Дорога домой
Одиссей на острове феаков встречает принцессу Наусику, дочь Алкиноя. Она приводит его к своему отцу, который, услышав ее историю, предлагает ей руку своей дочери, а после того, как Одиссей отвергает ее, предлагает ему помощь в возвращении на Итаку.
Там Одиссей рассказал обо всем, что он пережил: разрушение Исмаро, в котором он потерял многих товарищей, остров лотоса, на котором некоторые попробовали лотос и потеряли желание вернуться на свою землю.
Затем он рассказал им об острове Циклопа, где он ослепил Полифема, сына Посейдона, так что этот бог затаил на него злобу.
Оттуда он перебрался на остров Эол, который дал ему сумку со всеми ветрами, чтобы оказать им поддержку в их возвращении, но они сбежали и оставили их застрявшими в Лаэстригоне с гигантами, пожирающими людей.
После этого они оказались на острове Цирцея, которая желала любви Одиссея, но не получила взаимности и сказала ему, что перед возвращением на Итаку он должен посетить Тиресия в подземном мире. Это он смог сделать, находясь в стране киммерийцев.
Позже Одиссею удалось спастись от пения сирен, и они достигли Тринакрии (Сицилия), где люди Гомера съели скот Гелиоса, и в качестве наказания его корабль был разрушен, в результате чего Одиссей оказался на острове Калипсо.
Гомер в мировой культуре
Средневековая иллюстрация к «Илиаде» Влияние гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея» на древних греков сопоставляют с Библией для евреев.
Сложившаяся к концу классической эпохи система образования в Древней Греции была построена на изучении поэм Гомера. Они заучивались частично или даже полностью, по её темам устраивались декламации и т. д. Эта система была заимствована Римом, где место Гомера с I в. н. э. занял Вергилий. Как отмечает Маргалит Финкельберг, римлянами, которые видели в себе потомков побеждённых троянцев, гомеровские поэмы были отвергнуты, следствием чего стало то, что они, продолжая сохранять свой канонический статус на грекоязычном Востоке, для латинского Запада были потеряны вплоть до эпохи Возрождения.
Лоуренс Альма-Тадема «Чтение Гомера», 1885 г.
В послеклассическую эпоху создавались большие гекзаметрические поэмы на гомеровском диалекте в подражание или в качестве соревнования с «Илиадой» и «Одиссеей». Среди них можно назвать «Аргонавтику» Аполлония Родосского, «Послегомеровские события» Квинта Смирнского и «Приключения Диониса» Нонна Панополитанского. Другие эллинистические поэты, признавая достоинства Гомера, воздерживались от крупной эпической формы, полагая, что «в больших реках мутная вода» (Каллимах) — что только в небольшом произведении можно достичь безупречного совершенства.
В литературе Древнего Рима первое сохранившееся (фрагментарно) произведение — перевод «Одиссеи», выполненный греком Ливием Андроником. Главное произведение римской литературы — героический эпос «Энеида» Вергилия представляет собой подражание «Одиссее» (первые 6 книг) и «Илиаде» (последние 6 книг). Влияние гомеровских поэм можно усматривать практически во всех произведениях античной литературы.
Западному средневековью Гомер практически не известен из-за слишком слабых контактов с Византией и незнания древнегреческого языка, однако гекзаметрический героический эпос сохраняет в культуре большое значение благодаря Вергилию.
В Византии Гомер был хорошо известен и тщательно изучался. До настоящего времени сохранились десятки полных византийских рукописей гомеровских поэм, что беспрецедентно для произведений античной литературы. Кроме того, византийские учёные переписывали, компилировали и создавали схолии и комментарии к Гомеру. Комментарий архиепископа Евстафия к «Илиаде» и «Одиссее» в современном критическом издании занимает семь томов. В последний период существования Византийской империи и после её крушения греческие рукописи и учёные попадают на Запад, и эпоха Возрождения заново открывает для себя Гомера.
Данте Алигьери помещает Гомера в первый круг Ада как добродетельного нехристианина.
В России фрагменты из Гомера переводил Ломоносов. Первый большой стихотворный перевод на русский язык (шесть книг «Илиады» александрийским стихом) принадлежит Ермилу Кострову (1787).
В 1829 году Николаем Гнедичем был закончен перевод «Илиады». По отзывам Белинского, перевод был выполнен с оригинала с особенной тщательностью и очень талантливо. Пушкин, в свою очередь, о переводе Гомера отозвался в печати дважды: заметкой «Илиада Гомерова, переведённая Гнедичем…» («Литературная газета», 1830, № 2; см. т. 6) и двустишием «На перевод Илиады»:
За месяц до этого стихотворения Пушкин отдал дань природному юмору и написал эпиграмму, вызванную каламбурным стечением обстоятельств (Гомер был слеп, а Гнедич — крив). Эпиграмма в рукописи старательно зачёркнута Пушкиным.
Также Гомера переводили В. А. Жуковский, В. В. Вересаев и П. А. Шуйский («Одиссея», 1948 г., издательство Уральского Университета, тираж 900 экз.).
В XXI веке Гомера переводили: М. Амелин (Первая песнь «Одиссеи», 2013 г.); А. А. Сальников перевёл на современный русский язык «Илиаду» (2011 г.) и «Одиссею» (2014—2015 гг.).
Творчество Гомера
Как уже упоминалось выше, Гомер был автором нашумевших эпических поэм, таких как «Илиада» и «Одиссея». Кроме того, ему нередко приписывали другие произведения, которые увидели свет значительно позже. Среди них комическая поэма под названием «Маргит», цикл «Киприи», «Гомеровские гимны» и другие сочинения.
Представители Александрийской библиотеки провели колоссальную работу для установления авторства каждого произведения. Они изучали рукописи, сравнивали язык и сюжетную линию, которой придерживались авторы поэм. В результате даже на сегодняшний день между учёными проводятся споры о том, какие тексты принадлежат Гомеру, а какие были приписаны ему незаслуженно.
Филологи признают, что именно этот поэт стал первым в своём роде. Их поражает единство действия, оригинальный замысел и стиль рассказа. По словам исследователей, в поэмах отражается техника народных певцов. Как и они, Гомер создавал устойчивые словосочетания, из которых потом с лёгкостью можно было создать песни большого размера.
Разногласия по поводу его личности и образа жизни
Пересказывая краткое содержание биографии Гомера, нельзя обойти вниманием факт наличия в трудах исследователей разногласий в описании личности и образа жизни великого певца. Согласно исследовательским данным, в период творчества сказителя Древняя Греция пребывала на пике своего расцвета
Гомер выступал на городских собраниях, рынках, пиршествах, устраиваемых знатью. Путешествуя из одного города в другой, он декламировал отрывки из своих произведений, которые греки выслушивали с большим восторгом. Вопреки утверждениям некоторых ученых, рисующим Гомера несчастным грязным странником, выпрашивающим милостыню у дверей знати, большинство исследователей считают, что в те благословенные для страны времена путешествующий поэт пользовался огромным почтением, везде был гостеприимно встречаем, всегда имел еду и ночлег
Согласно исследовательским данным, в период творчества сказителя Древняя Греция пребывала на пике своего расцвета. Гомер выступал на городских собраниях, рынках, пиршествах, устраиваемых знатью. Путешествуя из одного города в другой, он декламировал отрывки из своих произведений, которые греки выслушивали с большим восторгом. Вопреки утверждениям некоторых ученых, рисующим Гомера несчастным грязным странником, выпрашивающим милостыню у дверей знати, большинство исследователей считают, что в те благословенные для страны времена путешествующий поэт пользовался огромным почтением, везде был гостеприимно встречаем, всегда имел еду и ночлег.
Биография 2
Биография Гомера, поэта античной Греции, которому приписывают авторство легендарных «Илиады» и «Одиссеи», окутана загадками и тайнами.
Историкам не удалось установить точное время его жизни. Эратосфен, греческий ученый и поэт, утверждал, что Гомер был свидетелем окончания Троянской войны в 1184 г. до н.э. Геродот предположил, что Гомер жил в девятом веке до нашей эры. Существует еще несколько точек зрения и доказательств на этот счет.
Однако известно, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы Гомером много позже войны между троянцами и ахейцами. Согласно лингвистическим, географическим и историческим свидетельствам великих поэм, они датируются примерно 700 и 800 годами до н.э.
Ученые предполагают, что Гомер был слепым. С наречия эолийских племен его имя переводится как «слепец». Данный факт укладывается в общее представление об античных прорицателя и певцах, которые часто компенсировали физический недостаток поэтическим или пророческим даром. Гомеровский Одиссей также изображен в поэме как слепой менестрель, который поет о падении Трои, но подлинно утверждать, что автор списывал этот образ с себя, не возможно.
Место рождения Гомера также доподлинно не известно. Традиционно возможной родиной поэта признаются семь городов: Афины, Родос, Аргос, Хиос, город Саламин на Кипре, города Смирна и Колофон в Малой Азии. Где бы точно ни родился Гомер, происходил он из народностей Восточной Греции или Малой Азии. Об этом свидетельствует диалект восточных греков, который он использует при написании своих творений.
Поскольку фигура древнегреческого поэта окружена мифами, его часто считают сыном богов, например Орфея или Аполлона. Иногда отцовство приписывают Телемаху – сыну Одиссея. Менее романтичная версия утверждает, что родители Гомера были богатыми малоазийскими греками. Материальный достаток позволял не заботиться о пропитании и полостью отдать себя творчеству и поэзии. Исследователи биографии Гомера склоняются к версии, что он вел вольный, если не скитальческий образ жизни, путешествовал по побережью, участвовал в состязаниях рапсовод – странствующих певцов, декламировавших стихи с жезлом в руке.
Существуют точки зрения, что «Илиада» и «Одиссея» – это плоды коллективной работы древнегреческих авторов, а такой личности как Гомер вовсе не существовало. Это имя просто характеризовало собой поэтическое течение, зародившееся на западном берегу Малой Азии.
По одной из легенд Гомер нашел свое последнее пристанище на острове Иос, что однажды и было предсказано ему оракулом. Жители острова написали на его могильном камне: «Здесь земля скрывает священную голову воспевшего героев благочестивого Гомера».
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Загадка рождения
Исследователи не располагают точными данными о дате и месте появления на свет певца. Туманностью сведений об обстоятельствах его рождения открывается целая череда тайн и неясностей в биографии Гомера. По мнению исследователей, наиболее вероятным периодом жизни Гомера являются X-VIII столетия до н. э. В качестве вероятной родины поэта называют один из городов: Аргос, Родос, Хиос, Саламин, Смирну, Афины. В исследовательских работах, посвященных биографии Гомера, в качестве вероятного места его рождения упоминается еще дюжина разных древнегреческих городов. Наиболее часто учеными высказывается предположение о том, что великий поэт родился в г. Смирне.
Датирование биографии поэта Гомера, в том числе и начального периода его жизни от самого рождения, осложняется тем, что все произведения поэта обращены к древней истории, в них совершенно отсутствуют какие бы то ни было упоминания о современниках автора. По одной из легенд, сказителю самому было неведомо место собственного появления на свет. От Оракула поэту стало известно о том, что родиной его матери является остров Иос.
Историчность «Одиссеи» и «Илиады»
В науке в середине 19 века господствовало мнение о том, что «Одиссея» и «Илиада» — неисторичные произведения. Однако его опровергли раскопки Генриха Шлимана, которые он провел в Микенах и на холме Гиссарлык в 1870-80-х гг. Сенсационные открытия этого археолога доказали, что Микены, Троя и ахейские цитадели существовали в реальности. Современников немецкого ученого поразили соответствия его находок в 4-й шатровой гробнице, находящейся в Микенах, сделанным Гомером описаниям. Позднее были обнаружены египетские и хеттские документы, в которых прослеживаются параллели с событиями Троянской войны. Много информации о времени действия поэм дала дешифровка микенской слоговой письменности. Однако данные произведений Гомера с имеющимися документальными и археологическими источниками соотносятся сложным образом и не могут поэтому использоваться некритично. Дело в том, что в традициях подобного рода должны возникать большие искажения исторических сведений.
Произведения
Сохранившиеся древние свидетельства дают представление о том, что в эпоху античности сочинения Гомера считались источником мудрости. Поэмы давали знания относительно всех сфер жизни – от общечеловеческой морали до основ военного искусства.
Плутарх писал, что великий полководец Александр Македонский всегда хранил при себе копию «Илиады». Греческих детей учили читать по «Одиссее», а некоторые отрывки из произведений Гомера философы-пифагорейцы прописывали, как средство для исправления души.
Иллюстрация к «Илиаде»
Гомера считают автором не только «Илиады» и «Одиссеи». Сказитель мог быть создателем комической поэмы «Маргит» и «Гомеровских гимнов». Среди других произведений, приписываемых древнегреческому сказителю, есть цикл текстов о возвращении героев Троянской войны в Грецию: «Киприи», «Взятие Илиона», «Эфиопида», «Малая Илиада», «Возвращения». Поэмы Гомера отличает особый язык, который не имел аналога в разговорной речи. Манера повествования делала сказания запоминающимися и интересными.
Биография[править | править код]
О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно.
Ясно, однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно зафиксировано их существование. Таким образом, хронологический период, в котором можно было бы локализовать жизнь Гомера, — от XII[Источник?] до VII века до н. э., но наиболее вероятной является самая поздняя дата.
Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной боролись семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины. Как сообщают Геродот и Павсаний умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады. Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов. Впрочем, гомеровский диалект не дает даже точных сведений о племенной принадлежности Гомера, так как представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка. Существует предположение, что гомеровский диалект представляет собой одну из форм поэтического койнэ, сформировавшегося задолго до предполагаемого времени жизни Гомера.
Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов жизни Гомера, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми (например, Тиресий), по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. Кроме того, певец Демодок в «Одиссее» слепой от рождения, что также могло восприниматься автобиографично.
Существует предание о поэтическом поединке Гомера с Гесиодом, описанное в сочинении «Состязание Гомера и Гесиода», созданном не позднее III в. до н. э., а по мнению многих исследователей, и значительно раньше. Поэты якобы встретились на острове Эвбее на играх в честь погибшего Амфидема и читали каждый свои лучшие стихи. Царь Панед, выступивший судьей на состязании, присудил победу Гесиоду, так как тот призывает к земледелию и миру, а не к войне и побоищам. Впрочем, симпатии аудитории были на стороне Гомера.
Кроме «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру приписывается ряд произведений, несомненно созданных позднее: «гомеровы гимны», комическую поэму «Маргит» и др.
Значение имени «Гомер» (оно впервые встречается в VII веке до н.э., когда Каллин Эфесский назвал его автором «Фиваиды») пытались объяснить ещё в античности, предлагались варианты «заложник» (Гесихий), «следующий за» (Аристотель) или «слепец» (Эфор Кимский), «но все эти варианты так же неубедительны, как и современные предложения приписать ему значение «слагатель» или «аккомпаниатор». <…> Данное слово в своей ионийской форме Ομηρος — практически наверняка реальное личное имя».
Интересные факты
- Существует около десятка биографий сказителя, дошедшие до нашего времени из античности, но все они содержат сказочные элементы и упоминания об участии древнегреческих богов в событиях жизни Гомера.
- Поэт распространял свои произведения за пределами Древней Греции при помощи учеников. Их называли Гомеридами. Они странствовали по разным городам, исполняя на площадях произведения своего учителя.
Статуя Гомера
- Творчество Гомера было очень популярно в Древней Греции. Около половины всех найденных папирусных древнегреческих свитков являются отрывками из разных произведений поэта.
- Сочинения сказителя передавалось в устной форме. Поэмы, которые мы знаем сегодня, были собраны и структурированы в целостные произведения из разрозненных песен армией поэтов афинского тирана Писистрата. Некоторые части текстов были отредактированы с учетом пожеланий заказчика.
Гомер. Барельеф на Лувре
- Советский прозаик Осип Мандельштам в 1915 году написал стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», в котором взывал к сказителю и героям поэмы «Илиада».
- До середины семидесятых годов двадцатого века события, описанные в поэмах Гомера, считались чистым вымыслом. Но археологическая экспедиция Генриха Шлимана, нашедшего Трою, доказала, что творчество древнегреческого поэта основано на реальных событиях. После такой находки почитатели Платона укрепились в надежде, что однажды археологи найдут и Атлантиду.
Пятиминутка реальности[править]
Если коротко — то да, Троя и разрушившая её война действительно имели место быть. Если чуть подробнее, то дела обстояли так: Троя, она же «Илион», была городом-крепостью, населённым племенами тевкров. Располагалась она на самом западе азиатской части современной Турции, на холме Гиссарлык в провинции Чанаккале. Древние греки, римляне и жители Средневековья, как правило, не сомневались в существовании Трои и роковой войны её жителей с данайцами. Но уже тогда критиковали «Илиаду», подмечая, что в те времена никто не мог собрать армию на тысячу кораблей и т. д. Начиная со второй половины XVIII в. учёные решили, что никакой Трои никогда не было, максимум — разорили какой-нибудь город, а уже в мифах из этого раздули эпическую сагу. Существование Трои доказал Генрих Шлиман — археолог-любитель, откопавший руины города. Строго говоря, перед началом своих поисков он прочитал тонны учебных материалов, но всё равно налажал с техникой безопасности, за что историки ругают его до сих пор. Геологи, начав исследования территорий вблизи руин Трои в 1977 г., в итоге подтвердили, что топография по большей части соответствует тому, как описал её Гомер, вплоть до расположения греческих лагерей. К слову, город не был окончательно уничтожен ахейцами и был неоднократно воссоздан, в том числе и римлянами, считавшими его своей прародиной.
Это всё более-менее достоверные сведения о Трое. Когда именно началась война, что было её причинойи какую роль она сыграла в истории — точно неизвестно, но некоторые предполагают, что это может быть связано с т. н. «кризисом бронзового века», пришедшимся как раз на времена Гомера. Если коротко, то старые государства Средиземного моря были атакованы ордами чужаков экономика пришла в упадок, повсюду воцарилась разруха. Возможно, что уничтожение Трои, богатого города, контролировавшего торговлю в регионе, также стало одной из причин этой катастрофы. Что касается происхождения римлян, то всё было так: первая волна вторжения древних прото-италийских племен пришла в Италию из центральной Европы примерно одновременно с окончанием героической эпохи Древней Греции, которая закончилась взятием Трои. После этого начался массовый исход т. н. «народов моря», спасающихся от вторжений победоносных варваров из евразийских степей, в западное Средиземноморье — так в Италии оказались этруски. Через несколько столетий в Италию пошла вторая волна вторжения из центральной Европы. Предки племени латинян были ими разгромлены и изгнаны с плодородных равнин и долин на берега болотистой реки Тибр в центральной Италии, где приняли покровительство этрусков. Так среди болотистой низины Тибра на семи холмах и был основан Рим.
Для лучшего понимания поэмы стоит также отметить, что военное искусство Эллады менялось от века к веку. Во времена Гомера превалировали дружины добровольцев, а битвы сводились к серии индивидуальных поединков. Тогда армией из одного человека считался воин в полном бронзовом доспехе и с бронзовым оружием. Из-за их тяжести бойца привозили к полю битвы на колеснице, где он обычно боролся против ополчения, вооружённого в основном каменным оружием и практически бездоспешного (самый крутой доспех у этого ополчения — это шлем из кабаньих клыков, у большинства же вся защита сводится накинутой на плечи шкуре а-ля Геракл, но только совсем не из Немейского льва).
Верховным вождём греков был Агамемнон, поскольку он был не только самым могущественным государем, но ещё и носил титул ванакта. «Ванакт/ванакс» («анакт/анакс») — греческий титул микенских времен, уже исчезнувший к V в. до н. э. Доподлинно неизвестно, что он из себя представлял (не исключено, что выполнял роль верховного жреца), но ставился выше басилевса по значимости и почёту. Так, Агеменон — это анакт, в то время как Одиссей или Диомед всего лишь басилевсы. Вероятно, по статусу анакт соответствует верховному королю, если, конечно, принять басилевсов того времени за полноценных королей, а не за баронов или князей.
Язык древнегреческого эпоса.
Все эпические произведения в Древней Греции, в том числе «Илиада» и «Одиссея», были написаны особым стихотворным размером – гекза́метром (иногда произносят гекса́метр). В таких стихах полностью отсутствовала рифма, но строго соблюдался неизменный четкий ритм, достигавшийся чередованием длинных и коротких слогов. Каждая строка гекзаметра содержала шесть ударных (длинных) слогов, которые чередовались с двумя безударными (короткими) слогами. Получалось что-то вроде ритма вальса. В середине строки делалась пауза, чтобы перевести дыхание – цезу́ра.
Звучание такого стиха напоминало рокот прибоя, когда волна сначала с шумом набегает на берег, затем на долю секунды останавливает своё движение с тем, чтобы откатиться назад. Величаво-торжественный слог гекзаметра способствовал размеренному, неторопливому стилю изложения событий, изобилующему подробными несуетливыми описаниями.
Построение такого масштабного по объёму произведения как эпос, подчинялось своеобразной логике, заданной традицией. Издавна для описания мифологических событий аэдами и рапсодами были выработаны некие «формулы», служившие «кирпичиками» или даже целыми «строительными блоками», из которых возводилось всё здание поэмы.
Такими «кирпичиками», в частности, были эпитеты, которыми наделялись боги и герои, и которые прочно с ними срастались. Автор не думал о том, как описать кого-либо, он просто использовал «шаблон», отражавший некую отличительную черту. Так, например, у Гомера, Афродита, практически всегда — улыбколюбивая или златокудрая; Зевс – эгидодержавный, он же – громовержец; Арес – кровожадный; Аид – мрачный; Одиссей – хитроумный; Гектор – шлемоблещущий, а иногда богоравный; Ахиллес – быстроногий (даже когда он сидит или лежит).
Своеобразными «трафаретами» авторы поэм пользовались и при описании событий, повторяющихся по ходу сюжета. В «Илиаде» это поединки героев, описания их доспехов, решение богами судьбы того или иного персонажа путём бросания жребия, и т.п. На протяжении всей поэмы эти описания-формулы повторяются почти дословно, даже если относятся к разным персонажам и разным ситуациям.
Кроме того, в арсенале эпического поэта были специфические приёмы, позволяющие увеличить объём и продолжительность повествования. В этом случае автор вплетал в канву сюжета так называемые катало́ги – списки, в которых подробно перечислялось что-нибудь или кто-нибудь (оружие, боги, цари, герои, города, храмы и т.п.).
Самый известный из таких каталогов в «Илиаде» – «список кораблей» ахейцев, пришедших под стены Трои. Этот перечень состоит примерно из 400 стихов. И это не удивительно, потому что в данном списке перечисляются не только сами суда, составляющие греческую флотилию. Сначала, автор сообщает читателю имена вождей и названия мест, из которых они прибыли с войском, историю о происхождении вождя, героя или самого города, о котором идет речь. И, наконец, в последнюю очередь, поэт называет те корабли, которые пришли с этим царем к Трое. Этот каталог даже был увековечен в поэзии — Осип Мандельшта́м писал:
Долгое время считалось, что Троя и война, разрушившая этот город, являются лишь мифами, плодом фантазии древних поэтов, пока в конце 19 века не было найдено неопровержимое доказательство существования этого города. Немецкий археолог Г. Шлиман, детально изучив текст поэмы Гомера, в котором содержалось множество описаний самого Илиона и местности, где он был расположен, сумел найти останки древней Трои. Так легендарные события обрели историческую достоверность.
Интересно, что Шлиману принадлежит и ещё одно сенсационное открытие, связанное с гомеровскими героями. Проводя раскопки в древних Микенах, в поисках захоронения царя Агамемнона, он обнаружл «Царские гробницы», содержащие не мало артефактов, связанных с самыми древними периодами греческой культуры.
В заключение отмечу, что сюжеты гомеровских поэм до сих пор являются обязательными для изучения в некоторых школьных и вузовских образовательных программах, на них ориентируются и ими до сих пор вдохновляются представители художественных профессий. Кроме того, они являются бесценным материалом по изучению древнегреческой культуры для различных исследователей этого периода.
Предлагаю посмотреть вам сюжет по этой теме с моего YouTube канала
Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:
Все публикации моего канала вы можете найти в полном
О слепоте певца
Некоторые исследователи жизни и творчества великого Гомера полагают, что поэт был зрячим. В пользу отсутствия у певца данного недуга свидетельствует следующее. В Древней Греции философов и мыслителей считали людьми, которые лишены обычного зрения, зато обладают даром видеть суть вещей. По одной из исследовательских версий, античные и средневековые биографы могли использовать слово «слепота» как название понятия, синонимичного мудрости. Мудрость Гомера была для всех очевидной, ведь его считали автором родословной богов, одним из создателей всеобъемлющей картины мира.
Достоверных подтверждений его физической слепоты нет. Многие выдающиеся древнегреческие певцы и поэты были слепыми. Этот недуг не позволял им выполнять другую работу. Поскольку древние греки дар поэзии связывали с даром прорицания и выказывали слепым сказителям огромное почтение, вполне возможно, что именно род деятельности Гомера и подтолкнул биографов к мысли о его слепоте.
Художественные особенности
Одна из важнейших композиционных особенностей «Илиады» — «закон хронологической несовместимости», сформулированный Фаддеем Францевичем Зелинским. Он состоит в том, что «у Гомера никогда рассказ не возвращается к точке своего отправления. Отсюда следует, что параллельные действия у Гомера изображаемы быть не могут; поэтическая техника Гомера знает только простое, линейное, а не двойное, квадратное измерение». Таким образом, иногда параллельные события изображаются как последовательные, иногда же одно из них лишь упоминается или даже замалчивается. Этим объясняются некоторые мнимые противоречия в тексте поэмы.
Исследователи отмечают связность произведений, последовательное развитие действия и цельные образы главных героев. Сравнивая словесное искусство Гомера с изобразительным искусством той эпохи, нередко говорят о геометрическом стиле поэм. Впрочем, о единстве композиции «Илиады» и «Одиссеи» высказываются и противоположные мнения в духе аналитизма.
Стиль обеих поэм можно охарактеризовать как формульный. Под формулой при этом понимается не набор штампов, а система гибких (изменяемых) выражений, которые связаны с определённым метрическим местом строки. Таким образом, можно говорить о формуле даже тогда, когда некое словосочетание встречается в тексте лишь однажды, но можно показать, что оно являлось частью этой системы. Кроме собственно формул встречаются повторяющиеся фрагменты из нескольких строк. Например, при пересказе одним героем речей другого текст может воспроизводиться вновь полностью или почти дословно.
Для Гомера характерны составные эпитеты («быстроногий», «розоперстая», «громовержец»); значение этих и других эпитетов следует рассматривать не ситуативно, а в рамках традиционной формульной системы. Так, ахейцы «пышнопоножные» даже в том случае, если они описываются не в доспехах, а Ахиллес «быстроногий» даже во время отдыха.
Гомер, биография: становление поэта
Большой интерес для почитателей творчества великого слепца представляет собой одна из историй, повествующая о том, как произошло становление Гомера-поэта. Она принадлежит перу известного античного исследователя Геродота Галикарнасского, названного Цицероном «отцом истории». Об этом нельзя не упомянуть, пересказывая краткую биографию Гомера.
Поэту при рождении, как уже отмечалось, было дано имя Мелезиген. Юноша проживал вместе с матерью в городе Смирне. Он был необыкновенно умен и прекрасно постигал науки. Мелезиген поступил в ученики к владельцу школы Фемию. После смерти учителя школа досталась в наследство его лучшему воспитаннику. Так Мелезиген стал наставником. Через некоторое время он понял, что ему настала пора углубить свои познания об устройстве мира. Юноша познакомился с неким Ментесом, родом с острова Лефкада, который пригласил его в путешествие по морю на своем корабле. Мелезигену давно уже хотелось увидеть новые страны и города. Он закрыл школу и отправился в путь.
Далее Геродот повествует о том, что во время своих странствий молодой человек занимался собиранием историй и легенд, расспрашивал местных жителей городов, в которых останавливались путешественники, об их обычаях. На острове Итака Мелезиген почувствовал себя плохо. Ментесу довелось оставить своего спутника под присмотром надежных людей и отправиться на родину одному. В дальнейшем Мелезиген путешествовал пешком. Во время своих странствий бывший учитель декламировал собранные им интересные истории. По версии Геродота, в городе Колофоне сказитель ослеп и взял себе новое имя. Современные исследователи подвергают сомнению рассказанную Геродотом историю, впрочем, как и произведения других античных историков о жизни Гомера.
В своих трудах исследователи рассказывают о творческом поединке, в котором приняли участие два великих древнегреческих поэта: Гомер и Гесиод. По преданию, они встретились на острове Эвбее, где происходили игры в честь погибшего Амфидема, и каждый из них читал свои лучшие произведения. Царем Панедом, выступившим на состязании судьей, победа была присуждена Гесиоду, поскольку в его стихах звучал призыв к миру и земледелию, а не к войнам и побоищам, как у Гомера. Тем не менее симпатии публики оказались на стороне последнего.
Ценности Гомера
Сегодня ученые выделяют следующие группы ценностей древних греков:
- архаические, эпические;
- полисные;
- природно-космические;
- аскетические.
Гомеровские герои руководствуются преимущественно ценностями первой группы: их целью и долгом выступает достижение личного блага с ориентацией на успех
Важно отметить, что категория успеха, переживание успешности связано у древних греков исключительно с оцениванием со стороны окружающих, иначе говоря, гомеровский герой не проводит различий между внутренним миром и социальным статусом
Сам социальный статус высоко ценится древними грекам, в частности, главные действующие герои принадлежат к благородному сословью, они дорожат своим аристократизмом, сам аристократизм становится основой для отнесения личности к особому благородному сословью, представители которого отличаются мужеством, храбростью, стремлением к свершению подвигов ради славы.
В качестве главных ценностей гомеровских героев, личностно значимых качеств, которые высоко ценит Гомер, следует назвать следующие:
- сила и мужество;
- честь;
- слава;
- патриотизм;
- храбрость:
Важно отметить, что храбрость, сила и мужество у гомеровских героев мало отличимы от благородства, т. е
воспринимаются не как личностные, но как врожденные, приобретенные от рождения.
Главной же целью жизни и подвигов героев является слава. Более того, слава может предпочитаться богатству, например, упорство Пенелопы влекло за собой «истребление ее богатства», однако
Источником славы может выступать и благообразная жизнь:
Как и славу, высоко ценит Гомер в своих героях патриотизм. К примеру, образ Гектора представляет собой воплощение идеал героя, жертвующего собой во имя спасения города, этот гомеровский герой — идеальный носитель патриотизма, который руководствуется в своих действиях чувством родины.
К перечню положительных ценностей относит Гомер и справедливость, которая интерпретируется автором как беспощадное возмездие, «праведная кара», за совершенную несправедливость, преступление, зло. Например, главным движущим мотивом возвращения Ахилла в битву выступает месть за убитого и ограбленного Патрокла:
Сын Агамемнона, Орест мстит убийце своего отца, Эгисфу, что охарактеризовано Гомером как
В понимании древних греков, человек, который совершает справедливое воздаяние за злодеяния, совершает справедливость и, соответственно, приобретает долгую славу. В то же время, стремление древних греков к справедливости не может сочетаться с милосердием, добротой. Эти ценности человечество приобрело позднее, со становлением христианской мировоззренческой модели. Сама справедливость выглядит у Гомера, скорее, как месть, чем воздаяние, наказание преступника за совершенные злодеяния.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что творчество Гомера выступает отражением системы ценностей, которые составляли основу древнегреческого общества, стали основой для формирования многочисленных философских концепций, которые сегодня являются неотъемлемой частью цивилизационной модели.