Проблемы философии языка

Прообраз языка философии[править]

Прообраз специфического проблемно-ориентированного языка философии родился одновременно с появлением философского познания и развивался вместе с развитием понятийного и категориального аппарата философии. На сегодняшний день концепция построения языка философии основывается на трёх фундаментальных идеях:

наличие в естественном языке особого множества наиболее общих понятий — категорий, обладающих свойством качественно саморазвиваться по своим значению и смыслу в прострастве-времени. В связи с этим значение и смысл любой категории «размыты», чем во все периоды истории философского познания пользовались мошенники-софисты и политики, манипулируя человеческим сознанием.

Здесь под категорией понимается абстракция, являющаяся результатом предельного перехода в процессе неполной индукции над многообразными результатами опыта, выраженными в универсалиях, являющихся ноуменами. В связи с тем, что реальность непрерывно развивается, множество, над которым производится предельный переход в процессе неполной индукции, во-первых, не является перечислимым на практике, а, во-вторых, также непрерывно развивается. Это и вызывает качественное саморазвитие категории как результата данного предельного перехода.
Необходимо при этом ещё учитывать и присутствие в нашем знании значительной невербализованной компоненты, которая также развивается и видоизменяет значение и смысл категории, к сегменту которой она по умолчанию относится.
  • Ещё Аристотель указал на то, что категория (явно или неявно присутствуя в суждении) задаёт смысловую парадигму суждения, то есть позволяет слушателю мгновенно понять — о чём в суждении идёт речь (о месте(прострастве), времени, количестве, качестве и т. п.)
  • Гегель продвинулся ещё дальше, указав, что корректно связанные между собою категории содержат в себе часть следующей стадии развивающейся реальности в силу особой логики этой связи. Тем самым он первым осознал, что существует возможность ограниченного (локального и аппроксимированного) прогнозирования наступающего грядущего.

Речь здесь идёт о выработке на пути конкуренции исследовательских программ классического языка философии, от которого уже естественным путём могли бы «отпочковываться» неклассические языки философии…

Основные проблемы философии языка

Связь лингвистики с философией более органичен и имеет иной характер, нежели связь философии с науками, изучающими отдельные сферы действительности. Российская лингвистка Р. Фрумкина пишет о том, что язык – это единственный инструмент, позволяющий философу выражать философские утверждения о мире и транслировать свои знания. Для философов он важен именно в этом качестве. Таким образом, исследовательница формулирует проблему метаязыка.

В современной европейской философской мысли проблема языка поднимается также в связи с попыткой преодоления тенденции к деонтологизации в философии, а также поиском базовых основ человеческого познания и культуры в русле традиционной философской проблематики. Не менее важным фактором обращения философов к языку стал вопрос о языке философии и о ее согласовании, с одной стороны, с обыденным человеческим языком, а с другой – с философией.

Замечание 1

Лингвиста побуждает обращаться к философии то, что эта наука стимулирует познавательную деятельность исследователя языка, объясняя сущность фундаментальных мировоззренческих идей, которые лежат в ее основе, позволяет осмыслить, понять и объяснить конкретные научные факты.

Современному этапу развития науки о языке присуща установка на переход от положительного знания к постижению проблем философии языка в широком теоретико-методологическом контексте (философия, логика, когнитология, психология, теория искусственного интеллекта и другие науки).

Значительное количество языковедческих проблем и тех, которые ранее воспринимались как внеязыковые, стали восприниматься как собственно языковые, внутренние, важные для понимания языка не как системно-структурного имманентного созидания, а как духовной энергии, когнитивной активности человека. Философского разъяснения требовали и продолжают требовать следующие проблемы:

  1. проблема сущности и природы языка;
  2. проблема возникновения и развития языка в связи с развитием человеческого общества;
  3. проблема отношений языка с реальным миром;
  4. проблема влияния языка на мышление и духовное развитие человечества;
  5. проблема природы языковых знаков;
  6. проблема типологии речевых форм в зависимости от специфики их отношения к объектам;
  7. проблема природы универсалий;
  8. проблема соотношения между естественными и искусственными языками и тому подобное.

Для многих направлений современной философии человеческая речь стала важным объектом исследований. Представители аналитической философии в языке представляют всё богатство сознания и человеческой практики. Для феноменологии язык является знаковым выражением работы сознания; исследуя язык, философ многое может сказать о работе сознания.

Герменевтика видит в языке бытие сущности, «дом человеческого духа».

Постмодернизм истолковывает язык как среду чувственности человека; философия призвана освободить эту чувственность, придать ей более высокий статус. По мнению французского философа Ж. Дерриды, проблема языка еще никогда не захватывала столь глобального горизонта самых разных сфер исследований, гетерогенных дискурсов наряду с различными намерениями, методами и идеологиями.

Рисунок 1. Ж. Деррида. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Итак, в современной философии языка существует целый ряд проблем, которые в различных направлениях находят особое объяснение и специфические пути решения. На данный момент не существует единого, всеобъемлющего подхода к решению всех проблем философии языка.

Философия в системе наук

Для полного понимания того, что такое философия, необходимо осознать её место среди современных наук и связь с отдельными дисциплинами. Различные течения могут соотноситься с разными видами наук. Так философская антропология исследует человека, его сущность, предназначение, систему ценностей и стоящие перед ним вызовы. Таким образом, она может считаться гуманитарной наукой.

Онтологию можно отнести к естественным наукам, поскольку она изучает объективный мир и зачастую сосредоточена на тех же объектах, что и другие естественные науки (пространство, материя, время, движение и прочее). С античных времён и вплоть до XVIII века существовала также натурфилософия – учение, сочетающее в себе философские и естественнонаучные знания.

Таким образом, философия одновременно является естественной, гуманитарной и технической наукой. При этом у неё есть точки соприкосновения с каждой из двух с половиной тысяч наук, признаваемых современным научным миром. И ни одна другая наука не может похвастаться подобной универсальностью.

Людвиг Витгенштейн и языковые игры

Австрийский философ Людвиг Витгенштейн был среди тех, кто создал новый способ мышления – аналитическую философию, предметом которой выступал язык и речь как средство коммуникации. Его главный вклад в развитие философии состоял в попытке создания чистого, идеального языка, используя точные методы. Главные теоретические осмысления развивались вокруг двух тезисов:

  • структура языка детерминирует понимание мира;
  • значение слова зависит от контекста, то есть от «языковой игры».

Так, в 1945 году, Витгенштейн обосновал теорию «языковых игр» – системы конвенциональных правил использования слов, терминов, понятий. Суть этой теории заключалась в том, что досконально и всесторонне понять некую проблему можно, только если участники дискуссии сперва установят четкие критерии обсуждения зависимо от контекста, т.е. от «языковой игры».

Выдвинутое предложение Витгенштейна о «языковых играх» не имело жесткого обозначения самих правил, а предусматривало плюрализм значений, о которых нужно было сперва договориться. Это должно было помочь устранить множество противоречий, которые возникают от недопонимания смысла значений и свободной интерпретации понятий. Такой подход был широко принят в научной среде и активно развивался следующие десятилетия в разных научных дисциплинах.

Впоследствии развития и принятия научным сообществом «языковой игры» в 1950-х гг., Витгенштейн сделал большой вклад в развитие лингвистической философии.

Подмена понятия?[]

В традиционной формальной логике с “подменой понятия” мы сталкиваемся в паралогизмах и в случаях, которые являются разновидностями софистических приёмов:

  • В такой преднамеренной логической ошибке как “подмена тезиса” (ignoratio elenchi). Эта ошибка, состоит в неправильности умозаключений, на которых строится рассуждение,
  • В случае, когда понятие “в широком смысле” заменяется понятием “в узком смысле”.
(Смотри, например, А.Д.Гетманова. “Логика. Словарь-справочник”, М., 1988, Логические ошибки.).

Вопрос, однако, не так прост, как может показаться на первый, неискушённый взгляд.

“Каждый философ вкладывает в философские понятия свое собственное содержание, свой собственный смысл. Сравните, например, употребление таких понятий, как “субстанция», “материя», “душа», «опыт», “движение”, крупнейшими философами Нового времени, и вы увидите, как сильно они расходились в истолковании этих понятий”
А.Л.Никифоров, «Философия как личный опыт».

То есть речь здесь совсем не идёт о паралогизме или софистическом приёме. Всё принципиально иначе.

В чём же здесь дело?

Известно, что “понятие в мышлении” и “слово-ярлык” одного из Естественных языков суть принципиально различные объекты.

В бытовой речи одному и тому же “понятию в мышлении” может быть, в принципе, поставлено в соответствие и применено любое из слов-ярлыков, являющихся синонимами. Это не приводит к ошибке или разночтению в связи с тем, что верификация суждения с этим словом-ярлыком осуществляется в “режиме реального времени”.

В неформализованном тексте этого уже сделать совершенно невозможно.

Истолкование суждения приходится проводить по другим текстам того же автора, созданным в тот же исторический период, что не всегда реализуемо.

Даже если такое “истолкование” проведено, его результат практически всегда не является полностью адекватным мысли автора и содержит в себе ошибку. Допустима ли она, эта ошибка?

Практически никогда, если речь идёт о предельных абстракциях. Почему?

По умолчанию в любом философском тексте изложение осуществляется в рамках идеализации, “мировоззренческого взгляда”, который разделяется автором. Все понятия рассматриваются принципиально через эту призму!

Катастрофичной ситуация становится тогда, когда абстрактное понятие ещё не познано и различные исследователи придают ему различный смысл, а не просто разные оттенки смысла, которыми можно было бы пренебречь (иначе, речь идёт не о знании, но о различных мнениях).

В этом случае истолкование текста исследователем равносильно “тончайшему переводу с одного языка на другой”.

Объект и предмет философии

Объектом изучения называют определенную часть объективной реальности, представляющую интерес для науки. Предметом изучения называют процесс или явление, позволяющее понять свойства изучаемого объекта. К примеру, объектом изучения для социологии является общество, а предметом – взаимоотношения в обществе.

  • Объектом философии является весь материальный и духовный мир, поэтому её можно считать самой всеобъемлющей наукой.
  • Предметом философии являются в первую очередь законы существования природы, особенности взаимодействия различных объектов, познание этих законов и особенностей, познание самого познания. В философии существует огромное количество направлений, школ и течений, поэтому перечислить все явления и свойства, которые могут считаться предметом её изучения, просто невозможно.

Джерри Фодор и модулярность сознания

Американский психолингвист и философ Джерри Фодор является одним из самых влиятельных представителей философии сознания. Его главные научные разработки относятся к изучению ментальных репрезентаций и существованию внутреннего языка мышления, который помогает мозгу кодировать информацию. По его мнению, мозг человека развит намного лучше мозга приматов, и это обусловлено эволюцией.

По мнению Фодора, мозг складывается из независимых модулей, которые помогают обрабатывать информацию – каждый модуль обрабатывает один тип информации. Остается только непонятным, как эта модулярность мозга человека возникла. Такие рассуждения Фодора впоследствии внесли большой вклад в развитие теоретической лингвистики, исследований генома и нейробиологии.

Общность языка и мышления

Язык и мышление представляют собой единство, основанное на двух ключевых аспектах:

  • Генетический аспект сформировался в процессе эволюции. Он выражается в том, что появление языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот.
  • Функциональный аспект представляет собой неразрывность этих двух составляющих, невозможность существования языка без мышления и способность к развитию друг друга.

Рассуждения о связи этих двух понятий строятся на основе философии развития мышления. Язык обеспечивает мыслям человека реальное существование, доступное другим людям. В то же время он не только позволяет выражать мысль, но и формирует ее, что говорит об их тесной связи. Вместе с тем язык и мысль не равнозначны. Каждая составляющая развивается и функционирует по своим особым правилам и является относительно самостоятельной. Так, в зависимости от вида мышления, целей мыслительной деятельности и т.д. характер взаимоотношений языка и мышления в процессе общения и познания может варьироваться, и тогда мы можем наблюдать отличительные особенности этих двух систем.

Мышление

Чтобы иметь более полную картину, для начала давайте определим, что такое сознание.

Сознание – это высший уровень отражения окружающей действительности, присущий только человеку, который выражается в субъективном переживании событий внешнего и внутреннего мира, формировании отчета об этих событиях и ответной реакции.

В свою очередь, мышление – это способность человека фиксировать мир в понятиях и делать на их основе выводы в форме суждений и умозаключений. Это целенаправленное логическое рассуждение, иногда о вещах совершенно абстрактных, не имеющих непосредственного отношения к человеку, к его состоянию здесь и сейчас. Мышление является главным компонентом сознания.

Принято выделять следующие виды мышления:

  1. Практически-действенное мышление – является самым ранним видом мышления человека как в эволюции, так и в онтогенезе. Этот вид мышления необходим в тех ситуациях, когда наиболее целесообразно решать мыслительную задачу непосредственно в процессе практической деятельности.
  2. Наглядно-образное мышление – позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность. Данный вид мышления можно наблюдать в случаях, когда содержание мыслительной задачи основано на образном материале (при анализе, сравнении, в случае необходимости нарисовать предмет, изобразить его схематически или в виде символа, обобщить разные объекты, события и явления).
  3. Словесно-логическое мышление – свойственно только человеку. Особенность этого вида мышления заключается в том, что задача решается в словесной форме. Благодаря вербальной форме, человек использует более отвлеченные понятия. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. Мышление в его словесно-логическом виде проявляется в языке.

Проблему взаимосвязи языка и мышления в психологии можно представить двумя полюсами: на одном – отождествление этих понятий, их слияние воедино, на другом – их отделение, независимость друг от друга. Но мышление и язык представляют собой сложную структуру, которую нельзя разделить или приравнять. Находясь в противоречивом единстве, язык и мышление влияют друг на друга и не могут существовать раздельно.

Функции философии

Поскольку философия – это очень сложная и многогранная наука, список её функций весьма обширен. В качестве наиболее важных можно назвать такие функции как:

  • Мировоззренческая. На протяжении многих веков ключевой задачей философии было формирование целостной и непротиворечивой картины мира. Она пытается понять и объяснить, как устроен мир, какое место занимает в нём человек и как он взаимодействует с окружающей действительностью.
  • Методологическая. Другая важная задача философии состоит в том, чтобы создавать механизмы и методы познания окружающего мира.
  • Мыслительно-теоретическая. Философия учит нас рассуждать логически, выстраивая схемы, которые достаточно точно и однозначно отражали бы явления окружающего мира.
  • Гносеологическая. Это фундаментальная функция философии, цель которой состоит в том, чтобы обеспечить механизм максимально точного и адекватного познания действительности.
  • Критическая. Данная функция состоит в том, чтобы подвергать сомнению существующие и новые знания об окружающем мире, находить противоречия, разрушать догмы, бороться с недостоверностью и окостенелостью накопленных знаний.
  • Аксиологическая (ценностная). Суть данной функции заключается в оценке объектов и явлений с учетом имеющихся систем ценностей.
  • Социальная. Эта функция заключается в объяснении процессов, которые привели к возникновению общества, а также в описании основных законов, по которым общество существовало на разных этапах своего развития.
  • Воспитательно-гуманитарная. Одна из важных задач философии всегда заключалась в том, чтобы развивать и прививать людям гуманистические ценности.
  • Прогностическая. В рамках данной функции философия пытается спрогнозировать, как будет развиваться человечество, общество и весь мир.
  • Общекультурная. Суть данной функции заключается в том, чтобы согласовывать достижения во всех сферах жизни, формируя единую культуру, общую для человечества.
  • Практическая. Данная функция состоит в практическом подтверждении теоретических суждений.

Марио Бурге и интеллектуальная интуиция

Аргентинский философ и физик Марио Бурге, на основании наблюдения за феноменом интуиции и ее разными видами, обосновал психологическое явление «интеллектуальной интуиции».

Согласно его утверждениям, интеллектуальная интуиция – это результат взаимодействия чувственной интуиции и разума во время познания. Именно интуиция помогает освоить профессиональную компетенцию. Своим тезисом Марио Бурге пытался доказать еще один надежный способ получения научного знания.

Сильной стороной его рассуждений является то, что такая интуиция – это результат деятельности разума, и она должна быть включенной в определенную теорию. В этих рамках интуиция помогает анализировать, формулировать логические рассуждения и подбирать нужные понятийные компоненты. Согласно пониманию Марио Бурге, интеллектуальная интуиция – это лишь важный инструмент познания, который можно использовать на ранних стадиях исследования.

Логические позитивисты и логика философии[]

Если взглянуть на факт исключения логическими позитивистами философских категорий из универсума логики с другой стороны — со стороны категориальной базы философии, то окажется, что логические позитивисты одномоментно лишили философию её философской логики. Иначе, отказали традиционной философии в праве на существование: все достижения прежней философии, таким образом, были объявлены не имеющими никакого значения и смысла. Это «семантическое безумие» продолжалось почти до конца 60-х гг. ХХ века.

Начиная с 70-х гг. ХХ века в процессе перехода от постпозитивизма и постструктурализма в ситуацию постмодернизма в философии с её гипертрофированным «фундаментальным сомнением в возможности единства взглядов», одновременно происходила реабилитация достижений классической философии.

Ситуация постмодернизма в философии суть всего лишь «детская болезнь левизны», “временная растерянность”, связанная с “болезнью роста”. Философы растерялись, столкнувшись с резким усложнением решаемых проблем, с бурными изменениями во всех сферах познания, с периодом смены мировоззренческой парадигмы во всём мире, вызванным научно-технической революцией последней трети ХХ века. Философия не успевает выполнять свою основную функцию: обобщать обобщённое — “старый инструментарий” уже не работает…

Вывод из вышеизложенного может быть только один: в философии отсутствует общепризнанный содержательный формализм, который бы позволял философам говорить на одном языке и предоставлял в их распоряжение общезначимый «механизм» обоснования и опровержения философских суждений.

Однако вся историческая философская практика говорит о том, что существование такого универсального формализованного языка для всех сегментов философского познания равносильно существованию универсальной истины бытия, то есть бога, что находится за гранью научного реализма. Аналогично не существует универсального языка физики, а каждое направление физики имеет собственную проблемно-ориентированную терминологию.

Язык и речь

Язык и речь являются, хоть и близкими понятиями, но не идентичными, и следует их различать.

Язык – это сложная знаковая система, которая служит средством хранения и передачи информации. Язык является специфическим социальным средством коммуникации, единым для всех представителей конкретного общества и постоянной переменной для взятого периода времени.

Большинство ученых выделяют следующие функции языка:

  • Мыслеформирующая функция. Язык оформляет и выражает мысли в виде слов.
  • Когнитивная функция. Язык – способ познания мира, накопления и передачи информации другим людям и последующим поколениям.
  • Коммуникативная функция. Язык является средством общения между людьми.

Речь – это непосредственно процесс общения, проявление языка в различных видах речевой деятельности: говорении, слушании, чтении и письме. Речь – это язык в действии. Если язык – постоянная переменная, то речь каждого человека индивидуальна и меняется в зависимости от особенностей личности, образованности, контекста, ситуации, настроения и т.д. Язык един для отдельной группы людей, а речь – индивидуальна и неповторима.

Лингвист Роман Якобсон выделяет следующие функции речи:

Коммуникативная (референтивная). Самая важная функция в процессе общения, т.к. выражается в передаче сообщения (информации о предмете).
Апеллятивная (директивная) функция соответствует получателю сообщения. Здесь говорящий старается повлиять на адресата, чтобы вызвать какую-либо реакцию.
Экспрессивная (эмотивная) функция соответствует отправителю. Выражает чувства говорящего, его отношение к информации, которую он доносит

Здесь важно не что сказано, а как. Таким образом, одну и ту же фразу один человек может сказать совершенно по-разному, в зависимости от ситуации.
Фатическая функция (контактоустанавливающая)

Цель сообщения – наладить контакт, завязать или прервать общение, проверить, работает ли канал связи. В основном эта функция реализуется в приветствиях, поздравлениях, умении вести светскую беседу.
Поэтическая (эстетическая) функция соответствует сообщению. Главной здесь является форма сообщения, т.е
внимание направленно на сообщение как таковое вне его содержания. Так могут нравиться стихи или песни по своей форме, когда смысл текстов не понятен слушателю.
Метаязыковая функция связана с какими-либо трудностями в общении, когда требуется речевой комментарий
Она позволяет выяснить, понятен ли язык. Например: «Я не понимаю, что вы имеете в виду», «Я понятно выражаюсь?»

Можно сделать вывод, что язык и речь – две стороны одной медали, где язык – орудие, а речь – деятельность человека по использованию языкового кода. Так что теперь давайте разберем, что понимается под понятием «мышление» и какие виды мышления выделяют ученые.

Ричард Рорти и иронизм

Ричард Рорти – американский философ поздней аналитической традиции, был одним из последователей Людвига Витгенштейна, и значительным образом переосмыслил и усовершенствовал его научный вклад в научное мышление.

Он отверг принятое утверждение прагматизма, что человеческое сознание является «зеркалом природы», полностью независимым от самого наблюдателя. Ричард Рорти выдвинул собственные утверждения, которые сформировали философию неопрагматизма (или американского прагматизма), согласно которой, все научные и философские методы и подходы формируют набор условных словарей и понятий, который зависит от среды обитания человека. И именно осознание собственной зависимости от среды и случайности своего места в истории Рорти назвал состоянием «иронизма».

Согласно Рорти, понимание «иронизмом» своего бытия должно привести человечество к более мирному образу жизни. Своими текстами Рорти пытался доказать, что даже философия не является фундаментальной дисциплиной, которая имеет привилегированный доступ к реальности, а является только инструментом познания мира. Таким образом, отвергая понятие «реалистической догмы», Рорти выступает за принятие принципов четкой «языковой игры» конкретным сообществом индивидов.

Гипотеза Сепира-Уорфа

Главная идея гипотезы Сепира-Уорфа состоит в том, что наше мировоззрение зависит от языковой структуры среды обитания. Эта формулировка вызвала много дискуссий вокруг рассуждений исследователей, более того, одни ученые считают ее только гипотезой, но в то же время много ученых называют ее теорией и активно развивают идеи Эдварда Сепира и Бенджамина Уорфа и доказывают ее эффективность.

Сегодня в научной среде бытует две интерпретации этой гипотезы – строгая и мягкая. Согласно строгой формулировке, мышление определяется языком, что делает все когнитивные способности человека зависимыми от лингвистических категорий. С другой стороны, идея мягкой интерпретации состоит в том, что мышление и лингвистические категории являются главными факторами, которые формируют нашу культуру и неязыковое поведение.

Гипотезу Сепира-Уорфа сегодня активно развивают когнитивисты, которые доказывают зависимость нашего мышления от .

Сущность языка с точки зрения философии языка

Переход от философской классики к периоду философии языка связан с изменением объекта исследования: вместо «идей» появляются лингвистические сущности. Субъект познания сдвигается на периферию познавательного процесса или вообще устраняется, а дискурс начинает рассматриваться как автономный. Ж.-Л. Нанси аргументировано отмечает, что философия как артикуляция логоса была субъектом полиса как пространства этой артикуляции, зато полис как совокупность логосов был субъектом философии как средства генерирования их общего логоса. Сам же логос приобретает сущность и смысл благодаря такой взаимности: он является общей основой сообщества, а сообщество – основой бытия.

Рисунок 1. Ж.-Л. Нанси. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стоит отметить, что во временном диапазоне от Платона до Гумбольдта теория речи не разграничивалась на философию языка и лингвистику. В частности, до конца XVIII века лингвистика не была отделена от логики, а ее предметом (как части тогдашней логики и философии) считались конвенционально канонизированные способы выражения мысли.

Отделение лингвистики произошло в XIX веке. Этот шаг детерминирован генерированием эволюционного взгляда на язык, который позволил идентифицировать предмет лингвистики как самостоятельный предмет, отличный от предмета любой другой науки. В ХХ веке различные аспекты феномена языка рассматривались представителями следующих подходов:

  • бихевиоризма;
  • феноменологии;
  • теории социального взаимодействия;
  • неоструктурализма;
  • герменевтики.

В частности, теория лингвистической относительности, обоснованная и представлена Э. Сепиром и Б. Уорфом, интерпретирует язык в виде своеобразного оптического фокуса, с помощью которого человек воспринимает действительность. В начале ХХ века приобрел популярность прагматичный подход (Ч. Пирс, Дж. Дьюи, Ч. Джеймс) как концептуальное противопоставление структурализму, в соответствии с которым язык представлял собой замкнутую структуру, а также формальной грамматике Н. Хомского, согласно которой объектом лингвистической теории являются только языковые знания и языковая компетентность субъекта речи

Прагматический подход акцентировал внимание на конкретном субъекте речи в пределах конкретного коммуникативно-прагматического пространства

В свою очередь, концептуалистское понимание языка как структуры разрабатывали И.-О. Бодуэн де Куртенэ и Ф. де Соссюр, а также исследователи Копенгагенского лингвистического центра Л. Ельмслев, В. Брьондал, Х. Ульдаль. С точки зрения этого мировоззренческого подхода, язык является универсальной системой, которой присущ мягкий детерминативний характер. Язык зарождается на уровне нейрофизиологических процессов индивида и распространяется на целых уровень глобальной коммуникации и взаимодействия. Основным системообразующим принципом языка возникает бинарная языковая оппозиция.

Замечание 2

Помимо этого, одним из важнейших направлений интерпретации языка как философского понятия стала аналитическая философия. Философы-аналитики убеждены, что ни одна фундаментальная проблема человеческого бытия не может быть ни поставлена, ни решена без использования инструмента языка, без учета его роли в жизни человека и общества.

Возникает вопрос: чем отличается аналитическая философия от других философских течений? Во-первых, убежденностью в том, что философский анализ языка может привести к философскому объяснению мысли, а во-вторых, убежденностью в том, что это единственный способ достичь глобального объяснения. Эти два принципа-близнеца отмечены и логическими позитивистами, и Л. Витгенштейном в различных фазах его развития, и оксфордской философией «обыденного языка», и посткарнаповской философией в Соединенных Штатах, в том виде, в котором она предстает перед нами в трудах Куайна и Дэвидсона, хотя разница во взглядах этих двух авторов весьма существенная. Так, по мнению Л. Витгенштейна, философия не должна вмешиваться в фактическое употребление языка, она может лишь описывать его.

Надо признать, что как вышеупомянутые, так и в целом все мировоззренческие течения произвели существенное влияние на современную логику, лингвистику и философию языка.

Философия нетождественности языка и мышления

Язык и мышление представляют собой две отдельные системы, наполненные собственным содержанием и существующие по своим самостоятельным законам развития и функционирования. Исходя из этого, выделяют следующие отличия этих систем:

  • Структурными компонентами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Составные части языка: фонема, морфема, лексема, слово, предложение, и др.
  • Мышление отражает мир в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно получая более конкретное, ясное и полное представление о предметах и сущности явлений. Язык, со своей стороны, фиксирует полученное знание, он выделяет и подчеркивает в нем то, что ранее было произведено мышлением.
  • Мышление формируется под влиянием законов психологии и логики, при этом познавательные способности субъекта играют очень значимую роль, а язык определяется структурой конкретного языка, развиваясь на фоне общественных норм и культурных традиций. Так, мышление всех людей мира осуществляется по общим законам, а языки и речь сильно отличаются друг от друга.
  • Мышление и речь имеют различные генетические корни: мышление человека – от наглядно-образного мышления животных, а человеческая речь – от звуковых нечленораздельных сигналов животных.

Итак, очевидно, что мышление и речь не являются синонимами или взаимозаменяемыми понятиями. Они образуют тесную, неразрывную связь, в которой речь является инструментом мышления каждого из нас. Когда вы проговариваете свою точку зрения, доносите свою мысль до окружающих в словесной форме, вы улучшаете свою мыслительную деятельность, занимаетесь ее совершенствованием. Поэтому когда вам сложно что-то объяснить человеку, но вы стараетесь найти нужные слова и правильно сформулировать мысль, знайте, что в этот момент вы развиваете речевые навыки, а соответственно улучшаете свое собственное мышление.

Всегда есть выбор: развиваться или нет, поэтому давайте стремиться вверх, а не катиться вниз. Больше читайте, изучайте свой родной язык, старайтесь говорить правильно и красиво. Вы явно станете более интересным собеседником, но гораздо важнее, что таким образом вы будете развивать свое мышление, а соответственно себя.

Желаем успехов!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: