КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ ^
Православно-верующие христиане осеняют себя крестным знамением перед молитвой, войдя в храм, во время богослужения, до и после вкушения пищи, до и после окончания работы. Крестное знамение свидетельствует о нашей вере в Иисуса Христа и в Пресвятую Троицу, а также о подчинении Господней воле.
Преклонением во время молитвы головы и поклонами мы выражаем по отношению к Богу свою покорность и повиновение Ему.
Крестное знамение:
1. Во имя Отца
— лоб
2. и Сына — живот
3. и Святого — правое плечо
4. Духа — левое плечо
Аминь — произнося это слово,
что значит — да будет так! — опускаем руку
и склоняем голову.
Так складываем пальцы для крестного знамения — они должны быть сложены, согласно рисунку, вместе.
Три пальца символизируют Пресвятую Троицу: Бога Отца, Сына Божия и Святого Духа.
Два пальца символизируют два естества в Иисусе Христе: Божеское и человеческое.
Таинство Елеосвящения
Суть:
При помазании тела больного человека специально освященным елеем на него призывается Благодать Божия, исцеляющая от телесных и душевных болезней и тех грехов, в которых человек не может покаяться по своей немощи.
Библейские основания:
Таинство имеет основания в Новом Завете. Во-первых, это слова в Евангелии от Марка о том, что ученики Христамногих больных мазали маслом и исцеляли (Мк6 :13). Во-вторых, это слова из Послания апостола Иакова:Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак5 :14-15).
Важно знать:
Таинство Елеосвящения, называемое в просторечии соборованием, по-разному стало пониматься у православных и у католиков. У католиков Елеосвящение называют «последним помазанием» и совершают только над смертельно больными людьми. В Православии же Соборование совершается не только в случае смертельной болезни. По традиции, собороваться полагается не чаще, чем раз в год.
О Таинстве Елеосвящения на сайте «Фомы»
ТАИНСТВА ^
Св. Таинства установил сам Иисус Христос: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф 28,19-20). Этими словами Иисус Христос ясно указал нам на то, что кроме Таинства Крещения Он установил также и остальные Таинства. Всех Таинств семь: Таинство Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причастия, Брака, Священства и Елеопомазания.
Св. Таинства (греч. mysterion ) это видимые знаки, посредством которых невидимо нисходит на человека благодать Св. Духа — спасающая сила Божия. Все Таинства тесно связаны с Таинством Причастия.
Крещение и Миропомазание вводят нас в Церковь: мы становимся христианами и можем приступать ко св. Причастию.
В таинстве Покаяния прощаются нам наши грехи.
Принимая Причастие, мы соединяемся со Христом и становимся участниками вечной жизни.
Таинство Священства дает возможность совершать Таинства.
В Таинстве Брака преподается благословение на супружескую семейную жизнь.
В Таинстве Елеопомазания Церковь молится о прощении грехов и о возвращении больных к здоровью.
ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЫЧАИ ^
Существует много обычаев, связанных с церковными праздниками. Укажем на несколько из них: освящение пальм или верб, крашение яиц и освящение пищи. О иных обычаях расскажут вам ваши родители и законоучители.
Вербное Воскресение
В
память входа Иисуса Христа в Иерусалим, приносим с собой для освящения
пальмы или ветви вербы.
Пасхальные
яйца: яйца красим в память
того случая, когда яйцо, показанное Марией Магдалиной цезарю Тиверию,
изменило свой цвет. (ХВ — Христос Воскресе!)
Освящение пищи:
на Пасху освящаем пищу, славя
Бога за Его благодеяния. Читая молитву, священнослужитель молит Бога призреть на дары и освятить их, как некогда призрел на дары Авраама и Авеля.
ИКОНА, перед которой мы крестимся, молимся и которую целуем, ведёт нас к познанию Бога.
Я честно старался сохранить — насколько это возможно — исходный формат из Интернета, убирая только очевидные ляпы и опечатки…
СУПРУЖЕСТВО — БРАК ^
Мужчина и женщина решают совершать жизненный путь, полный скорбей и радостей, вместе. В начале этого пути Св. Церковь испрашивает у Господа благословения, чтобы они в согласии, управляемые Церковью, создавали настоящую христианскую семью.
Обряд таинства Бракосочетания состоит из обручения и венчания.
1. Евангелие
2. Крест
3. Венчальные кольца
4. Венцы
5. Сосуд с вином
6. Свечи
ТАИНСТВО БРАКА
1. В притворе церкви
— обручение:
вход жениха и невесты — чтение молитвы;
обмен колец.
2. Вхождение в церковь:
Жених и невеста выражают обоюдное согласие на брачный союз.
3. Венчание
Священнослужитель возлагает на
брачущихся венцы.
Чтение Апостола и Евангелия.
Совместное потребление вина.
Снятие венцов.
Возложив венцы, священнослужитель, благословляя брачущихся, провозглашает тайносовершительные слова: «Господи Боже наш, славой и честью венчай их».
Хождение вокруг аналоя.
Таинство Миропомазания
Суть:
Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.
Библейские основания:
Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии:В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин7 :37-39), а также в апостольских посланиях:Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин2 :20),Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор1 :21).
История:
Совершать это таинство сразу после Креще-ния постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.
О Таинстве Миропозания на сайте «Фомы»
СВЯЩЕНСТВО ^
Верховный Пастырь ИИСУС ХРИСТОС | Священство было установлено в Ветхом Завете Самим Богом (Исх. 28, 1-41). В Новом Завете священство установил Иисус Христос, призвав Апостолов и доверив им исполнение пастырских обязанностей. Апостолы передавали власть своим преемникам: епископам и пресвитерам посредством молитвы и возложения рук. Так совершалось посвящение во все три степени священства: епископа, пресвитера и диакона. Каждый священнослужитель — пастырь — является нашим отцом, который молится за нас, крестит, исповедает, преподает нам св. Таинства и благословение. Учит нас также о Боге и в тяжёлых минутах жизни помогает. Мы также должны вспоминать наших пастырей в молитвах. |
Православный епископ |
ЕВХАРИСТИЯ — СВ. ПРИЧАСТИЕ ^
Таинство св. Причастия установил Иисус Христос на Тайной Вечери, в присутствии Своих учеников (Мф 26,26-28).
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( также Мр 14, 22-26, Лк 22, 15-20).
На литургии, во время евхаристического канона с призыванием Святого Духа ( греч. epiklesis), хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Принимая св. Причастие, мы соединяемся со Христом, Христос пребывает с нами и нас благословляет.
Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нём» (Ин 6, 56).
1. Малый вход.
2. Чтец читает Апостола.
3. Священнослужитель читает Евангелие.
4. Великий вход
Священнослужитель переносит с жертвенника на престол дары (св. чашу и дискос).
5. Исповедание веры
Верующие все вместе поют «Верую…»
6. Анафора (возношение) — Евхаристический Канон
Священнослужитель произносит слова Иисуса Христа:
«Приимите, ядите…», «Пейте от нея вси…»
Затем говорит: «И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего. Аминь».
-«А еже в чаше сей, честную Кровь Христа Твоего. Аминь». — «Преложив Духом
Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь».
7. Всеобщее пение Молитвы Господней «Отче наш».
8. Приготовление ко св. Причастию.
9. Причащение:
Крестимся и в уме повторяем за священнослужителем слова молитвы «Верую, Господи…»
К св. чаше подходим со скрещенными — правая на левой — на груди руками.
Принимаем Тело и Кровь Христовы.
Целуем св. чашу.
Верующие принимают св. Причастие.
После Причастия потребляем кусочек просфоры и запиваем.
По окончании Божественной Литургии все верующие целуют крест.
Понятие о таинствах
Внутренняя жизнь Церкви таинственна, будучи содействием Христа, как Главы и Мужа, с Церковью, как Его телом и Женой (Еф. 5, 32), в Духе Святом посредством «всяких взаимно скрепляющих связей.» По словам преподобного Иустина (Поповича):
«Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство… каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом » .
По воплощении, Сам Господь Иисус Христос положил начало видимому образу преподания Божией благодати в Своей Церкви. Его слова о важнейших и непостижимейших таинствах причащения, крещения и покаяния сохранили Евангелия. Указания на Божественное происхождение других таинственных священнодействий находятся в посланиях апостольских и в книге Деяний апостолов, а также в свидетельствах апостольского предания, сохраненных творениями отцов и учителей Церкви первых веков Христианства, таких как святой Иустин Мученик, святой Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, святой Киприан Карфагенский.
«Домостроителями тайн Божиих» (1 Кор. 4, 1) в Церкви первых веков являлись апостолы. Таинственные элементы пронизывали всё их служение – их призывную проповедь, крещение уверовавших, низведение на них Духа Святого через возложение рук, укрепление единения верующих с Христом через таинство Тела и Крови Его, дальнейшее укрепление сердец верующих в тайны Царствия Божия, углубление более совершенных из них в «премудрость Божию тайную, сокровенную» (1 Кор. 2, 6-7). Диаконы при апостолах, по словам святого Игнатия Богоносца, были «служители тайн Иисуса Христа».
Во внутренней жизни Церкви важнейшими моментами являются священнодействия, и наиболее важные из них постепенно стали называться «таинствами» по преимуществу перед остальными. В таинствах молитвы, благословения и внешние священнодействия являются как бы сосудами, которыми черпается и подается членам Церкви, нелицемерно верующим, благодать Святого Духа. Внешние знаки в таинствах имеют значение не сами по себе, а для человека, который по устройству своей природы нуждается в видимых средствах для усвоения невидимой силы Божией. Таинства признаются «орудиями, которые необходимо действуют благодатию на приступающих к оным,» как сказано в Послании Восточных патриархов 1723 года. По определению святителя Филарета Московского в Пространном Христианском Кетехизисе
, таинство это: «священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия», в таинствах «скрыта и присутствует сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа», они соединяют и являют единство Церкви.
Таинства являются частью Священного Предания Церкви. Вера в них обязательна для православных, что исповедуется в десятом члене Никео-Цареградского Символа Веры, где говодится о крещении, но подразумеваются и другие таинства. Совершение и принятие таинств продолжится до самого второго пришествия Христова (1 Кор. 11, 26).
ОТПЕВАНИЕ ^
Отпевание совершается в церкви. Сообщество верующих прощается со своим членом. Участники отпевания, семья и близкие, в знак того, что умерший отходит в страну вечного света, держат в руках возженные свечи. Богослужение в память усопшего называется Панихидой и совершается в 3, 9, 40 день и в годовщину после смерти, а также в день Ангела усопшего и в любое время.
После смерти Церковь молится о вечном упокоении отшедшего к Богу, своему Создателю, человека.
Погребальный обряд совершается в церкви, после чего покойника провожаем на кладбище.
Не ленясь, мы часто молимся за умерших. Верим, что они также молятся за нас.
КРЕЩЕНИЕ И МИРОПОМАЗАНИЕ ^
Крещение установил Господь Иисус Христос: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28, 19). Крестясь, мы становимся христианами, рождаемся для новой духовной жизни, приобретаем звание Христовых учеников.
В таинстве Миропомазания получаем благодать Св. Духа, становимся Божиим храмом.
1. Столик.
2. Евангелие.
3. Требник.
4. Крест.
5. Крестильный крестик.
6. Белая крестильная рубашка.
Купель и белая крестильная рубашка — символ духовного возрождения и чистоты.
Помазание
1. Стручец для елея.
2. Елей (масло).
3. Миро.
4. Губка.
5. Ножницы.
6. Стручец для мира.
Крещение ребенка
Священнослужитель
трижды погружает дитя в воду, произнося слова: «Крещается раб Божий (имя) во имя
Отца — Аминь и Сына — Аминь и Святого Духа — Аминь». После крещения дитя
вытирают досуха, а затем следует таинство Миропомазания.
МИРОПОМАЗАНИЕ
Священнослужитель помазывает
св. миром главнейшие части тела — чело, глаза, уши, ноздри, уста, грудь,
руки и ноги — при каждом помазании повторяя слова: «Печать дара Духа
Святого. Аминь». После этого, в знак душевной чистоты, дитя облачается в
белую одежду.
Таинство Исповеди
Суть:
Христианин устно или письменно в присутствии священника (который в данном случае является свидетелем приносимого Богу покаяния) кается в своих грехах и получает прощение от Господа.
Библейские основания:
Практика исповеди имеет ветхозаветные истоки (Суд10 :10; Пс50 ; 1 Езд9 ; Неем1 :6, 7; Дан9 : 4-19, 1 Цар15 :24-25 и др.). Иоанн Креститель исповедовал в грехах людей, приходивших к нему креститься (Мф3 :6). Но главное, об этом в Евангелии прямо говорит Господь:Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин20 :21-23).
История:
Регулярная исповедь возникла в ранней христианской Церкви. Изначально считалось, что исповедоваться следует только один раз в жизни, но впоследствии возобладало мнение, что это нужно делать регулярно.
О Таинстве Исповеди на сайте «Фомы»
АЛТАРЬ ^
Церковь отчасти напоминает ветхозаветный храм. В ней три части:
1. Алтарь с престолом и жертвенником;
2. Средняя (внутренняя) часть, предназначенная для молящихся;
3. Притвор, в древности предназначенный для оглашаемых, кающихся и отлученных от причастия.
Алтарь от средней части церкви отделяет иконостас. В алтарь могут входить лишь священнослужители и лица мужеского пола, участвующие в Богослужениях.
Алтарь
1. Престол.
2. Жертвенник.
3. Запрестольная икона и горнее место.
4. Иконостас.
5. Солея.
6. Амвон — центральная часть солеи.
Престол
1. Пелена, покрывающая престол.
2. Св. Евангелие.
3. Антиминс.
4. Напрестольный крест.
5. Дарохранительница.
6. Крестильный ящик.
7. Семисвечник.
8. Евхаристический платок для отирания
уст после св. причастия.
Честные мощи под престолом
В каждой церкви, в кресте под престолом, находятся мощи святых.
Жертвенник
1. Св. чаша — потир.
2. Дискос.
3. Пять просфор.
4. Большой воздух-покровец.
5. Копие.
6. Лжица.
7. Блюдце.
8. Два малых воздушка-покровца.
9. Звездица.
10. Ковшик.
11. Помянники, заздравные и заупокойные
записки.
12. Икона.
Проскомидия (первая часть божественной Литургии)
Расположение частиц на дискосе
1. Из первой просфоры вынимается шестигранная часть — АГНЕЦ.
2. Из второй вынимается частица в честь Божией Матери.
3. Из третьей вынимается 9 частиц в честь святых.
4. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых.
5. Из пятой вынимаются частицы за умерших.
1. Потир-чаша.
2. Дискос.
3. Звездица.
4. Малые покровцы.
5. Большой покровец-воздух.
КАДИЛО
1. Подставка
2. Ладан
3. Уголек
4. Кадильный фимиам
АГНЕЦ:
Частица А погружается в чашу.
Частицей Б причащаются священнослужители.
Частицами В и Г причащаются миряне.
Причащение, или евхаристия
(греч. «благодарение») – главное христианское таинство. В завершающей части литургии хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христа и преподаются для вкушения верующим во освящение души и тела. Принимая Святые Дары, христианин таинственным образом соединяется с самим Христом и делается сопричастным космической церкви. Православная церковь приобщает верующих Святым Тайнам под двумя видами – хлебом и вином. Священник выносит Святые Дары в чаше из алтаря, верующие подходят к нему, крестообразно сложив на груди руки в знак благоговения, и называют свое имя, полученное в крещении. Священник при помощи лжицы (ложечки) подает каждому подходящему частицу Тела и Крови Христа (пресуществленные хлеб и вино). Помогающий ему диакон отирает уста причастника платом. Причастившийся целует чашу и в притворе храма запивает причастие т.н. теплотой (вином, разбавленным теплой водой). В воспоминание братских трапез апостольских времен всем причастникам раздаются частицы просфоры. По окончании службы причастившиеся обязаны прочесть или выслушать читаемые в храме благодарственные молитвы. Церковь допускает к причастию только тех верующих, которые должным образом подготовились постом и покаянием. Особый вид совершения таинства евхаристии – причащение больных, которые по причине тяжелой болезни не могут присутствовать в храме на литургии. В таких случаях церковь посылает причастие на дом, оставляя для больных часть Святых Даров, приготовленных на литургии. См. также
ЕВХАРИСТИЯ; ЛИТУРГИЯ; МЕССА.
ИКОНА^
В храмах и в домах есть иконы. На них — изображения Иисуса Христа, Божией Матери, Святых и священных библейских событий.
Слово «икона» значит «образ.» Согласно древней традиции, иконы пишут (изображают красками) на доске.
Воздаем почтение не самой иконе, а изображенному на ней лицу. Перед иконами творим поклоны, возжигаем свечи и фимиам. Иконы вещают нам о Боге и о Его присутствии.
Икона, силой своей неземной красоты, ведет к познанию Бога, является источником благодати и устремляет к изображенным на ней лицам благочестивые, молитвенные мысли.
Новонаписанные иконы должны быть освящены.
Икона в углу комнаты, с полотенцем и лампадой.
Икона в автомашине.
Икона трехчастная (триптих).
Икона нагрудная.
СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯ ^
Священнодействия — это не только благословения и освящение отдельных предметов (икон, овощей, воды, домов и т.п.), но также молитвенное священноделание во всякой нужде и в различных обстоятельствах, что находит свое выражение в содержании Требника, исключая чинопоследование совершения св. Таинств.
Священник благословляет; крестное знамение; сложение рук при испрошении благословения; освящение иконы и дома.
Освящение. Сочельник (предпразднество). В канун больших праздников освящаются хлебы, пшеница, вино и елей.
— Освящая какой-либо предмет, окропляем его св. водой
Что освящаем?
Миропомазание
Через данное Таинство христианин обретает особую благодать от Святого Духа для укрепления в вере и следования по пути истины. Это печать Святого Духа на человеке. Апостолы проводили миропомазание с помощью возложения рук, позднее этот обряд стали проводить иначе — с помощью помазания священным миром.
Миро — это особенным образом приготовленный елей с благовонными веществами (40 наименований), который благословляли апостолы. Позже миро стали освящать их последователи — епископы. В наши дни миро освящается архиереем. С помощью освященного миро ставится печать Святого Духа. Первое миропомазание происходит сразу же после крещения человека.
Печать Святого Духа ставится на лоб, глаза, губы, уши, сердце, конечности. Таким образом, освящается душа и все тело неофита. Фактически крещение и миропомазание являют собой двуединое действо. При крещении человек рождается духовно, а миропомазание дарует силу Святого Духа. После миропомазания верующий становится подобным Помазаннику Христу.
Данное таинство совершается сразу же после крещения, оно является следующим этапом воцерковления человека. Если крещение смывает с человека все его грехи, то миропомазание дает ему благодать Божью и силы для того, чтобы жить христианином, выполняя все заповеди. Миропомазание происходит только один раз в жизни.
ЦЕРКОВЬ ^
Храм
существовал уже в Ветхом Завете. Для прославления Бога создают храмы и
христиане. Храм является местом собрания верующих на молитву, особенно же на
божественную Литургию.
Православный храм называется церковью и отличается рядом характерных для него
черт, как например иконостас — состоящая из икон стена, отделяющая алтарь от
средней (внутренней) части церкви. Алтарь всегда обращен к востоку, так как с
востока пришло спасение, с востока вместе с солнцем приходят свет и животворное
тепло, верующие же от алтаря получают в таинствах освящение и духовные силы.
Купол церкви символизирует пылающую
свечу, пламенность молитвы и наше устремление к Богу.
Церковь состоит из трех частей:
1.
Притвор
2. Средняя (внутренняя) часть церкви.
3. Алтарь.
4. Солея.
5. Амвон.
Как вести себя в церкви?
1. Войдя в церковь, осеняем себя крестным знамением.
2. Приобретаем свечи как дар Богу и жертву на Церковь.
3. Прикладываемся к находящейся
на аналое, посредине церкви, иконе.
4. Ставим свечи.
Иконостас
1. Икона Тайной Вечери.
2-3. Царские врата: 2. Икона Благовещения — Богородицы
и Архангел Гавриила. 3. Иконы 4-х Евангелистов).
4. Икона Спасителя.
5. Икона Божией Матери.
6. Диаконские врата.
7. Храмовая икона.
8. Иные иконы.
9. Иконы двунадесятых праздников.
10. Иконы апостолов.
11. Иконы пророков.
12. Иконы ветхозаветных патриархов и
праотцев.
13. Крест.