Скульптура древней греции: от дорифора до лаокоона

Введение.

Вспоминая красоту по Хогарту, укажем на три компоненты, которые он выделял в своем «Анализе красоты»: S-образная линия, многообразие, простота.  Все они имеют прямое отношение к данной заметке.

В Википедии слову «контрапост» посвящена в целом неплохая статья. В качестве иллюстрации выбран без указания на название статуи «Апоксиомен» Лисиппа, хотя в статье упоминается Поликлет. Фигурируют также слова «хиазм» и «пондерация», однако в статье без объяснения употребляются такие выражения как «контрастность противопоставленных частей тела», «пластическое движение фигуры» и т.п., которые звучат столь глубокомысленно и неконкретно, что отдают бессмысленностью.

Лисипп. Апоксиомен (атлет, чистящий себя скребком). Фото из Википедии

Иногда термин «хиастическое движение» употребляется в весьма далеком смысле от его классического употребления. Так, в группе Кановы «Дедал и Икар» некоторые исследователи находили «сложное перекрестное хиастическое движение, направленное по двум диагоналям от бюстов фигур к их ступням и находящееся в развитии» (не стоит пытаться это понять):

Антонио Канова. Дедал и Икар. 1778-1779

Если этой картинкой и позой, где только Икар стоит в контрапосте, проиллюстрировали бы статью о контрапосте и хиазме, то ни Лисипп, ни Поликлет, ни составители пособий по анатомии для художников не оценили бы такой изыск.

С другой стороны, в немецкой Анатомии для художников в объяснении классического контрапоста досконально исследуются части тела и их функционал в мельчайших деталях, что также для зрителя должно заменяться простым лицезрением статуи.

Таким образом, в данной заметке указанные слова употребляются в классическом, ясном (то есть иллюстрированном) и не перегруженном излишне смысле. Основная мысль: контрапост – самая красивая поза человеческого тела, оптимальная для зрительного восприятия. Поэтому, с одной стороны, такая поза может считаться этюдом, носящим порой учебный характер, с другой стороны, многие художники как бы «тестируют» себя на понимание красоты человеческого тела, когда выбирают контрапост. Персонажи могут быть кем-угодно: «Девушкой с веслом» Шадра, «Копьеносцем» Поликлета, «Давидом» Микекланджело – вариантов не счесть.

Мужское тело в Средневековье

Пришедшее на смену язычеству христианство в корне изменило отношение к телесному. Средневековые художники лишают мужское тело какой-либо соблазнительности, привлекательности или даже весомости: это либо плоский, бесплотный лик святого, закутанный в максимальное количество драпировок, либо анемичный, истерзанный образ Спасителя, гибнущего на кресте за грехи человечества. Христианское искусство призывало в первую очередь к умерщвлению плоти, целомудрию и аскезе. Нагота считалась греховной.

Мастер синих распятий. Двустороннее распятие. Около 1250 года. Церковь Сан-Франческо в Ассизи

На картине Джованни ди Паоло образ обнаженного Адама, изгнанного из райского сада, олицетворяет слабость и беззащитность перед лицом божественного гнева. Тело Адама диспропорционально, невесомо и предусмотрительно прикрыто в области гениталий, дабы не смущать глаз верующих. От античного любования человеческим совершенством не осталось и следа.

Джованни ди Паоло. «Сотворение мира и изгнание из рая». 1445 год. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Стиль

Аполлон «мантуанского типа», мраморная римская копия с греческого оригинала V века до н.э., приписываемого Поликлиту, Лувр.

Поликлет вместе с Фидием создал классический греческий стиль. Хотя ни одна из его оригинальных работ не сохранилась, литературные источники, идентифицирующие римские мраморные копии его работ, позволяют сделать реконструкцию. Contrapposto , поза, визуализирующая изменение баланса тела при переносе веса на одну ногу, была источником его славы.

Изысканные детали моделей Поликлета для отливки, выполненных из глины, раскрываются в знаменитом замечании, повторенном в «Моралии» Плутарха , что «работа труднее всего, когда глина находится под ногтем».

Дошедшие статуи

Тем не менее, лишь идентификация типа Маттеи — как копии работы Фидия считается бесспорной. Определить, относится ли тип Скьярра к Поликлету, а тип Сосикла к Кресилаю, или наоборот, нельзя, и этот вопрос продолжает быть темой для исследований.

Все три дошедшие скульптуры являются изображением женщины одного типа лица, одетой в пеплос, который падает с одного (или обоих) плеч, оставляя открытой грудь. Предположительно, они ранены копьем, которое вошло в шею или в бок с правой стороны, и от этого приподнимают руку.

(Правая рука перед лицом, колчан)

(Правая рука над затылком)

(Левая рука перед животом)

Также существуют относящиеся к этому типу и более ранние, чем работа Сосикла бюст (герма) и бронзовые статуэтки. Копия статуи, изображающая амазонку в длинных одеяниях, находится в Лувре

растение

Amazone type Sciarra, Берлин, антикварная коллекция

Творчество Поликлета изначально весьма впечатляюще исследовано в древней письменной традиции. Обязательно со скульптором V века до нашей эры. В соответствии с этим изображение пуха в Гераоне Аргоса, Дорифора, Диадумена, Апоксиомена, обнаженного человека, шагающего целыми подошвами, двух мальчиков, играющих в кости, называемых астрагализонтами, может быть связано с Гермесом, «бывшим в Лисимахии» Геракла, генерал, который берет в руки оружие, и статуя Артемон Periphoretes. Он также создал Amazon для Эфеса в рамках конкурса известных художников .

Кроме того, Павсаний упоминает целую серию статуй олимпийских победителей, которые он называет произведениями Поликлета, не будучи уверенным, какие из них на самом деле принадлежат руке великого Поликлета, а какие — его потомкам. Беззнаковая статуя баз Kyniskos из Мантинеи в Олимпии, которые Павсания определяют как работа Polyklet и чье письма формы датируется примерно 460 г. до н.э., может быть безопасно подключена к Polyklet . Можно закрыть. Статуя была сделана из бронзы и, судя по следам ее входа, уже показывала раздельное положение стоя и свободной ноги, характерное для работ Поликлета. Основание статуи — единственное оригинальное свидетельство поликлетического искусства. Изображения Геры фон Аргос на монетах, на некоторых из которых изображена только голова, а на некоторых все сиденье, не позволяют сделать какие-либо дальнейшие выводы о его работе.

Поликлет был заклинателем руды и в основном создавал бронзовые статуи, все из которых были потеряны. Однако в обширном инвентаре римских мраморных копий, основанных на греческих моделях, можно более или менее надежно идентифицировать шесть типов статуй, связанных с творчеством Поликлета: Дорифор, Диадуменос, Дискофор, Гермес, Геракл и Амазонка. Всего шесть работ, но с учетом того, что изготовление одной бронзы в натуральную величину происходило в 5 веке до нашей эры. Chr. На завершение потребовалось добрых два года, и имеются свидетельства немалой части поликлетического искусства. Преобладают мужские фигуры, что соответствует письменной традиции. И кроме Геры, Гермеса и Геракла, его подданным был человек, поэтому он уже был ἀνδριαντοποιός, строителем человека, в то время как Фидий, Пракситель и Скопас считались ἀγαλματοποι, строителями богов.

Типы статуй Поликлета изображают человеческую фигуру в классическом контрапосте, идущем или стоящим. Хорошо известными статуями Поликлета, основанными на конструктивном принципе контрапоста, являются, например, Диадуменос и Геракл, вероятно, также Гермес, в то время как Дискофор Поликлета представляет собой тщательно продуманный мотив классического контрапоста, различие между стоянием и стоянием в размышлении о структуре тела. и свободная нога, мисс.

Мотив не только изображает мужские фигуры, но и явно выражен в древних амазонках. Плиний сообщает о конкурсе между известнейшими скульпторами античного периода, в котором помимо Поликлета принимали участие Фидий, Кресилас и Фрадмон . Говорят, что Поликлет стал победителем этого конкурса со своей статуей амазонки. Среди уцелевших видов раненых Амазонки, восходящих к конкуренции, амазонки на Sosikles, Маттеи и Sciarra типов, Амазонка типа Sciarra, вероятно, могут быть отнесена к Polyklet.

Поликлет написал теоретическую книгу под названием канон, в которой он описал идеальные пропорции человеческого тела, а также практические вещи из ремесленного дела. Таким образом, он является старейшим известным теоретиком искусства. Письмо известно только из упоминаний и нескольких коротких цитат авторов, особенно римского периода.

Помимо многочисленных копий и реплик его работ в оригинальном размере или в виде статуэток, в древности были также эклектические преобразования, в основном в случае небольших бронзовых изделий, которые привели к изменению значения фигур путем добавления или удаления определенных элементов.

Комментарии

Микеланджело Буонарроти

великий мастер эпохи Ренессанса, скульптор, живописец, архитектор

Николай Васильевич Ясиненко

народный художник Украины, донецкий художник и скульптор

Тео Янсен

нидерландский художник и кинетический скульптор

Идл

бельгийский и французский скульптор и график

Христо Явашев

американский скульптор и художник болгарского происхождения, прославившийся вместе со своей женой Жанной-Клод де Жийебон своими работами, в которых «упаковывал» различные объекты — от пишущей машинки и автомобиля до здания Рейхстага и целого морского побережья

Валерий Юрлов

российский художник, живописец, график, художник книги, скульптор, автор коллажей и объектов

Марисоль Эскобар

американский и венесуэльский скульптор

Ганс Эрни

швейцарский художник и скульптор

Замечания

  1. Платон, Протагор 311 c.
  2. ^ Плиний, Naturalis history 34, 55.
  3. Платон, Протагор 328.
  4. Плиний, Naturalis history 34, 49.
  5. ↑ См., Например, Павсаний 2:17, 3–5; Страбон 8, 6, 10; Martial 10:89; Максимус Тирский . Диссертации 14, 6; Тертуллиан, de corona militis 7, 4.
  6. Плиний, Naturalis history 34, 50.
  7. Плиний, Naturalis history 34, 76.
  8. Плиний, Naturalis history 34, 80.
  9. Плиний, Naturalis history 34, 87.
  10. Плиний, Naturalis history 34, 91.
  11. Платон, Протагор 328.
  12. Платон, Протагор 311.
  13. Ксенофонт, памятные вещи 1, 4, 2.
  14. Аристотель, Метафизика 1013b.
  15. Сенека, ad Lucilium 65, 15.
  16. Аристотель, Никомахова этика 6, 1141 a.
  17. Auctor объявление Herennium 4, 9.
  18. Цицерон, в Верреме 4, 3, 5; de oratore 3, 26; ad Brutum 70; Оратор 5; Academica posteriora 146; Tusculanae disputationes 1, 4.
  19. Колумелла, De Re Rustica 1, praefatio 31.
  20. Например, у Дионисия Галикарнасского, Дейнарх 7 и позже у Диона Хризостома, Олимпикос 82.
  21. Например, у Плиния, Naturalis history 34, 50 и 34, 55.
  22. Например, у Страбона 8, 6, 10.
  23. О Павсании 2: , 3–5; 3, 18, 7-8; 6, 2, 6–7 и чаще в Книге 6.
  24. Martial 8, 50 и 9, 59.
  25. Ювенал, Сатирен 3, 215-220 и 8, 98-104.
  26. Лукиан, Перегринос 9.
  27. Лукиан, Сомниум 8–9.
  28. Galenos, де temperamentis 1, 9.
  29. Лукьян, про воображаемый автобус 14.
  30. Йоханнес Цецес, Килиадес 8, 319–324; но продолжая идею: Андреас Линферт: Школа Поликлета. В: Beck, Bol, Bückling (Ed.): Polyklet. Скульптор греческого классического периода с. 241 с примечанием 6.
  31. Цицерон, Брут 86, 296 и Оратор 5; Quintilian, institutio oratoria 5, 12, 21; Галенос, де семин 2, 1 стр. 606 К; Плиний, Naturalis history 34, 55.
  32. См. Всех Плиния, Naturalis history 34, 55–56.
  33. Плиний, Naturalis history 34, 53.
  34. Павсаний 6: 2, 6-7; 6, 4, 11; 6, 7, 10; 6, 9, 2, 6, 13, 6.
  35. Вильгельм Диттенбергер, Карл Пургольд : Олимпия: результаты раскопок, организованных Германской империей. Том 5: Надписи из Олимпии. Берлин 1896 г., № 149; см. также Питера К. Бола в: Beck, Bol, Bückling (Ed.): Polyklet. Скульптор греческого классического периода с. 17.
  36. Рануччио Бьянки Бандинелли: Поликлето. Sansoni, Florence 1938, фиг.68, 72, 73; Паоло Энрико Ариас : Поликлето. Милан 1964, номер 84; Корнелиус Вермел: Polykleitos. Музей изящных искусств, Бостон, 1969, рис.22.
  37. Hermann Дильс : Laterculi Alexandrini — от папируса времен Птолемеев. Издательство Королевской академии наук, Берлин 1904, № 7.
  38. Плиний, Naturalis history 34, 53.
  39. Плиний, Naturalis history 34, 56.
  40. Карл Фридрихс в: Archäologischer Anzeiger 1862, стр. 311; то же: Дорифор Поликлета . 23. Берлинская программа Винкельмана, 1863 г.
  41. Адольф Фуртвенглер: Шедевры греческой скульптуры. Художественно-историческое исследование. Giesecke & Devrient, Leipzig et al.1893, стр. 413-509.
  42. Carlo anti : Monumenti policletei. В: Monumenti Antichi. Vol. 26, 1920, pp. 550-562.
  43. Питер С. Бол: Дискофор. В: Beck, Bol, Bückling (Ed.): Polyklet. Скульптор греческих классиков с. 111–112.
  44. Botho Graef в: Ежегодник Немецкого археологического института. Т. 12, 1897, с. 8.
  45. Ренате Бол: Амазонка Поликлета. В: Beck, Bol, Bückling (Ed.): Polyklet. Скульптор греческого классического периода. С. 213–239.
  46. Гален, De Placitis Hippocratis et Platonis 5, 449.
  47. Филон Византийский, Синтаксис Mechanike 4, 1, 49.
  48. Плутарх, Моралия 86 а и 636 с; для обсуждения см. Ханна Филипп : О написании Поликлета «Канона». В: Beck, Bol, Bückling (Ed.): Polyklet. Скульптор греческого классического периода. С. 143 ф.
  49. Плутарх, Моралия 45 c — d.
  50. Эрнст Бергер, Брижит Мюллер-Хубер, Лукас Томмен : Дизайн художника. Скульптура канона в древности и современности. Antikenmuseum Basel и Коллекция Людвига, Базель, 1992, стр. 14–24; Вернер Фукс, Йозеф Флорен : Греческая скульптура I. Геометрическая и архаическая скульптура. (= Handbuch der Archäologie 9. 6) Gabriel, Munich 1987, pp. 87-91; Элеонора Гуральник: Пропорции Куроя. В: Американский журнал археологии . Vol. 82, 1978, pp. 173–182; Элеонора Гуральник: Пропорции Корая. В: Американский журнал археологии. Vol. 85, 1982, pp. 269-280.
  51. Адольф Борбейн: Polykleitos . В: Ольга Палагия, Джером Джордан Поллитт (ред.): Личные стили в греческой скульптуре. Кембридж, 1996 г., стр. 85; Феликс Прейсхофен: О формировании теорий планирования и теории строительства. В кн . : Строительная планировка и строительная теория древности. Отчет о коллоквиуме в Берлине с 16 по 18. Ноябрь 1983 г. Васмут, Берлин, 1984 г. (обсуждение исследований древних зданий, 4), стр. 26–30.
  52. Эрнст Бергер: К канонику Поликлета. В: Beck, Bol, Bückling (Ed.): Polyklet. Скульптор греческого классического периода. С. 157 и 160 ф.

Канон Поликлета и «симметрия»

Поликлет сознательно создал новый подход к скульптуре, написав трактат ( художественный канон (из Древнегреческий: Κανών (Канон), мерный стержень или эталон) и создание мужского обнаженного тела, иллюстрирующее его теорию математической основы идеальных пропорций. Хотя его теоретический трактат утерян для истории, его цитируют: «Совершенство … приходит мало-помалу (пара микрон) через многие числа ». Под этим он подразумевал, что статуя должна состоять из четко определяемых частей, связанных друг с другом системой идеальных математических пропорций и баланса. Хотя его Канон, вероятно, был представлен его Дорифор, оригинальная бронзовая статуя не сохранилась, но существуют более поздние мраморные копии.

Ссылки на Канон другие древние писатели подразумевают, что его главный принцип выражался греческими словами симметрия, то Гиппократов принцип изономия («равновесие»), и ритм. Гален писал, что Поликлейтос Канон «получил свое название потому, что обладал точной соизмеримостью (симметрия) всех частей друг к другу «. Он также написал, что Канон определяет красоту «в пропорциях не элементов, а частей, то есть пальца к пальцу, и всех пальцев к ладони и запястью, и этих пальцев к предплечью и предплечью. к плечу, а все остальные части друг к другу «.

Искусствовед Кеннет Кларк заметил, что «главной целью была ясность, баланс и полнота; его единственным средством общения было обнаженное тело спортсмена, стоящего между движением и отдыхом».

Предполагаемая реконструкция

Иллюстрация фаланг руки человека

В статье 1975 года историк искусства Ричард Тобин предположил, что более ранние работы по реконструкции Канона потерпели неудачу, потому что предыдущие исследователи сделали ошибочное предположение об основании в линейных отношениях, а не в ареал пропорция.:307 Он предположил, что канон начинается с длины самой внешней части («дистальный фаланга «) мизинца. Длина диагонали квадрата этой стороны (математически, √2, около 1,4142) дает длину средней фаланги. Повторение процесса дает длину проксимальный фаланга; повторяя это, получаем длину пястный плюс запястный кости — расстояние от сустава до головки локтевая кость. Затем квадрат со стороной, равной длине руки от мизинца до запястья, дает диагональ, равную длине предплечья. Этот процесс «диагонали квадрата» дает относительные отношения многих других ключевых эталонных расстояний в мужском теле человека.:309 Процесс не потребует измерения квадратные корни: художник мог взять длинный шнур и сделать узлы, отделенные друг от друга расстоянием, равным диагонали квадрата, начерченного на предыдущей длине.:310 На собственном теле процесс повторяется, но геометрическая прогрессия берется и повторяется от макушки головы (а не аддитивно, как на руке / руке): голова от макушки до подбородка имеет тот же размер, что и передняя часть головы. рука; от короны до ключица такой же длины, как плечо; диагональ на этом квадрате дает расстояние от макушки до линии сосков.:313 Тобин подтвердил свой расчет, сравнив свою теоретическую модель с римской копией книги. Дорифор в Национальный археологический музей Неаполя.:315

Пондерация.

Слово означает равновесие. Все любят равновесие. Конечно, наилучшее равновесие будет достигнуто, если фигура будет опираться на две ноги, еще лучше – как «Уголино» у Родена – на все четыре конечности, а еще лучше — лежать. Но это пресно и не завлекает. Зато если кто-то стоит, и стоит в равновесии, но вот-вот заснет и может упасть, так как площадь опоры маловата, то созерцать это – сплошное удовольствие. Таков контрапост.

Если у стоящей в чистом контрапосте фигуры (без дополнительной опоры на свободную ногу) опустить вертикаль из яремной ямки (середина шеи внизу между ключицами), то она попадет на заднюю часть ступни опорной ноги. У Поликлета ось попадает в ближайший к середине край ступни, это из-за того, что свободная нога не совсем расслаблена и часть опоры все же на нее приходится, особенно у «Идолино». Но это детали.

Глаз человека натренирован на вертикаль и равновесие. Попробуйте криво повесить картину – сразу заметите, попробуйте завалить скульптуру в контрапосте так, что вертикаль пройдет мимо опорной ступни –будет очень неприятное впечатление.

Возьмем статуэтку фигуры человека в контрапосте. Оценим на предметы красоты. Потом положим статуэтку горизонтально. Способность оценить красоту фигурки резко снизится. Поэтому если вдруг возникает потребность оценить человеческую фигуру, оценка будет объективнее, если фигура стоит в вертикальном положении. Насколько это зависит от привычки видеть людей преимущественно в вертикальном положении, а насколько тут замешано равновесие, которое для лежащей фигуры роли не играет, сказать не беремся.

Очень часто лежащие фигуры, особенно женские, изображаются с таким же изгибом тела, как и стоящие в контрапосте. Так красивее, кроме того, если только не замумифицировать тело, его невозможно положить на бок так, чтобы имела место симметрия его частей, которая зато легко достигается для стоящей фигуры. Если кто-то и ляжет симметричным образом, то это будет довольно сложное упражнение с отрывом ног от земли.

Роскошные лежащие женские фигуры, но без излишеств, нарисовали извечные конкуренты К.П.Брюллов и автор «Явления Христа народу» А.А.Иванов (правда, Брюллов о конкуренции не особенно догадывался):

К.П.Брюллов (годы жизни 1799 -1852). Юнона и Парка с младенцем Геркулесом. Эскиз (не окончен) 1839-1845.

К.П.Брюллов (годы жизни 1799 -1852). Юнона и Парка с младенцем Геркулесом. Эскиз (не окончен) 1839-1845. Специально для настоящих ценителей красоты эта же фигура воспроизведена  вертикально

Глядя на такую Юнону, незачем помнить о пондерации и хиазме (все-таки какие-то неблагозвучные слова). Кстати, кто-кто, а Брюллов мог бы столько «мослов» (выступающих костей) продемонстрировать (см. его ученические этюды натурщиков), что сам Микеланджело содрогнулся бы и снял шляпу. Но Брюллов понимал, что это не красит женское тело.

А.А.Иванов. Лежащая обнаженная женщина. 1835-1836

У лежащих фигур те же изгибы тела, что и в контрапосте, если провести всяческие оси, то и пересечения получатся, можно и в одну точку свести эти оси. Однако, язык не поворачивается все это назвать контрапостом. Почему?

Конечно, анатомы объяснят, что и почему не так напряжено у лежащей фигуры в отличие от стоящей, но представляется, что главное не в этом. Главное в том, что лежащей фигуре не хватает пондерации. Не в том смысле, что лежит неустойчиво, как раз наоборот – слишком устойчиво.  Зато стоящая на узенькой стопе фигура в контрапосте заставляет зрителя остро почувствовать ту самую пондерацию, почувствовать, что если фигура расслабит все, что можно расслабить (естественно опорную ногу – нельзя), но не будет трепыхаться, то будет стоять она устойчиво, глаз довольно четко отследит, что вертикальная проекция центра тяжести (который, как нам кажется, находится на вертикали, проходящей через яремную ямку) не выходит из весьма небольшого пятна опоры фигуры (стопы).

Таким образом, без пондерации контрапоста нет.

При более детальном рассмотрении частей тела в контрапосте получается эдакая ломаная линия: то влево, то вправо – по очереди, зритель чувствует, что точки изломов соответствуют суставам, то есть части тела как бы покоятся за счет фиксации в суставах. Виляние ломаной влево-вправо также создает ощущение равновесия, поскольку равновесию соответствует, грубо говоря, визуальное равенство площадей левой и правой частей фигуры, разделённой нашей вертикальной прямой из яремной ямки. Равновесие же значит релакс, а тут еще за счет скелета и без мышечного напряга. Кайф. Вот тут-то начинаешь окончательно понимать и легкий наклон головы в сторону расслабленной половины тела.

Правильное положение вертикали означает равновесие фигуры в контрапосте:

Равновесие фигуры в контрапосте

Канон Поликлета и «симметрия»

Поликлет сознательно создал новый подход к скульптуре, написав трактат ( художественный канон (из Древнегреческий: Κανών (Канон), мерный стержень или эталон) и создание мужского обнаженного тела, иллюстрирующее его теорию математической основы идеальных пропорций. Хотя его теоретический трактат утерян для истории, его цитируют: «Совершенство … приходит мало-помалу (пара микрон) через многие числа ». Под этим он подразумевал, что статуя должна состоять из четко определяемых частей, связанных друг с другом системой идеальных математических пропорций и баланса. Хотя его Канон, вероятно, был представлен его Дорифор, оригинальная бронзовая статуя не сохранилась, но существуют более поздние мраморные копии.

Ссылки на Канон другие древние писатели подразумевают, что его главный принцип выражался греческими словами симметрия, то Гиппократов принцип изономия («равновесие»), и ритм. Гален писал, что Поликлейтос Канон «получил свое название потому, что обладал точной соизмеримостью (симметрия) всех частей друг к другу «. Он также написал, что Канон определяет красоту «в пропорциях не элементов, а частей, то есть пальца к пальцу, и всех пальцев к ладони и запястью, и этих пальцев к предплечью и предплечью. к плечу, а все остальные части друг к другу «.

Искусствовед Кеннет Кларк заметил, что «главной целью была ясность, баланс и полнота; его единственным средством общения было обнаженное тело спортсмена, стоящего между движением и отдыхом».

Предполагаемая реконструкция

Иллюстрация фаланг руки человека

В статье 1975 года историк искусства Ричард Тобин предположил, что более ранние работы по реконструкции Канона потерпели неудачу, потому что предыдущие исследователи сделали ошибочное предположение об основании в линейных отношениях, а не в ареал пропорция.:307 Он предположил, что канон начинается с длины самой внешней части («дистальный фаланга «) мизинца. Длина диагонали квадрата этой стороны (математически, √2, около 1,4142) дает длину средней фаланги. Повторение процесса дает длину проксимальный фаланга; повторяя это, получаем длину пястный плюс запястный кости — расстояние от сустава до головки локтевая кость. Затем квадрат со стороной, равной длине руки от мизинца до запястья, дает диагональ, равную длине предплечья. Этот процесс «диагонали квадрата» дает относительные отношения многих других ключевых эталонных расстояний в мужском теле человека.:309 Процесс не потребует измерения квадратные корни: художник мог взять длинный шнур и сделать узлы, отделенные друг от друга расстоянием, равным диагонали квадрата, начерченного на предыдущей длине.:310 На собственном теле процесс повторяется, но геометрическая прогрессия берется и повторяется от макушки головы (а не аддитивно, как на руке / руке): голова от макушки до подбородка имеет тот же размер, что и передняя часть головы. рука; от короны до ключица такой же длины, как плечо; диагональ на этом квадрате дает расстояние от макушки до линии сосков.:313 Тобин подтвердил свой расчет, сравнив свою теоретическую модель с римской копией книги. Дорифор в Национальный археологический музей Неаполя.:315

Интересные факты

  • Здание Эрмитажа немецкий архитектор Лео Кленце украсил 28 скульптурами художников и ваятелей, среди которых вместе с Фидием, Микеланджело Буонарроти и Бенвенуто Челлини присутствует и Поликлет.
  • Скульптор был героем анекдотов. Например, рассказывали, что однажды он решился создать статую, следуя советам толпы. Параллельно мужчина работал над другой фигурой, которую творил по собственному канону. В итоге одну скульптуру одобрили, а другую осмеяли. Безобразной народ признал ту, в создании которой сам участвовал.
  • В Древней Греции победителю Олимпийских игр принято было преподносить в дар статую. Причем между скульпторами устраивался конкурс на лучшую работу, и только одна становилась достойным подарком триумфатору. При этом другие работы безжалостно уничтожались. Эта практика обеспечила высочайшую селекцию античных произведений искусства. Кстати сказать, «Дорифор» Поликлета в подобном конкурсе победил единогласно.

Архаическая улыбка: ранняя греческая скульптура

Классическое искусство Древней Греции сформировалось к V веку до н. э. До этого оно прошло долгий путь развития. В «темные века» после падения Микенской Греции эллины делали деревянные скульптуры, называемыми хоапы или ксоаны. О них известно только из свидетельств античных авторов, потому что сами деревянные ксоаны утрачены. Ксоаны часто хранились в храмах Классической эпохи, окруженные почетом к своей древности.

В последующие века эллины создают статуи из камня. К кону VII века до н. э. появляется ее новый тип, ставший шагом к классическому искусству — курос. Он представлял собой статую обнаженного юноши. Курос изображал атлета или бога. Часто на лицах куросов и кор были запечатлены улыбки.

Статуи куросов стали одним из символов Архаической эпохи Греции. Их создавали во многих городах греческого мира. Появляются первые мастера, чьи имена сохранились для истории. Например, статуя атлета, созданная аргосским мастером Полимедом. Хиосский скульптор Архерм изваял статую богини Ники. Мастера Ройк и Феодор прославились тем, что начали отливать статуи из бронзы.

Есть как монументальные скульптурные статуи Архаической эпохи, так и мелкая пластика. Например, на острове Наксос найдена статуя одного из олимпийских богов высотой 12 метров.

Курос. (Wikimedia.Commons)

Вторым типом статуй были коры — статуи девушек. Они изображались в пышной и обильной складками одежде. Искусство скульптора проявлялось в создании многочисленных складок платья.

Три типа идеального мужчины

У древних греков не существовало единого стандарта мужского тела, многое зависело от возраста и характера изображаемого персонажа. Условно образы героев и богов делились на три типа: мощный брутал, молодой сильный мужчина и нежный юноша-эфеб. Общее требование греческого канона маскулинности гласило, что зрелый мужчина должен быть субъектом, а не объектом действия. В любовно-сексуальных отношениях это выражалось в образе преследователя, но никогда — преследуемого. Однако для юноши вполне допускалось подчиняться более взрослой и опытной женщине, особенно если она богиня. Отношения юношей-эфебов (эроменов) со своими наставниками-мужчинами (эрастами) являются отдельным пластом древнегреческой культуры.

К брутальному типу можно отнести изображения Зевса, Посейдона или Геракла. Для них характерно могучее, раскаченное тело с четко выраженным рельефом мышц — примерно так сейчас выглядят победители конкурсов по бодибилдингу. Это абсолютное воплощение мощи и физической силы.

Гликон и Лисипп. «Геркулес Фарнезский». Начало III века н. э. Национальный археологический музей, Неаполь

Примером интеллектуальной красоты и разумной силы может служить Аполлон. Греки считали, что этот бог подобен безупречно прекрасному человеку. Его тело соответствовало определенным законам пропорций и таким образом напоминало о божественной красоте математики. В образе Аполлона всё должно было быть исполнено покоя и ясности, ведь Аполлон — бог света и справедливости, покровитель искусств и наук.

Как пишет историк искусства Кеннет Кларк, «Аполлон прежде всего ясен и идеален, а уж затем прекрасен. Он спокоен, безжалостен и предельно уверен в могуществе телесной красоты».

Предположительно, Леохар. «Аполлон Бельведерский». Около 330–320 годов до н. э. Музей Пия-Климента, Ватикан

Еще один мужской тип, который можно встретить в античном искусстве, — юноша-эфеб. Такие юноши обычно олицетворяли посланника богов Гермеса, игривого Эрота или олимпийского виночерпия Ганимеда, похищенного влюбленным Зевсом. Скульпторы изображали их в виде безбородых, нежных, хорошо сложенных подростков.

«Марафонский юноша». IV век до н. э. Национальный археологический музей, Афины

В краснофигурной вазописи нередко встречаются сюжеты преследования властными богинями приглянувшихся им юношей: Эос и Кефал, Эос и Титон, Селена и Эндимион.

«Эос уносит Кефала». Краснофигурный лекиф. Около 470–460 годов до н. э.

В Древнем Риме отношение к мужской наготе было иным. Несмотря на то, что римляне охотно копировали шедевры греческих мастеров, сами они не искали новых решений в изображении обнаженной натуры. Для римского искусства характерен интерес к индивидуальным особенностям человека, поэтому широкое распространение получил портретный жанр.

Наследие Эллады на Востоке и в Риме

Восточные области империи Селевкидов захватили кочевники-парфяне. Они основали свое государство, которое продолжило существовать до III века н. э. Хотя у них были свои традиции искусства, можно найти влияние греческой культуры на парфян.

В парфянском городе Нисе найдено много местных скульптур, в которых чувствуется влияние эллинов. Кроме них, парфянские цари проявляли интерес и к оригинальному искусству западных соседей. Сохранились мраморные статуи, по виду напоминающие аттические или пергамские. Одну из статуй считают изображением Родогунды, легендарной парфянской царевны. Если это верное предположение, то парфяне не только покупали, но и делали заказы на определенные скульптуры.

Греческие скульптуры, найденные в Парфии, небольшого размера. Это значит, что их привозили не для публичной демонстрации, а для коллекций аристократов и царей.


Лаокоон и его сыновья. (Wikimedia.Commons)

В ходе продвижения на Восток римляне знакомятся с эллинской культурой. После завоевания Греции многие образцы греческого искусства оказались в Италии. В эпоху Поздней Республики эллинские мастера работают в Италии для римских заказчиков.

Живший в Риме греческий мастер Паситель с учениками начал производство слепков, с помощью которых делали копии скульптур. В эпоху империи греческие оригиналы активно копировали. Копии статуй выставляли в домах и парках. Эти копии часто делались из другого материала и были другого размера, чем оригинал.

Тем не менее, благодаря римским копиям удалось сохранить (пусть иногда искаженный) облик утраченных статуй. Почти все работы мастеров V и IV веков до н. э. сохранились до наших дней в виде копий.

История открытия

Основные черты и особенности поликлетического стиля были признаны еще в древности и зафиксированы письменно. Плиний передал — и, вероятно, основан на суждении Ксенократа из Афин, скульптора III века до нашей эры. Хр. И автор нескольких работ по искусству, торевтике и живописи — статуи Поликлетов стояли бы «на ноге » ( uno crure insistere ), имели бы приземистые пропорции ( quadrata ). Как говорит Варро, все они вернулись к одной единственной модели ( paene ad unum instanceplum ). Эта информация в сочетании с мотивационной информацией о работе Поликлета уже позволила Иоганну Иоахиму Винкельману идентифицировать диадуменов в древних памятниках, хотя первоначально он полагался на могильный алтарь Тиберия Октавия Диадумена, который, ссылаясь на его имя, изображает человека, закутавшегося в тании. В качестве поликлетической статуи он считает, что может узнать « Анадуменос Фарнезе », который тем временем был классифицирован как трансформация .

Диадумен из Поликлета упоминается в древней литературе трижды, дважды в сочетании с Дорифором. По рангу он не уступал этому, даже сообщается его стоимость: астрономические 100 талантов. Сохранились многочисленные римские копии Диадумена, так что можно получить приблизительное представление об оригинале. Три из этих копий были найдены вместе с копиями Doryphorus. Но прошло сто лет, прежде чем Винкельман обнаружил Diadumenus, и Doryphorus также был признан. Карл Фридрихс впервые опубликовал в 1862/63 году описание давно известного типа статуи Дорифору из Поликлета. Это разрушило чары, и Адольф Фуртвенглер приписал много других типов статуй и голов работе Поликлета и его школы в своих шедеврах греческой скульптуры . Многие были снова рассортированы, но, например, отождествления Гермеса и Геракла остались. Все более дифференцированная картина развития стиля классического искусства V в. До н.э. Наконец, в 1920-х гг. До н.э. разрешили отнести к работе Поликлета еще один тип статуи: diskophoros, в котором можно, возможно, узнать nudus talo incessens Плиния, который ходит «целиком».

Назначение поликлетического амазонки до сих пор вызывает споры. Фуртвенглер признал работу Polyklets в образе Amazone типа Sciarra, но Botho Graef показал тесную связь между формированием волос Amazone des Sosikles и дизайном волос Polyklets. Эта оценка, подкрепленная все новыми и новыми аргументами, все чаще находила признание со второй четверти ХХ века

Тем не менее, важные причины снова привлекли внимание к типу Sciarra в последние десятилетия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: