Василий жуковский

Дружба с Пушкиным

С Александром Пушкиным В. А. Жуковский сблизился в 1815 г. Молодой, но уже известный поэт навестил юного лицеиста в Царском Селе и был потрясен размахом пушкинского дарования. «Милое, живое творенье, – писал Василий Андреевич в своём письме к Вяземскому, – это надежда нашей словесности… Нам всем надо соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт…». Своей любви к Пушкину Жуковский не изменил до конца своих дней.

Василий Андреевич стал для младшего собрата другом, наставником и покровителем в одном лице. Он ввёл Александра Сергеевича в лучшие литературные салоны Петербурга, хлопотал о возвращении Пушкина из южной ссылки, мирил пылкого потомка Ганнибала с отцом, принимал участие в редактировании и публикации «Бориса Годунова». Александр Сергеевич в свою очередь гордился дружбой с Жуковским и был безмерно благодарен тому за помощь. Вместе поэты посещали собрания общества «Арзамас», все участники которого носили прозвища, взятые из произведений Василия Андреевича, в частности Пушкин был «Сверчком», а сам Жуковский именовался «Светланой». Живя в Петербурге, друзья ежедневно виделись, а в разлуке вели активную переписку.

В 1831 г. двор спасался от эпидемии холеры в Царском селе. Друзья жили по соседству: Жуковский – в Александровском дворце, Пушкин – в доме А. К. Китаевой на Колпинской улице. Дабы не погрязнуть в унынии, поэты решили посостязаться в сочинении сказок: Александр Сергеевич написал «Сказку о царе Салтане», Василий Андреевич – «Сказку о царе Берендее», «Войну мышей и лягушек» и «Спящую царевну».

Узнав о скандале, связанном с Дантесом и женой А. С. Пушкина, Жуковский страшно взволновался и тут же бросился улаживать конфликт. Однако все его усилия оказались напрасны: Пушкин стоял на своём и категорически отказывался от примирительной встречи с обидчиком. О роковой дуэли и смертельном ранении друга, Василий Андреевич узнал случайно. 27 января 1837 г. он поехал к Вяземским, но дома хозяев не застал и зашёл к их зятю, который и рассказал последние новости.

Пушкин умер 29 января, в день рождения Жуковского. Когда все было кончено, Василию Андреевичу пришлось заниматься издательскими делами покойного, решать проблемы с его долгами, хлопотать перед императором о назначении пенсии вдове и детям поэта. После разбора пушкинских бумаг, на руках у Жуковского оказались рукописи и черновики, в том числе неизданные поэмы «Медный всадник» и «Каменный гость». Перстень друга, воспетый в стихотворении «Талисман», Жуковский оставил себе на память и с 1838 г. запечатывал им личные письма.

Образование

В 1791 году Бунин умер, ничего не оставив наследнику – только законнорожденным дочерям. Жена Афанасия дала матери значительную по тем временам сумму на содержание мальчика, что позволило оставить его учиться в пансионате, затем устроить в народное училище.

Однако оттуда его исключили за неспособность, и тогда мальчика отправили в семью одной из дочерей Бунина. У мальчика о тех временах остались очень тёплые воспоминания. Именно в доме Юшковых он знакомится с театром и, мечтая стать драматургом, даже начинает писать сочинения.

Домашнее образование не могло быть полным, поэтому мальчика определили в университетский пансион Москвы. Особый упор там делали на гуманитарные науки, что плодотворно сказалось на творческом потенциале юноши.

Здесь он делает первые настоящие попытки писать, а также знакомится с будущими писателями и поэтами. В 1800 году Жуковский закончил обучение. Он устроился работать в контору и уже мог сам себя обеспечивать.

Биография и творчество для 5 и 9 класса

Появился на свет Василий 29 января в 1783 году. Местом рождения было село Мишенское, которое находилось в Тульской губернии. Популярность он возымел с переводами и сказками. Писатель был отпрыском помещика. А. Бунин, так его звали. Приобрел новую фамилию от усыновления его крестного – нищим аристократом Андреем Григорьевичем Жуковским, что родом из Белоруссии.

Учился наукам в столичном пансионе Роде, в Основном общенародном заведении Тулы, из которого был изъят из-за отставания от учебы. Вскоре после этого он решает переехать к своей сестре. Звали ее Варварой Юшковой. С 1797-го года до 1800 год. обучался в Столичном пансионе, после этого на службу не пошел, а вселился в поселок Мишенском с целью самостоятельного познания наук. Исследовал давнерусскую литературу, российскую и общую эпопею, промышлял занятиями переводчика. В домашних условиях он не мог изъять из книг все необходимые знания. Поэтому он пошел в пансион, который при университете. С 1801 по 1802 год проработал в Соляной фирме.

К писательской работе Андреевич приступил с 1797-го года, ещё находясь во владениях пансиона. В середине 1802 года в «Вестнике Европы» пристроился ег о перевод творения Д. Грея «Сельское кладбище, устремивший в себе интерес писательского округа. В 1808 г. выпущена с прессы его знаменитая песня «Люда», возложившая основание романтизму в российской литературе. В данное время Жуковский получил место редактора известного журнала под названием «Вестник Европы». В 1817 году его позвали к двору с целью обучения российскому языку знаменитой княгини Александре Федоровне, супруге предстоящего правителя Николая Первого. Начиная с 1824-го года являлся педагогом преемника трона Александра Николаевича, предстоящего правителя Александра II. С собственным учеником писатель объездил целую Российскую федерацию, долю Сибири и Западную Европу. Люди его поколения рассказывали о воздействии Василия на вельможу. А точнее, о хорошем влиянии на аристократа.

В 1812 году просился в мужья племяннице Марии Протасовой, от которой был без ума, однако два раза ему пришлось терпеть неудачу в своих признаниях о любви. В 1841 году (на тот момент ему было 50) повенчался в 18-летней дочкой художника Евграфа Романовича Рейтерна Елизавете. У него был Павел, его сын – художник, и дочка Александра.

Последним местом проживания стал Баден-Баден. Он наполовину лишился зрячести. Из-за болезни он мог видеть только одним глазом. Даже так, писатель желал вернуться к родной земле, но болезнь помешала ему. Смерть пришла за ним в 1852 году (12 апреля). Погребен в Санкт-Петербургской Александро-Невской лавре.

Другие биографии:

  • Чайковский Петр Ильич

    Чайковский Петр Ильич родился в 25 апреля 1840 году в поселке Воткинск. Жил он в семье, где было много детей.

  • Осеева Валентина

    Валентина Александровна Осеева – великая писательница советского времени. Родилась в 1902 году в городе Киев. В семье, кроме Валентины, росли две старшие сестры.

  • Иоганнес Брамс

    Композиторы и музыканты различных стран проявляли себя разными способами. Моцарт и Бетховен, Римский – Корсаков и Глинка – все они велики и их поступки и знания отпечатались в развитии классической музыки

  • Жан-Поль Марат

    Жан-Поль Марат были одним из известнейших деятелей и идеологов Французской революции конца 18-го века. Он родился 24.05.1743 в Будри в семье медика. Ж.-П. Марат также получил отличное медицинское образование.

  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

    М. Е. Салтыков-Щедрин был рождён в Тверской губернии в 1826 году. В возрасте 10 лет он начал обучение в Московском дворянском институте

Жуковский портрет. Портрет В.А.Жуковского — Карл Брюллов

Карл Павлович Брюллов (1799-1852) являлся не только великим художником жанровой живописи, но также и замечательным портретистом. В его творчестве есть множество замечательных портретов известных и неизвестных людей. Многие из них считаются настоящими шедеврами живописи. Одним из таких шедевров, который имеет не только художественную, но и историческую ценность, является « Портрет поэта В.А.Жуковского ». Написан в 1837 году. Холст, масло. Размеры: 110 x 83 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

У картины «Портрет В.А.Жуковского» существует невероятная история, которая делает работу Брюллова ещё более интересной и ценной. Известный русский поэт и основоположник романтизма в русской поэзии Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) сам попросил Карла Павловича Брюллова написать его портрет. Написанный портрет он собирался продать, чтобы получить деньги, необходимые для выкупа Тараса Григорьевича Шевченко из крепостных, который впоследствии стал одним из самых известных украинских поэтов. Потрет писался в петербургской квартире Карла Брюллова. Как отмечали современники, потрет Жуковского получился очень реалистичный как по внешнему сходству, так и по передаче выражения и характера поэта.

Как и было задумано, портрет был продан, а деньги пошли на выкуп Т.Г. Шевченко. Сам поэт Шевченко в своей биографии вспоминал об этой истории так: «Жуковский, предварительно узнавши цену от помещика, просил К.П. Брюллова написать его, В.А. Жуковского, портрет с целью разыграть его в лотерею… Великий Брюллов охотно согласился. Портрет написан. В.А. Жуковский с помощью графа М.Ю. Виельгорского устроил лотерею в 2500 рублей ассигнациями, и этою ценою была куплена моя свобода…».

На портрете изображён В. А. Жуковский в сидячем положении. Он находится у стола с книгами. Его руки сложены на коленях. Голова наклонена чуть вбок. Создаётся ощущение, что Жуковский внимательно слушает своего собеседника. По сведениям тех, кто его знал, именно таким и был известный русский поэт — внимательный, спокойный, часто сосредоточенный на своих мыслях. Сдержанный портрет пронизан спокойствием и умиротворением.

Важные даты биографии Жуковского

  • 1783 год – рождение
  • 1789 год – возведение в чин прапорщика и присвоение дворянского титула
  • 1797-1801 – обучение в Благородном пансионе при Московском университете
  • 1802 год – создание стихотворения \»Сельское кладбище\», которое стало литературным манифестом сентиментализма
  • 1808 год – создание баллады \»Людмила
  • 1808-1809 годы – должность главного редактора \»Вестника Европы\»
  • 1809 год – появление на свет баллады \»Кассандра
  • 1808-1812 годы – работа над созданием баллады \»Светлана
  • 1812 год – участие в Отечественной войне с Наполеоном в составе ополчения, создание стихотворения \»Певец во стане русских воинов
  • 1814 год – опубликованы стихотворение \»Императору Александру\» и баллада \»Эолова арфа
  • 1815 год – начало придворной службы, участие в литературном обществе \»Арзамас\»
  • 1817 год – создание баллады \»Вадим
  • 1819 год – рождение романтических стихов \»Цвет завета
  • 1822 год – появление самого романтического стихотворения \»Море
  • 1825 год – назначен воспитателем будущего императора Александра II
  • 1827 год – стал почётным членом Петербургской Академии Наук
  • 1831 год – создание сказок \»Сказка о царе Берендее\» и \»Спящая царевна
  • 1841 год – стал академиком Петербургской Академии Наук, получил отставку при дворе, уехал в Германию, женился на Елизавете Рейтерн
  • 1852 год – смерть

«Мой друг, хранитель-ангел мой…»

В 1805 г. в Белёв переехала овдовевшая Екатерина Афанасьевна Протасова, единокровная сестра В. А. Жуковского. В то время поэт строил в Белёве дом, а Протасовы поселились по соседству, в съёмном особняке на Крутиковской улице. Выплатив карточные долги покойного мужа, Екатерина Афанасьевна была стеснена в средствах и не могла нанять преподавателя для своих дочерей – 12-летней Марии и 10-летней Александры, а потому обратилась за помощью к Василию Андреевичу. Поэт воспринял предложение с энтузиазмом и разработал план, согласно которому девочки начали изучать историю, географию, эстетику, теологию, нравственность, изящную словесность, рисование, знакомились с произведениями европейских авторов.

Юным барышням очень нравились занятия с их молодым родственником. Они были совершенно не похожи между собой: бойкая, обещающая стать великолепной красавицей Сашенька и тихая замкнутая Маша, которую даже мать считала дурнушкой. Однако именно Мария всецело завладела мыслями и чувствами Василия Андреевича. В своём дневнике 9 июля 1805 г. поэт оставил следующую запись: «…можно ли быть влюбленным в ребёнка?». В этом чувстве не было ничего порочного. Будучи человеком высокой морали, Жуковский видел в юной Маше будущую супругу, хранительницу «семейственного счастия». В 1807 г. году Василий Андреевич попробовал объясниться с сестрой, но встретил решительный отказ. Екатерина Афанасьевна была очень религиозна и считала, что брак между родственниками невозможен. Раздосадованный Василий Андреевич отбыл в Москву заниматься редактированием «Вестника Европы». С 1808 г. сентиментализм в творчестве поэта сменился романтизмом.

В 1810 г. Протасова-старшая приняла решение переехать в доставшееся ей от отца село Муратово. Господского дома в имении не было, и Жуковский вызвался помочь со строительством. Он ещё надеялся переубедить сестру. Глядя в Машины глаза, он понимал, что любим и собирался бороться за своё счастье.

Анализ стихотворения Жуковского «Певец во стане русских воинов»

Стихотворение «Певец во стане русских воинов» В. А. Жуковского – это уникальное явление для поэтической традиции начала XIX века. Оно имеет сравнительно простую структуру, в которой используется распространенная перекрестная рифма. Посвящено стихотворение Отечественной войне 1812 года – теме, являющейся центральной для многих произведений этого времени. Однако его содержание, необычный язык и образы стиха выделяют его из ряда подобных произведений.

В 1979 году исследователи выяснили, что самой первой публикацией стихотворения является отдельное издание, подготовленное А. И. Тургеневым и выпущенное Морской типографией в Санкт-Петербурге. Позже оно еще не раз будет переиздано и дополнено самим автором.

История написания этого произведения также весьма интересна и запутана. Первоначальный заголовок стихотворения «Писано после отдачи Москвы перед сражением при Тарутине» указывает только на начало работы над «Певцом…». Черновой вариант, законченный 20 октября, содержал более 500 строк. В 1813 году Жуковский дополнил стихотворение еще 122-мя строками. До самого 1815 года автор, переосмысливая некоторые моменты, связанные с Отечественной войной, перерабатывает текст «Певца…».

Необходимость и возможность этих правок обусловлена содержанием и структурой стихотворения. Как отмечают критики, оно имеет открытое построение. Это означает, что строфы объединены сюжетом, но не связаны жестко друг с другом. Поэтому в текст можно добавить новые строки.

Главные темы произведения – воинская слава и защита Родины. Значительная часть стихотворения посвящена восхвалению ратных подвигов великих воинов прошлого и настоящего. Таким образом, «Певца…» можно было бы назвать одой. Но не все так просто с этим произведением. Обилие и глубина мыслей, которые развивает в нем автор, особая форма кантаты не позволяет однозначно определить жанр стихотворения. Это одновременно и ода, и элегия, и баллада, и героическая песнь, и поэма.

Первые строки произведения рисуют перед читателем картину военного лагеря. Бой окончен, войска разбрелись по своим станам. Зажглись огни, и усталые воины собрались у костров, чтобы перевести дух перед новым днем и новой битвой. И вот к костру выходит певец. Ударив по струнам, он заводит песнь о храбрости, доблести, о победах, о павших товарищах, о любви и славе, о славных предках и благодарных потомках. Воины вторят певцу и поднимают кубок с вином.

В этой балладе есть все, что поможет солдатам воспрянуть духом, обрести твердость. Тем, кто оплакивает смерть друга в бою, эта песнь утешит и подарит надежду на вечную жизнь в лучшем мире. Тем, кто сомневается, она укажет на достойную причину жертвовать собой в бою. Влюбленным эта песнь обещает скорую встречу с избранницами.

В первой части баллады певец воскрешает перед слушателями образы воителей прежних лет. Древние герои – князь Святослав, Дмитрий Донской, Петр I, Суворов и другие, словно встают вместе с ними в строй, вдохновляя их на свершения.

Затем автор прославляет царя и современных ему героев. Каждому видному полководцу (Раевский, Багратион, Тормасов, Платов и др.) достается яркий образ и слава.

Упоминание стольких грозных имен призвано не только поднять дух простых солдат, но и привести в трепет врага. Автор не называет врага, но обличает его подлость и обещает ему скорое возмездие.

Отдельного упоминания заслуживают и выдающиеся деятели культуры. Автор отдает дань уважения М. В. Ломоносову, Г. Р. Державину и др. Искусство, отчизна, любовь и дружба, по мнению певца, это то, за что почетно отдать жизнь.

Интересно, что в стихотворении используется лексика, архаичная даже для начала XIX века. Устаревшие слова («перуны», «могущий», «сретенье»), нетипичные ударения призваны подчеркнуть связь ушедших эпох и настоящего. Несмотря на то, что в это время уже используется огнестрельное оружие, автор называет снаряжение солдат шлемами и щитами, а их самих – ратниками. Эти метафоры также служат патриотической цели.

Нужно сказать, что эта высокая цель была достигнута. Самого Василия Андреевича заслуженно называют «певцом во стане русских воинов», стихотворение цитируют, оно становится основой для музыкальных произведений и прочно ассоциируется с подвигом русских солдат в Отечественной войне.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

«Долбинская осень»

Надолго остаться в деревне Василий Андреевич не мог. Нужно было заниматься делами, восстанавливать утраченный в московском пожаре гардероб, налаживать связи с издателями. А. Тургенев уже ждал Жуковского в Петербурге. Перед отъездом поэт ещё раз встретился с Е. А. Протасовой, чтобы просить руки Маши, но сестра была непреклонна. Чтобы смягчить маменьку влюбленные даже решились на хитрость: договорились «устроить» брак младшей Сашеньки с А. Ф. Воейковым. С последним Жуковский был давно, но даже не подозревал, какую роковую роль сыграет этот гнусный, беспринципный человек в его личной драме.

Осенью 1814 г. Василий Андреевич поселился в Долбино. Подстегиваемый любовной страстью и надеждой на скорое воссоединение с Машенькой он с головой ушёл в работу. В это время Жуковский написал 6 «Эпитафий», несколько посланий, ряд поэтических миниатюр, шуточных стихотворений и баллад, а также перевёл с французского «Библию» (из Л. Фонтана). «Долбинскую осень» (по аналогии с пушкинской Болдинской осенью) литературоведы считают одним из самых плодотворных периодов в жизни поэта.

Признание

В 1806 году, когда была объявлена война Франции, вполне возможно было вторжения врага — к этому начали готовиться. Жуковский, по совету товарища, написал «Песнь барда», которую собственноручно отвез в Москву, в редакцию «Вестника Европы».Публикация стихотворения сделала Жуковского настолько популярным, что он тут же стал знаменитостью. Его останавливали на улицах, чтобы пожать руку и поприветствовать. Таким образом, литературный талант Василия Андреевича, наконец, был всеми признан. С января 1808 года он был назначен главным редактором журнала «Вестник Европы». Это время активного творчества в разных жанрах.

Первая книжка «Вестника Европы», издаваемого В. Жуковским. На обложке — изображение Марка Аврелия

Смерть

Василий Андреевич Жуковский долгое время проживал в Баден-Бадене. В 1851 году к нему пришла болезнь. Один глаз писателя перестал видеть, поэтому творцу рекомендовали проводить больше времени в темной комнате. Несмотря на проблемы со здоровьем, Василий Андреевич страстно желал вернуться на родину – в Россию. Поддерживали в этом писателя Чаадаев и Гоголь.

Могила Василия Жуковского

14 июля 1851 года семья Жуковских должна была отправиться в путь, но этого не произошло, так как у мужчины воспалился глаз. Самостоятельно писать и читать Василий Андреевич не мог. Литератору помогали супруга и камердинер. Состояние здоровья Жуковского стремительно ухудшалось, поэтому автор стихов и баллад просит приехать в Баден Вяземского.

Окончательно слег Василий Андреевич после смерти Гоголя. А 12 апреля 1852 года не стало самого писателя. Автор сказок «О царе Берендее» и «Спящей царевне» был похоронен в специальном склепе, на стенах которого высекли строчки его стихотворений. Зная любовь писателя к России, в августе 1852 года камердинер перевозит прах Жуковского в Петербург. Сейчас могила поэта, переводчика и учителя находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, недалеко от могилы Н. Карамзина.

Интересные факты из биографии Жуковского

  • У Афанасия Ивановича Бунина, кровного отца Жуковского, было 11 детей, но незадолго до рождения Василия Андреевича, за короткий период времени умерли сразу шесть детей. Так что убитая горем жена Афанасия Ивановича, Мария Григорьевна, решила воспитать незаконнорожденного малыша как собственного сына.
  • Романтические стихотворения Жуковского носят печаль личных переживаний поэта. Долгое время он был влюблён в собственную племянницу по отцу, Марию Протасову, которая со своей сестрой была одно время его ученицей. Он даже делал ей предложение. Категорический отказ её матери до глубины души обидел Жуковского. Маша неудачно вышла замуж за профессора Дерптского университета И. Ф. Мойера и рано умерла (в 1823 году), что тоже повлияло на чувствительного Василия Андреевича. Вплоть до самой смерти Марии они переписывались, и в каждом письме – невыразимая тоска двух любящих сердец, которые не могут быть вместе.
  • Мало кто знает, что Жуковский переводил \»Одиссею\», практически не зная греческий язык.
  • Жуковский был учителем русского языка у немецкой принцессы Шарлотты, будущей императрицы Александры Фёдоровны.
  • Жуковский очень любил переводить и перекладывать на русский язык многие зарубежные литературные источники. Та же знаменитая баллада \»Людмила\» – это качественная переделка \»Леноры\» Бюргера Г. А.
  • Перу Жуковского принадлежит первый официальный гимн России, который назывался \»Молитва русских\», но это был всего лишь перевод английского гимна \»God save the King\».
  • Именно Жуковский был курьером между Николаем I и Пушкиным, когда тот лежал при смерти после дуэли: он передавал их записки.
  • Жуковский прекрасно знал всех писателей и поэтов того времени: был другом Батюшкова, любил проводить время с Пушкиным, был близок с Гоголем, считал Карамзина своим наставником.

Придворный учитель

В 1816 г. В. А. Жуковский при протекции Г. А. Глинки получил место учителя русского языка при Александре Фёдоровне, невесте великого князя Николая. Между венценосной ученицей и Василием Андреевичем сложились тёплые, почти дружеские отношения. Благодаря Жуковскому, прирожденному наставнику, Александра Федоровна оценила всю глубину и мощь русского языка. Сопровождая великую княгиню во время зарубежных поездок, поэт с удовольствием посещал великосветские рауты, театры и художественные галереи, охотно знакомился с деятелями культуры. И, о, чудо! Угасший было творческий дух ожил. Жуковский вновь взялся за перо: закончил перевод шиллеровской «Орлеанской девы», перевёл одну из поэм «Лаллы Рук». Не пренебрегал Василий Андреевич и салонной поэзией: легко сочинял экспромты и альбомные стихи.

В 1824 г. Поэт стал наставником великого князя Александра Николаевича. В своём письме к Вяземскому он писал, что отныне вынужден выбирать между воспитанием наследника престола и поэзией, причём не в пользу последней. Многие историки полагают, что под влиянием Жуковского определились многие взгляды и принципы будущего царя-освободителя. В свите цесаревича Василий Андреевич объездил всю Россию: бывал на Урале и в Сибири, нашёл и зарисовал место гибели Ермака. В заграничном путешествии с великим князем Жуковский посетил дом Гёте в Веймаре, в Берлине общался с живописцем Крюгером и скульптором Раухом, на итальянском озере Комо Василия Андреевича посетил Ф. Тютчев.

Современники свидетельствуют о В. А. Жуковском, как о добрейшем, тонко чувствующем человеке. Пользуясь влиянием при дворе, поэт был готов оказать помощь всякому, кто в ней нуждался. Он решал вопросы о лечении впавшего в безумие К. Батюшкова, ходатайствовал об освобождении от военной службы Е. Баратынского, пытался облегчить участь ссыльных декабристов, поддерживал Н. Гоголя, М. Лермонтова, Н. Некрасова.

Литература

В начале писательской карьеры Василий Жуковский столкнулся с материальными трудностями. На жизнь он зарабатывал, занимаясь разными переводами.

Вскоре его талант был по достоинству оценен современниками. Еще во время учебы в Московском пансионе, поэт познакомился с Николаем Карамзиным, который станет для него другом и наставником (см. интересные факты о Карамзине).

Если Жуковский плохо выполнял ту или иную работу, Карамзин начинал критиковать его творчество, однако при этом не забывал и о похвале.

Благодаря честной и объективной критике, Василий Андреевич смог повысить уровень писательского мастерства и стать прекрасным переводчиком.

В скором времени он принялся за создание баллады «Светлана», над которой усердно работал в течение 4 лет. Когда Александр Пушкин прочитал произведение, он высоко оценил талант Жуковского.

Интересно, что оба поэта в будущем стали друзьями, хотя Жуковский был почти на 20 лет старше Пушкина.

Итак, Василий Андреевич по-прежнему занимался переводами стихов. Его переводы обладали особой ясностью и насыщенностью.

В то же время Жуковский не забывал и о собственном творчестве. В 1822 г. он опубликовал элегию «Море», созданную в духе романтизма.

Так как писатель часто находился в окружении детей, это подтолкнуло его к сочинению сказок.

Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич в Летнем саду, 1832

За 30 лет своей биографии Жуковский написал 7 сказок, которые и сегодня не теряют своей популярности.

Самые известные из них «Спящая царевна», «Кот в сапогах» и «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке».

Василий Жуковский. Последние годы

С 40-х годов поэт вместе с супругой постоянно проживает в Германии, на что он получил императорское разрешение. Все гонорары за его произведения, жалованье и пенсия перечисляются ему в Германию. Большую часть своего времени он посвящал семье, но все же находил время и для новых переводов.

В 1851 году один глаз Жуковского совершенно ослеп, поэт не мог более писать и читать при свечах. Также обострились и другие его заболевания. Василий Андреевич страстно мечтал еще раз попасть в Россию, и уже запланировал поездку на весну 1852 года, но 12 апреля он скоропостижно скончался. Похоронили его на загородном кладбище Баден-Бадена, в склепе, стены которого украсили строчки его стихотворений. В августе того же года останки кремировали, и слуга Жуковского перевез его прах в Санкт-Петербург, где 24 августа прошло повторное захоронение.

Санкт-Петербург. Александровский сад, Памятник В. А. Жуковскому (1887, скульптор В. П. Крейтан, архитектор А. С. Лытков) смотрит на Дворцовую площадь. Автор Андрей Бутко

В.А. Жуковский — наставник императорской семьи

Учитель словесности

Так сложилось, что именно Жуковский стал тем человеком, кто преподавал русскую словесность и ряд других предметов многим членам царской семьи. Началось все с того, что с 1815 года, поэт был чтецом у императрицы Марии Федоровны. Затем, в 1817 году был решен вопрос о преподавании им русского языка великой княгине (будущей императрица Александре Федоровне, супруге Николая I).

А. Молинари. Портрет великой княгини Александры Фёдоровны. 1817, Государственный исторический музей

Она нуждалась в освоении русского языка, так как была немкой по рождению. Правда, вскоре выяснилось, что Василий Андреевич был «слишком поэтичен» для этой должности, и Александра Федоровна сетовала, что так и не смогла освоить русский язык в достаточной степени, чтобы произносить на нем длинные фразы. Но в целом императорская семья была довольна Жуковским, он часто сочинял стихи по заказу своей именитой ученицы, чем очень развлекал ее. При этом для самого Жуковского это была должность его мечты – всего один час работы в день, проживание в покоях князя, а потом и в Кремле, жалованье 5000 рублей в месяц и при этом полная свобода в остальное время.Василий Андреевич всего себя посвящает творчеству и общению в кругу литературных друзей. В это время были опубликованы его знаменитые баллады «Вадим», «Лесной царь», «Рыцарь Тогенбург» и многие другие. Позднее уроки Василия Андреевича посещает супруга князя Михаила Павловича. Жуковский подходит к своим обязанностям серьезно и с душой: он расширяет программу таким предметами, как философия, история, педагогика и эстетика.

Наставник цесаревича

Заслужив безграничное доверие императорской семьи, в 1825 году Василий Жуковский назначается на должность воспитателя цесаревича Александра, будущего императора Александра II. Василий Андреевич самолично разработал и представил на утверждение Николаю I всю программу воспитания наследника престола, разбив ее на три этапа:

  • Первый – с 8 до 13 лет – общеобразовательные предметы
  • Второй – с 13 до 18 лет – курс начал основных наук
  • Третий – с 18 до 20 лет – сосредоточение уже только  на практических опытах в жизни наследника престола.

Великий князь Александр Николаевич, 1828. Автор Пётр Фёдорович Соколов

По его инициативе были привлечены к процессу обучения преподаватели различных научных дисциплин, так как Жуковский был убежден, что государь должен быть всесторонне образованным. Сам он преподавал цесаревичу русскую грамматику, физику, историю человека, историю и географию. С преподавателями другим предметов поэт постоянно поддерживал связь, чтобы все обучение шло в едином русле. Также именно по настоянию Жуковского цесаревича Александра стали обучать военным дисциплинам лишь с 11 лет, а не с 9, как это было принято ранее.

Конечно же, поэт отдавал себе отчет, что эта служба накладывает на него колоссальную ответственность: и перед маленьким Сашей, и перед большим государством. Он старался через все обучение протянуть красную нить мысли: «Где правитель любит народное благо, там и народ любит власть правителя». Многие считают, что именно влияние Василия Жуковского сформировало Александра II таким государем и человеком, что в народе его прозвали «царем-освободителем». Так что прекращением существования крепостного права в 1861 году русский народ отчасти обязан и Василию Андреевичу Жуковскому.

Портрет Александра II кисти Джорджа Доу, 1827 год

Его служба придворным учителем закончилась через 12 лет, с достижением цесаревичем совершеннолетия. В качестве подарка своему именитому ученику Жуковский преподнес ему «образовательное путешествие»: они вместе с наследником престола посетили некоторые города России и несколько стран Европы. Можно сказать, наставник познакомил наследника престола с родной страной и приоткрыл ему красоты Европы. После отставки при дворе В. Жуковский на несколько лет уехал жить в Германию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: