Иктин

Ранняя история Афин

Предметом национальной гордости афинян в Классическую эпоху был тот факт, что они считали себя коренным населением Аттики. В отличие от спартанцев, аргосцев и коринфян, пришедших и захвативших свои земли в ходе переселения дорийцев.

Первым мифическим царем Афин считался Кекроп, сын богини Геи и обладатель змеиного хвоста вместо ног. Ему приписывали ряд установлений вроде начала жертвоприношений богам и правил брака.

Афины существовали уже в Микенскую эпоху, но тогда они еще не претендовали на лидерство в греческом мире, как Микены, Аргос или Тиринф. Поселения в Аттике существовали уже в 3 тысячелетии до н. э. Во 2 тысячелетии до н. э. сами Афины были скромным поселением, но по-настоящему крупным центром был Элевсин.

В Темные века, последовавшие за падением Ахейской Греции, возник знаменитый афинский синойкизм. Этим словом эллины называли объединение нескольких полисов в один. Основоположником синойкизма древние называли легендарного царя Тесея. Скорее всего, это был процесс, растянувшийся во времени. Локальные культы поселений Аттики переносили на Акрополь Афин, где они становились частью афинской религии. Объединение Аттики закончилось в 7 веке до н. э. покорением Элевсина, который стал частью Афинского государства, но с некоторыми правами. В Элевсине проходили знаменитые религиозные мистерии, за организацию которых отвечали аристократические роды этого города.

Кекроп. (Wikimedia Commons)

В 8 веке до н. э. в Афинах, как и в большинстве полисов, была ликвидирована царская власть. Детали скрыты туманом. Популярным был сюжет о последнем царе Кодре, который пожертвовал собой ради Афин. Его сын Медонт отказался от царского звания и стал первым пожизненным архонтом. Позже архонты стали избираться на 10 лет, а с 7 века до н. э. — на один год. Потомки Кодра, Кодриды, остались в Афинах как один из знатнейших и уважаемых родов. К ним относились законодатель Солон, тиран Критий и философ Платон.

По сути, царская власть была распределена между несколькими должностями. Басилей (царь) ведал культовой сферой, архонт — политическими вопросами текущего момента, а полемарх — военной сферой.

В 7 веке до н. э. были составлены законы Драконта. Затем, в 590-е годы до н. э. провел реформы законодатель Солон. В конце 6 века до н. э. следующий законодатель Клисфен провел новую программу реформ, которыми были заложены основы демократии. Полностью демократическая система сложилась к середине 5 века до н. э.

Статуя Афины

Западную часть Парфенона занимал опистодом – помещение для хранения подношений Афине и государственной казны. В центральном зале храма в окружении колонн стояла 12-метровая статуя богини Афины-Девы, выполненная архитектором Фидием из золота и слоновой кости.

Богиня в гребенчатом шлеме гордо возвышается в полный рост и держит в одной руке копье, в другой – двухметровую фигуру богини победы Ники. Голова богини с невысоким лбом и округлым подбородком чуть наклонена под тяжестью шлема и волнистых волос. Глаза из драгоценных камней смотрят внимательно и испытующе. Голова и руки, изваянные из слоновой кости, на фоне блистающего одеяния из золота выглядят нежно.

У ног Афины лежит щит с чеканкой битвы греков с амазонками. На груди – эгида, панцирь с головой медузы Горгоны. Шлем, волосы и щит – из золотых пластинок. На изготовление скульптуры Афины потрачена тонна золота.

Архитектура

В искусстве греков в V–IV вв. до н.э. отразились обычаи, взгляды и вкусы свободных эллинов. От предыдущих периодов греческого искусства это время отличается такой законченностью и совершенством, что его назвали классическим – образцовым.
Архитектуру определяют как «стилеобразующее искусство»: она задает ритм, образ, размер, линию, даже цвет другим видам – скульптуре, живописи, декоративно-прикладному искусству.

Виды ордеров

Градостроительство греческой классики основывалось на архитектурном ордере. В этот период их было два – строгий и величественный дорический и легкий изящный ионический. В период эллинизма начал распространяться изысканный и пышный коринфский. Наиболее распространенными общественными зданиями в Греции были храмы. В зависимости от количества колонн они делились на несколько типов. Торжественный и нарядный облик храму придавали фронтон со скульптурами и рельефами, верхние части наружных стен, портики с колоннами, пронизанные воздухом и светом. Колонны создавали постепенный переход от пространства к храму.

Греки считали, что храмы олимпийских богов, которые внесли в мир порядок, следует возводить такими же гармоничными, упорядоченными.

Внутри храма находилась статуя бога, чьим домом считался этот храм, священные предметы и сокровища, часто здесь же хранилась городская казна. Греческий храм, в отличие от христианской церкви, предназначался для внешнего осмотра людьми, вся его красота была снаружи, а не изнутри.

Греческие архитекторы не только мастерски создавали отдельные здания. Их достижением была разработка идеи регулярного города, то есть строительства городов по заранее обдуманному, разумному плану. Ее придумал Гипподам из Милета. И хотя его предложения годились для городов на новом месте (например, по его плану выстроили Пирей), в старинных городах вроде Афин тоже старались архитектурно выделять акрополь, агору, строить театры и стадионы в определенных местах.

Появилось понятие архитектурного ансамбля – единство и художественная связь построенных рядом зданий, скульптур, «вписанных» в пейзаж. Образцом такого ансамбля был Афинский Акрополь, отстроенный при Перикле под руководством Фидия. В архитектурный ансамбль Акрополя входили Пропилеи (нарядный вход), Пинакотека (место для хранения картин), храм богини Ники Аптерос (Бескрылой), Эрехтейон и самое прославленное из сохранившихся древнегреческое сооружение – Парфенон.

Руины Эрехтейон

Храм Афины стоял не в центре Акрополя, а сбоку, на самой вершине. При его создании архитекторы Иктин и Калликрат решили не стесывать, не выравнивать верхнюю площадку скалы. Так создавалось ощущение, будто храм вырастает из самой природы и при этом торжествует над ее каменным хаосом. Зрители сравнивали Парфенон с птицей, готовой взлететь.

Классическая греческая архитектура была соразмерна человеку. Она не подавляла своей мощью и неприступностью, как египетская или персидская, а как бы приподнимала человека до уровня героя. Греки образно говорили, что «до ступеней Парфенона надо дорасти».
Архитекторы Парфенона учитывали особенности человеческого глаза, который искажает пропорции предметов.

Поэтому они сделали чуть толще середину ступеней, колонн и особенно карниза, чтобы они не казались прогнувшимися под тяжестью; а угловые колонны чуть утолщили и поставили ближе к соседним, потому что предмет в пустом пространстве смотрится тоньше, чем на самом деле. Так греческая архитектура, даже создавая храмы богам, была ориентирована на восприятие человека. Она в полной мере воплощала слова философа Протагора: «Человек есть мера всех вещей».

Дух свободы, гармонии, человеческой соразмерности унаследовала от греческой классики вся дальнейшая европейская архитектура.

Скульптуры и фризы храма

Внутри храм над колоннадой опоясывает 160-метровый барельефный фриз, изображающий торжественное шествие в честь рождения богини Афины. Ежегодно в течение 5 дней с 24 по 29 июля народ славил Афину. В начале праздника читали поэтические произведения, проводили театральные представления и спортивные состязания.

Потом люди выстраивались в колонну, и процессия торжественно и неторопливо двигалась на Акрополь, чтобы поднести Афине пеплос – торжественный дар, шерстяную верхнюю женскую одежду без рукавов.

На мраморном фризе Парфенона изображены юноши с конями, они показали умение доблестно выступать на неоседланных лошадях. Девушки в длинных одеждах погоняют круторогих быков, выбранных для жертвоприношения

Важно шествуют спокойные и благородные старцы. Музыканты, всадники, колесницы, женщины с пальмовыми ветвями идут поклониться богине

В шествии участвуют 378 афинян и богов и 200 животных. Все движутся в храм, где над входом рельеф – пир 12 главных богов, почитаемых в Древней Греции. Над фризом – рельефное изображение: битва богов с гигантами, сражение эллинов с амазонками, битва лапифонов с кентаврами, сюжеты о Троянской войне.

Обогнув Парфенон, процессия подходила к фронтону, где на троне торжественно восседал Зевс. Около громовержца – кузнец Гефест, который только что рассек череп Владыке Богов. Из него появилась богиня Афина в доспехах и шлеме с атрибутом мудрости – змеёй.

В углах фронтона – головы храпящих коней, которые влекут колесницы Гелиоса – бога Солнца и Селены – богини Луны. Лица богов спокойны и сдержанны. На западном фронтоне барельеф – «Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой».

Особенности архитектуры храма

Храм богини-воительницы разместили на вершине Акрополя и строили 10 лет. Акрополь – возвышенная укрепленная часть древнегреческого города, каменистый холм с пологой вершиной длиной 200 и высотой 156 метров. В переводе с греческого языка слово обозначает «верхний город, крепость», убежище на случай войны.

Парфенон – храм богини Афины на языке древних эллинов обозначает «пречистая». Так древние греки называли любимую богиню. Основа храма – стилобат, трехступенчатый мраморный подъем высотой полтора метра. Парфенон – прямоугольное здание с колоннадой по четырем сторонам.

Размеры прямоугольной основы – 69,5 на 30,9 метра. На фасадах здания по 8 колонн, по бокам – по 17. Высота возведенного храма 14 метров. Первоначально Парфенон был раскрашен, нижняя поверхность красным цветом, кессоны колоннады – синим и золотистым.

Создатели Парфенона рассчитывали на созерцание храма снаружи. Наружные гранитные блоки тщательно шлифовали и старательно подгоняли по размеру друг к другу, а внутренние оставались необработанными.

Сверху храм покрывала черепичная кровля. Здание смотрится гармонично и воздушно, хотя прямых линий в очертании храма нет. Колонны, карнизы, кровля слегка изогнуты, чтобы создать оптическую иллюзию прямоты сооружения.

По мере приближения к святилищу человек зрительно ощущает, что здание «вырастает». Древние зодчие построили изящный храм: сделали среднюю часть колонн слегка утолщенной, а угловые наклонили к центру, добившись визуальной стройности. Угол наклона угловых колонн намного меньше прочих.

На каждой колонне проточено 20 продольных желобков – каннелюр. Пролеты между колоннами увеличиваются к центру, но идущему вдоль колонн зрительно кажутся одинаковыми. Внешний фасад храма украшают рельефные изображения богов Зевса, Аполлона, крылатой Ники.

Покровительница Афин

Древние греки почитали богов, живших на священной горе Олимп. Древнегреческий миф гласит о том, что могущественному Зевсу предсказали смерть от рук сына. Боясь предсказания, громовержец проглотил беременную супругу Метиду.

Вскоре у Зевса нестерпимо заболела голова, и небесный владыка приказал рассечь ее. Из головы грозного Зевса появилась дочь Афина в воинском облачении. В глазах богини светилась мудрость и доброта, за что ее нарекли Богиней справедливости, мудрости и воинской стратегии.

Афина спустилась с Олимпа и подарила людям ремесла, научила женщин ткать, развила науки, показала искусство составления законов и ведения государственных дел. Афина – покровительница войн, пресекала несправедливость в спорах и битвах. Благодарный народ Греции чтил мудрую и великодушную Афину и возвел в ее честь храм.

Афинский морской союз: расцвет культуры и могущества

Делосский союз, пришедший на смену Эллинскому, был первоначально оборонительным и направленным на борьбу с Персией. Постепенно Афины становились сильнее, и союз утрачивал равноправный характер. В 454 году до н. э. союзная казна была перенесена с Делоса на Афины, и с этого времени говорят уже об Афинском морском союзе.

К 454 году до н. э. в союз входило около 200 полисов, к 431 — около 300. Члены союза, имевшие привилегированный статус, выставляли корабли в союзный флот, остальные — платили налог (форос). Для уплаты фороса территория союза была разбита на 5 округов. Доходы от союзников шли на укрепление военного флота и самих Афин.

Политика Афин в отношении союзников не всегда была мягкой. Восстания подавлялись, и восставшие теряли привилегированный статус. В подвластных городах иногда размещали гарнизоны. С 446 года до н. э. союзники были обязаны пользоваться только афинскими монетами. Чтобы решить проблему перенаселения и бедности афинян — они получали землю вне Аттики, оставаясь гражданами Афин.

Остатки храма Зевса Олимпийского. (Wikimedia Commons)

Прибыли позволили фактическому правителю Афин Периклу организовать строительные работы и привлечь для этого мастеров со всей Греции. Задачей была перестройка Акрополя, чтобы сделать его достойным сильнейшего города Греции. Возведением храма Парфенона руководители архитекторы Иктин и Калликрат. Автором монументальной скульптуры Афины в храме был скульптор Фидий.

Враги говорили об Афинах, как о городе-тиране. И это было справедливо. В 431 году до н. э. Афины начали войну со Спартой. В ходе войны они потеряли всех союзников и были разбиты на море.

Афины проиграли Пелопоннесскую войну. По условиям мирного договора они теряли все — Длинные стены, флот и морской союз. В 4 веке до н. э. афинянам удалось восстановить морской союз, но он тоже просуществовал недолго.

Парфенон

История

Необходимость возведения Парфенона обусловлена тем, что захватчики разрушили предыдущую постройку в честь хранительницы города. Как только в государственной казне появилось достаточно денег, Перикл начал строительство одного из величайших храмов в 447 году до н.э.

Грандиозная конструкция возвышается на холме Акрополя, в высочайшей точке. Авторство Парфенона и его оформления принадлежит таким великим людям как Калликрат, Иктин и Фидий – эти имена прошли сквозь время и заняли особую нишу в рамках их профессий. Контролировал строительство сам Перикл, поэтому не стоит удивляться, что Парфенон смог частично пережить многочисленные войны и бесконечную смену правителей.

Освящение собора состоялось в 438 году, и было привязано к традиционным Панафинейским играм, однако завершающие штрихи накладывали еще 6 лет.

Архитектура

Святыня выстроена из мрамора, добываемого на горе Пентелкон. В момент освящения он был белым, но свойства материала таковы, что он со временем желтеет. По этой причине руины сегодня окрашены в золотистый цвет.

Внутреннее убранство разделялось на несколько частей. В центральной располагалось одно из величайших творений Фидия – статуя Афины Парфенос. Восточный квадрат предназначался для посетителей, а в западном разместился архив. Чуть позже сюда же была перенесена казна.

Уникальность архитектурного решения

Не секрет, что человеческий глаз воспринимает информацию в искаженном виде. Если смотреть на храм из любой точки Акрополя, будет казаться, что все линии идеально ровные, но на самом деле это не так. Чтобы придать постройке легкость и гармоничность, Иктин использовал сразу несколько «хитростей»:

  • Колонны с утолщением посередине;
  • Небольшой наклон всей колоннады в направлении к центру здания;
  • Колонны в углах толще всех остальных;
  • Пролеты между колоннами увеличиваются в направление к середине стены.

Кроме этого сооружение расположено не по центру вершины холма, а в юго-восточном углу, поэтому все его великолепие открывается прихожанам постепенно.

Скульптуры

Во времена расцвета Парфенон представлял не только религиозное, но и культурное достояние. Сложно представить, сколько скульпторов трудилось над созданием идеально гармоничных метолов и барельефов. Всем процессом руководил Фидий. Он разделил скульптуры по тематическому признаку, а каждая из них отражала моменты из сюжетов истории, мифов и легенд Эллады.

Разрушение Парфенона

Разрушение религиозного памятника началось к 298 году до н.э., вместе со стартом череды завоеваний Аттики различными народностями. Золотые части скульптур снимали, святыню освящали заново, но уже другим именем, на ее территории выстраивалась колокольня в честь Богоматери, здесь же чуть позже была возведена мечеть, а в 1687 году турки и вовсе решили использовать здание в качестве порохового склада. В результате такого чудовищного вандализма часть постройки пострадала от взрыва и нескольких пожаров.

Начало 20 века стало величайшим позором местных жителей, которые по частям растаскивали Парфенон на свои нужды. Лишь с обретением Греции независимости Парфенон вошел в список архитектурных сооружений, относящихся к историческому наследию. Восстановительные работы здесь ведутся постоянно, однако многие данные утрачены, поэтому былое величие храму уже не вернуть.

Греко-персидские войны

Греко-персидские войны стали не только испытанием для всех греков, но и событием, с которого началось возвышение Афин. В 507 году до н. э. афинское посольство побывало у персидского сатрапа Артаферна. При заключении союза афинские послы, вероятно не до конца поняв смысл этого жеста, предоставили формулы «земли и воды». Она означала признание персидской власти над Афинами. Соответственно, давала и повод для войны — подчинение взбунтовавшегося полиса.

В 490−480-е годы до н. э. в Афинах действовало несколько влиятельных политиков. У каждого из них были свои предпочтения во внешней политике и способах борьбы с угрозой нашествия. В 490 году до н. э. самым влиятельным был Мильтиад, который видел защиту в развитии пехотного войска. Под его руководством афиняне выиграли битву при Марафоне. Через год он возглавил морскую экспедицию против Пароса, потерпел поражение, был осужден, приговорен к штрафу и вскоре умер.

После его ухода на первый план вышел Фемистокл. Его главной идеей было развитие военного флота. Вскоре после Марафонской битвы афиняне нашли в Лаврионских рудниках новую серебряную жилу. Фемистокл убедил сограждан не разделить серебро между жителями полиса (как это делалось обычно), а пустить его на строительство флота. В итоге, к нашествию Ксеркса афиняне смогли подготовить около 200 кораблей.

Афиняне понимали, что не смогут уберечь город от захвата. Поэтому население было эвакуировано на остров Саламин и в дружественный полис Трезен. Боеспособные мужчины должны были пополнить экипажи военного флота.

Перед началом войны был создан Эллинский союз для отражения нашествия. Главенство в нем получила Спарта, а ее полководцы — верховное командование. Собравшийся у мыса Артемисий в 480 году до н. э. флот состоял из 271 корабля, и 127 из них были афинскими. Командующий афинской эскадрой Фемистокл был вторым человеком в командовании объединенным флотом.

Битва при Саламине. (Wikimedia Commons)

Командующий флотом Эврибиад хотел отступить, но Фемистокл убедил его принять бой. Морская битва при Артемисии закончилась ничьей. Из-за прорыва на суше объединенный флот отступил к Саламину. Персы взяли опустевшие Афины.

Флот у Саламина насчитывал уже 380 кораблей, 180 из которых были афинскими. Эврибиад снова хотел отступить, чтобы защищать Пелопоннес. Фемистокл, как пишет его биограф, пошел на то, что через доверенного раба посоветовал Ксерксу блокировать выход из залива. Греческий флот был вынужден пойти в бой и победил.

Афиняне вернулись в город. Оставшийся в Греции полководец Мардоний пытался заключить с Афинами сепаратный мир. Они отказались, и персы повторно взяли Афины, а население вновь было эвакуировано.

В 479 году до н. э. через год после Саламина греки одержали две победы над персами. В Беотии была выиграна битва при Платеях, где в рядах общегреческого ополчения сражались 8 тысяч афинян под командованием стратега Аристида. Одновременно у берегов Малой Азии при Микале была одержана еще одна победа, где сражались и афиняне под началом стратега Ксантиппа.

После победы население вернулось в опустошенный город. Афиняне начали строить новые стены. Спартанцы выступили против сооружения афинянами настолько мощных укреплений. Фемистокл прибыл в Спарту и тянул время переговорами, пока сограждане спешно достраивали стены. Так была заложена основа могущества Афин — военный флот и Длинные стены.

После изгнания захватчиков объединенный флот освободил полисы островов и Малой Азии. Вскоре после этого Спарта вышла из Эллинского союза, и Афины возглавили борьбу с Персией уже на ее территории.

Эрехтейон

История

Согласно мифам, постройка была воздвигнута в честь царя Эрехтея, а славу приобрела благодаря спору, который проходил в его стенах — между Афиной и Посейдоном за право покровительства над городом. Эрехтейон был построен и освящен в 406 года до н.э. – всего за полтора года до падения Греции и взятия ее спартанцами. Именно сюда перенесли главные артефакты древнего государства, такие как ксоан Афины, статуя Гермеса, никогда не угасающий светильник. Здесь же растет легендарная олива, которую подарила Афина городу.

Описание

Западную сторону поделили между собой Посейдон и Эрехтей. здесь же расположились алтари других известных богов и правителей-мужчин, таких как Гефест и Бут. Южная сторона представлена портиком Пандосы. Женщина увековечена в нескольких тождественных друг другу колоннах.

Современная история

Красота, необычность и небольшой размер храма сделали его любимым местом для захватчиков. Многочисленные перестройки помогли святыне выдержать несколько тысяч лет. В разные времена здесь размещалась христианская церковь, резиденция герцога Афинского, гарем турецкого паши. Непоправимый ущерб строению нанесли венецианцы артиллерийской бомбардировкой 1687 года, а идея разграбления его принадлежит английскому послу, который в начале 20 века вывез в Англию скульптуры и другие произведения искусства.

После обретения Грецией независимости ведется активное восстановление святилища, хотя малое количество сведений не могут являться основой для исторически достоверной реставрации.

Плюсы и минусы профессии архитектор

Работа архитектором имеет следующие преимущества:

  • востребованность на рынке из-за увеличения объемов строительства;
  • стабильный уровень оплаты у специалистов высокой квалификации;
  • возможность творческой реализации;
  • постоянное совершенствование профессиональных навыков;
  • целенаправленное обучение в рамках рабочего процесса;
  • широкий выбор специализаций в профессии.

Недостатки специальности:

  • необходимость в совершенстве владеть техническими знаниями, проводить сложные расчеты;
  • потребность в изучении дополнительных научных сфер (физика, химия, математика, геометрия);
  • большая ответственность за безопасность сооружения;
  • частые авральные периоды в работе;
  • большие нагрузки на работу органов зрения;
  • недостаточные физические нагрузки.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: