Фридрих ницше

Ницшеанство в России

Первый отклик на идею о сверхчеловеке мы находим в «Преступлении и наказании» Достоевского. Писатель блестяще показал влияние гимнов Заратустры на мировоззрение главного героя романа Раскольникова. Именно Ницше разрешил ему взять топор и убить старушку-процентщицу. Но Достоевский показал также все ничтожество суперменов, когда они сталкиваются с неотвратимым наказанием. Парадоксальный, но вполне логичный вывод делает Федор Михайлович: ницшеанство очень часто притягивает людей слабых и закомплексованных, больных и мнительных.

Фридрихом Ницше зачитывалась революционная Россия, от Михаила Бакунина и Сергея Нечаева до большевистских вождей. Проповедником ницшеанства в нашем отечестве был первый пролетарский писатель Максим Горький, который даже внешностью старался походить на своего кумира – посмотрите ницшевские усы «Буревестника».

С Ницше полемизировал Владимир Соловьев, выражая сожаление, что его философия воздействует на умы русского юношества. Василий Розанов, написавший прекраснейшие строки о русском православии, пропитавшись ницшеанством, изрыгает из себя совершенно антихристианскую книгу «Люди лунного света», где он приписывает христианам всевозможные пороки.

Литература[править | править код]

  • Патрушев А. И. Жизнь и драма Фридриха Ницше // Новая и новейшая история. — 1993. — № 5. — С. 120‒151.
  • Ионкис Г. Фридрих Ницше и евреи // Лехаим. — 2008. — № 1(189).
  • Рау И. Российский след в жизни и творчестве Фридриха Ницше // Современная научная мысль…

Произведения Фридриха Ницше

Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм | Несвоевременные размышления | Человеческое, слишком человеческое | Смешанные мнения и изречения | Странник и его тень | Утренняя заря | Весёлая наука | Так говорил Заратустра | По ту сторону добра и зла | К генеалогии морали | Казус Вагнер | Сумерки идолов | Антихрист | Ecce Homo | Воля к власти

Взгляды[править | править код]

Если русские философы и прежде всего Ф. М. Достоевский связывали упадок Европы с недостаточной христианизацией, то Ницше видел первопричину декаданса и разрушающего нигилизма именно в христианизации и мечтал о возврате к «дионисийству» (читай — варварству), способному, по глубокому убеждению философа, омолодить европейскую культуру. Ответственность за появление христианства Ницше возложил на «священническое» еврейство эпохи второго Храма. По Ницше, евреи породили Христа и сотворили «рабскую мораль». В то же время его критика древнего еврейства направлена именно против современного христианства, а не против евреев Нового времени.

Личная жизнь

Фридрих Ницше неоднократно менял свои взгляды на женский пол, поэтому популярность его цитаты «Женщины – источник всей глупости и неразумия в мире» не отражает в полной мере его взгляды. Так, философ успел побывать и женоненавистником, и феминистом, и антифеминистом. При этом его единственной любовью, вероятно, была Лу Саломе. Об отношениях философа с другими женщинами сведений нет.

Фридрих Ницше и Лу Саломе

На протяжении многих лет биография философа была тесно связана с жизненным путем его сестры Элизабет, которая заботилась о брате и помогала ему. Однако постепенно в этих отношениях начался разлад. Мужем Элизабет Ницше стал Бернард Ферстер, один из идеологов антисемитского движения. Она даже уехала вместе с мужем в Парагвай, где сторонники этого движения намеревались создать немецкую колонию. Из-за денежных затруднений Ферстер в скором времени покончил с собой, и вдова вернулась в родную страну.

Фридрих Ницше с сестрой Элизабет Ницше

Ницше не разделял антисемитские взгляды сестры и критиковал ее за подобную позицию. Отношения между братом и сестрой наладились только к концу жизни последнего, когда ему, ослабленному болезнями, нужна была помощь и уход. В результате Элизабет получила возможность распоряжаться литературными произведениями брата. Она отправляла труды Ницше на публикацию только после внесения своих правок, в результате которых некоторые положения учения философа искажались.

Элизабет Ницше поддерживала идеи нацистов

В 1930 году Элизабет Ферстер-Ницше поддержала нацистскую власть и пригасила Гитлера стать почетным гостем музея-архива Ницше, который она создала. Вождь фашистского движения остался доволен визитами и назначил сестре философа пожизненную пенсию. Это отчасти стало причиной того, что Ницше нередко ассоциируется в умах обывателей с фашистской идеологией.

Личная жизнь

Первой любовью Ницше считается Козима Вагнер. Он даже подумать не мог о том, чтобы отбить женщину у обожаемого композитора, но восхищался ею на расстоянии. Незадолго до смерти Фридрих сообщил психиатру, что его привела в больницу «жена Козима». Других отношений с женщинами у него не было, если не считать нескольких проституток. Ходили слухи об инцесте между философом и его сестрой Элизабет, но они не были подтверждены.

В 1882 г. философ знакомится с Лу Саломе и влюбляется в неё. В этой женщине он нашёл внимательную и умную слушательницу, ценил её чуткость и обаяние. Ницше поспешно сделал предложение своей возлюбленной, но она предпочла остаться друзьями. Несколько лет длился их дружеский союз, но потом сестра Вильгельма Элизабет написала гневное письмо. Ей показалось, что Лу отрицательно влияет на брата. Вследствие этого произошла ссора, больше Ницше и Саломе никогда не общались.

Филолог и философ Ницше

Идеи и мысли Фридриха Ницше оказали заметное влияние на формирование новейших философских течений — экзистенциализма и постмодернизма. С его именем связывают зарождение теории отрицания — нигилизма. Он же породил течение, которое было позднее названо ницшеанством, распространившееся в начале XX века как в Европе, так и в России.

Ницше писал по всем важнейшим вопросам жизни общества, но прежде всего о религии, психологии, социологии, морали. В отличие от Канта Ницше не просто критиковал чистый разум, а пошел дальше — подверг сомнению все очевидные достижения человеческого разума, пытался создать свою систему оценки человеческого состояния.

В своей морали он был слишком афористичен и не всегда понятен: афоризмами он не давал окончательные ответы, чаще пугал неизбежностью прихода новых «свободных умов», не затуманенных сознанием прошлого. Таких высоконравственных людей он назвал «сверхчеловеками».

Братья мои, люди не равны

То, что мы имеем, обычно не ценим и не замечаем, а то, чего не имеем, того жаждем, особенно если это сила и здоровье. Фридрих Ницше придумал себе недостижимый идеал. Его сверхчеловек физически крепок, нарушает запреты и не боится смерти. Ницше не первый, кто делит людей на низших и высших. В современном ему обществе было не принято говорить о господах и рабах, с тех пор как христианство сделало всех Божьими рабами.

Неравномерность человеческого материала предопределена судьбой. Ее философ ставит вместо Бога, смерть которого он провозглашает в «Заратустре» и других произведениях. Ницше не скрывает своего презрения к христианству, полагая, что оно безнадежно испортило смелых варваров и превратило их в безвольных рабов. Слабые и покорные овцы-христиане уже не способны совершить ничего великого. Этот мир нуждается в античном герое, который отвергнет моральные догмы и восстановит власть силы.

Таким образом, философ становится проповедником аморализма. Не он один пытался освободить человечество от оков нравственности, но Ницше делает это «в упор». В числе прочего, сверхчеловеку разрешено нарушать сексуальные запреты, что очень нравилось гомосексуалистам. Не потому ли и возникла гремучая смесь революционных партий, в которой оказалось множество представителей нетрадиционной сексуальной ориентации?

Ницше восхищались итальянские фашисты и германские нацисты. Мрачное величие красиво придуманных мифов влекло к себе тех, кто не вписался в буржуазную приземленность упадочного общества. Провалились социальные эксперименты Гитлера и Муссолини, но каждое новое поколение подростков продолжает открывать для себя ницшеанство, восхищаться Заратустрой и упиваться бесконечной свободой.

Философия

Фотография, сделанная около 1875 года

Философия Ницше не организована в систему. Волю к системе Ницше считал недобросовестной. Его изыскания охватывают всевозможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и так далее. Ницше противопоставляет свою философию классической, тем самым провоцируя переоценку ценностей современного ему общества, подвергая сомнению и вопрошанию все завуалированные религией предрассудки разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, постановки ценностей через себя, а не через религию и общественное мнение. Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка — не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.

Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов», тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни и разложения. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели — цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, мысли которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницше и называет «сверхчеловеком».

В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы быть способными управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчёт о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.

Смерть Бога

Фридрих Ницше активно интересовался вопросами религии и смерти. «Бог умер» — один из его известных постулатов. Это высказывание философ объяснял как возрастание нигилизма, ставшее следствием обесценивания сверхчувственных оснований жизненных направлений.

Философ Фридрих Ницше

Ученый также критиковал христианство за то, что жизни в реальном мире эта религия предпочитает бытие в мире загробном. Этой теме автор посвятил книгу «Антихрист. Проклятие христианству». Впервые свою нигилистическую позицию Фридрих Ницше выразил в книге «Человеческое слишком человеческое», увидевшей свет в 1876 году.

Вечное возвращение

Эту идею Ницше позаимствовал в языческих философских системах, в основе которых лежал годичный круговорот сельскохозяйственных работ и природных явлений. Все, что когда-нибудь началось, обязательно закончится, чтобы возродиться вновь. Христианство придумало свое время, летящее, как стрела, из точки начала в точку конца. Этой точкой концы является для них крушение материального мира, после которого наступит царство Божие.

Благополучные и осторожные христиане второй половины XIX века мало напоминали своих братьев по вере, которые ютились в римских катакомбах в ожидании Страшного Суда. Католическое и лютеранское духовенство хорошо устроилось в этом мире, и все тише звучат призывы помнить о грядущей битве с Антихристом. Колесо времени провернулось снова, возвратившись к земным удовольствиям языческой цивилизации. Ницше просто констатирует факт, который лицемерно не замечают христиане.

Вообще, весь пафос его литературно-философских произведений подпитывается отвращением к лицемерию. Именно этим он нравится молодежи всех стран и национальностей. Вместо борьбы Бога с дьяволом Ницше вводит диалектическое противостояние дионисийского и аполлонийского начал. Дионис был низшим божеством греческого пантеона и воплощал собой все дикое и необузданное в человеческой природе. Религиозный экстаз и жажда размножения – все это проявления дионисийства. Повелитель Солнца Аполлон символизирует холодную созерцательность разума и возвышенного вдохновения. По мнению Ницше, их взаимное преодоление творит искусство, науку и историю. Вечное возвращение и противоборство двух начал делает философию Ницше созвучной с восточными учениями, а также свидетельствует о кризисе христианской культуры.

Отношения с сестрой

Сестра Фридриха Ницше Элизабет Ницше вышла замуж за антисемитского идеолога Бернарда Фёрстера, который решил уехать в Парагвай, чтобы там со своими единомышленниками организовать немецкую колонию Nueva Germania. Элизабет уехала с ним в 1886 году в Парагвай, но вскоре из-за финансовых проблем Бернард покончил с собой и Элизабет вернулась в Германию.

Некоторое время Фридрих Ницше был в напряжённых отношениях с сестрой, но к концу жизни нужда в заботе о себе заставила Ницше восстановить отношения с ней. Элизабет Фёрстер-Ницше была распорядительницей литературного наследия Фридриха Ницше. Она издавала книги брата в собственной редакции, а для многих материалов не давала разрешение на публикацию. Так, «Воля к власти» была в плане работ Ницше, но он так и не написал эту работу. Элизабет издала эту книгу на основании отредактированных ею черновиков брата. Она также изъяла все ремарки брата касательно отвращения к сестре. Подготовленное Элизабет двадцатитомное собрание сочинений Ницше являлось эталоном для переизданий до середины XX века. Только в 1967 году итальянские учёные опубликовали без искажений ранее недоступные работы.

В 1930 году Элизабет стала сторонницей нацистов. В 1934 году она добилась того, что Гитлер трижды посетил созданный ею музей-архив Ницше, сфотографировался почтительно смотрящим на бюст Ницше и объявил музей-архив центром национал-социалистической идеологии. Экземпляр книги «Так говорил Заратустра» вместе с «Майн Кампф» и «Мифом двадцатого века» Розенберга были торжественно положены вместе в склеп Гинденбурга. Гитлер назначил Элизабет пожизненную пенсию за заслуги перед отечеством.

Библиография

  • Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Пер. с нем. В. М. Бакусева, Ю. М. Антоновского, Я. Э. Голосовкера и др.; Ред. совет: А. А. Гусейнов и др.; Ин-т философии РАН. — М.: Культурная революция, 2005-.
  • Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах: Т. 12: Черновики и наброски, 1885—1887 гг. — М.: Культурная революция, 2005. — 556 с. — ISBN 5-902764-07-6
  • Бугера, В. Е. Социальная сущность и роль философии Ницше. — М.: КомКнига, 2010. — ISBN 978-5-484-01062-2.
  • Марков, Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. — СПб.: Владимир Даль: Русский остров, 2005. — 786 с. — (Мировая Ницшеана). — ISBN 5-93615-031-3, ISBN 5-902565-09-X
  • Нордау М. Фридрих Ницше // Вырождение. — М.: Республика, 1995.— 400 с. — (Прошлое и настоящее). ISBN 5-250-02539-0
  • // «Зарубежная поэзия в переводах Вячеслава Куприянова», Радуга, Москва, 2009

Семья и учёба

Вильгельм родился в семье лютеранского пастора Карла Людвига и его жены Франциски Элер. Родители были верующими, поэтому прививали традиции и своим детям. В июле 1846 г. появилась на свет дочь Элизабет. Через три года родился второй сын Людвиг Иозеф, он умер в январе 1850 г.

Для маленького Фридриха стала ударом смерть брата. За полгода до смерти Людвига скончался от психического заболевания и отец. Мать, оставшаяся вдовой, переехала в Наумбург. Там жили её родственники, которые помогали воспитывать малыша Вильгельма. Несмотря на душевную травму, он был одарённым ребёнком. Уже в 10 лет будущий философ начал писать стихи, он даже сочинял музыку.

После переезда подросток поступил в городскую школу для мальчиков. Но там он пробыл не больше года, затем был переведён в подготовительное заведение при кафедральной гимназии «Пфорта». После его окончания в 1864 г. Ницше отправился в Бонн, а затем в Лейпциг. Он успешно освоил азы теологии и филологии, однако всё это не приносило удовлетворения любознательному парню. Фридрих переехал в Швейцарию сразу после окончания учёбы. Позже он признавался, что сделал это исключительно во избежание воинской повинности.

Детство и юность

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в деревне Рёккен, расположенной неподалеку от Лейпцига. Его отец, Карл Людвиг Ницше, равно как и оба его дедушки, был лютеранским священником. Через несколько лет у мальчика появилась сестра Элизабет, а еще через пару лет – брат Людвиг Йозеф. Младший брат Фридриха скончался в 1849 году, а его сестра прожила долгую жизнь и ушла в мир иной в 1935 году.

Мыслитель Фридрих Ницше

Вскоре после рождения младшего сына Карл Людвиг Ницше скончался. Заботы по воспитанию Фридриха полностью взяла на себя его мать. Так продолжалось до 1858 года, когда возмужавший юноша отправился получать образование в престижной гимназии «Пфорта». Время учебы в гимназии стало судьбоносным для Ницше: там он впервые начал писать, увлекся чтением античных текстов и даже пережил непреодолимое стремление посвятить себя музыке. Там же Фридрих познакомился с произведениями Байрона, Шиллера, Гёльдерлина, с работами Вагнера.

В 1862 году Ницше начал обучение в Боннском университете, выбрав филологию и теологию. Студенческая жизнь скоро наскучила молодому студенту; вдобавок к этому у него не складывались отношения с однокурсниками, которым он пытался привить прогрессивное мировоззрение. Поэтому скоро Фридрих перевелся в Лейпцигский университет. Как-то раз, прогуливаясь по городу, он случайно забрел в лавку старых книг и приобрел произведение «Мир как воля и представление» Артура Шопенгауэра. Книга очень впечатлила Ницше и оказала влияние на его становление как философа.

Артур Шопенгауэр

Учеба Фридриха на факультете филологии в Лейпцигском университете проходила блестяще: уже в 24-летнем возрасте парня пригласили преподавать классическую филологию в статусе профессора в Базельском университете. Это был первый случай в европейской системе высшего образования, когда столь юному ученому было позволено получить статус профессора. Тем не менее, сам Ницше не получал большого удовольствия от учебы, хотя и не отказался строить профессорскую карьеру.

Однако философ недолго проработал в должности преподавателя. Заступая на этот пост, он решил отказаться от гражданства Пруссии (Базельский университет расположен в Швейцарии). Потому во Франко-прусской войне, состоявшейся в 1870 году, Ницше участвовать не смог. Швейцария в этом противостоянии занимала нейтральную позицию и потому разрешила профессору лишь работу санитаром.

Фридрих Ницше в молодости

Фридрих Ницше с детства не отличался сильным здоровьем. Так, в восемнадцатилетнем возрасте он страдал от бессонницы и мигреней, в тридцать лет, вдобавок к этому, практически ослеп и начал испытывать проблемы с желудком. Работу в Базеле он завершил в 1879 году, после чего начал получать пенсию и вплотную занялся написанием книг, не переставая бороться с болезнью.

Проблемы со здоровьем

Первые проблемы со здоровьем у философа начались ещё в годы преподавания в Базеле. Там он испытал первые приступы, из-за этого Ницше пришлось отправиться в Лугано на курорт. Одновременно с лечением он продолжал писать, много работал над книгой «Происхождение трагедии», посвящённой Вагнеру.

В мае 1879 г. Фридрих ушёл из университета, поскольку болезнь не отступала. За свои заслуги он ежегодно получал пенсию в размере 3000 франков. В 36 лет он ощущал себя «одной ногой в могиле», ничего не видел на расстоянии трёх шагов. Для учёного были пыткой беспрерывные головные боли, тошнота и рвота со слизью. В тот момент его спасали только рассуждения о жизни, они позволяли отвлечься, превознести рассудок над телом.

В 1889 г. врач Ницше настоял на помещении пациента в психиатрическую лечебницу. Там он пробыл не больше года, после этого мать забрала сына в Наумбург под свою ответственность. Но вскоре она умерла, а Фридрих получил апоплептический удар вследствие шока. Он был полностью парализован, не мог ни говорить, ни двигаться. Двадцать пятого августа 1900 г. философ умер в лечебнице. Его тело погребено в семейном склепе старинной церкви Рёккена.

Мифология

Образность и метафоричность произведений Ницше позволяет выделить у него определённую мифологию[кем?]:

  • Ницше исходит из двойственности (дуализма) культуры, где борются начала Аполлона и Диониса. Аполлон (греческий бог света) символизирует собой порядок и гармонию, а Дионис (греческий бог виноделия) — тьму, хаос и избыток силы. Эти начала не равнозначны. Тёмный бог древнее. Сила вызывает порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля (der Wille — в германских языках означает желание) всегда оказывается волей к власти — это интерпретация онтологической основы сущего. Ницше подобно Марксу испытал влияние дарвинизма. Весь ход эволюции и борьба за выживание (англ. struggle for existence) не что иное, как проявление этой воли к власти. Больные и слабые должны погибнуть, а сильнейшие — победить. Отсюда афоризм Ницше: «Падающего толкни!», который следует понимать не в том упрощённом смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему — дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы возродиться или погибнуть. В этом проявляется вера Ницше в жизнь, в её возможность самовозрождения и сопротивления всему роковому. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее!»
  • Как от обезьяны произошёл человек, так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека (Übermensch). Разум и все так называемые духовные ценности — это всего только орудие для достижения господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей прежде всего несокрушимой волей. Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек — это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. Однако воля не имеет поступательного движения вперёд. Её основными врагами являются собственные проявления, то, что Маркс называл силой отчуждения духа. Единственные оковы волевого человека — это его собственные обещания. Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру — Дракона или Духа тяжести, подобно льду, сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек — Антихрист. Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо, утверждает Ницше, Бог мертв. Наступила эпоха европейского нигилизма, для преодоления которого Антихрист должен создать новые ценности. Смиренной и завистливой морали рабов он противопоставит мораль господ. Однако потом будет рождён новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение. Одним из основных критикуемых понятий в философии Ницше являлся decadence (декаданс).
  • Большинство читателей Ницше предполагают, что он полностью отвергает мораль. На самом деле он призывает к тому, чтобы мораль шла не из каких-то внешних источников: религия, законы, правила поведения и тому подобное, а была рождена внутри человека, его собственным сознанием. Когда она идёт от души, а не вследствие какого-либо принуждения, тогда она является истинной.

Примечания

  1. Hollingdale, R.J: Nietzsche: The Man and His Philosophy. Cambridge University Press, 1999. p.6
  2. Some recently translations use this latter text. See: Nietzsche, Friedrich Wilhelm. The Anti-Christ, Ecce Homo, Twilight of the Idols, and Other Writings: And Other Writings. Translated by Judith Norman, Aaron Ridley. (Cambridge: Cambridge University Press, 2005), 77.
  3. Henry Louis Mencken, «The Philosophy of Friedrich Nietzsche», T. Fisher Unwin, 1908, reprinted by University of Michigan 2006, pg. 6,
  4. Letter to Heinrich von Stein, December 1882, KGB III 1, Nr. 342, p. 287; KGW V 2, p. 579; KSA 9 p. 681
  5. «Я не доверяю всем систематикам и сторонюсь их. Воля к системе есть недостаток честности.» — афоризм № 26 из «Сумерки идолов, или как философствуют молотом»
  6. На 26 сентября 2011 г. издано восемь томов из запланированных тринадцати: тома 2, 4, 6, 7, 8, 10, 12 и 13.
  7. См., напр.: Эбаноидзе И. «Речь не о книгах, а о жизни…»: Переписка Фридриха Ницше с Готфридом Келлером, Георгом Брандесом и Августом Стриндбергом // Новый мир. . № 4; Chamberlain, Lesley. Nietzsche in Turin: An Intimate Biography. 1996. ISBN 0704380285, ISBN 0312181450, ISBN 9780312199388, ISBN10 0312199384

Биография[править | править код]

Первенец в семье пастора Карла Людвига Ницше (ум. ) и Франциски, урождённой Ёлер (ум. ).

В 1850 году пошёл учиться в мужскую народную школу в Наумбурге, а затем учился в Домской гимназии.

В 1855 году, узнав о падении Севастополя, отказался вместе с сестрой Елизаветой в знак траура от обеда.

Осенью 1858 года как необычайно одарённый мальчик получил место в земельной школе-интернате «Шульпфорте».

В сентябре 1864 года закончил обучение в Пфорте и после сдачи экзаменов возвратился в Наумбург, а затем начал обучаться на теологическом отделении Боннского университета. Однако осенью 1865 года перешёл на отделение филологии. Начав заниматься в семинаре одного из лучших немецких филологов Фридриха Ричля, той же осенью перевёлся в Лейпцигский университет в связи с переездом туда своего наставника.

Летом 1867 года познакомился с молодым студентом Эрвином Роде, ставшим его близким другом на всю жизнь.

Осенью 1867 года вынужден был временно прервать обучение и пройти год военной службы, оказавшись во второй батарее полка полевой артиллерии, расквартированного в родном Наумбурге. Но однажды получил травму во время учений, долго лечился и, будучи признан негодным к службе в армии, возобновил обучение в университете.

Вечером 8 ноября 1868 года в доме профессора-востоковеда Германа Брокгауза познакомился с композитором Рихардом Вагнером.

23 марта 1869 года получил без какой-либо защиты степень доктора и право стать экстраординарным профессором Базельского университета.

17 апреля 1869 года получил из ведомства в Мерзебурге извещение о согласии королевского правительства на его выход из прусского подданства.

В апреле 1870 года получил в соседи в Базеле профессора теологии Франца Овербека, поселившегося в том же доме на Шютценграбен, где жил и сам.

В августе 1870 года, несмотря на попытки Козимы Вагнер отговорить, подал прошение об отпуске, чтобы принять участие в франко-прусской войне, но получил запрет от нейтральных швейцарских властей на непосредственное участие в боях.

После кратких санитарных курсов, 2 сентября 1870 года, в день капитуляции армии Мак-Магона под Седаном и пленения императора Наполеона III, приехал в Мец, откуда с переполненным санитарным поездом возвратился в Карлсруэ, где выяснилось, что он заразился дифтеритом зева и дизентерией. После болезни и возвращения в Базель начал посещать лекции историка Якоба Буркхардта, полные скепсиса и пессимизма в отношении грядущего.

В начале 1871 года предпринял попытку занять свободное место профессора философии, а в качестве своего преемника по филологической кафедре предложил кандидатуру Роде, однако попытка не удалась из-за противодействия руководителя основной кафедры философии К. Стеффенсена, с подозрением относившегося к вольнодумству Ницше, к его дружбе с язычником Вагнером и увлечению философией Артура Шопенгауэра.

В июне 1872 года на представлении в мюнхенской опере «Тристана и Изольды» Вагнера в постановке Ханса фон Бюлова познакомился с писательницей Мальвидой фон Мейзенбуг.

В апреле 1888 года не без приключений переехал из Ниццы в Турин. В это же время стал проявлять первые признаки психического расстройства и порвал с окружением Вагнера 70-х годов.

В начале января 1889 года окончательно помутился рассудком.

В конце августа 1900 года простудился, заболел воспалением лёгких и скончался в полдень 25 августа.

Произведения

Основные произведения

  • «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (Die Geburt der Tragödie, 1871)
  • «Несвоевременные размышления» (Unzeitgemässe Betrachtungen, 1872—1876)
  1. «Давид Штраус в роли исповедника и писателя» (David Strauss: der Bekenner und der Schriftsteller, 1873)
  2. «О пользе и вреде истории для жизни» (Vom Nutzen und Nachtheil der Historie für das Leben, 1874)
  3. «Шопенгауэр как воспитатель» (Schopenhauer als Erzieher, 1874)
  4. «Рихард Вагнер в Байройте» (Richard Wagner in Bayreuth, 1876)
  • «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» (Menschliches, Allzumenschliches, 1878). С двумя дополнениями:
    • «Смешанные мнения и изречения» (Vermischte Meinungen und Sprüche, 1879)
    • «Странник и его тень» (Der Wanderer und sein Schatten, 1880)
  • «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» (Morgenröte, 1881)
  • «Весёлая наука» (Die fröhliche Wissenschaft, 1882, 1887)
  • «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (Also sprach Zarathustra, 1883—1887)
  • «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (Jenseits von Gut und Böse, 1886)
  • «К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (Zur Genealogie der Moral, 1887)
  • «Казус Вагнер» (Der Fall Wagner, 1888)
  • «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (Götzen-Dämmerung, 1888), книга также известна под названием «Падение кумиров, или О том, как можно философствовать с помощью молотка»
  • «Антихрист. Проклятие христианству» (Der Antichrist, 1888)
  • «Ecce Homo. Как становятся сами собою» (Ecce Homo, 1888)
  • «Воля к власти» (Der Wille zur Macht, 1886—1888, 1-е изд. 1901, 2-е изд. 1906), книга, собранная из заметок Ницше редакторами Э. Фёрстер-Ницше и П. Гастом. Как доказал М. Монтинари, хотя Ницше и планировал написать книгу «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» (Der Wille zur Macht — Versuch einer Umwertung aller Werte), о чём упоминается в конце произведения «К генеалогии морали», но оставил этот замысел, при этом черновики послужили материалом для книг «Сумерки идолов» и «Антихрист» (обе написаны в 1888).

Прочие произведения

  • «Гомер и классическая филология» (Homer und die klassische Philologie, 1869)
  • «О будущности наших образовательных учреждений» (Über die Zukunft unserer Bildungsanstalten, 1871—1872)
  • «Пять предисловий к пяти ненаписанным книгам» (Fünf Vorreden zu fünf ungeschriebenen Büchern, 1871—1872)
  1. «О пафосе истины» (Über das Pathos der Wahrheit)
  2. «Мысли о будущности наших образовательных учреждений» (Gedanken über die Zukunft unserer Bildungsanstalten)
  3. «Греческое государство» (Der griechische Staat)
  4. «Соотношение между философией Шопенгауэра и немецкой культурой» (Das Verhältnis der Schopenhauerischen Philosophie zu einer deutschen Cultur)
  5. «Гомеровское соревнование» (Homers Wettkampf)
  • «Об истине и лжи во вненравственном смысле» (Über Wahrheit und Lüge im außermoralischen Sinn, 1873)
  • «Философия в трагическую эпоху Греции» (Die Philosophie im tragischen Zeitalter der Griechen)
  • «Ницше против Вагнера» (Nietzsche contra Wagner, 1888)

Юношеские произведения

  • «Из моей жизни» (Aus meinem Leben, 1858)
  • «О музыке» (Über Musik, 1858)
  • «Наполеон III как президент» (Napoleon III als Praesident, 1862)
  • «Фатум и история» (Fatum und Geschichte, 1862)
  • «Свободная воля и фатум» (Willensfreiheit und Fatum, 1862)
  • «Может ли завистник быть действительно счастливым?» (Kann der Neidische je wahrhaft glücklich sein?, 1863)
  • «О настроениях» (Über Stimmungen, 1864)
  • «Моя жизнь» (Mein Leben, 1864)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: