Первый период
Обсуждение проблемы познания приводит Шеллинга к позиции сциентизма. Во-первых, Шеллинг утверждает, что фундаментальный принцип познания должен характеризоваться безусловностью и полным единством. Эту безусловность и единство можно искать в сферах объективного или субъективного. В первом случае мы приходим к догматическому решению, во втором — к критическому. Ошибка догматизма заключается в том, что объекты считаются необусловленными, тогда как в действительности каждый объект контролируется субъектом. В объектах или вещах мы не можем искать фундаментальный принцип познания. Но субъект опять же не является чем-то необусловленным, а обусловлен объектом. Поэтому, чтобы обосновать познание, необходимо подняться над условностью субъекта и объекта. Одним из таких начальников является необусловленный субъект или необусловленное «Я». Это понятие, согласно Шеллингу, следует мыслить совершенно аналогично субстанции Спинозы. Абсолютное «Я» — это нечто изначальное, абсолютно единая причина самой себя — и в то же время абсолютная, всепорождающая сила. Рассматривая свою точку зрения как полностью соответствующую духу критики, Шеллинг подвергает традиционное понимание Канта сильной критике.
Философствование откровения
Долгие годы, занимаясь поиском правды, Шеллинг, как прочие представители европейской философской мысли, концентрировался на изучении фактов – того, что уже дано, но по какой причине дано неизвестно. Ученый исследовал «мертвые сведения».
Однажды философ пришел к выводу о том, что найти ответы можно подойдя к противоположной стороне вопроса. То есть изучение «живого» источника информации, которым являлся разум, намного продуктивнее. Таким образом, мыслитель стал на путь позитивного мышления. Данная область была близка к медицинскому психоанализу, поэтому некоторыми последователями Вильгельма были медики.
Неограниченные возможности человеческого мозга раскрыли в Шеллинге дар к философии откровения. Но философствование не ограничилось способностями интеллекта.
Пройдя долгий путь анализа психических состояний личности, Йозеф обратился к религиозному верованию. Будучи молодым философом, Вильгельм преклонялся перед персоной Бога. Став старше, немецкий мыслитель по-другому посмотрел на христианскую религию. Высшая степень познания человеческого разума устремляется к познанию Господа Бога. Но когда Шеллинг попытался по-философски объяснить божественный феномен, произошло замешательство мыслей. Мудрец размышлял: «если общепринято считать Всевышнего бесконечным во времени и пространстве, то, как он способен одухотвориться в конкретном смертном человеке Иисусе Христе?» Необъяснимость, нелогичность религиозных догматов привела к тому, что мыслитель начал критиковать Библию.
Натурфилософия Шеллинга
Главная цель философии Шеллинга состояла в том, чтобы понять и объяснить «абсолютное», то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:
- натурфилософию;
- практическую философию;
- иррационализм.
В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма.
Суть философии природы Шеллинга можно свести к следующим основным положениям:
- прежние концепции объяснения природы («не-Я» Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются «втиснуть» природу в какие-либо рамки);
- природа есть «абсолютное», т.е. первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное; она есть единство субъективного и объективного, вечный разум; природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет);
- материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума;
- движущей силой природы является ее полярность — наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).
Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера, хода истории:
- главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, по Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При окончательной реализации идеи свободы люди создают «вторую природу», т.е. правовой строй. В дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к государству, и человечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств;
- другой важнейшей проблемой практической философии Шеллинга является проблема отчуждения. Отчуждение представляет собой противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. Например, высокие идеалы Великой Французской революции переродились в противоположную реальность — насилие, несправедливость, еще большее обогащение одних, обеднение других и подавление свободы;
- из второй проблемы практической философии Шеллинга следует третья — размышления о ходе истории. Философ приходит к выводу о том, что ход истории случаен, в истории царит произвол. И случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить. Теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего, а в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.
В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму — отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 2Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф фон
(27 января 1775 — 20 августа 1854)Немецкий философ, представитель
в новой философии.Отталкиваясь от идей И. Г. Фихте, развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней («потенций»), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей.
Слайд 3Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг родился в вюртембергском городке
Леонберге в семье протестантского священника.В 1790 году 15-летний Шеллинг поступил
в Тюбингенский университет с характеристикой «ingenium praecox» (нем. и лат. «скороспелый талант»). В университете интересы Шеллинга делились между философией и теологией. В 1792 году защитил магистерскую диссертацию об истолковании библейского мифа о грехопадении. Он знакомится с философией Канта, с первыми работами Фихте и в 19 лет сам выступает на философское поприще, сначала как последователь и истолкователь Фихте. Его друзьями становятся Гегель и Гёте. По окончании курса в 1795 году Шеллинг три года исполняет обязанности домашнего учителя, в условиях, весьма благоприятных для его собственных занятий.В 1798 году Шеллинг становится профессором Йенского университета. В это же время Шеллинг вступает в тесное общение с кружком романтиков — братьями Шлегель, Гарденбергом и др. Душой этого кружка была Каролина Шлегель, жена А. В. Шлегеля. В 1803 году 27-летний Шеллинг женится на 40-летней Каролине (их разница в возрасте составляла 13 лет), но их брак продлился 6 лет (до 1809 года) и заканчивается смертью Каролины от дизентерии.С 1803 по 1806 год Шеллинг преподаёт в Вюрцбургском университете, после чего перебирается в Мюнхен, где становится штатным членом Баварской академии наук.
Слайд 4Философская идея Фридриха Вильгельма Йозефа фон ШеллингаФилософия Шеллинга не
представляет собой вполне объединённого и законченного целого, а скорее несколько
систем, последовательно развитых им в течение жизни.Первый период в развитии философии Шеллинга состоит в исследовании гносеологической проблемы основного принципа познания и возможности познания с точки зрения критики видоизменённого Фихте. Главной задачей второго периода является конструирование природы как саморазвивающегося духовного организма. Система тождества, характеризующая третий период, состоит в раскрытии идеи абсолютного как тождества основных противоположностей реального и идеального, конечного и бесконечного. В четвёртом периоде Шеллинг излагает свою философию религии — теорию отпадения мира от Бога и возвращения к Богу при посредстве христианства. К этому же периоду примыкает, в качестве дополнения, «положительная» философия, известная только по читанным Шеллингом лекциям. В ней философия религии излагается не как предмет рационального познания, а как интуитивно открываемая истина. С этой точки зрения положительная философия является в то же время философией мифологии и откровения.
Слайд 5Значение философии Шеллинга
Шеллинг не оставил определённой школы, которая могла
бы быть обозначена его именем. Его система, представлявшая интеграцию трёх
сравнительно чуждых друг другу воззренийсубъективного идеализма,объективного натурализма ирелигиозной мистики,— могла сохранять своё несколько насильственное единство только в кругозоре его ума и в своеобразной форме его изложения.Весьма естественно поэтому, что многочисленные исследователи Шеллинга являются приверженцами лишь отдельных эпох его философской деятельности. Главным продолжателем центрального мировоззрения Шеллинга, а именно системы тождества, в её идеологической форме, был Гегель, значительная зависимость которого от Шеллинга едва ли может быть отрицаема.
Слайд 8Цитаты:Блажен, кто выбрал цель и путь
И видит в этом
Философия тождества
Единство целеполагающей, свободной и познавательной деятельности образуется в субъекте, в «я». «Я» оказывается таким образом единством, превосходящим обычную разумную познавательную деятельность. Единство, существующее в «я», включает в себя тождество противоположностей — разума, свободы и цели. Поэтому в человеке проявляется более высокое начало. Именно в этом состоит творчество гения, который может находить в своем «я», в своей интеллигенции принципы, превосходящие человеческий разум. Художник, гений всегда творит, не понимая, откуда исходит источник его творчества, не понимая того механизма, при помощи которого происходит это творение. На самом деле существование гения и доказывает то, что человеческое «я» есть гораздо более сложная система, чем ее представляли себе мыслители типа Декарта, сводивших все человеческое «я» только к разумной познавательной деятельности.
Поэтому, если мы вместе с Шеллингом видим единство в субъекте, то мы необходимо должны прийти к существованию особой познавательной способности, при помощи которой гений и творит. Эту способность Шеллинг называет привычным для нас словом «разум», понимая его не в кантовском смысле, для которого не было различия между рассудком и разумом, а в платоновском, точнее неоплатоническом. Как мы помним, различие рассудка и разума встречается впервые у Платона, хотя Платон сам не разрабатывал эту тему подробно, что сделано у Плотина и Николая Кузанского. Эти мыслители видели в рассудке деятельность, существующую во времени, подчиняющуюся законам формальной логики, и поэтому действующую на основании принципа «или — или», принципа запрещения противоречия.
Разум же восходит к истине вневременной, к истине вечной. Поэтому разум может превосходить все эти противоречия и созерцать, зрить истину, объемлющую в себе все многообразие мира, все противоречия. Именно этим разумом и мыслит гений, творец, мыслит и человек, находящийся на стадии не просто научного, а на стадии религиозного познания, о чем Шеллинг будет говорит в последующих работах.
Шеллинг в последующих работах все больше и больше объективирует единство человеческого «я», понимая, что субъект и объект, которые раньше он выводил друг из друга, на самом деле образуют единство, которое существует не только в человеке и природе. Это единство абсолютное, в котором субъект и объект полностью совпадают. То есть это абсолют, который существует неразличенно, но раздваивается в процессе своей собственной жизни, непостижимой для нас, на субъект и объект, на то, что мы непосредственно и наблюдаем. Это мысли Шеллинга периода философии тождества.
Шеллинг все больше и больше мыслит как христианский философ, и проблемы, которые теперь волнуют Шеллинга, уже не столько проблемы спинозизма или трансцендентального идеализма. Это проблемы, всегда интересовавшие западную христианскую философию, — проблемы существования зла в мире (теодицея), свободы и благодати.
Третий период
Система трансцендентального идеализма делится на три части:
- Первый, теоретический, рассматривает процесс объективации через воспроизведение природы объективного пониманием;
- Во втором, практическом, создание цели в свободном действии;
- Третий, эстетический, — это процесс художественного творчества, в котором оппозиция между теоретическим и практическим находит свой высший синтез.
Органом трансцендентального исследования Шеллинг считает интеллектуальную интуицию, способность внутреннего различения своих действий. В интеллектуальной интуиции интеллект непосредственно познает свою собственную сущность. Шеллинг выделяет три эпохи в развитии цели, в которых интеллект последовательно проходит путь от неопределенного и связанного состояния до свободного волевого акта. Первая эпоха начинается с возникновения ощущений. Чувствование обусловлено собственным самоограничением, принятием ограниченности своего «я». Именно осознание этого ограничения представляется сознанию как нечто внешнее.
Восприятие, воспринимаемое как внешний объект, явно отличный от субъекта, становится продуктивным созерцанием, что знаменует собой вторую эпоху. Третья эпоха — это рефлексия, то есть свободное созерцание продуктов созерцания, которое по желанию переходит от одного объекта к другому. По мнению Шеллинга, этот ход развития объективного в сознании вполне соответствует развитию природы, обнаруженному в натурфилософии. Как здесь отправной точкой является самоограничение, так и там динамический процесс возникает в результате ограничения отталкивающей силы притяжения. В одном случае продукт — это сенсация, в другом — материя. Аналогично, все стадии познания соответствуют стадиям природы. Причина такого соответствия и одновременности заключается в том, что оба процесса имеют одну и ту же природу и в некотором смысле идентичны. Возможность свободного действия возникает благодаря способности абстрагироваться абсолютно от всех объектов. Через эту абстракцию самость осознает себя как независимое, самодействующее начало. В результате деятельность практического «я» становится целенаправленной. Волевая активность направлена на индивидуальность, находящуюся вне нас. Именно в этом отношении к другим существам он получает свое разнообразное содержание.
Трансцендентальный идеализм приводит Шеллинга к пониманию исторического процесса как реализации свободы. Но поскольку речь идет о свободе всех, а не какого-то отдельного индивида, эта реализация имеет своим ограничением правовой порядок. Создание такого правового порядка сочетает в себе свободу и необходимость. Необходимость исходит от бессознательных факторов исторического процесса, свобода — от сознательных. Оба процесса ведут к одной и той же цели. Совпадение необходимого и свободного в реализации цели мира указывает на то, что в основании мира лежит абсолютная самобытность, которая есть Бог. Участие божественной силы в историческом процессе проявляется в трех формах: во-первых, в виде слепой силы судьбы, которая властвует над людьми; это первый фаталистический период, отличающийся своим трагическим характером.
Во втором периоде, к которому относится современность, господствующим принципом является механическая регулярность.
В третьем периоде божественная сила проявится как провидение. «Когда наступит это время, тогда и будет Бог», — загадочно утверждает Шеллинг.
Если в истории абсолютное совпадение необходимого и свободного существует только в Боге, то в искусстве такое же совпадение имеет место в творчестве художника. Художественное творчество, которое является запланированным актом, происходит так же бессознательно и обязательно, как и процесс природы. Для художника эта необходимость является чем-то вроде роковой судьбы — но эта судьба, это предназначение и есть его гений. Развитие самосознания находит свое завершение в искусстве.
В своей первой, теоретической фазе он созерцает мир; во второй, практической фазе он упорядочивает его; в третьей, художественной фазе он предстает как творец мира.
Открытая Шеллингом аналогия между художественным творчеством и мировой историей делает возможным новое эстетическое основание космологии. В этой аналогии мир воспринимается как продукт художественного творчества Бога, и наоборот, каждое произведение искусства рассматривается как своего рода микрокосм. Этот эстетический взгляд позже получил талантливое, но очень одностороннее развитие в философии воображения мира Фрошаммера.
Второй период
Обращение к натурфилософии возникло не только из-за философских проблем: Она также была вызвана развитием эмпирических наук и в целом соответствовала всем интеллектуальным интересам того времени
Непонятные и загадочные явления электричества, магнетизма и химического сродства привлекли всеобщее внимание в конце XVIII века. В то же время, когда Гальвани обнародовал свое открытие, доктрина флогистона была заменена кислородной теорией Лавуазье, а теория возбудимости Брауна распространялась в медицинском мире Германии
Все это требовало объединения и общего объяснения.
Возникло смутное чувство родства и зависимости между всеми вновь открытыми явлениями природы. Необходимо было найти общий принцип, который раскрыл бы тайну природы и позволил установить внутреннюю связь всех ее проявлений. Такой принцип может дать только философия. Шеллинг четко понимал потребности времени и направлял свою энергию на их удовлетворение. При этом необходимо было решать натурфилософские проблемы в сочетании глубокой философской мысли с трезвым и увлеченным натуралистом. И если натурфилософия Шеллинга оказалась во многом неудачной и дала лишь эфемерные результаты, то причину этого следует искать не в недостатке таланта или знаний Шеллинга, а в чрезвычайной сложности натурфилософских проблем, особенно в то время, когда эмпирические науки были еще совершенно неразвиты.
Натурфилософия Шеллинга нашла свое выражение в многочисленных работах, написанных последовательно в период с 1797 по 1802 год. Первые работы носят характер набросков или черновиков. По мере развития своего мировоззрения Шеллинг дополнял и изменял высказанные им ранее взгляды и облекал свою теорию в новые, более полные и утонченные формы. В его последних натурфилософских сочинениях зародилась новая фаза его философского развития, выраженная в философии тождества.
Вначале внимание Шеллинга было сосредоточено прежде всего на конкретных и чувственных проявлениях природы. Здесь пантеизм Шеллинга имеет натуралистический и даже антирелигиозный характер
Послесловие
Шеллинг один из самых неординарных мыслителей немецкого идеализма. В первую очередь из-за частой смены деятельности. Занимаясь натурфилософией он много времени уделял естественным наукам и был в курсе последних достижений медицины своего времени.
После, заинтересовавшись метафизикой, он создаёт свою философию тождества. В последнем периоде своей деятельности он пытается преодолеть кризис философии тождества через религиозную философию, в особенности Христианскую.
Именно третий период философии Откровений критики считают самым спорным в его творчестве, особенно приверженцы материализма и атеисты.
Тем не менее несмотря на такую частую смену деятельности, вырисовывается общая картина его творчества, ибо он, так же как и Кант постоянно задавался вопросом: при каких условиях, станет возможно понимание реальности?
И попытка найти эти условия красной нитью тянется через все его 3 основных периода.
Попытка объединить дуалистичную природу мироздания в единую систему, доступную познанию.
Причём от возможности познания человеческим разумом, он отказывается довольно быстро, особенно хорошо это заметно в философии Откровения, в тезисе о первочеловеке.
Работы Шеллинга совершенно точно достойны внимания любого, кто увлекается немецкой классической философией. Его неординарные идеи довольно интересны, к тому же он был хорошим писателем и умел доходчиво излагать свои мысли.
Философское значение трансцедентального идеализма
Шеллинг зашел в некий невидимый натурфилософский тупик, который не позволял мыслителю полностью осознать глубину истины познания. Поэтому натурфилософия Вильгельма приобрела трансцендентально-идеалистический характер, когда автор опубликовал научный труд «Система трансцендентального идеализма». Трансцендентализм, как направление, изучающее те философские аспекты, которые невозможно постигнуть с помощью опыта, дал Йозефу возможность оставить свободное пространство для недоказуемых гипотез.
Идеализм по Шеллингу состоит из системно-иерархических категорий, которые разделяются на противоборствующие подкатегории, впоследствии снова образующие единое целое. Таким образом, выстроенная понятийная целостность приближается к практическому действию, руководимому волей человека. Воля проходит процесс самосовершенствования до тех пор, пока не достигнет максимального развития – стремления к совершению глубоко-нравственных поступков. Кратко говоря, свободная воля становится нравственно-практической.
Трансцендентальный идеализм философа отличается от основного направления тем, что от слов Вильгельм перешел к действию, то есть идеалистические категории сдвинулись с места, тем самым возвели концепцию Шеллинга до уровня системы эволюционирующего сознания.
Немецкий деятель развил принцип самосознания, выделенный Фихте, усовершенствовал, а позже его коллега Гегель доработал систему до эволюционного пика.
Как отразилась идеология Шеллинга на развитии философской мысли
Влияние философствования немецкого мудреца на становление исследовательской мысли последователей, современников велико, но не однозначно.
Шеллинг видел свою роль в натурфилософии чрезвычайно значимой. Если посмотреть на это со стороны холодного рассудка, то учению мыслителя характерно чередование основных идей, за что его прозвали «философским протеем». Но единый здравый смысл, присущий всем периодам преподавательской деятельности Шеллинга, пропагандирует разностороннее познание первоначала бытия, что помогло приверженцам найти свою стезю.
Концепции Вильгельма отразились на научном видении европейских (в том числе российских) философов, литературных деятелей, медиков, юристов.
Жизненный путь немецкого философа
Неоднозначная, полная взлетов, падений биография мудреца начинается с 1775 года, когда в семье пастора родился наследник по имени Вильгельм Йозеф.
Юноша окончил иенский университет. Будучи молодым, горячим, Шеллинг встретил революцию французов с воодушевлением, полагая, что она положит начало общественно-личностной свободе
Но внимание Вильгельма обратилось от политических игр к философскому учению, которое глубоко тронуло душу мужчины. Теории Ньютона, Канта породили в будущем философе мысли о поиске мирового единства
Тяга к познанию не помешала Йозефу обрести физическую страсть – молодой человек женился на бывшей супруге философа-романтика Шлегеля.
Сорок лет, начиная с 1803 года, Шеллинг занимался научно-преподавательской деятельностью в разных городах Германии. После получения статуса ординарного профессора, дворянского титула дошел до звания председателя королевской научной академии.
Но скандальная история о плагиате научных записей мыслителя его конкурентом, подорвала веру философа в «чистоту» исследовательской деятельности. Поэтому ученый оставил преподавание, предался путешествиям, пока в 1854 году не умер. Через два года после смерти Шеллинга в городе Рагаце Баварский король воздвигнул в честь философа памятник.