Почему первые митрополиты русской церкви были ставленниками византии

Митрополит руководит взаимодействием иерархий и выстраивает отношения с другими митрополиями

Кандидатура митрополита — это самый уважаемый из епископов, тот, кому доверено стать руководителем христиан в историческом лоне местной общины. С IV века возникает чёткое представление о том, что же такое — фигура митрополита.

Митрополит — это авторитетное лицо. К его влиянию прибавляют и особые полномочия. Митрополит может:

  • принимать важные для епархии решения;
  • созывать областные Соборы;
  • председательствовать на этих собраниях;
  • надзирать за деятельностью Церкви на своей территории.

Без митрополита даже епископы не имеют права реализовывать важные для епархий задачи. Именно митрополит следит за целостностью митрополии, сплачивает её, делает единым органом всего организма христианской Церкви.

Епископы для митрополита — исполнительный персонал, который тот либо назначает, либо снимает с должностей. Митрополит решает судебные вопросы, связанные с епископами, и выполняет многие другие административные задачи митрополии.

Митрополит выполняет административные и духовные задачи.

Также митрополит остаётся высшим духовным лицом, он выполняет функции архиерея: посвящает епископов, проводит богослужения и читает проповеди, если понадобится.

Отношения с другими митрополиями — также задача, которую выполняет митрополит.

Не все митрополиты попадали под данное выше описание. Существовали митрополиты без власти. Это должность вроде той, которую занимают викарные епископы: такой митрополит состоял в подчинении и другого митрополита.

Синодальный период

Начало XVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом светские государственные чиновники — обер-прокуроры. Превращение в государственное учреждение и лишение самостоятельности самым пагубным образом сказались на состоянии Русской Церкви.

XIX век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.

Патриарший период № 1 (1589—1721 гг.)

Патриарх Иов. В миру Иван. Принял сан 11 декабря 1586 года. Считается первым московским патриархом. Во всем поддерживал Бориса Годунова. После его кончины не захотел поддерживать Лжедмитрия, за что с него сорвали патриаршии одежды и отправили в изгнание. После его восстановления в сане Шуйским Иов больше не стал патриархом, поскольку был слеп, и вскоре умер.
Патриарх Игнатий. Возведен в сан 30 июня 1605. Получил свой сан при Лжедмитрии 2. Но после смены власти был лишен престола в 1634 году.

Гермоген. Годы патриаршества — с 3 июня 1606-го по 17 февраля 1612-го. Был патриархом в эпоху смутного времени. Это был человек выдающихся ума и грамотности. После его правления осталось много сочинений. Умер Гермоген от голода в польском плену.

Митрополит Ефрем. Первым подписал грамоту об избрании царем Михаила Романова. Правил с 17 февраля 1612 года по 26 декабря 1613-го.

Митрополит Иона. Период предстоятельства — с 1614 года по 1619-й. Зарекомендовал себя жестоким человеком, часто предпринимал опрометчивые шаги в правлении.

Патриарх Филарет. Мирское имя — Федор Никитич Романов, родной отец первого царя из рода Романовых. Вместе с женой был насильно пострижен в монахи. Был предстоятелем с 24 июня 1619 года по 1 октября 1633-го

Большое внимание уделял книгопечатанию. Провел церковную реформу.

Иосаф 1

Был предстоятелем с 1634 года по 1640-й. Приводил в порядок Русскую церковь. За свой короткий срок правления построил 3 храма и восстановил 5 церквей.

Иосиф. 1642–1652 гг. При его правлении было канонизировано большое количество святых и напечатано много книг.

Никон, в миру Никита Минин. Период предстоятельства: 1652–1666 гг. Имел официальный титул «Патриарх московский и всея Руси». Провел масштабные церковные преобразования. Из-за старообрядческих взглядов был лишен сана. Стал простым монахом.

Иоасаф II. Был предстоятелем с 1667 по 1672 год. Помогал издавать сочинения против раскольников.

Патриарх Питирим (1672–1673 гг.) Крестил будущего императора Петра 1.

Патриарх Иоаким. Период предстоятельства — с 26 июля 1674 года по 17 марта 1690-го. При нем были учреждены новые епархии, изданы богослужебные книги. Был против всего иноземного.

Патриарх Адриан. Правил с 1690 по 1700 год. При нем было издано много имевших большое значение проповедей и богослужебных книг.

Стефан Яворский. Не избирался, а лишь выполнял функции блюстителя престола с 1700 по 1721 год.

Далее Петр 1 создал Святейший Синод, руководителями которого были обер-прокуроры. Лишь в 1917 году поместный собор решил вновь возродить патриаршество.

Восстановление Патриаршества. Советские гонения

В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (-).

Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»

Для большевиков, пришедших к власти в году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.

Когда в — годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви.

В мае г. Патриарх Тихон (Белавин) был арестован и под контролем власти возник т.н. «обновленческий раскол», провозгласивший полную солидарность с целями революции. В раскол ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил. В июне г. Патриарх был освобожден и обновленческое движение пошло на убыль.

К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.

Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.

Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).

На Соборе епископов г. митр. Сергий был избран Патриархом, а на Поместном Соборе г.- митр.Алексий. После этого большая часть т.н. «катакомбной церкви» по призыву еп. Афанасия (Сахарова), которого многие катакомбники считали своим духовным лидером, воссоединилась с Московской Патриархией.

С этого исторического момента начался короткий период «потепления» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.

В в Москве было созвано масштабное Всеправославное совещание, после чего Русская Церковь была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе Сталина международному движению «борьбы за мир и разоружение».

Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза. В «брежневский» период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также
не имело места. Церковь оставалась под жестким контролем власти и верующие рассматривались как «граждане второго сорта».

Благочиние

Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы… Уста наши отверсты к вам… сердце наше расширено. (2 Кор. 6, 9, 11)

Святой Михаил был первым митрополитом Киевским и Всероссийским и управлял нашей Церковью во дни святого равноапостольного князя Владимира.

Завоевав греческий город Корсунь, князь Владимир принял там святое крещение и вступил в брак с царевной Анной, родной сестрой византийских императоров. Но имея твердое решение просветить светом Христовой веры всю великую державу свою, равноапостольный князь вслед затем из Корсуни послал в Царьград посольство к императору и патриарху с просьбой прислать пастырей церкви для крещения русской земли, омраченной тьмой идолослужения, и для управления Русской Церковью.

Царствующий Константинополь, бывший тогда столицей святой православной веры, очень тщательно отнесся к выбору Предстоятеля для молодой Русской Церкви. Христианское просвещение могучей славянской державы для всего Вселенского Православия явилось событием огромного значения. Сам Патриарх Цареградский, святой Николай Хрисоверг указал на святителя Михаила как на способного совершить такой великий подвиг.

Митрополит Михаил родом из Сирии. В 988 году, во время крещения Владимирова, он был прислан к великому князю в Корсунь. Из Корсуни прибыл митрополит в Киев, вместе с великим князем Владимиром. Получив от патриарха напутственное наставление, святой Михаил отправился к князю Владимиру в сопровождении духовенства, предназначенного помогать ему в управлении, — шести епископов и многочисленных пресвитеров и клириков. С радостью и торжеством князь встретил святителя, и вскоре после того вместе с ним и с супругой, царевной, поспешил к стольному Киеву. Шествие заново крещенного князя и новопоставленного митрополита к матери градов русских было как бы священным походом для искоренения языческого многобожия и идолослужения в отчизне Владимира. Они везли с собой святые мощи, кресты, иконы и священные церковные сосуды. По словам церковного песнопения, святой Михаил «нищетой неверия одержимой земле Российской принес от Царствующего града Евангелие Христово и это даровал ей».

Смиренномудрый святитель Михаил не искал славы человеческой (см.: 1 Фес. 2, 6), но скромно и неустанно трудился на ниве Божией. Михаил был ревностный распространитель христианства; проходя обширные страны, он насаждал семена веры Христовой. Митрополиту Михаилу приписывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря, а прибывшим с ним из Царяграда монахам — основание монастыря Киево-Межигорского. Михаил везде, где только мог строить церкви, ставил священников и диаконов и ниспровергал идолов. Летописи говорят, что народ, живший в древнем суеверии, не без прискорбия смотрел на сокрушение своих идолов, и когда бог их Перун брошен был в Днепр, то толпа, бежавшая за своим идолом, кричала в след: Перуне, выдыбай! т. е. выплывай. Истукан, стремлением вод несомый, якобы повинуясь гласу вопиющих к нему, пристал к берегу при самом том месте, где после, в XI столетии, был построен монастырь и назван Выдубицким.

Св. Михаил скончался в Киеве; мощи его почивают в великой соборной Печерской церкви открыто. В надписи при раке его на решетке изображено, что святитель сей преставился в 992 году, погребен в Десятинной церкви; что при Печерском игумене Феоктисте мощи его перенесены в Антониеву пещеру; а по представлению архимандрита Романа Копы и по именному указу 23 июля 1730 года, перенесены 1 октября того же года в великую церковь (Печерскую). Когда св. Михаил причтен к лику угодников, точно неизвестно: надо полагать, с самого перенесения мощей его в пещеры.

Указами св. синода 15 июня 1762 г., 18 мая 1775 г. и 31 октября 1784 г. дозволено печатать службы преподобным: Михаилу, Антонию, Феодосию и прочим чудотворцам Печерским в книгах, издаваемых Лаврскою типографиею, а указом св. синода 6 августа 1795 г. Указано было сочинить обстоятельное жизнеописание святителя Михаила для помещения в Четьих Минеях.

Михаил почитается Церковью первым Киевским митрополитом.

А. Соколовский

В Русской Православной Церкви

В Русской Церкви митрополичий титул первоначально — в период иерархической зависимости от Константинопольского Престола — присваивался исключительно её предстоятелю — Митрополиту Киевскому и всея Руси.

Киевский митрополит, за единичными исключениями, назначался в Константинополе совместным указом императора и Константинопольского патриарха. Епископы в удельных княжествах пользовались значительной автономией от Киевского митрополита.

Киевская митрополичья кафедра находилась под патронатом великокняжеской власти. В строгом смысле нельзя говорить, однако, о ясных «патронатных отношениях» в силу того, что отсутствовало их чёткое правовое оформление, то есть Великие князья просто оказывали поддержку митрополитам. Стремление к эмансипации церковной власти наметилось только в конце XIV—начале XV веков. Нарушались (как во времена Древней Руси, так и позже) привилегии духовенства: неприкосновенность, исключительная подсудность духовенства Церкви церковным судам, посильная ответственность, свобода духовных лиц от личных и имущественных податей и повинностей. В ведении Митрополита находились:

  • все «люди церковные»;
  • все преступления мирян против церкви и веры, благочиния (в том числе святотатство);
  • все дела, относящиеся к браку, правам родителей, споры о наследстве;
  • наблюдение за верностью торговых весов и мер.

В 1147 году на Киевскую митрополию без санкции Константинопольского престола был возведен митрополит Климент Смолятич. Это вызвало раскол между Киевской митрополией и епархиями Новгорода, Смоленска, Полоцка и Суздаля. В 1162 году Андрей Боголюбский просил Константинопольского Патриарха Луку Хризоверга учредить митрополию во Владимире, однако Патриарх князю в этом отказал.

С учреждением Московской патриархии в 1589 году четыре епископские кафедры (Новгородская, Ростовская, Казанская и Крутицкая) были преобразованы в митрополичьи. Но образования (по примеру иных Восточных Церквей) митрополичьих округов — митрополий — тогда не произошло. Все правящие епископы Русской Церкви по своим административным и судебным правам остались равны. Митрополиты отличались от епископов и архиепископов только преимуществами чести.

Фактически, с конца XVIII века вплоть до восстановления патриаршества в конце 1917 года в Российской империи были только 3 епархии, епископы которых обычно носили митрополичий сан, — Санкт-Петербургская, Киевская и Московская (с 1818 года). С 1852 года титул Митрополита Литовского и Виленского назначен епископам Вильнюса (первый Митрополит Литовский и Виленский — высокопреосвященный Иосиф (Семашко), в настоящее время Вильнюсские митрополиты носят титул Митрополит Виленский и Литовский

).

Современный период

В настоящее время в составе Русской Православной Церкви полноценные митрополичьи округа в том или ином виде существуют. В частности таковыми являются:

  • Латвийская православная церковь,
  • Православная Церковь Молдовы,
  • Эстонская Православная Церковь,
  • Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) — территориально преимущественно северо- и южноамериканская церковная провинция,
  • Украинская Православная Церковь,
  • Японская Православная Церковь.

В 2011 г. Священным Синодом было принято «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви» (Митрополии, являющиеся всего лишь объединением епархий на территории субъекта Российский Федерации и не обладающие автономией, следует отличать от митрополичьих округов).

Киевские митрополиты

Основная статья: Митрополит Киевский и всея Руси

Митрополи́т Ки́евский и всея́ Руси́

— титул предстоятеля Русской Церкви в период её нахождения в составе Константинопольского Престола, то есть от времени Крещения Руси и основания митрополии в Киеве до 1686 года, когда Киевская митрополия в результате присоединения Украины к России была присоединена к Московскому патриархату.

Автокефалия Русской Церкви

Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата 8 мая 1590 года. Пергамент, чернила (на греч. яз.). Грамоту подписали 106 человек: патриархи Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний, а также 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов.

Иона

В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В году московский митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.

XVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (-), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в — годах.

В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем — исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону. Вместе с тем недостатки в подготовке реформы и насильственное насаждение ее нанесло Русской Церкви тяжелейшую рану, последствия которой не преодолены и по сей день, — раскол старообрядчества.

Митрополиты

Иларио́н

Имя пишется с одной буквой Л (!).

Первый митрополит Киевский в 1051—1054 (55) гг. из русских (т.е

славянского происхождения, а не вообще 1-й, это важно)

Автор одного из древнейших сохранившихся литературных памятников – «Слова о законе и благодати». Впервые произнесено предположительно в 1049 г. в честь завершения строительства оборонительных сооружений вокруг Киева.

Пётр

Митрополит Киевский в 1308—1326 гг.,

Активно поддерживал московских князей Юрия (1303—1325 гг.) и Ивана (1325—1340 гг.) в их борьбе с Тверью за великое княжение владимирское. Вероятно, первым перенёс свою резиденцию в Москву.

Был инициатором закладки Иваном I Калитой Успенского собора Московского Кремля в 1326 г., в котором в том же году и был похоронен. Канонизирован.

Феогно́ст

Митрополит Киевский в 1328—1353 гг. Окончательно перенёс резиденцию митрополитов в Москву в 1328 г.

В 1329 г. отлучил от церкви Псков, где укрывался бежавший после подавления Тверского восстания 1327 г. князь Александр Михайлович. Для того, чтобы снять отлучение с псковичей, князю пришлось бежать в Литву.

Позже содействовал восстановлению политического равновесия и способствовал возвращению тверского князя на Русь.

Алексей (Бя́конт)

Митрополит Киевский в 1353 (1354)—1389 гг.

С 1359 г. после смерти великого князя Ивана II Красного (1353—1359 гг.) воспитатель осиротевшего московского князя Дмитрия Ивановича (Донского, 1359—1389 гг.).

Способствовал возвращению ранее отнятого суздальско-нижегородским князем Дмитрием Константиновичем ярлыка на великое владимирское княжение в Москву (1362 г.) и династическому браку Дмитрия Ивановича и Евдокии, дочери суздальско-нижегородского князя в 1366 (1367) г.

Иси́дор

Митрополит Киевский и всея Руси ок. 1436—1441 гг.

В 1439 г. на Ферраро-Флорентийском церковном соборе католической церкви подписал унию, признававшую вслед за Константинопольским патриархатом подчинение Русской Православной церкви Папе Римскому.

Ио́на

Митрополит Киевский и всея Руси в 1448—1461 гг.

Рязанский епископ, в 1448 г. на церковном соборе в Москве возведённый в сан митрополита взамен низложенного Исидора. Не признавал Ферраро-Флорентийскую унию с Римом.

Последний митрополит, имевший кафедру в Москве, но носивший титул митрополита Киевского. Канонизирован.

Мака́рий

Митрополит Московский в 1542—1563 гг., венчавший на царство Ивана IV Грозного (1533—1584 гг.) в 1547 г.

Предположительный автор известного литературного произведения XVI в. – «Великих Четьих Миней».

Инициатор проведения церковного собора (Стоглавого) в 1551 г., принявшего «Стоглав» – нормативно-правовой документ, урегулировавший многие актуальные вопросы церковной жизни.

Филипп II (Ко́лычев)

Митрополит Московский в 1566—1568 гг. Осуждал опричные порядки Ивана IV Грозного.

Убит (вероятно, задушен) опричником Малютой Скуратовым в Отроч Успенском монастыре в Твери в 1569 г. Причислен к лику святых.

Место в церковной иерархии

Построение церковной иерархии – процесс исторически очень длительный. Как живой организм, Святая Церковь постоянно развивается. Разумеется, на заре христианства не было никаких званий, потому что верующие ждали Второго Пришествия Христа, поэтому все верующие были равны в этой надежде и ожидании.  Только апостолы, которые были осенены Святым Духом, были не такими, как все, что, конечно же, объяснялось их миссией. Христианство подвергалось жестоким гонениям, и преследователи не делали различий между положением каждого отдельного члена христианской Церкви.

Но вскоре гонения прекратились, христиан становилось все больше, поэтому потребовалось установить определенную структуру в общине, чтобы ученики и носители истинного христианства имели больший вес по сравнению с другими. Кроме этого, отношение к некоторым поступкам верующих людей было не всегда правильным и оценивалось с бытовой, а не духовной позиции. Тогда и стали появляться диаконы, призванные наводить порядок в общине и доводить до людей правила поведения. После этого началась формироваться структура священнослужителей, обладающих теми или иными полномочиями.

На сегодняшний день иерархия в православной Церкви сложилась и выглядит следующим образом:

  1. Глава Русской Православной Церкви – Патриарх;
  2. Митрополиты;
  3. Епископы;
  4. Священники;
  5. Диаконы.

Разумеется, что переход с одной ступени на другую связан с наличием определенных знаний, заслуг, способности нести сложные и тяжелые обязанности.

Кто такой митрополит

В православии этот титул носят священники высшего (епископального) ранга. Клирик с таким титулом считается выше архиепископа и подчиняется патриарху.

Главное отличие этого титула от других более высоких титулов заключается в том, что митрополит возглавляет епархию и подчиняется другим епископам с более низкими титулами, которые возглавляют епархии в пределах его епархии.

Впервые этот титул упоминается в канонах Первого Вселенского Собора 325 года. В то время Римская империя управлялась столицей, которая не была единственной в империи, так как состояла из множества вассальных государств. Его важнейшие города были центрами христианства.

Епископ с таким титулом является как преемником апостолов, поскольку ученики Христа изначально проповедовали в этих местах, так и главой многих епископов одновременно, что является очень большой ответственностью. Митрополии формировались естественным образом, поскольку епархии, которые их составляли, имели общие цели и задачи, встречи и общение.

Рисунок. 1. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий на пасхальном богослужении.

Митрополит — это всегда человек с большим влиянием. Он решает серьезные проблемы:

  • принимает значимые церковные решения;
  • взаимодействует с другими митрополиями;
  • следит за взаимодействием иерархий в своей митрополии;
  • собирает областные Соборы и председательствует на них;
  • руководит церковью на вверенной ему области;
  • без разрешения митрополита епископы, подчиненные ему, не могут решать важные церковные вопросы;
  • начальствует над епископами: назначает их, освобождает от обязанностей, решает юридические, связанные с ними, а также иные административные вопросы;
  • следит, чтобы митрополия была единым целым с церковью.

Помимо административных задач, он также выполняет ряд духовных задач:

  • возводит в сан епископов и другое священство;
  • возглавляет богослужения;
  • проповедует.

Есть также митрополиты, которые не имеют никакой власти; они играют роль агента других митрополитов или патриарха.

Патриарший период № 2 (1917 г. и до настоящего дня)

  1. Патриарх Тихон (Беллавин Василий Иванович). Был назначен предстоятелем в 1917 году. Издал знаменитое «Воззвание». Умер в 1925 году.

  2. Митрополит Петр. (Полянский Петр Федорович). Период предстоятельства: 1925–1936 гг. Почти сразу же был арестован, на допросе сказал, что не одобряет революционный строй. Был расстрелян.

  3. Митрополит Сергий (Страгородский Николай Иванович). Годы правления —1936–1943 гг. я. Благословил всех на борьбу с фашизмом. Писал ходатайство о священнослужителях, которые попали под репрессии.

  4. Патриарх Сергий (Страгородский Иван Николаевич). Автор многих церковных сочинений и духовных стихов. Был предстоятелем с 1943 по 1944 год.

  5. Алексий 1 (Симанский Сергей Владимирович). Годы предстоятельства: 1944–1970. Доктор богословия, кандидат юридических наук. Был предстоятелем самый долгий срок — 25 лет. Совершил первое паломничество по святым местам. В период его правления было совершено много церковных дел, которые имели большое значение для государства.

  6. Митрополит Пимен (Извеков Сергей Михайлович). Был предстоятелем с 1970 по 1990 год. Жестко вел контроль всех дел церкви. При нем сократилось количество храмов в стране. Но за последние два года при Горбачеве все встало на свои места.

  7. Митрополит Филарет (Денисенко Михаил Антонович). Был предстоятелем всего 3 месяца — с мая по июль 1990 г. Был отлучен от церкви и предан анафеме за высокомерное отношение к духовенству, клевету и вымогательство.

  8. Патриарх Алексий 2 (Ридигер Алексей Михайлович). Годы предстоятельства: 1990–2008. Сблизил интересы государства и церкви.

  9. Патриарх Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович). С 2008 по 2009 год – патриарший местоблюститель, а с 1 февраля 2009-го и по настоящее время является патриархом всея Руси. Ведет большую государственную и общественную деятельность. Сплотил государство и церковь.

Здесь перечислены все митрополиты московские и всея Руси. Список этих предстоятелей очень подробный — с годами их правления и основными делами, которые были совершены за время несения службы.

Первый митрополит на Руси

Начиная с X века и вплоть до 1589 года на Руси не было патриарха, а его обязанности выполнял митрополит. Поэтому он, как сейчас патриарх, был тогда только один — Киевский и всея Руси. Первые архиереи с таким титулом на Руси избирались и назначались в Константинополе и, естественно, зависели от Константинопольского Патриарха и императора. В отличие от епископов они обладали некоторой независимостью, т. к. были главой русской церкви. Но всё-таки они больше всего зависели от киевского князя.

Священнослужители с таким титулом помогали наладить дипломатические отношения между княжествами. Также им удалось сдвинуть с мертвой точки дела, связанные со словесностью и просвещением. До XIII века резиденцией их был Киев, потом Владимир, и начиная с XIV века — Москва.

Самым первым русским архипастырем с таким титулом стал Михаил I Сириянин, который крестил князя Владимира. Однако церковь тогда ещё не была разделена на епархии. Поэтому Михаил не обладал властью предстоятеля в полной мере. Разделить церковь на епархии удалось его приемнику Леонтию. Начиная с Иллариона все предстоятели стали выбираться из русских людей.

Рисунок. 2. Святитель Алексий Московский

Митрополиты в Древней Руси

Построение иерархии РПЦ начиналось с того, что изначально звание митрополита носил только Предстоятель. Кто был первым митрополитом Киевской Руси, точно не известно. Но принято считать, что это был уроженец Сирии Михаил I Сироиянин. Он был прислан для крещения князя Владимира. Все киевляне шли креститься именно к митрополиту Михаилу. Он был канонизирован и мощи святого Михаила Сириянина хранятся в Лавре.

Из числа русских митрополитов известен святитель Илларион. Он приступил к исполнению обязанностей в 1051 году. Митрополит Илларион написал книгу «Слово о Законе и Благодати», которая и сегодня служит православной Церкви как источник знания.

Становление митрополитов в России претерпевало немалые сложности. Без разрешения Константинопольского престола Киевская митрополия не могла возвести в сан митрополита своих священников. Из-за этого возникали расколы, патриарх Константинопольский не давал возможности учреждать новые митрополии. Только в конце 16 века в России, кроме Киевской, были созданы 5 митрополий – Московская, Новгородская, Крутицкая и Рязанская. Их возглавляли епископы. До революции только 3 епархии имели епископов в митрополичьем сане – Московская, Киевская и Санкт-Петербургская.

Русская Православная Церковь подарила миру многих митрополитов, которые были прославлены, как святые. Это митрополит Петр, который первым был на постоянном местопребывании в Москве, хотя возглавлял Киевскую митрополию. Митрополит Иларион Русин, чье русское происхождение, впервые, является достоверным.

Имя митрополита патриарха Тихона, которое знает каждый верующий, связано с гонениями на Церковь после 1917 года.

Правила и рекомендации обращения к митрополиту

Чтобы понять, как правильно обращаться к архиерею с таким титулом, важно понимать характер самого обращения. При официальном обращении в православии говорят «Ваше Высокопреосвященство», если же обращение неофициальное, то просто «Владыка»

Например, чтобы взять благословение у него, нужно сказать: «Владыка, благословите».

Рисунок. 3. Прихожане подходят к Владыке под благословение

Обращаясь к священнослужителям, нужно обязательно отдать должное почтение его служению. Обращения могут быть неофициальными и официальными. В первом случае, обращаясь к священнику или диакону, называют «отец и имя», например «отец Александр», или можно просто «батюшка». Во втором случае к диаконам обращаются «Ваше Благоговение», к иереям «Ваше Преподобие», протоиереям «Ваше Высокопреподобие».

При неофициальном обращении к архиереям используют слово «Владыка». Официально епископов называют «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху всегда обращаются «Ваше Святейшество».

Степени санов в православии

Нужно отметить, что в православии существует три вида священнослужения:

  • Диакон – это степень служения самой младшей группы. Они участвуют во всех проведениях литургий, но при этом самостоятельно не совершают никаких Таинств.
  • Священник – это степень служения условно называющая средней группы. Священнослужители данной группы наделены правом совершать шесть из семи Таинств. Исключением является таинство Рукоположения. Кроме того они проводят в храмах все литургии и богослужения. Они полностью являются подвластными Епископам.
  • Епископ – это высший чин данной группы.Он наделен властью управлять приходами области.
  • Митрополит – это самый высший сан служения. У него все те же права власти как и у священника и епископа. Единственным исключением является то, что согласно сану он имеет право управлять не только деревней или городом, но и целой областью.

При этом все духовенство делится на «черное» и «белое». В первую категорию относятся монахи, а во вторую – женатые.

Многих православных верян интересует вопрос кто главнее митрополит или патриарх? Нужно отметить, что оба сана достаточно высоки, но вместе с тем патриарх все  же главнее. Он представляет «начальника» представителем Церкви поместников. Выбирается патриарх и согласовывается только на Соборе. Это самый высокий чин всей церковной иерархии.

Церковная иерархия

Вся Церковная иерархия появилась не сразу. Церковь — это живой организм, и все развивалось по своим законам. В «младенчестве» Церкви не было никаких званий. Это не удивительно. Все ждали скорого Пришествия Христа. О Нем говорили так, словно Он скоро явится снова, и это точно известно.

В те далекие времена в христианской Церкви существовали только миряне и апостолы. Вопрос о Церковной иерархии не стоял остро, потому что христиан преследовали, их было мало, и все они подвергались гонениям. Апостолы были учениками Христа, но апостол — это не епископ и звание апостола не имеет отношения к иерархии в Церкви. Позже появились ученики учеников Христа, и.т.д. Это заняло некоторое время. Назрела необходимость изменений в устройстве Церкви. Число последователей Христа росло и множилось. Церковь тоже менялась.

Книга Деяний говорит о том, что раздав свое имущество (а так делали многие в те времена), несколько вдовиц стали презираемы. Так впервые внутри Церкви, а не от внешних гонителей, возник беспорядок. Именно тогда Церкви понадобились диаконы — посвященные богобоязненные люди, которые должны были навести порядок, объяснить пастве, как должна сосуществовать община. Именно так зародилась Церковная иерархия. В дальнейшем она претерпевала многие изменения и в современном мире кажется очень сложной.

Иерархия в Церкви сейчас выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Сразу стать митрополитом или епископом нельзя. Необходимо пройти весь путь, начиная с диакона. Звание митрополита получают за особые заслуги. Это — не только большая честь, но и серьезные обязательства.

Роль и функции

Духовный сан митрополита относится к высшему рангу духовенства. Впервые он упоминается в документах 1-го Вселенского Собора 325 года. Уже тогда определенные правила требовались именно митрополиту.

Имея это звание, глава региональной церкви имел довольно широкие полномочия:

  • Созывать поместные Соборы;
  • Осуществлять надзор за церковными делами своей провинции и контролировать все решения, принимаемые епископами;
  • Принимать апелляции, которые подавали на епископов пресвитеры и клирики;
  • Давать разрешение и грамоту на выезд епископа за пределы митрополии;
  • И самое главное – посвящать совместно с двумя другими главами местных церквей вновь избранных епископов.

Митрополит возглавлял не только городскую общину, но и область. Он председательствовал на местных Соборах, утверждал их решение, а при возникновении тех или иных разногласий брал на себя ответственность в принятии решения.

Почетное звание митрополита в Русской Православной Церкви утверждает только Патриарх, который и руководит митрополитами.

Епископы были обязаны во время богослужений вспоминать имя своего митрополита, что и сегодня происходит в каждом храме. Это символизирует общение паствы с руководителем общины, который может находиться в это время очень далеко, но несет частицы Божьей Благодати всем верующим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: