История[править]
Отброшенные от египетской границы Рамсесом III, народы моря пеласги в 1177 году до н.э. овладели четырьмя ханаанскими городами — Ашкелоном, Ашдодом, Гатом и Газой; пятый филистимский город, Экрон, был, по-видимому, основан ими. Смешавшись с местными ханаанеями они породили народ филистимлян. Обладая передовыми технологиями, филистимляне не создали централизованного государства, а образовали коалицию из 5 полисов (Нав.). Будучи морским народом и поклоняясь морскому божеству, филистимляне не слишком интересовались колонизацией внутренних, далеких от моря земель Ханаана, куда с востока начали вторгаться кочевые семиты-израильтяне. Тем не менее, филистимляне неоднократно покоряли израильтян, живших по обоим берегам реки Иордан (Суд.). Известный израильский богатырь Самсон погиб в плену в филистимлянском городе Газа. Именно для сопротивления филистимлянской экспансии израильские племена консолидировались под властью царя. Однако филистимляне не только нанесли израильтянам сокрушительное поражение, но и забрали в качестве трофея священный Ковчег Завета. Тем не менее, наказанные Богом, филистимляне вынужденно возвратили Ковчег Завета израильтянам.
Сам царь Давид начинал свою карьеру как филистимлянский вассал и не без помощи филистимлян воцарился сначала в Хевроне, а затем в Иерусалиме.
После разделения Израильского царства столкновения между филистимлянами и иудеями возобновились. При Иораме филистимляне грабили Иудею и Иерусалим (2Пар. и след.), но при Озии они терпели поражения от израильтян (2Пар. и след.). При Ахазе Иудея страдала от набегов филистимлян на города, расположенные на равнине и на юге, причем некоторые из этих городов филистимляне избрали местом своего поселения (2Пар.). Езекия одержал победу над филистимлянами (4Цар.).
Филистимляне упоминаются и в ассирийских надписях, например в надписях Синаххериба (библ. Сеннахирима). Филистимлянам тоже пришлось испытать на себе ассирийское, вавилонское, а затем и персидское господство, поскольку в сравнении с этими народами они, как и израильтяне, оставались лишь одним из малых народов.
После возвращения евреев из Вавилонского плена (VI век до н. э.) филистимляне (азотяне) продолжали сохранять свой язык и даже подвергали иудеев ассимилияции (Неем.)
Филистимляне как народность исчезают после походов Александра Македонского (IV век до н. э.), растворившись в массе эллинизированного населения Восточного Средиземноморья.
Филистимлянев раннем железном веке
Филистимские корабли были необычной формы, в то время как их боевые колесницы и повозки не отличались от общепринятых.
Карта филистимского пятиградья.
С начала 12 в. и вплоть до конца 11 в. до н. э. характерная филистимская керамика, обладающая выраженным сходством с обнаруженной на Кипре микенской керамикой типа III C1, господствовала в Филистии и получила широкое распространение в прилегающих областях Негева и Шфелы; эту керамику часто находят на всей территории древнего Ханаана (например, в Гезере, Мегиддо, Афуле, в долине Иордана и других местах).
Другим характерным признаком филистимского присутствия служат антропоидные керамические саркофаги.
Филистимляне владели технологией производства железных изделий (видимо, приобретённой в Малой Азии). Согласно ТАНАХу (I Сам. 13:19-21), плавка железа была сосредоточена в руках филистимлян; раскопки обнаружили остатки плавильных печей в Ашдоде, Тель-Касиле, Тель-Хамме и Тель-Море.
При раскопках в Ашдоде были обнаружены печати с надписями на кипро-минойском силлабарии 12-11 вв. до н. э. С 9 в. до н. э. филистимляне пользовались вариантом финикийско-еврейского алфавита.
Исконный язык филистимлян неизвестен; вскоре после своего прихода в Эрец-Исраэль они усвоили ханаанский диалект, на смену которому позднее пришел арамейский язык. Поскольку не сохранилось эпиграфических свидетельств на языке филистимлян, исследователи затрудняются составить определенную картину специфических особенностей филистимской культуры и цивилизации.
Новонайденная надпись из Тель-Микие (Экрон) упоминает царя по имени Акиш (в ассирийских документах — Икаусу), которое некоторые исследователи производят от греческого «акайвос» (`ахеец`); при этом упоминаемые в надписи предки Акиша носят преимущественно семитские имена.
Дагон
Хотя найденные в Ашдоде и Гезере культовые объекты близки к эгейским, все известные (упомянутые в ТАНАХе) филистимские боги носили семитские имена. Видимо, филистимляне восприняли ханаанские культы. В Газе и Ашдоде были храмы Дагона (Суд. 16:23; I Сам. 5:1-7), в Ашкелоне — Астарты (ср. Геродот 1:105), в Экроне — Баал-Звуву (II Ц. 1:1-16), «Хозяину мухи», который в греческом произношении известен как Вельзевул.
Вплоть до победы Давида над филистимлянами их городами правили сраним (`лидеры`), которые составляли совет филистимского пятиградия; во власти совета было отменить решение каждого отдельного серена (I Сам. 29:1-7). Позднее во главе филистимских городов стояли «цари» (Иер. 25:20 и другие).
Филистимляне были способны выставить большое, хорошо оснащенное войско, включавшее тяжеловооруженную пехоту, лучников и боевые колесницы (I Сам. 13:5; 29:2; 31:3); в филистимском войске служили также наемники (Давид — I Сам. 27-29; Рефаим — II Сам. 17:4-10).
Материальная культура[править]
Филистимлянская керамика достаточно близка к керамике крито-микенской культуры, так что даже если филистимляне не имели непосредственного отношения к Криту, по крайней мере имели с этой культурой тесные связи и испытали её влияние. Филистимляне первыми привнесли культуру железа в Ханаан. Археологами обнаружены изготовленные филистимлянами железные кинжалы, серпы, мечи, наконечники копий, элементы плуга и даже украшения. Столь раннее владение технологией производства железа говорит в пользу их происхождения с северной Анатолии или с Кавказа, где она впервые, скорее всего, появилась, а также может рассматриваться как косвенное доказательство их отношения к индоевропейцам.
История филистимлян — эгейцев Палестины
Войны с Египтом и переселение филистимлян в Ханаан
Рамзесу III с трудом удалось разбить натиск «Народов моря» в двух сражениях.
Одним из них [«пелешет» — пеласгам] разрешили поселиться в Ханаане.
Пеласги с Крита (Кафтара) с разрешения Египта заняли богатую приморскую равнину.
Потом они вышли из подчинения египтян .
Филистимское пятиградье
Филистимлянами основаны 5 крупных городов-государств :
Азот , Экрон, Аскалон (Ашкелон), Геф [ныне холм Телль эс-Шафи (Tell es-Shafi)]
и главный филистимский город Газа …
Во главе каждого из них стоял независимый правитель, но все они состояли в тесном союзе .
Предполагается, что царство Палистин, существовавшее в XII—IX вв. до н. э. в Сирии (долина Амук), также могло быть связано с филистимлянами.
Когда древние иудеи во главе с Иисусом Навином пришли в Ханаан — там уже обитали прежние его захватчики — филистимляне.
Начался длительный период кровопролитных сражений евреев и «древних палестинцев».
Исчезновение филистимского народа
Страшным ударом для филистимлян стало нашествие Александра Македонского в 333-332 г. до РХ,
который разрушил Газу — единственный филистимский город, оказавший ему сопротивление.
Затем римляне присоединили филистимские владения к Сирийской провинции. С тех пор филистимский народ исчез.
Ф.Питри полагал, что древняя Газа находилась на месте холма Телль-эль-Аджул, в 7 км южнее
современного города , но результаты раскопок это не подтвердили.
Палеогенетика филистимлян
В середине 2019 года были проведены первые генетические исследования, которые позволяют утверждать,
что филистимляне являются выходцами из южной части Европы из Восточного Средиземноморья.
У филистимлян из Ашкелона железного века
(ASH_IA1 и ASH_IA2) определены
митохондриальные гаплогруппы
T (T1a1, T2c1c) ,
H (H2c, H4a1c, H92) ,
I1 ,
JT
и Y-хромосомные гаплогруппы
J1-Z2331 ,
R1b ,
L-M20 .
Филистимляне из группы ASH_IA1 из полиса Ашкелон имеют около 43 % родословной от
бронзового века
Крита («Crete_Odigitria_BA») — 43,1 ± 19,2 %,
а остальные — от ашкелонцев позднего бронзового века ASH_LBA.
Популяцию ASH_IA1 также можно смоделировать с помощью современной популяции острова Сардиния — 35,2 ± 17,4 %,
бронзового века Иберии («Iberia_BA») — 21,8 ± 21,1 %
или степного среднего бронзового века («Steppe_MLBA») — 15,7 ± 9,1 %.
На графике PCA филистимляне из IA1 находятся между современными киприотами и современными западными евреями.
(Из Википедии/Филистимляне)
Библиография о филистимлянах и их истории (общие работы)
- Deity, Biblical Archaeology Review 24,5, 53-58.
-
Dothan M. (1993), Ethnicity and Archaeology: Some Observations on the Sea Peoples at Ashdod,
Biblical Archaeology Today, 1990,
Proceedings of the Second International Congress on Biblical Archaeology.
Jerusalem, June-July 1990, Jerusalem, 53-55. -
Dothan T. (1995), Tel Miqne-Ekron:
The Aegean Affinities of the Sea Peoples (Philistines’) Settlement in Canaan in Iron Age I,
S. Gitin (ed.), Recent Excavations in Israel. A View to the West.
Report on Kabri, Nami, Miqne-Ekron, Dor, and Ashkelon, Dubuque
(Archaeological Institute of America. Colloquia and Conference Papers, 1), 41-59. -
Doumas C.G. (1998), Aegeans in the Levant: Myth and Reality’,
S. Gitin, A. Mazar, E. Stern (eds), Mediterranean People in Transition.
Thirteen to Early Tenth Century BCE, Jerusalem, 129-137. - Garbini G. (1997), I Filistei. Gli antagonisti di Israele, Milano.
- Macalister S.R.A. (1914), The Philistines. Their History and Civilization,
Oxford (The Schweich Lectures, 1911) . -
R.A.S. Macalister. The Philistines, Their History and Civilization,
Chapter I, The origin of the Philistines, The Schweich Lectures,
Published for the British Academy by Humphrey Milford, London, 1913.
Online version at sacred-texts.com : http://www.sacredtexts.com/ane/phc/phc03.htm#fn_31 - Noble Wilford, John. The Philisines but less and less Philistine, The New York Times, March 13, 2007.
Филистимляне в позднем бронзовом веке
Согласно Библии (Иер. 47:4; Амос 9:7; ср. Втор. 2:23), филистимляне пришли с Кафтора (Крит). Эта традиция подтверждается названием одной из частей филистимского побережья «критский Негев» (hа-Негев hа-крети; Сам. 30:14) и ассоциацией между критянами и филистимлянами (Иех. 25:16; Цфан. 2:5). Но до сих пор не найдено археологических доказательств этого.
Филистимляне участвовали во второй волне вторжений «морских народов», которые, согласно египетским источникам, опустошили хеттские земли и Арцаву (Малая Азия), Сирийское побережье, Каркемиш и Кипр и угрожали Египту в период царствования Мернептаха (1224—1214 до н. э.) и Рамсеса III.
Раскопки в Хаттуше (Богазкёй) и Угарите позволяют заключить, что эти города были разрушены в конце бронзового века (около 1200 г. до н. э.). На стенах храма Рамсеса III филистимляне изображены в одежде эгейского типа и в украшенных перьями шлемах; аналогичные изображения позднебронзового периода были найдены на Кипре.
В 2019 г. были опубликованы результаты генетических исследований костей филистимлян 16-8 веков до н. э., найденных археологами в Ашкелоне. Геном соответствует населению Южной Европы того времени. Исследования показали, что прибытие европейцев было одноразовым, и их геном в последующие века «разбавлялся» геномом местного населения.
Рядом с Иудейским царством
Гат продолжал оставаться в вассальной зависимости от Израильского царства в правление Соломона (I Ц. 2:39-40). С распадом Объединенного царства египетское влияние в Филистии усилилось, о чем, в частности, свидетельствует вторжение фараона Шешонка в Эрец-Исраэль (около 917 г. до н. э.) через филистимскую Газу.
На протяжении последующих 50 лет близ Гезера происходили частые столкновения между значительными филистимскими и иудейскими силами (I Ц. 15:27; 16:15-17). В царствование Иехошафата филистимляне платили дань Иудейскому царству (II Хр. 17:11), но в царствование его сына Иорама (851—883 до н. э.) они, согласно II Хр. 21:16-17, произвели опустошительный набег на территорию Иудеи и разграбили царский дом в Иерусалиме.
В ходе вторжения в Иудею около 815 г. до н. э. арамейский царь Хазаэль овладел Гатом (II Ц. 12:18).
Первые упоминания Филистии в ассирийских источниках восходят к царствованию Ададнирари III, который взял с нее подать в пятый год своего правления.
Иудейский царь Уззия провел успешную кампанию против филистимлян и, согласно библейскому сообщению (II Хр. 26:6-7), снес стены нескольких филистимских городов (что подтверждено раскопками в Ашдоде) и разместил там свои гарнизоны. К этому времени Гат потерял свое прежнее значение и, по всей видимости, находился под властью Ашдода.
В правление Ахаза филистимляне вновь вторглись в Иудею и овладели рядом иудейских городов в Шфеле и Негеве (II Хр. 28:18; ср. Ис. 9:11; 144:28-32).
В 734 г. до н. э. Тиглатпаласар III вторгся в Филистию, овладел Газой и сделал царя Газы Хануна и царя Ашкелона Митинти своими вассалами. В 720 г., после того как Ханун участвовал в антиассирийской коалиции, царь Ассирии Саргон II взял Газу, изгнал Хануна и покорил Израильское царство (в ассирийских анналах этого периода упоминается дань, взимаемая с разных филистимских городов).
В 713 г. до н. э. правитель Ашдода Азури был отправлен в Ассирию в наказание за предательство, и на его место был посажен его брат Ахимити. Но ашдодцы передали власть некоему Иамани, который укрепил город и, вступив в союз с другими городами Филистии, а также с Иудеей, Моавом и Эдомом, выступил в 712 г. до н. э. против Саргона II (эта кампания упоминается в Ис. 20:1). Коалиция потерпела поражение.
Взятие Экрона изображено на ассирийских стенных рельефах из Дур-Шаррукин; Саргон овладел также Ашдодом и Гатом. При раскопках в Ашдоде были обнаружены фрагменты базальтовой стелы, воздвигнутой в ознаменование победы Саргона. Ашдод был превращен в ассирийскую провинцию.
Согласно II Ц. 18:8, иудейский царь Хизкияху вторгся в Филистию; он атаковал Газу и побудил жителей Экрона выдать ему правителя города, царя Пади.
В 701 г. до н. э. Санхерив (сын Саргона) вторгся в южные области Эрец-Исраэль и захватил Ашкелон с подвластными ему городами — Яффой, Бейт-Дагоном, Бней-Браком и Азором. Он вознаградил царей Ашдода, Экрона и Газы за их лояльность отторгнутыми от Иудеи территориям в Шфеле.
В последующие годы правления Санхерива Филистия служила буфером между Египтом и Ассирией. Но в правление Асаргаддона и Ашурбанипала цари Газы, Ашкелона, Экрона и Ашдода упоминаются как ассирийские вассалы, поставляющие воинские контингенты и подсобную рабочую силу для ассирийской армии.
После падения Ассирии филистимские города, в особенности Ашдод, стали испытывать сильное египетское давление. Археологические раскопки позволяют предположить, что в этот период северная часть Филистии перешла под контроль Иудеи. В 608—609 гг. до н. э. фараон Нехо завоевал Газу. Филистимляне вступили в союз с Египтом против вавилонского царя Навуходоносора II.
В 604 г. до н. э. Навуходоносор разрушил Ашкелон и полностью уничтожил остатки независимости филистимских городов. Как правители, так и население этих городов было депортировано (ср. Иер. 25:20; 447:2-7; Цфан. 2:44-7; Зхар. 9:5-6).
Дальнейшая история Ашдода, Ашкелона и Газы — история персидских, а затем эллинистических городов со смешанным населением.
Морские завоеватели
Филистимляне прославились как успешные завоеватели. Уже к середине XII века до нашей эры им принадлежал ряд городов побережья. “Народ моря” осел в Ашдоде, Ашкелоне, Газе и Гати. Археологические раскопки в этих местах показали интересную особенность.
Основой для новых построек в филистимлянских городах служили руины прежних поселений. Выходит, сначала населенные пункты были уничтожены. а затем на пепелище построены новые города. Эта особенность подтверждает воинственный нрав филистимлян и верность египетских текстов, называющих этот народ суровым и беспощадным.
Успешный захват земель Ханаана не остановил филистимлян. Напротив, они стремились завладеть ещё большими территориями. Вскоре им удалось захватить Мегиддо и ряд соседних городов, установить власть в Нижней Галилее и долине Иордана. Однако иудеи активно противостояли захватчикам, а потому уже в X веке бравое наступление филистимлян было остановлено.
В дальнейшем народ потерял былую силу. Вероятно, это было обусловлено постоянным смешением с другими племенами. Кроме того, свою власть на землях филистимлян устанавливали вавилоняне, ассирийцы, а затем и персы. В их могучих державах филистимляне оставались лишь одним из малых народов, что не мог диктовать свои условия прочим соотечественникам.
Филистимляне были настоящими морскими разбойниками, от которых страдали даже могущественные государства / hofkriegsrat.blogspot.com
Как жили филистимляне?
Как и многие народы древности, филистимляне поклонялись различным богам своего пантеона. Были в их верованиях и заимствования. Поскольку море в жизни этого народа играло особую роль, главным божеством считал Дагон (“даг” переводится как “рыба”). Главные святилища Дагона располагались в Азе и Ашдоде.
Филистимский воин, изображенный на стенах Луксорского храма в Египте, ок. XII века до н.э.
Если же говорить о материальной культуре, то она близка крито-микенской, что ярко выражено в архитектуре. Не секрет, что филистимляне принесли культуру обработки железа в Ханаан. Они первыми в регионе занялись изготовлением изделий из металла, что в дальнейшем существенно отразилось на деятельности местного населения.
Кстати, если керамические изделия указывают на тесные связи филистимлян и народа Крита, то принципы железообработки отмечают сходство культур Ханаана и Кавказа или Анатолии
Это позволяет принять во внимание версию о смешении различных племён, пришедших на земли Ханаана с разных направлений и образовавших филистимлянский этнос
Пленные воины-филистимлянеРельеф из храма Рамзеса III, XII в. до н.э.Местонахождение: Мединет Абу, Египет
Но куда исчезли филистимляне? Последнее упоминание о них встречается во времена завоеваний Александра Македонского. По всей видимости, эллинизация Восточного Средиземноморья, которая пришла с новой властью, сказалась и на филистимлянских племенах. Они попросту растворились в других этносах, став предками самых разных народностей.
Конфликт с евреями
Экспансия филистимлян в прилегающие к Филистии районы Негева и Шфелы привела их к столкновению с коленами Йеhуды и Дана, что нашло отражение в рассказах о подвигах Шимшона в книге Судей Израилевых (Суд. 13-16).
К середине 11 в. до н. э. филистимлянам удалось установить контроль над внутренними горными районами Эрец-Исраэль, разрушить Шило и захватить Ковчег Завета; они опустошили часть западных областей страны, овладели Гивой в уделе колена Биньямина, Мегиддо и Бейт-Шеаном.
В начальный период царствования Саула (около 1120 г. до н. э.) контроль филистимлян над внутренними областями страны ослабел; об этом же свидетельствует свобода действий молодого Давида, которому правитель города Гата не только дал убежище, но и поставил начальником крепости Циклаг. Оттуда он вернулся в Хеврон, где был помазан на царство. В ТАНАХе упоминается еще одно событие: разгром города амалекитянами, пленение женщин и детей и освобождение их Давидом.
Но после победы над Саулом в битве у горы Гилбоа филистимлянам удалось восстановить свой контроль над территориями, простиравшимися вплоть до Бейт-Шеана.
После того, как Давид был помазан на царство над всем Израилем, он нанес поражение филистимлянам и не только освободил страну от их ига, но и сделал Гат своим вассалом (II Сам. 15:17-25; I Хр. 18:1). Начиная с этого времени история филистимлян превратилась из истории народа в историю отдельных городов.
Победа Давида над филистимлянами подорвала их контроль над морским побережьем и открыла путь финикийской морской экспансии. С этого времени все известные правители филистимских городов носили семитские имена, что указывает на далеко зашедший процесс культурной ассимиляции филистимлян в ханаанской среде.
В составе еврейского царства
После победы Давида над филистимлянами к его личному войску были присоединены наемные отряды крети и плети, которые оставались в составе его гвардии после того, как он обосновался в Иерусалиме. По всей очевидности, плети — это филистимляне; относительно того, кто такие крети, мнения исследователей расходятся.
Начальник отрядов крети и плети Бенайа, сын Иехойады, числился в составе администрации Давида. Одним из преданных слуг и военачальников Давида был Итай из Гата (II Сам. 15:18-22; 18:2). Крети и плети продемонстрировали свою преданность Давиду, поддержав его в выборе Соломона царем (I Ц. 1:38-44).
Происхождение[править]
Филистимляне не были аборигенами Палестины. Из Втор., Иер. и Амос. можно понять, что филистимляне происходили с острова Кафтор (Крит), однако об их дальнейших переселениях точных данных нет. Вероятно, они населяли область у горы Касиос, расположенную восточнее дельты Нила. Часть филистимлян сначала переселилась туда с Крита вместе с теми «народами моря», которые в XII в. до н. э. совершили нападение на Египет. Позднее они достигли южных границ Ханаана (Палестины), пройдя через область у горы Касиос. Другая часть филистимлян переселилась в Ханаан непосредственно с о-ва Крит. Предания о них сохранились со времён Авраама и Исаака (Быт.; ; Исх.; ; ).
Критское происхождение филистимлян подтверждается и тем, что Крит соответствует той области (или её части), которую египетские тексты обозначают как «землю Кефто». В одном из египетских документов встречается имя Анхус, которое в Библии носит царь Гета. Кроме того, на одном из египетских рельефов времен Рамсеса III пленные воины «народов моря» изображены в украшенных перьями головных уборах, какие носили древние жители Крита. В 1 Цар. 30:14 говорится о Керети (Крите), в то время как в ст. 16 упоминается «земля Филистимская». (Ср. Иез. 25:16; Соф. 2:5, где критяне также отождествляются с филистимлянами).
По одной из версий филистимляне отождествляются с финикийцами.
Часть современных учёных отождествляет филистимлян с пеласгами, согласно одной из версий являвшимися индоевропейским народом. Прибыв в Ханаан, филистимляне испытали сильное воздействие местного населения, главным образом за счет метисации с ханаанейскими женщинами.
Итоги борьбы древних евреев с филистимлянами
Согласно библейским повествованиям, филистимляне были организованы и достаточно эффективны, чтобы противостоять израильским племенам. Под руководством царя Саула (время правления 1029-1005 г. до н. э.), еврейские племена объединяются и поднимают восстание.
На время власть филистимлян в данном регионе ослабевает. Однако поражение израильтянам было нанесено в битве у Гилбоа, где погиб царь Саул. Филистимляне восстановили контроль над территориями. Началось длительное противостояние, в результате которого «народы моря» были побеждены преемником царя Саула – Давидом (годы правления около 1035-970 гг. до н. э.). Он нанёс ряд значительных поражений филистимлянам. Он вынудил часть их городов принять вассальную зависимость от израильтян. В основном это были прибрежные города.
Вследствие таких поражений филистимляне уже не могли объединиться в единое государство и были обложены данью. После распада объединённого царства на Израильское и Иудейское государства, Египет вторгнулся в земли Палестины через поселение Газа. Это ослабило израильские государства, что позволило филистимлянам перейти к более активным действиям.
Около 920 г. до н. э. они организовали разрушительные походы в Иудее. В одном из этих походов филистимляне разрушили Иерусалим. На протяжении полувека продолжались различные столкновения между израильтянами и филистимлянами. Во время Ассирийского правления Палестиной в 720 г. до н. э. филистимляне совместно с израильтянами создали коалицию. Эта коалиция противостояла ассирийцам. Эта коалиция была разгромлена ассирийской армией, что ещё больше ослабило как филистимлян, так и израильтян. Впоследствии земли Палестины попали в зависимость Египта, а затем Вавилона.