Запрет ваххабизма

Происхождение термина

Термин «ваххабизм» происходит от имени отца Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792). Следует отметить, что Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба нельзя назвать основателем какой-нибудь новой секты или течения в Исламе, поскольку ничего нового он в Ислам не принес. Более того, будучи сторонником изначального Ислама, который практиковался первыми тремя поколениями последователей Мухаммеда («Ас-Саляф ас-Салих»), являлся противником всех последующих нововведений и примесей (бидаа).

В XVIII веке идея возвращения к истокам Ислама не является чем-то новым в случае Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Призывы к возвращению к Исламу времен Мухаммеда были в и прошлом: в IX веке — Ибн Ханбала, в XIV — Ибн Таймия. Популярны подобные идеи и в XXI веке среди различных исламских групп.

Исламские авторитеты также не считают Абд аль-Ваххаба основателем какой-то секты или раскольником. По мнению алжирского богослова Абу Раса ан-Насыри (أبو راس الناصري الجزائري‎‎), догматика «ваххабитов» «вполне правоверна». Басрийский летописец Усман ибн Санад (عثمان بن سند) называл последователей Ибн Абд аль-Ваххаба «ханбалитами прежних дней». По мнению Л. Корансеза, «ваххабизм» — это Ислам в своей первоначальной чистоте. Арабские исследователи Мухаммад Хамид аль-Факи (محمد حامد الفقي) и хафиз Вахба аз-Зухайли (Wahba Zuhayli) считают, что Ибн Абд аль-Ваххаб не был основателем нового учения; «ваххабизм не дал религии ничего нового» — утверждает хафиз Вахба. Таха Хусейн описывал это движение как «мощный призыв к истинному исламу, очищенному от многобожия и идолопоклонничества».

Пакет Яровой и другие запреты

Мы видим, что в нашей стране в последнее время очень много запретительных мер вводится, инициатив всевозможных, от закона «Яровой» до запрета Телеграмма. Запрет ваххабизма из той же части или не соотносятся эти вещи между собой?

Глобально, это тот же тренд, но есть еще собственно более локальные тренды в рамках запрета различных исламских течений, книг и запрет ваххабизма вписывается в этот тренд тоже.

О чем говорит опыт соседей в этой связи, в соседнем Таджикистане, допустим, запретили такое движение под названием «Саляфия», в Казахстане тоже что-то подобное готовится. Вообще, о чем это говорит?

Дело в том, что и в Казахстане и в Таджикистане используется, с вариациями конечно, та же модель антиэкстремистского законодательства, что и в России, но есть конечно какие-то специфические вещи, в 11-12-х годах в Казахстане была произведена регистрация, перерегистрация религиозных организаций, причем перерегистрация фактически была инициирована в рамках общего ужесточения контроля за религиозной сферой, связанной с террористическими актами на западе Казахстана. И каков результат? Число зарегистрированных религиозных организаций сократилось примерно с 4,5 тыс. до 3 тыс. в течение года, причем в основном потеряли регистрацию мусульманские общины.

Я думаю, что даже одного процента из потерявших регистрацию общин, их никто не подозревал в экстремизме или в каком-то радикализме, тем не менее это затронуло их деятельность, начались проверки, плюс, в Казахстане любая незарегистрированная религиозная деятельность запрещена, здесь мы видим явную диспропорцию. Да, действительно есть угроза со стороны радикалов, но жертвами антиборьбы с радикализмом там на 99% становятся люди, которые никакого отношения к этому радикализму не имеют. В Таджикистане сейчас вообще очень тяжелая ситуация, сейчас уже около 15% заключенных по данным годовой давности, я думаю, сейчас еще выше, находятся в тюрьмах по обвинению в религиозном экстремизме и число увеличивается и конечно, те правовые механизмы, которые используют, они не дают возможности как-то оправдаться людям, которые никакого отношения опять-таки не имеют к радикальной идеологии. На самом деле, вся эта модель применения антиэкстремистского законодательства, которая используется в России, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане имеет некие серьезный фундаментальные недостатки, которые невозможно исправить просто путем какой-нибудь мелкой модернизации этой модели, здесь нужны серьезные правовые шаги, пока, к сожалению, об этом в госструктурах никто не задумывается.

Отношение критиков Ислама к термину

В виду неоднозначной трактовки термина критикам Ислама настоятельно не рекомендуется его использовать. В массах людей бытует множество разнородных представлений о сути исламской проблемы. Многие люди, не знакомые с Исламом, полагают, что «ваххабизм» является некой сектой или извращением некого «изначального истинного» Ислама, и в связи с этим борьба с «ваххабизмом» и «фанатиками» представляется перспективным мероприятием, способным раз и навсегда покончить с исламским террором и насилием. Мифы о «ваххабизме» представляют опасность и для исторически исламизированных этносов и стран, где Ислам ошибочно воспринимается как некая традиция народа, а процесс исламизации как «возвращение к корням». Подобное ничем не подкрепленное убеждение играет на руку исламской пропаганде, с легкостью вербующей новых последователей среди молодых людей, родители которых не подозревали об опасности, когда отдавали детей в исламские школы и давали добро на учебу за рубежом.

Использование термина в России

В зависимости от разных географических и исторических факторов, термин «ваххабизм» использовался в отношении многочисленных и не имеющих друг с другом ничего общего различных мусульманских организаций и течений. Так, к примеру, в странах СНГ «ваххабитами» часто называют мусульман-суннитов, отращивающих бороду и подкорачивающих штаны, даже если они и не являются «радикалами».

В СМИ и официальном религиоведении

В российских СМИ термин «ваххабиты» применяют для обозначения мусульман, чьи убеждения и/или действия выходят за рамки законодательства страны. Поскольку исламский фундамент не совместим с нормами современных государств, действия и убеждения немалой части мусульман выходят за рамки законодательства цивилизованных стран, поэтому в «ваххабиты» можно записать немалое количество мусульман и целые исламские организации. В частности, в России к таковым часто относят:

  1. «классических» «ваххабитов», именующих себя салафитами — приверженцами «саф (чистого) Ислама»;
  2. ихванов — приверженцев «Братьев-мусульман»;
  3. хизбутов — сторонников террористической организации «Хизб ут-Тахрир»;
  4. таблигитов — адептов экстремистской пакистанской секты «Таблиги джамаат».

В мусульманской среде

Сами мусульмане термин «ваххабизм», как правило, не используют. Многие мусульмане считают этот термин «антиисламским» и «исламофобским». «Такфиристами» умеренные мусульмане иногда называют более консервативную часть единоверцев, условно именуя их иногда «современными хариджитами». Отличительной особенностью «такфиристов», как правило, называют отношение к джихаду и вынесению такфира (обвинения в неверии). Ислам выработал представления о малом и большом грехе. Так, мусульманин, совершивший большой грех, выводится из Ислама и приравнивается к неверному. Фактически этот человек объявляется муртадом (для которого предусмотрено наказание в виде смертной казни — за выход из Ислама). Надо сказать, что вынесение такфира является крайне серьезным обвинением мусульманина в неверии. Часто в исламской среде таких мусульман называют «джамаатом такфира и джихада».

Следует отметить, что не существует и в принципе не может быть никакого «русифицированного» или «татарского» Ислама. Все дело лишь в позициях, которые занимает Ислам в государстве — либо в поверхностной исламизации, либо в сильном кафирском и/или доисламском влиянии.

Охота на ведьм

Кто вообще продвигает эти идеи, по сути вопрос очень интересный. Не начнется ли охота на ведьм, что мы обсуждали недавно?

Я бы сказал, есть две такие заметные группы, одна группа находится в силовых структурах и особенно продвижение такого рода идей запретительных, она усилилась после того, как внутри силовых структур были созданы специальные подразделения по борьбе с экстремизмом. Для них число выявленных экстремистов, возбужденных дел — это показатель эффективности их служебной деятельности.

Бюджет этих структур постоянно увеличивается, вопросы к ним со стороны общества при каких-то новых актах насилия тоже возникает и поэтому многие дела не имеют под собой реальной почвы, но они составлены, мне кажется, в целях улучшения этих служебных показателей, тем более доступ к альтернативной информации все меньше и меньше становится, все чаще мы видим в средствах массовой информации сообщение, что раскрыта какая-то группа, дальше нет никакой информации ни о судебном процессе, ни полемике по вопросу виновности невиновности, который возникает во всех этих процессах.

Одна группа, которая продвигает расширение запретительного списка — это именно силовики, отвечающие за этот блок и более того, для них объективно выгодно, чтоб в этот список попали мирные течения потому, что эти люди обычно не маскируются, открыто выражают свои взгляды и конечно поймать сто таких запрещенных людей гораздо проще, чем выявить какую-то террористическую группу. Вторая группа- это еще с достаточно старых времен существует полемика в самой религиозной среде, в том числе между религиозными деятелями и в этих взаимных спорах некоторые из них пытаются обратиться к помощи государству, говоря, что их оппонент представляет опасность и сейчас эти тенденции усилились.

СССР поддерживал ваххабизм

Сегодня мало, кто помнит, но именно СССР первым официально признал КСА, так называемый ваххабизм, который был положен в основу нового государства нисколько не смущал советских лидеров, более того, считался прогрессивным антиколониальным движением. В 1926 году благодаря заслугам выдающегося отечественного дипломата Карима Хакимова с королевством удалось установить дипломатические отношения, а сам дипломат стал хорошим другом короля Абдаль Азиза Ас-Сауд.

«Мы должны стараться эту модель, которая у нас сложилась в России ее и показывать арабам исламского мира потому, что сегодня мы уже видим в этом есть потребность. Поэтому в этом отношении, тем более, у нас есть опыт мирного, доброго существования между представителями разных религий, это добрососедство, которое в принципе у нас испокон веков распространяется на территории нашей Российской федерации», — говорит член Президиума Совета муфтиев России Рушан Аббясов.

В мае 1932 года для расширения взаимовыгодного сотрудничества в советскую столицу прибыл принц Фесса, в последствии ставший королем, однако вождь так и не встретился с высоким гостем лично, чем сильно задел руководство молодого государства. Через год из рук СССР ушел контракт на разработку нефтяных месторождений, он достался американцам, определив ход истории до конца столетия. Но и этого будто было мало, в сентябре 37-го года из королевства в Москву был отозван посол Карим Хакимов, в январе 38-го его расстреляли, король не простил Сталину смерть друга и дипломатические отношения были разорваны.

«Наши взаимоотношения терять ни в коем случае нельзя, наши мусульмане в советское время, мы знаем по идеологическим соображениям, не могли совершать Хадж, от всего Советского союза выезжало не более 25-ти человек и если у нас сегодня какие-то отношения будут разрываться с Саудовской Аравией, то что мы будем видеть, чтобы не дай Аллах наши мусульмане остались без совершения одного из пяти столпов Ислама – Хаджа», — говорит член Президиума Совета муфтиев России Рушан Аббясов.

Однако шансы на продуктивное сотрудничество у двух стран уже были. В 1926-м году в Мекку на Всемусульманский конгресс выехала делегация из СССР, во главе которой стоял известный богослов-муфтий Ризаидин Фахриддин. Более того, именно его избрали вторым вице-председателем форума, такой высокий уровень доверия по отношению к СССР в Исламском мире объяснялся антибританскими настроениями. Последним гвоздем в гроб межгосударственных отношений стали массовые репрессии мусульман в Советском союзе в 30-х годах не то, что о стратегическом партнерстве, о простых отношениях короля забыли вплоть до горбачевской перестройки.

«Сегодня мы видим, как Россия играет очень важную роль в регулировании конфликтов на Ближнем Востоке и здесь конечно же отдельную роль надо отметить и Саудовской Аравии, притом, что мы понимаем, что сегодня основной масхаб – идеология, которая присутствует, зиждется на масхабе Ханбали, ханбалитский масхаб, и соответственно, по воззрениям, последователи ученного Мухаммада Абдуль Ваххаба соотвественно есть, но при этом мы неоднократно слышали, что в Саудовской Аравии были поставлены люди, полностью отрицает какие-либо идеи экстремизма, радикализма», — говорит Рушан Аббясов.

Сегодня Россия — наблюдатель в организации исламского сотрудничества, которая является наиболее влиятельным мусульманским международным объединением в мире. Между Москвой и Ар-Риядом нарастает товарооборот, отношения вышли на качественно иной уровень. В 2017 году впервые в истории нашу страну посетил сам король Салман ибн Абдуль-Азиз Аль-Сауд, это говорит об открывшихся перспективах и возможностях дальнейшего стратегического партнерства, которая долгие годы была невозможным из-за недальновидности отдельных мудрых вождей.

Что такое ваххабизм

«Ваххабизм» (от арабского «аль-ваххабия») – религиозно-политический феномен XVIII века в Аравии, движение названо по имени богослова и проповедника Мухаммада ибн Абдаль Ваххаба ат-Тамими, годы жизни 1703-1792. В центре его внимания были вопросы новшеств и различных отклонений, движение сыграло большую роль в возникновении Саудовского государства. Его последователи никогда себя ваххабитами не называли. В XX-XXI веке термин «ваххабизм» превратился в «жупел» и стал журналистским и публицистическим клише.

Так, самый известный лоббист антиваххабитского закона, называющий себя «исламоведом», географ Роман Силантьев относит к ваххабитам целый ряд групп, который находится с последними в открытой непримиримой вражде, согласно ему и его коллегам в Российской федерации сейчас порядка одного миллиона  семисот тысяч ваххабитов, что интересно, эта цифра практически совпадает с данными социологов, в числе всех россиян совершающих пятикратный намаз.

Более подробно на сегодняшнюю тему мы поговорим с нашим гостем -директором Центрально-азиатской программы правозащитного центра «Мемориал» Виталием Анатолиевичем Пономаревым.

Правильно ли использовать термины ваххабиты и ваххабизм?

В начале статьи мы уже указали на пагубность использования этих терминов. Ин ша Аллах, подытожим.

Идеология врагов Ислама в этом вопросе – смешать одних с другими и обозначить их всех ваххабитами. В то время, как ненавистные за свои акты террора и нечестия, как мусульманами, так и немусульманами зовутся хариджитами (или хавариджами). А стремящиеся исповедовать чистый, избавленный от ереси, Ислам – являются последователями пути пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, или «ахли Сунна уаль-Джама’а». За строгое следование пути праведным предшественникам (саляфам), они также именуются мусульманами саляфитами, дабы отличиться от тех течений, которые относят себя к Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но также впавшими в различные нововведения.

Врагам Ислама выгодно такое положение дел, как смешивания террористов и истинных мусульман по внешнему облику – это лучший способ отвратить сердца людей от религии Господа, которая не имеет к террору никакого отношения. Поэтому в СМИ легко разбрасываются «клеймом» ваххабит.

Заблудшим течениям Ислама также ненавистно, что их ересь изобличают, и они также поддерживают «готовое колесо», т.е. термин «ваххабит», чтобы одним именем отвратить своих сторонников от тех, кто призывает их к истинному Исламу.

Надеюсь, что Аллах позволил мне доходчиво донести до читателя ошибочность терминов «ваххабит» и «ваххабизм», а лишенные упрямства сердца и разумеющие люди смогут исправить свои воззрения на религию своего Создателя, которую пытаются представить в дурном свете СМИ, фильмы и прочие источники, диктующие массам ложное понимание сути Ислама.

И в конце воздаю Хвалу Всевышнему, Аллаху, Свят Он и Велик, и да благословит Аллах печать пророков Мухаммада, его род, семью и сподвижников, а также тех, кто последовал за ними до самого Судного Дня. И да будем мы причислены к этой группе облагодетельствованных Господом Миров.

Для желающих подробнее изучить вопросы, связанные с Исламом и нюансами, указанными выше, рекомендую ознакомиться с ниже предложенной информацией:

  1. Перевод смыслов Священного Корана с пояснением шейха ас-Саади
  2. О самоподрывах и прочих актах террора: Самоподрывы — истина или ложь?
  3. «Книга Единобожия» шейха Мухаммада Абдуль Уаххаба ат-Тамими с пояснением Салиха Аль аш-Шейха (https://islam-forum.ws/viewtopic.php?f=46&t=8159 )
  4. Различные материалы о сектах и течениях в Исламе (https://islam-forum.ws/viewforum.php?f=82 )

Отдельная благодарность брату adiga за проверку статьи.

Запрет ваххабизма в Дагестане

Вообще, аналогичная инициатива в том же Дагестане в 2014 году была инициирована Народным собранием республики, когда они предложили новый законопроект, отменяющий законы 99-го года «О запрете ваххабизма и экстремистской деятельности» ввиду того, что нет четких критериев, нет четких признаков определению как такового ваххабизма как явление.

Да, но здесь опять-таки по практике применения антиэкстремистского закона и запретительных судебных решений. В запретительных судебных решениях тоже не содержатся четкие признаки. Дальше возникает ситуация, когда, скажем, на русском языке по многим из них отсутствует компетентная литература или существуют дискуссии, разные точки зрения у экспертов.

Силовые структуры не стремятся особо вникать, им достаточно того, что находятся послушные эксперты, обычно это преподаватели региональных ВУЗов, еще есть некоторые люди, которые просто пишут анализы, мы о чем-то с вами говорим и используем какой-то термин, они говоря, что употребление в разговоре этого термина свидетельствует, что мы являемся членами запрещенного экстремистского течения. И доказать, опровергнуть этот довод практически невозможно потому, что судья говорит, как же эксперт имеет ученую степень, у него нет личной заинтересованности оговаривать обвиняемого, поэтому я не вижу оснований, почему я должен отвергать его доводы, а что касается тонкостей этой аргументации, с точки зрения, религиоведения, лингвистики, я не специалист, вот зато есть эксперт, который имеет ученую степень.

На самом деле, сейчас этот механизм сформулирован таким образом, что там не существует защиты, подогнать можно любого, поэтому, поскольку эти запреты не описывают детально запрещаемые структуры, даже с точки зрения их организаций и каких-то специфических элементов, то можно принять запретительное решение по любому течению даже по несуществующим как бы течениям, что кстати мы имеем, когда «Дом двух святынь» до сих пор числится как дом «Дом двух святых» и какие-то сообщества идут под несуществующими названиями, а какие-то наоборот объединяются под общую крышу, хотя это совершенно разные течения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: