Хеппенинг

Художественное содержание

Благодаря абсурдности и специфики восприятия в ходе проведения хэппенинга, миру открылись новые просторы для творчества. Взаимодействие со зрителями в рамках представления – сломало все границы для создания совместного искусства. Современное творчество соприкоснулось с реальной жизнью, показывая прочную связь между автором и зрителем. Ошибочно считается, что хэппенинг в искусстве является частью или отслоением от направления к перформансу. Однако существует значительная разница, которая определяет хэппенинг, как отдельную отрасль искусства. В отличие от перформанса, взаимосвязь с аудиторией является главной деталью, которая всячески способствует отсутствию какого-либо посыла от конечного результата. Каждый из участников события может влиять на результат, общими усилиями создавая сюжет, основанный на полной импровизации. Первоначально стиль нес радикальный посыл, однако со временем стал приобретать развлекательный характер.

Все отрасли стремятся включить искусство в свой бизнес — банки сотрудничают с дизайнерами, магазины с художниками, бренды одежды с музыкальными исполнителями. А значит профессия арт-менеджера будет становиться все более востребованной со временем. Предлагаем вам записаться на курс Арт-менеджмент, где вы научитесь управлять проектами в сфере культуры, даже если у вас нет опыта и вы не разбираетесь в искусстве. Поймёте, как планировать бюджет, управлять командой, готовить презентации, продвигать и организовывать мероприятия. Сможете реализовывать арт-проекты и больше зарабатывать.

Happenings: Concepts, Styles, and Trends

The audience participation in Happenings incorporated the aspect of chance, as anything could happen at any time and each performance would be completely unique from the one before. This was the critical difference between Happenings and other performance art of the time, which emphasized a more theatrical and repeatable ethos. Happenings could be enacted anywhere; sometimes they were staged in galleries, but they were performed just as often in a theater setting, on the street, on a farm or even in one instance, a cave.

Happenings were both large-scale and elaborate or small and intimate depending upon the artist. For example, Allan Kaprow had started out looking for a way to extend the action of painting beyond the canvas and into the space of the viewer. He achieved this by building environments for viewers to be inside of and adding sound and various objects for the viewer to interact with. Robert Watts also created pieces similar in size and scale, utilizing created environments that the audience would partake in.

Remove Ads

Happenings artists such as George Brecht worked in a smaller scale, creating games that the viewer interacted with. Brecht wanted these pieces to reflect Zen Buddhist philosophical ideas. Brecht would also write «event scores» where he would leave directions as to what the viewer should do, which then turned the viewer into the performer. As with many movements, Happenings artists each brought a slightly different viewpoint to the table and approached the creative process with their own personal agenda.

Happenings and Fluxus

There was much cross-over between Happenings artists and the Fluxus group; Allan Kaprow and George Brecht especially were involved in both movements. It is therefore difficult to definitively categorize them as two entirely separate entities especially because Fluxus held several events at Rutgers University where Happenings had originated. Happenings usually involved artists who would later become known as the «Rutgers Group:» Allan Kaprow, George Segal, Robert Watts and George Brecht. Fluxus emerged in New York led by artist George Maciunas, and there were also Fluxus groups in Europe and Japan. The Happenings artists were not part of an organized group with a leader like the Fluxus group and the term Happenings is not the name of a movement but the name of certain performance pieces.

Happenings and Fluxus both integrated the use of audience participation to contribute to the outcome of the art, however they differed in several significant ways. Happenings is not the name of a movement but the name of certain performance pieces that were generally more complicated and outlined than Fluxus events, like an improvisational theatrical work that involved the audience. They were more expressionistic and symbolic than Fluxus performances. Fluxus events were usually loosely outlined or not outlined at all. They involved a sardonic sense of humor often leaving the viewer in the position of being the victim of a practical joke. For instance, one Fluxus piece consisted of sending out invitations to nonexistent performances where the viewer would arrive to find nothing.

Философия Хэппенинга в искусстве

Искусство хэппенинга – форма современной демонстрации мысли, выполненная с помощью действий художника и участвующих зрителей. Исполнитель может продумывать некоторые элементы сценария, однако большая часть представления строится на импровизации. Главная особенность событий заключается в том, что представление не кончается, если все идет не по плану. Хэппенинг продолжает идти в независимости от того, совпадают ли действия с задумкой автора. Таким образом, данный вид искусства предлагает прохожим проявить свою способность самовыражения, за счет совместного творческого процесса вместе с автором. Аллан Капроу считал взаимодействие со зрителем необходимой потребностью в искусстве, заинтересованность к которой заложена в каждом человеке. Философия хэппенинга заключалась в том, чтобы ограничить художника от попытки соответствовать вкусам аудитории. По мнению Капроу, полученная популярность заставляет работать на публику, тем самым ограничивая художника от настоящей точки зрения, которую он пытается вложить в свою творческую деятельность.

Summary of Happenings

What began as a challenge to the category of «art» initiated by the Futurists and Dadaists in the 1910s and 1920s came to fruition with Performance Art, one branch of which was referred to as Happenings. Happenings involved more than the detached observation of the viewer; the artist engaged with Happenings required the viewer to actively participate in each piece. There was not a definite or consistent style for Happenings, as they greatly varied in size and intricacy. However, all artists staging Happenings operated with the fundamental belief that art could be brought into the realm of everyday life. This turn toward performance was a reaction against the long-standing dominance of the technical aesthetics of Abstract Expressionism and was a new art form that grew out of the social changes occurring in the 1950s and 1960s.

Remove Ads

Русскоязычное направление хэппенинга

Весомый вклад в направление внесло музейное представление «Трикстер». Питерский хэппенинг представляет собой помещение, разделенное на два сектора: детский и взрослый. Представление позволяет зрителям полностью взаимодействовать с искусством. Участники могут различными способами контактировать с объектами выставки, воспринимая ее в оптимальной форме

Важной частью развития русскоязычного хэппенинга являются монстрации. Подобные шествия наблюдались во многих городах России и на территории близлежащих стран

Первое подобное мероприятие состоялось в 2004 году в Новосибирске и ежегодно повторяются по всей России. Участники собираются на указанном месте встречи, демонстрируя всем абсурдные лозунги. И хоть монстрации местами несут политический характер, в первую очередь мероприятие направлено на самовыражение, с помощью которого люди помогают друг другу осмыслять окружающую действительность.

Хэппенинги и перформансы: оценки их художественного содержания

Современное искусство чрезвычайно многолико. Художникам, наконец, удалось отвоевать себе свободу творчества. Теперь они с легкостью ломают стены между жанрами, направлениями и стилями. Но и это не конец. Стиль хэппенинг сломал стену между искусством и реальной жизнью, зрителем и автором. Иногда его рассматривают как разновидность перформанса. Однако это не совсем верно. Конечно же, номинальная граница между двумя этими направлениями современного искусства очень тонка, однако иногда полезно понимать, где же она все-таки проходит. Общим для них является то, что творческий опыт ставится выше конечного результата. Перформанс и хэппенинг в музыке, изображениях, запахах, вкусах, прикосновениях стремится показать первоначальную задумку. Однако каждый участник может перевернуть все с ног на голову. Для обоих стилей характерна ситуативность и эпатажность. Однако самым важным отличием хэппенинга от перформанса является то, что в нем зритель сразу является и демиургом, сюжет создается по ходу на основании импровизаций всех участников действа.

Первоначально оба стиля были достаточно радикальными. Однако сегодня они все больше приобретают характер шоу и часто используются на вечеринках, светских мероприятиях, презентациях. Но если для хэппенинга характерен переход искусства в реальную жизнь, то перформанс, наоборот, предполагает, что повседневность исчезает, уступая место для другого мира, выдуманного автором. Однако в обоих случаях интерпретация зависит от зрителей. Перформанс, хэппенинг и другие виды современного искусства со временем все больше сливаются. Но стирание границ между ними – это положительное явление. Исчезновение излишней догматичности перформанса и бесконтрольности хэппенинга – это путь к еще лучшему взаимодействию между зрителем и автором, повседневной жизнью и искусством.

Современная творческая деятельность вызывает множество вопросов своей противоречивостью и неоднозначностью. Неподготовленные зрители привыкли видеть в искусстве осмысляемую деятельность, которая приносит эстетическое удовольствие от осознанного процесса выражения мыслей автора. Однако, на искусство можно взглянуть под совершенно другим углом. Хэппенинг, перформансы, акции и другие скандальные выходки, ставшие частью повседневности – создают огромное влияние на формирование и развитие современного искусства.

Примеры хэппенинга в искусстве

Одним из самых ярких представлений взаимодействия со зрителями прошло в 1959 году. Капроу сделал абсурдное представление, которое называлось 18 хэппенингов в 6 частях. Зрители находились в помещении, состоящем из 3 комнат, в них исполнители одновременно выполняли какие-либо действия. В каждой из комнат зрители могли принять участие в представлении. Однако никто из участвующих не мог включиться во все представления, или даже посмотреть на них, так как они шли параллельно друг другу. В 1967 году на улицах Варшавы прошло необычное представление. Несколько почтальонов несли огромные, четырнадцатиметровые конверты из главного почтамта столицы. Мероприятие продолжилось в одной из галерей города, в которой собралась аудитория. В определенный момент, заранее проинформированные зрители открыли свои личные письма и начали их читать вслух. Частично погруженный в воду Эдвард Красиньский стал исполнителем очередного нашумевшего хэппенинга. В 1967 году, живописец, одетый в черный фрак, начал свое представление перед разместившимися на лежаках зрителями. Стоя в нескольких метрах от пляжа, Эдвард дирижировал волнами, расположившись на своеобразном подиуме. В следующей части мероприятия, создатели хэппенинга, с участием некоторых зрителей пытались воссоздать действия картины «Плот Медузы». Примеров хэппенинга в искусстве насчитывается огромное множество, ведь направление обрело большую популярность в конце 60-ых годов.

Useful Resources on Happenings

Books
websites
articles
video clips
More

Books

The books and articles below constitute a bibliography of the sources used in the writing of this page. These also suggest some accessible resources for further research, especially ones that can be found and purchased via the internet.

  • Off LimitsOur Pick

    Edited by Joan Marter

  • Child’s Play: The Art of Allan Kaprow
    By Jeff Kelley

  • Radical Prototypes: Allan Kaprow and the Invention of Happenings
    By Judith F. Rodenback

  • 18 Happenings in 6 Parts
    By Andre Lepeke, Eva Meyer-Hermann, Stephanie Rosenthal, Allan Kaprow

written by artists

  • George Brecht: Events
    By Kasper Konig, Alfred Fischer and George Brecht

  • Assemblage, Environments and Happenings
    By Allan Kaprow

  • Critical Mass: Happenings, Fluxus, Performance, Intermedia and Rutgers University 1958-1972
    By Geoffrey Hendricks

View more books

websites

articles

video clips

More

Зарождение направления

Капроу был студентом Джона Кейджа. Последний был автором нескольких музыкальных хэппенингов в 1952 году. Поэтому именно Кейджа иногда называют основателем направления. Однако это является достаточно спорным суждением. Поскольку именно Капроу первым соединил музыку и изобразительное искусство. Весь смысл хэппенинга в стирании границы между реальной жизнью и творчеством. А для этого нужна не только музыка, но хотя бы какие-то зрительные образы, а лучше – еще и вкусы, запахи, осязательные элементы. Причем хэппенинг в искусстве не имеет никакого отношения к фантазии автора. Они берутся из реальной жизни, потому что она сама по себе богаче любых, пусть даже самых талантливых, образов воображения.

Перформанс, хэппенинг и другие виды неоискусства: общее и отличия

Еще в 1966 году Раушенберг настаивал на отсутствии критериев для новых художественных форм. Однако пока граница между ними еще не настолько размыта, чтобы совсем их не классифицировать. В различиях – сила

Поскольку современное искусство предполагает создание чего-то совершенно нового, то нам важно понимать, в чем слабости уже существующего

Хэппенинг появился как направление в 1950-1960-е годы в рамках поп-арта. Десятилетием позже он возник в концептуализме. Для такого направления, как хэппенинг, фото- и видеосъемка не являются обязательными, но и не запрещаются. Однако автор задумки не фиксирует все происходящее, как это принято при проведении перформанса. Для него характерна четкая проработка сценария. Хэппенинг же не предполагает никакого планирования и полностью полагается на интерактивность и импровизацию. Фактически в нем нет автора. Ведь каждый зритель может перевернуть действие с ног на голову.

В перформансе же более важной является творческая реализация позиции художника, а не интеракции между участниками. Хэппенинг превращает повседневность в искусство

Перформанс же предполагает не дублирование обычных действий, а создание нового мира, который должен для зрителей на время заменить реальность. Хэппенинг утверждает свободу самовыражения для каждого человека. Перформанс – только для автора.

Описание

Хэппенинг – это мультидисциплинарный стиль, для которого характерна нелинейность повествования и активное участие в действе аудитории. Автор может продумать ключевые элементы. Однако если все пойдет не в соответствии с его задумкой, то не нужно ничего останавливать и начинать заново. Главное – это процесс, а не результат. Хэппенинг предполагает импровизацию всех действующих лиц. К последним относятся и простые люди, которые проходили мимо. Каждый имеет право на свободу самовыражения за счет творчества. В 1960-е годы термин использовался в более широком значении. Тогда хэппенингом могли называть и формальное мероприятие, и встречу друзей за игрой в бильярд. В принципе, это правильно, поскольку самой целью этого стиля является стирание границ между повседневностью и творчеством. Однако на сегодняшний день чаще используется узкое значение термина.

Сравнение с пьесами

Хэппенинг не может провалиться. Участников можно собрать заранее, однако если они не придут, то это не является катастрофой. Всегда можно привлечь зрителей с улицы. С пьесой же дела обстоят совсем иначе. Актерам нужно платить за работу, декорации порой стоят огромных денег, поэтому успех зависит от количества проданных билетов. В хэппенинге гораздо важнее процесс, чем результат. Даже когда реальное действо и задумка автора – это совершенно разные вещи, нельзя сказать, что что-то пошло не так. Ведь результат не важен. Неудачным может быть назван только тот хэппенинг, чей автор настаивает на своем видении, забывая о свободе творчества публики. Отказ от импровизации – это смерть данного стиля.

Как отметил Ред Грум, хэппенинг предполагает, что никто не знает, что именно происходит. И в этом он необычайно похож на реальную жизнь. Если пьеса является законченным произведением, в которое автор заложил определенную мораль, то хэппенинг – это чистая импровизация. Как и в любой другой повседневной ситуации, в этом действе каждый поступает так, как хочет, и потом видит последствия своих решений.

Фестиваль как разновидность хэппенинга

Такие ежегодные события, как Burning Man и ярмарка в Орегоне, способствуют популяризации данного стиля среди обычных людей. Фестивали представляют собой позитивные и успешные примеры хэппенингов. В таких мероприятиях может поучаствовать любой желающий и попытаться создать что-то удивительное и уникальное. Фактически фестиваль не предполагает наличие зрителей в привычном для нас понимании. Кто-то является автором задумки. Но каждый может стать демиургом и изменить ход событий.

Вся красота в спонтанности и импровизации. В этом хэппенинг похож на реальную жизнь. Он фактически и является ею. Ведь здесь нет границы между искусством и жизнью. Однако не все фестивали являются хэппенингами. К этому стилю относятся только те, которые не имеют заранее придуманного сценария. Хорошими примерами являются Burning Man и ярмарка в Орегоне. Каждый год они привлекают десятки тысяч людей, которые желают поделиться с миром и одни с другим своими идеями, воплотив их в жизнь.

История создания Хэппенинга

Первой своеобразной выходкой, имеющей черты представления, взаимодействующего с аудиторией – считаются события под руководством Джона Кейджа. Известный композитор заложил принцип хэппенинга в современном искусстве и открыл новое пространство для перформативного творчества. Еще одно мероприятие подобного характера было датировано 1959 годом. Организованное Джорджем Сигалом поп-арт событие, которое впоследствии стало традиционным – впервые получила закрепившееся название «Хэппенинг». Такое обозначение пришло в голову Аллану Капроу, который решил дать наименование проходящему событию. Продолжавшиеся мероприятия под управлением Аллана Капроу представляли собой действия с театральными элементами. На тот момент представления проходили по прописанному сценарию, с участием ограниченного числа зрителей. Особенность набирающего популярность стиля – отсутствие границ. Зритель и автор учувствуют в совместном процессе. Такие демонстрации помогали людям выражать свои эмоции и взгляды не имея нужного образования и навыков театрального или иного искусства. В дальнейшем направление обрело более свободный характер. Хэппенинг в современном искусстве оставил только небольшие наброски сюжетной линии, которыми руководствовались исполнители. В остальном, художники должны полностью подстраиваться под события, которыми руководят участвующие зрители.

Процессуальное искусство

К процессуальному искусству относятся хеппенинги, перформансы, флэш-мобы. В основе процессуального искусства лежит процесс как таковой. Процесс вмещает в себя непосредственную потенцию к действию, а не свершённое действие.

В Америку искусство хеппенингов и перформансов было завезено в 1930-е годы эмигрантами из Европы. В частности, профессор Йозеф Альберс, который преподавал в Баухаузе, был приглашен учительствовать в колледж искусств города Черная Гора в штате Северная Каролина; в 1936 году Альберс выписал к себе из Баухауза Ксанти Щавинского, который в 1938-м уехал преподавать в Чикаго. Известны два перформанса этой школы: «Данс макабр» и «Спектродрама». Другим основателем традиции американского перформанса в 1930-е годы был Джон Кейдж, который переехал из Калифорнии в Нью-Йорк и там в 1937 году обнародовал манифест «Будущее музыки», где говорилось, что это будущее – шум, то есть эхо футуризма (шумовых концертов и манифеста «Искусство шумов» Луиджи Руссоло). Кейдж адаптировал футуристическую традицию к идеям левых интеллектуалов США и в 1943 году, представляя шумовой концерт в МоМА, пропагандировал творчество и идеи Мак-Люэна, Бакминстера Фуллера и особенно Дюшана («Хотите сочинять музыку – изучайте Дюшана», – говорил он).  В 1948 году Кейджа и его соратника, танцовщика Мерса Каннингхэма, который оснастил хореографию обыденными движениями и жестами, пригласили в колледж Черной Горы, в летнюю школу, чтобы реконструировать на сцене «Хитрость медузы» Эрика Сати. Кейдж и Каннингхэм интересовались дзен-буддизмом, что, с одной стороны, было продолжением мистических увлечений Востоком начала XX века, но в Америке после 1945 года могло сойти и за диссидентство. После премьеры Кейдж выступил с лекцией «В защиту Сати», сопровождавшейся игрой на «препарированном» фортепьяно, между струнами которого были деревянные ложки, газеты и разнообразный мусор. В 1952 году Кейдж и Каннингхэм еще раз посетили летнюю школу и устроили там масштабную акцию. Публика сидела в зале в четырех треугольных зонах, проницаемых для актеров. На стенах висели зеркальные белые картины Раушенберга. Кейдж читал лекцию о дзен-буддизме с цитатами из Мейстера Экхарта, затем он представил композицию из фрагментов радиопередач251. Кроме того, поскольку хеппенинги Кейджа были политическими акциями, он читал американский «Билль о правах», балансируя на стремянке. Раушенберг показывал абстрактные слайды (разводы на стеклах). Каннингхэм танцевал в проходах. Играли на экзотических музыкальных инструментах. По залу бегали собаки. На потолок проецировалась нарезка из случайных кинокадров. Это событие сплотило вокруг Кейджа общество поклонников, и в 1956 году, когда он получил в Нью-Йорке экспериментальный класс в Новой школе социальных исследований, в ученики к нему записались известные художники поколения шестидесятников – Алан Кэпроу, Джим Дайн и Джордж Сигал, а в 1958 году – один из основателей движения «флюксус» Джордж Мачюнас.

Beginnings of Happenings

Happenings were inspired by the performances of Futurists who would enact short avant-garde plays and read their manifestoes and poetry on stage. The Futurist tendency to break the «fourth wall» and elicit audience participation became a central idea in the Happening: the absence of boundaries between the viewer and the artwork meant the artwork became defined by the action as opposed to the physical, or resulting, object.

The Dadaists who declared that art did not have to meet expectations about what «art» was supposed to look like also influenced the artists who created Happenings. Additionally, the Dadaist use of the element of chance heavily guided the evolution of Happenings as an art form. The ideas of composer John Cage and the teachings of instructors at Black Mountain College including Josef and Anni Albers, Merce Cunningham, Robert Motherwell and Buckminster Fuller further impacted the views of Happenings artists in their belief that learning should be a continual process, with no distinction between making or learning about art and routine aspects of day-to-day life. There was an emphasis on the perpetual state of learning and creating; an appreciation for the prosaic, which influenced many artists of the time, particularly Allan Kaprow, who coined the term «Happening» while describing performance events that had taken place on George Segal’s farm in 1957.

These aforementioned theories and ideas led to the creation of the Happening which was a combination of Performance Art and Installation Art. Happenings fully evolved from Kaprow’s «environments,» which were installation pieces that involved large sculptural collages. After taking John Cage’s class Kaprow introduced the element of sound into his work and from there came the first Happening by Kaprow. It was untitled and performed at Voorhees Chapel at Douglass Campus on April 22, 1958.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: