Афинский акрополь

Парфенон

Но самый удивительный храм Акрополя — мраморный Парфенон, окруженный колоннадой. Строительством Парфенона Перикл решил отметить победоносное окончание греко-персидских войн 499-449 гг. до н. э. Храм был построен в 447-438 гг. до н. э. В святилище Парфенона находилась статуя Афины работы Фидия, созданная из полутора тонн золота, высотой около 12 м. Главный фасад Парфенона нарочно был обращен на восток, чтобы фигура Афины освещалась лучами восходящего солнца.

Впоследствии Парфенон использовали не только как место принесения даров богам, но и в более практичных целях: для хранения казны, для размещения государственного архива.

Акрополь обладает необычно асимметричной планировкой архитектурного ансамбля. Использован естественный рельеф местности и ступенчатая площадка на вершине скалистого холма. Храм Парфенон возведен в высшей точке Акрополя, на месте, посвященном богам. Даже сейчас он виден с любой точки города, а в древности — с островов Саламин и Эгина. На площадке Акрополя храм развернут в три четверти, что дает возможность охватить взглядом все здание.

История

Акрополь — древний город на высоком холме. За стенами располагалось основное поселение. Город был абсолютно неприступен при штурме. Как и любое значимое в жизни горожан место, Акрополь овеян легендами. Одна из них рассказывает о том, что построил город Кекропс. Он был наполовину змей, наполовину человек. Кекропс посвятил свое творение богине Афине. И первый храм был воздвигнут в ее честь. Для перетаскивания камней и грубых работ Кекропс нанимал циклопов. Постройки Кекропса были относительно скромными. Впоследствии на их месте появились изящные здания, украшенные золотом и серебром.

После захвата Греции Римом храмы язычников были отданы христианам. Но значительных изменений в архитектуре построек не происходило: в основном, переделывались внутренние интерьеры. Мусульманское (турецкое) владычество в 15 веке тоже не сильно повредило ансамблю: языческие, а впоследствии христианские, храмы переделали в мечети, не изменяя архитектуру. Холм снова сохранил первозданный вид. А вот 17 век оказался для Акрополя роковым: во время осады венецианцы стреляли по ансамблю из пушек. Многие храмы оказались сильно поврежденными: они не восстановлены до сих пор.

19 век принес комплексу дополнительное разорение: части скульптурных композиций были отправлены в музей Великобритании. И до сих пор ценные элементы находятся там, несмотря на протесты правительства Греции. В настоящее время в Акрополе ведутся масштабные реставрационные работы. Средства для этого выделяются из государственного бюджета. Частные лица тоже выделяют пожертвования. Но сделать предстоит еще очень много.

Библиография

  • Андроникос, Манолис (2005). Акрополь. Экдотике Афенон С.А. ISBN 978-960-213-006-3.
  • Борас, Харалампос; Иоанниду, Мария; Дженкинс, Ян (2012). Акрополь восстановлен. Британский музей прессы. ISBN 978-0-86159-187-9.
  • Коэн, Бет. (2010). «Деконструкция Акрополя: Музей Акрополя в Афинах, открытый 20 июня 2009 года архитектором Бернардом Чуми». Американский журнал археологии 114: 745–753.
  • Экономакис, Ричард; Беттелла, Марио (2010). Акрополь: древние города. Артмедиа Пресс. ISBN 978-1-902889-06-1.
  • Goette, Hans Rupprecht. (2001). Афины, Аттика и Мегарид: археологический справочник. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
  • Харрис, Дайан. (1995). Сокровища Парфенона и Эрехтейона. Нью-Йорк: Oxford Univ. Press.
  • Хурвит, Джеффри М. (2000). Афинский Акрополь: история, мифология и археология от неолита до наших дней. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-42834-7.
  • Хурвит, Джеффри М. (2004). Акрополь в эпоху Перикла. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-52740-8.
  • Кизлинг, Кэтрин М. (2008). Обетные статуи афинского Акрополя. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-07126-0.
  • Миллер, Уолтер (2009). История Афинского Акрополя. Gorgias Press. ISBN 978-1-60724-498-1.
  • Нилс, Дженифер, изд. (1996). Поклонение Афине: Панафинея и Парфенон. Мэдисон: Univ. of Wisconsin Press.
  • Pollitt, Jerome J. (1990). Искусство Древней Греции: источники и документы. Нью-Йорк: Cambridge Univ. Press.
  • Родс, Робин Фрэнсис (1995). Архитектура и значение Афинского Акрополя. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-46981-4.
  • Серви, Катерина (2011). Акрополь: Музей Акрополя. Экдотике Афинон. ISBN 978-960-213-452-8.

Одеон Герода Аттикус: театр второго века

Одеон Герода Аттикус: театр второго века

До входа в билетную зону Акрополя туристы могут посетить Одеон Герода Аттикус. Этот древний театр назван в честь Герода Аттика Марафона (за пределами Афин), который построил его в память о своей жене Региле в 1616 году. Театр был спроектирован с аудиторией, установленной в естественную пустоту. Полукруглые ряды сидений вмещали почти 5000 человек. Оркестр изначально находился в круговом пространстве в центре с низкой сценой (скейн) рядом с ним с одной стороны. Между аудиторией и сценой были открытые проходы для входа в хор (пародои). Летние выступления по-прежнему проводятся в этом театре в летнее время. Фестиваль «Афины и Эпидавр» представляет классические греческие оперы, а также музыкальные и танцевальные представления, предлагая туристам магический опыт просмотра двухтысячелетней драмы в оригинальном театре.

История акрополя

Первые укрепления на скалистом отроге площадью 300 м на 130 м, поднимающемся на окраине Афин, появились ещё задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные предметы культа. Акрополь также называют «Кекропия» (Cecropia) или «Кекропс» (Kekrops) — в честь Кекропса, который по легенде был первым царем Афин и основателем Акрополя.

В микенский период (XV—XIII вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В VII—VI вв. до н. э. в Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560—527 гг. до н. э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (то есть храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 году до н. э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.

В 447 году до н. э. по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо и явился автором проекта, лёгшего в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика. Над созданием ансамбля Акрополя работали также зодчие Калликрат, Иктин, Мнесикл, Архилох и другие.

В V веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в XV веке) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем — в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины — Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале XIX века лорд Элджин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду — из портика Эрехтейона.

В 1827 году во время обороны Акрополя греческими повстанцами от турецкого пушечного ядра сильно пострадал храм Эрехтейон. Предыдущие попытки турок взорвать Акрополь с помощью подкопов сорвал греческий сапёр Хормовитис, Костас, имя которого дано одной из центральных улиц.

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце XIX века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры сейчас заменены копиями.

Пропилеи, Храм Афины-Гигиеи

Западный фасад Пропилей в классический период ( рис. Таноулас)

Планировка Пропилей в классический период ( рис. Таноулас)

Пропилеи — монументальный вход в святилище Акрополя, построенный на западном краю холма согласно плану строительства Перикла. Архитектором здания был Мнесикл, который применил гениальные и новаторские архитектурные решения. Строительство Пропилеи (437–432 до н. э.) прервалось началом Пелопоннесской войны, в результате изначальный план остался незавершённым.

В Пропилеи входят центральное здание в восточно-западном направлении и похожие на гексастиль (6 колон) дорические фронтонные фасады. Поперечная стена с пятью дверными проёмами делит центральное здание на две части. Более длинная западная разделена на три прохода двумя ионическими колоннадами, в каждой по три колонны, которые поддерживают потолок. Мраморные потолки включают балки и кессонные плиты с богатой росписью. На юге и севере центрального здания Пропилеи располагались два крыла со схожими на простиль дорическими портиками. Лежащий позади портика в северном крыле зал, возможно, служил для пиршеств и отдыха верующих.

Согласно путешественнику Павсанию (II век н. э.) зал был украшен картинами и по этой причине традиционно известен как «Pinakotheke» (картинная галерея). Южное крыло состоит только из портика, через который осуществлялся доступ в храм Афины-Ники.

В VI веке н.э., южное крыло Пропилеи преобразовали в однонефную христианскую базилику. В средние века, во время франкского и флорентийского господства Пропилеи превратили во дворец, а в южном крыле построили высокую башню. В 1640 году, во время турецкой оккупации, здание поразила молния или пушечное ядро, которая взорвала хранящийся там порох и нанесла серьёзный ущерб памятнику. Развалины средневековья и более позднего периода убрали во время раскопок Акрополя в XIX веке, чтобы открыть Пропилеи классического периода.

На юго-восток от центрального здания Пропилеи расположен небольшой храм, посвящённый как Афине Гигиеи (здоровье) таи и Гигиеи, дочери Асклепия, который был богом медицины. В соответствии с эпиграфической надписью, культ Афины Гигиеи в Акрополе восходит к VI веку до н. э., в то время как культ Гигиеи датируется около 420 годом до н. э.

В храме сохранилась часть прямоугольного алтаря и цилиндрическая мраморная основа бронзовой статуи Афины Гигиеи, сделанная афинским скульптором Пирросом. В соответствии с традициями (Плутарх, Жизнеописание Перикла 13.7–8) статуя была посвящена спасению рабочего, который пострадал от несчастного случая при строительстве Пропилеи. Однако, более вероятно, что демос (люди Афин) посвятили статую спасению от чумы, которая поглотила город в начале Пелопоннесской войны (429–427 гг. до н. э.).Боковые стены целлы

В 1992 году начался проект по восстановлению боковых стен целлы, с целью исправления более ранних некомпетентных вмешательств 1841–1844, 1913 и 1927–1928 годов. Вместе с демонтажем архитектурных частей были проведены исследования для новой реставрации.

Исследование сосредоточилось на поиске исходного положения блоков, которые использовали в предыдущих реставрациях, и на включении разбросанного материала в здание. В итоге были обнаружены 440 стеновых блоков целы.

Благодаря новой реставрации, стены вновь обрели ту форму, которую они имели в начале XIX века.

Далее перевод статьи английской википедии (Артёменко Алёна)

Вид на Афинский Акрополь, картина неизвестного художника

Описание объектов

1 Объект. Пропилеи

Но, вот вы наверху! Акрополь возвышается над Афинами и занимает территорию в 3 Га. Официальным «входом» в музей под открытым небом являются Пропилеи. Эти мраморные ворота были спроектированы в 437 году до н. э. Однако они не являлись «первыми», а воздвигнуты на месте существовавших ранее. Пропилеи состояли из шести колонн и пяти проходов для посетителей.

2 Объект. Храм в честь Ники Аптерос

Храм был построен Калликратом (древнегреческий зодчий, важнейшей работой которого стало строительство Парфенона в Акрополе) в 427-421 гг. до н. э. и посвящен богине Афине-Победительнице. Небольшое мраморное строение с тремя ступенями стилобата, расположенное на небольшом выступе скалы с юго-западной стороны от Пропилей. В древности внутри храма стояла статуя Афины.

3 Объект. Парфенон

Главный храм Акрополя расположен на северо-западном участке комплекса. Его отстраивали по проекту архитекторов Калликрата и Иктина, а работами руководил Фидий. Здание не только красивое и просторное, но выстроено с архитектурными трюками, визуально скрывающими некоторые погрешности несущих элементов. Так, со стороны кажется, что здание имеет четкие прямые линии, но на самом деле таковой ни одной нет. Парфенон был открыт для всех желающих.

4 Объект. Эрехтейон

К северу от Парфенона расположен храм Эрехтейон, отстроенный в честь богов Афины и Посейдона, а также царя Эрехтея — любимца местного населения. В Эрехтейоне хранились главные реликвии Афин (это «назначение» раньше выполнял храм Афинского Акрополя Гекатомпедон, разрушенного во время греко-персидских войн), увидеть которые могли только знатные особы.

Эрехтейон простоял до XVII века в приличном состоянии, но в 1687 году византийцы причинили ему огромный ущерб, а в начале XIX века граф Элгин с официального разрешения султана Османской Империи Селима III вывез в Британию «часть» храма и других бесценных памятников Акрополя.

По легенде Эрехтейон был построен на месте состязания Афины с Посейдоном за то, кто будет править городом. Бог морской стихии проиграл, и в ярости ударил своим трезубцем о землю. Его «след» остался в одной из зал храма.

Сегодня Эрехтейон представляет собой развалины прекрасного некогда строения. В более-менее нормальном состоянии остался лишь портик Пандросы — это северная часть храма.

5 Объект. Театр Диониса

Театры были непременным атрибутом культурной жизни древних. Акрополь в Афинах — это место, где люди занимались религиозными деяниями и развлекались. Театр Диониса был построен в честь Бога виноделия. Изначально деревянные элементы позже сделали мраморными.

Театр располагался на юго-восточной части Акрополя и вмещал до 17 тысяч зрителей. Это сооружение было без крыши, и посему театральные постановки и состязания артистов и драматургов происходило под открытым небом. Первый зрительский ряд предназначался для высокопоставленной публики, например для императоров. Перед посадочными рядами располагалась сцена и за ней схена (своеобразная гримерка и переодевалка для артистов). Между первым рядом зрителей и сценой позже выстроили высокий бортик, обеспечивающий безопасность посетителей, ведь на арене велись не только спектакли, но бои гладиаторов и цирковые представления с участием хищников. Орхестра (арена, сцена) была отделена от бортика глубоким рвом, который заполняли водой. Современные ученые утверждают, что так древние улучшали уровень акустики.

6 Объект. Одеон Герода Аттика

В южной части Акрополя сохранился с античных времен еще один театр. Его построил древнегреческий оратор Герод Аттик в 165 году до н. э. Вместимость театра — 5 тысяч зрителей. Сегодня он функционирует, и попасть в него можно только на спектакль или на концерт.

Архитектурные особенности

Изначально Акрополь включал в себя 21 строение, каждое из которых являлось своеобразным архитектурным эталоном — причем не только для более позднего Рима, копировавшего греков. Все идеи и инструментарий для сегодняшних строителей тоже отсюда — и это к теме значимости наследия. После такого ответ на вопрос «посещать или нет?» должен отпасть сам собой.

Однако у афинского Акрополя есть еще одна замечательная с точки зрения архитектуры особенность: она не испытывала влияния извне. Все его здания — это классический, «законсервированный» в веках образец главных стилей строительства античности. Даже несмотря на то что строительство велось веками, замораживаясь на десятилетия, это никак не влияло на облик уже начавших строиться зданий. Зато по соседству с ними вырастали новые — возведенные в более современной на тот период концепции. Так, Парфенон (старейшее сооружение Акрополя) построен в строгом дорическом стиле, а во внешнем виде Эрехтейона уже господствует ионический стиль.

Остальные здания Акрополя так или иначе можно отнести к одному из этих стилей — более того, многие исследователи даже называют его эллинским, (то есть общегреческим).

Как добраться до Афинского Акрополя

Главная достопримечательность греческой столицы хорошо просматривается из центральных районов города и с находящихся в окрестностях возвышенностей. Разобраться, как добраться до Акрополя в Афинах, совсем несложно. Все зависит от отправной точки.

Самый быстрый и удобный вариант — метро. Оно охватывает практически всю столицу и пригороды. Станция «Acropoli» расположена на красной ветке (М2) и идет сразу после станции «Синтагма».

Есть и другие виды общественного транспорта. В трех минутах от Акрополя базируется остановка «Akropolē», до которой следует автобус № 230. Также можно выйти на остановке «Makrygiannē», через которую проезжают автобусы № 040, 230, A2 и троллейбусы № 1, 5 и 15. От нее до нужной локации около 10 минут пешей ходьбы.

Дойти до Акрополя пешком удобнее всего по улице Dionysiou Areopagitou. Двигаться следует прямо, не сворачивая. А вот в случае поездки на авто до Акрополя лучше всего доехать по улице Rovertou Galli. Напротив Parco Roberto Galli находится бесплатная стоянка. Но найти на ней свободное местечко можно разве что рано утром, поэтому нужно приезжать прямо к открытию. В остальное время парковку переполняют туристические автобусы.

Чтобы добраться до Акрополя из аэропорта Афин, необходимо сначала выехать на трассу № 62, далее свернуть на трассу № 6 в сторону центра Афин, а затем на трассу № 64.

Еще один доступный способ — такси. В Афинах принято ловить машину прямо на улице. Помимо этого, туристы вовсю используют онлайн-приложение Uber.

Работа Акрополя в Афинах не зависит от сезона. Он открыт для посещений ежедневно с 8:00 до 20:00, исключая праздничные дни.

Конечно, влиянию времени подвластны даже монументальные сооружения Акрополя, так что все, что сейчас можно там увидеть, довольно сильно разрушено. Еще больше изменили облик «верхнего города» многочисленные разрушения и разорения, которые происходили в разные времена. Но, тем не менее, Афинский Акрополь поражает нас своим изяществом, роскошью и совершенством даже находясь в руинах.

https://tepler.ru/greece/afiny/afinskiy-akropol.html

https://www.tourister.ru/world/europe/greece/city/athens/placeofinterest/1942

https://tonkosti.ru/Афинский_Акрополь

Афинский акрополь — краткое описание

Расположен Афинский акрополь на вершине 156-метрового холма, возвышающегося над городом. Первые укрепления на месте современного акрополя были построены очень давно. Считается, что его основателем был Кекроп, сын богини Геи – получеловек, полузмея. В микенский период здесь была царская резиденция. Здесь правил воспетый Гомером Тесей.

В VII веке до нашей эры начали строить Парфенон – самый значимый храм акрополя, а через век построили и храм Афины. Сегодня можно увидеть остатки его фундамента. В 480 году до н.э. Акрополь разрушили персы.

Спустя 33 года его начали восстанавливать и поручили это дело Фидию, создавшему статую Зевса в Олимпии. Он создал статую Афины Парфенос, которую через 900 лет перевезли в Константинополь, где она и сгорела при пожаре.

В XV веке Греция стала частью Османской империи и Афинский акрополь превратили в мечеть, потом в арсенал. В храме Эрехтейон (где прежде хранился символ Афин – оливковая ветвь) расположился гарем паши. Храм Ники Аптерос был разобран. После строения акрополя неоднократно подвергались вандализму европейцев.

После начала реставрации в XIX веке храм Ники Аптерос заложили заново, убрали позднюю застройку. Позже статуи и скульптуры храма перевезены в Британский музей и Лувр. А в афинский акрополь (Греция) поставили копии.

Афинский акрополь — достопримечательности и храмы

Несмотря на то, что храм не сохранился в первозданном виде, здесь все равно есть, что посмотреть. Например, такие достопримечательности Афинского акрополя:

  • Святилище Афродиты Пандемос – расположен справа от ворот Бюле. От него остался только архитрав.
  • Театр Диониса – самый древний театр мира. Здесь были представлены публике творения древних авторов: Софокла, Эсхила, Эврипида.
  • Одеон Перикла.
  • Одеон Ирода Аттика.
  • Храм Эрехтейон.
  • Храм Ники Аптерос.
  • Статуя богини Афины.

Территория акрополя объявлена музеем. Вход на его территорию платный – 12 евро, но по билету можно попасть в Агору и храм Зевса. Открыт музей обычно с 8:00 до 18:30.

Афинский акрополь (Греция): интересные факты

Акрополь прекрасно виден со всех сторон, поскольку в Афинах запрещено строить дома, которые могут закрыть вид на него.

С греческого «акрополь» означает «укрепленное место в городе».

Если вы планируете посетить Грецию, чтобы увидеть Афинский акрополь, то советую заранее купить билеты и сделать греческую визу. Узнать о том, какие документы вам потребуются, поможет, к примеру, этот сайт, вот ссылка.

Интересные факты

Известно, что осажденные в крепости Акрополь турки нуждались в свинце. Они начали разрушать здания, чтобы добыть металл из крепежа. Но эллины не допустили такого варварства и прислали врагам искомый свинец. Человеческий глаз обладает свойством искажать перспективу. Архитектор Иктин максимально исказил реальность и получил мнимо идеальный Парфенон. Эллины были большие оригиналы: сначала они убили бога Диониса, обвинив его в попытке отравления, а затем, оценив качества вина, построили в честь Диониса храм. Новый, открытый в 2009 году музей Акрополя по счету третий. Его площадь больше, чем у предшественников, в 10 раз.

История

Акрополь в Афинах представляет собой комплекс храмовых сооружений, строительство которых велось с VII по VI века до н.э. Главные сооружения здесь были возведены в V веке до н.э. лучшими зодчими Древней Греции. Точно сказать, кто построил Акрополь, и кому из известных древних архитекторов принадлежат конкретные сооружения, сложно. Историки знают из сохранившихся письменных источников только имена некоторых зодчих, привлекавшийся к строительным работам.

Первым храмовым сооружением, посвященным Афине, стал храм Гекатомпедон, относящийся к VII веку до н.э. Он был частично разрушен персами во время их вторжения в Грецию. А после победы в войне древние греки построили новый Акрополь для покровительницы своего города. Известно, что тогда ансамбль Акрополя создал известный зодчий Фидий. Также в строительстве принимали участие такие известные архитекторы той эпохи, как Иктин, Архилох, Калликрат и Мнексикл.

За прошедшие века, во время которых в Афинах менялись правители, культуры и религии, эти древние памятники частично или полностью были разрушены. Главный храм Парфенон в эпоху христианства превратили в церковь Богоматери, а после турецкого завоевания из него сделали мечеть. В Эрехтейоне разместили гарем турецкого паши. Уникальный храмовый комплекс Бескрылой Ники был разобран для возведения крепостной стены. А в ходе войны с турками в 19 веке в него попал снаряд, существенно разрушивший это фортификационное сооружение. Сильно пострадали постройки и во время землетрясения 1894 года.

Восстановить частично древний памятник Греция смогла только после обретения независимости в конце 19 веке. Тогда был полностью отреставрирован центр Акрополя. Храмовый комплекс Ники заново построили по сохранившимся чертежам. Однако полного восстановления добиться не удалось, так как древнегреческие скульптуры и барельефы, украшавшие Пропилеи Акрополя, вывозили в Европу. Многие статуи, созданные знаменитыми древнегреческими скульпторами, были отправлены музей Акрополя, а также на экспозиции в Лондон и в Лувр. Вместо них в храмах установлены копии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: