Бельведерский аполлон

Описание

Греческий бог Аполлон изображается в виде стоящего лучника , только что пустившего стрелу. Хотя нет согласия относительно точных изображаемых деталей повествования, общепринятое мнение состояло в том, что он только что убил змея Пифона , хтонического змея, охраняющего Дельфы , что сделало скульптуру . В качестве альтернативы это может быть убийство великана Титиоса , угрожавшего его матери Лето , или эпизод с Ниобидами .

Большая скульптура из белого мрамора имеет высоту 2,24 м (7,3 фута). Его сложная контрапоста вызвала большое восхищение, поскольку, казалось, фигура располагалась как спереди, так и в профиль. Стрела только что вылетела из лука Аполлона, и усилие, приложенное к его мускулам, все еще ощущается. Его волосы, слегка завитые, ниспадают локонами на шею и изящно поднимаются к макушке головы, окруженной строфием , лентой, символизирующей богов и королей. Его колчан висит на левом плече. Он полностью обнажен , за исключением его сандалий и халата ( хламиды ), застегнутого на правом плече, подвернутого на левой руке и откинутого назад.

Нижняя часть правой руки и левая рука отсутствовали при обнаружении и были восстановлены Джованни Анджело Монторсоли (1507–1563), скульптором и учеником Микеланджело .

Ссылки

Цитаты

  1. , Этьен Ашиль и Жан Дюшен (1828 г.), Музей живописи и скульптуры, или Коллекция основных картин, статуй и барельефов в государственных и частных галереях Европы , Лондон : Боссанаж, Барт и Лоуэлл, Том 11 , п. 126. («Пифийский Аполлон, называемый Бельведерским Аполлоном»)
  2. есть медиафайлы по теме Аполлона Бельведерского . Классический музей Уилкокса . 2016-02-16 . Проверено 13 августа 2019 г. .
  3. Паоло Приньяни. » Аполло дель Бельведер , на Камбиа Версо Анцио « . cambiaversoanzio.wordpress.com (на итальянском языке) . Проверено 28 февраля 2022 г. .
  4. Роберто Вайс, Открытие классической античности эпохи Возрождения (Oxford University Press) 1969:103 впервые отметил записи в 1489 году и повторение в 1493 году в несколько хаотичных чезенских хрониках Джулиано Фантагуцци.
  5. HH Brummer, Двор статуй в Ватиканском Бельведере (Стокгольм) 1970: 44–71, в котором дается наиболее краткий обзор открытия статуи и ее истории.
  6. Вайс 1969:103.
  7. Дебора Браун, «Аполлон Бельведерский и сад Джулиано делла Ровере в Святых Апостолах» , Журнал Институтов Варбурга и Курто 49 (1986), стр. 235–238.
  8. ^ Баркан, соч. цит. , стр 56.
  9. Грегори Кертис, Disarmed (Нью-Йорк: Кнопф, 2003), стр. 57–61.
  10. Кларк, Кеннет (1969), Цивилизация: личный взгляд , Нью-Йорк и Эванстон: Harper & Row , Publishers, стр. 2.
  11. Роланд Уэллс Роббинс, История минутного человека (Стонхэм, Массачусетс: Джордж Р. Барнстед и сын, 1945), стр. 13–24.
  12. Роберт Мусил, Человек без качеств , том. 1 (Нью-Йорк: Vintage Books, 1995): 33.
  13. Марианна Мур, «В дни призматического цвета», Полное собрание стихов Марианны Мур (Нью-Йорк: Penguin , 1994): 42.

Другие источники

Фрэнсис Хаскелл и Николас Пенни, 1981. Вкус и антиквариат (издательство Йельского университета) Кат. нет. 8. Критическая история Аполлона Бельведерского.

Три типа идеального мужчины

У древних греков не существовало единого стандарта мужского тела, многое зависело от возраста и характера изображаемого персонажа. Условно образы героев и богов делились на три типа: мощный брутал, молодой сильный мужчина и нежный юноша-эфеб. Общее требование греческого канона маскулинности гласило, что зрелый мужчина должен быть субъектом, а не объектом действия. В любовно-сексуальных отношениях это выражалось в образе преследователя, но никогда — преследуемого. Однако для юноши вполне допускалось подчиняться более взрослой и опытной женщине, особенно если она богиня. Отношения юношей-эфебов (эроменов) со своими наставниками-мужчинами (эрастами) являются отдельным пластом древнегреческой культуры.

К брутальному типу можно отнести изображения Зевса, Посейдона или Геракла. Для них характерно могучее, раскаченное тело с четко выраженным рельефом мышц — примерно так сейчас выглядят победители конкурсов по бодибилдингу. Это абсолютное воплощение мощи и физической силы.

Гликон и Лисипп. «Геркулес Фарнезский». Начало III века н. э. Национальный археологический музей, Неаполь

Примером интеллектуальной красоты и разумной силы может служить Аполлон. Греки считали, что этот бог подобен безупречно прекрасному человеку. Его тело соответствовало определенным законам пропорций и таким образом напоминало о божественной красоте математики. В образе Аполлона всё должно было быть исполнено покоя и ясности, ведь Аполлон — бог света и справедливости, покровитель искусств и наук.

Как пишет историк искусства Кеннет Кларк, «Аполлон прежде всего ясен и идеален, а уж затем прекрасен. Он спокоен, безжалостен и предельно уверен в могуществе телесной красоты».

Предположительно, Леохар. «Аполлон Бельведерский». Около 330–320 годов до н. э. Музей Пия-Климента, Ватикан

Еще один мужской тип, который можно встретить в античном искусстве, — юноша-эфеб. Такие юноши обычно олицетворяли посланника богов Гермеса, игривого Эрота или олимпийского виночерпия Ганимеда, похищенного влюбленным Зевсом. Скульпторы изображали их в виде безбородых, нежных, хорошо сложенных подростков.

«Марафонский юноша». IV век до н. э. Национальный археологический музей, Афины

В краснофигурной вазописи нередко встречаются сюжеты преследования властными богинями приглянувшихся им юношей: Эос и Кефал, Эос и Титон, Селена и Эндимион.

«Эос уносит Кефала». Краснофигурный лекиф. Около 470–460 годов до н. э.

В Древнем Риме отношение к мужской наготе было иным. Несмотря на то, что римляне охотно копировали шедевры греческих мастеров, сами они не искали новых решений в изображении обнаженной натуры. Для римского искусства характерен интерес к индивидуальным особенностям человека, поэтому широкое распространение получил портретный жанр.

Персей.

Справка 3. Сын Зевса и Данаи. Помните, как в «Полосатом рейсе» один из отдыхающих на пляже, глядя сквозь сон на тигра, говорит: «Мамочка, ты всегда являешься ко мне в странном обличье». Надо думать, если Даная и поняла, что с ней происходит, то вполне могла произнести примерно аналогичную фразу, так как Зевс к ней явился в виде золотого дождя. После такого дождичка и родился Персей. Даная стала знаменитой благодаря одноименным картинам Тициана и Рембранта. Персей не бог, а герой. Значит, должен совершать подвиги, например, убить Горгону Медузу.

Прошедшему мытарства Персею (был с матерью брошен в ящике в море, но был спасен) было поручено убить Горгону по имени Медуза, одну из трех Горгон, отличавшихся тем, что смотрящие на них превращались в камень. Прежде чем приступить к выполнению задания, Персей обзавелся весьма полезными предметами (у художников и скульпторов они и станут атрибутами Персея): шапкой-невидимкой, крылатыми сандалиями, безразмерной сумкой (нельзя же смотреть в лицо Горгоне и как иначе везти голову), мечом, щитом Афины (кто пишет – зеркалом), чтобы видеть Горгону не напрямую, а через отражение на щите (невольно задумаешься о корпускулярно-волновой природе света, и чем отраженный свет хуже прямого). Чтобы получить желанные предметы шантажировал неких «грай», сестер, имевших на всех один общий глаз и один общий зуб (Персей упер глаз и зуб, вернул, когда те ему помогли добыть предметы). Потом он совершил еще несколько подвигов, в частности, освободил Андромеду, убив чудовище (очень любимый художниками сюжет), убил (случайно, метнув диск) своего вредного деда. Голову Медузы отдал Афине, которая стала носить ее на своем панцире (боги не каменели от Горгон).

А.Канова (1757-1822). Персей. 1799-1801. Мрамор. Бельведерский дворец (дворик) в Ватикане. Стоит в углу Бельведерского дворика напротив «Аполлона»

Аполлон также имел несколько любовных интриг с мужчинами

Однополые отношения имели широкое распространение в греческой мифологии. У Аполлона было несколько любовников мужского пола. Помимо бесед с многочисленными женщинами, Гиацинт, спартанский принц, был одним из любовников Аполлона. Согласно мифу, они когда-то практиковали бросать диск. Диск, брошенный Аполлоном, сорвался с курса ревнивым Зефиром и ударил Гиацинта в голову, убив его мгновенно. Из-за смерти Гиацинта, Аполлон наполнился горем и создал цветок из гиацинта и назвал его в честь любовника. 

Лепестки цветка были отмечены AI, AI ( «Увы») скорбным восклицанием. Аполлон также был вовлечен в отношения с Кипарисом, потомком Геракла. В другом случае Аполлон был увлечен Адметом, царем Феры. Во время своего изгнания, которое, согласно разным мифам, продолжалось либо один год, либо девять лет, Аполлон остался пастухом и служил Адмету. Другие мужчины-любители Аполлона включают Бранкуса, пастуха; Адониса, смертного любителя Афродиты; Элена, сына Приама и троянского принца и Хуменауса, бога брачных гимнов.

Смерть Гиацинта — Картина Александра Киселева

Аполлон божество многообразных функций

Аполлон является одним из наиболее широко почитаемых и влиятельных древних греческих и римских богов. Ему поклонялись как Богу света, оракулов, знаний, болезни, поэзии, танца, стрельбы из луки и как богу защиты молодых. Одной из основных ролей Аполлона была защита стад и сельскохозяйственных культур от болезней, вредителей и хищников. Благодаря этому он был покровителем Бога пастухов. Будучи Богом оракулов, он сыграл роль в общении со смертными своими знаниями о будущем и воле своего отца Зевса через пророков и оракулов. Как и почему он стал пророческим богом в Греции, неизвестно, но об этом упоминается в самых ранних записях. Самая важная из его святынь, посвященная пророчествам, находилась в Дельфах. Аполлон был также Богом, который заставил людей осознать свою вину и очистил их от нее. Одной из лучших подтверждений роли Аполлона в древней Греции была его способность защищать молодежь. Говорят, что он следил за здоровьем и образованием детей, за переходом во взрослую жизнь. Длинные волосы, являющиеся прерогативой мальчиков, подстригались по достижению совершеннолетия и посвящались Аполлону. Аполлон был также покровителем моряков и иностранцев и защитником беглецов и беженцев.

Аполлон и мир

Современный человек не совсем понимает, почему Аполлон Бельведерский (фото размещены в нашей статье) стал идолом для нашего поклонения. Ведь по меркам сегодняшнего мира тело этого юноши не совсем идеально. Но как бы там ни было, несколько веков эта статуя была совершенным произведением, высшим идеалом искусства. Копии ваяния разошлись по всей Земле. Самые большие музеи планеты, такие как Уффици, Эрмитаж, Лувр, представительства европейских монархов и аристократов, парки и сады украшены повторениями статуи Аполлона.

Ваяние Аполлона Бельведерского — самое популярное произведение искусства, занимавшее первенство в истории культуры Европы больше трех столетий. Аполлон стал олицетворением силы и страдания. Бог был участником Троянской войны, в которой встал на сторону самих троянцев. Это именно он помог Парису победить Ахилла. В мировом искусстве этот образ сыграл беспрецедентную роль. Он вдохновлял поэтов, критиков, художников и писателей. Черты Аполлона можно найти в наиболее неожиданных местах разных произведений искусства.

Пифийские игры проводились в Дельфах в честь Аполлона

В Древней Греции, фестиваль, носивший название Пифийские игры, отмечался каждые 4 года в Дельфах в честь Аполлона. Меньшие версии Пифийских игр отмечались во многих других городах Леванта и Греции. Созданные около 6 века до н.э., Пифийские игры повествуют о том, что в начале Аполлон умертвил мифического змея по имени Пифон, чтобы обеспечить безопасность людей. Подготовка к фестивалю начиналась за шесть месяцев и девять граждан Дельфы направлялись во все греческие города, чтобы объявить о начале игр и привлечь спортсменов. Сначала в Пифийских играх проводились только музыкальные конкурсы. Однако позже игры были расширены и включили в себя соревнования по искусству, танцам и спорту. Последний день игр был посвящен конным гонкам, в которые постепенно вошли гоночные упряжки, синори и конные скачки. Денежные призы не вручались победителям, вместо денег они получали лавровый венок, который, как известно, является священным для Аполлона. Интересно, что Пифийские игры продолжали праздновать по крайней мере до 424 года нашей эры.

Вид на стадион святилища Дельфы, используемого для Пифийских игр

Современная история

Голова Аполлона по образцу Аполлон Бельведерский (Мрамор, римская копия ок. 120–140 гг. Н.э.), когда-то в коллекции Винченцо Джустиниани и Джеймс-Александр де Пурталес (британский музей )

эпоха Возрождения

Деталь

Перед его установкой в Статуя Кортиле делле дворца Бельведер в Ватикан, то Аполлон— который, кажется, был обнаружен в 1489 году на нынешней территории Анцио (в то время территория Неттуно ) или, возможно, в Гроттаферрата куда Джулиано делла Ровере был настоятелем в знак признательности— очевидно, получил очень мало внимания от художников. Однако за последнее десятилетие XV века он был дважды зарисован в книге рисунков учеником Доменико Гирландайо, теперь на Эскориал. Хотя всегда было известно, что он принадлежал Джулиано делла Ровере до того, как он стал папой, поскольку Юлий II, его размещение было запутанным до 1986 года: Кардинал делла Ровере, который держал Titulus из Сан-Пьетро-ин-Винколи, держался подальше от Рима десять лет, пока Александр VI русское папство (1494–1503); тем временем Аполлон стоял у себя в саду у СС. Апостоли, как показала Дебора Браун, и не в его титульная церковь, как и предполагалось.

Однако как только он был установлен в Cortile, он сразу же стал известен в художественных кругах, и возник спрос на его копии. Мантуанский скульптор Пьер Якопо Алари Бонакольси, названный «L’Antico», сделал из него точную восковую модель, которую он отлил из бронзы, тщательно обработал и частично позолочил, чтобы изобразить в Гонзага коллекции, а в следующих экземплярах в нескольких других. Альбрехт Дюрер отменил Аполлонпозу для своего Адама на гравюре 1504 г. Адам и Ева, предполагая, что он видел это в Риме. Когда Л’Антико и Дюрер увидели его, Аполлон, вероятно, все еще находился в личной коллекции делла Ровере, который когда-то был Папой Римским. Юлий II, передал приз в 1511 году Малому скульптурному двору Бельведер, то Palazzetto или беседка, которая была связана с Ватиканский дворец по большому счету Браманте Cortile del Belvedere. Это стало Аполлон Кортиль-дель-Бельведер, и название осталось за ним, хотя скульптура давно находится в помещении, в Музей Пио-Клементино на Музеи Ватикана, Рим.

Помимо Дюрера, несколько крупных художников позднего Возрождения рисовали Аполлон, включая Микеланджело, Bandinelli, и Гольциус. В 1530-х годах на нем была гравировка Маркантонио Раймонди, чье печатное изображение распространило знаменитую позу на всю Европу.

18-ый век

В Аполлон стал одним из самых знаменитых произведений искусства в мире, когда в 1755 году его отстаивали немецкие историк искусства и археолог Иоганн Иоахим Винкельманн (1717–1768) как лучший пример совершенства греческого эстетического идеала. Его «благородная простота и тихое величие», как он это описал, стало одним из световых лучей неоклассицизм и значок Просвещение. Гете, Шиллер и Байрон все одобрили это. В Аполлон было одним из произведений искусства, привезенных в Париж Наполеон после его Итальянская кампания 1796 г.. С 1798 г. входил в состав собрания Лувр вовремя Первая Империя, но был возвращен после 1815 года.

19 век

Неоклассический скульптор Антонио Канова адаптировал беглость работы к своему мрамору Персей (Музеи Ватикана) в 1801 году.

После падения Наполеона (1815 г.) Аполлон был репатриирован в Ватикан где он остался с тех пор.

В Романтическое движение не был так добр к Аполлонкритическая репутация. Уильям Хэзлитт (1778–1830), один из великих критиков английского языка, не был впечатлен и отверг его как «положительно плохой». Выдающийся искусствовед Джон Раскин (1819–1900) писал о своем разочаровании этим.

Наконец, положив начало тенденции среди последующих комментаторов, искусствовед Уолтер Патер (1839–1894) объявлен в гомоэротичный обращение, чтобы объяснить, почему его так долго восхищались. Тем не менее, произведение сохранило большую популярность, и его слепки были в изобилии в европейских и американских общественных местах (особенно в школах) на протяжении всего XIX века.[нужна цитата ]

20 век

В Аполлон Бельведерский был представлен в официальном логотипе Аполлон 17 Миссия высадки на Луну (1972)

Критическая репутация Аполлон продолжал приходить в упадок в 20-м веке, в конечном итоге до полного игнорирования. В 1969 году своеобразную эпитафию историк искусства Кеннет Кларк (1903–1983):

Влияние

  • Дюрер, Альбрехт , Адам и Ева (гравюра 1504 г.)
  • Копии Аполлона Бельведерского появляются в качестве культурного реквизита в Коммодоре Августе Кеппеле» Джошуа Рейнольдса (1752–1753, холст, масло) и Джейн Флеминг, позже графине Харрингтон (1778–79, холст, масло).
  • Канова, Антонио , Персей (1801, Музеи Ватикана , 180x, Метрополитен-музей )
  • В «Паломничестве» Чайльд-Гарольда (1812–1818) Байрон описывает, как статуя возмещает долг человечества Прометею : «И если это Прометей украл с Небес / Огонь, который мы терпим, он был возмещен / Тем, кому была дана энергия / Который увенчал этот поэтический мрамор / Вечной славой, — которая, если сделана / Рукою человеческою, не от человеческой мысли; / И само Время освятило его, не положило / Одно колечко в прах — и не поймало / Оттенок лет, но дышит пламенем, с которым он был создан». (IV, CLXIII, 161–163; 1459–67).
  • Кроуфорд, Томас , Орфей и Цербер (1838–43; Бостонский Атенеум , позже Музей изящных искусств, Бостон )
  • Аполлон, за которым ухаживают нимфы Фетиды
  • Голова Аполлона Бельведерского занимает видное место в картине Джорджо де Кирико «Песнь о любви » 1914 года.
  • «СеятельЖана-Франсуа Милле (1850 г.) находится под влиянием Аполлона Бельведерского в трактовке и позе фигуры в произведении. Поза фигуры связана со скульптурой, поскольку Милле пытался героизировать изображаемого им крестьянина.
  • «Минутный человек Дэниела Честера Френча , 1874 г., у Старого Северного моста в Конкорде, Массачусетс
  • В романе Роберта Музила 1995 года «Человек без качеств » персонаж Ульрих комментирует: «Кому все еще был нужен Аполлон Бельведерский, когда у него были новые формы турбодинамо или ритмичные движения поршней парового двигателя перед его глазами!»
  • В своем стихотворении «В дни радужного цвета» Марианна Мур пишет, что «Истина — это не Аполлон/Бельведер, не формальная вещь».
  • Артур Шопенгауэр в третьей книге «Мир как воля и представление » (1859 г.) ссылается на голову Аполлона Бельведерского , восхищаясь тем, как она демонстрирует человеческое превосходство: «Голова бога муз, с глазами далеко, так свободно стоит на плечах, что кажется совершенно освобожденным от тела и более неподвластным его заботам».
  • Александр Пушкин ссылается на Аполлона Бельведерского в своей поэме 1829 года «Поэт и толпа » («Поэт и толпа»).
  • Варден, персонаж романа Дороти Л. СэйерсОтвратительная история человека с медными пальцами» , рассказывает, как он изобразил Аполлона в фильме как «ожившую статую… в конце концов, это все было так со вкусом, хотя в первой части нечего было надеть, кроме какого-то шарфа, взятого, знаете ли, с классической статуи». Один из его зрителей, человек с классическим образованием, догадывается по платку, что актер говорил об Аполлоне Бельведерском.
  • Бюст Аполлона Бельведерского является характерной чертой натюрморта Чарльза Берд Кинга 1835 года «Тщеславие мечты художника» , который изображает борьбу художников с классическим образованием за то, чтобы быть актуальными в 19 веке.

Скульптуры в Лувре, Франция

Парижский Лувр хранит в себе огромное количество античных статуй. В залах этого музея можно найти скульптуры бога Аполлон самых разных эпох.

Победа Феба над змеем Пифоном – один из самых популярных мифов об этом боге. Это чудовище охраняло вход в Дельфийский оракул по приказу Геи и даже считалось её сыном. По некоторым версиям, сам Пифон до прихода Аполлона в Дельфы давал прорицания.

Но не всегда Пифона изображали в виде огромного чудовищного змея. Например, бронзовая статуя работы Праксителя показывает его как небольшую ящерицу, которая ползёт на дереве. Аполлон, стоявший рядом, готовится её убить. Но столь небольшое существо в данном случае не значит преуменьшение сил или значимости Пифона. Ящерица, как и другие земноводные (жабы, лягушки), обозначала дикие и древние силы природы. Аполлон противостоял им как бог-герой, но вместе с тем и был с ними неразрывно связан, так как истоки его образа тоже лежат за пределами цивилизации, в первозданной природе.

Бронзовый оригинал статуи был утрачен, однако в 350 г. до н.э. мастера в Риме изготовили мраморную копию. Прежде чем оказаться в Лувре, «Аполлон, убивающий ящерицу» долгое время украшал виллу Боргезе в Риме. Скульптура также называется Аполлон Зауроктон или Сауроктон, что в переводе и означает «уничтожающий ящерицу».

Аполлон-Феб, бронзовая статуя.

Аполлон из Пьомбино. Ок. 500 г. до н.э.

Аполлон, стоящий на побеждённом Пифоне.

Аполлон Мантуи или Аполлон Мантуанский

Аполлон (Эфеб) Кассельский, копия работы Фидия.

Тридентский собор и запрет на наготу

В 1545 году по инициативе папы Павла III был созван Тридентский собор, который стал отправной точкой движения Контрреформации. В результате ряда реформ католическая церковь ввела жесткую цензуру на религиозные изображения, в том числе запрет на наготу. Это объяснялось беспокойством за моральный облик женщин (автор «Трактата о живописи» Г. Лoмаццо писал: «Развратные зрелища голых мужчин могут заразить дух женщин»), однако очевидно, что основной задачей была борьба с содомией.

Жертвой новых ограничений стала гениальная фреска «Страшный суд» Микеланджело Буонарроти, созданная по заказу папы римского Павла III в Сикстинской капелле. Грандиозное великолепие сплетенных обнаженных тел апостолов и мучеников, грешников и святых, мужчин и женщин возмущало многих церковников (и не только их), которые неустанно жаловались папе. Особенно отличился скандальный писатель Пьетро Аретино, сравнив «Страшный суд» с римскими банями. И хотя в священных текстах четко указано, что люди восстанут из мертвых нагими, теологи того времени выступали за то, чтобы срамные места героев фрески были прикрыты.

По требованию уже следующего папы, Павла IV, фреска всё же была подвергнута цензуре. Когда Микеланджело узнал об этом, он велел передать папе следующие слова: «Исправьте для начала сей мир, и живопись последует за вами».

Постыдную работу поручили ученику Микеланджело, художнику по имени Даниэле да Вольтерра

Скрепя сердце и с превеликой осторожностью он прикрыл тела одеждами, но это всё равно не спасло его от уничижительного прозвища Il Braghettone («штанописец»)

Микеланджело Буонарроти. «Страшный суд». 1537–1541 годы. Сикстинская капелла, Ватикан

Мужское тело в Древней Греции

Когда мы говорим о наготе, на ум сразу приходят античные статуи. Именно древние греки эстетизировали обнаженное мужское тело, превратив его в воплощение энергии, подчеркнув совершенство линий и пропорций.

Мужчина в Древней Греции знал две вещи: его красота — дар богов, и за безупречной внешностью скрывалось внутреннее совершенство.

Конечно, не стоит думать, что все греки выглядели как идеальные статуи, но большая часть молодых людей обладала ловкими, ладными телами. Каждый юноша являлся потенциальным воином, а значит, должен был держать себя в хорошей физической форме.

Изображение пухлого, неспортивного тела в античном искусстве имело скорее высмеивающее назначение. На вазе из Британского музея мы видим смущенного своей неидеальной фигурой паренька, который явно теряется на фоне самодовольных «спортиков».

Килик. Приписывается Федиппу. Около 510 года до н. э. Британский музей, Лондон

С 776 года до н. э. в новообразовавшейся Греции стали проводить исторические Олимпийские игры, а с начала VI века до н. э. участники Панафинейских состязаний выступали обнаженными. Атлетические соревнования устраивались в Афинах раз в четыре года. Победители обычно награждались огромными вазами с изображениями человеческих фигур, символизирующих тот вид спорта, в котором они преуспели. Именно с них и начинается история обнаженной натуры в движении.

Космический корабль назвали в его честь

Аполлон был использован в популярной культуре в современном мире во многих случаях. Он фигурировал в постклассической литературе крупного английского поэта-романтика Перси Биши Шелли в его композиции «Гимн Аполлона», опубликованной в 1820 году. В 1927 году Игорь Стравинский, выдающийся русский композитор, черпал вдохновение из мифологии Аполлона для создания Аполлон Мусагет, неоклассического балета. Известный швейцарский психоаналитик Карл Юнг стремился найти слово, которое могло бы описать врожденные образцы поведения, которые управляют нашей жизнью. Он ввел термин «архетипы» в современной психологии. Юнг назвал архетип, который олицетворяет аспект личности, который хочет четких определений и порядка ценностей, как архетип Аполлона. Архетип Аполлона предпочитает думать над чувствами; расстоянием по близости; и над объективной оценкой по субъективной интуиции. Однако, самое известное упоминание об Аполлоне в современном мире — это программа космических кораблей «Аполлон», осуществляемая американским агентством. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). Менеджер НАСА Эйб Сильверстейн назвал проект в честь греческого бога Аполлона, поскольку он чувствовал, что «Аполлон, едущий на своей колеснице через Солнце, соответствовал масштабам предлагаемой программы». 20 июля 1969, в 20:17 UTC, Аполлон — 11, разработанный в рамках программы, успешно приземлился с первыми людьми на Луне.

Статуя как она есть

Леохар назвал свое творение довольно лаконично – Аполлон. Мировую же популярность Аполлон Бельведерский получил благодаря дворцу в Ватикане, который так и называется — Бельведер. Именно там и выставлена эта необыкновенная скульптура. К сожалению или на счастье, это произведение сбереглось в мраморной римской копии.

В статуе Аполлона передано мастерство техники изготовления и совершенство образа. Это произведение искусства было открыто для человечества только в период Возрождения. На протяжении длительного времени статуя Аполлона Бельведерского считалась наилучшим творением Античной эпохи. Она воспевалась во многих описаниях и стихах.

Свое бронзовое чудо Леохар вылил приблизительно в 330 году до нашей эры. Мраморная копия Аполлона была найдена в начале XVI столетия в Антии в руинах виллы, принадлежавшей Нерону.

Монумент изображает бога искусства в подобии прекрасного юного парня, который стреляет из лука. Последователь Микеланджело – Монторсоли – возобновил кисти рук. Но он выполнил это неправильно, так как правой рукой божество должно было держать венок из лавровых листьев, а левой — лук.

Музеи Москвы

В Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина хранится один из так называемых Аполлонов Савроктонов. С греческого этот эпитет переводится как «убийца ящериц».

Хотя может показаться, что это просто бытовая сцена, на самом деле рептилия в данном случае имеет символическое значение. Ящерица ещё с эпохи архаизма ассоциировалась с Аполлоном как хтоническим богом, пришедшим из дикой необузданной природы. Это силы смерти, ночи, а также неизведанных и опасных глубин сна.

Но со временем Феб стал восприниматься как более светлый бог, защитник и помощник людей. И эта статуя показывает, как он побеждают свою тёмную ипостась, отказывает от неё, теперь оставаясь лишь божеством солнца и света.

Автором оригинальной статуи был Пракситель, известный мастер, который привнёс в искусство скульптуры лирику и первым стал изображать красоту обнажённого тела. Он часто прибегал в своих работах к символизму. В музее выставлена копия его работы из мрамора ок. 370 г. до н.э.

Пушкинский музей. Аполлон, найденный в реке Тибр. Римская копия с греческого оригинала.

Музей Пушкина. Аполлон из Навкратиса.

Музей-усадьба Останкино.

Аполлон

Справка 1. Аполлон (он же Феб) – юный бог солнечного света, сын Зевса и Лето (мать непростая, дочь титанов, возлюбленная Зевса вне брака). У них получились разнополые близнецы: Аполлон и его сестра Артемида (Диана, богиня охоты). Как и она, Аполлон предпочитал лук со стрелами. Обладал даром предвидения (самый знаменитый греческий оракул – Дельфийский оракул в Дельфах – святилище Аполлона). Слово «оракул» имеет два смысла: само предсказание и место, где предсказание делается, в Дельфийском храме предсказания делала его жрица Пифия. Именно около Дельф Аполлон убил дракона-чудовище Пифона, который, в свою очередь, до своей кончины охранял оракул Геи (праматерь, была до Зевса и прочих богов-олимпийцев). Видимо, Аполлону как Гея, так и Пифон показались старомодными и архаическими, за что он и убил охранника. На месте старого оракула он и основал свой Дельфийский оракул.

Аполлон еще и красавец, его называют аполлон-мусагет, то есть предводитель и покровитель муз. Музы-богини всяческих искусств, самая известная – Терпсихора (муза танца). К сожалению, греки не сподобились среди 9 муз выделить музу скульптуры или живописи.

Аполлон также известен тем, что был соучастником в преступной группе, совершившей убийство двух и более людей, по предварительному сговору. Он, совместно со своей сестрой Артемидой, перестрелял из лука 7 дочерей и 7 сыновей Ниобы, которая, якобы, хвасталась, что у нее детей много, а у матери Аполлона — всего двое.

Не пожалел он и бедного талантливого музыканта Марсия, который рискнул вызвать Аполлона на музыкальное состязание. Естественно, бог выиграл состязание, а с живого Марсия зачем-то содрал кожу. Мотив, видимо, понравился Микеланджело, при котором откопали «Аполлона Бельведерского»: на фреске «Страшный суд» он приделал свое лицо к содранной со св. Варфоломея коже, что должно было выразить то, что его «достали» советами и упреками. Дурной пример заразителен.

Микеланджело. Кожа св. Варфоломея

Хотя Аполлон и красавец, считается, что «Аполлон Бельведерский» только-только выпустил стрелу в Пифона и смотрит, как она летит. Таким образом, бог явно демонстрирует, что «все суета сует», если это не вписывается в его планы.

Справка 2. Бельведерский дворец – один из дворцов Римских Пап. В этом дворце есть дворик, в четырех углах сделаны еще четыре маленьких уголка, в них самые знаменитые статуи Ватикана: «Аполлон», «Антиной» (Бельведерские), «Лаокоон» и «Персей» Кановы.  «Аполлон» потому и «Бельведерский», что в Бельведере. Статуя была найдена в XV веке и была установлена папой Юлием II, спонсором Микеланджело, то есть «вошла в обиход» не без участия Микеланджело.

Создание «Аполлона Бельведерского» приписывается греческому скульптору Леохару, который работал при дворе Александра Македонского (356 – 323 г.г. до н.э.). Тот создал огромную империю, но очень недолговременную: из нее родился эллинизм – сначала это означало правильное употребление греческого языка, потом – распространение греческой культуры. Распространялась эта культура на восток, вплоть до теперешней Турции (Анталии, где все отдыхают), Сирии и т.п.

Леохар. Аполлон Бельведерский. Вторая половина 4 в. до н.э. Римская копия. Мрамор. Бельведерский дворец (дворик) в Ватикане. Высота 2,24 метра

Открытие

Первое упоминание о статуе — рисунок в Codex Escurialensis, коллекции эскизов, датируемых до 1509 года, на котором изображены работы в садах кардинала Джулиано делла Ровере, будущего Папы Юлия II . Дата и место открытия статуи достоверно неизвестны, хотя итальянский ученый Пирро Лигорио предполагает, что это место находилось в Анцио . L ‘ Antico — первый художник, сделавший копию (сегодня в Ка-д’Оро в Венеции ); похоже, сработало в 1498 году.

Юлий II установил Аполлона в своем дворце Бельведер, во дворе Октагона, где он стоит до сих пор. Перенос произошел до 1511 года. Сразу же статуя стала очень популярной, и ее изображение распространилось по Европе благодаря слепкам, мраморным копиям, бронзовым гравюрам и особенно гравюрам. В году он был восстановлен Джованни Анджело Монторсоли, который восстанавливает руки бога — руки, которые будут удалены в 1924 году . В году Дидро цитирует статую с группой Лаокоона или даже туловище Бельведера как «апостолов хорошего вкуса среди всех народов» и призывает любителей заменить своих Рафаэля и Гвидо Рени копиями этих работ. Когда Папа Климент XIV создал музей, позже известный как «  Пио-Клементино  », Аполлон был центральным элементом коллекций.

Известность этой работе обеспечивает, прежде всего, немецкий ученый Винкельман, проводимый им с энтузиазмом анализ, особенно в своей ведущей работе « История искусства у древних» ( 1776 г. ). В своих « Размышлениях о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре» ( 1755 г. ) он уже писал:

В 1797 году Аполлон был передан Пием VI французам по условиям Толентинского договора . Он выставлен в Центральном музее искусств в Париже в зале на первом этаже, где он занимает нишу, созданную специально для него. 16 брюмера года IX (7 ноября 1801), Наполеон Бонапарт открыл установку памятника и сам поставил бронзовую доску, идентифицирующий его:. Эта табличка, надпись, которая была написана итальянским антиквара Эннио Кирино Висконти, является сейчас хранится в Музее Карнавале (AI 53). Аполлон можно увидеть в музее, переименованном в Музей Наполеона в 1803 году, до 1815 года, когда он был возвращен Папе. Его заменили во дворе Бельведера в 1816 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: