Понятие языковой картины мира: немного истории
Весьма символично, что первым о различии организмов человеческого языка и влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода заговорил немецкий языковед Фридрих Вильгельм Кристиан Карл Фердинанд фон Гумбольдт (1767-1835) .
Почему символично? При всей распространенности сложных имен в европейских странах прошлых столетий такое длинное имя встретишь не часто. Не будем вникать, какие языковые подвижки и закономерности оно отражает, а просто воспользуемся общепринятым сокращением: Вильгельм фон Гумбольдт.
Подходы Вильгельма фон Гумбольдта к методам изучения языка, его взгляды на философию языка сложились в стройную лингвофилософскую теорию, которая получила название «гумбольдтианство». Она актуальна по сей день, а в контексте сегодняшней темы нас более всего интересует, как гумбольдтианство понимает назначение языка.
Основные функции языка:
- Осуществление «превращения» мира в мысли и идеи.
- Посредничество в процессе взаимопонимания людей путем выражения их мыслей и чувств.
- Средство для развития мышления, эмоций и мировоззрения человека.
Это полностью отражает суть понятия. Фактически, это концептуальная картина мира, выраженная посредством языка. В этом смысле можно утверждать, что в сознании человека концептуальная картина мира = языковая картина мира, потому что человек оформляет все свои знания, эмоции, отношение к окружающему миру посредством языка, текста, письменной, устной и внутренней речи.
Речевое мышление свойственно человеку, даже когда он просто размышляет о каком-либо явлении, событии, факте, поэтому картина мира всегда представлена в языковом и речевом формате. Таким образом, языковая картина мира – это объективированная посредством языковых инструментов концептуальная картина мира .
В 20 веке идеи Вильгельма фон Гумбольдта получили дальнейшее развитие и оформились в самостоятельное научное течение под названием «неогумбольдтианство». Представители данного направления научной мысли полагают, что язык структурирует и, если можно так выразиться, «конституирует» представления человека об окружающей действительности .
Неогумбольдтианство считает язык проявлением так называемого «национального духа», и поэтому люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают действительность. Их картина мира во многом зависит от особенностей строения языка, что предопределяет характер мыслительной деятельности человека. Таким образом, языковое сознание и языковая картина мира – субстанции взаимосвязанные.
В наиболее полном и законченном виде идеи неогумбольдтианства оформил немецкий языковед Йохан Лео Вайсгербер (1899-1985). В частности, в своей работе «Родной язык и формирование духа» .
В значительной степени из идей неогумбольдтианства «выросла» , смысл которой в том, что структура языка в значительной степени формирует и предопределяет мышление человека и влияет на его восприятие .
В 21 столетии дискуссия вокруг терминов и понятий продолжается. Так, в «Очерках по когнитивной лингвистике» языковую картину мира определяют как «представление о действительности, отраженное в языковых знаках» .
В работе «Языковые картины мира как производные национальных менталитетов» данное понятие определяется как «итог отображения действительности обыденным языковым сознанием того или другого языкового сообщества» .
Желающим углубиться в дискуссию начала 21 века можем порекомендовать статью «Языковая картина мира»: трактовка понятия» . В целом, исследовательское сообщество поддерживает идею, что бытовая, узкопрофессиональная и научная языковая картина мира даже в пределах одной страны, нации, народности будет отличаться.
Таким образом, важна не только структура языка как таковая, но и то, насколько человек владеет тем или иным языком и насколько прочно его, к примеру, профессиональная терминология интегрирована в его повседневную жизнь.
Для лучшего понимания этого момента мы как раз и привели пример с фотографом в самом начале статьи. Тут речь в значительной степени о профессиональных деформациях, что заслуживает отдельного внимания и специального исследования. В рамках сегодняшней статьи нам более интересно традиционное массовое восприятие и то, как соотносятся языки и языковая картина мира.
В качестве примера возьмем наш родной великий и могучий русский язык и язык, без которого сегодня никуда, если вы задумали совместное предприятие, международный бизнес, карьеру в IT, эмиграцию в США, Канаду, Великобританию, Австралию и многие другие страны. И посмотрим, как эти языки влияют на языковую картину мира своих носителей.
Найдено научных статей по теме — 15
Языковая картина мира в концепции И. Г. Гердера
Лобанова Л.П.
Понимание языка как своеобразной картины мира, являющееся одним из фундаментальных положений гумбольдтианской философии языка, было впервые отчетливо сформулировано в трудах И.Г. Гердера.
Языковая и жизненная картины мира в гуманитаристике
Кийченко Кирилл Игоревич
В настоящей статье гуманитаристика рассматривается как сфера синтеза повседневного жизненного опыта и теоретического освоения действительности.
Конструирование культурных миров и языковая картина мира.
Суворова Палема Егоровна
В статье на материале стихотворных текстов 20 ? конца 50-х годов ХХ века показывается взаимосвязь культурной и языковой картины мира, динамика которых обусловлена реальной действительностью.
«еда» как фрагмент русской и французской языковой картины мира
Барилова Елена Эрнстовна
В данной статье рассматриваются культурологические и лингвистические аспекты концепта «еда». Несмотря на то, что данный концепт является универсальным, он по-разному репрезентирован в русской и французской языковых картинах мира.
Функции антонимических оппозиций в языковой картине мира К. Бальмонта
Моисеева Елена Михайловна
Статья посвящена рассмотрению функций антонимических оппозиций в текстах К. Бальмонта. Антонимическая оппозиция рассматривается как значимая единица, способствующая отражению авторского мировоззрения.
Инаковость как отстраивание себя в пространстве языковой картины мира
Аполлонов Иван Александрович, Пархоменко Елена Владимировна
Составляющая фундаментальную часть человеческого опыта проблема инаковости исследуется в статье в рамках философского дискурса.
Текстоориентированный подход и его связь с русской языковой картиной мира
Гапеенко В.П.
В настоящий момент текстоориентированный подход как основной способ организации учебного процесса помогает обучающимся не только в формировании важных компетенций, но и в постижении исторических, этнических, духовных и лингвистиче
Концептуальные аспекты языковой картины мира в сознании младшего школьника
Дёмышева Алина Станиславовна
Статья посвящена одной из актуальных проблем формирования картины мира в языковом сознании младшего школьника. Рассматривается возможность реализации концептуального подхода языковом образовании младшего школьника.
Освоение наречия младшими школьниками в аспекте расширения языковой картины мира
Сычева Марина Павловна
В статье предложена система работы по освоению наречия в начальной школе, способствующая расширению языковой картины мира младшего школьника, повышению его коммуникативной компетенции.
Геополитическое миссионерство и этноконфессионализм японской языковой картины мира
Гуревич Татьяна Михайловна
Рассматривается вопрос о языковой реализации геополитического миссионерства в условиях японского синто-буддийского синкретизма.
Понятие музыкальной картины мира в контексте изучения синтетической языковой личности
Домахина Надежда Михайловна
В статье рассматривается специфика восприятия музейного пространства, его эстетика и содержание.
Особенности языковой картины мира преподавателя вуза: данные ассоциативного эксперимента
Яковлев Андрей Александрович, Телешева София Вячеславовна
С целью изучения особенностей языковой картины мира преподавателя вуза и его отношения к окружающей действительности был проведен свободный ассоциативный эксперимент среди преподавателей Сибирского Федерального университета (г.