Биография
Позднее стал гражданином Родоса и открыл там философскую школу. Живя на Родосе, Посидоний активно участвовал в политической жизни и даже занимал высшую государственную должность притана. В 77 году до н. э. его лекции слушал Цицерон. Через Цицерона с Посидонием познакомился Помпей, навещавший его в 66 и в 62 году до н. э.. Сохранился рассказ о том, как во время последнего визита Помпея Посидоний принимал его в своем доме и, несмотря на мучившие его острые приступы подагры, беседовал с римским полководцем на философские темы, время от времени говоря: «Как ни терзает меня боль, она все же не заставит меня признать ее злом». Согласно позднейшим сообщениям (например, византийского лексикона «Суда»), Посидония называли Атлетом, однако почему он получил это прозвище неизвестно: возможно, причиною являются его научные занятия, подобно тому, как Клеанфа звали кулачным бойцом, а Эратосфена Пятиборцем (Пентатлом).
https://youtube.com/watch?v=Higk-8KEfxE
Страбон.flv
Все видео
Посидоний был крупнейшим философом своего времени, а также универсальным ученым, внесшим значительный вклад во все области тогдашнего научного знания. Ему принадлежат трактаты по метафизике, физике, логике, этике, истории, географии, астрономии, математике, риторике, грамматике, филологии, естествознанию. За широкие и разносторонние интересы Посидония нередко сравнивали с Аристотелем, а за изящество стиля и глубину философских умозрений — с Платоном. Будучи спекулятивным мыслителем, не чуждым мистических озарений, Посидоний в то же время в своих научных исследованиях придерживался сугубо эмпирического метода, основанного на тщательном сборе и скрупулезном анализе фактов. Этим, возможно, объясняется известная двойственность восприятия Посидония как современниками, так и позднейшими историками философии.
Сочинения Посидония сохранились лишь во фрагментах, подавляющая часть которых не может быть отнесена к определённым трактатам. Известно о следующих сочинениях Посидония: «О критерии», «Об общих основах исследования против Гермагора», «Против Зенона Сидонского», «Сравнение мнений Гомера и Арата об астрономии», «Физика», «О мире», «О богах», «Основы метеорологики», «О небесных явлениях», «О судьбе», «О героях и демонах», «О гадании», «О величине солнца», «Об океане», «Перипл», «О душе», «О страстях», «О гневе», «Этическое рассуждение», «О добродетелях», «О надлежащем», «История», «История Помпея», «Протрептики», «Тактика».
Хотя Посидоний имел большое количество учеников (к числу которых принадлежат внук Посидония Ясон, Фаний, Асклепиодот, Леонид Родосский и др.), их творческий вклад в развитие стоической философии оказался невелик и в основном ограничивался публикацией и комментированием лекций учителя. Так, в частности, один из таких компендиев под названием «Уроки Посидония», составленный Фанием, упоминает Диоген Лаэртский. Известно также, что Ясон руководил философской школой на Родосе в конце I в. до. н. э.
Биография
Посидоний родился в сирийском городе Апамея на Оронте. В молодости из-за политической смуты, разразившейся в государстве Селевкидов, вынужден был перебраться в Афины, где провел несколько лет, слушая лекции философа-стоика Панетия. Затем учился в Александрии и некоторое время путешествовал по Средиземноморью, посетил Италию, Испанию, Галлию и Германию, знакомился с обычаями, знаниями и культурой народов. Несколько лет провёл в Риме и получил доступ в высшие круги римского общества.
Позднее стал гражданином Родоса и открыл там философскую школу. Живя на Родосе, Посидоний активно участвовал в политической жизни и даже занимал высшую государственную должность притана. В 77 году до н. э. его лекции слушал Цицерон. Через Цицерона с Посидонием познакомился Помпей, навещавший его в 66 и в 62 году до н. э.. Сохранился рассказ о том, как во время последнего визита Помпея Посидоний принимал его в своем доме и, несмотря на мучившие его острые приступы подагры, беседовал с римским полководцем на философские темы, время от времени говоря: «Как ни терзает меня боль, она все же не заставит меня признать ее злом». Согласно позднейшим сообщениям (например, византийского лексикона «Суда»), Посидония называли Атлетом, однако почему он получил это прозвище неизвестно: возможно, причиною являются его научные занятия, подобно тому, как Клеанфа звали кулачным бойцом, а Эратосфена Пятиборцем (Пентатлом).
Посидоний был крупнейшим философом своего времени, а также универсальным ученым, внесшим значительный вклад во все области тогдашнего научного знания. Ему принадлежат трактаты по метафизике, физике, логике, этике, истории, географии, астрономии, математике, риторике, грамматике, филологии, естествознанию. За широкие и разносторонние интересы Посидония нередко сравнивали с Аристотелем, а за изящество стиля и глубину философских умозрений — с Платоном. Будучи спекулятивным мыслителем, не чуждым мистических озарений, Посидоний в то же время в своих научных исследованиях придерживался сугубо эмпирического метода, основанного на тщательном сборе и скрупулезном анализе фактов. Этим, возможно, объясняется известная двойственность восприятия Посидония как современниками, так и позднейшими историками философии.
Сочинения Посидония сохранились лишь во фрагментах, подавляющая часть которых не может быть отнесена к определённым трактатам. Известно о следующих сочинениях Посидония: «О критерии», «Об общих основах исследования против Гермагора», «Против Зенона Сидонского», «Сравнение мнений Гомера и Арата об астрономии», «Физика», «О мире», «О богах», «Основы метеорологики», «О небесных явлениях», «О судьбе», «О героях и демонах», «О гадании», «О величине солнца», «Об океане», «Перипл», «О душе», «О страстях», «О гневе», «Этическое рассуждение», «О добродетелях», «О надлежащем», «История», «История Помпея», «Протрептики», «Тактика».
Хотя Посидоний имел большое количество учеников (к числу которых принадлежат внук Посидония Ясон, Фаний, Асклепиодот, Леонид Родосский и др.), их творческий вклад в развитие стоической философии оказался невелик и в основном ограничивался публикацией и комментированием лекций учителя. Так, в частности, один из таких компендиев под названием «Уроки Посидония», составленный Фанием, упоминает Диоген Лаэртский. Известно также, что Ясон руководил философской школой на Родосе в конце I в. до. н. э.
5. Исторические исследования
Посидонию принадлежит также фундаментальный труд «История» (по меньшей мере в 49 книгах), возможно, являвшийся продолжением одноименного произведения Полибия. В основу исторической концепции Посидония была положена распространенная в эллинистическую эпоху теория (впервые она высказывается Дикеархом в «Жизни Греции»), согласно которой история человечества представляет собой процесс непрерывного экономического прогресса, сопровождающегося столь же непрерывной деградацией нравов. Подчеркивая данное обстоятельство, он, вместе с тем, возлагает большие надежды на римлян, чья историческая роль, по мнению Посидония, состоит в нравственном обновлении человечества, результатом которого должен стать возврат к духовной гармонии «золотого века» без утраты технических достижений последующих эпох. Эти идеи Посидоний сочетает с общим для всех стоиков представлением о том, что мировая история завершится гибелью человечества в одном из периодически происходящих космических пожаров, после чего Вселенная возникнет заново, и начнется новый цикл ее существования.
Кроме того, Посидонию принадлежит ряд малых исторических работ, где он описывает события, современником и свидетелем которых являлся. Так, в частности, он был автором трактата о Митридатовых войнах, а также составил подробное описание жизни и деяний Помпея Великого (которым мог пользоваться Плутарх в своей биографии Помпея). Личное знакомство с Помпеем оказало влияние на творчество Посидония, позволив ему составить трактат по военному искусству,скорее всего,представлявший собой описание тактических достижений римского полководца. Во всех этих произведениях Посидоний выступал апологетом Римского государства, что обеспечило ему широкую известность среди римских писателей и политических деятелей.
Для Посидония-историка характерно пристальное внимание к обычаям первобытных народов, описанию которых он посвятил ряд своих трудов, и это дает основание считать Посидония одним из родоначальников этнографии как научной дисциплины.Наблюдая во время своих путешествий религиозные обряды племен Галлии, Испании и Северной Африки, Посидоний пришел к выводу о том, что в жизни первобытных народов особую роль играют «философы» (каковыми он, вероятно, считал жрецов), чья деятельность создает условия для научно-технического прогресса, способствующего переходу от дикости к цивилизации
Изучение творческого наследия
Непосредственное, хотя и весьма значительное, влияние Посидоний оказал лишь на некоторых младших современников, в частности, на Цицерона, называвшего его своим наставником и другом. Уже в середине I в н. э. его труды, по-видимому, перестали вызывать интерес. Точно также весьма сдержанно относились к нему философы и филологи Средних веков, эпохи Возрождения и раннего Нового времени, редко упоминавшие имени Посидония в своих произведениях. Во всяком случае, по числу упоминаний в трудах более поздних европейских авторов Посидоний значительно уступает не только Платону и Аристотелю, но даже и таким античным философам, как «отец ботаники» Теофраст, с которым Посидоний вполне сравним по масштабу и разнообразию конкретно-научных исследований. Практически отсутствуют обращения к наследию Посидония и в византийской, а также средневековой арабской традиции. Отдельные ссылки на его авторитет можно встретить лишь в произведениях таких византийских писателей-эрудитов, как Михаил Пселл, Максим Плануд или Феодор Метохит.
Лишь в конце 70-х гг. XIX в. наследие философа было открыто снова, что стимулировало активную работу по его изучению, значительный вклад в которую внесли, в частности, датский исследователь П. Корссен и немецкий филолог К. Мюлленгоф. В начале XX столетия многие исследователи (преимущественно филологи и историки) видели в Посидонии одного из величайших мыслителей античности, родоначальника многих мистических учений, чьи теории определяющим образом сказались на все дальнейшее развитие западной философии. Так, по словам Н.Нестле:
Такое чрезмерное увлечение Посидонием породило своеобразную реакцию со стороны критически мыслящих ученых. В частности, Дж. Ф. Добсон говорил о «посидониевском мифе», полагая, что было бы неверно придавать фигуре Посидония и его влиянию на последующую научную и философскую мысль слишком большое значение, особенно учитывая те крайне скудные и противоречивые сведения, которыми располагает наука о его творчестве.
Историки философии также по-разному трактуют его идеи. С одной стороны, многие авторы (например, А. Ф. Лосев) видят в нем одного из крупнейших античных ученых и философов-идеалистов, пытавшегося создать синтез идей стоицизма, аристотелизма и в особенности платонизма, в известной степени повлиявший на интерпретацию воззрений Платона такими философами, как Антиох из Аскалона и Филон из Лариссы, являвшимися современниками Посидония. С другой стороны, в настоящее время преобладает мнение о том, что взгляды Посидония были вполне характерны для Среднего стоицизма (и вообще позднеантичной образованности) и всецело находятся в рамках стоической традиции. Во всяком случае, несмотря на многочисленные филологические и историко-философские исследования, посвященные Посидонию, он по-прежнему остается одним из наиболее загадочных и малоизученных античных авторов.
2. Физика
Физические воззрения Посидония вполне традиционны. Космос един, конечен, шарообразен, окружён пустотой извне; в центре него находится Земля. Бог — это огненная мыслящая пневма, простирающаяся по всему сущему; он же — космический логос, взаимосвязь всех космических процессов и «мировая симпатия». Звёзды — это божественные эфирные тела, Солнце — чистый огонь; Солнце и Луна питаются испарениями морей и пресных вод.
Учение о «мировой симпатии» сделало Посидония активным приверженцем астрологии; он считал, что судьба человека определена расположением звёзд в момент его рождения
Посидоний специально изучал явления радуги, грома и молнии, природу ветра. Он обсуждал глубину океана, подъёмы уровня океана в связи с вулканической деятельностью, природу землетрясений. Посидоний наблюдал приливы и отливы в Гадире, на побережье Атлантического океана, и обсуждал их связь с фазами Луны.
4. Этика
По мысли Посидония, построение этики зависит от правильного понимания способностей души. Низшая способность означает стремление к наслаждению, вторая — к господству и обладанию, третья, разумная — к нравственной красоте. «Семя зла» находится в душе человека, ответственность лежит только на нём, а не на внешних обстоятельствах. Главная задача этики — нравственное воспитание. Конечная цель человека — жить, созерцая истину и стремясь к тому, чтобы ничего не делать по велению неразумного начала души. Нравственный идеал заключается в «продвижении»; для «продвигающегося» воспитание тождественно упражнению.
Литература
- Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 5: Ранний эллинизм. М.: АСТ, Фолио, 2000. С. 805—859.
- Столяров А. А. Посидоний из Апамеи. В кн.: Античная философия: энциклопедический словарь. Под ред. М. А. Солоповой. М.: Прогресс-Традиция, 2008. C. 607—613.
- Тевзадзе Г. В. Универсальный синтез Посидония. Труды Тбилисского университета, 292, 1989, с. 172—175.
- Шелов Д.Б. Из античной литературной традиции о Митриадовых войнах (Посидоний и Цицерон) // История и культура античного мира,- М.: «Наука», 1977. С. 197-201.
- Kidd I. G., Edelstein L. Posidonius. V. I—III. Cambridge University Press, 1972—1999.
Комментарии
Филипп Яффе
немецкий историк
Янь Либэнь
китайский художник периода Тан
Ян Длугош
польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор «Истории Польши» в 12 томах
Савва Ямщиков
Васильевич Ямщиков
Наталья Яковенко
историк, профессор и заведующий кафедры истории Киево-Могилянской академии
Иван Яблонский
литовский языковед, текстолог, переводчик
Серафим Владимирович Юшков
историк государства и права, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент АН УССР, академик АН Казахской ССР, Заслуженный деятель науки РСФСР
Юрий II Болеслав
Болеслав — Юрий Пяст, Болеслав II Мазовецкий, Болеслав Тройденович
Источники
- Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Посидоний» . Британская энциклопедия . Том. 22 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 172.
- Беван, Эдвин . Стоики и скептики , 1913. ISBN 0-89005-364-2
- Грейвер, Маргарет (2002). «Приложение D: Посидоний». Цицерон об эмоциях. Тускуланские диспуты 3 и 4 . Издательство Чикагского университета. ISBN .
- Харли, Дж. Б. и Вудворд, Дэвид . История картографии, Том 1: Картография в доисторической, древней и средневековой Европе и Средиземноморье , 1987, стр. 168–170. ISBN 0-226-31633-5 (т. 1)
- Ян Г. Кидд и Людвиг Эдельштейн (ред.), Posidonius , The Fragments , vol. I, издательство Кембриджского университета, 1972. ISBN 0-521-08046-0
- Кидд, И. Г. (1988). Посидоний. II. Комментарий . Издательство Кембриджского университета. ISBN .
- Кидд, И. Г. (1999). Посидоний. III. Перевод фрагментов . Издательство Кембриджского университета. ISBN .
- Юрген Малиц , Посидониос из Grosse Gestalten der griechischen Antike. 58 исторических портретов Гомера-бис-Клеопатры . час. фон Кай Бродерсен. Мюнхен: Verlag CH Beck. С. 426–432.
- Седли, Дэвид (2003). «Школа от Зенона до Ария Дидима». В Инвуде, Брэд (ред.). Кембриджский компаньон стоиков . Издательство Кембриджского университета. ISBN .
- Селларс, Джон (2006). стоицизм . Проницательность. ISBN .
- Мэджилл, Фрэнк Нортен; Авес, Элисон (1998). Всемирно-биографический словарь . Тейлор и Фрэнсис. стр. 904–910. ISBN . Проверено 28 мая 2013 г.
Репутация и влияние
Посидоний, изображенный как средневековый ученый в Нюрнбергских хрониках .
В его собственную эпоху его труды почти по всем основным разделам философии сделали Посидония всемирно известной фигурой во всем греко-римском мире, и его широко цитировали писатели его эпохи, включая Цицерона , Ливия , Плутарха , Страбона (который называл Посидония «самый ученый из всех философов моего времени»), Клеомед, Сенека Младший , Диодор Сицилийский (использовавший Посидония как источник для своей Bibliotheca historia ) и другие. Хотя его богато украшенный и риторический стиль письма вышел из моды вскоре после его смерти, Посидоний при жизни получил признание за свои литературные способности и как стилист.
Посидоний был основным источником материалов о кельтах Галлии , и его обильно цитировали Тимаген , Юлий Цезарь , сицилийский грек Диодор Сицилийский и греческий географ Страбон .
Посидоний, кажется, легко перемещался среди высших эшелонов римского общества в качестве посла с Родоса. Он общался с некоторыми ведущими деятелями позднереспубликанского Рима, включая Цицерона и Помпея, которые посетили его на Родосе. Когда ему было за двадцать, Цицерон посещал его лекции (77 г. до н.э.), и они продолжали переписываться. Цицерон в своем De Finibus внимательно следил за изложением Посидонием этических учений Панэция.
Посидоний встретил Помпея, когда он был послом Родоса в Риме, и Помпей дважды посещал его на Родосе, один раз в 66 г. до н.э. во время его кампании против пиратов и снова в 62 г. до н.э. во время его восточных кампаний, и попросил Посидония написать его биографию. В знак уважения и великой чести Помпей опустил фасции перед дверью Посидония. Другими римлянами, которые посетили Посидония на Родосе, были Веллей, Котта и Луцилий .
Птолемей был впечатлен сложностью методов Посидония, которые включали поправку на преломление света, проходящего через более плотный воздух у горизонта. Одобрение Птолемеем результата Посидония, а не более ранней и более правильной цифры Эратосфена, привело к тому, что она стала общепринятым значением окружности Земли на следующие 1500 лет.
Посидоний укрепил стоицизм среднего периода современными знаниями. Наряду со своим учителем Панэцием он сделал больше всего через письма и личные контакты для распространения стоицизма в римском мире. Спустя столетие Сенека назвал Посидония одним из тех, кто внес наибольший вклад в философию.
Его влияние на греческое философское мышление продолжалось до средних веков , о чем свидетельствует большое количество ссылок на него в качестве источника в Суде (византийской энциклопедии 10-го века).
Вильгельм Капелле проследил большинство доктрин популярного философского трактата De Mundo до Посидония. Сегодня считается, что Посидоний обладал пытливым и широким умом, не совсем оригинальным, но с широтой взглядов, которые связывали, в соответствии с лежащей в его основе стоической философией, все вещи, их причины и все знания. в всеобъемлющее, единое мировоззрение.
Его именем назван
кратер Посидоний на Луне .
Жизнь
Ранняя жизнь и образование
Посидоний, по прозвищу «Атлет» (Ἀθλητής), родился около 135 г. до н.э. Он родился в греческой семье в Апамее , эллинистическом городе на реке Оронт в северной Сирии .
В молодости он переехал в Афины и учился у Панэция , ведущего философа-стоика того времени и последнего бесспорного главы ( стипендиата ) стоической школы в Афинах. Когда Панэций умер в 110 г. до н.э., Посидонию было около 25 лет. Вместо того, чтобы остаться в Афинах, он поселился на Родосе и получил гражданство. На Родосе Посидоний содержал свою собственную школу, которая стала ведущим учреждением того времени.
Путешествия
Примерно в 90-х годах до нашей эры Посидоний предпринял серию путешествий по Средиземному морю, собирая научные данные и наблюдая за обычаями и людьми в местах, которые он посетил. Он путешествовал по Греции , Испании , Италии , Сицилии , Далмации , Галлии , Лигурии , Северной Африке и по восточным берегам Адриатики .
В Испании , на атлантическом побережье в Гадесе (современный Кадис ), Посидоний мог наблюдать приливы намного выше, чем в его родном Средиземноморье. Он писал, что ежедневные приливы связаны с орбитой Луны , а высота приливов зависит от лунных циклов , и выдвинул гипотезу о годовых приливных циклах, синхронизированных с равноденствиями и солнцестояниями.
В Галлии он изучал кельтов . Он оставил яркие описания вещей, которые он видел своими глазами, находясь среди них: люди, которым платили за то, чтобы они позволяли перерезать себе горло для всеобщего развлечения и прибивать черепа в качестве трофеев к дверным проемам. Но он отметил, что кельты почитали друидов , которых Посидоний считал философами, и заключил, что даже среди варваров «гордость и страсть уступают место мудрости, и Арес благоговеет перед музами». Посидоний написал географический трактат о землях кельтов , который с тех пор был утерян, но который широко упоминается (как прямо, так и косвенно) в трудах Диодора Сицилийского, Страбона ,Цезарь и Тацит » Германия » .
Политические должности
На Родосе Посидоний принимал активное участие в политической жизни и достиг высоких должностей, когда был назначен одним из Пританеев . Это был самый важный политический пост на Родосе, сочетавший президентские и исполнительные функции, из которых пять (или, возможно, шесть) человек занимали этот пост в течение шестимесячного периода.
Он был выбран по крайней мере для одного посольства в Риме в 87/86 г., в эпоху Марии и Суллана . Хотя цель посольства неизвестна, это было во время Первой Митридатовой войны , когда Митридат VI Понтийский оспаривал римское правление над греческими городами, и политическая ситуация была деликатной.
Стоическая школа на Родосе
При Посидонии Родос затмил Афины и стал новым центром стоической философии в I веке до нашей эры. Этот процесс, возможно, уже начался при Панетии , который был уроженцем Родоса и, возможно, создал там школу. Ян Кидд отмечает, что Родос «был привлекателен не только как независимый город, коммерчески процветающий, перспективный и с легкими связями для передвижения во всех направлениях, но и потому, что он был гостеприимным для интеллектуалов, поскольку он уже имел прочную репутацию. особенно для научных исследований таких людей, как Гиппарх
Хотя мало что известно об организации его школы, ясно, что у Посидония был постоянный поток греческих и римских учеников, о чем свидетельствуют посещавшие ее выдающиеся римляне. Помпей присутствовал на лекции в 66 г. и сделал это снова в 62 г. по возвращении из кампании на Востоке. В этом последнем случае предметом лекции было «Нет добра, кроме нравственного добра». В это время Посидонию, вероятно, было за семьдесят, и он страдал подагрой . Он проиллюстрировал тему своей лекции, указывая на свою больную ногу и заявляя: «Это нехорошо, боль; ты можешь быть надоедливым, но ты никогда не убедишь меня, что ты зло».
Когда Цицерону было под тридцать, он прослушал курс лекций Посидония, а позже пригласил Посидония написать монографию о собственном консульстве Цицерона (Посидоний вежливо отказался). В своих более поздних произведениях Цицерон неоднократно называет Посидония «мой учитель» и «мой дорогой друг». Посидоний умер в возрасте восьмидесяти лет в 51 г. до н.э.; его внук, Джейсон из Нисы , сменил его на посту главы школы на Родосе .