Дитерих букстехуде — dieterich buxtehude

Творчество

Как все немецкие музыканты его поколения, Букстехуде испытал сильное влияние нидерландской композиторской и органной школы, в особенности Яна Свелинка, стиль которого, в свою очередь, являлся синтезом фламандских и итальянских традиций (последние были наиболее отчетливо представлены в творчестве Джироламо Фрескобальди и Джозеффо Царлино).

В наследии Букстехуде имеется несколько композиций на итальянские тексты, вообще черты итальянского стиля явственно проступают во многих его произведениях.

Однако преобладающим оставалось немецкое влияние. Оно шло непосредственно через отца Дитриха, который стал его первым учителем; через И. Тайле — ученика великого композитора Генриха Шютца; через Ф. Тундера — предшественника Букстехуде в Любеке.

Наибольшую славу принесли музыканту его воскресные «Вечерние концерты» (Abendmusik) в предрождественский период: на них собирались музыканты со всей Европы. Большая часть органных и вокально-хоровых произведений композитора была написана для таких концертов.

Хотя Букстехуде является автором сочинений в разных жанрах — например, скрипичных сонат, пьес для клавесина, светской вокальной музыки, духовных кантат и других видов церковной музыки, — все же главным в его наследии является органное творчество: именно оно отличается наибольшей самобытностью и оказало мощное влияние на следующее поколение немецких музыкантов.

Стиль Букстехуде отмечен большой смелостью, богатством фантазии, он весьма индивидуален и часто ярко виртуозен. Свободно модулирующие импровизационные разделы чередуются в органных пьесах Букстехуде с превосходными фугами и другими полифоническими формами.

Многие произведения композитора не сохранились. Например, утеряны ноты некоторых его ораторий, хотя либретто сохранились. Это обстоятельство особенно огорчительно, так как оратории Букстехуде, скорее всего, стали образцами, на которые ориентировались Бах и Телеман. Некоторые шедевры Букстехуде сохранились в нотной коллекции Баха. При жизни Букстехуде были изданы два тома его сонат (ещё семь сонат сохранились в манускриптах), а кроме того, сохранились многие его кантаты, ставшие образцом этого жанра для многих современных ему и последующих композиторов.

Произведения Букстехуде принято идентифицировать по каталогу Георга Карштедта (Buxtehude-Werke-Verzeichnis, BuxWV), который насчитывает 275 единиц (и 13 дополнений).

Сочинения для органа

Прелюдии, фуги, токкаты и хоральные обработки. Предполагается, что Букстехуде писал музыку с применением специальной нотации, так называемой органной табулатуры. Однако оригинальные манускрипты не сохранились, остались только их копии, выполненные в обычной нотации. Большинство органных сочинений Букстехуде написаны в «фантазийном стиле» (stylus phantasticus), характерном для раннего барокко и в особенности для так называемой северонемецкой органной школы. Этому стилю присущ дух импровизации: типичны частые смены ритмов, чередование строгих фугированных эпизодов и импровизационных интермедий, одноголосной и полифонической фактур. Органный стиль Букстехуде оказал значительное влияние на творчество И. С. Баха.

Вокальные сочинения

Автор более 100 кантат, среди которых известна двойная «Fried- und Freudenreiche Hinfahrt» (BuxWV 76), написанная на смерть Иоганна Букстехуде. Состоит из двух кантат: «Mit Fried und Freud» (включает Contrapunctus I и Contrapunctus II) и «Klag-Lied». Популярен также цикл духовных кантат Букстехуде «Membra Jesu» (с лат. «Уды Иисусовы»), BuxWV 75. Каждая из семи кантат цикла обращена к одной из частей тела Спасителя: к ногам (Ad pedes), коленям (Ad genua), рукам (Ad manus), бокам (Ad latus), груди (Ad pectus), сердцу (Ad cor) и, наконец, к лику (Ad faciem).

Литература

  • Stahl W. Dietrich Buxtehude. Kassel, 1937, 2te Aufl., 1952.
  • Friis N. Diderik Buxtehude. Copenhagen, 1960.
  • Snyder K. J. Buxtehude // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. L,; N.Y., 2001.
  • Snyder K. J. Dieterich Buxtehude: organist in Lübeck. Rochester, NY: University of Rochester Press, 2007. ISBN 9781580462532.
  • Геро О. Духовные тексты в музыке Д. Букстехуде. М.: Классика XXI, 2010.
  • Геро О. Музыкальная поэзия и поэтическая проза в «An Filius non est Dei» Дитриха Букстехуде // Научный вестник Московской консерватории. — 2011. — № 2. — С. 164—173. Архивировано 4 февраля 2019 года.
  • Гардинер, Джон Элиот. Музыка в Небесном Граде: Портрет Иоганна Себастьяна Баха = Music in the Heaven’s Castle: a Portrait of Johann Sebastian Bach / пер. с англ.: Р. Насонов и А. Андрушкевич. — Москва: Rosebud Publishing, 2019. — 928 с. — ISBN 978-5-905712-26-5.

definition — БУКСТЕХУДЕ ДИТРИХ

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Букстехуде, Дитрих

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Единственный сохранившийся портрет Букстехуде, картина Иоганнеса Форхута 1674 года.

Ди́трих Букстеху́де (нем. Dieterich Buxtehude, дат. Diderik Buxtehude) (ок.  — 9 мая ) — немецко-датский органист и один из наиболее известных композиторов эпохи барокко. Его произведения для органа составляют существенную часть традиционного органного репертуара.

Биография

Детство в Дании. Учёные спорят о точных времени и месте рождения Букстехуде. Большинство сходится во мнении, что он родился в  г. в Хельсингборге, ныне принадлежащем Швеции, а тогда бывшем частью Дании. Один их его некрологов утверждает, что Букстехуде «считал Данию своей родиной, когда приехал в эту местность; он прожил около 70 лет». Другие источники сообщают, что Букстехуде родился в Бад-Олдеслоэ в герцогстве Гольштейн, которое в то время было частью Датского королевства.

Любек. Букстехуде работал органистом, сначала в Хельсингборге (—), затем в Эльсиноре (—), а затем, начиная с 1668 года, в церкви Святой Марии в Любеке. Его положение в вольном имперском городе Любеке предоставляло большую свободу действий и благоприятствовало развитию его музыкальной карьеры. С г. Букстехуде организует вечерние музыкальные представления («Abendmusik»), которые привлекали музыкантов со всей Германии и продолжали проводиться в церкви до г. В г. Иоганн Себастьян Бах прошёл пешком около 400 км из Арнштадта, чтобы попасть на такой вечер, где Букстехуде импровизировал на органе. Когда Букстехуде познакомился с Бахом и Генделем, он был уже стар и собирался отойти от дел. Его настолько впечатлили дарования этих двух людей, что он предложил заменить его на посту сразу обоим, поставив лишь одно условие: принявший предложение должен будет жениться на его старшей дочери, Анне Маргарите (ни Бах, ни Гендель на это предложение не согласились).

Творчество

Наиболее значительны сочинения Букстехуде для органа. К сожалению, многие произведения Букстехуде не дошли до наших дней. Например, утеряны ноты некоторых его ораторий, хотя либретто сохранились. Это обстоятельство особенно огорчительно, так как оратории Букстехуде, скорее всего, стали образцами, на которые ориентировались Бах и Телеман. Некоторые шедевры Букстехуде сохранились в нотной коллекции И. С. Баха. При жизни Букстехуде были изданы два тома его сонат (еще семь сонат дошли до нас в манускриптах), а кроме того, сохранились многие его кантаты, ставшие образцом этого жанра для многих современных ему и последующих композиторов.

Произведения Букстехуде принято идентифицировать по каталогу Георга Карштедта (Buxtehude-Werke-Verzeichnis, BuxWV), который насчитывает 275 единиц (и 13 дополнений).

Сочинения для органа. Наиболее популярны органные сочинения Букстехуде, написанные им в разных жанрах. Это — прелюдии, фуги, токкаты и хоральные обработки. Предполагается, что Букстехуде писал музыку с применением специальной нотации, так называемой органной табулатуры. Однако оригинальные манускрипты не сохранились, до нас дошли только их копии, выполненные в обычной нотации. Большинство органных сочинений Букстехуде написаны в «фантастическом стиле» (stylus phantasticus), характерном для раннего барокко и в особенности для так называемой северогерманской органной школы. Этому стилю присущ дух импровизации, любовь к неожиданным поворотам; типичны быстрые смены ритмов, чередование строгих фугированных эпизодов и импровизационных интермедий, одноголосной и полифонической фактур. Органный стиль Букстехуде оказал значительное вляние на творчество И. С. Баха.

Сочинения для других инструментов.

Вокальные сочинения.

Рецепция

Творчество Букстехуде оказало огромное влияние на европейскую музыку, в том числе на творчество И. С. Баха. Современные исследователи считают Букстехуде величайшим немецким композитором периода между Генрихом Шютцем и И. С. Бахом.

Ссылки

  • Список произведений Дитриха Букстехуде
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Дитрих Букстехуде
  • , полный список произведений Букстехуде (фр.)
  • Дитрих Букстехуде: Ноты произведений на International Music Score Library Project
Это незавершённая статья о персоналии из Германии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: