Особенности символизма в литературе

Символизм в западной литературе

Зарубежные авторы активно применяли и применяют символы в своих произведениях.

Символы в романе «Убить пересмешника» Харпер Ли

Аттикус говорит своим детям Джему и Скауту, что убивать птицу пересмешника — грех, потому что пересмешники никому не причиняют вреда.

Пересмешники в романе символизируют невинность и красоту, а убийство пересмешника — акт бессмысленной жестокости.

Символы в повести «Скотный двор» Д. Оруэлла

Животные здесь выступают как представители человеческого общества. Писатель намекает на события в СССР. Он описывает историю перехода идей революции к тоталитарному обществу. Под Наполеоном писатель подразумевает Сталина.

Символы в Гарри Поттере Дж. К. Роулинг

Как мастер пера и продолжатель традиций английской литературы Роулинг активно использует символы. К наиболее популярным можно отнести:

  • Шрам Гарри символизирует его храбрость, это и знак чести.
  • Имя Альбуса Дамблдора в переводе с древнеанглийского означает «шмель». Альбус означает «белый», что может символизировать хорошего волшебника и образ добра.
  • Золотой снитч символизирует духовное просветление, к которому стремится каждый «искатель».

Символы «Грозового перевала» Э. Бронте

«Грозовой перевал» символизирует дикую природу людей, вовлеченных в историю. Листва в лесу символизирует постоянно меняющуюся природу любви. Камни представляют собой боль, которая приходит от любви.

Символы «Повелитель мух» У.Голдинга

Уильям Голдинг активно использует в своем романе символы:

  • Раковина символизирует власть и порядок.
  • Очки Пигги символизировали способность понимать и ясно видеть. Как только их разбили дети, то сразу впали в безумие.
  • Остров символизировал райский сад.
  • Голова свиньи символизировала зло.
  • Старшие дети представляли правящие классы, а младшие — рабочие.

Философия символизма

Несмотря на «этапное» разделение, всех поэтов объединяли общие задачи. Так, изменение форм искусства все символисты рассматривали как смену внутреннего восприятия мира и как совершенно новый этап в нравственно-религиозном мышлении. В пример можно привести размышления А. Белого, который считал, что символизм был тенденцией к новому ощущению мира и чувству новизны. Однако наряду с положительными изменениями поэты ощущали его неустойчивость. Помимо этого, символисты не хотели определяться как «только искусство». Они поставили себе задачу создать особое умонастроение и мироощущение. Подобные идеи берут своё начало в философии Вл. Соловьёва. Эта задача была объединена убеждениями конца «исторического времени», да и в целом эсхатологичностью (пессимизм по отношению к будущему) мышления.

Можно сказать, что символизм 20 века отображал кризис в традиционном гуманизме, ужасы одиночества, неотвратимую смерть, а также разочарованность в идеалах добра и неспособность творческого человека выйти за пределы своего «я». Авторы часто впадали в декаданс и прочили миру погибель, упиваясь предвкушением неминуемого конца. Символисты, устремляясь к сущностям мира идей, недооценивали реальность. Поэтому они не смогли полностью отгадать ожидавшую реальность страны. Несмотря на это, поэтов заботили судьба народа и его проблемы. Вспомним ту же «Фабрику» Блока.

Основные признаки

К главным особенностям символизма можно отнести:

  • мистическое и философское постижение реальности;
  • индивидуализм и исключительная ценность личной свободы;
  • осознания трагичности мира;
  • в основе лежат философские работы и мистицизм;
  • вера в искусство, как в инструмент преобразования;
  • вечный поиск смыслов;
  • акцентирование на стихотворном ритме;
  • многоплановый характер образов-смыслов, которые поддаются разнообразной трактовке;
  • собственная поэтическая мифология;
  • тематическое структурирование произведений авторов и т. д.

Взгляды символистов основывались на передаче идей, неподдающихся объективному и рациональному постижению. Они приписывали искусству главенствующую роль в процессе познания загадок вселенной, ее последующего преобразования и совершенствования.

История возникновения

Символизм (от французского symbolisme и греческого symbolon – символ, знак) – течение модернизма, которое затронуло некоторые виды искусства, такие как литература, живопись, музыка. Главным его нововведением считается образ-символ, который пришел на смену традиционному художественному образу. Если раньше поэзия или изобразительное творчество читались буквально и зачастую изображали ровно то, что человек видел, то новый метод предполагал широкое использование аллюзий и отсылок, а также скрытых смыслов, вытекающих из забытой или мало известной сущности явления или предмета. Таким образом, произведения стали более многогранными и сложными. Теперь они в большей степени отражали интуицию и незаурядное мышление творца, а не его технику или эмоциональный заряд.

История символизма началась в середине XVIII во Франции. Именно тогда известный французский поэт Стефан Малларме со своими коллегами по творчеству решили объединить свои стремления и создать новое течение в искусстве. Первые изменения коснулись литературы. Характерные черты символизма, такие как универсализм, наличие символа, двух миров, нашли свое отражение в романтической поэзии Поля Верлена, Шарля Бодлера, Артюра Рембо и многих других. Также отгремели скандальные выставки живописцев, которые начали рисовать символами. Но развитие течения не стояло на месте — изменения пришли и в театр. Благодаря драматургу Гуго фон Гофмансталю, писателю Морису Метерлинку и поэту Генрику Ибсену зрители стали принимать участие в постановках, произошло смешение видов искусства. В драме появлялся тайный подтекст, так как ее сочинением не брезговали литераторы из новой школы. Позже перемены начались и в музыке. Это заметно на примере произведений Рихарда Вагнера, Мориса Равеля и Габриэля Форе.

Затем символизм вышел за пределы Франции. Это течение “подхватывают” и другие страны Европы. В конце XVIII века он приходит и в Россию, но об этом позже.

Значение символизма заключается в том, что это течение придало произведениям глубину, гипертекстуальность, музыкальность; появились новые, ранее неизвестные приемы. Теперь у поэтов и других деятелей искусства появился иной язык, на котором они смогли по-новому, не банально выразить мысли и чувства. Авторские стили стали более витиеватыми, оригинальными и таинственными. Иносказательность и эзопов язык со временем полюбились читателям, даже настолько, что представители этого течения популярны до сих пор.

Впервые термин «символизм» был использован французским поэтом Жаном Мореасом.

Как известно, символизм входит в глобальное культурное явление «модернизм». Его признаки не могли не повлиять на течение. Его основными характеристиками считаются:

  • Совокупность нескольких стилей, направлений, эклектика – смешение совершенно разных жанров и стилей;
  • Наличие философской основы;
  • Поиск новых форм, радикальное отрицание старых;
  • Избранный, элитарный характер.

Модернизм включается в себя кубизм (главный представитель – Пабло Пикассо), футуризм (в лице Владимира Маяковского), экспрессионизм (Отто Дикс, Эдвард Мунк), абстракционизм (Казимир Малевич), сюрреализм (Сальвадор Дали), концептуализм (Пьер Абеляр, Иоанн Солсберийский) и т.д. У нас есть целый доклад о модернизме, можете узнать о нем подробнее.

Особенность символов в литературе

Главная особенность символов — они зародились на заре человечества. Символы запечатлены в памяти человека на уровне подсознания. Вечные символы: «утро», «зима», «кровь».

Человек интуитивно понимает их значение.

Также восприятие символов связанно с начитанностью читателя. Чем более интеллектуально подкован читатель, тем больше символов он видит.

Примеры символов в названиях книг

Писатели активно применяют символы в названии произведений. «Мертвые души», «Нос» Н. В. Гоголя, «Живой труп», «Фальшивый купон» Л.Н. Толстого, «Горячий снег» Ю.В. Бондарева, «Обрыв» И.А. Гончарова.

Особенности русского символизма

Русский вариант течения изначально имел те же особенности и характеристики, что и западный, однако со временем показал свои особенности. Эстетизация жизни и панэстетизм – это база, которой обладал русский символизм. Что такое это? Под этим понимают желание заменить существующею логику и мораль разнообразными новаторскими формами.

Русских символистов вдохновляют исторические эпохи романтизма, античности и Ренессанса. Искусство начинает восприниматься как хранитель всего прекрасного и чистого. Особенно важна связь культуры с народом, государством, и почвой. Это отличало символизм России от течения в других странах.

Особенности раннего символизма

В России конец 19 — начало 20 вв это стало временем перемен, разочарований, предзнаменований и неуверенности. В этот период как можно ярче ощущалась неминуемая гибель существующей общественно-политической системы. Подобные тенденции могли повлиять только на русскую поэзию. Стихи поэтов-символистов были неоднородными, поскольку у поэтов были противоречивые взгляды. Например, такие авторы, как Д. Мережковский и Н

Минский, сначала были представителями гражданской поэзии, а позже стали акцентировать внимание на идеях «религиозной общности» и «строительства Бога». «Старые» символисты не признавали окружающую действительность и говорили миру «нет»

Так, Брюсов писал: «Я не вижу нашей реальности, я не знаю нашего века…». Первые представители течения реальности выступили против того мира творчества и мечты, в котором человек становится полностью свободным, а они его рисует реальность скучной, злой и бессмысленной.

Большое значение для поэтов имело художественное новаторство: преобразование значений слов, развитие рифмы, ритма и тому подобное. «Старыми» символистами были импрессионисты, стремившиеся передать тонкие нюансы впечатлений и настроений. Они еще не использовали систему символов, но слово как таковое уже потеряло ценность и приобрело смысл только как звук, музыкальная нота, связующее звено в общем построении стихотворения.

Символизм в искусстве

Символизм возник в конце 19-го века во Франции и Бельгии.

Сначала символизм установился в литературе, философии и театре, потом он пришёл в музыку и изобразительное искусство.

Символизм переплетается с романтизмом (направление в искусстве, которому характерны свобода самовыражения, естественность и раскованность, изображение идеального мира, живописность природы и чувств).

В искусстве символизм появился как конфронтация реализму и импрессионизму, где акцент делался на реальности. Символизм изображал идеи через символы, подчёркивал смысл формы, линии и цвета. Это был протест против развития буржуазных идей, показывал тоску и человеческую жажду духовно раскрепоститься.

Символизм открыл новые, абстрактные средства выражения психологической правды, и показал, что за физическим миром существует другая реальность — духовная.

Символисты могут взять абстрактные понятия, такие как сны и видения, и придать этому форму.

Особенности символизма в литературе серебряного века

В России символизм появился на фоне кризиса народнической культурной традиции. Первые русские символисты выдвигали следующие главенствующие принципы:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Символизм в литературе серебряного века 470 руб.
  • Реферат Символизм в литературе серебряного века 230 руб.
  • Контрольная работа Символизм в литературе серебряного века 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • панэстетизм
  • эстетизация жизни
  • стремление к замещению эстетикой логики и морали.

Русский символизм затрагивал множество тем:

  • античность
  • возрождение
  • романтизм

Замечание 1

Искусство символистами воспринималось как накопитель прекрасного.

Первые русские символисты не могли сразу приспособить идеи символизма под русского читателя. Их публикации были встречены достаточно прохладно. В основном их творчество было подражанием западу.

Символисты начала XX столетия уже смогли адаптировать свое творчество под национальное сознание. Они обращаются к русской народности и к русским литературным традициям.

С приходом символизма в поэзии появляются и «формальные нововведения»: подвижность слова, новые смысловые оттенки, новые рифмы, эффектная аллитерация (повторение одинаковых или однородных согласных).

Символисты открывали в творчестве таких знаменитых поэтов и писателей как А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчева, Ф.М. Достоевского предпосылки для формирования своих идей.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Предшественниками символизма так же считали и поэтов XIX века, например, А.А. Фета, Я.П. Полонского, А.Н. Майкова, Е. А. Боратынского.

На мировоззрение второго поколения символистов так же оказала большое влияние философия Владимира Соловьёва — русского религиозного мыслителя, мистика, поэта, публициста и литературного критика XIX века.

Стиль символизма

Представители символизма считали, что каждый человек видит мир по-своему. Исходя из этого, приверженцы направления создавали свой текст так, чтобы отдельный человек откликнулся «по-своему», уяснил своё эмоциональное состояние. Примерно так же обстояло дело и с символами. Брался предмет или явление, и в тексте не было конкретного названия, а лишь указание на этот символ. Именно это и допускало расхождения во мнении, а также многозначность трактовки.

Например, знаменитый образ Прекрасной Дамы Блока был лишен конкретных описаний и деталей, связанных с земной женщиной. Он был максимально прозрачен и легок, едва уловим. На Даму указывали ощущения героя: шелест шелка, голос многострунный, смеющаяся речь. Ее описания размыты: белоснежные плечи, нежный взор. Но в каждом стихотворении подчеркивается ее отдаленность, недостижимость, оторванность от реальности:

Но, когда одна, с холодной башни
Всё глядит она
На поля, леса, озера, пашни
Из высокого окна.

Перед нами не земная женщина, которая ходит по полям и лесам, а та, что возвышается над миром и излучает холод недостижимости. Прекрасная Дама — это классический образ-символ. Она олицетворяет ту идеальную реальность, до которой не добраться. По ней остается лишь томиться. Как известную, эту символику поэт воплотил даже в личной жизни.

В текстах этого периода практически всегда показываются зыбкость, непостоянство и изменчивость мира. Поэты пытались заставить читателя взглянуть внутрь себя.

Основные черты символизма

Это:

  •  идея о двух мирах (реальном и потустороннем)
  • отражение действительности в символах
  • особый взгляд на интуицию как посредника в постижении и изображении мира
  • разработка звукописи как особого поэтического приема
  • мистическое постижение мира
  • поэтика многоплановости содержания (иносказание, намеки)
  • религиозные искания («свободное религиозное чувство»)
  • отрицание реализма

Русские символисты по-новому осмыслили роль личности не только в творчестве, но и в русской действительности, да и жизни вообще.

Интерес к личности поэта, писателя, человека привел поэтов этого направления к своеобразному «расширению» личности. Такое понимание человеческой индивидуальности свойственно всем русским символистам. Но отражалось это по-разному — в статьях, манифестах, в поэтической практике.

У Д.Мережковского  — поэт погружался в бездну «темного и бессознательного» психики человека.

В.Брюсов проникал и проникался сам

К. Бальмонт стремился отобразить в стихах стремление к изменениям, чувственным переменам, выразить свое, чувственное понимание мира, личность становилась в своих проявления как бы выше и разнообразней понимания добра и зла

Ф. Сологуб провозглашал единство и равноценность настроений человека, говорил об этической нейтральности художника.

Для всех этих поэтов в той или иной степени и в жизни, и в творчестве было характерно чувство артистической игры, мистификации, смена личин и масок (примером может служить мистификация Волошина и Елизаветы Васильевой со стихами Черубины де Габриак).

Такой подход к личности художника в широком смысле слова требовал развития индивидуальности, ее особости, «единичности».

Об этом писал К.Бальмонт в предисловии к сборнику «Горные вершины» /1904 /.

Русские символисты по своему мироощущению не могли не отказываться от так называемого превознесения среднего человека, характерного для реализма, они не признавали социально-исторического, конкретно-временного.

Бальмонт превозносил личность

О том же говорит и В.Брюсов:

Эллис назвал такой подход «артистическим индивидуализмом». Это взгляд на личность свойствен и старшим поэтам направления, и младосимволистам.

Отсюда их отрицание общепонятного, доступного в искусстве и поиск в нем необыкновенного, изысканного, «артистического».

Но такой подход к личности, которая в сущности сталкивалась с реальной действительностью, не мог не вызывать трагического мироощущения жизни, своеобразного творческого пессимизма.

А.Волынский видел трагедию

В то же время превознесение личности было связано с гуманистическим представлением о человеке, гуманизмом, пусть и трагическим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: