Архитекторы древнего рима и особенности сооружений прошлой эпохи

Примечания

«ΛακουσΚούρτιος • ροκόπιου Καισαρέως Περὶ Κτισμάτων» . penelope.uchicago.edu .

Джордж Сартон (1936), «Единство и разнообразие средиземноморского мира», Осирис . 2 : 406-463

Джулиана Calcani, Maamoun Абдулкарим (2003), Аполлодор из Дамаска и Траяна Колонка: От традиции к проекту , L’Эрма ди Бретшнейдер, с. 11, ISBN 88-8265-233-5, ..

сосредоточив внимание на гениальном архитекторе Аполлодоре Дамаскинском. Этот известный сирийский персонаж представляет …

Хонг-Сен Ян, Марко Чеккарелли (2009), Международный симпозиум по истории машин и механизмов: Труды HMM 2008 , Springer , стр

86, ISBN 978-1-4020-9484-2, Он имел сирийское происхождение из Дамаска.

«Аполлодор Дамаскин» . Оксфордский справочник .

^ , стр. 35.

Ландарт, Паула (2015-01-22). В поисках Древнего Рима: прогулки по городу . Пола Ландарт.

Греческие и римские военные писатели, Routledge, 2004

Инженеры: от великих пирамид до космических кораблей, Дорлинг Киндерсли Limited, 2017

^ .

Джулиана Calcani, Maamoun Абдулкарим (2003), Аполлодор из Дамаска и Траяна Колонка: От традиции к проекту , L’Эрма ди Бретшнейдер, с. 55, ISBN 88-8265-233-5

Аполлодор из Дамаска и Колонна Траяна, Maamoun Абдулкарим, L’Эрма ди Bretschneider, 2003, стр. 9

Адам, Жан-Пьер (1994). Римское строительство: материалы и методы . Рутледж. п. 189.

RT Ридли (1989), «Судьба архитектора, Аполлодор Дамаскин», Атенеум . 67 : 551-65.

Астрономическое предназначение Пантеона

Профессор Эудженио Ла Рокка считает, что все значимые сооружения Рима строились с определенным расчетом. Он провел исследования купола Пантеона, основываясь на последних археологических открытиях.

Исследователь уверен в том, что окулус, обладающий круглой формой и 9-метровым диаметром, имеет явное астрономическое назначение. Солнечные лучи, проходя через это окно, освещали в разное время разные ниши, располагающиеся в Пантеоне.

Каждый из подсвечиваемых объектов играл свою символическую роль в истории Древнего Рима. Главное событие происходило 21 апреля — в дату основания города: именно в этот день столб света освещал вход в Пантеон.

Согласно легенде, Рим был основан 21 апреля 753 года до нашей эры Ромулом — одним из царственных близнецов, вскормленных волчицей, а назван в честь другого близнеца, Рема.

Благодаря археологической находке удалось установить, что «солнечный эффект» существовал в еще более отдаленные времена. Так, во время раскопок была обнаружена древняя лестница, оставшаяся от ранней постройки. Стало понятно, что, будучи перестроенным при императоре Адриане, Пантеон сохранил свою первоначальную ориентацию на север.

От строения, воздвигнутого в эпоху императора Августа, сохранилась и входная бронзовая дверь — как раз на месте нынешнего входа в Пантеон. Соответственно, можно сделать вывод, что эффект освещения входа в храм солнечным лучом существовал еще в те времена. Вероятно, столб света освещал входящего в храм правителя, представляя его перед гражданами как «наместника» легендарного Ромула…

В общем, получается не только культ богов, но и своего рода культ личности. Впрочем, это характерно для всех эпох…

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Колизей в Риме: арена смерти возрождается

Что посмотреть?

Перед входом в Пантеон:

Обелиск и фонтан — обелиск самый настоящий египетский и древний. Долгое время просто валялся в кустах, поваленный варварами. Установлен во время Возрождения, а фонтаном украшен в XVI веке.

  • Колоннада и фронтон над входом — колонны сохранились античные, а на фронтоне (треугольник под крышей) можно увидеть отверстия, в которые были вставлены крепления для скульптурной группы «Битва Титанов» (уничтожено как языческое украшение). Надпись гласит, что «это построил Агриппа». Обычное дело для храмов. Император Адриан себя не указал, считая главным в Пантеоне идею Агриппы.
  • Входные двери — тяжелые, толстые. Были установлены в тот период, когда храм играл роль укрепления.

Скульптуры у входа — Агриппа и Адриан — отцы-основатели;

Внутри Пантеона:

  • Купол — разглядывать можно бесконечно. В храме всех богов нет окон, свет попадает через отверстие на макушке. Есть несколько легенд, связанных с этим «глазом»: христианская — когда в Пантеоне была проведена первая месса, языческие духи или демоны вырвались отсюда через вершину храма (не очень-то верится, но впечатляет многих); народная — Коперник окончательно склонился к мысли, что Земля вращается вокруг Солнца, разглядывая купол Пантеона.
  • Захоронения — здесь можно найти место упокоения Рафаэля (самое популярное место), а также могилы первых королей единой Италии.
  • Скульптуры в нишах — некоторые сохранились с древних времен и были «приспособлены» для нужд христиан.
  • Икона главного алтаря — список с главной чудотворной иконы Польши (Честноховская Божья Матерь). Утверждают, что чудесные исцеления и исполнение желаний здесь не редкость.

При входе в храм можно взять аудиогид на русском языке, заполнив форму заявки и оставив документ в залог (паспорт, кредитку и т.д.). Сама услуга стоит 5 евро. Вход и фото — бесплатно.

Время работы: с 9 утра до 19:30. В воскресенье — до 6 часов вечера. В праздники — только до часу дня.

Купол Пантеона и Окулус

Главная привлекательность Пантеона в Риме заключена в его куполе и в его окулюсе. Окулюс (l’Oculus) или око Пантеона — огромное отверстие в куполе размером 9 метров в диаметре. Гениальная идея для Пантеона, в котором совершенно нет окон. Свет проникает исключительно сверху, освещая все внутри, а к полудню от более прямых лучей солнца из окулюса освещение становятся особенно интенсивными.

Согласно легенде, окулюс не пропускает дождь благодаря особым течениям, которые смещают воду от входа в отверстие. Но на самом деле можно заметить во время дождя как капли падают на специально выпуклый по бокам  и вогнутый в середине пол, чтобы вода стекала в двадцать два дренажных отверстия.

Еще одна легенда гласит, что благодаря эффекту дымохода, создаваемому сотнями зажженных внутри свечей, тепло пламени, встречаясь с дождем, превращает его в пар, что перебивает ощущение падающей воды.

Очаровательная метафора встречи высокого и низкого, неба и земли, божественного и земного, лежавшая в основе смысла создания этого ока в Пантеоне, по мнению некоторых ученых, имела намного более театральный характер, чем считалось. Впервые воспользовался им Август, преступая порог ротонды, освещенной, как бычьим глазом, натуральным светом. Тогда, как и сейчас, 21 апреля в 12.00 солнце проступает через окулюс, освещая мощным светом входную дверь в храм. И опять же, каждый год в день святой Пятидесятницы тысячи лепестков роз сыплются из магического ока Пантеона, символизируя сходящий с небес на верующих Святой Дух.

Пантеон внутри

Купол Пантеона в Риме — главная загадка античного храма. До сих пор многие не понимают, как может почти две тысячи лет стоять здание, построенное из бетона. Ведь срок службы бетонных конструкций составляет максимум 600 лет. А наличие увесистого бетонного купола — самого крупного неармированного купола на планете — без каких либо подпор, кроме стен, и вовсе путает карты.

Почему не падает и как сохранился купол Пантеона в Риме?

Дело в том, что разные ярусы купола сделаны из разных видов бетона. Нижние из более твердого. В бетон верхних ярусов подмешивали пемзу для облегчения конструкции.

В один ярус бетона подмешивали горные породы травертин и туф, во второй — туф и кирпич, в третий — только кирпичную крошку.

Купол Пантеона внутри (окулюс)

По центру купола отверстие — окулюс. На латыни oculus означает «глаз». Толщина кладки купола Пантеона сужается кверху. Так, вокруг окулюса она 1,5 метра, а в нижней части — 5,90 м. Диаметр купола 43,44 метра, диаметр отверстия 9 метров. Когда идет дождь, через окулюс вода попадает внутрь, но благодаря стокам в полу не затапливает храм.

Круглое отверстие в центре крыши — эффективный инженерный прием. В ясную погоду лучи солнца через окулюс образуют столб света внутри Пантеона. По мере движения солнца изменяется и освещение внутри.

Купол Пантеона снаружи

Ежегодно 21 апреля, в день основания Рима, луч солнца бьет во входную дверь Пантеона. Когда римские императоры входили в храм в день рождения города, они купались в солнечном свете, что придавало цезарям божественность.

Как и в любой католической церкви, внутри Пантеона сегодня есть алтарь, кресты, иконы. А на месте статуй семи богов сегодня стоят фигуры святых и ангелов.

Над гробницей Рафаэля стоит статуя Мадонна на скале (Madonna del Sasso). Одной ногой Богоматерь опирается на камень. Интересно, что статую при жизни заказал сам Рафаэль. А выполнил скульптор Лоренцо Лотти в 1524, спустя четыре года после смерти знаменитого живописца:

Фигуры святых в Пантеоне: Мадонна на скале

Пантеон внутри отделан мрамором, причем отделка сохранилась удивительно хорошо. Это объясняют тем, что здание непрерывно проветривалось благодаря окулюсу. Хотя многие скептики не верят, что за многие века миллионы ног не протоптали мраморный пол хотя бы в поношенное состояние.

Вход в здание венчают 16 монолитных гранитных  колонн, они поддерживают портик с треугольным фронтоном. Высота колонн 11,9 м, диаметр 1,5 метра. Колонны сделаны из цельного красного и серого гранита из Египта.

История

Пантеон богов во времена Античности

Согласно легенде, начало строительство храма относится к периоду правления императора Октавиана Августа – 27 год до н.э.

Сооружение возводилось под руководством зятя императора, знаменитого полководца и римского политического деятеля Марка Агриппы (Marcus Agrippa).

Прямоугольное величественное здание служило языческим храмом для поклонения древнеримским божествам. Внутри Пантеона в нишах располагались статуи семи главных богов: Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса.

Для задабривания богов устраивались ритуалы и обряды, одни из которых были жертвоприношения животных, которые скидывались с отверстия в куполе с названием «окулус» (oculus).  

В результате сильных пожаров 80 и 110 годов н.э. культовый центр был разрушен, сохранились лишь детали стен.

В 114 году воздвижение нового здания возглавил император Траян.

Завершил построение император Адриан в 126 году н.э., он использовал оригинальную сохранившуюся надпись на главном фасаде, которая гласит:

Адриан воплотил в реальность замысел купольного покрытия ротонды с большим отверстием для освещения:

«Моё намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетарных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под окулусом, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займём место богов».

Создатель проекта эффектного сферического здания – инженер и архитектор Аполлодор Дамасский.

Строительство велось на протяжении всей жизни Адриана, последующие работы над храмом проводил его преемник – император Антонин Пий.

До провозглашения христианства главенствующей религией Пантеон богов древнего Рима не претерпел значительных изменений.

В начале IV века после подписания императорами эдикта о свободе христианского вероисповедания, языческий храм был закрыт.

Согласно предположениям, в эти временные периоды сооружение хорошо сохранялось в силу веры людей о пребывании нечистой силы внутри.

Пантеон во времена Античности.

Храм в период Средневековья

Византийский император Фокас в 609 году передал владение храмом папе Бонифацию IV, который перевёз сюда останки многих христианских мучеников из римских катакомб на 28 телегах и освятил место.

13 мая того же года римский Пантеон приобрел статус христианской церкви, посвященной Святой Деве Марии и мученикам (Santa Maria ad Martyres).

В период Средних веков большинство сооружений подвергались разграблению и разрушению, Пантеон не стала исключением.

Священный центр города с мощными стенами служил оборонительной крепостью в XIV-XVI века.

Изменения, произошедшие в древнем памятнике в эпоху Возрождения:

  1. Отделочный мрамор здания был частично снят, некоторые из элементов пилястр хранятся сегодня в Британском музее в Лондоне.
  2. Изначально купол покрывали тонкие пластины из золота, которые были украдены и вывезены. В VIII веке папа Григорий III установил свинцовое купольное покрытие.
  3. В начале XVII века по заказу папы Урбана VIII Барберини были сняты бронзовые статуи с фронтона здания и переплавлены для создания декоративных элементов в Соборе Святого Петра. Джованни Лоренцо Бернини под руководством понтифика установил башни-близнецы с колокольнями (получившие название «Ослиные уши Бернини»). Колокольни были разрушены в 1883 году.
  4. Статуи, некогда украшающие фронтон над надписью Агриппы, были украдены и утеряны.
  5. В XV веке интерьер храма украсили картины выдающихся мастеров, одна из известных работ – «Благовещение » Мелоццо да Форли. 

Многие деятели искусства периода Возрождения использовали красоту Пантеона как источник вдохновения для своих работ.

Храм всех Богов в период Средневековья.

Настоящее время

Сегодня Пантеон – действующая католическая церковь, принимающая верующих со всего мира. Здесь проходят богослужения, требующие тишины от посетителей.

Внутри церкви расположен алтарь, кресты, статуи святых и ангелов. На стенах находятся фрески и иконы.

В священном месте проводятся таинственные обряды бракосочетания молодых.

Церковь в настоящее время.

Происхождение названия «Пантеон»

Название происходит от древнегреческого слова «Πάνθειον», что дословно означает «относящегося ко всем богам или связанного с ним».

Утверждения других учёных и историков опираются на мнение, что слово «Пантеон» не относится к группе богов, а применимо к отдельным божествам. Они переводят часть «θεῖος» (theios) как нечто «сверхъестественное» и «прекрасное».

Пантеон — архитектурное чудо света.

Архитектура Пантеона

План римского Пантеона

Портик

Начнём с портика!

На архитраве (балке, лежащей поперёк колонн) содержится латинская надпись, привлекающая к себе внимание. Вот она: «M. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT»

Надпись переводится следующим образом – Марк Агриппа, сын Луция (L F), избранный консулом трижды, воздвиг это

AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT». Надпись переводится следующим образом – Марк Агриппа, сын Луция (L F), избранный консулом трижды, воздвиг это.

На архитраве покоится треугольный фронтон, ныне пустой, но некогда его украшал барельеф, к сожалению, утерянный. Конёк венчался квадригой.

Весь антаблемент поддерживается шестнадцатью колоннами с коринфскими, самыми нарядными, орденами. Хотя я вполне себе представляю этот портик с мужским, скупым дорическим орденом, но он здесь не проходит из-за высоты колонн. Коринфские капители вытесаны из мрамора, а сами колонны – из серого и красного гранита, доставленного в Рим из Египта. Вес каждой из колонн – 60 тонн, высота – 11,9 метров, диаметр – 1,5 метра. Каторжный труд доставить их из нильских каменоломен в западные предгорья Апеннин!

Купол Пантеона

Разрез римского Пантеона

Главной архитектурной ценностью Пантеона является его 44-метровый купол. До него не умели строить купола даже и меньших размеров. Впечатляет и то, что он уже пережил две тысячи лет и не обрушился!

Строительство купола было настоящим прорывом! Во-первых, вместо камней использовали более лёгкие материалы – кирпич, пемзу – которые заливали бетоном. И всё равно, не смотря на «облегчение» купол весит пять тысяч тонн. Чтобы выдержать такую нагрузку Аполлодору Дамасскому пришлось увеличить толщину стен до шести метров. Вес купола не позволил и прорубать окна в стенах. До этого дойдёт только готика, а Пантеон лишь делал возможным путь в равеннскую романику.

Однако не смотря на всё восхищение пантеоновским куполом остаётся открытым вопрос о том, как его изготавливали.

И тут снова вступает в права народная легенда. Якобы при строительстве Пантеон засыпали землёй, что позволило отлить купол на верхушке земляной насыпи. Однако с самого начала Агриппа пошёл на хитрость. Он приказал строителям перемешивать землю с золотыми монетами. Когда Пантеон был закончен, Агриппа сказал, что каждый нашедший монету мог забрать её себе. Через час Пантеон был освобождён от земли.

Окулус

Окулус в куполе Пантеона, Рим

Говорят, что купол стал таким твёрдым, потому что его не стали венчать замком, а оставили 9-метровое отверстие. Оно называется oculus, то есть глаз. Оно интерпретируется как всевидящее око богов/Бога (в зависимости от религии).

Самое лучшее время, когда стоит посетить Пантеон – это полдень солнечного дня. Тогда можно увидеть столп солнечного света, проходящего через отверстие в куполе. И тогда можно увидеть, насколько хорошо освещается храм всего одним-единственным окном в потолке!

Сейчас окулус затянут чем-то вроде полиэтиленовой плёнки, чтобы дождь не попадал внутрь. Но на самом деле, он итак не попадал внутрь. Дело в том, что внутри Пантеона давление всегда больше, чем снаружи, и капли просто «выталкиваются» туда, где более низкое давление, то есть на крышу купола.

Добавлю, что статуи богов стояли в нишах по кругу, а солнечный свет падал на определённую статую в зависимости от времени года. Таким образом всем богам оказывалось равное количество внимания за год.

Ещё интересно прийти в Пантеон во время дождя или даже снега!

Раньше строго под отверстием-оком располагался алтарь, но в христианские времена его передвинули в восточную часть храма.

Существует народная легенда, как появился окулус. Считается, что его прорубили злые духи, когда в храме стали отправлять первую мессу.

Пантеон и поныне официально является католическим храмом, а окулус даже используется для отправления одной из служб. На Пятидесятницу через это отверстие всех присутствующих осыпают лепестками красных роз. Как бы символизируя сошествие Святого Духа на них.

Интерьер Пантеона

Начиная с эпохи Ренессанса в Пантеоне стали делать захоронения знаменитых людей. Так например, здесь лежат останки Рафаэля Санти и король Виктор Эммануил II и его сын Умберто I.

Могила Виктора Эммануила II в Пантеоне, Рим

Могила Умберто I в Пантеоне, Рим

Отсюда и пошла традиция хранить в пантеонах знаменитых людей.

Загадка пола в римском Пантеоне

Ответ — нет! В дождливые дни внутрь попадает много воды, но лужи не образуются. Как же так? Дело в том, что пол ротонды устроен особым образом: по краям он немного — примерно на 30 см – приподнят, а центре слегка вогнут, так что вода стекает в своеобразную чашу и через сливные отверстия в мраморных плитках уходит в подземную дренажную систему.

Кстати, пол Пантеона заслуживает особого внимания. Его цветные квадраты и круги сделаны из разных материалов: гранита, египетского красного порфира, белого с фиолетовыми прожилками павонаццетто и весьма ценившегося в античном Риме желтого джалло антико. Это все те же великолепные материалы, что использовались в отделке стен ротонды.

Пол перенес реставрационное вмешательство в 1873 году, но оригинальный дизайн был сохранен.

А так выглядит пол, если смотреть на него из окулуса. Черные точки внизу — это люди.

Памятники Вечного города

В Риме большое количество памятников. Многие их них являются шедеврами и представляют инженерные достижения римских архитекторов. Например:

  1. Колизей (75−80 гг. до н. э.) — римский амфитеатр, место проведения гладиаторских боев и спортивных состязаний. Сделан в форме эллипса (диаметр в главных осях 156 на 188 м., высота 48,5 м.), вместительность — 50 тыс. чел. Построен по инициативе императора Веспасиана как подарок Риму. Последние игры состоялись здесь в 6 веке, в 9-м землетрясение разрушило значительную часть здания.
  2. Пантеон (храм всех богов). Величественное здание с огромным куполом было построено в 126 году на месте сгоревшего храма времен известного римского полководца, консула Агриппы, пожертвовавшего значительную часть своего состояния на его создание. Дошел почти без изменений.
  3. Триумфальная арка Тита (81 г.) — постройка в честь завоевания Иерусалима. Арку украшают барельефы Тита на квадриге (колеснице), коринфские полуколонны, 4 фигуры богини победы, изображение торжественного шествия с захваченной добычей и главной иудейской святыней — менорой.
  4. Термы Каракаллы (216 г.) — крупнейшие богато декорированные бани, построенные императором Каракаллой для общественных нужд. Прообраз современных спа. Занимали огромную территорию. Помимо бань и бассейнов, здесь были библиотеки, художественные галереи, лавки по продаже товаров, стадион и гимнастический зал. Термы служили любимым местом досуга древних римлян. Использовались до 535 года, прекратив свое существование после того, как готы повредили местный акведук. Сейчас находятся в полуразрушенном состоянии, служит местом оперных выступлений.
  5. Колонна Траяна — мраморный монумент высотой 38 м, богато декорированный резьбой с изображением военных сцен. Колонна посвящена победам императора Траяна в войне с даками (племенами, населявшими современную Румынию). Один из основных памятников, переживших нашествие вандалов и падение Римской империи.

Рим — это великий город. В нем находится столько архитектурных достопримечательностей, что просмотреть все не получится ни у одного туриста. Именно красота Вечного города и становится причиной, по которой многие возвращаются сюда снова и снова.

На крылечке твоем

Огромный колонный фасад почти полностью скрывает остальную часть здания Пантеона и обращает все внимание на себя. И тогда становится заметно, что травертиновые плиты в пустом треугольном пространстве тимпана сохранили следы креплений к каменной кладке

Специалисты, изучив отверстия, пришли к выводу, что там, на металлических захватах и штифтах, ранее крепилось бронзовое изображение орла в дубовой короне — украшение храма и символ славы имперского Рима.

Вообще говоря, портик в архитектуре был придуман древними греками. Подобный элемент в эллинских культовых зданиях — своего рода вход с колоннами — назывался пронаос. Это слово можно перевести как преддверие наоса — святилища храма, его главного помещения.

Пронаос Пантеона весьма внушителен, размеры его 34 на 16 метров. Коринфские колонны разделяют его пространство на три прохода. Центральный, наиболее широкий из них, ведет к массивной бронзовой двери. Это вход в основную часть храма — ротонду, а оба крайних прохода заканчиваются полукруглыми нишами.

Сейчас углубления в стене храмовой пристройки пустуют, но когда-то в каждой из ниш размещалось скульптурное изображение. Весьма вероятно, что там стояли статуи первого человека в государстве — императора Октавиана Августа и его преданного друга и сподвижника Марка Агриппы.

Сколько туристов даже в дождливый день! Откуда они? Я пытаюсь их сосчитать, но каждый раз сбиваюсь со счета. Говорят, каждый год Пантеон посещают 7 миллионов человек — гостей со всего мира и итальянских соотечественников, приезжающих со всех регионов республики.

Люди двигаются во всех направлениях между гигантскими колоннами пронаоса, некоторые внимательно рассматривают 60-тонные монолитные розовые и серые столбы охватом полтора метра. Как-то так получилось, что из шестнадцати гранитных столпов, вывезенных в незапамятные времена из каменных карьеров Египта, три были утрачены.

Пришел XVII век, и тогда новые колонны заняли пустующие места. Заказы поступили от папы Александра VII и Урбана VIII, последний в миру звался Маффео Барберини. Дубликаты несли на своих мраморных капителях геральдические символы семейств благотворителей. Так, например, выглядел герб рода Барберини.

Верхние части колонн украсили маленькие пчелы, обозначавшие принадлежность к фамилии одного верховного понтифика, а звездочки указывали на семью другого. Наши взоры обращены наверх — попробуем найти эти детали. Пчелки, где вы? Между прочим, их не так-то легко обнаружить! Вздыхаем: вот бы где пригодился наш мощный бинокль, который мы не выпускали из рук все путешествия по Африке…

Разочарованные, разглядываем фермы из кедрового дерева, что поддерживают двускатную крышу, а на память приходит еще одна история, связанная все с тем же папой Урбаном VIII. Кровля пронаоса Пантеона изначально имела бронзовое покрытие, а в 1625 году по приказу этого понтифика, слывшего покровителем искусств, бронзу сняли. А металла было – на минуточку! – 450 тысяч фунтов!

Ценный сплав папа отправил на изготовление балдахина и витых колонн для собора Святого Петра (высота навеса у гениального Джана Лоренцо Бернини получилась тридцать метров, а это, примерно, как здание в десять этажей!), а также на производство 80 пушек для замка Святого Ангела. Горожане тут же язвительно прокомментировали: «Чего не сделали варвары, сделал Барберини».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: