Дань уважения
Артур Онеггер на банкноте 20 швейцарских франков.
Его портрет значится на билете 20 швейцарских франков из 8- й серии. Другой его портрет был сделан в 1944 году в Париже Сержем Ивановым .
Ему посвящена консерватория в Гавре .
Фонд Артура Онеггера был создан в 1970 году под эгидой Fondation de France . Этот фонд поддерживает музыкальное творчество, присуждая международную музыкальную премию. Целью этой премии является награждение либо композитора за конкретное произведение, либо композитора за все его произведение, либо музыкальной группы струнного квартета. Фонд Артура Онеггера был создан по инициативе его вдовы, чтобы увековечить его память и связать его имя с именами других создателей.
Режиссер Жорж Рукье посвятил ему короткометражный фильм (« Артур Онеггер», ).
дальнейшее чтение
- Биограф Онеггера был Марсель Ландовски, французский композитор и художественный руководитель, на которого большое влияние оказал Онеггер. Биография его появилась в 1978 г. (ISBN 2-02000227-2), хотя его еще предстоит перевести на английский.
- Гарри Хальбрайх. Артур Онеггер, переведенный на английский язык Роджером Николсом. Портленд, Орегон: Amadeus Press, 1992. Рассматривает жизнь и творчество Онеггера. В сотрудничестве с дочерью Онеггера Паскаль Хальбрайх полностью задокументировал жизнь Онеггера с детства. Все работы обрабатываются, более значимые анализируются подробно. ISBN 1-57467-041-7 (1999).
- Джеффри Спратт. «Онеггер, Артур». Grove Music Интернет.
- Вилли Таппет. Артур Онеггер. Цюрих: Atlantis Verlag, 1954.
биография
От родителей швейцарского происхождения и протестантской религии, Артур Онеггер родился в Гавре, где его отец работал торговцем кофе. Его семья погружена в музыкальную вселенную. Его мать играет на пианино. Поэтому юный Артур учится игре на скрипке. Иногда к дуэту матери и сына присоединяется подруга Артура, тоже скрипач. Но сочинения для двух скрипок и фортепиано довольно редки, поэтому юный Артур, восхищающийся Бахом и Бетховеном, вынужден сочинять неуклюжие эссе для этого произведения. Он также начал писать оперу и ораторию.
В 1911 году, через два года после поступления в Цюрихскую консерваторию, Онеггер уехал в Парижскую консерваторию, где изучал игру на скрипке и познакомился с Дариусом Мийо и Жаком Ибером . Он ученик Шарля-Мари Видора и Винсента д’Инди . В 1918 году он покинул консерваторию, уже составленные мелодии, свой первый квартет и симфоническая поэма, Le Chant де Nigamon .
Памятная доска в Гавре .
Очень привязанный к обновлению репертуара, он находился под влиянием Игоря Стравинского, о котором он написал эссе в 1939 году . Будучи плодовитым композитором и стремящимся иллюстрировать трансформацию общества, особенно с помощью техники или спорта, Онеггер пишет для театра, радио и кино, а также для концертного зала: балеты, песни, концерты, камерную музыку, музыку к фильмам, оперы, оратории, симфонии .
В году он добился успеха в пьесе Рене Моракса « Царь Давид», которую он преобразовал в ораторию в 1924 году . Его самая известная работа, премьера которой состоялась в 1923 году, — « Тихий океан 231», первая из трех симфонических частей, посвященная одноименному паровозу . Два другое движения под названием триптиха регби и симфоническое движение п о 3 .
Его первая симфония датируется 1929-1930 гг. Позже, во время занятий, он написал свое три стихотворение (текст Клоделя), его три Псалмов и Симфонию п о 2 для струнных и трубы вволю . Сочиненный в 1941 году, его движения вызывают смерть, скорбь, затем освобождение. Параллельно он преподает композицию в Нормальной музыкальной школе в Париже, где среди его учеников будет Ив Раметт, будущий автор шести симфоний. Его симфония п о 3, озаглавленном литургическом, его оратория Жанна д’Арк на костре ( ) — в соответствии с текстом Поле Клоделя — и драматическая King David ( ) подчеркивает религиозности этого протестантского композитора. Во второй половине 1930-х годов он прочтет Жанну о Бюше в семье Госслен (в « Мануар дю Клап» ). Среди наиболее важных для него произведений он также назвал оперу « Антигона» ( ).
Его Симфония № 3 (далее « Литургия », 1946) относится к трудные годы, что мир только что испытал благодаря 2 — й мировой войны. Каждое из трех движений имеет подзаголовок литургического происхождения. Он состоит из следующего:
- Dies iræ («День гнева»), Allegro marcato ;
- De profundis clamavi («Из глубины я взывал к тебе»), Adagio ;
- Dona nobis pacem («Дай нам мир»), Анданте .
В году у Артура Онеггера был роман с оперной певицей Клэр Кройза, от которой родился сын Жан-Клод. В мае года он женился на пианистке Андре Ворабур (1894-1980), с которой познакомился в Парижской консерватории в 1916 году; их дочь Паскаль родилась в 1932 году . Во время войны они оставались в Париже (проживая в отдельных квартирах), в частности, на заказы на музыку для кино.
Его четвертая симфония имеет подзаголовок: Delici Basiliensis ( Les Délices de Bâle )
Пятая называется Symphonie di trere («трех ре», которые акцентируют внимание на каждой из трех частей).. В 1953 году он был назначен иностранным членом Академии художеств, а в следующем году он был назначен Великим офицером Почетного легиона
Он также является музыкальным критиком и профессором Нормальной музыкальной школы в Париже. Он также является одним из членов группы Six, наряду с Жоржем Ориком, Луи Дюре, Дариусом Мийо, Фрэнсисом Пуленком и Жермен Тайферре. Помимо Шестерки, он часто бывал у Поля Клоделя, Жана Кокто, Гийома Аполлинера, Макса Жакоба, Пьера Луиса, Пабло Пикассо, Эрика Сати, Жан-Луи Барро и Поля Валери, некоторые из которых предоставили ему сюжеты для его работ.
В 1953 году он был назначен иностранным членом Академии художеств, а в следующем году он был назначен Великим офицером Почетного легиона . Он также является музыкальным критиком и профессором Нормальной музыкальной школы в Париже . Он также является одним из членов группы Six, наряду с Жоржем Ориком, Луи Дюре, Дариусом Мийо, Фрэнсисом Пуленком и Жермен Тайферре . Помимо Шестерки, он часто бывал у Поля Клоделя, Жана Кокто, Гийома Аполлинера, Макса Жакоба, Пьера Луиса, Пабло Пикассо, Эрика Сати, Жан-Луи Барро и Поля Валери, некоторые из которых предоставили ему сюжеты для его работ.
Могила на кладбище Сент-Винсент .
Он похоронен с женой в Париже на кладбище Сен-Винсент .
Работает
Артур Онеггер и Андре Ворабур во время создания Юдифи в Мезьере в 1925 году.
Каталог произведений композитора составил музыковед Гарри Халбрайх . Эта номенклатура представлена буквой H .
Оркестровая музыка
- Симфония № 1 (1930)
- Симфония № 2 (1941)
- Симфония № 3 (1946)
- Симфония № 4 (1946)
- Симфония No. 5 (1950)
- Летняя пастораль (1920)
- Песня радости (1923)
- Тихий океан 231 (1923)
- Регби (1928)
- Симфоническая часть № 3 (1933)
Концерт
- Концертино для фортепиано с оркестром H. 55 (1924)
- Концерт для виолончели (1929)
- Концерт для камеры, для флейты, английского рожка и струнных (1948)
Камерная музыка
- Интрада (1947)
- Струнный квартет No.1 H.15 (1916-17)
- Струнный квартет No. 2 H.103 ре мажор (1934-36)
- Струнный квартет No. 3 H. 114 ми мажор (1936-37)
Опера
- Юдифь, опера на либретто Рене Моракса, 1925 г.
- Антигона, опера по экранизации Жана Кокто в 1927 году
- L’Aiglon (en) — музыкальная драма в 5-ти действиях, написанная А. Онеггером (II, III и IVакты) и Жаком Ибером (I и V акты).
Оперетта
Участвовал в написании 3-х действий оперетты «Приключения короля Павзола», либретто Альберта Виллемеца по роману Пьера Луиса. Альберт Виллемец пишет чрезвычайно забавные диалоги и стихи. Использование александрина подчеркивает комедию этого водевиля. Артур Онеггер играет, смешивая музыкальные стили, не поддаваясь легкой мелодии.
Оратории и кантаты
Артур Онеггер был также автором ораторий. В 1907 году он написал Oratorio du Calvaire . В 1924 году он создал в Париже переработанную версию оратории царя Давида . Затем в 1927 году он переработал ораторию « Юдифь » Рене Моракса . Cris du monde, оратория на текст Рене Бизе по мотивам «Гимна одиночеству» Джона Китса для сольных голосов, детского хора, смешанного хора, оркестра, премьера состоялась в 1930-1931 годах. Две новые оратории, написанные на тексты Поля Клоделя в 1930-х годах, достигли большого успеха: « Жанна д’Арк на костре», драматическая оратория и « Танец мертвых», основанный на библейских текстах. После этих успехов он снова написал ораторию в 1940-х: « Николя де Флю» на текст Дени де Ружмона . Он также является автором Une Cantate de Noël для сольного баритона, детского голоса, смешанного хора, органа и оркестра в 1953 году.
Оценка фильмов (неполный список)
- : Колесо из Абеля Ганса
- : Наполеон, Абель Ганс
- : Конец света, Абель Ганс
- : Отверженные, Раймон Бернар
- : Преступление и наказание по Шенали
- : Mayerling от Анатоля Литвака
- Тысяча девятьсот тридцать-семь : Возвратить от паньоля (его первая симфония частично используются)
- : Мисс доктор по Георгу Вильгельма Pabst (также известный как Салоники, гнездо шпионов )
- : Пигмалион от Энтони Асквит и Лесли Ховард
- : Le Déserteur по Леонайду Могай
- : Кавалькада d’Amour от Raymond Bernard (в сотрудничестве с Дариуса Мийо )
- : Музыканты Неба от Georges Лакомб
- : Каллисто, маленькая нимфа Дианы, мультфильм Андре Эдуарда Марти
- : Капитан Фракасс, Авель Ганс
- : Мермос от Луи Куни
- : Одна любовь из Пьер Бланшар
- : Сегодня вечером придет друг от Раймона Бернара
- : Призрак — Кристиан-Жак (А. Онеггер ненадолго появляется с Луи Жуве )
Различные работы
- Тысяча и одна ночь, гимн для сопрано, тенора и четырех ондес мартено.
- Много песен и стихов.
- Танец козла (для поперечной флейты).
Сочинения
- L’incantation aux fossiles, , Éditions d’ouchy, 1948.
- Я композитор, Editions du Conquistador, 1957 год.
- Письма родителям: 1914-1922 гг., С предисловием и аннотацией Гарри Халбрайха, Женева, изд. Папийон, 2005, 344 с.
Его стиль
Артур Онеггер — композитор, которого, на первый взгляд, трудно определить из-за разнообразия его работ, от тональности до атональности (для Антигоны ) через политональность, использующую все регистры, от квартета до струнных в опере, и уважая как много достижений прошлого, как вклад его современников. Всю свою жизнь он был отмечен двойным влиянием германского ( Людвиг ван Бетховен, Иоганн Себастьян Бах, Макс Регер ) и французского ( Клод Дебюсси, Габриэль Форе, Флоран Шмитт ), что помогает помещать его творчество на периферию музыкальных тенденций. … Если мы можем приписать ему личный стиль, он не принадлежит ни к какой школе; сам отвергнув, как и его коллега и друг Жорж Энеско, слишком строгие системы классификации в музыке.
Абель Ганс и Артур Онеггер в 1926 году, на съемках фильма « Наполеон» .
Разнообразие музыки Онеггера отражает его желание сделать музыку средством выражения гуманистического призвания. Таким образом, он часто стремился к проигранной музыке, в которой было слишком много формализма, слишком много соблазнов и привычек ( Cri du monde, 1931). Страх перед освещением музыки в СМИ можно распознать в его поисках аутентичной музыки, способной передать послание, иногда философское или даже религиозное ( Liturgical Symphony, 1945). Стремясь обновлять себя с каждой работой, он исследовал разные жанры и техники, в равной степени интересовавшийся гармонией Клода Дебюсси, ритмом Игоря Стравинского, в бетховенской форме, гением Арнольда Шёнберга (в исключении сериализма ) и даже электронная музыка.
Кажущуюся простоту некоторых отрывков его музыки следует исследовать с точки зрения объективности. Он не уклонялся от сложности, когда это казалось ему необходимым, как в « Горация Викториё» (1921) или в его симфониях. Как и другие художники его времени, такие как Альбер Камю, он стремился двигать людей, особенно через религиозные произведения, что, в частности, объясняет успех Жанны д’Арк на костре (1935).
Известный своим гуманизмом, он иногда высказывал резкие суждения, но никогда во время своей критической работы. Напротив, он помогал композиторам следующих поколений, таким как Оливье Мессиан, которому он после первого слушания подтвердил, что он будет «одним из величайших композиторов своего времени».
Ссылки
- Справочная страница Артура Онеггера в Оксфорде
- Страница энциклопедии Артура Онеггера
- Пьер Мейлан (1982) Онеггер, L’Âge d’Homme, 17
- Лесли Стивенсон с Доном Видом, Симфония снов: дирижер и покровитель Пол Захер , с. 208
- http://www.resmusica.com/imprimer.php3?art=1569 Архивировано 11 февраля 2009 г. в Wayback Machine .
- Стефенсон, с. 211
- «Артур Онеггер, Регби (Симфоническое движение № 2) запись 1929» . YouTube. Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 года . Проверено 14 июня 2014 г.
- «Онеггер дирижирует: компакт-диски и винил» . 9 сентября 2009 г. . Проверено 14 июня 2014 г.
- Рето Кирххофер (19 декабря 2010 г.). «Das Debüt der Doppelbürger» . Berner Zeitung (на немецком языке) . Проверено 10 декабря 2018 г.
Творчество
Онеггер — один из крупнейших композиторов XX века. В его музыке нашли отражение все трагедии XX века, все то, с чем пришлось столкнуться миллионам людей. Подобно симфониям Шостаковича, романам Хемингуэя, Маркеса или полотнам Пикассо, его музыка проникнута тревогой за судьбы человечества, будущее культуры. В его произведениях органически слиты напряженнейшая эмоциональность и трезвая критическая мысль, а трагизм миросозерцания приводит к сгущенному драматизму, острой экспрессии. Онеггер оставил такие замечательные образцы оперно-драматического искусства, как опера «Антигона», оратория «Крики мира», драматическая оратория «Жанна д’Арк на костре». Он стремился к воплощению общечеловеческих идеалов, к утверждению высоких этических ценностей.
Это относится и к его симфоническому творчеству. В наследии композитора — пять симфоний, отличающихся богатством жизненных образов, яркими контрастами, высоким этическим пафосом.
Ряд сочинений Онеггера открывают его глубокую религиозность (композитор был протестантом) — оратории «Царь Давид» и «Жанна д’Арк на костре», Третья «Литургическая» симфония.
Идеалом для него служит Стравинский, которого Онеггер считает «спасительным примером, которому мы все должны подражать». «Стравинский непрестанно борется за уточнение музыкальных идей, за их осуществление, в котором он требует совершенства… Иными словами, „Гений есть терпеливый и длительный труд“. И гений Стравинского есть нескончаемый труд», — писал композитор в статье «Стравинский — музыкант-профессионал».
Онеггер известен и как литератор — им написано три публицистические книги, критические статьи. Он автор нескольких эссе о композиторах (в частности, о И. Стравинском), автобиографической книги «Я — композитор». В этих работах он предстает как талантливый критик и оригинальный мыслитель.
Примечания
- https://www.musicsperlacobla.cat/compositor.php?autor_id=2398
- ↑ Биография на сайте musicologie.org. Дата обращения: 8 марта 2008. Архивировано 16 февраля 2008 года.
- Жан Кокто. «Чистый лист». — Paris: журнал «Paris-Midi», апрель 1919.
- Sur Igor Stravinsky // Revue Musicale, 1939, Nos. 4-5. В русском переводе «Стравинский — музыкант-профессионал» опубликована в кн.: Онеггер А. О музыкальном искусстве. Л.: Музыка, 1979.
- Слово mouvement во французском означает как (всякое) «движение», так и музыкальный термин, относящийся к форме, «часть» (например, квартета, симфонии и т. п.). Ср. у И. Ф. Стравинского «Симфония в трёх движениях» (она же — в трёх частях).
- Биография на сайте arthur-honegger.com. Дата обращения: 26 июня 2014. Архивировано из оригинала 4 июля 2014 года.
- Марад Видмер. 8я серия банкнот уходит в прошлое (30 апреля 2021). Дата обращения: 17 ноября 2021. Архивировано 9 мая 2021 года.
- Portail officiel de la ville du Havre. Дата обращения: 8 марта 2008. Архивировано из оригинала 20 октября 2005 года.