Обстоятельства появления царя в Израиле
Расселение 12-ти колен израилевых в XII—XI вв. до н. э. Воцарение Саула было следствием неспособности традиционного племенного руководства — «судей» — противостоять растущему давлению со стороны соседних народов, в первую очередь филистимлян, оттеснявших евреев всё дальше в горы (I Сам. 8:20; 9:16).
Еврейский народ представлял из себя конфедерацию разрозненных племён, единство которых поддерживалось лишь периодическими встречами в центральном святилище в Шило. Видя государственные модели окружавших их народов, еврейские племена захотели учредить нечто подобное в Израиле. Как рассказано в ТАНАХе, евреи пришли к «судье» Шмуэлю (Самуилу) и потребовали царя (I Сам).
Из текста явствует, что Шмуэль воспринял это как бунт против Бога и возвестил народу, что он пострадает за это (царь станет угнетателем народа). Но Бог откликнулся на желание евреев и выбрал для них царя, приказав Шмуэлю помазать его на царство.
Библейский рассказ о воцарении Саула представляет собой результат компиляции нескольких различных версий. Согласно I Сам. 9:1-10:16, Саул — красивейший юноша среди израильтян — отправился на поиски пропавших отцовских ослиц. Бог возвестил пророку Самуилу, что юноша из колена Биньямин, который придет завтра, должен быть помазан на царство в Израиле (I Сам. 9:16). После того, как Самуил совершил помазание Саула, тот отправился домой, однако в пути встретил «сонм пророков»; дух Божий снизошел на него, и «он пророчествовал среди них» (I Сам. 10:10).
Версия I Сам. 10:17-27 повествует иначе: Самуил собрал народ в Мицпе и бросил жребий, который указал на Саула, который и был провозглашен царем, и «весь народ воскликнул и сказал: да живет царь!» (I Сам. 10:24). Наконец, в I Сам. 11 рассказывается, что Саул был провозглашен царем в Гилгале после того, как он нанес поражение аммонитянам, пытавшимся поработить жителей Явеш-Гилада, родственных колену Биньямин. В этом рассказе Саул предстает как типичный «судья» — племенной глава, посланный спасти Израиль от чужеземной угрозы. Общим для этих версий о воцарении Саула является избранность его Богом и помазание Самуилом.
В коранической литературе[править]
В исламе Саула принято называть именем Талут (طالوت, «высокий»?), он упоминается в Коране, где повествуется о том, что Аллах назначил Талута царём над сынами Исраила, но они его не признали:
Тогда пророк сынов Исраиля, идентифицируемый с Самуилом, доказал им, что Талут обладает силой и мудростью, присущими царю, и что знамение его власти — возвращение ковчега. Талут выступил с воинами против Джалута, предварительно испытав их водой реки: те воины, которые отказались пить её, остались с Талутом (в Библии сходный мотив отнесён к Гедеону). С помощью Дауда (Давида) Джалут был побеждён. Предание развивает сюжеты и мотивы, связанные с высоким ростом Талута, с содержимым ковчега, рассказывается о попытках Талута убить Дауда.
Перед свадьбой Давида и дочери Саула было погублено много филистимлян
После победы Давида и его музыкальных успехов при царском дворе, Саул сделал его зятем, выдав за него младшую дочь. Давид при этом перевыполнил царское условие для совершения свадьбы – лишил жизни не сто, а двести филистимлян с помощью войск в очередном сражении. Популярность Давида раздражала мнительного царя, и он попытался его убить, после чего юноша ушел к пророку, проживавшему тогда в Раме. Саул преследовал своего зятя повсеместно, убил почти всех священников, которые помогли ему бежать, и отдал его жену в жены другому человеку. Давид в этом процессе не отвечал ему взаимностью и много раз щадил Саула в моменты, когда мог его убить. Царь Саул покончил жизнь самоубийством, когда в очередном сражении с филистимлянами был окружен и потерял трех сыновей. До этого он обращался к знаменитой Аэндорской волшебнице, чтобы узнать свою судьбу. И, как полагается, за это обращение был оставлен милостями Всевышнего.
Царь Соломон
Соломон, при вступлении своем на царский престол, принес Богу тысячу жертв. Ночью после этого Бог явился ему во сне и сказал: «Проси, что ты хочешь, Я дам тебе».
«Господи!» — ответил Соломон, — «Ты поставил меня царем, а я отрок малый. Даруй же мне разум, чтобы управлять народом Твоим».
Господу угоден был ответ Соломона. И сказал Господь: «за то, что не просил у Меня ни долгой жизни, ни богатства, ни победы над врагами, а просил разума, чтобы управлять народом, Я даю тебе мудрость такую, что подобного тебе не было и не будет. И то, чего не просил, Я даю тебе богатство и славу. А если будешь исполнять заповеди Мои, дам тебе и долгую жизнь».
Мудрость свою Соломон показал прежде всего на суде. Вскоре по воцарении его пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме, и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить: «живой ребенок мой, а мертвый твой», говорила каждая. Так спорили они и пред царем. Выслушав их, Соломон приказал: «принесите меч».
И принесли меч к царю. Соломон сказал: «Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой».
Одна из женщин при этих словах воскликнула: «отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!»
Другая же напротив говорила: «рубите, пусть не достанется ни ей ни мне».
Тогда Соломон сказал: «не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его мать».
Народ услышал об этом и стал бояться царя, потому что все увидели, какую мудрость дал ему Бог.
Мудрость свою Соломон выражал и в управлении народом и во всех других царских делах. И разнеслась о нем слава, за пределы еврейской страны, в другие соседние народы.
Исполняя завещание своего отца Давида, Соломон приступил к построена храма Божия в Иерусалиме. Местом для него выбрал гору Мориа, которая была указана еще Давиду и на которой Авраам приносил в жертву Исаака. Храм строили семь с половиною лет около ста восьмидесяти пяти тысяч работников. Он устроен был по образцу скинии Моисеевой, разделялся на святое святых, святилище и притвор, но был обширнее и великолепнее ее. Стены храма были выложены из камня, снаружи обложены белым мрамором, а внутри золотом. Все принадлежности храма для богослужения были сделаны из золота.
Когда храм был готов, Соломон призвал к освящению его всех старейшин и множество народа. При звуке труб и пения песней духовных внесен был ковчег завета. Слава Господня в виде облака наполнила храм, так что священники не могли продолжать богослужение. Тогда Соломон взошел на свое царское место, пал на колени и с воздетыми руками молился Богу, чтобы Он в этом месте принимал молитвы не только израильтян, но и язычников. По окончании этой молитвы, сошел с неба огонь и попалил жертвы, приготовленный в храме.
Царствование Соломона было мирным и счастливым. Из далеких стран приходили в Иерусалим, чтобы посмотреть на царя и послушать его мудрости. Царица Савская, услышав о славе Соломона, пришла испытать его загадками. Убедившись в его мудрости, она сказала: «Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол израилев!»
Но под конец своей жизни Соломон стал грешить пред Богом. У него было много жен; между ними были и язычницы. Для них он построил языческие капища и сам заходил туда.
Тогда Господь отнял свое благословение от Соломона, и против него начались бунты и возмущения в еврейском народе. Соломон понял, что это Бог наказывает его за грехи, и стал каяться. Но его покаяние не было таким полным, от всего сердца, как покаяние Давида. Поэтому, хотя Господь и помиловал его и сохранил царство при его жизни, но объявил через пророка, что царство еврейское после смерти Соломона разделится на два, и сыну Соломонову достанется меньшая его часть.
Примечание
: См. Библию, «3-я Книга Царств», гл.3-11 ; «1-я Книга Паралипоменон» гл.22, 28, 29 и «2-я Книга Паралипоменон» гл.1-9 .
Саул в прочих книгах Библии
Вторая книга Царств
Давид, ставший после смерти Саула царём Иудеи, а затем и всего Израиля, неоднократно подчёркивал своё уважение к своему предшественнику и его домочадцам:
Псалтирь
Хотя история противостояния Давида и Саула сюжетно угадывается в тексте Псалтири (авторство большинства псалмов которой связывается с Давидом), имя Саула собственно в тексте псалмов ни разу не упоминается, хотя фигурирует в названиях ряда псалмов, как считается, озаглавленных позднее создания собственно лирических текстов.
Помимо уже указанного псалма 17 с различными обстоятельствами конфликта Саула и Давида связываются следующие псалмы:
- Псалом 51 — «учение Давида, после того, как приходил Доик Идумеянин и донёс Саулу и сказал ему, что Давид пришёл в дом Ахимелеха».
- Псалом 53 — «учение Давида, когда пришли Зифеи и сказали Саулу: „не у нас ли скрывается Давид?“» и тематически продолжающий его псалом 54
- Псалом 57 — хоть и не содержит соответствующего надписания, но своим содержанием восходит к преследованиям Саулом Давида
- Псалом 58 — «писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его».
Значение букв в имени Саул
С — символизирует силу и независимость. Саул отличается здравомыслием, надежностью и спокойствием, стремлением к равновесию и благополучию, неустанно пытается понять свое предназначение в жизни.А — олицетворяет одиночество и закрытость, но при этом Саул обладает самодостаточностью и приземленностью, а также энергией для принятия всего нового и начала новых дел.У — означает уравновешенность и способность быстро анализировать ситуацию и принимать правильные решения. Саул обладает богатым воображением, эмпатией и альтруизмом.Л — означает, что Саул тонко понимает прекрасное, обладает незаурядными артистическими и художественными способностями, изъявляет желает делиться с окружающими своими знаниями и впечатлениями, осознает необходимость поиска своего предназначения в этом мире.
Древнееврейское царство
Более 3 тыс. лет назад евреи пришли в обещанную Богом благодатную страну. Богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за эти земли пришлось вести изнурительные войны с местным населением. В Библии сохранилось предание о том, как евреи захватили город Иерихон, разрушив его мощные стены при помощи звука труб.
В библейских сказаниях отразилась борьба израильтян с филистимлянами. Могучий герой Самсон, сила которого была заключена в волосах, полюбил красавицу Далилу (рис. 1). Правители филистимские подкупили Далилу. Когда Самсон заснул, коварная женщина приказала остричь ему волосы. Самсона схватили, ослепили и бросили в темницу. Через некоторое время устроили филистимляне пир, привели туда слепого, измученного Самсона, чтобы поиздеваться над героем. Но не заметили, что волосы отросли, и силы вернулись к Самсону. Ухватился герой руками за столбы, на которых держалась крыша, и обрушил на врагов огромный дом. Так погиб Самсон, совершив свой последний подвиг.
На рубеже XI–Х вв. до н. э. на севере Палестины евреи образовали государство Израиль (рис. 2). По преданию, основателем и первым царем был Саул.
Однажды пошли филистимляне войной против Саула. И вышел из рядов их огромный Голиаф. В поединок с великаном отважился вступить лишь Давид, молодой пастушок. Метким броском из пращи поразил Давид огромного великана. Упал Голиаф на землю, а Давид выхватил у него меч и отрубил голову (рис. 3).
После смерти Саула Давид стал царем (1005–965 гг. до н. э.). В годы его правления Иерусалим стал столицей государства.
Соломон расширил территорию государства, захватив соседние земли. Вокруг Иерусалима, Мегиддо и других городов были сооружены мощные защитные стены. В столице построили величественный царский дворец и храм богу Яхве (рис. 4). Стены храма были выложены из кедра, а полы из дерева кипариса. Лучшие мастера изготавливали для храма украшения из серебра и золота. Посреди большого двора стоял жертвенник богу Яхве. В глубине храма находилось небольшое помещение, в нем хранились каменные скрижали с заповедями.
До Саула у евреев древнего Израиля не было царя. Но ситуация в стране накалялась из-за того, что Судьи Израиля не могли противостоять давлению со стороны соседних государств. Больше всех зарились на израильские земли филистимляне. Кроме того, сыновья священника Илии не только глумились над справедливостью и совершали беззаконные поступки, но и во время битвы потеряли Ковчег Завета.
После этого израильский народ потребовал у пророка Самуила поставить над ними правителя. Всевышний возвестил Самуилу, что на царство в Израиле должен быть помазан юноша из колена Вениаминова. Тем временем Саул отправился в город искать отцовских ослиц. Самуил сообщил юноше, что тот должен стать царем и помазал его на царство.
Эпоха царей (или Израильско-Иудейского царства) продолжалась примерно с 1029-985 г. до н.э, но данные относительно точных годов правления несколько рознятся, поэтому они не приводятся здесь.
Число имени Саул
Число имени девять (9) указывает на людей из мира богемы, служения высоким идеалам. Личность с именем Саул посвящает свою жизнь поиску себя, порой мучительному, и раскрытию творческого потенциала. Не лишенные лидерских качеств, они нередко проявляют такие качества, как надменность, самолюбие, и ведут себя высокомерно, чем отпугивают и отталкивают от себя многих окружающих. Число девять (9) для имени Саул указывает на утонченную артистичную личность…
Камни для имени Саул: авантюрин, агат, аквамарин, александрит, алмаз, аметист, беломорит, бирюза, гагат, гелиотроп, гроссуляр, демантоид, карнелиан, кварц, коралл, раухтопаз, рубин, сапфир, сардоникс, сердолик, чароит, яшма.
Планета: Марс.
Знаки Зодиака: Скорпион, Рак, Рыбы.
Подробнее: число имени Саул — 9
Удачные годы для имени Саул: 1908, 1917, 1926, 1935, 1944, 1953, 1962, 1971, 1980, 1989, 1998, 2007, 2016, 2025, 2034. Подробнее: имена года.
Цари Израиля, Иудеи и те, кто были после них
В начале своего существования еврейский народ жил без царя. Когда Всевышний на горе Синай говорил с Моше, Он сказал ему, что если евреи пойдут по Его путям, то станут «царством священнослужителей и народом святым».(1) Если евреи будут служить единому истинному Царю, им не понадобится Его замена из плоти и крови.
Конечно, народу нужен был лидер. Но Моше не был классическим царем. Он был слугой Всевышнего, скромным пастырем, а не монархом, который смотрит на подданных сверху вниз. Моше передал эту модель лидерства своему преемнику Йеошуа, а тот, в свою очередь, научил ей своих учеников.
И таким образом после обретения народом Израиля своей земли большую часть времени им правили судьи и пророки. Пророки передавали людям слова Бога, а судьи давали консультации в мирное время и вели битвы во время войны.
Царь Соломон
В Первой книге царей (Мелахим алеф) сказано, что Всевышний дал Соломону царский престол при условии, что он никогда не будет уклоняться от служения ему. Новый царь Израиля был наделен терпением и мудростью, которая осталась в веках и передается бесчисленными поколениями.
В отличие от Давида, Соломон был мирным правителем и практически не вел войн. Он вошел в историю как самый мудрый царь Израиля, Соломон продолжил возведение Иерусалимского храма. Также он приумножил политические достижения Давида как в мире, так и внутри страны.
Именно во времена Соломона древний Израиль достиг зенита своего могущества. Мудрый царь сумел покончить более чем с 500-летней враждой между евреями и арабами — для этого он женился на дочери египетского фараона.
Однако Соломон прогневал Всевышнего, возведя по просьбе одной из своих жен языческий жертвенник, где он поклонился ее божествам. За это Всевышний пообещал народу Израиля лишения, но уже после окончания царствования Соломона. Мудрый царь умер на 40 году своего правления, это случилось, кода он наблюдал за строительством алтаря. Приближенные похоронили Соломона только после того, как черви начали точить его посох.
Царь Саул
В традиции еврейского народа не было царской власти. Они вели кочевой образ жизни и испокон веку управлялись патриархами, старейшинами, судьями… Еще со времен Моисея в Иудее строилась теократическая система управления: народ — старейшины — судьи — первосвященник (иногда рядом с ним пророк) — Бог. И это оправдывало себя в тех условиях. Однако переход к оседлой жизни, опыт общения с соседними народами (ханаанеянами, филистимлянами…), корыстолюбие и неспособность правящей верхушки защитить народ от внешней экспансии тех же соседей привели к тому, что народ потребовал себе царя, обратившись с требованием о назначении царя к высшему авторитету того времени пророку Самуилу. Самуил, понимая, что новый вид правления угрожает будущей власти его сыновей, сопротивлялся этому решению, но в итоге все-таки сделал выбор в пользу юноши Саула, сына Киса из рода знатного с добрым именем из малочисленного колена Веньяминова. Вначале Самуил тайно помазал его на царствие, а потом через некоторое время перед народом на помазанника выпал жребий. Так излагает историю избрания Саула Иосиф Флавий.
Правил Саул примерно 20 лет и первое время своего царствования поступал по воле Божьей, показывая себя достойным правителем. Многими победами над врагами он приобрёл себе любовь народа. Поначалу он отказывался от почестей и в мирное время сам пахал на своём поле (1Цар. 11:4). Со временем Саул перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, и Дух Божий оставил его. Понимая это, он впал в депрессию, и ничто его не радовало. Тайно на царствие был помазан Самуилом приближенный к царю Давид, разгонявший хандру царя искусной игрой на арфе.
В Гелвуйской битве пали три сына Саула. Окружённый вражескими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч (1Цар. 31:4).
Давид играет на арфе перед Саулом. Александр Андреевич Иванов. 1831 г. Бумага, наклеенная на бумагу и на картон, масло. 8,5 х 13,5. На библейский сюжет. Эскиз неосуществлённой картины. Поступила в 1926 г. из Румянцевского музея (дар С. А. Иванова в 1877 г.). Инв.№ 7990. Государственная Третьяковская галерея https://www.tez-rus.net/ViewGood18360.html
Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила. Дмитрий Никифорович Мартынов (1826-1889). 1857 г. Ульяновский художественный музей
Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в Первой книге Царств (глава 28). В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска филистимлян собрались на войну с Израилем. Царь Израиля Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, „но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков“ (1Цар.28:6). Тогда он приказал слугам — „сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её“. Слуги нашли женщину-волшебницу в Аэндоре и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней.
„И сказал ей : прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? — спросил у неё . Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. (1Цар.28:8-14)“
Саул спросил Самуила о том, как поступить ему в войне с филистимлянами, на что получил ответ — „для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду“. (1Цар.28:16-17). Далее Самуил предрёк, что „завтра ты и сыны твои со мною“. Саул испугался и пал на землю. Волшебница подошла к нему, предложила хлеба, после уговоров царь согласился и женщина заколола ему телёнка, испекла опресноки. Поев, Саул удалился.
На следующий день в битве сыновья Саула — Ионафан, Аминадав и Малхисуа были убиты, а сам царь покончил с собой (1Цар.31:15). Первая книга Паралипоменон сообщает, что „умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом“ (1Пар.10:13).
Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы). Николай Николаевич Ге. 1856 г. Холст, масло. 288×341. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В искусстве
Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей! Вот арфа золотая: Пускай персты твои, промчавшися по ней, Пробудят в струнах звуки рая. И если не навек надежды рок унёс, Они в груди моей проснутся, И если есть в очах застывших капля слез — Они растают и прольются. Пусть будет песнь твоя дика. — Как мой венец, Мне тягостны веселья звуки! Я говорю тебе: я слез хочу, певец, Иль разорвётся грудь от муки. Страданьями была упитана она, Томилась долго и безмолвно; И грозный час настал — теперь она полна, Как кубок смерти, яда полный.
Изобразительное искусство
Тема Саула не является популярной в изобразительном искусстве. Помимо миниатюр в средневековых манускриптах, её иллюстрации можно найти в библейских циклах гравюр, например, у Доре, а в станковой живописи — в картинах на тему «Давид играет Саулу на арфе», где обычно противопоставляется мрачный царь зрелых лет и юный прекрасный отрок. Наиболее значительными картинами на этот сюжет являются два полотна Рембрандта. Менее популярна тема «Саул мечет копье в Давида». В отдельную группу следует выделить достаточно распространённую начиная с эпохи барокко тему «Аэндорская волшебница вызывает душу Самуила», действующим лицом которой является Саул (Сальватор Роза, Николай Ге, Уильям Блейк). Питер Брейгель Старший написал картину на непопулярный сюжет смерти Саула.
Проза и драматургия
- Джон Браун, сочинение «Целение Саула», где он на библейском примере показывает свои идеи о целительной силе музыки.
- Александр Суме. Трагедия «Саул»
- Егойош, историко-драматический фрагмент «Саул» (идиш)
- Пьеса С. И. и С. С. Мамонтовых «Царь Саул» (поставлена Станиславским)
- Андре Жид. Пьеса «Саул»
- Дмитрий Кедрин в своей пьесе «Рембрандт» пишет о том, как художник создавал картину о Сауле и Давиде: «Вы знаете, какая мысль мелькнула / В моем уме! Я собрался давно / Писать безумного царя Саула. / Натурой для Саула служит мне / Маньяк один, благообразный с вида. / Чтоб развернуться в этом полотне, / Мне не хватает лишь царя Давида…». В качестве натурщика для Давида собеседник предлагает ему пригласить Спинозу.
- Давид Малкин. «Король Шаул», исторический роман
Поэзия
- Стихотворение Байрона «My soul is dark», его перевод Лермонтовым «Душа моя мрачна»
- К. Р. (Константин Романов), Царь Саул
- Натан Альтерман. Стихотворение о смерти Саула
Кинематограф
- В телефильме «Давид» (1997) роль Саула исполнил Джонатан Прайс.
- В фильме «Давид и Голиаф» (1960) роль Саула исполнил Орсон Уэллс.
Состояние израильского общества во времена Саула
На основании книги I Сам. можно заключить, что во времена Саула еще не сложилась упорядоченная административная система. Энергия Саула была преимущественно направлена на консолидацию монархии. По всей видимости, значительную часть нарождавшейся администрации составляли члены семьи Саула.
Так, его сын Ионатан стоял во главе одного из контингентов постоянной армии, Авнер бен Нер, также родственник Саула, был главой царской армии; большинство военачальников составляли члены колена Биньямин, получавшие от царя земельные наделы и виноградники. Во времена Саула племенная организация еще не прекратила своего существования — Саул считался главой колен Израилевых, а монархические институты, подобные существовавшим в других странах древнего Ближнего Востока, еще не сформировались.
Символом царской власти Саула было, по-видимому, его копье, а также, возможно, венец и браслет (II Сам. 1:10). При Сауле впервые была создана постоянная армия, насчитывавшая 3000 (I Сам. 13:1-2), но при этом продолжали существовать племенные ополчения, составлявшие основную массу войск, мобилизуемую по царскому приказу.
Воцарение Саула положило начало многовековому конфликту между властью священников и царей. С точки зрения священников, появление царя — это отказ от прямой власти Бога над народом. Ещё незадолго до этого, когда Гидеону предложили стать царём, он ответил, что у народа нет иного царя, кроме Бога. С этого момента началась так называемая «пророческая революция» — постоянная критика пророками решений царей. Другим следствием стала централизация культа, до того не требовавшаяся. Со времён царя Шломо единственным законным местом, где можно приносить жертвы, стал Храм в Иерусалиме (хотя другие святилища продолжали действовать ещё века).
Антимонархическая тенденция книги Шмуэля I и сравнение деятельности Саула с деятельностью его преемника — Давида создаёт впечатление сплошной неудачи. Но его военные достижения были велики. Не решив полностью проблему конфликта с филистимлянами, он вывел Израиль из подчинения им и остановил их продвижение в глубь страны. Лучше всех это понимал Давид, который сложил про него песню, начинающуюся словами «слава твой, Израиль, убита на высотах твоих! Как пали сильные!».
Царь Давид
Давид — второй царь Израиля, младший сын Иессея. Царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок. 876 — 836 до н. э.: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого (по мужской линии), согласно иудейским библейским пророчествам, выйдет Мессия, что уже осуществилось, согласно христианскому Новому Завету, где подробно описано происхождение Мессии — Иисуса Христа от царя Давида. Историчность царя Давида является предметом дискуссии историков и археологов.
Древо Иессея. Марк Шагал. 1975 г. Холст, масло. 130×81 см. Частная коллекция
***
Давид и Голиаф. И. Е. Репин. 1915 г. Бумага на картоне, акварель, бронзовый порошок. 22х35. Тверская областная картинная галерея
Призванный к царю Саулу, Давид игрой на кинноре отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество от Бога. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору (1Цар. 16:14 — 18:2).
Вирсавия. Карл Павлович Брюллов. 1832 г. Не оконченная картина. Холст, масло. 173х125,5. Поступила в 1925 г. из Румянцевского музея (собрание К. Т. Солдатенкова). Инв.№ 5052. Государственная Третьяковская галерея, Москва https://www.tanais.info/art/brulloff6more.html
Вирсавия. К.П. Брюллов. 1830-е (?). Холст, масло. 87,5 х 61,5. Вариант одноименной картины 1832 из собрания ГТГ Вторая книга Царств, 11, 2-4 Слева, на кране, подпись: К. П. Брюлло. Поступила в 1907 от А. А. Козловой (Санкт-Петербург). Инв.№ Ж-5083. Государственный Русский музей https://www.tez-rus.net/ViewGood36729.html
Примерно в 1832 году Карл Брюллов создал полотно, явившееся своеобразным итогом его многолетних творческих исканий в мифологической и жанровой живописи. Замыслив картину «Вирсавия», он самозабвенно начинает над ней работать в течение четырех лет. Автора переполняло желание изобразить обнаженное человеческое тело в лучах заходящего солнца. Пронизывающая картину тонкая игра света и тени, воздушность окружающей фигуру среды, не помешали автору придать силуэту четкость и скульптурную объемность. В картине «Вирсавия» Брюллов искусно изображает чувственную эротику, откровенно по-мужски любуясь каждой складочкой на стройном теле и каждой прядью распушенных густых волос. Для того, чтобы усилить впечатление, мастер применил эффектный цветовой контраст. Мы видим, как белизну матовой кожи Вирсавии оттеняет смуглая темная кожа служанки-эфиопки, нежно прильнувшей к своей госпоже.
В основу картины лег сюжет из Ветхого завета. В Библии «Вирсавия» описывается, как женщина редкостной красоты. Гуляя по крыше своего дворца, царь Давид увидел внизу девушку, которая обнажилась и уже готова была войти в воды мраморной купальни. Пораженный неповторимой красотой Вирсавии, царь Давид испытал страсть. Муж Вирсавии в это время находился далеко от дома, служа в армии царя Давида. Не пытаясь соблазнить царя, Вирсавия все же явилась по его приказу во дворец и после их отношений Вирсавия забеременела. Царь Давид отдал командиру армии распоряжение, в котором приказал ее мужа направить в самое горячее место, где бы его убили. В итоге так и произошло, после чего царь Давид женился на Вирсавии. Появившись на свет, их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид долго горевал и раскаивался в содеянном. Несмотря на свое высокое положение и статус самой любимой жены Давида, Вирсавия вела себя очень скромно и достойно. Между тем, в Библии говорится о том, что она имела большое влияние на царя, это доказывает и тот факт, что она убедила правителя назначить своего старшего сына Соломона царем. После того, как за престол царя Давида началась ожесточенная борьба между его сыновьями, она всячески содействовала разоблачению четвертого сына Давида Адония, который стремился сместить отца с престола. У Вирсавии было два сына Соломон и Нафан. Всю свою жизнь она любила и была предана царю Давиду, став прекрасной женой и хорошей матерью. аrt-on-web.ru
Давид и Вирсавия. Марк Шагал. Париж, 1960. Литография, бумага. 35,8×26,5
Песня Песней Марк Шагал Музей Марка Шагала, Ницца
***
Царь Давид. Марк Шагал. 1962–63 г. Холст, масло. 179.8×98. Частная коллекция
Царь Давид. В.Л. Боровиковский. 1785 г. Холст, масло. 63,5 х 49,5. Слева внизу дата и подпись: 1785 года писалъ Владимiръ Боровиковскiй. Поступила: 1951 из собрания Р.С. Беленькой. Инв.№ Ж-5864 Государственный Русский музей https://www.tez-rus.net:8888/ViewGood34367.html
Как царь поссорился с пророком
Первый правитель Израильского царства, Саул, находился на своей должности около 20 лет. Он создал регулярное войско из 3000 человек, успешно боролся с филистимлянами (одна из битв этого периода знаменита противостоянием Голиафа и Давида), был изначально очень верующим человеком (хотел казнить собственного сына за то, что он единожды нарушил пост). Однако перед битвой в Гилгале он собственноручно принес жертвы, не дожидаясь Самуила (такие действия входили в обязанности самого пророка), а потом отказался выполнить распоряжение Самуила о полном уничтожении амалекитян. Разгневанный пророк объявил о лишении Саула царского титула и возможной гибели всего его потомства. Царь, лишенный поддержки пророка, упал духом, в него вселился злой дух, и он охладел к самодержавной деятельности.
Царство Израиля согласно Библии
Из книг Библии на иврите можно написать историю царства Израильского, которую авторы Библии хотели рассказать. Книги о нем в основном относятся к истории девтерономизма :
- первая книга Самуила хронику создание сана в древнем Израиле и царствование царя Саула .
- вторая книга Царств описывает царствование царя Давида .
- первая книга Царей вызывает царствование Соломона , его преемственности, и раскол , то есть сказать , разделение единого царства на два отдельные царство: что из Израиля и из Иуду .
Хотя эти документы по сути своей религиозны, они предоставляют исторический материал для исследования с момента их написания, хотя для периода, предшествующего практике написания, они не имеют прямой связи с исторической реальностью.
Разделение царства, последствия
После смерти Соломона на царский трон взошел его сын Ровоам. Он жестко проводил свою политику внутри страны, чем вызвал недовольство части населения — десять колен Израилевых отказались считать его свои повелителем.
После этого недовольные объединились вокруг Иеровоама и образовали свое государство в северной части Израиля. Столицей нового государства стал Шомрон, а цари отошли от монотеизма и начали поклоняться финикийским божествам.
В общем, цари Израиля правили двумя государствами, нередко случались междоусобицы и государственные перевороты. А через некоторое время десять колен Израилевых были уведены в рабство. Южное Царство завоевал Навуходоносор, а Северное Царство разрушили ассирийцы.
Цари Израиля совершили великие дела. И пусть те времена уже давно прошли, но следы их правления мы наблюдаем до сих пор. Кто не знает о подвиге Давида или о мудрости Соломона? Их имена навечно вписаны в историю человечества.
Еврейский культурный центр детские развивающие центры, курсы иврита, раннее развитие детей
1020 г. до н.э. Н.э. — 930 г. до н.э. Ж.-К.
Карта Королевства Израиль, описанная в еврейской Библии, относящаяся к эпохе повествования Давида и Саула (вассальные государства и потерянные царства отмечены красным цветом).
Статус | Монархия |
---|---|
Столица | Гива (ru) (-1030 — -1010) Маханаим (-1010 — -1008) Хеврон (-1008 — -1003) Иерусалим (-1003 — -930) |
Язык | иврит |
Религия | Монотеизм Соломона |
930 г. до н.э. Ж.-К. | Соединенное Королевство Израиля и Иудейский дивизион |
---|
— 1030 — — 1010 | Саул |
---|---|
— 1010 — — 1008 | Иш-бошет |
— 1008 — — 970 | Дэйвид |
— 970 — — 931 | Соломон |
— 931 — — 930 | Робоам |
Давид и его сын Соломон принесли благоденствие Израилю
Давид же, спасаясь от преследований Саула, перешел к филистимлянам, разбившим впоследствии Саула. В возникшем вакууме власти Давид пришел со своими сторонниками в город Хеврон, где иудеи провозгласили его царем. Так образовалось два царства – Израильское и Иудейское. Первое возглавил Иефосфей (сын Саула), второе – Давид. Эти два государства воевали между собой около двух лет (столько правил Иефосфей), после чего победивший Давид был избран правителем всего Израиля по прошению израильских старейшин. В дальнейшем он завоевал Иерусалим, Моав, некоторые территории Сирии и берега Ефрата и др., подчинил духовную власть светской, поместил Ковчег Завета на гору Сион, сочинял псалмы. В пожилом возрасте он передал власть своему сыну Соломону, рожденному от отношений с Вирсавией, которая была женой другого мужчины.
Историки полагают, что правители Древнего Израиля и Иудеи, Давид и его сын Соломон, принесли израильскому народу времена «золотого века». Сын Давида сумел развить внутри- и внешнеполитические достижения своего отца. По мнению религиозных источников, он получил благополучное правление, великую мудрость и терпение за то, что не будет отклоняться от служения Всевышнему. При Соломоне был построен Иерусалимский Храм, объединенные Израиль и Иудея не бедствовали за счет торгового пути из Дамаска в Египет, войны с египтянами прекратились, так как первой царской женой стала дочь фараона. Ежегодный доход царства при Соломоне оценивался более чем в 600 таланов золота (талан – около 26 литров). Но к концу правления государственная казна государства опустела за счет больших расходов на храм и дворец, что повлекло необходимость повышения налогов, против которой восстали подчиненные племена. Единое государство опять распалось на Иудею и Израиль.