биография
Детство
De triplici vita, 1560 г.
Сын известного врача, он последовал за своим отцом во Флоренцию, когда он пошел практиковать в больницу Санта-Мария-Нуова. Он был предназначен для медицины, но его исследования заставили его открыть для себя философию, к которой его подтолкнул гуманист Кристофоро Ландино .
Первое образование он получил в родном городе, учился в Болонье . С ранней юности он страстно изучал греческий язык и философию Платона, которому он всю оставшуюся жизнь посвятил настоящий культ. Вернувшись во Флоренцию, он смог разделить свое увлечение великим философом античности со своим защитником Козимо де Медичи .
В самом начале изучения Галена, Гиппократа, Аристотеля, Аверроэса и Авиценны он еще очень молод, как он сам рассказывает в предисловиях к De vita triplici и к 1-му изданию Плотина, что Фичино нашел второго отца «, Платону »в Козимо Медичи, банкире, ученом и основателе династии, правившей во Флоренции.
Возвращение к греческой мысли и неоплатонизму
Бюст Марсилио Фичино работы Андреа Ферруччи во Флорентийском соборе.
После Флорентийского собора, созванного в году папой Евгением IV для объединения церквей Востока и Запада, несколько греческих ученых, приехавших на это мероприятие, поселились в Тоскане . Козимо Медичи и его интеллектуальный круг встретились по этому поводу с философом-неоплатоником- геммиком Плетоном, чьи речи о Платоне и мистиках Александрии настолько очаровали грамотное общество Флоренции, что его назвали вторым Платоном.
В году Марсиле Фичино стал учеником Жана Аргиропулоса, преподававшего греческий язык и литературу.
Плодотворное автор и переводчик, наделенный чувством древней мысли так из обычных, что даже сегодня его интерпретации иногда может вести современную ученость, Марсилио Фичино редактируется в Латинской Платона, Плотина, Порфирия Тирского, Jamblique, Synesios, Прокла, Присциан из Лидия и Гермес Трисмегист, тем самым давая Западу доступ к своим сочинениям. Он был в состоянии дать совершенно новый голос и мысль гуманистических исследований, в работах платоновского — христианское вдохновение, такие как его платонической теология бессмертии души, или проникнуться философией еретической и оккультизмом, например, его De вита Либри Трес ( Три книги жизни ).
Козимо Медичи, выслушав в году уроки византийского философа-платоника Гемиста Плетона, задумал возродить «своего рода Академию »; он предложил Марсилио Фичино рукопись произведений Платона и попросил его перевести ее на латынь. Затем Козимо прервал перевод Платона и посоветовал Фичино начать с перевода Гермеса Трисмегиста . Таким образом, мы имеем:
- из классического перевода Платона с греческого на латынь (издание г. )
- перевода рукописи, состоящей из четырнадцати из пятнадцати трактатов Corpus Hermeticum (теперь название дано всем философским диалогам, приписываемым Гермесу Трисмегисту, другими словами Mercury Trois Fois grand )
- труды многих неоплатоников, таких как Порфирий Тирский, Ямблик, Плотин .
Его работа в качестве переводчика и толкователя платонизма имела большое значение в Европе эпохи Возрождения. Его личная работа — это попытка примирить христианское откровение и «платоническое богословие». Вопреки тому, что многобожие Gemist рекомендовал философ Плетон, Марсилио Фичино пытался синтез христианства и платонизма . Таким образом, он противостоит аристотелизму школ своего времени, которые он обвиняет в разрушении религии. Фичино, основанный на платоновской традиции, разрабатывает новую апологетику, основанную на «философии философии» и «докте религии».
Основная работа Марсилио Фичино — его трактат о бессмертии души Theologia Platonica de immortalitate animae .
Стремясь вернуться в античность, Марсилио Фичино увлекся астрологией, что привело его к конфликту с Римской церковью . В 1489 году он был обвинен в колдовстве от папы Иннокентия VIII и едва избежал суровости инквизиции .
Марсиле Фичино писал в 1492 году : «Этот век, подобный золотому веку, вернул свет почти исчезнувшим гуманитарным наукам : грамматике, поэзии, риторике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке… Этот век, кажется, тот, который позволил астрологии утвердиться. Он умер в 1499 году .
Древнегреческая философия в Италии
В XV веке неоплатонизм достиг наибольшего расцвета, хотя зародился как философское течение в далеком III веке. Впрочем, задачи представителей этого движения за такой солидный промежуток времени практически не изменились — главными их целями по-прежнему были комментирование и систематизация текстов Платона.
Обращение к знаменитым диалогам Платона оказалось актуальным в Европе во время Ренессанса не случайно — в культурном тренде было активное возрождение идей Античности
Приверженцы неоплатонизма противопоставляли себя догматизму схоластики и идеям Аристотеля, уделяя большое внимание миру идей, превознося человека.. Популяризация взглядов древнегреческого философа привела к формированию кружков, разбиравших идеи Платона
Вскоре появилось целое учебное заведение, в основу которого лёг неоплатонизм.
Популяризация взглядов древнегреческого философа привела к формированию кружков, разбиравших идеи Платона. Вскоре появилось целое учебное заведение, в основу которого лёг неоплатонизм.
Основателем флорентийской Платоновской академии стал Марсилио Фичино, выдающийся итальянский философ, гуманист, астролог. Изучение древних языков составляло обязательную программу в образовании европейских интеллектуалов, поэтому Марсилио изучал греческий и латынь в Флорентийской академии. Благо, что родители могли себе это позволить — отец Фичино был личным врачом Медичи и вращался в самых образованных кругах утончённой и интеллектуальной Флоренции.
В 1468 году Марсилио завершил перевод всех текстов Платона на латынь. Благодаря переводам и комментариям Фичино идеи Платона стали широко известны. Идея воссоздать платоновскую академию принадлежала вовсе не Марсилио, а знатному покровителю их семейства — Козимо Медичи. С выбором места встреч академии проблем тоже не было. Им стало одно из имений Медичи — вилла Кареджи близ Флоренции.
Платоновская академия в Кареджи
Встречи участников кружка, сформировавшегося вокруг Марсилио Фичино, велись на вилле Кареджи более тридцати лет. Диспуты, дискуссии, беседы проходили в лучших традициях академии Платона. Это были свободные интеллектуальные разговоры, обязательного для всех устава или членства в академии не было. В состав постоянных учеников-гостей академии входили представители самых разных профессий.
На заседаниях академии часто бывал сам Козимо Медичи и его внук Лоренцо Великолепный. Основной темой дискуссий была эстетика — учение о прекрасном. С диспутами академии связаны имена многих ведущих гуманистов той эпохи.
Среди самых известных из них — Джованни Пико делла Мирандола, который попытался объединить все известные на тот момент философские течения в сборник «900 тезисов». Также Платоновскую академию посещал Николай Кузанский — мыслитель смог совместить занятия богословием с радикальными философскими взглядами. Участвовал во встречах академии и художник Сандро Боттичелли. Можно смело утверждать, что флорентийская академия стала полезной интеллектуальной компанией для того, кто хотел построить академическую карьеру.
Платоновская академия оказала огромное влияние на дальнейшее развитие образования в Италии. Почти одновременно, в 1460-е годы, в Италии возникли другие академии — в Риме и Неаполе. Ведущие мыслители активно «воскрешали» философские идеи Античности, развивали их и комментировали, что положило начало традиции академического диспута. И если в будущем законом светского общения было угодить друг другу, доставить удовольствие в беседе, то здесь философы практически устраивали интеллектуальные дуэли. Плодами таких бесед зачастую становились философские трактаты, как, например, комментарий на «Пир» Платона Марсилио Фичино.
Платоновская академия в Кареджи вошла в историю как отличный пример учебного заведения, распространившего идеалы гуманизма среди европейских интеллигентов эпохи Возрождения. Именно неоплатоники, основавшие её, дали огромный толчок дальнейшему развитию образования в странах Европы.
Марсилио Фичино
Марсилио Фичино много лет жизни посвятил разработке проблем гносеологии, антропологии, космологии и онтологии. Фичино, занимаясь традиционно теологическими вопросами, подходил к их решению в позиции неортодоксального гуманизма. Ещё одно направление итальянского философа – перевод античных текстов.
Замечание 2
В основе философии Фичино лежат черты пантеизма (отожествление Бога и мира). Гуманист утверждал, что прекрасный космос и божественный свет едины. Этим он опровергал церковное противопоставление творца и его творения. Начало жизни космоса – это душа мира. Душа человека причастна к ней, поэтому может постичь все уровни мировой иерархии: от низших материй до высот чистого разума. Человеку Фичино отводил роль связующего звена мира.
В душе человека изначально заложены логосы (идеи) всего сущего, отсюда он не нуждается в познании реальных вещей. Ему достаточно заниматься самопознанием. Толчком к познанию служит наслаждение красотой мира: чувства ведут разум, озарённый божьим благословением, к изучению сущности вещей, закреплённых в логосах. Фичино признавал безграничность возможностей человеческого разума, так как душа бессмертна. Наделённый свободой воли, человек идёт по пути творчества и нравственного совершенства. В его силах избрать путь полного раскрытия своей натуры или погрязнуть в плотских удовольствиях. Только человек ответственен за сделанный им выбор.
Внешние ссылки
- Работы Марсилио Фичино в Открытой библиотеке
- Платонис Опера Омния (латиница)
- Селенца, Кристофер С. «Марсилио Фичино» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Марсилио Фичино на проекте « Математическая генеалогия»
- Запись Марсилио Фичино Джеймсом Г. Снайдером в Интернет-энциклопедии философии
- Краткая биография Фичино
- Католическая энциклопедия
- Влияние Марсилио Фичино
- www.ficino.it Веб-сайт Международного общества фичино
- Интернет-галереи, История научных коллекций, Библиотеки Университета Оклахомы . Изображения с высоким разрешением работ и / или портретов Марсилио Фичино в формате .jpg и .tiff.
Джованни Пико делла Мирандола
Позиция гуманиста Джованни Пико дела Мирандола (годы жизни 1463-1494) близка к взглядам Фичино. Философ получил блестящее образования в лучших университетах Европы, он учился в Болонье, Ферраре, Падуе, Париже. За годы обучения он овладел многими языками:
- арабским,
- новоевропейским,
- халдейским,
- классическими.
Хорошо разбирался в античной философии. Его «900 тезисов по философии, кабалистике и теологии» были запрещены церковью. От суда инквизиции молодого Пико спасло покровительство всемогущего Лоренцо Медичи. В его сочинениях «Речь о достоинстве человека», «О сущем и едином» звучат призывы к единению мыслителей из всех стран и от всех направлений. Он пытался синтезировать различные философские тенденции.
Пико Джованни прославился смелыми подходами в решении вопросов антропологии, гносеологии и космологии. Главная идея в антропологических взглядах философа: человек, наделенный свободной волей, самостоятельно формирует свою сущность и находит своё место в мире. Этим он приближается к Богу, этим отличается от прочих творений. Предназначение человека – стать связующим звеном мира. Возможности человека безграничны: он может стать ничтожнейшей тварью или величайшим повелителем. Также велика и ответственность человека, которая может опираться лишь на разум. Человеческий ум способен постичь Единое, Истину и Благо.
Работа
Захария в храме (деталь), фреска Доменико Гирландайо (1486–1490) в Часовня Торнабуони, Флоренция, показаны (слева направо): Марсилио Фичино, Кристофоро Ландино, Анджело Полициано и Джентиле де Бекки или же Деметриос Халкондайлс
Corpus Hermeticum: первое латинское издание Марсилио Фичино, 1471 г., Bibliotheca Philosophica Hermetica, Амстердам.
В 1474 году Фичино завершил свой трактат о бессмертии души. Theologia Platonica de immortalitate animae (Платоновское богословие). В порыве энтузиазма по поводу каждого нового открытия из античности он проявлял большой интерес к искусству древности. астрология, что привело его к проблемам с католическая церковь. В 1489 году его обвинили в ересь перед Папа Иннокентий VIII и нуждалась в сильной защите, чтобы уберечь его от осуждения.
В 1492 г. Фичино провозгласил: «Этот век, как Золотой век, восстановил, чтобы осветить гуманитарные науки, которые почти вымерли: грамматика, поэзия, риторика, живопись, скульптура, архитектура, музыка … этот век кажется усовершенствованным астрология.»
Письма Фичино за период с 1474 по 1494 год сохранились и были опубликованы. Он написал De Amore (1484). De vita libri tres (Три книги о жизни), или De triplici vita, опубликованный в 1489 году, содержит множество медицинских и астрологических советов по поддержанию здоровья и бодрости, а также поддерживает Неоплатоник взгляд на одушевление мира и его интеграцию с человеческой душой:
Одной из метафор этой интегрированной «живости» является астрология Фичино. в Книга Жизнион подробно описывает взаимосвязь между поведением и последствиями. В нем говорится о списке вещей, которые влияют на судьбу человека.
Вероятно, из-за раннего влияния своего отца Диотифечи, который был врачом Козимо Медичи, Фичино опубликовал латинские и итальянские трактаты по таким медицинским предметам, как Consiglio contro la pestilenza (Рекомендации по лечению чумы) и De vita libri tres (Три книги о жизни). Его медицинские труды оказали значительное влияние на врачей эпохи Возрождения, таких как Парацельс, с которыми он поделился своим представлением о единстве микро- и макрокосмоса и их взаимодействии через соматические и психологические проявления с целью исследования их признаков для лечения болезней. Эти очень популярные в то время работы касались астрологических и алхимических концепций. Таким образом, Фичино попал под подозрение в ереси; особенно после публикации в 1489 г. третьей книги, в которой содержались конкретные инструкции о здоровом образе жизни.
Примечательно, что Фичино ввел термин Платоническая любовь, которое впервые появилось в его письме к Аламанно Донати в 1476 году. В 1492 году Фичино опубликовал Эпистулы (Послания), которые содержали любовные письма Платона, написанные на латыни, его академическому коллеге и давнему другу Джованни Кавальканти о природе платонической любви
Важно отметить, что письма Фичино к Кавальканти привели к популяризации термина «платоническая любовь» в Западной Европе. Клемент Саламан, современный переводчик писем Фичино, отмечает, что «Платоническая любовь вошла в общий язык как любовь, независимая от физического влечения, любовь, центральная в концепции дружбы Фичино»
Саламан также отмечает, что любовь, о которой Финико упоминал в своих письмах, «чисто духовная; это не была вежливая форма слов, тем более ссылка на гомосексуальную любовь. Это была любовь, которая была всеобъемлющей». Несмотря на утверждения современных историков-ревизионистов, нет никаких доказательств того, что Фичино испытывал эротическое влечение к мужчинам. В соответствии со своей жизненной задачей примирить платонизм с католицизмом, Фичино отверг физические выражения любви между двумя мужчинами как «злое преступление». «Любовь и стремление к физическому единению, — писал Фичино, — это не идентичные импульсы, а … противоположные». Далее Фичино осудил содомия в Конвивиум и верно придерживался предписаний католического морального учения в отношении сексуальности.