Что именно изобрел джеймс уатт

рПЮЙРНПШ.

б ОЕПБНИ ОНКНБХМЕ XIX БЕЙЮ РЮЙФЕ ЯРПНХКХЯЭ ОЮПНБШЕ РПЮЙРНПШ, Б ВЮЯРМНЯРХ, Я ЦСЯЕМХВМШЛ УНДНЛ. нДМЮЙН ЙНЩТТХЖХЕМР ОНКЕГМНЦН ДЕИЯРБХЪ ОЮПНБШУ ДБХЦЮРЕКЕИ ПЮБМЪКЯЪ КХЬЭ 5%. оН ЩРНИ ОПХВХМЕ Б МЮВЮКЕ уу БЕЙЮ ОЮПНБШЕ ДБХЦЮРЕКХ МЮ ЮБРНЛЮЬХМЮУ АШКХ ГЮЛЕМЕМШ ДБХЦЮРЕКЪЛХ БМСРПЕММЕЦН

ЯЦНПЮМХЪ. я ХУ ОНЛНЫЭЧ ЮБРНЛНАХКХ ЯРЮКХ АНКЕЕ ЩЙНМНЛХВМШЛХ, КЕЦЙХЛХ Х ЯЙНПНЯРМШЛХ.

мЕКЭГЪ МЕ СОНЛЪМСРЭ Х Н ДПСЦХУ, ЛЕМЕЕ СДЮВМШУ ОПХЛЕМЕМХЪУ ОЮПЮ Б ЙНМЖЕ уIу — МЮВЮКЕ уу БЕЙНБ. ьХПНЙНЕ ПЮЯОПНЯРПЮМЕМХЕ ОЮПНУНДНБ, ОЮПНБНГНБ Х ОЮПНБШУ ЮБРНЛЮЬХМ ОНДРНКЙМСКН ХГНАПЕРЮРЕКЕИ Й ЛШЯКХ, ВРН ОЮП ЛНФМН ХЯОНКЭГНБЮРЭ Б ЮБХЮЖХХ Х Б ЮПЛХХ.

сБШ, ОЮП Б ЩРХУ НАКЮЯРЪУ ОПХЦНДХРЯЪ МЕ ЯЛНЦ. уНРЪ СФЕ Й ЯЕПЕДХМЕ уIу БЕЙЮ МЮЯВХРШБЮКНЯЭ МЕЯЙНКЭЙН ОНОШРНЙ ЯНГДЮМХЪ ЮЩПНОКЮМНБ Я ОЮПНБШЛ ДБХЦЮРЕКЕЛ. юМЦКХВЮМХМ сХКЭЪЛ уЕМЯНМ ОНЯРПНХК ЮООЮПЮР «щПХЕК яРХЛ йЩППХДФ», НАКЮДЮБЬХИ ОЮПНБШЛ ДБХЦЮРЕКЕЛ ЛНЫМНЯРЭЧ 25-30 К.Я., ЙНРНПШИ ОПХБНДХК Б ДЕИЯРБХЕ БНГДСЬМШЕ БХМРШ ДХЮЛЕРПНЛ 3,05 Л. вРНАШ СЛЕМЭЬХРЭ БЕЯ ЛЮЬХМШ, НАШВМШИ ЙНРЕК АШК ГЮЛЕМЕМ ЯХЯРЕЛНИ ЯНЯСДНБ ЙНМХВЕЯЙНИ ТНПЛШ Я ХЯОНКЭГНБЮМХЕЛ БНГДСЬМНЦН ЙНМДЕМЯЮРНПЮ. б 1844-1847 ЦНДЮУ уЕМЯНМ АЕГСЯОЕЬМН ХЯОШРШБЮК ЯБНХ ЮЩПНОКЮМШ. бЯЕ НМХ ГЮЙНМВХКХЯЭ МЕСДЮВМН. мН СФЕ Б 1848 ЦНДС дФНМ яРПХМЦТЕККНС БЯЕ-РЮЙХ ОНЯРПНХК ЮЩПНОКЮМ, ЙНРНПШИ НРНПБЮКЯЪ НР ГЕЛКХ, УНРЪ Х МЕ МЮДНКЦН. юОНТЕНГНЛ «ОЮПНЛЮМХХ» Б ЮБХЮЯРПНЕМХХ ЯРЮК ЮЩПНОКЮМ уЮИПЕЛЮ яРХБЕМЯЮ лЮЙЯХЛЮ ЙНРНПШИ НАКЮДЮК ОЮПНБНИ ЛЮЬХМНИ ЛНЫМНЯРЭЧ Б 360 К.Я., Ю ПЮГЛЕПЮЛХ ЛНЦ ЯПЮБМХРЭЯЪ Я ДБСУЩРЮФМШЛ ДНЛНЛ. мЕСДХБХРЕКЭМН , ВРН ЮЩПНОКЮМ лЮЙЯХЛЮ ПСУМСК Б НДМНВЮЯЭЕ, ЙЮЙ Х БЯЕ ЛЕВРШ ВЕКНБЕЙЮ ОНЙНПХРЭ БНГДСУ Я ОНЛНЫЭЧ ОЮПЮ.

мЕ КСВЬЕ НАЯРНЪКХ ДЕКЮ Я ОЮПНЛ Б ЮПЛХХ. ю БЕДЭ ЕЫЕ ЯЮЛ кЕНМЮПДН ДЮ бХМВХ НОХЯЮК ОСЬЙС, БШЯРПЕКХБЮЧЫСЧ ЯМЮПЪДЮЛХ ЯХКНИ РНКЭЙН НЦМЪ Х БНДШ. нМ ОПЕДОНКНФХК, ВРН ДКХММШИ ЛЕДМШИ ЯРБНК Я ЪДПНЛ, ОНКНФЕММШИ Б ОЕВЭ НДМХЛ ЙНМЖНЛ, ЯЛНФЕР БШАПНЯХРЭ ЯМЮПЪД, ЕЯКХ Б НРЯЕЙ ГЮ ЪДПНЛ БОПШЯМСРЭ МЕЛМНЦН БНДШ, ЙНЦДЮ РПСАЮ ЯХКЭМН ПЮГНЦПЕЕРЯЪ. кЕНМЮПДН ОНКЮЦЮК, ВРН БНДЮ ОПХ РЮЙНИ БШЯНЙНИ РЕЛОЕПЮРСПЕ ХЯОЮПХРЯЪ НВЕМЭ АШЯРПН Х, ЯРЮБ ЮМЮКНЦНЛ ОНПНУЮ, БШРНКЙМЕР ЪДПН МЮ НЦПНЛМНИ ЯЙНПНЯРХ. яРНХР НРЛЕРХРЭ, ВРН ХДЕЪ ОЮПНБНИ ОСЬЙХ ОПХОХЯШБЮЕРЯЪ юПУХЛЕДС. б ПСЙНОХЯЪУ ДПЕБМХУ СОНЛХМЮЕРЯЪ Н РНЛ, ВРН БН БПЕЛЪ НЯЮДШ яХПЮЙСГ Б 212 ЦНДС ДН МЮЬЕИ ЩПШ ПХЛЯЙХЕ ЙНПЮАКХ НАЯРПЕКЪКХ ХГ ОСЬЕЙ. мН БЕДЭ ОНПНУЮ РНЦДЮ Б еБПНОЕ МЕ АШКН! х кЕНМЮПДН ДЮ бХМВХ ОПЕДОНКНФХК МЮКХВХЕ С юПУХЛЕДЮ, ВЭХ СЯРПНИЯРБЮ НАНПНМЪКХ яХПЮЙСГШ, ОЮПНБШУ ОСЬЕЙ.

оПНБЕПХРЭ ЩРС ХДЕЧ ДЮ бХМВХ ПЕЬХК ЦПЕВЕЯЙХИ ХМФЕМЕП хНЮМХЯ яЮЙЙЮЯ . нМ ОНЯРПНХК ДЕПЕБЪММСЧ ОСЬЙС, Й РШКЭМНИ ВЮЯРХ ЙНРНПНИ ГЮЙПЕОКЪКЯЪ ЙНРЕК, МЮЦПЕБЮЕЛШИ ДН 400╟я. йЮЙ Х ОПЕДКЮЦЮК кЕНМЮПДН ДЮ бХМВХ, Б ЯОЕЖХЮКЭМШИ ЙКЮОЮМ ОНДЮБЮКЮЯЭ БНДЮ, ЙНРНПЮЪ, ХЯОЮПЪЪЯЭ ЛЦМНБЕММН, БПШБЮКЮЯЭ ОЮПНЛ Б ДСКН, НРВЕЦН АЕРНММНЕ ЪДПН Б НОШРЮУ яЮЙЙЮЯЮ СКЕРЮКН МЮ ПЮЯЯРНЪМХЕ 30-40 Л.

оПНБЕПХРЭ «АШКЭ» Н ОСЬЙЮУ юПУХЛЕДЮ АПЮКХЯЭ РЮЙФЕ ЯРСДЕМРШ СМХБЕПЯХРЕРЮ MIT Х СВЮЯРМХЙХ РЕКЕЯЕПХЮКЮ «пЮГПСЬХРЕКХ КЕЦЕМД», ОПЮБДЮ, АЕГ СЯОЕУЮ, ОНДНАМНЦН ДНЯРХФЕМХЧ яЮЙЙЮЯЮ.

б XIX БЕЙЕ Й ОЮПС БМНБЭ БЕПМСКХЯЭ, МН ЯНГДЮРЭ ПЕЮКЭМН АНЕЯОНЯНАМНЕ НПСФХЕ (ОСЬЙС КХАН ОСКЕЛЕР) МЕ СДЮКНЯЭ. б 1826-1829 ЦНДЮУ ПНЯЯХИЯЙХИ ХМФЕМЕП-ОНКЙНБМХЙ ЙНПОСЯЮ ОСРЕИ ЯННАЫЕМХЪ ю. йЮПЕКХМ ХГЦНРНБХК ЛЕДМСЧ 7-КХМЕИМСЧ (17,5 ЛЛ) НОШРМСЧ ОЮПНБСЧ ОСЬЙС. яРПЕКЭАЮ БЕКЮЯЭ ЬЮПНБШЛХ ОСКЪЛХ ОПХ ОНЛНЫХ БНДЪМНЦН ОЮПЮ, ЯЙНПНЯРПЕКЭМНЯРЭ ДНЯРХЦЮКЮ 50 БШЯРПЕКНБ Б ЛХМСРС. мН ХЯОШРЮМХЪ, ОПНБЕДЕММШЕ Б 1829-Л, МЕ БОЕВЮРКХКХ «ОПХЕЛМСЧ ЙНЛХЯЯХЧ», ЙНРНПЮЪ ЯНВКЮ ОСЬЙС ХГКХЬМЕ ЯКНФМНИ ДКЪ ХЯОНКЭГНБЮМХЪ Б ОНКЕБШУ СЯКНБХЪУ.

Двойной пар

В 1770-х гг. Уатт повысил мощность парового двигателя, заменив давление атмосферы на поршень давлением пара. Теперь пар в рабочий цилиндр подавался с двух сторон рабочего поршня, и поднимая, и опуская его. Патент на машину с цилиндром двойного действия Уатт получил в 1776 г. Это был уже не пароатмосферный, а паровой двигатель.

Давление пара мощнее атмосферного и поддаётся регулированию: чем выше температура нагревания парового котла, тем больше пара вырабатывается, тем сильнее будет давление. Мощные двигатели Уатта пригодились не только для насосов, но и для паровых молотов, прессов, молотилок, кузнечных мехов и прочих машин, где нужно было механизировать , вертикальное перемещение груза.

Паровая машина Уатта 1769 г. При открытом клапане А пар из парового котла (1) поступал в рабочий цилиндр (2) и поднимал рабочий поршень (3). Плечо коромысла с грузом — противовесом (4) опускалось, поднимая плечо (5) с рабочим и малым (6) поршнями. Малый поршень вытягивался из насоса конденсатора (7). Клапан А закрывали, открывали клапан Б, и отработанный пар из цилиндра устремлялся в вакуум конденсатора (8), где в окружении холодной воды бассейна (9) остывал и превращался в воду. Атмосферное давление опускало оба поршня. Клапан Б закрывали, открывали клапан В, и выдавленная из конденсатора тёплая вода поступала в котёл. Цикл замыкался.

оЮПНУНДШ.

яВХРЮЕРЯЪ, ВРН ОЕПБШИ ОЮПНУНД ОНЯРПНХК ЮЛЕПХЙЮМЕЖ пНАЕПР тСКРНМ Б 1807 ЦНДС — ЕЦН ЙНПЮАКЭ Я ЦПЕАМШЛ ЙНКЕЯНЛ МЮГШБЮКЯЪ «йКЕПЛНМР». оНМЮВЮКС тСКРНМ ОШРЮКЯЪ Я ОНЛНЫЭЧ ОЮПЮ ОПХБНДХРЭ Б ДБХФЕМХЕ БЕЯКЮ, МН ГЮРЕЛ НАПЮРХКЯЪ Й АНКЕЕ СДЮВМНИ ХДЕЕ ЙНКЕЯЮ. оЕПБНЕ ОКЮБЮМХЕ МЮ «йКЕПЛНМРЕ» тСКРНМ ЯНБЕПЬХК НДХМ, ОНЯЙНКЭЙС ФХРЕКХ НЙПЕЯРМНЯРЕИ МЮНРПЕГ НРЙЮГЮКХЯЭ ЯЕЯРЭ Б «ДЭЪБНКЭЯЙХ» ДШЛЪЫСЧ ОНЯСДХМС. гЮРН МЮ НАПЮРМНЛ ОСРХ Й тСКРНМС БЯЕ-РЮЙХ ОНДЯЕК НДХМ ЯЛЕКШИ ВЕКНБЕЙ, ГЮ ВРН Х ОНКСВХК НР ХГНАПЕРЮРЕКЪ ОПЮБН МЮ ОНФХГМЕММШИ АЕЯОКЮРМШИ ОПНЕГД МЮ «йКЕПЛНМРЕ».

оЕПБШИ БХМРНБНИ ОЮПНУНД ОНЯРПНХК Б 1838 ЦНДС ЮМЦКХВЮМХМ тПЕМЯХЯ яЛХР. хЯОНКЭГНБЮМХЕ ЦПЕАМШУ БХМРНБ БЛЕЯРН ЦПЕАМШУ ЙНКЕЯ ОНГБНКХКН ГМЮВХРЕКЭМН СКСВЬХРЭ УНДНБШЕ ЙЮВЕЯРБЮ ОЮПНУНДНБ. мЮ ОЮПНУНДЮУ ОНЯРЕОЕММН ХЯВЕГЮЧР БЯОНЛНЦЮРЕКЭМШЕ ,Ю Й МЮВЮКС уу БЕЙЮ Б ХЯРНПХЧ СУНДЪР Х ЯЮЛХ ОЮПСЯМШЕ ЙНПЮАКХ.

Начало карьеры

Прежде чем достичь больших высот в науке, Джеймсу Уатту пришлось столкнуться со многими трудностями. В юности он отправился в Лондон, чтобы освоить профессию, связанную с измерительными приборами.

Накопленных средств на обучение Джеймсу хватило только на один год из 7. В результате, он оказался в городе на нелегальном положении, поскольку не числился в учениках официально. Чтобы продолжать учебу он с утра до вечера трудился.

Изначально Уатт создавал традиционные линейки и циркули, после чего освоил изготовление квадрантов и теодолитов. Так и не окончив учебу он вернулся в Шотландию в надежде открыть собственное дело. Здесь парень конструировал и ремонтировал разные измерительные и оптические приборы.

Тем не менее, союз ремесленников Глазго воспретил Джеймсу заниматься данным ремеслом, так как он не имел традиционного обучения. Стоит заметить, что такое решение было вынесено не смотря на то, что у себя на родине Уатт являлся единственным мастером такой квалификации.

Однако благодаря воле случая, Джеймсу удалось найти выход из положения. В местный университет были доставлены ряд астрономических устройств, которые предстояло правильно установить и настроить. Это привело к тому, что благодаря хлопотам своего дяди, ему разрешили привести все приборы в порядок.

Прекрасно справившись со своей работой, Джеймс Уатт получил назначение стать мастером научных инструментов при университете. Именно с того момента у него появилась своя небольшая мастерская для реализации собственных идей.

В стенах вуза Уатт познакомился с химиком Джозефом Блэком, вместе с которым создал немало химических приборов. Позднее он начал сотрудничать с предпринимателем Джоном Крейгом. Вместе с ним он наладил производство разных инструментов, среди которых музыкальные и различные игрушки.

В итоге, дела пошли настолько хорошо, что Джеймс смог не только избавиться от нужды, но даже взять себе на работу ассистентов. В те годы он с еще большим рвением увлекся наукой и разработкой новых устройств и механизмов.

Семья и детство

Джеймс Уатт родился в весьма обеспеченной семье. Его отец работал кораблестроителем, кроме того приложил руку к строительству первого крана в местной пристани, его увлекали разные механизмы. Мать Джеймса была из богатой семьи. Именно обоим родителям будущий механик обязан тем, что они научили его читать и писать задолго до поступления в школу.

С детства Джеймс Уатт был очень болезненным. Поэтому учёба в школе была недолгой. Родители посчитали, что их ребёнок сможет всему научиться и сам, если этого пожелает. Так что целый год мальчик провёл в четырёх стенах

Не все друзья семьи понимали такой подход. Однажды Джеймса «поймали» на том, что он рисовал угольком что-то на очаге. Знакомый спросил у родителей, зачем они разрешают ребёнку портить имущество? На что Уатт-старший заметил, что сперва нужно разобраться, чем в действительности мальчик занят. Как оказалось позже, тот решал задачу Эвклида.

Подростком Джеймс начал изучать астрономию и химию. Кроме того отец, который и сам был неравнодушен к ручному труду, научил его столярному делу. Таким образом Джеймс сделал несколько моделей механизмов, которые разработал его отец. А ещё начал самостоятельно проводить научные эксперименты.

Несмотря на то, что учился он не в классе под присмотром учителей, к тому возрасту, когда нужно было вступать в гимназию, его знания во многом были выше уровня его сверстников.

В гимназии он совершенствует свои знания в области математики, кроме того начинает изучать латынь. Среди его увлечений ярко проявляется любовь к чтению: всё увиденное в книгах Уатт сразу же пробует применить на практике.

Изобретение

Серьезно паровой машиной Ватт стал заниматься после того, как зимой 1763-1764 гг. отремонтировал модель паровой машины Ньюкомена, принадлежавшую факультету натуральной философии Глазговского университета.

Паровая машина Ньюкомена была изобретена в 1711 г. и со временем нашла широкое применение для откачки воды из угольных шахт. Усовершенствованная машина Ньюкомена действовала следующим образом. В котле кипела вода. Над котлом размещался цилиндр машины, прикрепленный к балке дома. Когда поршень поднимался, в цилиндр впускали пар. После достижения поршнем верхнего положения, подачу пара перекрывали, а в цилиндр впрыскивали холодную воду. Пара конденсировалась, создавалось разрежение, и за счет атмосферного давления поршень двигался вниз — это было рабочее движение машины.

Когда Ватт отремонтировал модель машины Ньюкомена, оказалось, что она нуждается во впрыске чрезмерного количества холодной воды. Заинтересовавшись этим явлением, Ватт начал всесторонние исследования. Он пришел к выводу, что плохая работа модели по сравнению с настоящей машиной Ньюкомена обусловлена конденсацией свежего пара при впуске в цилиндр. Он провел опыты, в которых изучал основные свойства пара: связь между давлением и температурой, определение удельного объема пара, скрытой теплоты парообразования. После этого он ищет средства для уменьшения начальной конденсации пара. Решил, что для лучшего использования пара необходимо, чтобы цилиндр имел температуру пара, входящего в него, и не охлаждался. Соответственно, Ватт придумал конденсировать пар в отдельном холодильнике. Следует отметить, что, проводя опыты, Ватт советовался с Дж.Блеком.

Кроме отдельного холодильника, Ватт сделал несколько других усовершенствований: предложил для уплотнения поршня использовать воск или жиры, закрыть цилиндр сверху крышкой, через которую проходит круглый шток. Кроме того, предложил оббивать цилиндр деревом или другим утеплителем.

Научные достижения

С $1763$ по $1765$ года, Уатт исследовал двигатель Ньюкомена и нашел в нем недостатки, исправив их, он смог достичь правильной работы. Он предложил отдельный конденсатор, который соединялся с двигателем, это было его первым и величайшим изобретением, в котором пар от двигателя собирался для конденсации. Это предотвратило потерю для скрытой теплоты и повысило эффективность его работы.

К концу $1765$ года, $29$-летний Уатт построил свой первый мелкосерийный паровой двигатель, с отдельной камерой для конденсации. Начало промышленной революции становилось все ближе, но еще не началось.

Через одиннадцать лет после того, как Уатт построил свой первый мелкосерийный паровой двигатель, его двигатели начали устанавливать для откачки воды из шахт.
В $1769$ году, в возрасте $33$ лет, Уатт запатентовал свой новый двигатель.

Замечание 3

Новости о новых эффективных двигателях распространяются быстро, и с приходом паровых двигателей Уатта, началась промышленная революция.

С $1780$ по $1790$ года он изобрел многочисленные методы, для улучшения работы парового двигателя и запатентовал их. Это включает в себя вращательное движение, двойное действие двигателя, параллельное движение и изобретение манометра.

Замечание 4

Уатт продолжил научно-исследовательскую работу до его выхода на пенсию. Он запатентовал свою копировальную машину, двигатель двойного действия, роторный двигатель, и индикатор давления пара.

оЮПНБНИ ЛНКНР.

оЮПНБНИ ЛНКНР ЦНЯОНДЯРБНБЮК Б ЛЮЬХМНЯРПНЕМХХ МЮ ОПНРЪФЕМХХ 90 КЕР Х АШК НДМНИ ХГ БЮФМЕИЬХУ ЛЮЬХМ ЯБНЕЦН БПЕЛЕМХ. еЦН ЯНГДЮМХЕ Х БМЕДПЕМХЕ Б ОПНХГБНДЯРБН ОН ЯБНЕЛС ГМЮВЕМХЧ ДКЪ ОПНЛШЬКЕММНИ ПЕБНКЧЖХХ ЛНФМН ЯПЮБМХРЭ РНКЭЙН Я ББЕДЕМХЕЛ ЛЕУЮМХГХПНБЮММНЦН ЯСООНПРЮ РНЙЮПМНЦН ЯРЮМЙЮ, НЯСЫЕЯРБКЕММШЛ цЕМПХ лНДЯКХ МЮ ПСАЕФЕ XIX БЕЙЮ. бЮФМНЕ ЛЕЯРН, ГЮМХЛЮЕЛНЕ ЛНКНРНЛ Б ЖЕОХ ОПНХГБНДЯРБЮ, НАЗЪЯМЪКНЯЭ НЦПНЛМШЛ ГМЮВЕМХЕЛ ЙНБЙХ Б НАЫЕЛ РЕУМНКНЦХВЕЯЙНЛ ОПНЖЕЯЯЕ ОНКСВЕМХЪ ХГДЕКХИ ХГ ФЕКЕГЮ.

═оЕПБШЕ РЮЙХЕ ЛНКНРШ ОНЪБХКХЯЭ СФЕ Б XIII БЕЙЕ, Ю ХУ ЬХПНЙНЕ ПЮЯОПНЯРПЮМЕМХЕ НРМНЯХРЯЪ Й XVI БЕЙС. б ЙНМЖЕ XVIII БЕЙЮ БНЬКХ Б СОНРПЕАКЕМХЕ ЛНКНРШ Я ОПХБНДНЛ НР ОЮПНБНИ ЛЮЬХМШ. оЮРЕМР МЮ ХГНАПЕРЕМХЕ РЮЙНЦН ЛНКНРЮ ОНКСВХК Б 1784 ЦНДС дФЕИЛЯ сЮРР . б 1784 Ц. ЯПЮГС ОНЯКЕ ОНКСВЕМХЪ ОЮРЕМРЮ МЮ ОЮПНБСЧ ЛЮЬХМС НМ ГЮОЮРЕМРНБЮК Х ОЮПНБНИ ЛНКНР . яСЫМНЯРЭ ХГНАПЕРЕМХЪ ЯНЯРНЪКЮ Б ОПХЯОНЯНАКЕМХХ ОЮПНБНИ ЛЮЬХМШ, ЯМЮАФЕММНИ ЛЮУНБШЛ ЙНКЕЯНЛ, ДКЪ ОПХБНДЮ ПЮЯОПНЯРПЮМЕММНЦН Б РН БПЕЛЪ ПШВЮФМНЦН ЛНКНРЮ. оЕПБШИ ХГ ЛНКНРНБ сЮРРЮ БЕЯХК 120 ТСМРНБ (54,5 ЙЦ) Х ОНДМХЛЮКЯЪ МЮ БШЯНРС 8 ДЧИЛНБ (203 ЛЛ); гЮРЕЛ сЮРР ОНЯРПНХК ПШВЮФМШИ ОЮПНБНИ ЛНКНР Я БЕЯНЛ ОЮДЮЧЫХУ ВЮЯРЕИ НЙНКН 380 ЙЦ, ПЮАНРЮБЬХИ Я ВЮЯРНРНИ 300 СДЮПНБ Б ЛХМСРС. мЕЯЛНРПЪ МЮ ПЪД СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХИ, ЙХМЕЛЮРХВЕЯЙЮЪ ВЮЯРЭ ЛНКНРЮ АШКЮ СЯРЮПЕБЬЕИ Х ЯБНДХКЮ МЮ МЕР АНКЭЬХЕ БНГЛНФМНЯРХ ОЮПНБНЦН ДБХЦЮРЕКЪ. оНЩРНЛС ОПЮЙРХВЕЯЙНЦН ПЮЯОПНЯРПЮМЕМХЪ ЛНКНР сЮРРЮ МЕ ОНКСВХК.

гЮЯКСЦХ Б ЛЕДХЖХМЕ.

мН Х Б ХЯРНПХХ ЛЕДХЖХМШ ЙПХРХВЕЯЙХУ ЯНЯРНЪМХИ НМ НЯРЮБХК ЪПЙХИ ЯКЕД ЯБНХЛ ЯНРПСДМХВЕЯРБНЛ Я ╚оМЕБЛЮРХВЕЯЙХЛ ЛЕДХЖХМЯЙХЛ ХМЯРХРСРНЛ╩ рНЛЮЯЮ аЕДДН. дФЕИЛЯ сЮРР ЯМЮАФЮК КЮАНПЮРНПХХ ХМЯРХРСРЮ МЕНАУНДХЛШЛ НАНПСДНБЮМХЕЛ. аКЮЦНДЮПЪ ЕЦН СВЮЯРХЧ, Б ╚оМЕБЛЮРХВЕЯЙНЛ ХМЯРХРСРЕ╩ ЯНГДЮБЮКХЯЭ Х ХЯОШРШБЮКХЯЭ ОЕПБШЕ ХМЦЮКЪРНПШ, ЯОХПНЛЕРПШ, ЦЮГНЛЕПШ Х Р.Д. яЮЛ дФЕИЛЯ сЮРР, Ю РЮЙФЕ ЕЦН ФЕМЮ Х НДХМ ХГ ЯШМНБЕИ, МЕНДМНЙПЮРМН СВЮЯРБНБЮКХ Б МЮСВМШУ ЩЙЯОЕПХЛЕМРЮУ. ╚оМЕБЛЮРХВЕЯЙХИ ХМЯРХРСР╩ ЯРЮК МЮЯРНЪЫХЛ МЮСВМШЛ ЖЕМРПНЛ, Б ЙНРНПНЛ ХГСВЮКХЯЭ ЯБНИЯРБЮ ПЮГКХВМШУ ЦЮГНБ Х ХУ БКХЪМХЕ МЮ НПЦЮМХГЛ ВЕКНБЕЙЮ. лНФМН ЯЙЮГЮРЭ, ВРН рНЛЮЯ аЕДДН Х ЕЦН ЯНРПСДМХЙХ АШКХ ОХНМЕПЮЛХ Х ОПЕДЬЕЯРБЕММХЙЮЛХ ЯНБПЕЛЕММНИ ПЕЯОХПЮРНПМНИ РЕПЮОХХ. й ЯНФЮКЕМХЧ, рНЛЮЯ аЕДДН НЬХАНВМН ОНКЮЦЮК, ВРН РСАЕПЙСК╦Г БШГШБЮЕРЯЪ ХГАШРЙНЛ ЙХЯКНПНДЮ. оНЩРНЛС ЯШМ дФЕИЛЯЮ сЮРРЮ, цПЕЦНПХ, ОПНЬ╦К Б ╚оМЕБЛЮРХВЕЯЙНЛ ХМЯРХРСРЕ╩ ЯНБЕПЬЕММН АЕЯОНКЕГМШИ ЙСПЯ КЕВЕМХЪ ХМЦЮКЪЖХЪЛХ СЦКЕЙХЯКНЦН ЦЮГЮ. нДМЮЙН ХЛЕММН Б ╚оМЕБЛЮРХВЕЯЙНЛ ХМЯРХРСРЕ╩ БОЕПБШЕ АШК ОПХЛЕМ╦М Я КЕВЕАМНИ ЖЕКЭЧ ЙХЯКНПНД; АШКХ ПЮГПЮАНРЮМШ НЯМНБШ ЮЩПНГНКЭМНИ РЕПЮОХХ; БОЕПБШЕ АШКЮ ХГЛЕПЕМЮ НАЫЮЪ ╦ЛЙНЯРЭ К╦ЦЙХУ ЛЕРНДНЛ ПЮГБЕДЕМХЪ БНДНПНДЮ (ц.дЩБХ), Х Р.Д. бЕМЖНЛ ЯНРПСДМХВЕЯРБЮ сЮРРЮ Х аЕДДН ОН КЕВЕАМНЛС ОПХЛЕМЕМХЧ ПЮГКХВМШУ ЦЮГНБ ЯРЮКЮ ХУ ЯНБЛЕЯРМЮЪ ЙМХЦЮ ╚лЮРЕПХЮКШ ОН ЛЕДХЖХМЯЙНЛС ОПХЛЕМЕМХЧ ХЯЙСЯЯРБЕММШУ ЯНПРНБ БНГДСУЮ╩, БШЬЕДЬЮЪ ДБСЛЪ ХГДЮМХЪЛХ ( 1794, 1795 ЦЦ.), Х ЯРЮБЬЮЪ ОЕПБШЛ ЯОЕЖХЮКЭМШЛ ОНЯНАХЕЛ ОН НЙЯХЦЕМНРЕПЮОХХ.

гЮЙКЧВЕМХЕ

сЮРР ОПНФХК ДНКЦСЧ Х ОНКМСЧ ЯНАШРХИ ФХГМЭ, Х СЛЕП 19 ЮБЦСЯРЮ 1819 ЦНДЮ Б уХРТХКДЕ АКХГ аХПЛХМЦЕЛЮ. мЮ ОЮЛЪРМХЙЕ дФЕИЛЯС сЮРРС МЮОХЯЮМН: ╚сБЕКХВХК БКЮЯРЭ ВЕКНБЕЙЮ МЮД ОПХПНДНИ╩. рЮЙ НЖЕМХКХ ЯНБПЕЛЕММХЙХ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭ ГМЮЛЕМХРНЦН ЮМЦКХИЯЙНЦН ХГНАПЕРЮРЕКЪ . ю ЩОНУЮ ОЮПНБШУ ЛЮЬХМ ГЮЙНМВХКЮЯЭ Б 50-У ЦНДЮУ МЮЬЕЦН БЕЙЮ. нМЮ ДКХКЮЯЭ АНКЭЬЕ 150 КЕР. яЕЦНДМЪ ОПНЛШЬКЕММНЯРЭ ПЮАНРЮЕР МЮ ЩКЕЙРПХВЕЯРБЕ. аНКЭЬЕ МЕР ОЮПНУНДНБ, Ю РНОКХБНЛ ДКЪ ЛЮЬХМ Х ОНЕГДНБ ЯКСФХР МЕТРЭ. мН НЦПНЛМШЕ ХГЛЕМЕМХЪ, ОПНХЯЬЕДЬХЕ ГЮ ОНЯКЕДМХЕ ДБЮ БЕЙЮ, АШКХ МЮВЮРШ дФЕИЛЯНЛ сЮРРНЛ Х ЕЦН ОЮПНБШЛ ДБХЦЮРЕКЕЛ . мЕ БЯЕ ЩРХ ХГЛЕМЕМХЪ АШКХ Й КСВЬЕЛС.

яНОЕПМХВЕЯРБН ЛЕФДС ОПНЛШЬКЕММШЛХ ДЕПФЮБЮЛХ ОПХБЕКН Б XX БЕЙЕ Й ДБСЛ ЛХПНБШЛ БНИМЮЛ. дН ЯХУ ОНП ЯСЫЕЯРБСЕР ЦХЦЮМРЯЙЮЪ ОПНОЮЯРЭ ЛЕФДС ОПНЛШЬКЕММН ПЮГБХРШЛХ ЯРПЮМЮЛХ Х НЯРЮКЭМШЛ ЛХПНЛ. лХККХНМШ КЧДЕИ, ПЮАНРЮЧЫХУ МЮ ТЮАПХЙЮУ, УНРЕКХ АШ ХЛЕРЭ БНГЛНФМНЯРЭ ГЮПЮАЮРШБЮРЭ ЯЕАЕ МЮ ФХГМЭ ЙЮЙ-МХАСДЭ ОН-ДПСЦНЛС. йНЦДЮ дФЕИЛЯ сЮРР СЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮК ДБХЦЮРЕКЭ мЭЧЙНЛЕМЮ , НМ ОНКНФХК МЮВЮКН РЕЛ ХГЛЕМЕМХЪЛ, ВРН МЕСГМЮБЮЕЛН ОПЕНАПЮГХКХ НАКХЙ ЛХПЮ.

яОХЯНЙ КХРЕПЮРСПШ:

1.бЪГМХЙНБ б.х. ╚хЯРНПХЪ ЯНГДЮМХЪ ОЮПНБНИ ЛЮЬХМШ НР яЕИБЕПХ ДН сЮРРЮ.╩ оПНЦПЕЯЯ. 1986 Ц. 2. аНКЭЬЮЪ ЯНБЕРЯЙЮЪ ЩМЖХЙКНОЕДХЪ, аящ. 1977 Ц. 3. ╚аНКЭЬНИ ЩМЖХЙКНОЕДХВЕЯЙХИ ЯКНБЮПЭ.╩ лНЯЙБЮ, йХл. 2004 Ц. 4. цПХМЕБЕЖЙХИ б. х. ╚оЮПНБШЕ ЛЮЬХМШ╩, 2 ХГДЮМХЕ, лНЯЙБЮ, 1996 Ц.  5. йНГКНБ м.х. ╚оЮПНБНИ ДБХЦЮРЕКЭ. сЯРПНИЯРБН, ПЮАНРЮ.╩ лНЯЙБЮ, мЮСЙЮ. 1989 Ц. 6. фХПХЖЙХИ ц. я. ╚нАЫЮЪ РЕОКНРЕУМХЙЮ╩, 2 ХГДЮМХЕ,лНЯЙБЮ, 1982 Ц.

Жизненный путь

Джеймс Уатт родился 19 января 1736 года в Шотландии, в Гриноке близ Глазго. Отец отправил его в Лондон, чтобы Джеймс обучился слесарному делу. За один год он освоил программу, рассчитанную на 7 лет, и, вернувшись на родину, стал работать механиком в университете Глазго. Познакомившись с физиками Дж. Блэком и Дж. Робинсоном, Уатт принимал участие в проводимых ими экспериментах по определению теплоты парообразования. В то время было очень популярно создавать паровые машины, среди которых к тому времени существовали «огневая машина» француза Д. Папена, паровой водоподъемник Т. Севери, пароатмосферная машина Т. Ньюкомена. Уатт приступает к совершенствованию паровой машины.

Джеймс Уатт впервые сумел добиться того, чтобы пар не охлаждался внутри цилиндра, в противном случае образовывался конденсат, и эффективность машины падала. В машине Уатта применялось избыточное давление пара, это улучшало экономичность и снижало габариты установки (эта особенность была запатентована в 1768 году). Работы инженера заинтересовали фабриканта Мэтью Болтона, владевшего металлообрабатывающим заводом в местечке Сохо близ Бирмингема, и он заключает с Уаттом соглашение о партнерстве. В 1782 году Уатт создает первую паровую машину двойного действия. Болтону принадлежала идея измерять мощность двигателя в лошадиных силах, а по имени Уатта была названа единица мощности – Ватт. Фирма «Болтон и Уатт» до конца века была монополистом в Англии по производству паровых машин.

Паровая машина Уатта сыграла большую роль в промышленном перевороте и переходе к машинному производству. Кроме того, Уатту принадлежат и другие изобретения и открытия: ртутный манометр, водомерное стекло в котлах, копировальные чернила, индикатор давления. Умер Джеймс Уатт 19 августа 1819 года в Хитфилде близ Бирмингема (Англия).

Биография

Детство

Джеймс Уатт имел от рождения хрупкое здоровье. Мать научила его читать, а письму и арифметике его научил папа. Хотя он начал было учиться в средней школе Гринока, слабое его здоровье, и постоянные недомогания положили этому конец. Большую часть года он был ограничен стенами своей комнаты, где учился самостоятельно. Друг его отца увидев однажды, что мальчик рисует на очаге мелом какие-то линии и углы, спросил: «Зачем Вы разрешаете ребёнку тратить впустую время; почему бы не послать его в школу?» Джеймс Уатт-старший ответил: «Не судите его слишком быстро; прежде разберитесь, чем он занят». Оказалось, что он искал решение задачи Эвклида.

Будучи подростком, он увлекался астрономией, химическими опытами, научился всё делать своими руками, за что получил от окружающих звание «мастера на все руки».

Образование

https://youtube.com/watch?v=Ty2WTVhX6Oo

Джеймс Уатт и паровая машина — Яндекс.Видео.flv

Все видео

В университете Уатт познакомился с химиком Джозефом Блэком. Эта встреча способствовала разработке ряда новых химических приборов, необходимых в дальнейших исследованиях Блэка.

Изобретательство

В 1774 году к Джеймсу Уатту, обратился профессор физики университета Глазго Джон Андерсон с просьбой отремонтировать действующий макет паровой машины Ньюкомена (имелась в виду «огневая машина», изобретённая английским инженером Томасом Ньюкоменом). Макет был оснащен 2-дюймовым цилиндром и имел рабочий ход поршня в 6 дюймов. Уатт провел ряд экспериментов, в частности, заменил металлический цилиндр на деревянный, смазанный льняным маслом и высушенный в печи, уменьшил количество поднимаемой за один цикл воды и макет, наконец, заработал. При этом Уатт убедился в неэффективности машины и внёс в конструкцию многочисленные усовершенствования. Первым значительным усовершенствованием, которое Уатт запатентовал в 1769 году, была изолированная камера для конденсации. Он изолировал паровой цилиндр, а в 1782 году он изобрёл машину двойного действия. Вместе с более мелкими усовершенствованиями это изобретение позволило увеличить производительность паровой машины в четыре и более раз. Кроме того, сама машина стала легко управляемой.

Попытки Уатта поставить свои изобретения на коммерческую основу не имели успеха до тех пор, пока он не вступил в деловые отношения с предпринимателем Мэттью Болтоном. Совместная компания «Boulton and Watt» успешно действовала на протяжении двадцати пяти лет, в результате чего Уатт стал весьма состоятельным человеком.

Российское предложение

Российская академии наук пригласила Уатта работать в России. Русское правительство предложило английскому инженеру «занятие, сообразное с его вкусом и познаниями» и с ежегодным жалованьем в 1000 фунтов стерлингов. Намерение Уатта уехать в Россию вызвало переполох. Поэт Эразм Дарвин написал: «О Боже, как я был напуган, когда услышал, что русский медведь зацепил Вас своей громадной лапой и тянет в Россию! Умоляю не ездить, если только это возможно… Я надеюсь, что Ваша огненная машина оставит Вас здесь». Уатт в Россию не поехал.

Старость

Уатт был разносторонне одарён, легко изучал языки, много читал. Вальтер Скотт в предисловии к одному из своих романов выражает удивление разнородности познаний Уатта, которого он знал в последние годы его жизни.

Скончался в возрасте 83 лет и был похоронен в приходской церкви в Хэндсворте. Вскорости в Вестминстерском аббатстве был воздвигнут памятник Уатту, выполненный талантливым скульптором Уантри.

Уатт-изобретатель

Поработать над разработкой модернизации паровой машины Уатту предлагали ещё в 1759 году, но тот отказался. Механизм Ньюкомена существовал тогда уже добрых полстолетия, но никому не было дела до того, чтобы в ней разобраться и усовершенствовать.

Ещё через четыре года к нему написал профессор университета Глазго с предложением произвести ремонт макета машины, который у них имелся. В результате Уатт не только отремонтировал механизм, но, увлёкшись работой, изменил некоторые детали и, таким образом, усовершенствовал его. Теперь энергия пара шла на разогрев всего цилиндра, а не просто преобразовывалась в механическую.

Работа над паровым механизмом так увлекла Уатта, что он начал проводить разные эксперименты с кипячением воды. И открывает скрытую теплоту. Он понимает, что пар может нагревать сильнее, чем горячая вода.

В 1769 Уатт наконец получает патент на свою разработку — изолированную камеру для конденсации. В том же году он хочет построить первую полномасштабную модель паровой машины, но сделать это не удаётся. Обработка металла в те годы ещё не была на нужном уровне, да и капиталовложений требовалось немало.

На помощь изобретателю приходят местные предприниматели. Они помогают изготовить нужную модель. Но, чтобы поставить производство на поток, нужны деньги. Здесь он опять находит поддержку — становится партнёром в компании Boulton and Watt. За 25 лет совместного бизнеса Уатт стал очень богатым человеком.

В 1782 Джеймс разработал механизм двойного действия, исключив из машины паровой цилиндр.

Двигатель Ньюкомена

Английский кузнец, изобретатель-самоучка Томас Ньюкомен, объединив идеи Папена и Севери, в 1711 г. создал машину, в которой пар охлаждался не в котле, а в рабочем цилиндре, сберегая больше тепла и делая процесс непрерывным. Ньюкомен назвал своё детище «пароатмосферным двигателем», т. к. поршень поднимал пар, а опускало его давление атмосферы. Двигатель Ньюкомена приводил в движение коромысло с поршнем насоса, откачивавшего воду из шахты.

Машина потребляла много угля, а полезную работу поршень совершал только при опускании. Но владельцы шахт, не испытывая недостатка в угле, уже к 1733 г. купили 110 машин Ньюкомена.

Паровая революция

Изготовление поршня и цилиндра для паровой машины требовало высокой точности в подгонке деталей, чтобы пар не прорывался в зазоры между ними, грозя обварить окружающих. Для массового производства паровых машин создали высокоточные станки, которые упростили производство и всех других станков — началась цепная реакция развития машиностроения. Машины Уатта внедрялись во все отрасли производства и ставились в любом месте, что позволило перенести промышленные центры в города, где было достаточно рабочей силы. Так создание одной машины сразу подняло на новый уровень всё производство, переведя «машинную революцию» в революцию промышленную. С начала XIX в. варианты паровых машин служили и двигателями для транспорта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: