Работы
Ашаритский ученый Ибн Фурак насчитывает 300 работ Абу аль-Хасана аль-Ашари, а биограф Ибн Халликан — 55; Ибн Асакер приводит названия 93 из них, но лишь немногие из этих работ в области ересиографии и теологии сохранились. Три основных:
- Макалат аль-Исламийин ва Ихтильфа аль-Мусалин («Беседы сторонников ислама и разногласия среди верующих»), энциклопедия отклонившихся исламских сект. Он включает в себя не только отчет об исламских сектах, но и рассмотрение проблем в каламе , или схоластическом богословии, а также Имен и Атрибутов Аллаха ; большая часть этих работ, по-видимому, была завершена до его обращения из мутазилтов.
- Аль-Лума`
- Аль-Лума фи-р-Радд ала Ахл аз-Зайг ва аль-Бида («Искры: опровержение еретиков и новаторов»), небольшой том.
- Аль-Лума аль-Кабир («Большая книга искр») , предисловие к Ида аль-Бурхан и, вместе с Лума аль-Сагир, последнее произведение, составленное аль-Ашари согласно шейху Исе. аль-Хумьяри.
- Аль-Лума ас-Сагир («Малая книга искр») , предисловие к аль-Лума аль-Кабир.
Kitāb al-ibana ‘an usul al-diyana , хотя подлинность этой книги оспаривается несколькими учеными.
Биография
Изображение Багдада 1808 г., взятое из печатной коллекции в « Путешествиях по Азии и Африке» и др . (изд. Дж. П. Берджу , Британская библиотека); аль-Ашари провел всю свою жизнь в этом городе в десятом веке.
Абу аль-Хасан аль-Ашари родился в Басре , Ирак , и был потомком Абу Мусы аль-Ашари , который принадлежал к первому поколению ближайших сподвижников Мухаммеда ( Сахаба ). В молодости он учился у аль-Джуббаи , известного учителя богословия и философии мутазилитов .
Согласно традиционной версии, аль-Ашари оставался богословом-мутазилитом до своего 40-летнего возраста, когда он якобы трижды видел во сне исламского пророка Мухаммеда в течение месяца Рамадан . В первый раз Мухаммад велел ему поддерживать то, что было рассказано от него самого, то есть пророческие традиции ( хадисы ). Аль-Ашари забеспокоился, так как у него было множество веских доказательств, противоречащих пророческим традициям. Через 10 дней он снова увидел Мухаммеда: Мухаммед повторил, что он должен поддерживать хадис . Впоследствии аль-Ашари оставил калам(диалектическое богословие) и стал следовать только хадисам . В 27-ю ночь Рамадана он в последний раз увидел Мухаммеда. Мухаммед сказал ему, что он не велел ему отказываться от калама , а только поддерживать традиции, рассказанные от него самого. После этого аль-Ашари начал отстаивать авторитетность хадисов , находя для них доказательства, которые, по его словам, он не читал ни в каких книгах.
После этого опыта он покинул школу мутазилитов и стал одним из самых выдающихся ее противников, используя философские методы, которым он научился у них, для опровержения их богословской доктрины. Затем аль-Ашари провел оставшиеся годы своей жизни, занимаясь развитием своих взглядов и сочинением полемики и аргументов против своих бывших коллег-мухтазилитов. Аль-Ашари за свою жизнь написал более 90 произведений, многие из которых сохранились до наших дней.
Ученые раннего ислама
|
Просмотры
Покинув школу мутазилитов и присоединившись к богословам — традиционалистам , аль-Ашари сформулировал богословие суннитского ислама через калам , следуя по стопам Ибн Куллаба столетием ранее. За ним последовало большое количество выдающихся ученых суннитского ислама, многие из которых принадлежали к шафиитской школе права. Наиболее известными из них являются Абуль-Хасан аль-Бахили, Абу Бакр аль-Бакилани , аль-Джувайни , аль-Рази и аль-Газали.. Таким образом, школа аль-Ашари стала, наряду с Матуридами , основными школами, отражающими верования Сунны.
В соответствии с суннитской традицией аль-Ашари придерживался мнения, что мусульманин не должен считаться неверующим из-за греха, даже если он был чудовищным, таким как употребление вина или воровство. Это противоречило позиции хариджитов .
Аль-Ашари также считал недопустимым насильственно противостоять лидеру, даже если он открыто не подчинялся заповедям священного закона.
Аль-Ашари провел большую часть своих работ, выступая против взглядов школы мутазилитов . В частности, он опроверг их веру в то, что Коран был создан и что дела совершаются людьми по их собственной воле. Он также опроверг мнение школы мутазилитов о том, что Аллах может слышать, видеть и говорить. Аль-Ашари подтвердил все эти атрибуты, заявив, что они отличаются от слуха, зрения и речи существ, включая человека.
Он также был известен своими учениями об атомизме . Салафиты утверждают, что перед смертью он принял салафитское богословие.
Кто такие «хабашиты» и «Ихван аль-Муслимун»
Вопрос: Являются ли хабашиты из ахлу Сунны? Я встречался со всякими и они утверждают, что они последователи Имама Аш’ари и Шафии, да будет доволен ими Аллах.
Ответ: Шейх Абдуллах аль-Харари, да смилуется над ним Аллах, является одним из крупнейших алимов нашего времени, а кто сомневается в этом, тот либо не читал его книг, либо упорствует из-за фанатизма. Но это не означает, что мы согласно со всем, что утверждает шейх и тем более не означает, что мы согласны со всем, чему от его имени обучают хабашиты в СНГ.
Шейх аль-Харари во многих вопросах следует за позицией шейха Абу Мансура аль-Багдади и опирается на его мнения о наличии иджмы в такфире той или иной группы мусульман. Проблемой является не сам такфир этих групп, а то, что хабашиты выносят такфир тем, кто не согласен с ними в такфире этих групп. Практика цепного такфира является признаком такфиризма. Хотя сам шейх аль-Харари в своей книге «Шарху ас-Сырати аль-Мустакым» пишет, что правило: «Кто не такфирит кафира сам кафир» относится к тем, чей куфр однозначно известен из религии, как христиане и иудеи.
Что касается ошибок хабашитов СНГ, то это, в первую очередь, не понимание того, что нельзя такфирить за слова, чей «захир» указывает на куфр, если в языке имеется другой смысл этого слова. Например, они обучают, что человек, говорящий: «Богом забытая страна» является кафиром потому, что человек относит «забывчивость» к Аллаху, а это куфр. Но эти люди не понимают, что слово «забывать» в языке имеет много значений, а одно из них: «оставить, покинуть». Например, говорят: «Ты совсем забыл обо мне» в значении «ты оставил меня и редко навещаешь». Поэтому, эти слова не означают, что есть места, о существовании которых Аллах забыл, а означают, что есть места, которые Аллах лишил своей милости. И это является очень серьезной ошибкой и люди, которые обучают таким вещам являются джахилями, ибо они не понимают разницу между «захир» и «насс», а это элементарные вопросы усуля и брать знания у них нельзя. Это невежество не имеет отношения к самому шейху аль-Харари, потому что он ясно пишет, что если человек употребляет слово, внешний смысл которого указывает на куфр, но в языке есть другой смысл, то нельзя такого человека такфирить. Аллах знает лучше.
Вопрос: Хотелось бы узнать наше отношение к ихвануль муслимин. Что у них не то? Я читал книгу основателя этого течения — Хасан аль-Банна, вернее это был сборник его сочинений. Так вот, он там в разъяснении акиды использует те же разъяснения,что и последователи имама Аш’ари. Джазакаллаху хайран.
Ответ: «Ихван аль-Муслимун» — это группа с долгой историей, которая на протяжении своей истории претерпевала изменения и какие-то группы откалывались от них. Поэтому надо говорить о каждой группе в отдельности
В целом, это движение крайне негативно сказалось на мусульманах, потому что они считают, что решение каких-то политических вопросов является более важной задачей, чем «копаться в книгах» и изучать вопросы, «в которых нет пользы».
В вопросах понимания «асмау ва сифат» многие их шейхи близки к аш’аритам, но на них оказало сильное влияние движение «ваххабитов», поэтому они отвергают «истигаса» и считают, что Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб боролся в свое время с многобожием и активно его хвалят за это.
Аллах знает лучше!
Основание мазхабов
Убеждения сподвижников и табиинов были правильными и чистыми, благодаря встречам с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) и близости ко времени посланничества. По этой причине среди них было очень мало разногласий. И ввиду того, что была возможность даже самое незначительное уточнить у тех, кто восхваляем Всевышним в Его Книге, и Посланником Аллаха в хадисах, не было необходимости составлять самостоятельные науки в области вероучений, хадисов, толкования Корана, тасаввуфа, одним словом – шариатских наук.
Позднее произошло следующее. С одной стороны, среди мусульман старались утвердить свое мнение об Исламе иудеи и христиане, с другой стороны, такие же усилия прикладывали толкующие Коран по-своему, веря в исключительную истинность своих идей. С третьей стороны наступали взвешивающие понятное и непонятное, известное и неизвестное на ложных весах «разума» философы-материалисты и софисты. Таким образом, влияние различных культур меняло истинное понимание веры у мусульман. И данное обстоятельство вынудило выдающихся ученых Ислама уточнить убеждения веры, которые были у сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и передать их последующим поколениям.
Тщательно проанализировав тексты Корана и хадисов, они доказали ложность неправильных воззрений и указали на основы и правила, которые содержатся в убеждениях сподвижников лучшего из всех творений, показали их истинность, развеяли сомнения несведущих людей, объяснили незначительные разногласия среди сподвижников во второстепенных вопросах веры, разделили убеждения по классам, создали разделы, упорядочили их.
Словом, создали мазхабы, ибо все вышеуказанное и означает – создать мазхаб! Среди тех ученых, кто выполнил эту работу в совершенстве, были Абуль-Хасан Али Аш’ари и Абу-Мансур Матуриди. Абу-Мансур завершил огромный труд, который начал имам Абу-Ханифа и его выдающиеся ученики. Имам Аш’ари всю работу проделал сам. Они жили в одну эпоху, но в работе разногласий получилось меньше, чем в двадцати второстепенных вопросах, большая часть из которых – словесного характера. Например, когда можно говорить «иншааллах, я мусульманин» (если угодно Аллаху, я мусульманин), или же блага неверующего – являются ли таковыми, так как упрочат его в неверии и тому подобных вопросах.