Диалог в русском языке: структура, правила, знаки препинания

Диалог и политика

Многие люди также интересуются тем, что такое диалог политический. Что ж, давайте попробуем объяснить.

Политический диалог — это один из методов выражения своих политических убеждений, оценок и мнений. Во время политического диалога обе стороны решают те или иные вопросы и создают программу политической деятельности.

Исследователи выделяют лояльные и нелояльные способы ведения политического диалога. К первым относятся:

  • систематизированная, объективная и подкрепленная фактическими данными аргументация;
  • поиск слабых аргументов своего политического оппонента;
  • отсутствие очевидной информации, которая и без того понятна аудитории.

Ко вторым стоит отнести:

  • уклонение от обсуждаемой темы;
  • привлечение к аудитории с целью поддержки своей позиции;
  • угрозы.

Существуют такие разновидности политического диалога:

  1. Полемика. Данный вид коммуникации, по сути, является прямым противостоянием между людьми с противоположными точками зрения.
  2. Дискуссия. Эта форма политического диалога представляет собой обмен мнениями по политическим проблемам, а также поиск консенсуса между двумя сторонами.

Политический диалог имеет следующую структуру:

  1. Оппонент 1 — человек, который выражает свое мнение по тому или иному политическому вопросу.
  2. Оппонент 2 — человек, который в устной или письменной форме критикует положения своего противника.
  3. Аудитория — группа людей, при которых и для которых ведется беседа между двумя оппонентами.
  4. СМИ как средство ведения заочного разговора между представителями противоборствующих сторон.

Правильный политический диалог должен основываться на следующих принципах:

  • уважение к своему собеседнику, несмотря на то что его точка зрения отличается от твоей;
  • единство теоретической и практической составляющей;
  • научность;
  • партийность.

Определение и функции

Одной из разновидностей речевых коммуникаций в русском языке является диалог. Это устный или письменный способ общения, который предполагает обмен репликами. В разговоре, в отличие от монолога, участвуют два человека, но присутствующих, обменивающихся последовательными репликами, может быть и больше.

Конструктивная коммуникация между людьми основана на важных принципах и логических средствах, позволяющих составить диалог и добиться конечной цели беседы. К ним относятся:

  • способы доказательства и его формы (к примеру, демонстрация);
  • тактические приемы;
  • психологическое воздействие;
  • специальные способы невербального общения.

Построение текста каждого участника диалога основано на тактах: один из них — произнесение речи, следующий — молчание. Это позволяет называть беседу активным ритмическим процессом.

Специалисты в сфере коммуникации считают, что в общении также большую роль играет молчание. Если человек прерывает речь в раздумьях, его собеседник не обязан заполнять образовавшуюся паузу. Чаще всего в такой момент удается интерпретировать смысл заминки как согласие или несогласие второго участника со сказанным.

В современных условиях коммуникации и активного развития ее отраслей (стилистики, риторики, лингвистической прагматики) правильное составление и написание диалогов имеет большое значение. Общение между двумя людьми — это очень сложный и многогранный процесс. В виде отдельного жанра такая форма общения появилась во II тысячелетии до нашей эры на Среднем Востоке. Также имеются доказательства ее присутствия в индийских песнопениях Махабхараты и Ригведы. На территории Европы огромный вклад в изучение диалога и его использование в литературе сделал Платон.

В теории выделяют два класса — информационные и интерпретационные диалоги. Первые свойственны ситуациям, когда в начале беседы между присутствующими ощущается разрыв в знаниях. Вторые характерны для случаев, когда партнеры владеют одинаковым объемом информации, но в процессе разговора представляют друг другу разное толкование.

Понятие диалога в русском языке и его структура

Определение 1

Диалог представляет собой одну из форм организации речевого взаимодействия собеседников. Суть его заключается в последовательном обмене сообщениями в ходе общения на определенную тему. В процессе диалога рождается диалогический текст, имеющий, как правило, вопросно-ответную структуру и отражающий процесс обмена информацией между коммуникантами.

Как форма устного речевого взаимодействия диалог отличается следующими признаками:

Относительно постоянный состав участников и их количество, не превышающее 3- 5 человек (иначе диалог перерастает в полилог).
Единство темы и содержания общения, которая разделяется всеми участниками коммуникации.
Наличие коммуникативного замысла, лежащего в основе общения.
Установка на понимание собеседника: условием успешного диалогического общения является стремление понять собеседника и быть понятым им.
Континуально диалог развёрнут во времени как последовательность реплик собеседников, каждая и которых представляет собой ответную речевую реакцию на предшествующий вербальный (или невербальный) стимул.
Единство коммуникативного кода, используемого коммуникантами, которое предполагает общение на понятном языке.
Связь содержания диалога с внеязыковой действительностью – конкретной обстановкой общения, что обусловливает и такое свойство диалогический речи, как её контекстный характер, ситуативность.
Соблюдение норм и традиций этикетного речевого взаимодействия, что особенно важно для различных ритуализированных форм коммуникации.

Структура диалога достаточно проста. Формально он представляет собой последовательность реплик, расположенных в хронологии процесса общения. Реплики, как правило, носят вопросно-ответный характер и различаются разной степенью развёрнутости. В лингвистике бытует представление о диалоге как о сложно организованном тексте, объединенном на основе общности состава участников, пространственно-временных и тематических критериев. Как и любой текст, диалог имеет начало и конец, отличается смысловой связностью, целостностью и грамматической оформленностью.

В реальной практике общения диалог стремится к поликодовости средств выражения: в передаче смысла участвуют не только вербальные средства, но и невербальные, в том числе акустические особенности речи, манера поведения, особенности внешнего вида и проч.

В зависимости от условий протекания диалога можно выделить разные его виды:

  1. Контактный диалог, протекающий в обстановке «здесь и сейчас», при непосредственном присутствии личном общении его участников.
  2. Дистантный диалог, опосредованный информационно-техническими средствами (переписка в мессенджерах, телефонный разговор, общение по видеосвязи).
  3. Диалог в рамках формального общения (например, деловая беседа, переговоры, собеседование).
  4. Неформальные диалоги, сопровождающие дружеское или семейное общение.

Что такое диалог

Ребята, сегодня мы с вами поедем на экскурсию в страну «Диалогию»! Чтобы наш автобус отправился, нужно прочитать текст и ответить на вопросы.

Смысловое чтение текста 1

— Доброе утро.

— Здравствуйте. Чем могу помочь?

— Я бы хотел заказать цветы.

— Какие цветы вам больше всего нравятся?

— У вас есть красные розы?

— Да, конечно! Сколько штук вы хотели бы взять?

— 11, у моей мамы день рождение сегодня!

— Хорошо. Я рассчитаюсь наличными при получении.

— Когда доставить букет вашей маме?

— Завтра к 10 утра.

— Хорошо. Пожалуйста, назовите адрес.

— Улица Новогодняя, дом 5, квартира 12.

— Спасибо за заказ.

— Спасибо, до свидания.

— До свидания.

Вопросы

  1. Ребята, скажите, пожалуйста, о чем идет речь? (Речь идет о покупке цветов).
  2. Кто в этом тексте присутствует? (Продавец и покупатель).

А вы знаете, что беседу двух людей называют диалогом?

Сегодня мы поговорим о диалоге в русском языке. Отправляемся в путь за знаниями!

Диалог в переводе с греческого слова означает – «беседа». Диалогом принято считать беседу двух и более лиц. Еще одно значение этого слова мы видим на этом рекламном плакате в стране «Диалогия»

Слово диалог встречается в художественной литературе, научной терминологии и в ежедневном разговорном общении. Появление термина произошло в доисторические времена. Его корни уходят в вековую традицию усовершенствования культуры обмена мыслями и идеями.

Посмотрите, ребята, какое большое значение у слова «диалог».

Рассмотрим пример диалога, в нем присутствуют два участника: мама и дочка.

— Мамочка, поможешь мне решить пример?

— Ты должна разобраться во всем сама.

— Тогда объясни, как это делать.

— Прочти числа, отсчитай на счетных палочках.

— У меня 10 – 2, значит нужно взять 10 палочек?

— Да, умница дочка, теперь убери две и посчитай сколько осталось.

— Восемь.

— Все верно, отличная работа!

— Я смогу решить остальные примеры сама!

В этом диалоге достигается главная задача – научить ребенка считать. У любой беседы также присутствует цель и итог разговора.

А теперь отправляемся дальше.

Манера речи

Единого образца, как должен выглядеть, развиваться или писаться диалог, не существует. Принципы его построения основаны на взаимном уважении и корректном отстаивании интересов, умении внимательно слушать и логично объяснять свою точку зрения. В большинстве случаев на итог беседы оказывают влияние грамотность, правописание и манера речи.

Если один из участников выражается слишком громко, то второй может это воспринимать как навязывание мнения. Чрезмерно тихий, невнятный и неуверенный голос, наоборот, приводит к непониманию, вынуждает собеседника переспрашивать, задавать дополнительные вопросы. Высказывания должны быть точными и однозначными, чтобы не возникало некорректного толкования.

При очень быстром произнесении слов у одного из партнеров появляется впечатление навязчивости, ощущение незаинтересованности и желания поскорее закончить взаимодействие. Если же речь, наоборот, медленная, то второй участник может решить, что время затягивается намеренно с какой-либо целью.

Независимо от того, происходит диалог устно или письменно, к нему предъявляются строгие требования. Должна присутствовать четкая и логически последовательная система убеждений и аргументов. Партнеры обязаны уметь правильно выстраивать структуру общения, начинать с введения в проблематику и описания ситуации, а затем излагать позицию, принимать решение и подводить итоги.

Виды и уровни общения

В речевой коммуникации распространены два уровня общения — деловой (конвенциональный) и информационный (событийный). Последний характерен для любой сферы взаимодействия людей, он используется в быту, на работе, в деловых отношениях. В таких беседах, как правило, всегда есть общая тема и предмет, собеседники реализуют свои высказывания в ситуации партнерства, у них появляется возможность личностной самопрезентации. Для делового уровня свойственны другие черты:

  • разговор строится не на основе общего предмета;
  • каждому из участников отводится своя роль, в соответствии с которой частично реализуется партнерство;
  • самопрезентация происходит лишь в определенной степени.

Таким образом, исходя из задач и целей, выделяют несколько подвидов диалогов. К ним относятся короткий бытовой разговор, деловая беседа, интервью, собеседование и переговоры.

Общение, присутствующее в повседневности, возникает спонтанно, ему свойственна незапланированность. Участники могут затрагивать любые темы — от личных до политических. Разговору присуще частое отклонение и резкое перескакивание с одного предмета на другой.

Целью беседы не является принятие какого-либо решения, используется простой разговорный стиль речи. Деловые беседы характерны для официальной среды. Они происходят с применением лексически и логически грамотных предложений, а также невербальных средств, позволяющих оказать влияние на собеседника (жестов, манеры поведения, мимики). Главной задачей взаимодействия является достижение цели, выдвижение предложений и их критическая оценка, решение возникшей проблемы и т. д.

Специалисты советуют заранее писать небольшой план беседы, продумывать каждое слово использовать корректные формулировки, чтобы речь выглядела грамотной

Важно всегда учитывать мотивы и интересы собеседника, уважать его позицию и любые взгляды. В деловых беседах рекомендуется избегать лиц, не заинтересованных в теме.

Особенностью собеседования как разновидности диалога является наличие цели. Один из присутствующих намерен получить как можно больше сведений о другом (работодатель — о кандидате на должность). Это всегда стрессовая ситуация для последнего, но можно подготовиться и корректно ответить на вопросы.

Виды и значение, особенности построения

Диалогическая форма речи является одной из самых распространенных. Она выполняет ряд важных функций:

  1. Коммуникативная — обеспечивает процесс взаимодействия между людьми.
  2. Информационная — способствует передаче информации.
  3. Художественная — лежит в основе структуры драматических произведений, помогает раскрыть сюжет и характеры героев.
  4. Образовательная — через диалогическую речь строится образовательный процесс.

По способу фиксации выделяют диалоги:

  1. Устные.
  2. Письменные.

По целям:

  1. Разговор.
  2. Диспут.
  3. Спор.
  4. Интервью.
  5. Деловая беседа.

По стилю:

  1. Бытовой (разговорный).
  2. Научный.
  3. Художественный.
  4. Публицистический.

По содержанию:

  1. Информационные — когда собеседники обмениваются информацией, восполняют пробелы в знаниях.
  2. Интерпретационные — когда оба собеседника владеют примерно одинаковым объемом информации и делятся своим пониманием событий.
  3. Смешанные — происходит обмен знаниями с последующей интерпретацией.

В диалогической практике выделяют также диалоги:

  1. Равноправные — участников объединяют общие идеи и ценности.
  2. Структурированные — собеседники путем последовательных действий приходят к общему пониманию.
  3. Из одних вопросов — одна из форм художественного диалога. Вопрос одновременно будет являться ответом на предыдущую реплику.

Диалоги могут строиться:

  • с авторскими словами;
  • без слов автора.

Диалог между цивилизациями

Думаем, вы уже поняли, что такое диалог обычный и диалог политический. Теперь мы предлагаем вам ознакомиться с такой интересной темой как диалог между цивилизациями.

Данное понятие означает внутрицивилизационный процесс, основанный на всеобщем желании познавать новую информацию, изучать разного рода концепции, находить главные ценности и сферы общего понимания, а также объединять разные подходы в одно целое посредством диалога.

Диалог между цивилизациями преследует следующие цели:

  • содействие коллективному участию, равноправию, справедливости, равенству, толерантности в обществе;
  • укрепление взаимопонимания и взаимного уважения через контакт между цивилизациями;
  • взаимное повышение уровня знаний, а также понимание мудрости всех существующих цивилизаций;
  • выявление составляющих, которые объединяют цивилизации, с целью предотвращения различных конфликтов и угроз;
  • защита человеческих прав и более глубокое понимание того, что они из себя представляют;
  • содействие более глубокому пониманию универсальных правил морали и этики;
  • обеспечение уважения к культуре как таковой и культурному разнообразию.

Весомый вклад в осуществление глобальной повестки дня для диалога между цивилизациями сделало ЮНЕСКО. Данная организация своими силами или с помощью союзников занимается проведением различных саммитов, совещаний, конференций и коллоквиумов, посвященных этой тематике.

Знаки препинания при диалоге

Пунктуационное оформление диалога

Диалогом называется один из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст. О первых трех способах передачи чужой речи мы говорили в предшествующей главе учебника.

Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.

(Чуковский)

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.

– Куда идешь?

– А так иду, куда ноги идут.

– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги.

(Гоголь)

Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

Условные обозначения:

Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы; р – реплика, начинающаяся со строчной буквы; А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы; а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи

А: – Р.

А: – Р!

А: – Р?

Чичиков обратился к нему с такими словами:– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. ( Гоголь)

Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».

2. Прямая речь или реплика стоит перед словами автора

– Р, – а. 

– Р! – а.

 – Р? – а.

 
– Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления… (Гоголь)

«Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…

3. Прямая речь или реплика разрываются словами автора

– Р, – а, – р.

– Р, – а. – Р.

– Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих. (Гоголь)

«Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».

4. Слова автора разрываются репликой

А: – Р, – а. А: – Р! – а. А: – Р? – а.

Он сказал:

– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)

Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.

Упражнение № 1

__Добрый вечер_, _ _казал на всякой случай Маленький принц.

__Добрый вечер_, _ _тветила змея.

__На какую это планету я попал?_

__На Землю, _ _казала змея. _ В Африку_.

__Вот как. А разве на Земле нет людей?_

__Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая_.

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Упражнение № 2

_Артиста Воланда можно попросить? _ _ладко спросил Варенуха.

_Они заняты, _ _тветила трубка дребезжащим голосом, _ а кто спрашивает?

_Администратор Варьете Варенуха.

_Иван Савельевич? _ _адостно вскричала трубка. _ Страшно рад слышать ваш голос! Как ваше здоровье?

_Мерси, _ _зумлённо ответил Варенуха, _ _ с кем я говорю?

_Помощник, помощник его и переводчик Коровьев, _ _рещала трубка, _ _есь к вашим услугам, милейший Иван Савельевич! Распоряжайтесь мною как вам будет угодно.

(Булгаков)

Упражнение № 3

Я сказал_

_Ну как?

_Чудовищно! __охвалил Борис Сергеевич.

_Хорошая песня, правда? _ _просил я.

_Хорошая, _ _казал Борис Сергеевич и закрыл платком глаза.

_Только жаль, что вы очень тихо играли, Борис Сергеевич, _ _казал я, _ _ожно бы ещё погромче.

_Ладно, я учту, _ _казал Борис Сергеевич. _ _ ты не заметил, что я играл одно, а ты пел немножко по-другому?

_Нет, _ _казал я, _ _ этого не заметил! Да это и неважно. Просто надо было погромче играть

_Ну что ж, _ _казал Борис Сергеевич, _ _аз ты ничего не заметил, поставим тебе пока тройку. За прилежание.

(Драгунский)

Похожие термины:

  • представляет из себя диалогическое единство, которое обычно состоит из реплики-стимула («пароля») и реплики-реакции («отзыва»). Например: — Здравствуйте, Иван Степанович!(пароль) — Рад вас видеть (

  • речевой продукт интенсивного общения в различного типа группах (работа в паре, в микрогруппе, в учебной группе), работа в этих группах является одним из видов коллективного учебного взаимодействи

  • речевой продукт интенсивного общения в различного типа группах (работа в паре, в малой группе, в большой группе). Работа в этих группах является одним из видов коллективного учебного взаимодействи

  • активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.

  • это признание и развитие культурного плюрализма в обществе, обеспечение равных прав, обязанностей и возможностей для всех граждан, уважение прав человека на свободный выбор своей культурной иден

  • учебно-речевая ситуация с задачей проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ситуация опроса, как и любая другая учебно-речевая ситуация, включает в себя совокупность таких смысловых компонентов

  • Диалогическое общение — фактор, влияющий на формирование у ребенка ценностного отношения к картине мира, т.к. все культурные процессы в жизни являются продуктом диалога. В ходе развития истории ч

  • 1) особый тип педагогических отношений, построенный на принципах сотрудничества,сотворчества, взаимоуважения и взаимопонимания; 2) специфическая форма общения, предполагающая не только информаци

  • интимно-личностное доверительное диалогическое общение, в котором взрослый отказывается от иллюзии «всепонимания» и лишь стремится к возможно большей правде и глубине диалога. В таком диалоге р

  • область знаний об изучении закономерностей взаимодействия читателей; методология, методика и практика взаимодействия читателей.

  • образовательная концепция, в рамках которой основным фактором психического развития детей является предметное содержание обучения. Содержание, которое осваивают дети, – это диалог разных челов

  • одна из стратегий речевого поведения, а также комплекс обслуживающих её риторических средств. Д.м.р. способствует реализации риторического закона гармонизирующего диалога, суть которого в том, чт

  • Форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами (ср. монологическая речь). Условия, в которых протекает Д. р., определяют ряд ее особенно

  • образовательные технологии, ориентированные на использование диалога, предполагающего ориентированность на принятие многообразия и образовываемых и образовательных технологий, учет индивидуа

  • Единица обучения диалогической речи, совокупность двух соседних высказываний (реплик), связанных между собой по содержанию и по форме. Современное обучение диалогической речи предполагает не усв

  • тест по устной речи, тест по говорению). Разновидность коммуникативно-речевого теста по говорению; проверяет умение тестируемого участвовать в диалоге (расспросе, обсуждении, уточнении, унисоне, д

  • фундаментальное для письменных текстов свойство, помимо адресованности, включающее ответность, выражение в речи взаимодействия двух или нескольких смысловых позиций, многоголосия общения для д

  • метод обучения, основанный на диалогическом общении. Диалог задает контекст совместной учебной деятельности, в котором происходит развитие ее субъектов (учащегося в единстве с учителем). Диалоги

  • формы освоения знаний, построенные на основе активного взаимодействия и устойчивой обратной связи между передающим знания специалистом и тем, кто их воспринимает; к числу таких форм относятся бе

  • режим прямого взаимодействия между человеком и компьютером, компьютерами в сети или между компьютером и периферийным устройством, при котором связь между взаимодействующими системами не прерыв

Виды диалога

Выделяют следующие разновидности:

  • равноправный диалог;
  • структурированный диалог;
  • диалог в вопросах.

При равноправном диалоге стороны выступают в равных долях, и их мнение имеет одинаковую ценность. К равноправному диалогу стремятся дипломатические послы крупных мировых держав.

Но куда лучше ситуация, когда они настроены на структурированный диалог, который является основой миротворческих миссий.

Диалог в вопросах нередко встречается в поэтической речи, характерен для восточной лирики, творчества латиноамериканских писателей.

В бизнес-кругах и политической сфере активно фигурирует такое понятие как «конструктивный диалог». Оно означает настроенность сторон на конкретный результат.

Например, на круглом столе, посвящённом защите окружающей среды в крупных промышленных городах России, хорошо было бы не просто поговорить о серьёзности проблемы, а принять чёткие решения, направленные на её немедленное решение.

Руководитель совещания имеет право призвать участников к конструктивному диалогу.

Эмоциональное наполнение диалогов

Люди, как правило, испытывают эмоции во время общения, и они отражаются на характере их речи — в построении фраз, в выборе слов, в громкости и ритме звучащих фраз. Далеко не все экспрессивные сигналы, звучащие в живой речи, можно передать литературными средствами. Но всё-таки возможности наполнения диалогов эмоциями есть. И их стоит использовать.

«Какой вы умный! Прямо Сократ бы обзавидовался! Как я, по-вашему, должен туда попасть? Мышкой в щёлку прошмыгнуть, что ли?» Здесь даже не нужны пояснения автора, чтобы почувствовать и презрение к собеседнику, и сарказм, и злость, и раздражение.

«Я даже не знаю, как сказать… Это! Это было потрясающе! Бесподобно! Феерия какая-то!» А эта фраза наполнена восторгом с оттенком удивления.

Персонаж может сдерживать эмоции, но даже это стоит отразить в его речи, чтобы фразы зазвучали в голове читателя с нужными интонациями. А не просто сообщить что-то типа такого: «Он с трудом сдерживал свой гнев». Но и продуманная и к месту атрибуция тоже придаёт дополнительные краски диалогу. Главное, не переборщить с ней.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: