Фридрих даниэль эрнст шлейермахер: биография

Труды Шлиермахера

Многочисленные труды Шлиермахера на тему истории философии имели огромное значение для философского образования в Германии. Особого упоминания заслуживают его прекрасные переводы произведений Платона. Взгляды Шлиермахера на религию, ее общую природу также имеют большое значение. С тонким чувством и сознанием Бога он фактически открывает Святое-святых праведной религиозности. Это царство, в котором нет «ни эллинистов, ни евреев», наполнено смыслом, сущностью и душевным спокойствием.

По мнению философа С. А. Алексеева, основная ошибка Шлиермахера представляет собой принципиальные противоположности чувств и познания, которые полностью независимы друг от друга, и не связаны между собой никакими функциями. Такой дуализм, при котором человеческая личность в сфере своего высшего проявления обусловлена тем, что слишком быстро распознаешь негативный вывод эмпиризма и критицизма. Таким образом, когда речь заходит о спасении религиозности, у Шлиермахера нет иного выбора, кроме как оградить себя и свою религиозность от самопознания через призму непроницаемой стены.

Более того, хотя Шлиермахер признает необходимость символизировать обычные чувства, он не знает, что эта символизация может быть выражена в представлении или концепции. Не может быть и чуждым области знаний, ибо сила единства человеческой личности — это чувство, которое может стремиться только к одному и тем самым раскрыть уму более или менее обоснованную истину. Шлиермахер отвергает возможность оправдания религии как чувства; также он отвергает возможность оправдания религии как мировоззрения.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности схоластики. Спор об «универсалиях». Реализм и номинализм
  2. Средневековая философия индии (В. К. Шохин)
  3. Лао-цзы, основатель даосизма
  4. Критическая философия и. Канта и его проект «новой метафизики»
  5. Предпосылки появления философии
  6. Проблема происхождения сознания человека
  7. Развитие информационных технологий и автоматизация проектирования
  8. Абхинавагупта, индийский философ
  9. Зенон элейский, древнегреческий философ
  10. Идея общественно-исторической закономерности

биография

Сын протестантского военного капеллана, он сначала учился в школе Моравских братьев . Очень быстро полученное образование перестало его удовлетворять, и он получил разрешение от своего отца поступить в университет Галле, который раньше был пиетистом, а теперь занимает высокое место в рационалистическом направлении с такими учителями, как Фридрих Август Вольф или Иоганн Саломон Семлер . Здесь Шлейермахер продолжил изучать теологию и экзегезу . Он читает Платона, Аристотеля, Спинозу, Канта, Фихте и Якоби .

По окончании учебы в Галле он стал наставником в аристократической семье, а затем, в 1796 году, капелланом больницы Шарите в Берлине . Он дополняет свои знания, проявляя интерес к искусству, наукам и литературе. На него глубоко повлиял немецкий романтизм, в частности, Шлегель, его друг. Из этого периода интеллектуального обогащения происходят « Беседы о религии» ( 1799 г. ) и « Монологи» ( 1800 г. ). В году он стал пастором в городе в Померании, а в 1807 году получил кафедру в Галле . В 1807 году он переехал в Берлин, где в году стал пастором Троицкой церкви. Наконец, в 1810 году, когда Вильгельм фон Гумбольдт только что основал свой университет, он получил там кафедру богословия и стал членом Королевской академии наук и литературы в Берлине . До конца своей жизни, в 1834 году, он одновременно занимался педагогической и пастырской деятельностью .

Историческая тенденция: рационализм и романтизм

В период деятельности Шлейермахера в Пруссии происходило сильное и активное брожение в духовной среде (рубеж XVIII-XIX веков), когда была сильная тенденция, выражающаяся в критике нынешнего порядка, возникновение желания переделать существующую систему. На то были серьезные основания – поражение в войне с Францией, хотя до него на территории страны была сильна вера в силу своей армии. В первую очередь, речь шла о смещение каких-либо авторитетов, в том числе, исторических

В тот период времени господствовало два направления: с одной стороны, так называемое немецкое «просвещение», фиксировавшее внимание на понятии «рассудок»

С другой стороны, романтическое направление. В основе первого лежала философия Лейбница, английский натурализм, приправленный французским свободомыслием

Нам важно зафиксировать, что все это влияло, в первую очередь, на науки, в контексте нашего разговора заострим внимание на теологии. Надо понимать, что теология и богословие не одно и то же, хотя перевод нам свидетельствует именно об этом. Богословие, по сути, это набор священных текстов, а теология, это наука, изучающая их, она носит светский характер

Изменения носили паразитирующий характер, поскольку рационализм подразумевал перечеркивание, в том числе, истории религии, стирание авторитетов превращало теологию в науку, которая изучает набор смыслов, тезисов, обесценивая понятие «вера», которое, в первую очередь, относится к личному пространству человека. По сути, происходило обесценивание, закрепление свободной трактовки, а мы должны понимать, что не все имеют соответствующие теоретические знания, а значит, трактовки не всегда будут сформулированы грамотно

Богословие, по сути, это набор священных текстов, а теология, это наука, изучающая их, она носит светский характер. Изменения носили паразитирующий характер, поскольку рационализм подразумевал перечеркивание, в том числе, истории религии, стирание авторитетов превращало теологию в науку, которая изучает набор смыслов, тезисов, обесценивая понятие «вера», которое, в первую очередь, относится к личному пространству человека. По сути, происходило обесценивание, закрепление свободной трактовки, а мы должны понимать, что не все имеют соответствующие теоретические знания, а значит, трактовки не всегда будут сформулированы грамотно.

В рамках данного направление своей деятельностью занимался и Кант, но у него тоже было определенное упрощение. Безусловно, он сделал некий шаг от того, что было описано выше. Он сводил религиозные идее практически на нет, поставив в центр мораль. Как мы понимаем, это был неверный подход, поскольку многообразие религиозных идей нельзя просто выразить в морали, как показывает история, мораль появилась, как продукт религиозных изысканий. Очевидно, что человек никогда не смог бы просто уважать мораль, ему всегда нужно было что-то, что следит за этим (идея Бога), подобная мысль перечеркивает изыскания Канта. В противовес ему выступал Лессинг (романтическое направление).

Надо пояснить, что речь идет о иррациональном аспекте. Мы можем рассуждать об истории, философии религии, но не в праве рассуждать о ценностной составляющей для конкретного человека, о религиозном опыте, об этом и речь. Одно дело, когда человек занимается религией на научном уровне и совсем другое, когда человек просто является носителем религиозной веры. Забегая вперед, скажем, что тот же Шлейермахер воспринимал индивидуальность, как хорошую возможность познавать все богатое многообразие нашего мира со своих позиций. Подчеркнем, что уничтожение истории и культурных аспектов не является каким-то осмыслением. Однако, второе направление тоже впадала в крайность. В первом случае рассудку придавали слишком большое значение, в данном случае воображению и абстрактным идеям, что влекло за собой веру не Бога, а в метафизические идеи, их которых выкладывались лишь красивые образы.

В таких условиях протестантская ортодоксия была практически бессильна, поскольку даже среди богословов не было единства. Необходимо было пересмотреть взгляды на религию, соответствующим времени для того, чтобы восставить утерянный статус религии и уважение к ней. Подобное деятельностью и занялся Фридрих Шлейермахер.

1. Биография

Сын реформатского пастора. Воспитывался в братской общине гернгутеров (в Ниески и Барби), религиозный дух которой произвел на юного Шлеймахера глубокое и неизгладимое впечатление. Но наряду с религиозностью эта же община своей полной отчужденностью от науки и жизненных интересов породила в Шлеймахере никогда не угасавший протест против узкой и нетерпимой ортодоксии.

19-ти лет покинул Шлейермахер ставшую для него духовной тюрьмой семинарию и, напутствуемый укорами отца, направился в университета в Галле. Здесь Шлейермахер с напряженным рвением отдался изучению философии под руководством вольфианца Эбергарда. Происходившая в то время борьба между критицизмом Канта и Лейбницевской философией повергла и его в конфликт старых философских взглядов и новых веяний. Из этого конфликта он вышел, не подчиняясь в полной мере ни тому, ни другому влиянию. Кант привлекал его критической трезвостью своей теории познания, но его метод обоснования метафизических идей на почве морали Шлейермахер решительно отвергает уже в своем первом юношеском произведении: «Ueber das höchste Gut».

Выдержав, по настоянию отца и дяди, теологический экзамен, Шлейермахер некоторое время был домашним учителем и воспитателем в семействе графа Дона в Шлобиттене. Здесь же он начал свою проповедническую деятельность. Затем Шлейермахер занимал должность церковного проповедника, сначала в Ландсберге, а затем в Берлине. Проповедничество было призванием Шлейермахера, одаренного от природы ораторским талантом. Деятельность эта не стояла в противоречии и с его отрицанием церковной догматики. Его проповеди состояли главным образом в моральном и психологическом истолковании религиозных идей. С этим содержанием вполне гармонировало его собственное благочестивое настроение.

Вообще Шлейермахер был глубоко религиозной натурой. «С тех пор, как я мыслю и существую, — писал он про самого себя, — религия была коренной основой моего бытия; ей питался я в юности, она сохранилась во мне даже тогда, когда перед скептическим взором исчезли Бог и бессмертие души». В примирении этой религиозности с разрушительным для религиозной догмы критицизмом и заключалась его жизненная задача. Задача эта могла быть разрешена только одним способом: сведением религии к совершенно самостоятельной по отношению к разуму психологической основе. Такой основой было для Шлейермахера чувство и настроение.

Кроме проповедничества, Шлейермахер выступал также в качестве профессора теологии, сначала в Галле, а впоследствии в Берлине. Шлейермахер был не только теоретиком. В тяжелые для Германии 1807 и 1808 годы французского владычества, он вместе с Фихте и другими деятелями национального возрождения своими речами возбуждал мужество и энергию сограждан. Под его председательством рассматривался в 1817 г вопрос об унии протестантских вероисповеданий (лютеранского и реформатского). Шлейермахер горячо стоял за унию, как свободное соединение и взаимное признание различных проявлений одного и того же религиозного чувства. Но он отказался связать свое имя с установлением этой унии, когда она получила вид насильственного мероприятия. Этот отказ в связи со свободомыслием Шлейермахера в области политических и религиозных вопросов обусловил весьма натянутые отношения его к германскому правительству. Отличаясь искренним нравственным чувством и пониманием человеческой натуры, Шлейермахер оказывал в высшей степени гуманизирующее влияние на всех знавших его современников. «Ты для меня по отношению к человечности то же, что были Гёте и Фихте в поэзии и философии», — писал ему Ф. Шлегель в период их дружбы.

Осмысление науки: герменевтический метод

С точки зрения Шлейермахера, наука представляет собой некое единое целое, человек должен ей заниматься, чтобы познавать этот мир, а не просто исходя из своего образования. Прежде, чем затронуть вопрос о религии, необходимо освятить некоторые аспекты его деятельности и достижения.

Точно также, как и Канта, его волновала роль философского факультета, который на тот момент отодвигался на второй план. В отличие же от Канта, его волновал социально-политический контекст науки и образования. Он исходил из того, что мы не можем стремиться в будущее без осмысления прошлого.

Подробнее стоит остановится на так называемом «герменевтическом методе». Герменевтическая традиция, на тот момент, прошла уже долгий путь. Слово «герменевтика» происходит от латинского «hermeneutica», являющимся переводом греческого прилагательного, подразумевающее искусство толкования и объяснения. Также, слово имеет связь с Гермесом, который был посланником между богами и людьми. В обобщенном виде, герменевтика представляет собой искусство или науку понимания. Данный метод использует для преодоления исторической дистанции. Впервые о методе мы узнаем из сочинений Платона. В христианскую эпоху герменевтика использовалась в рамках экзегетики (раздел богословия). Также, она существует в виде аллегорезы (толкование заложенного смысла). Примером использования метода служит трактовка слова «Иерусалим». Буквальное значение – город в Иудее, в аллегорическом – Церковь Христова, в моральном – душа верующего, в анагогическом – Царствие небесное

Важно подчеркнуть, что герменевтика, начиная с этого времени, не выходила за пределы богословия. Начиная, приблизительно, с XVII века, значимость толкования возрастает и метод выходит за пределы богословия, например, появляется юридическая герменевтика

Шлейермахер является создателем универсальной герменевтики. Являясь проповедником (хорошим оратором) и переводчиком (его переводы Платона ценятся до сих пор) он не мог не задаться вопросом понимания. Суть универсальности герменевтики обозначено в виде принципа «герменевтического круга» — чтобы понять целое, нужно понять часть, чтобы понять часть, нужно понять целое. Такая формулировка перечеркивала специфику герменевтику до нее. Правильнее было бы сказать, что именно он выносит герменевтику отдельно, как метод. с его точки зрения, в герменевтический круг войти легко (автор обращается к источнику и той эпохе), а выйти из него сложно (автор должен протянуть смысловую нить от эпохи источника к сегодняшнему дню).

С точки зрения Шлейермахера толкование текстов бывает двух видов: психологическое и грамматическое. Психологическое является более высоким, когда язык рассматривается, как средств выражения мыслей автора. Грамматическое является более высоким, если язык рассматривается, как условие мышления. Акцент зависит от специфики текста. Психологическое толкование имеет наименьшее значение, когда объективность предмета преобладает (чистая история – преимущественно подробности, эпос, деловые переговоры, дидактика в строгой форме), субъективное толкование является следствием. Грамматическое толкование имеет наименьшее значение, когда речь идет, в первую очередь, о письмах.

Шлейермахер воспринимает тексты, как «застывшую речь».

Догмы в религиях, по мнению Шлейермахера

Догмы в религиях, по мнению Шлейермахера, не имеют ни малейшего религиозного значения. Символы веры и каноны — это лишь оболочка, которую религия снисходительна к признанию, но и не должна признавать. Следует надеяться, что со временем религия больше не будет нуждаться в церкви. В целом, чем религиознее человек, тем дальше он должен держаться подальше от церкви. Более того, чтобы продвигать религию, образованный человек должен бороться против Церкви, носителя догматизма, безоговорочной морали и канонов, которые закрепляют чувства. Только с разрушением Церкви возможна истинная религия, то есть свободное чувство благоговения и восторга перед бесконечной вселенной, ее гармонией и красотой.

Взгляды Шлейермахера полностью совпадают с идеями, которые развивались в России с конца XVIII века благодаря масонам и масонам. Век масонов и либеральной знати начал распространяться и приносить свои «плоды». Их суть хорошо выразил протоиерей Георгий Флоровский, который писал о взглядах главы Храма сосунков в Санкт-Петербурге Лабзина: «Догмы и даже видимые таинства не столь важны, как эта жизнь сердца. Ибо «мнения» не могут угодить Богу. «Мы не найдем в Спасителе толкований догм…» И поэтому все разделения между деноминациями являются гордостью духа. Истинная церковь шире, чем эти внешние разделения, и состоит из всех истинных верующих в духе, а также вмещает в себя весь человеческий род. Это поистине универсальное или «универсальное» христианство распространено в интерпретации Лабзина в нечто вроде сверхвременной и сверхисторической религии. Это одно и то же среди всех народов и во все времена… единственная религия сердца…».

Эта иллюстрация очень хорошо показывает, что представляет собой религия, в которой не осталось ничего, кроме «возвышенных» чувств человека. Это полный адогматизм, разрушение какой-либо конкретной религии как особого мировоззрения, как особой «индивидуальности», и прямое утверждение того, что иеромонах Серафим Роуз метко назвал «единственной религией будущего».

Православие учит, что сущность религии — это переживание Царства Божьего, которое внутри нас. Но в то же время в нем говорится, что смысл Царства Божьего не в необъяснимом переживании чего-то возвышенного, а в переживании Божьем. Абба Дорофей говорит: «Поскольку мы страстны, мы ни в коем случае не должны верить своим сердцам, ибо кривое правило сгибает даже вертикально». А святой Игнатий (Брянчанинов) даже пишет: «Если бы добрые дела по чувствам сердца принесли спасение, то пришествие Христа было бы излишним». В то же время в православии указываются весьма специфические условия для достижения богобоязненности. Смысл опыта Божьего совершенно отличается от того, о котором говорит Шлейермахер , ибо он является результатом праведной жизни в Церкви, а не созерцания гармонии всего мира в его бесконечности.

Проповедник и богослов

Полное имя этого немецкого философа — Фридрих Даниэль Эрнст Шлиермахер. Годы жизни этого немецкого богослова и проповедника графа с 21 ноября 1768 г. по 12 февраля 1834 г. Философ родился в Бреслау и умер в Берлине.

Все философские взгляды Шлиермахера и философия в целом отражают характерные черты такого философского течения, как эклектика. По его словам, область гносеологии, которую он смоделировал по образцу гносеологических взглядов Иммануила Канта, симпатизировала рационализму Спинозы. В этом они разделяют мнение о таком плане, отнюдь не отдавая предпочтения какому-либо вторжению метафизики в религиозное мировоззрение, и в то же время вступая в сотрудничество с мистикой романтического характера. Шлиермахер, таким образом, имеет определенную способность находить неотъемлемую комбинацию несвязанных.

Список рекомендованной литературы

  • Антоновский А.Ю. Социальная философия науки: немецкая версия. Фридрих Шлейермахер о реформе немецкого университета и роли философского факультета. // Epistemology & Philosophy of Science. – М.: Институт философии Российской академии наук, 2018. – №1. – С.204-214.
  • Каращук Л.Н., Куликов А.Д. Развитие герменевтики как метода психологии. // Личность в меняющимся мире: здоровье, адаптация, развитие. – Рязань: Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, 2016. – №4(15). – С.8-14.
  • Михайлов П.В. Богословие на перепутье: философская и историческая теология. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религоведение. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2015. – №2 (58). – С.9-24.
  • Орнатский Ф.С. Учение Шлейермахера о религии. URL: https://azbyka.ru/otechnik/books/download/23908-Учение-Шлейермахера-о-религии.pdf
  • Пылаев М.А., Мороза Е.С. Философская теология Ф. Шлейермахера. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религоведение. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2015. – №1 (57). – С.56-68.
  • Стерхов Д.В. Поражение как религиозное испытание. Отражение военно-политического кризиса Пруссии 1806-1807 гг. в патриотической проповеди. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2011. – №10 (102). – С.272-277.
  • Стерхов Д.В. Формирование национально-патриотической концепции Фридриха Шлейермахера. // Вестник Московского университета. Серия 8: История. – М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2011. – №4 (211). – С.31-50.
  • Столбова Н.В. Герменевтика, как методология, как методология социально-гуманитарных наук. Опыт и перспективы. URl: https://cyberleninka.ru/article/n/germenevtika-kak-metodologiya-sotsialno-gumanitarnyh-nauk-opyt-i-perspektivy-1/viewer
  • Уколов К.И. Вопрос о статусе богословия как науки в немецком пространстве (Шлейермахер, Трёльч, Тиллих). // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религоведение. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009. – №2 (26). – С.39-57.
  • Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям ее призирающим. Монологи. / пер. с англ. С.В. Франк. – СПб.: Алетейя, 1994. – 336c.

Сущность религиозной веры. Теология чувств

Через чувства человек может вступить в определенную коммуникацию с Божественным началом. Поэтому протестантская теория немецкого мыслителя называется теологией чувств, которая была достаточно авторитетной в христианской философии 19 столетия. Она является результатом синтеза субъективизма, присущего протестантской теологии, и германской идеалистической философии. Такие вопросы, как естественная религия, Библия и церковная организация, у Шлейермахера отходят на второй план перед проблемой религиозной веры, основанной на чувстве.

Замечание 2

В книге, вышедшей в 1799 году, философ и теолог обосновывает идею о заложенности сущности религии не в мышлении и действии, а в интуиции и чувстве. По его словам, религия сама по себе стремится к интуитивному познанию Вселенной, постижению её собственных воплощений и действий, саморефлексии и проявлению в них.

Ранняя форма учения Фридриха Шлейермахера

Впервые о религии Фридрих Шлейермахер рассуждаем в своем произведении «Речи о религии» (1799г.). В рамках него Шлейермахер излагает свои мысли не как духовное лицо, а как обычный мирянин, допуская, что на тот момент религия была для него некой пружиной, которая позволила сделать ему важный скачок в жизни. Причем, в произведение он обращается, в том числе, к тем, кто негативно относился к религии

Важно понять, что для него большое значение играло образование, образованный человек, в его понимании, это тот, кто раздел бы эстетически-философский полет нового направления. Это те люди, которые, по сути, способны заглянуть внутрь себя, сопоставить внешние проявления и внутреннее состояние, необразованный человек никогда на такое решится, поскольку для него это страшно и сложно

Шлейермахер говорит об очень важной веще: если образованный человек презирает религию, это не означает, что объект его презрения есть настоящая религия. Критика отдельных догматов и богословских систем является, с этой точки зрения, довольно поверхностной, поскольку вышеперечисленное являет собой лишь внешние проявление. Шлейермахер настаивает на том, что есть внутреннее ядро. Люди, презирающие его, с ним вообще не сталкивались. Стоит предположить, что речь идет о личном религиозном опыта, который убежденные атеисты не испытывали. Шлейермахер утверждает, что только с помощью этого можно обнаружить религию во внешних формах (догмах и системах).

Изучение богословских систем, анализ учений и даже чтение Священного Писания не позволят защитить религию. Шлейермахер критикует способ апологии, который подразумевал критерий полезности религии с точки зрения нравственности и права, настаивая на том, что религия является чем-то большим, что у людей есть потребность в ней. Ссылаясь на человеческий дух, он следовал традиции Канта, однако не в чистом виде, смешав с внутренним состоянием.

Знание подразумевает нахождение места той или иной вещей в сравнении с другими, спекулятивное знание идет дальше и хочет узнать первопричины и истины, а религия позволяет человеку окунуться в ощущение бесконечности, получить от этого духовное удовольствие. Знание – путь от частного к общему, религия – от общего к частному. Что касается морали, то она, как и религия, имеет дух свободы, однако, в конечном счете, пытается подчинить себе, а религия остается верна природе свободы. Помимо всего прочего, религия имеет общее с искусством, а именно, эстетическое чувство. Шлейермахер пишет о том, что именно это чувство сглаживает восприятие религии, приводя пример греческой религии, которую смягчили, в этом смысла, древние мудрецы, поэты и художники.

Источником религии и искусства является человеческий дух. Однако, искусство пронизывает лишь частные вещи, не затрагивая религиозного масштаба. Помимо чувствования, религия, с его точки зрения, базируется на созерцании, только такое сочетание допустимо, одно без другого быть не может.

Со временем, Шлейермахер подразумевает вместо слова «религия» — «благочестие». Это нечто иное, как субъективная сторона религии, религиозность.

В очередной раз, Шлейермахер делает акцент на том, что у человека присутствует потребность в религии. С его точки зрения, ее появление обусловлено не страхом перед силами природы.

Споры и недопонимание возникают из-за внешних проявлений. В этом смысле, сущность Бога тоже является неопределенной, поскольку мыслиться им и как личностная сущность и как безличностная, принципиальным здесь это не является. Что касается идеи бессмертия, то здесь речь не о как таковом приобретении бессмертия, а растворении в мире, с точки зрения Шлейермахера бессмертие находиться во времени, что описано у него в «Монологах» (1800 г.). также, он выделает так называемые «положительные религии», которые направлены на индивидуальный аспект.

Естественно, Шлейермахер отдает предпочтение христианству, не принимая факт ее связи с иудаизмом с точки зрения истории. Надо понимать, что в самом начале Шлейермахер был под сильным влиянием романтической тенденции.

7. Сочинения

Сочинения Ш. изданы в 3 отделениях: I) Богословие, II) проповедь, III) философия и смешанные сочинения, Берлин, 1835—64 гг. Важнейшие из них:

  • «Ueber die Religion. Reden an die Gebildeten unter ihren Verächtern» (1-е изд., 1799; 2-е и 3-е изд. значительно измененные в 1806 и 1821 гг.; критическое издание P ü njer, содержащее разом все три изд., — 1879);
  • «Monologen» (1800);
  • «Vertraute Briefe über F. Schlegels Lucinde» (1880);
  • «Grundlinien einer Kritik der bisherigen Sittenlehre» (1803);
  • «Die Weihnachtsfeier» (1806);
  • «Der Christliche Glaube» (1821—22);
  • «Ueber den Unterschied zwischen Naturgesetz und Sittengesetz» (1825);
  • «Entwurf eines Systems der Sittenlehre» (посмертное изд. Schweizer, 1835; переработанное изд. Kirchmann, «Philosophische Sittenlehre», 1870);
  • «Dialektik» (посмертное изд. Jonas, 1839);
  • «Aesthetik» (посмертное изд. Lommatsch, 1842);
  • «Die Lehre vom Staat» (посмертное изд. Brandis, 1845);
  • «Erziehungslehre» (посмертное изд. Platz, 1849);
  • «Psychologie» (посмертное изд. George, 1864). Очень обширная литература о Ш. подробно указана в «Истории новой философии» Ибервега Гейнце (перевод Колубовского, 1899 г, стр. 380 и 381).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: