. Серебристые и коричневые тона доминируют в его живописи. Объекты на его полотнах освещены лучами мягкого света.
Современник и соотечественник живописца, философ-просветитель считал, что мастер обладал особой манерой письма. Если рассматривать живопись Шардена с близкого расстояния, то можно увидеть лишь хаотичную мозаику из разноцветных мазков и штрихов. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. Он наносил краску на холст мелкими мазками определенных цветов, которые сливались в единое целое, если отойти от картины на достаточное расстояние. Получался оптический эффект смешения красок, и образовывался нужный художнику сложный оттенок. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины.
Дидро восхищался умением его передавать краской материальность предметов. Он написал об этом восторженные строки: «О, Шарден, это не белая, черная и красная краски, которые ты растираешь на палитре, но сама суть предметов; на кончик своей кисти ты берешь воздух и свет и накладываешь на холст!»
В тридцатых годах начался новый виток в творчестве Шардена. Продолжая следовать за голландскими мастерами, он обращается к жанровой живописи. Художник стал изображать повседневную жизнь французского третьего сословия, в которое входили все группы населения, кроме привилегированных. К тому времени относятся его картины «Дама, запечатывающая письмо», «Прачка», «Женщина, чистящая овощи», «Вернувшаяся с рынка», «Трудолюбивая мать». Эти сцены признаны одними из лучших в жанровой живописи.
Личная жизнь
Художнику не везло в личной жизни, и она была полна трагедий, связанных со смертью супруги и кончиной родных детей. Впервые он заключил брачный контракт, находясь в юном возрасте, и его женой стала девушка Маргарита, помогавшая в творчестве до последних дней.
После того как любимая супруга не перенесла тяжелой болезни, а вслед за этим состоялись похороны маленькой дочери Маргариты-Аньес, Жан-Батист остался вдвоем с сыном, крещенным в ноябре 1731 года, который также стал живописцем и помог отцу пережить стресс.
Позже, когда финансовое положение Шардена оставляло желать лучшего, ему в жены досталась состоятельная наследница по имени Франсуаза-Маргарита Пуж. В этом союзе появился ребенок, который умер в младенческом возрасте и обрел покой на парижском кладбище среди тысяч невинных душ.
Творческий путь
- 1728 год – «Выставка дебютантов», после которой пошла молва о талантливом натюрмортисте. Среди выставленных на парижской площади картин особую популярность получил натюрморт «Скат», изображавший в деталях тушку убитой рыбы. Работа поразила многих своей реалистичностью, заставив почувствовать запах выпотрошенного морского обитателя.
- В сентябре 1728 года Шарден получил место в Академии живописи и скульптуры. Помог ему в этом Никола де Ларжильера – почетный член Академии, который вдохновился изображениями цветов, плодов и жанровых сцен молодого художника.
- В период с 1728 по 1730 год талантливый юноша попытался одухотворить бытовые предметы: кухонный бак для воды, старую посуду, изредка величественные атрибуты науки, искусства. Умение передавать ощущение движения сока под кожицей плода восхитило не только художников. Так, лестно о Шардене отзывался Дидро и даже Людовик XV.
- С 1730 года Шарден вдохновился голландскими художниками и начал рисовать сцены из повседневной жизни, героями которых становились люди третьего сословия и среднего класса.
- Конец 1730-х – талантливый живописец скопировал несколько собственных работ. На их основе появилось полотно «Карточный домик», «Гувернантка» и другие.
- 1743 год – Шардена избрали в качестве советника французской Академии живописи и скульптуры.
- 1744 – в попытке увековечить момент из реальной жизни Шарден написал знаменитую «Молитву перед обедом». Несмотря на отсутствие ярких красок картина передает ощущение добра и умиротворенности. На ней художник изобразил сцену из семьи среднего сословия: мать двух маленьких дочерей приучает к чтению молитвы за столом. Белый цвет характеризует чистоту и невинность, а мягкий коричневый тон дает ощущение семейного тепла.
- 1750 год – художник становится казначеем Академии.
- 1751 год – Шарден увлекается рисованием пастелью из-за постепенного ухудшения зрения. Он создает полотна без точных прорисовок. Вместе с тем именно они получили особую ценность в настоящее время. Часть работ выставлена в Лувре, другие – в английской усадьбе Уоддесдон.
- В период с 1750 по 1760 годы вышел ряд знаменитых натюрмортов: «Шарманки и птицы», «Медный бак», «Натюрморт с атрибутами искусств» и другие. Художника отличает сдержанность композиций, небольшое количество предметов, выбор неприметных атрибутов. За основу Шарден использовал серебристо-серый тон.
- 1765 год – получил членство в Руанской академии наук, словесности и изящных искусств.
- 1766 год – написание картины «Атрибуты искусств», созданной по заказу Екатерины II. Данная работа признана одной из самых спокойных. В центре композиции располагается статуэтка Меркурия, находящаяся среди рабочих инструментов ремесленника, книг и чертежей. Сдержанные серые и коричневые оттенки придают образ уравновешенности и спокойствия, а несколько ярких пятен вдыхают жизнь неодушевленным предметам.
- С 1770-х годов Шарден увлекается рисованием портретов, в том числе изображает свою супругу. Живописец передает образ жены в домашнем одеянии без каких-либо прикрас. Несмотря на это, постаревшее и обеспокоенное домашними хлопотами лицо Маргариты передает красоту и благородство женщины.
- 1775 год – создание «Автопортрета», на котором мужчина изображает себя в платке и пенсне, спокойно взирая на смотрящего. Портрет создает ощущение мудрости, приобретенной в результате непростого жизненного пути.
- 1775-1779 – последние годы жизни Шардена являются завершающим этапом развития французского портрета эпохи Просвещения, картины которого послужили вдохновением для таких будущих мастеров как Кантен де Латур, О. Фрагонар, Ж. Л. Давид.
Автопортрет (1775)
Работа
Женщина, убирающая репу, ок. 1738, Старая пинакотека
Шарден работал очень медленно и всего написал чуть более 200 картин (около четырех в год).
Творчество Шардена имело мало общего с Рококо живопись это доминировало во французском искусстве 18 века. В то время, когда историческая живопись считалась высшей классификацией общественного искусства, предметы, которые выбирал Шарден, рассматривались как второстепенные категории. Он отдавал предпочтение простым, но красиво оформленным натюрмортам, деликатно обрабатывал домашние интерьеры и жанровые картины. Простые, даже откровенные росписи обычных предметов быта (Натюрморт с коптильней) и сверхъестественная способность изображать невиновность детей несентиментально (Мальчик с топом ), тем не менее, нашел в свое время благодарную аудиторию и объясняет его вневременную привлекательность.
Le Faiseur de Châteaux de Cartes (Мальчик строит карточный домик), 1735 г., Waddesdon Manor
В значительной степени самоучка, Шарден находился под сильным влиянием реализма и сюжета 17-го века. Низкая страна мастеров. Несмотря на его нетрадиционное изображение асцендента буржуазия, ранняя поддержка пришла со стороны покровителей из Франции аристократия, включая Людовика XV. Хотя его популярность первоначально основывалась на картинах животных и фруктов, к 1730-м годам он ввел в свои работы кухонную утварь (Медная цистерна, ок. 1735, Лувр). Вскоре фигуры заполнили и его сцены, якобы в ответ на просьбу художника-портретиста, который предложил ему заняться этим жанром.Женщина, запечатывающая письмо (ок. 1733 г.), что, возможно, было его первой попыткой, последовали поясные композиции детей, говорящих «Грейс», как в Le Bénédicité, и горничные в моменты размышлений. Эти скромные сцены связаны с простыми повседневными действиями, но они также служат источником документальной информации об уровне французского общества, который до сих пор не считался достойным предметом для рисования. Картины примечательны своей формальной структурой и живописной гармонией. Шарден сказал о живописи: «Кто сказал, что человек рисует красками? нанимает цвета, но красить с чувство.»
Молодая учительница, ок. 1736 г.
Любимым предметом Шардена была детская игра. Он как минимум четыре раза изображал подростка, строящего карточный домик. Версия на Waddesdon Manor самый сложный. Подобные сцены взяты из произведений нидерландских vanitas 17-го века, которые несут сообщения о преходящей природе человеческой жизни и никчемности материальных амбиций, но Шарден также демонстрирует восхищение эфемерными фазами детства ради самих себя.
Натюрморт со стеклянной колбой и фруктами, ок
1728 (обратите внимание на отраженный свет на стекле / серебре). Шарден часто писал реплики своих композиций, особенно его жанровые картины, почти все из которых существуют в нескольких версиях, которые во многих случаях практически неотличимы
Начиная с Гувернантка (1739 г., в Национальная галерея Канады, Оттава ), Шарден переключил свое внимание с предметов рабочего класса на несколько более просторные сцены буржуазной жизни
Шарден часто писал реплики своих композиций, особенно его жанровые картины, почти все из которых существуют в нескольких версиях, которые во многих случаях практически неотличимы
Начиная с Гувернантка (1739 г., в Национальная галерея Канады, Оттава ), Шарден переключил свое внимание с предметов рабочего класса на несколько более просторные сцены буржуазной жизни
В 1756 году Шарден вернулся к теме натюрморта. В 1770-х его зрение ослабло, и он начал рисовать в пастель, среда, в которой он писал портреты своей жены и себя (см. Автопортрет вверху справа). Его работы пастелью сейчас высоко ценятся. Сохранившиеся картины Шардена, которых насчитывается около 200, находятся во многих крупных музеях, в том числе Лувр.
Детство и юные годы
Жан Батист родился в конце 17 века – 2 ноября 1699 года. Известно, что отец Шардена – столяр, отметив художественные наклонности сына, отдал его в подмастерья Ноэля Куапеля. Мальчику пришлось переехать в район Сен-Жермен-де-Пре, где он прожил всю дальнейшую жизнь, не покидая стен французской столицы.
Будучи художником и гравером, Ноэль Куапель поручал маленькому Шардену дорабатывать на своих картинах мелкие детали. Кроме того, молодой Жан Батист тренировался писать натюрморты из собранных им повседневных предметов: плодов, цветов, хозяйственных инструментов, охотничьих атрибутов.
Помимо Ноэля Куапеля юный художник учился у реставратора дворцовых фресок в резиденции Фонтебло Ван Лоо и у академического живописца Пьера-Жак Каза. Юные годы Шарден провел среди молодых художников в Гильдии, обучаясь в Академии святого Луки. Здесь молодому таланту удалось приобрести собственный стиль, а лучшие работы отправить на выставки.
Живопись
После первой демонстрации произведений студентов Жан-Батист стал известен французской публике, и оригинальным натюрмортом со скатом заинтересовался Никола де Лажильер. Придя в мастерскую и посмотрев другие миниатюры парижанина, он выбрал понравившиеся полотна, определив каждое как шедевр.
В 1728 году Шардена пригласили в Академию живописи и скульптуры для участия в выставке местных художников, а также голландских и фламандских мастеров. В итоге он стал членом королевского учреждения для творцов «старого режима» и был занесен в списки с пометкой «изобразитель цветов и плодов».
После этого в творчестве Жан-Батиста стали появляться жанровые сцены, центральными персонажами которых было третье сословие и средний класс
В этот период родились картины быта и повседневной французской жизни, которые вскоре приобрели внимание и любовь народных масс
Несмотря на простоту сюжетов, Шарден приобрел высокопоставленных покровителей, среди которых были аристократы и сам Людовик XV. Им нравилось, как художник изображает женщин, занятых повседневной работой, растения, принадлежности для охоты и детей, увлеченных игрой.
Тщательно продумывая тему и композицию, живописец отличался медленным темпом работы и, по информации биографов и исследователей, писал не более четырех картин в год. Поэтому в галереях и частных коллекциях, согласно каталогам и фотоальбомам, сейчас хранится и выставляется чуть больше 200 оригинальных работ.
Кроме того, в конце 1730-х Жан-Батист начал копировать собственные произведения, создавая по несколько версий одних и тех же жанровых сцен. Так появились дубликаты полотен «Карточный домик», «Хорошее воспитание», «Автопортрет», «Натюрморт с фруктами», «Гувернантка» и «Мадам Шарден».
В 1750-х годах зрение живописца начало портиться, и он предпочитал работать пастелью, не требовавшей прорисовок и точных штрихов. К этому периоду относятся полотна, которые сейчас высоко ценятся и находятся в собрании Лувра и английской усадьбе Уоддесдон.