Языковая картина мира: как нам понять друг друга?

Понятие языковой картины мира: немного истории

Весьма символично, что первым о различии организмов человеческого языка и влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода заговорил немецкий языковед Фридрих Вильгельм Кристиан Карл Фердинанд фон Гумбольдт (1767-1835) .

Почему символично? При всей распространенности сложных имен в европейских странах прошлых столетий такое длинное имя встретишь не часто. Не будем вникать, какие языковые подвижки и закономерности оно отражает, а просто воспользуемся общепринятым сокращением: Вильгельм фон Гумбольдт.

Подходы Вильгельма фон Гумбольдта к методам изучения языка, его взгляды на философию языка сложились в стройную лингвофилософскую теорию, которая получила название «гумбольдтианство». Она актуальна по сей день, а в контексте сегодняшней темы нас более всего интересует, как гумбольдтианство понимает назначение языка.

Основные функции языка:

  • Осуществление «превращения» мира в мысли и идеи.
  • Посредничество в процессе взаимопонимания людей путем выражения их мыслей и чувств.
  • Средство для развития мышления, эмоций и мировоззрения человека.

Это полностью отражает суть понятия. Фактически, это концептуальная картина мира, выраженная посредством языка. В этом смысле можно утверждать, что в сознании человека концептуальная картина мира = языковая картина мира, потому что человек оформляет все свои знания, эмоции, отношение к окружающему миру посредством языка, текста, письменной, устной и внутренней речи.

Речевое мышление свойственно человеку, даже когда он просто размышляет о каком-либо явлении, событии, факте, поэтому картина мира всегда представлена в языковом и речевом формате. Таким образом, языковая картина мира – это объективированная посредством языковых инструментов концептуальная картина мира .

В 20 веке идеи Вильгельма фон Гумбольдта получили дальнейшее развитие и оформились в самостоятельное научное течение под названием «неогумбольдтианство». Представители данного направления научной мысли полагают, что язык структурирует и, если можно так выразиться, «конституирует» представления человека об окружающей действительности .

Неогумбольдтианство считает язык проявлением так называемого «национального духа», и поэтому люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают действительность. Их картина мира во многом зависит от особенностей строения языка, что предопределяет характер мыслительной деятельности человека. Таким образом, языковое сознание и языковая картина мира – субстанции взаимосвязанные.

В наиболее полном и законченном виде идеи неогумбольдтианства оформил немецкий языковед Йохан Лео Вайсгербер (1899-1985). В частности, в своей работе «Родной язык и формирование духа» .

В значительной степени из идей неогумбольдтианства «выросла» , смысл которой в том, что структура языка в значительной степени формирует и предопределяет мышление человека и влияет на его восприятие .

В 21 столетии дискуссия вокруг терминов и понятий продолжается. Так, в «Очерках по когнитивной лингвистике» языковую картину мира определяют как «представление о действительности, отраженное в языковых знаках» .

В работе «Языковые картины мира как производные национальных менталитетов» данное понятие определяется как «итог отображения действительности обыденным языковым сознанием того или другого языкового сообщества» .

Желающим углубиться в дискуссию начала 21 века можем порекомендовать статью «Языковая картина мира»: трактовка понятия» . В целом, исследовательское сообщество поддерживает идею, что бытовая, узкопрофессиональная и научная языковая картина мира даже в пределах одной страны, нации, народности будет отличаться.

Таким образом, важна не только структура языка как таковая, но и то, насколько человек владеет тем или иным языком и насколько прочно его, к примеру, профессиональная терминология интегрирована в его повседневную жизнь.

Для лучшего понимания этого момента мы как раз и привели пример с фотографом в самом начале статьи. Тут речь в значительной степени о профессиональных деформациях, что заслуживает отдельного внимания и специального исследования. В рамках сегодняшней статьи нам более интересно традиционное массовое восприятие и то, как соотносятся языки и языковая картина мира.

В качестве примера возьмем наш родной великий и могучий русский язык и язык, без которого сегодня никуда, если вы задумали совместное предприятие, международный бизнес, карьеру в IT, эмиграцию в США, Канаду, Великобританию, Австралию и многие другие страны. И посмотрим, как эти языки влияют на языковую картину мира своих носителей.

Найдено научных статей по теме — 15

Языковая картина мира в концепции И. Г. Гердера

Лобанова Л.П.

Понимание языка как своеобразной картины мира, являющееся одним из фундаментальных положений гумбольдтианской философии языка, было впервые отчетливо сформулировано в трудах И.Г. Гердера.

Языковая и жизненная картины мира в гуманитаристике

Кийченко Кирилл Игоревич

В настоящей статье гуманитаристика рассматривается как сфера синтеза повседневного жизненного опыта и теоретического освоения действительности.

Конструирование культурных миров и языковая картина мира.

Суворова Палема Егоровна

В статье на материале стихотворных текстов 20 ? конца 50-х годов ХХ века показывается взаимосвязь культурной и языковой картины мира, динамика которых обусловлена реальной действительностью.

«еда» как фрагмент русской и французской языковой картины мира

Барилова Елена Эрнстовна

В данной статье рассматриваются культурологические и лингвистические аспекты концепта «еда». Несмотря на то, что данный концепт является универсальным, он по-разному репрезентирован в русской и французской языковых картинах мира.

Функции антонимических оппозиций в языковой картине мира К. Бальмонта

Моисеева Елена Михайловна

Статья посвящена рассмотрению функций антонимических оппозиций в текстах К. Бальмонта. Антонимическая оппозиция рассматривается как значимая единица, способствующая отражению авторского мировоззрения.

Инаковость как отстраивание себя в пространстве языковой картины мира

Аполлонов Иван Александрович, Пархоменко Елена Владимировна

Составляющая фундаментальную часть человеческого опыта проблема инаковости исследуется в статье в рамках философского дискурса.

Текстоориентированный подход и его связь с русской языковой картиной мира

Гапеенко В.П.

В настоящий момент текстоориентированный подход как основной способ организации учебного процесса помогает обучающимся не только в формировании важных компетенций, но и в постижении исторических, этнических, духовных и лингвистиче

Концептуальные аспекты языковой картины мира в сознании младшего школьника

Дёмышева Алина Станиславовна

Статья посвящена одной из актуальных проблем формирования картины мира в языковом сознании младшего школьника. Рассматривается возможность реализации концептуального подхода языковом образовании младшего школьника.

Освоение наречия младшими школьниками в аспекте расширения языковой картины мира

Сычева Марина Павловна

В статье предложена система работы по освоению наречия в начальной школе, способствующая расширению языковой картины мира младшего школьника, повышению его коммуникативной компетенции.

Геополитическое миссионерство и этноконфессионализм японской языковой картины мира

Гуревич Татьяна Михайловна

Рассматривается вопрос о языковой реализации геополитического миссионерства в условиях японского синто-буддийского синкретизма.

Понятие музыкальной картины мира в контексте изучения синтетической языковой личности

Домахина Надежда Михайловна

В статье рассматривается специфика восприятия музейного пространства, его эстетика и содержание.

Особенности языковой картины мира преподавателя вуза: данные ассоциативного эксперимента

Яковлев Андрей Александрович, Телешева София Вячеславовна

С целью изучения особенностей языковой картины мира преподавателя вуза и его отношения к окружающей действительности был проведен свободный ассоциативный эксперимент среди преподавателей Сибирского Федерального университета (г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: