Творчество
В первый период своей деятельности (1820-е гг. 19 в.) выступал главным образом в лёгких комедиях и водевилях, исполняя роли светских молодых людей.
Первый большой успех в пьесе Шаховского «Липецкие воды, или Урок кокеткам» привел к тому, что почти все роли повес и вертопрахов перешли к нему; многие авторы стали даже специально переводить для него с французского пьесы с ролями его амплуа, в том числе и Грибоедов комедию в стихах «Молодые супруги». Роли в водевилях: Ольгин («Урок кокеткам, или Липецкие воды» Шаховского) и Радугин («Пустодомы» Шаховского), Арист («Молодые супруги» Грибоедова), Звонов («Говорун» Хмельницкого) и др.
Но в самом начале 30-х годов появляется новая русская драматургия — театральное искусство всё более укореняется на российской почве и принимает в себя специфически российские сюжеты с их социально значимой направленностью.
На протяжении долгой сценической деятельности артист исполнил около 560 ролей. Среди них:
- Альмавива («Безумный день, или Женитьба Фигаро», 1816)
- Дон Жуан — первый русский исполнитель (Дон Жуан, или Каменный пир, 1816)
- Чацкий, Загорецкий, Репетилов («Горе от ума»)
- Городничий — первый исполнитель «Ревизор»
- Кочкарёв («Женитьба», 1842)
- Сганарель («Школа мужей» Мольера)
- Балагаев («Завтрак у предводителя» Тургенева)
- Утешительный («Игроки»)
- Соломон («Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца)
- «Тартюф» Мольера, Полоний — в «Гамлете»
- Арнольф — в «Школе женщин», Вурм — в «Коварстве и любви», и др.
Сосницкий — непревзойденный исполнитель ролей в драмах Кукольника и Полевого, пьесах А. Потехина — «Мишура» и «Виноватая»; Н. Потехина — «Доля-горе», Пальма — «Благодетель», — «Разрыв», Манна — «Паутина» и другие. В апреле 1871 на Александринской сцене был торжественно отпразднован 60-летний юбилей творческой деятельности Сосницкого. В день юбилея ему была Высочайше пожалована золотая медаль на Андреевской ленте. Последняя сыгранная им роль была в комедии Минаева «Либерал».
Критика
Биографический словарь, автор В. К.:
Театральная энциклопедия, с. 59-591:
Белинский (правда, не сразу по достоинству оценивший значимость артиста) писал о нём:
Сосницкий был из первых актёров реалистического направления, однако по возрасту не успел к расцвету этого направления в театральном искусстве, самым ярким представителем которого стал А. Н. Островский.
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сосницкий Иван Иванович
ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ начало |
конец ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ |
Сосницкая | |
Соснин Димитрий Петрович | |
Соскин Алексей | |
Сорокин Павел Семенович | |
Сорокин Иван Максимович | |
(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000) |
(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000) |
Сосницкий (Иван Иванович) — знаменитый актер (1794 — 1877). Отец его, по-видимому, был капельдинером. С. отдан был в театральное училище 6-ти лет и уже 13-ти лет выступал на большой сцене в драме Крюковского «Пожарский». Наибольшее участие в сценической карьере С. принял князь Шаховской , когда в 1811 г. устроил так называемую молодую труппу, в которую С. и был в том же году выпущен. Первый большой успех С. имел в пьесе Шаховского «Липецкие воды, или Урок кокеткам». С тех пор почти все роли повес и вертопрахов перешли к С.; многие авторы стали даже специально переводить для него с французского пьесы с ролями его амплуа (между прочим, и Грибоедов комедию в стихах «Молодые супруги»). Но постепенно роли его становились все разнообразнее. Первенствующее положение С. приобретает с появлением на сцене «Горя от ума» и «Ревизора». В «Горе от ума» (1829) С. играл и Чацкого, и Загорецкого и Репетилова; последняя роль — одно из лучших созданий артиста — осталась за ним на всю жизнь. В «Ревизоре» (1836) С. создал роль Городничего, вполне удовлетворив автора. Главным образом, однако, С. приходилось создавать свои типы в водевилях, заменявших тогда веселую комедию, в драмах Кукольника и Полевого, и лишь изредка в классических переводных пьесах («Тартюф», Полоний — в «Гамлете», Арнольф — в «Школе женщин», Вурм — в «Коварстве и любви»). Театр Островского С. мало ценил и даже восставал против него. Островский появился, когда С. шел уже шестой десяток лет и артист был обойден в этих пьесах. Он, однако, не хотел признавать своей старости и в письмах к близким знакомым много жалуется на то, что ему не дают новых ролей. В новом русском репертуаре С. все же еще успел и в старческие годы создать несколько типичных лиц (в пьесах А. Потехина — «Мишура» и «Виноватая»; Н. Потехина — «Доля-горе», Пальма — «Благодетель», Устрялова — «Разрыв», Манна — «Паутина» и другие). Последняя сыгранная им роль была в комедии Минаева «Либерал». Белинский не сразу оценил С.; во время приезда его в Москву он написал даже довольно ядовитую статью, озаглавив ее именем С. и наговорив в ней много про других актеров, но ни слова про С. Впоследствии, в Петербурге, Белинский отдал вполне справедливость С. и писал о нем: «Сосницкий превосходен, невозможно требовать большего отречения от личности, — это перерождение, подобное Протею. В этом его превосходство над Щепкиным». С. был тоже превосходным учителем сценического искусства. Ему всецело обязана своей карьерой знаменитая Варвара Асенкова , сестры Самойловы и другие. В 1861 г. торжественно праздновался пятидесятилетний юбилей С. и в 1871 г. — шестидесятилетний. В частной жизни С. отличался добродушным характером. Жена артиста С., Елена Яковлевна, дочь певца Воробьева, была очень красива собой, выступила на сцену в 1814 г. сначала в опере «Иван Сусанин» (роль Алеши), Шаховского и Кавоса. Впоследствии отличалась художественной разработкой тонких комических ролей. Одна из лучших ролей С. — роль Сусанны в «Свадьбе Фигаро». С годами артистка постепенно меняла свое амплуа, исполняя постоянно с одинаковой разработкой и успехом свои роли. В последние годы жизни одним из блестящих созданий ее было исполнение роли Кауровой в комедии Тургенева «Завтрак у предводителя». Умерла в 1855 г., жертвой своего ревнивого отношения к своей сценической деятельности; не желая уступить роль Линской , она играла больная, и болезнь обострилась. Ср. брошюру по поводу юбилея С. (Санкт-Петербург, 1861). Статьи в «Художественном Листке» Тимма и «Портретной галерее» Мюнстера ; «Летопись русского театра» Арапова ; «Хроника Санкт-Петербургского театра» Вольфа (с ошибками). Письма С. к Читау («Русский Вестник», 1882, № 8), «Русская Старина» (1880, т. XXIX), «Записки П. Каратыгина» (1880); статьи по поводу юбилея и некрологи: «Петербургские Ведомости» (1861), «Всемирная Иллюстрация», «Иллюстрированная Газета», «Петербургский Листок» (1871), «Ежегодник императорских театров» за 1892 — 1893 гг. В. К.
См. также статьи:
Асенковы ;
Воробьева Елена Яковлевна ;
Каратыгин Петр Петрович ;
Рязанцев Василий Иванович ;
Сосницкая ;
Шумский Сергей Васильевич .
Назад | Вперед |