Эллинистическая эпоха: книжные собрания царей и полисов
Правители эллинистических царств заботились о своем престиже. Они укрепляли его не только военными победами, но и покровительством искусствам. Во всех главных государствах эллинизированного Востока появились крупные библиотеки.
Первой из них была основанная в 290-е годы до н. э. Александрийская библиотека в Египте. Царь Македонии Антигон Гонат создал царскую библиотеку в своей столице Пелле. Царь государства Селевкидов Антиох III Великий создал и открыл для ученых посетителей библиотеку в Антиохии-на-Оронте.
Александрийская библиотека. (wikipedia.com)
Не отставали и греки. В Афинах, остававшихся культурным и образовательным центром, существовало несколько библиотек. По словам Полибия, историк Тимей провел за историческими изысканиями в афинских книжных собраниях 50 лет.
Библиотеки действовали при храмах и философских школах. Богатые люди и цари владели личными собраниями книг. Богатую библиотеку собрал последний царь Македонии Персей. Наряду с другими богатствами она была вывезена в Рим после разгрома царства.
Конгломерат государств Малой Азии в III веке до н. э.
Одной из самых своеобразных частей эллинистического мира была Малая Азия. Наряду с древними центрами культурной жизни в ней были области, которые сохранили формы отношений, восходившие к первобытнообщинной эпохе. Малая Азия имела чрезвычайно пестрый этнический состав. Нередко в пределах сравнительно небольшой территории ее население говорило на нескольких языках.
В III в. до н.э. Малая Азия распалась на несколько частей. Иония, Фригия, Кария, Киликия и часть Каппадокии вошли в состав царства Селевкидов, которые контролировали древнюю дорогу, соединявшую побережье Эгейского моря с Междуречьем и другими странами Востока. Северная полоса Малой Азии, которая граничила с Черным морем, уже к концу IV в. до н.э. стала самостоятельной.
В центре Малоазийского полуострова выделилась независимая область Галатия. На северо-западе образовались Вифиния и Пергамское царство, а на востоке — Понтийское царство. Позднее независимым царством стала отпавшая от Селевкидов Каппадокия. Ряд областей на юге и юго-западе — Ликия, Кария — находились во владении птолемеевского Египта. Сохранила свою независимость гористая, труднодоступная Писидия. В Карий имел свои владения остров Родос. Города побережья поддерживали и развивали тесные связи с эллинистическим миром.
Карта Пергамского царства в III веке до н.э.
Пергамское царство: создание библиотеки
В начале II века до н. э. Пергам переживал свои лучшие времена под властью царя Эвмена II. Государство укрепило свои позиции благодаря союзу с Римом и совместным победам над Селевкидами.
Библиотека была основана по приказу царя Эвмена II после 189 года до н. э. Тогда же, как пишет Плиний Старший, началось соперничество между библиотеками Александрии и Пергама. Птолемей VIII, чтобы затруднить жизнь конкуренту Александрийского Мусейона, приказал остановить экспорт папируса. Ученые Пергама изобрели новый материал для книг, названный по месту расположения библиотеки пергаментом.
Царство Пергам во времена Эвмена II. (wikipedia.com)
Помещения библиотеки были обнаружены рядом с храмом Афины. Возможно, Пергамская библиотека, подобно Александрийскому Мусейону, была фиасом — религиозным союзом, действовавшем при храме.
Как и Птолемеи, Атталиды и их доверенные лица заботились о пополнении библиотеки — они покупали (а возможно и изымали) книги из частных собраний. Книжное собрание философа Нелея включало завещанную ему библиотеку Феофраста, ученика Аристотеля и его преемника как руководителя Ликея. Узнав о том, как активно Атталиды скупали книги, наследники Нелея («люди заурядные», по словам Страбона) спрятали библиотеку Феофраста в земляной яме.
По предположению ученых, это скульптурный портрет Эвмена II. (wikipedia.com)
Позже, уже во времена Митридатовый войн, потомки Нелея продали порядком подпорченные лежанием в земле книги книголюбу Апелликонту за большую денежную сумму. Книжное собрание Апелликонта, в свою очередь, стало трофеем римского полководца Суллы, по приказу которого оно было отправлено в Рим.
Библиотека размещалась к северу от храма Афины. В читальном зале книжного собрания могли работать одновременно до 50 человек. В стенах по краям зала были углубления, служившие стеллажами. В этих стеллажах могло разместиться около 17000 свитков. Остальные свитки хранились в других помещениях или даже находились вне храма на акрополе города. Около одной из стен возвышалась статуя богини Афины, которой был посвящен храм.
Античная наука: расцвет Пергамской библиотеки
После учреждения книжного собрания в Пергаме трудился целый ряд выдающихся ученых и врачей. Малоазийский город больше прославился работами в области медицины и математики, чем гуманитарными дисциплинами.
При святилище бога Асклепия действовал медицинский центр, в котором работали выдающиеся врачи. Среди них Никандр Колофонский — автор поэм, в которых он изложил знания своего времени о ядах и противоядиях.
Пергамские парфюмеры делали духи из таволги и ладана. Исследования медицины продолжались в Пергаме и в римское время. Именно в этом городе родился и начал обучение выдающийся врач Гален (II век н. э.). В Пергаме его наставником был врач Сатир. Это показывает, что врачебная школа продолжала работать в малоазийском городе, как минимум, до II века н. э.
На рубеже III-II веков до н. э. в Пергаме жил и творил Аполлоний Пергский, один из трех величайших эллинских математиков после Евклида и Архимеда. Он родился в Памфилии, жил Александрии, а позже приехал в Пергам по приглашению работавшего там математика Эвдема. Этому ученому принадлежит капитальный труд «Конические сечения», часть которого сохранилась в оригинале, часть — в переводе на арабский.
Книга Аполлония на арабском. (wikipedia.com)
Главные достижения Пергама связаны с математиками и врачами. Большинство поэтов и филологов, трудившихся в столице Атталидов, известны только по именам — они не смогли встать в один ряд с поэтами Александрии.
Понт (Понтийское царство)
В конце IV в. до н.э. образовалось еще одно эллинистическое царство в Малой Азии — Понтийское. Оно объединяло понтийское побережье, гористую область к югу от него и часть Каппадокии к востоку от реки Галиса. Область между Понтом и Вифинией — Пафлагония — долгое время оставалась независимой.
В состав Понтийского царства вошли как греческие торговые города на побережье — Трапезунт, Амис, Синопа, так и сельские местности, в которых главную социальную силу составляли потомки ахеменидской знати. Огромное значение имели старинные храмовые центры, которые возникли в незапамятные времена на скрещениях торговых путей.
Храмы владели обширными землями и тысячами гиеродулов. Типичным для этого рода храмовых центров являлся город Комана в Каппадокии с культом богини Ма. В состав населения Команы входили “одержимые” богом — жрецы, а также храмовые служители и храмовые рабы в числе 6 тысяч человек. Во главе этого города-святилища стоял верховный жрец. Такой же характер имели храм богини Анахиты в Зеле и храм Зевса в Венасе.
Основателем династии в Понте стал потомок знатного иранского рода Митридат, который утвердил свою власть в 302 г. до н.э. Как и цари Вифинии, понтийская династия проводила политику эллинизации страны, но эта эллинизация была крайне поверхностной и ограниченной.
Вскоре, возвысившись, Понтийское царство во главе с Митридатом бросило вызов Риму. Сперва удача улыбалась Митридату, и римляне потерпели ряд поражений, однако развернувшись во всю мощь, римская военная машина сокрушила Понтийское царство, которое вошло в состав Римской империи на правах провинций Вифиния и Понт (западная часть), в то время как восточная часть (Боспорское царство) оставалось некоторое время не зависимым (фактически полузависимым от Рима) государством, но в итоге также было поглощено Римом.
[sign author=»ageageiron.ru» source=»История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия. / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. — 832 с. ISBN 985-433-718-9″]
Каппадокия
В этот период Каппадокией называлась вся восточная часть Малой Азии к северу от Тавра. Позднее узкая полоса между хребтами, расположенными на севере, и Черным морем стала называться Понтийской Каппадокией, или просто Понтом. Эллинских колонистов мало привлекал этот скудный и расположенный вдалеке от важнейших торговых путей край.
В 260 г. до н.э. Каппадокия стала независимой от Селевкидов. Правителем Каппадокии стал перс Ариарат, потомок одноименного сатрапа, которого победил Пердикка.
Поначалу взаимоотношения Каппадокии с Селевкидами были враждебными. Но в 245 г. до н.э. правитель Каппадокии был признан Селевком II и получил руку его сестры. В середине III в. до н.э. западные области Каппадокии были захвачены галатами. Несмотря на то что галаты представляли постоянную угрозу для Каппадокии, каппадокийские и понтийские цари часто использовали их в качестве наемников.
Карта Понтийского царства в III веке до н.э. (севернее, в районе Крыма — Боспорское царство, в то время — часть Понта)
Рекомендации
- ↑ и Андре Ларонд, « Пергамское царство », Encyclopdia Universalis, доступ 20 апреля 2015 г.
- ↑ и Питер Грин, От Александра до Акция, от раздела Империи до триумфа Рима, Парижа, Роберта Лаффона,1997 г., 1130 с.
- Жан-Мари Бертран, Эллинизм, 323-31 гг. До н.э., короли, города и народы, Париж, Арман Колен,1992 г., 255 с.
- ↑ и Капдетри Лоран, Каррес-Маратрей Жан-Ив, Гранжан Катрин, Хоффман Женевьева, Le monde hellénistique, Париж, Арман Колен,2008 г., 350 с.
- Pierre Gros, Роланд Мартин, » Pergame «, Encyclopedia Universalis, доступ к 20 апреля 2015 года
- Маркус Хол, Пергамон, история и археология городского центра от его истоков до конца античности, Париж, издания Ученого совета Университета Шарля-де-Голля, Лилль 3, сборник UL3, работы и исследования,2008 г.
- ↑ и Жан-Мари Бертран, Эллинизм, 323-31 гг. До н.э., Короли, города и народы, Париж, Арман Колен,1992 г., 255 с.
- Франсуа Queyrel, Алтарь Пергамон, изображения и власти в Греции в Азии, Париже, издания А. и Дж Picard,2005 г., 206 с.
- Питер Грин, От Александра до Акция, раздел Империи к триумфу Рима, Парижа, Роберта Лаффона,1997 г., 1130 с.
Как добраться
Измир один из крупнейших транспортных узлов Турции. Он легко доступен на автомобиле, автобусе, поезде и самолёте. Аэропорт расположен в 20 км к югу от города и является одним из крупнейших в стране. Он имеет несколько ежедневных рейсов в Стамбул, Анталью, Анкару и менее частые — в Адану, Конью Газиантеп, а также некоторые крупные города Европы (Москва, Афины, Франкфурт, Стокгольм, Берлин, Ганновер, Дюссельдорф, Амстердам, Варшава, Мюнхен).
В Измире есть две железнодорожные станции: Басмане и Алсанджак. Басмане находится в центре города и обслуживает региональные поезда. У станции проходит линия метро. Алсанджак принимает междугородные и пригородные поезда.
Достопримечательности
Площадь Конак
Центральной площадью Измира является Конак. Это настоящее сердце этого турецкого города, одно из самых оживленных и интересных его мест.
Часовая башня
Часовая башня — символ Измира, 25-метровое мраморное сооружение, построенное в 1901 году в центре площади Конак.
Мечеть Яли
Мечеть Яли — небольшая элегантная мусульманская мечеть 18 века с красочными плитками вокруг наружных окон и тонким минаретом, расположенная на площади Конак.
Недалеко от площади Конак расположен базар Кемеральти — сумасшедший район, полный шума и суеты. Тысячи небольших местных магазинов, мастерских ремесленников, чайных, кофеен, недорогих закусочных расположены в лабиринте узких улочек. Это одно из самых аутентичных мест Измира.
Хисарская мечеть
Хисарская мечеть — крупнейшая мечеть Измира, построенная в 16 веке. Окружена оживлёнными торговыми улицами измирского базара.
Асансёр
Асансёр — историческая башня с лифтами, построенная в 1907 году, чтобы облегчить доступ из нижнего города в верхний. Сейчас это отличная смотровая площадка.
Кадифекальский замок
Кадифекальский замок — руины древнего оборонительного сооружения на вершине холма, истоки которого восходят к Смирне. До нашего времени сохранились участки стен и ворот.
Агора
Агора — руины древнегреческого и римского рынка античной Смирны. Когда-то это был центр древнего города с оживлённым базаром и общественными зданиями. Сейчас здесь можно увидеть реконструированную колоннаду и ворота, арки и сводчатые камеры.
Набережная
Одно из самых популярных мест Измира — набережная Kordon. Она простирается вдоль моря от площади Конак до района Alsancak.
Галатия
Совсем иной характер имела Галатия — область, некогда являвшаяся центральной частью Фригийского царства с древним фригийским культовым центром, городом Пессинунтом, а также городами Гордием и Анкирой. Пессинунт считался священным городом великой матери богов — Кибелы.
В начале III в. в этой области осели галаты после поражения, которое нанесли им войска Антиоха I. К этому времени галаты еще находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Их племенное устройство сохранилось и после поселения в Малой Азии. Во главе трех галатских племен — толистоагов, текто-сагов и трокмов — стояли племенные вожди. Условия для дальнейшего развития этих племен оказались мало благоприятными.
Зажатая между владениями гигантского государства Селевкидов и территориями быстро развивавшихся Пергама, Понта и Вифинии, Галатия оказалась отрезанной от выходов к морю и от путей, по которым осуществлялся торговый обмен.
Карта Каппадокии в III веке до н.э.
Подтверждение Атталидов II — го века до нашей эры. Ж.-К.
Королевство Атталидов на пике своего развития после мира Апамеи .
Аттал I — й и королевская прокламация
Он не был до Аттала I — го, чтобы увидеть Атталид есть королевский титул, особенно в связи с его эффектной победой над Галатами в 240/239. Тем не менее территориальные завоевания на западе Малой Азии (Иония, Эолид, Геллеспонт), допущенные победами над галатами, а также кризисом власти Селевкидов, были подорваны кампаниями Антиоха III . Аттал I сначала попытался расширить свои владения за счет Селевкидов ; но правитель Селевкидов провел безупречную политику, которая сделала его хозяином Западной Малой Азии около 222 г., сократив власть Атталидов и территорию Атталидов до территории, не превышающей средней долины Кайка.
Аттал I сначала попытался расширить свое влияние в Эгейском море и Греции в союзе с Этолийской лигой и Римом, но ему удалось только привлечь враждебность Македонии (218-205). Тогда Пергамон рисковал оказаться одновременно врагом власти Македонии и власти Селевкидов. Аттал I сначала обратился к Риму, помогая римской власти в ее проектах интервенции на Востоке. Пергамон подписывает договор о дружбе с Римом в 209 году, прежде чем принять участие в македонских войнах против Филиппа V Македонского . Аттал I — й руководит военно — морских операций и выиграл город Эгина во время Первой Македонской войны и Андрос во второй.
Аттал я первый внезапно умер в 197 году, незадолго до конца Второй Македонской войны . Ему наследовал Эвмен II, старший из четырех его сыновей, которых он имел с женой Аполлонисом Кизикским (Эвмен II, Аттал II, Филетайрос и Афиней).
Евмен II сталкивается с угрозой Селевкидов
Евмен II, сменивший своего отца в 197 году, решил продолжить политику, начатую его отцом, и сохранить эту политику доброго взаимопонимания с Римом, чтобы защитить себя от угрозы Селевкидов. Этот маневр окупился с тех пор, как царство Пергама получило во время Апамейского мира в 188 году и после поддержки, которую Евмен II оказал Риму во время Антиохической войны, большую часть владений Селевкидов к северу от Тельца . Это увеличение королевской территории было настолько важным, что Пергам стал главной державой в Западной Малой Азии. Затем его царство простиралось от Лидии до Памфилии и Фригии. Все правление Евмена II стремилось сохранить это привилегированное положение, которое он поддерживал с Римом. Власть Атталидов, унаследовавшая большую часть древних селевкидских территорий Западной Малой Азии, сохранила прежние административные структуры. Благодаря административным текстам, мы наблюдаем за территорией из Пергама через плотную сеть административных районов, находящихся в ведении стратегов. Если существование королевского государственного культа не засвидетельствовано, мы знаем, что, однако, существовал королевский культ, характерный для города Пергамон.
Но исчезновение угрозы Селевкидов не было концом проблем для династии Атталидов. Евмену II пришлось столкнуться с атаками Прусия Вифинского в Геллепонтийской Фригии между 186 и 183 годами, и, прежде всего, между 182 и 179 годами, ему пришлось бороться с экспансионизмом Фарнака дю Пон, который Пергам наконец сумел соблазнить. Наконец, между 168 и 166 годами галатские племена, находившиеся под властью Атталидов, восстали, и Эвмену II пришлось собрать большую армию. Он восстановил свою власть в восточной части своего королевства, но почувствовал себя преданным Сенатом, когда последний подтвердил автономию галатов в 166. Пергам тогда одобрил образ царства par excellence, который защищал ценности эллинизма в глазах греков.
После смерти Евмена II его брат Аттал II (158–139) сменил его.
Царство при Евмене II и Аттале II
После смерти Евмена II к власти пришел его брат Аттал II . В рамках непрерывности политических действий своего предшественника он смог развить свою энергичную деятельность, чтобы наделить город Пергам политическими и художественными структурами, которыми восхищались все в Греции. Подобно Евмену II, ему пришлось сражаться против Прусия Вифинского (159–154), жонглировать между попытками Писидия около 150–145 годов и восстаниями галатских племен. Аттал II также стремится поддерживать свои теплые и привилегированные отношения с Римом и преуспел, укрепив союз между двумя державами. Аттал II умер в 138 году, в возрасте 82 лет, и его вступил в должность его племянник Атталус III, сын Эвмена II.
Первый глобус: Кратет Малльский и долгое эхо его трудов
Начало развития библиотеки связано с именем Кратета Малльского, выдающегося географа и филолога. Возможно он сыграл в развитии Пергамской библиотеки такую же роль, как Деметрий Фалерский — Александрийской.
В 169 году до н. э. Кратет, как пергамский посол, побывал в Риме. Гуляя по Палатинскому холму, ученый провалился в отверстие римской клоаки и сломал ногу. Из-за этого Кратет располагал свободным временем, которое проводил в беседах с римлянами. Эти беседы повлияли на интерес квиритов к риторике и литературе.
Современная реконструкция глобуса Кратета. (wikipedia.com)
Кратет исследовал и комментировал текст гомеровских поэм, в частности, предлагая толковать их аллегорически, а также предлагал свои варианты правки текста. Из составления комментариев к «Одиссее» и родился его интерес к географии. Страбон сохранил пример комментария пергамского ученого к «Одиссее»: Кратет толковал стихи Гомера об эфиопах, живущих в местах, где нисходит и где восходит солнце. По его мнению, две части народа эфиопов живут на разных берегах океана.
Кратет развивал теорию Эратосфена и обратил внимание, что, по его расчетам, известный эллинам мир занимает около четверти планеты. Он предположил, что есть и другие материки
Согласно Кратету, известные ему Европа, Азия и Африка составляют Ойкумену. По ту сторону Атлантики и за экватором должны были лежать три других материка.
Ученики Кратета продолжали его филологические изыскания, но от большинства из них сохранились только имена, а его ученик Артемон может быть одним из двух древних ученых с этим именем. Первый из них, Артемон Клазоменский, написал биографию Гомера, другой, уроженец Кассандрии, — труд о собирании книг.
Теории Кратета о климатических зонах и землях за пределами Ойкумены получили развитие в античной и средневековой географии. В I веке н. э. римский географ Помпоний Мела суммировал географические знания своей эпохи в книге «О положении Земли». Ученый разделил планету на пять климатических зон. Земли на крайних севере и юге слишком холодны для человека, экватор — слишком жарок. В северной умеренной зоне живут известные ему народы, а южная населена антихтонами. Мела не сомневается в существовании антихтонов, но признает, что написать об их землях что-нибудь невозможно, потому что никто не пересекал экватор из-за жары. В средние века жителей земель за экватором называли антиподами и изображали их материк на картах.
История
Измир — город с богатой историей, на протяжении которой он переживал как периоды расцвета, так и периоды упадка. Более трёх тысяч лет назад древними греками был основан город Смирна, в которой располагалась одна из семи церквей Апокалипсиса (семь раннехристианских церквей в Малой Азии). В 133 году до н.э. греческое поселение было завоёвано Римом. При римлянах Смирна достигла наивысшего расцвета. После распада Римской империи город принадлежал Византии, потерял свое значение и пришёл в упадок.
В 1076 году Смирна была завоёвана сельджуками, но уже в 1102 году Византия вернула над городом контроль. После падения Византийской империи Смирна была захвачена мальтийскими рыцарями, позднее принадлежала Генуе. В 1402 году город был покорен Тамерланом. В 16 веке Смирна была завоёвана османами.
Измир
Несмотря на то, что Смирна стала частью империи османов, христиане составляли большую часть населения. После поражения Османской империи в Первой мировой войне город был оккупирован Грецией. По Севрскому мирному договору он должен был отойти грекам, но Мустафа Кемаль и его сторонники не признали договор. 9 сентября 1922 турецкая армия вошла в город. Это закончилось его сожжением и массовыми убийствами христианского населения. Измиром город стал называться с 1928 года.
Библиография
- Аллен, Р. Э., Королевство Атталидов, конституционная история, Oxford University Press, 1983; ISBN 978-0198148456
- Остин, M.M., Эллинистический мир от Александра до римского завоевания: подборка древних источников в переводе, «Атталиды Пергама», Cambridge University Press, 2006; ISBN 978-0521535618
- Дигнас Б., «Ритуалы и построение идентичности в атталидском Пергаме» в Dignas B, Smith RRR, (eds), Историческая и религиозная память в древнем мире, Oxford University Press, 2012; ISBN 978-0199572069
- Хансен Э. В. Атталиды Пергама (исследование по классической филологии). Издательство Корнельского университета, 2-е исправленное издание, 1972 г .; ; ISBN 978-0801406157. Издание первое, 1947 г .; ASIN: B000MRG0T6
- Косметату, Э., «Атталиды Пергамского», в Эрскине, А., Спутник эллинистического мира, Блэквелл, новое издание, 2005; ISBN 978-1405132787
- Уэллс, К. Б., (ред.), Царская переписка в эллинистический период: исследование греческой эпиграфики, Ares Publishers Inc., США, 1974; ISBN 978-0890050194
- Шипли (2000). Греческий мир после Александра, 323-30 гг. До н. Э.(История Древнего мира Рутледж), Рутледж, первое издание, 1999 г .; ASIN: B017PNSW7M
Интересные места в окрестностях Измира
Эфес
Эфес — одна из самых известных достопримечательностей Турции, поразительные руины античного города. Это уникальный культурный ландшафт с наследием эллинистического, римского, византийского, сельджукского и османского периодов.
Самые главные достопримечательности Эфеса:
- Мечеть Иса Бея — выдающееся произведение архитектуры сельджуков. Является одним из старейших и наиболее важных примеров мусульманской архитектуры в Анатолии.
- Дом Богородицы — христианская святыня. Небольшой древнее здание, где по преданию жила Дева Мария после смерти Христа и гонений христиан.
- Базилика святого Иоанна — церковь, построенная в честь Иоанна Богослова, который некоторое время жил и проповедовал в Смирне.
- Библиотека Цельса — один из символов Эфеса, руины античной библиотеки, построенной в честь римского сенатора Цельса.
- Храм Артемиды — руины одного из семи чудес света.
- Древние террасные дома богатых римлян.
- Большой театр — великолепное античное сооружение, которое вмещало 24 000 зрителей.
- Храм Адриана — одно из красивейших сооружений Эфеса, построенное в честь римского императора Адриана.
Пергам
Пергамон (Пергам) — руины древнего города, расположенные на вершине холма Кале и включённые в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь находилась столица государства Атталидов. Пергам — выдающийся пример градостроительного планирования эллинистического периода с монументальной архитектурой, древними храмами, театрами, библиотекой. Наиболее яркими достопримечательностями являются храм Афины, самый крутой театр эллинистического периода, библиотека, великий алтарь, храм Диониса, агора и система водоснабжения. Также культурный ландшафт Пергамона был разбавлен римскими, византийскими и османскими сооружениями.
Şirince
Şirince — небольшое поселение с атмосферными узкими улочками и старыми, немного ветхими домами.
Бирги (Birgi)
Бирги (Birgi) — небольшой древний городок с очаровательными улочками и каменными домами.
Пергам (Пергамское царство)
Первоначальная территория Пергама, который был расположен в северо-западной части Малой Азии, была невелика. Плодородные поля, луга и сады в долине реки Каика создавали благоприятные условия для сельского хозяйства, а близость к побережью и островам Эгейского моря открывала возможность для развития и оживленного обмена.
В этих условиях небольшая крепость, какой являлся Пергам в IV в. до н.э., быстро превратилась в главный центр государства. Население Пергамского царства с успехом выдержало борьбу с вторгшимися на его территорию кельтскими племенами галатов и с могущественным эллинистическим государством Селевкидов.
Во время войны диадохов Пергам, как надежный и хорошо укрепленный самой природой пункт, сделался местом хранения казны Лисимаха. Охрана казны была поручена евнуху Филетеру. Воспользовавшись смутами при дворе Лисимаха, Филетер перешел на сторону Селевка. Однако фактически Филетер сделался независимым правителем.
Политическая обстановка побуждала Филетера к проэллинской политике. Связи с Элладой и греческими полисами Малой Азии служили известной опорой в борьбе Пергама с галатами и могли оказаться полезными при столкновениях с Селевкидами. Преемник Филетера Эвмен одержал в 262 г. до н.э. решительную победу около Сард над армией Антиоха I. С этого времени Пергам начинает играть более значительную роль в международных отношениях.
Внешняя политика Пергама этого времени ознаменована разрывом с Селевкидами и союзом с Египтом. После смерти Замена в 241 г. до н.э. власть над Пергамом перешла к Атталу I, который правил до 197 г. до н.э. Аттал I устранил угрозу со стороны галатов. Он отказался от уплаты им дани и в битве у истоков Каика в 228 г. до н.э. наголову разгромил их. После этой победы Аттал принял царский титул и культовое имя “спаситель”.
Аттал настолько осмелел, что вмешался в борьбу в царстве Селевкидов и достиг здесь больших успехов. Непродолжительное время он господствовал над большей частью Малой Азии. К концу правления Аттала I Пергам последовательно ориентировался на Рим. До поры до времени Пергам пожинал плоды этой внешней политики в виде крупных территориальных приобретений, торговых преимуществ. Но вместе с тем Пергам все более и более подпадал под римское влияние.
Главной опорой Атталидов являлась армия. По своему составу она была очень разнообразна. Наряду с наемниками из разных уголков эллинистического мира большое значение в армии имели и местные жители — мисийцы, а также граждане Пергама. Воины обеспечивались земельными наделами. Часть военных колонистов получала необработанные участки подобно тому, как это позднее осуществлялось в птолемеевском Египте.
По численности пергамская армия уступала войскам Селевкидов или Птолемеев, но по техническому оснащению явно превосходила их. Пергам представлял собой первоклассную крепость с обширным арсеналом. Атталиды широко использовали достижения эллинистической осадной техники в войнах, которые вели.
Главную роль в политической жизни государства играла столица — город Пергам. В Пергаме существовали обычные греческие учреждения — народное собрание, городской совет, выборные должностные лица, филы и демы. Фактическая же власть, контроль за ходом дел, за выборами и за финансами, а также законодательная инициатива находились в руках пяти стратегов, которые назначались непосредственно царем.
Столица царства была расположена в нескольких милях от моря. Город соединял типичные черты эллинистического полиса и пышное великолепие царской резиденции восточного государства. Многочисленные статуи, картины, искусно сделанные мозаики служили украшением дворцов и храмов. В Пергамской библиотеке хранилось свыше 200 тысяч рукописей, а также велись научные исследования.
Карта Вифинии в III веке до н.э.