Происхождение и формирование языка

Лингвистические группы 3000 лет до н.э.

В современном мире наиболее распространенной языковой семьей (группой) является индоевропейская, на ней говорит половина населения мира. В эту группу входит множество языков, от хинди до норвежского и английского.

Считается, что группа произошла от языка кочевников по равнинам Восточной Европы и Западной Азии еще около 3000 лет до нашей эры.

Примерно с 2000 годов до н.э. люди, говорящие на индоевропейских языках, начали распространяться по всей Европе, достигнув Атлантического побережья и северных берегов Средиземного моря. Они также проникли далеко в Азию, оккупируя Иранское плато и большую часть Индии.

Еще одна лингвистическая группа, которая играет большую роль в ранней истории Западной Азии — семитская. Предположительно, она происходит от одного племени, кочующего по Южной Аравии.

Примерно в 3000 году до н.э. на большом участке пустынной территории от Южной Аравии до Сирии стали говорит на семитских языках. Некоторые семитские народы были очень важны для развития цивилизации, например, вавилоняне, ассирийцы, евреи, финикийцы.

Любопытно, что происхождение разговорного языка связывают с двадцать шестой династией в Египте, а первый письменный эксперимент приписывают фараону Псамметиху I.

Биолог из университета Окленда в Новой Зеландии Квентин Д. Аткинсон считает, что язык возник только один раз, и местом его зарождения была Юго-Западная Африка. В отличие от других исследований о происхождении языка, Аткинсон сосредоточился не на словах, а на фонемах. Это основные отличительные единицы звука, с помощью которых представлены слова.

Аткинсон исследовал более 500 языков по всему миру и применил математические методы к лингвистике. Он выяснил, что чем дальше люди путешествовал из Африки, тем меньше фонем оставалось в употреблении.

Выводы Аткинсона ставят под сомнения предыдущие выводы ученых. В таком случае язык мог зародиться намного раньше, ведь африканские популяции начали свое расселение в Азию и Европу примерно 60 тысяч лет назад.

Препятствия для возникновения языка эволюционным путем

Если теория эволюции верна, то люди обязаны были преодолеть немало препятствий, прежде чем смогли бы общаться языковыми средствами. Первое среди этих препятствий известно как устойчивость референтных систем и заключается в том, что за звуками, издаваемыми животными, закреплены конкретные значения. 

Например, собака рычит непосредственно на объект, в котором видит опасность, но не сообщает рычанием о возникшей опасности кому-то другому. Если бы собака зарычала, чтобы оповестить другую об опасности, то ее рычание не было бы воспринято как предупреждение. Таким образом, для появления языка люди были обязаны найти способ общаться об объекте, а не с объектом.

У животных общение ограничивается проявлением эмоций. Людям же для того, чтобы выражать с помощью языка свои мысли, требовался синтаксис. Синтаксис — это определенный способ соединения слов в предложения для передачи смысла сообщения. В различных языках этой цели служат порядок слов, суффиксация, метаязык (такие части речи, как относительные местоимения, местоимения, наречия, предлоги, союзы, а также окончания и т. д.). Человек не может передать другому свои мысли, не прибегая к синтаксическим построениям, речь без синтаксиса сводится к восклицаниям и приказам.

Кроме того, эволюционистам никак не удается объяснить закономерности изменений, которые произошли в языках с момента появления письменности, сохранившей эти изменения для современных лингвистов. Самые древние языки — латынь, древнегреческий, древнееврейский, санскрит, финикийский, древнесирийский—гораздо сложнее любого из современных языков. Все, кто в наши дни сталкивается с этими языками, без колебаний признают, что они определенно запутаннее и труднее для изучения, чем нынешние. 

Языки никогда не становились сложнее, чем были, напротив, со временем они только упрощались. Однако это никак не согласуется с теорией биологической эволюции, согласно которой все сущее со временем усложнялось.

Учеными были выдвинуты десятки гипотез о том, как люди преодолели препятствия для появления языка, эти гипотезы в большинстве своем весьма умозрительны и существенно расходятся между собой. Так, Жан-Жак Руссо, французский философ конца XVIII века, считал первопричиной языка человеческие чувства и страсти, поэтому, согласно Руссо, наша речь начиналась с поэзии. 

Несмотря на славу Руссо, с ним мало кто согласился, и появилось множество новых версий возникновения языка. Эволюционисты полагают, что язык либо произошел из звуков, с помощью которых общаются животные, либо сначала возник язык знаков, а затем к знакам постепенно добавлялись звуки, и в конце концов появилась устная речь. 

Некоторые эволюционисты утверждают, что человеческий разум и способность к звукоподражанию позволили людям «изобрести» язык. Другие же придерживаются того мнения, что язык возник у людей «чудесным образом» или что люди на определенной стадии эволюции открыли в себе способность к общению посредством речи.

Согласно теории эволюции, люди начали отделяться от обезьян примерно 2-4 миллиона лет назад, когда стали использовать предметы в качестве орудий труда. Эволюционисты полагают, что миграция людей из Африки началась 100 000 лет назад, и к 10 000 г. до Р. Х. люди расселились по всему миру. 

Исходя из этого, они утверждают, что язык либо уже сформировался 100 000 лет назад (или, по крайней мере, находился на одной из заключительных стадий развития) и затем из этого языка в отдельных группах людей, расселявшихся по Земле, произошли тысячи языков, многие из которых существуют и поныне, либо же он возник одновременно в разных уголках земного шара уже после того, как люди расселились по всей планете к 10 000 г. до Р. Х. 

Сторонники различный теорий происхождения языка не могут прийти к согласию относительно того, когда люди начали общаться с помощью слов, а поскольку невозможно ни установить, ни воссоздать ни один из праязыков, якобы возникших эволюционным путем, приверженцам теории эволюции остается довольствоваться лишь догадками о том, как мог появиться язык.

Средневековье и Возрождение: нет времени объяснять, иди и зубри

В Средние века образованным людям важнее всего было знать латынь и греческий. Греческий ― для чтения трудов античных учёных, в те времена и составлявших основной корпус знаний (кстати, греческий учили и древние римляне). А латынь ― для университетского и богословского образования, а также для научного общения. Именно латынь вплоть до XVII века была тем, чем сейчас считается английский, ― лингва франка, языком международной коммуникации. Математик из Рима и учёный монах из Уппсалы, встретившись где-нибудь в Бремене, говорили между собой именно на латыни. Преподавание во всех университетах велось на латыни. Не говоря уже о том, что язык богослужения у католиков ― тоже латинский.

Так что этот язык вовсе не был мёртвым ― не являясь языком определённой нации, он тем не менее звучал на площадях, в университетах и в монастырях всей Западной Европы.

Латынь вышла из употребления только после того, как маленькие княжества с собственными диалектами объединились в государства, а из десятков говоров сформировались национальные языки ― итальянский, французский, немецкий и прочие.

Образованные жители разных стран общались между собой на латыни. Но путешествия в те времена были делом редким, опасным и дорогим, поэтому и шансы попрактиковаться в разговорной латыни ― крайне низкими. Неудивительно, что на протяжении веков (а то и тысячелетий!) вся система изучения иностранных языков ориентировалась на чтение и письмо. А вот навыки устной речи и аудирования оставались в тени до самого XIX века, когда развитие транспорта и дорог сделало поездки в другие страны более или менее обычным делом.

В Средние века главным способом изучения иностранных языков был грамматико-переводной метод. Фонетику этот метод попросту игнорировал, лексика изучалась постольку-поскольку, зато грамматическим правилам уделялось огромное значение ― их полагалось зазубривать, а не анализировать. Зубрёжка вообще считалась эффективным методом постижения любых премудростей. Ученики заучивали греческие и латинские тексты так, чтобы они буквально отскакивали от зубов, ― а вот понимать их считалось необязательным.

Всё это немного напоминает способы преподавания английского языка в советских школах, где ученики много лет чертили таблички и учили правила, но в итоге почти не могли говорить на английском с иностранцами.

Овладеть языком таким образом крайне трудно, но у средневековых учителей были и другие цели. Изучение латыни должно было также тренировать память и терпение, прививать дисциплину и усердие. С этим такой схоластический метод справлялся вполне неплохо. Но нагруженные теорией школяры должны были сами осваивать практику, системно этим никто не занимался.

Чтобы осваивать язык именно как инструмент для общения, накануне Ренессанса появился другой метод ― лексико-переводной. В сравнении с грамматико-переводным он стал настоящим прорывом. Для тренировки ученики дословно переводили массивные тексты с латыни на родной язык и обратно. Слова считались главным элементом языка, а правила изучались только в качестве комментария к тексту. В результате учащиеся понятия не имели, как грамматически устроен иностранный язык, но всё же могли свободно читать и переводить.

Ссылки:

  1. : Corballis, MC, FromHandtoMouth: TheOriginsofLanguage, PrincetonUniversityPress, Princeton, NJ, p. 23, 2002.

    : Evolang-2000 Conference, Paris, France, 2000,1 May 2004.

    : Harrub, B., Thompson, B. andMiller, D., Theoriginoflanguageandcommunication, JournalofCreation 17(3): 93-101, 2003, 26 October 2004.

    : Clark, VP, Eschholz, PA andRosa, AF (Eds.), Language: IntroductoryReading, St. Martin ‘Press, NewYork, p. 28, 1981.

    : Salus, PM (Ed.), On Language: PlatotoVonHumboldt, Salus, Holt, RinehartandWinstonInc., NewYork, p. 144, 1969.

    : Spielvogel, JJ, WesternCivilization, vol. I: To 1 715, Wadsworth / ThomsonLearning, Belmont, CA, pp. 2-3, 2003.

    : Grimm, JKL, OntheOriginofLanguage, translatedbyWiley, RA,Brill, Leiden, Netherlands, p. 3, 1984.

    : Lieberman, P., EveSpoke: HumanLanguageandHumanEvolution, WW Norton&,Company, NewYorkCity, pp. 133-134, 1998.

    : Trask, RL, KeyConceptsinLanguageandLinguistic, Routledge, NewYork, p. 218, 1999.

    : Garfield, E., Whenapesspeak, linguists listen-part 1: theapelanguagestudies, EssaysofanInformationScientist 8 (31): 3-11, 1985.

    : Blackmore, SJ, TheMemeMachine, OxfordUniversityPress, Oxford, 1999, 1 October 2004.

    : Corbalis, ref. l, p. 63.

    : Rizzolatti, G, Fogassi, L. andGallese, V, Neurophysiologicalmechanismsunderlyingtheunderstandingandimitationofaction, NatureReviewsNeuroscience 2: 661-670, 2001.

    : Pepperberg, IM andBright, RJ, Talkingbirds: birdscanlearntotalk … andtounderstand, Birds USA, 1990. AnnualMeeting.

    : Trask, ref. 9, pp. 218-219.

    : Oiler, JW Jr, Languagesandgenes: cantheybebuiltupthroughrandomchangeandnaturalselection? PsychologyandTheology 30(1): 26-40, 2002, p. 6.

    : Englefield, FRH, Language: ItsOriginandItsRelationtoThought, Wells, GA andOppenheimer, DR (Eds.), Scribner, NewYork, p. 19, 1977.

    : Corbalis, ref. l, pp. 52-54.

    : Corbalis, ref. 1, pp. 41-42.

Показать больше

Языки и расы

Общая языковая семья не подразумевает наличие какой-либо расовой связи, но в современном мире это часто размывается. Например, в рамках индоевропейской семьи существует индоиранская подгруппа, известная как арийские языки. На них говорят на территории от Персии до Индии.

В конце 19-го века была ошибочно выделена расистская теория об арийской нации, определенной как господствующая. При этом стоит учитывать, что термин «арийский» является лингвистическим, а не генетическим.

То же самое можно сказать об семитской группе, которая включает две нации, сыгравших важную роль в истории человечества — арабы и евреи.

Плюс-минус тысячи лет

Однозначно на вопрос о времени возникновения членораздельной звучащей речи ответить нельзя. Ясно, что это произошло не одномоментно, а в результате длительного процесса и эволюции протоязыка (или предъязыка). Процесс этот не мог завершиться раньше, чем у homo появился большой мозг с развитыми лобными долями, сильная дыхательная мускулатура и анатомически подходящие вокальный тракт, гортань и подъязычный канал, которые обеспечили подвижность языка и широкий диапазон воспроизводимых звуков. Физиологически к изобретению нормальной звучащей речи подошёл уже гейдельбергский человек (Homo heidelbergensis), наш предок, который жил 800−130 тыс. лет назад. Вероятно, он мог даже пользоваться «протограмматикой». Однако язык со сложным синтаксисом сложился только у нашего вида, Homo sapiens, с его продвинутым мозгом. По мнению лингвиста Светланы Анатольевны Бурлак, это произошло не менее 195 тыс. лет назад (плюс-минус около 5 тыс. лет).


Гейдельбергский человек, реконструкция. (aminoapps.com)

Некоторые анатомические предпосылки к речи складывались и ранее, у человека прямоходящего (2−1 млн лет назад) и даже умелого (2,8−2,5 млн). А самое главное, что тогда же появились не только анатомические предпосылки. Человек начал много путешествовать, производить орудия труда, осваивать новые экологические ниши, а значит, обменивался информацией и совершенствовал свои социальные навыки — они улучшались вместе с ростом мозга. Homo общался всё больше и всё более сложными способами. Для этого наши предки пользовались примитивной речью и протоязыком, так как для полноценного языка homo ещё не созрел (о том, что язык возник именно как социальный инструмент, говорили с 19 в. Л. Нуаре, Дж. Фёрс, М. Томаселло и др. учёные). И здесь возникает вопрос: как именно появился этот протоязык?

В 18−19 вв., когда пытливые умы стали впервые задавать этот вопрос, предлагались разные идеи. Основные теории до сих пор живы, правда, теперь они не так остро конфликтуют, а скорее дополняют друг друга: в процессе эволюции языка человек мог пользоваться многочисленными механизмами. Единственное, что не принимается большинством учёных, это предположение о том, что язык произошёл непосредственно от сигнальных систем животных. Ясно, что так как язык требует обучения, мышления и способности произвольно наделять знаки значениями и складывать их в оригинальные комбинации в соответствии с грамматическими правилами, то это уникальное человеческое изобретение.

Итак, теории.


Человек умелый. (Science Source)

Латинский и немецкий языки: с 5-го века

На протяжении всей истории языки проникают друг в друга, поскольку слова распространяются с завоеваниями, империями, торговлей, религией, технологией и (в современном мире) с глобальными развлечениями.

Это разделение четко отражает влияние Римской империи даже после распада. Италия, Испания и Франция после падения Рима сохранили влияние латыни, а германские области даже в момент расцвета никогда полностью не контролировались империей.

Англия вообще была в безопасности от вторжения и влияния римлян, на них больше воздействовали германские племена англов и саксов. Из-за этого язык там сформировался под англосаксонским влиянием. Однако современный вариант английского языка наполовину подвержен романскому и германскому влиянию. Это произошло из-за нормандского завоевания. За несколько столетий правления нормандских правителей английский был подвержен вхождению французских слов и возвращению латыни.

Взаимодействие с соседними языками (контактная лингвистика)

Изучением взаимодействия языков рассматриваются контактной лингвистикой (контактологией),
которую иногда называют ареальной лингвистикой (ареологией).
Но я бы не стал так смешиваать.
Контактологией можно назвать любую нелингвистическую науку.
Ареальное взаимодействие языков — частный случай,
в котором проявляются почти такие же закономерности (или их часть),
как и в языках, чьи носители чересполосно соседствуют или одни из них эксплуатируются другими.

Исследование взаимодействия контактирующих языков смотрите в интерлингвистическом разделе
на странице по интернационализации.

Теория создания языка силой человеческого разума

Некоторые ученые предположили, что люди неким образом создали язык благодаря своему разуму. Согласно их теории, по мере эволюции человека интеллектуальные способности людей непрерывно росли и в конце концов позволили людям начать общаться друг с другом. Это предположение также кажется весьма логичным, однако большинство ученых и лингвистов отрицают такую возможность. В частности, Дуайт Болинджер, ученый и лингвист, исследовавший языковые способности шимпанзе, говорит: 

Уровень интеллекта невозможно измерить без помощи языка. Так что гипотеза о появлении языка вследствие развития человеческого разума необоснованна и недоказуема.

Кроме всего прочего, ученые не могут доказать, что для языка необходим развитый интеллект. Напротив, зачастую данные науки говорят об обратном. Зоологам удавалось обучить обезьян шимпанзе общаться на языке жестов, и те оказались способны понимать и даже употреблять простейшие синтаксические структуры. 

Разумеется, они никогда бы не изобрели язык и не могли общаться с другими шимпанзе посредством синтаксиса, однако их уровень интеллекта оказался достаточным для того, чтобы понимать язык, если они обучены этому. 

Таким образом, можно сделать вывод, что своей способностью к языковому общению мы обязаны отнюдь не нашему высокоразвитому интеллекту.

Происхождение языка

Речь языка в качестве коммуникативного средства и средства выражения мысли человека могла сформироваться только при определенных условиях.

Вопрос происхождения языка интересовал уже древних греков, но полемика по нему идет и сегодня.

Общепринято несколько теорий происхождения языка:

  1. Звукоподражательная теория. Суть данной теории заключается в том, что человек еще не имеет языка, но при этом слышит звуки природа и старается им подражать, при этом он разработал систему, благодаря которой мог выстроить общение. Отрицать данную теорию нельзя, так как каждый язык содержит звуки природы (ку-ку – кукушка и пр.), но при этом нельзя и утверждать с полной уверенностью, что человек может на основе таких элементарных звуков разработать сложную языковую систему и называть предметы, которые не издают никаких звуков (камень, цветок).
  2. Теория междометий – была разработана эпикурейцами и развита Ж.-Ж. Руссо в XVIII веке. Сторонники данной теории считают, что язык сформировался из междометий, то есть звуков, которые сопровождали эмоции первобытного человека (ох – охать, хи-хи – хихикать и пр.). Таких слов в языках еще меньше, чем звукоподражательных, также в языке есть масса слов, не связанных с эмоциями, например, имена собственные предметов – стул, ложка, шкаф и пр. Для этих слов и должен был возникнуть язык, а не для того, чтобы выражать эмоциональное состояние человека, которое можно легко передать посредством мимики и жестов.
  3. Теория трудовых выкриков – разработана в трудах вульгарных материалистов и состоит из положений о том, что язык сформировался на основе выкриков, которые человек воспроизводит в момент трудовой деятельности. Эти выкрики не несли в себе никакой смысловой нагрузки, они ничего не выражали и использовались только для ритмизации труда. Так как эти выкрики не несли в себе никакой функции – коммуникативной, номинативной, экспрессивной, сложно говорить о них как о родоначальниках языка людей вообще.
  4. Трудовая теория – была разработана Энгельсом. В соответствии с ней, первобытное общество, чтобы выжить должно было объединиться в группы. Именно групповой характер труда и заставил человека налаживать коммуникацию с сородичами. Язык – это наиболее удобное средство для этого. По мере усложнения труда, усложнялся и человеческий язык. Эта теория хорошо прослеживается в современном обществе, в котором идет стремительное развитие технологий, то есть появляются неологизмы, устаревшим словам придается новый смысл.
  5. Теория социального договора – разработана Адамом Смитом, который говорил о том, что язык сформировался при возникновении общества, в качестве средства, необходимого для того, чтобы люди могли договориться. Теория может быть отмечена и на более поздних этапах развития языка. Например, договоренность мирового общества о международных обозначениях терминов. В древнем мире, сначала нужно было иметь язык, а уже потом договариваться о чем-либо.
  6. Божественная теория – есть у любого народа и говорит о том, что язык создал Бог или боги, или божественные мудрецы. На сегодняшний день ученые не имеют единого мнения относительно происхождения языка, но можно предположить, что язык сформировался под воздействием нескольких процессов, что делает верным сразу несколько теорий.
  7. Антропологическая теория – данная теория объясняет появление языка физиологической эволюцией человека. Изменения в строении гортани и голосовых связок, как считают сторонники этой теории, и привело к появлению речи.

Нельзя точно сказать, что какая-то из названных выше теорий единственно верная. Но, можно предположить, что появление языка может быть связано сразу с группой факторов, состоящих из нескольких теорий. Например, может быть так, что человек эволюционировал в процессе трудовой деятельности и язык сформировался не только как следствие изменения его голосовых связок, но и из-за необходимости осуществлять групповую коммуникацию.

Креционная теория происхождения языка

Из всех выдвинутых наукой теорий происхождения языка только одна с момента появления и по сей день сохраняет свои позиции, несмотря на то, что все это время ее противники заняты отчаянными поисками контраргументов против нее. Это—теория божественного сотворения языка. Вера в то, что его создал и дал людям всемогущий и всеведущий Бог, позволяет обойти те непреодолимые препятствия, о которые разбиваются все теории возникновения языка эволюционным путем.

Из библейского описания Сотворения ясно, что язык существовал еще до того, как Бог начал творить этот мир. Язык был одним из способов общения Пресвятой Троицы — ипостасей Триединого Бога.

История человечества позволяет христианам утверждать, что язык существует столько, сколько существует Бог, а согласно Библии, Бог существует вечно.

Но почему из всех сотворенных Им живых существ Бог наделил языком только людей? Ответ не этот вопрос мы находим в первой же главе Священного Писания: 

Бог создал людей по образу своему, а поскольку Богу присущи язык и общение, людям также достался этот дар. Таким образом, язык—одна из граней Личности Бога, которые Он передал людям. Это — вполне здравое заключение, поскольку язык дает нам частичное представление о природе Бога. Как и Бог, язык немыслимо сложен. На его изучение может уйти вся жизнь, но при этом дети, едва научившись ходить, начинают понимать и употреблять язык.

Теория возникновения языка в результате звукоподражания

Не так давно Сюзан Блэкмор в своей книге «Машина мемов» (The Meme Machine) выдвинула гипотезу о том, что людям удалось создать язык благодаря их способности к звукоподражанию. По ее словам, человек, как ни одно другое живое существо на Земле, наделен даром подражать себе подобным, и именно этот дар заложил основу для естественного развития языка. Число сторонников этой идеи, получившей известность как «теория мемов», неуклонно растет.

«Теория мема» опирается на утверждение, что во всем животном мире только людям действительно дано имитировать окружающих с помощью мимики и звукоподражания. Согласно этой теории, другие животные не подражают своим сородичам и не очень-то способны подражать другим видам животных, людям же неплохо удается и то, и другое. Однако ученые, исследовавшие поведение приматов, установили, что многие обезьяны имитируют действия себе подобных. 

Исследования, проведенные независимо друг от друга разными группами ученых, показали, что обезьяны более склонны производить какие-либо действия с объектом, если они видели, как такие же действия производила другая обезьяна. В ходе этих исследований было доказано, что при наблюдении обезьяны или человека за действиями других возникает нервный импульс, который в значительной степени способствует воспроизведению ими этих действий. 

Таким образом, приматы, как и люди, способны имитировать действия себе подобных. И хотя обезьяны могут подражать другим только действиями, но не голосом, это все равно идет вразрез с теорией Блэкмор.

Кроме того, ее теории противоречит такое явление, как звукоподражание птиц. Многие виды птиц обладают удивительной способностью воспроизводить звуки окружающего мира. Например, попугаи какаду и ара могут подражать фактически всем звукам, которые слышат: голосам других птиц, животных, человеческой речи, музыке и любым другим звукам. Они даже понимают, что означают те или иные звуки.

Человек — лишь один из множества видов животных, способных имитировать чужие звуки и действия, но только он смог создать язык. В свете всех этих данных «теория мемов» тоже выглядит безосновательной.

Новости о раннем этапе развития речи

Антропологи считают, что человек разумный
освоил членораздельную речь 50-100 тысяч лет назад.
Дан Дедиу (Dan Dediu) и Стивен Левинсон (Stephen Levinson) из Института психолингвистики
Общества Макса Планка в Неймегене (Нидерланды), проанализировав данные последних исследований в области лингвистики,
палеогенетики,
палеонтологии и археологии, предположили,
что членораздельная речь была характерна не только для людей современного вида (кроманьлнцев),
но и для неандертальцев,
причем развиваться язык начал гораздо раньше, возможно, еще у их общего предка.

Последним общим предком кроманьонцев и неандертальцев считается человек гейдельбергский (Homo heidelbergensis),
который жил 800-130 тысяч лет назад в Африке и Западной Европе и предположительно происходил от
человека работающего (Homo ergaster),
первого представителя человеческого рода.
В Евразии его потомки эволюционировали в неандертальцев (палеоантропов), в Африке — в человека разумного (неоантропов).
Исследования показывают, что строение слухового и речевого аппаратов у человека гейдельбергского
было приспособлено для речи уже около 500 тысяч лет назад.

Речь неандертальцев

Что касается неандертальцев, то по умственным способностям они также не уступали нашим предкам.
Об этом свидетельствует высокая культура неандертальцев: каменные орудия труда, огонь, их кулинарные навыки,
наличие одежды, а также традиции коллективной охоты и похоронных ритуалов.
Поэтому авторы статьи полагают, что, когда человек разумный и неандерталец встретились в Передней Азии,
их языковые способности могли быть сопоставимыми.

Недавно генетики и лингвисты обнаружили связь между определенными генами, управляющими развитием мозга,
и типом ударения в языке, на котором говорит тот или иной народ.
Основываясь на данных о геноме неандертальцев, авторы статьи предполагают, что они говорили на языках с тоновым ударением.

По мнению антропологов, языки современных людей, чьи предки остались в Африке, должны были развиться без влияния неандертальцев.
Сравнение африканских языков с языками Евразии может помочь найти следы неандертальских языков.

Речь кроманьонцев

Что касается первых людей современного типа, то их перволексика уже восстанавливается средствами глобальной
и удалённой компаративистики. Вероятно, эти корни принадлежат
вышедшим из Африки неоантропам, а у оставшихся африканцев языки были, скорее всего, щелкающими.

Что общего у оленя благородного и человека разумного?

О том, как был устроен речевой аппарат первых людей, могут нам рассказать окаменелые останки, кости и черепа, найденные археологами. Ученым, например, точно известно, что в ходе эволюции гортань (The Descended Larynx) человека опускалась. Это могло способствовать появлению новых звуков в речи Homo sapiens. Однако позднее выяснилось, что такая же форма адаптации встречается и у других млекопитающих, например у благородного оленя и больших кошек. А поскольку их фонетический репертуар не так богат, прямая связь между опущением гортани у человека и развитием сложной системы звуков не была подтверждена.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: