ХАРИДЖИТЫ

ХАРИДЖИТЫ

ХАРИДЖИТЫ (от араб. хараджа – «выступать») – одна из самых ранних в исламе религиозно-политических группировок, образовавшаяся в ходе борьбы за власть между Али ибн Абу Талибом и Муавией, родоначальником династии Омеййадов. В июле 657 г. в битве при Сиффине Али, будучи предельно близок к окончательной победе, согласился на предложенный Муавией третейский суд, лишившись тем самым возможности закрепить победу. Разочаровавшись в Али как в вожде, группа бывших сторонников начала вооруженную борьбу как против Муавии, так и против него. Тем самым было положено начало хариджитскому движению. В литературе хариджиты упоминаются и под другими названиями: мухаккима, шурат, марикуна. Впоследствии хариджитами называли всех, кто выступал против «законных» правителей. С самого начала среди них не было единства ни в религиозном, ни в военно-политическом отношении. Источники называют более 20 хариджитских общин, действовавших в разное время и в разных краях Халифата. Наиболее значительные из них – азракиты, ибадиты и суфриты. Соперничество между ними ослабляло хариджитское движение в целом. Тем не менее, мощные выступления хариджитов в Ираке, Иране, Аравии, Северной Африке держали в постоянном напряжении центральную власть. Хариджиты внесли большой вклад в разработку исламской догматики. Они находились в жесткой оппозиции как к суннитам, так и к шиитам, выработали свое учение о верховной власти, противопоставив его как суннитской теории Халифата, так и шиитской доктрине имамата. Хариджиты признавали безусловную выборность главы религиозной общины (уммы), не придавая никакого значения происхождению кандидата. Условиями правомочности претендента на власть в мусульманской общине (государстве) они считали строгое следование Корану и Сунне, справедливое обхождение с людьми и способность с оружием в руках выступить против несправедливого правителя. Хариджиты признавали возможность существования более чем одного имама в разных частях исламского мира и право за  каждой общиной на избрание своего имама (халифа) и на его смещение, считали имамов только уполномоченными общины, которой принадлежит суверенная власть. При этом выступление против незаконного или несправедливого имама с оружием в руках вменялось в религиозную обязанность мусульманина. В вопросах веры они были поборниками неукоснительного исполнения религиозных предписаний. Исходя из того, что истинная вера определяется поступками, хариджиты объявляли вероотступниками всех, кто совершил «тяжкий» грех (кабира), и предписывали убивать их. Исходя из представления о том, что вера определяется действием, хариджиты (в отличие от большинства мусульман, прежде всего суннитов) считали таких людей вышедшими за рамки ислама (кафир) и вероотступниками. С такими людьми, с точки зрения хариджитов, необходимо вести священную войну (джихад), и пролитие их крови не только разрешалось, но и приветствовалось. Жестокость и крайний фанатизм хариджитов сужали социальную базу их движения, что, в конечном счете, привело к его поражению. Однако выработанная хариджитами особая, отличная от общеисламской логика религиозного мышления, социального поведения и политического действия впоследствии воспроизводилась как в Новое время (прежде всего, в движении ваххабитов в Аравии), так и в деятельности некоторых современных «исламистских» группировок. Теоретической реставрацией идеологии хариджизма можно считать и концепцию «обвинения в неверии и ухода от мира», разработанную в середине XX в. идеологами радикального крыла движения «Братьев-мусульман» (Саййид Кутб, Мухаммад Кутб). В настоящее время хариджиты уже не столь многочисленны (около 1 млн. человек). Они представлены ибадитами в Омане и некоторых районах Северной Африки.

Рекомендации

  1. (ar) Всемирная ассоциация исламской молодежи, Упрощенная энциклопедия современных религий, течений мысли и фракций, Саудовская Аравия, издательство AMJI,2003 г., 1224  с.
  2. Хассанейн, Ахмед Тахер; Абду, Камар; Або Эль Сеуд, Далал. Краткий арабско-английский лексикон глаголов в контексте (новое исправленное и расширенное издание). Нью-Йорк: Американский университет в Cairo Press (2011). p105.
  3. Сирил Гласс, Новая энциклопедия ислама, Калифорния, Altamira Press,2001 г., 255–56  с. ( ISBN  978-0-7591-0189-0 )
  4. Радж Бхала, Понимание исламского права: шариат, LexisNexis ,2011 г., 1455  с.
  5. Ричард К. Мартин, Энциклопедия ислама и мусульманского мира, Macmillan Reference USA,2004 г., 390  с. ( ISBN  978-0-02-865603-8 )
  6. ↑ и
  7. ], Опровержение ИГИЛ: опровержение его религиозных и идеологических оснований, Священное знание,2015 г., xvii — xviii  стр. ( ISBN  978-1-908224-12-5 ) См. Также стр.8.
  8. , об исламе против экстремизма ,2015 г.
  9. , об исламе против экстремизма ,2015 г.
  10. , об исламе против экстремизма ,2015 г.
  11. «  Контррадикализация (3): обезоруживающий подход: можно ли изменить убеждения, питающие терроризм?  «, The Economist ,2 апреля 2016 г.
  12. [[#Luizard | Пьер-Жан Луизард, Ловушка Даэч, Исламское государство или возвращение истории ], с.  176
  13. Ахмад Атиф Ахмад, Ислам, современность, насилие и повседневная жизнь, Palgrave Macmillan.,2009 г., 213  с. , стр.  164

Доктрина

Хариджизм — это пуританская практика ислама со строгой моралью, осуждающая всякую роскошь. Вера не имеет ценности, если она не оправдана делами .

В халифах должны вести праведную жизнь и должны быть выбраны в плановом порядке из числа лучших мусульман, без различия расы или племени. Они разделились по проблеме веры и отношения к другим мусульманам; в Azraqites радикалы, используя политическое насилие и не допустить скрытие веры; Najadat  (она), менее суровый к поживет-искатель, в пользу захвата власти оружием; в Sufrites осуждает политическое убийство и признать притворство веры из благоразумия; в Ibadites, пацифисты, но непреклонный в политических и моральных областях, показывают себя более гибким по отношению к другим мусульманам.

Для хариджизма все люди равны, и привилегии курайчской аристократии, усиленные во время правления династии Омейядов, обречены.

Самая радикальная тенденция, азракиты, считала всех других мусульман неверующими (мушрик, مُشْرِك, «сподвижник; политеист») и была развита в Персии около г. Нафи бен аль-Азраком (nāfiʿ ben al-azraq, نافع بن الازرق ). . Азракитские хариджиты использовали определенные практики:

  • Испытательный экзамен (imtiḥān, امتحان, «экзамен, испытание») состоял в том, чтобы в знак искренности требовать от любого хариджитского неофита убить заключенного противника, ссылаясь на тот факт, что пророк просил Али отрезать головы Мекканские пленники.
  • Религиозное убийство (istiʿrāḍ, استعراض, «демонстрация»), санкционировавшее убийство мужчин, а также женщин и детей, даже если они были беременны.

Они считали территорию, занятую другими мусульманами, территорией неверности (dār al- kufr, دار الكفر, «территория неверия»), где было законно нападать на людей и имущество, но это территория, с которой нужно было проникнуть. изгнание, поскольку Мухаммад изгнал себя из Мекки, чтобы спастись от неверных.

Менее жестокая тенденция, суфриты, живущие во враждебной хариджизму среде, была развита Зиядом бен аль-Асфаром (ziyād ben al-aṣfar, زياد بن الأصفر ). Эта тенденция осуждает политическое убийство, допускает притворство веры ( такия ) из благоразумия и отвергает убийство детей неверных.

Третья тенденция, ибадизм, получила гораздо большее развитие, чем две предыдущие, и существует до сих пор в нескольких региональных вариантах. Основанный Абдаллахом бен Ибадом (عabd allah ben ibāḍ, عبد الله بن إباض ), он сохраняет характер политической непримиримости и моральной строгости . Однако ибадиты гораздо более гибки в отношениях с другими мусульманами. Например, им запрещено атаковать их врасплох, не пригласив их на митинг. В более общем плане запрещено применение насилия, за исключением самообороны.

Ветвь, основанная Хабибом Бен Язидом аль-Харири (Шабиб Бен Язид аль-Тарури, شبيب بن يزيد الحروري ), утверждала, что было законным доверить имамата женщине, если последняя могла выполнять задачи, связанные с этой ролью. Его жена Ghazala аль-Harûrîya (697-?) (Al-Gazala ḥarūrīa, غزالة الحرورية ) командовал войсками как Juwayriya (Juwayriya бинт Аби Суфьян, جويرية بنت أبي سفيان ), дочь Абу Суфьян, когда битва Ярмук . Во время боя она обратила бы в бегство знаменитого генерала Омейядов Аль-Хаджаджа бен Юсефа (660-714).

В некоторых произведениях ибадитов называют «  белыми хариджитами  », суфритов — «  желтыми хариджитами  », а азракитов — «  голубыми хариджитами  ». Имена «белый» или «желтый» и «синий», несомненно, происходят из-за связи между именем основателя ибадитов Абдаллах бен Ибад и прилагательным белый (abyaḍ, ابيض ) от имени основателя. суфритов — Зияд бен аль-Асфар и желтое прилагательное (aṣfar, أصفر ), а также от имени основателя азракитов Нафи бен аль-Азрака и синего прилагательного (azraq, رق ).

Предводители и лидеры хариджитов

Первыми предводителями хариджитов являются «мухаккимы», которые выступили против по-велителя правоверных ‘Али, когда он принял решение назначить двух судей для урегулирования конфликта и обсуждения условий мирного соглашения с Му’ауией. Хариджиты собрались в мест-ности Харура вблизи города Куфа и их руководителями были ‘Абдуллах ибн аль-Каууа аль-Йашкури ат-Тамими, ‘Итаб ибн аль-А’ур, ‘Абдуллах ибн Вахб ар-Расиби, Урва ибн Худайр, Йазид ибн Абу ‘Асим аль-Мухариби и Харкус ибн Зухайр, известный по прозвищу Зу ас-Садиййа.

Среди них также находился ‘Абдур-Рахман ибн Мульджам, который впоследствии убил ‘Али, да будет доволен им Аллах, когда тот совершал утреннюю молитву. (Это был человек, которого в свое время хвалил сам ‘Умар ибн аль-Хаттаб. Имам аз-Захаби в “аль-Мизан” рассказывал о нем: “Он был усердным в поклонении и покорным Аллаху, но имел дурной конец, ибо он убил повелителя правоверных ‘Али ибн Абу Талиба, желая приблизиться к Аллаху пролитием его крови!”)

Главой иракских хариджитов был Нафи’ ибн аль-Азрак, а самыми свирепыми в своем мятеже против ‘Али были хариджиты Йамамы, во главе которых стояли Наджда ибн ‘Амир, аль-Аш’ас ибн аль-Кайс, Мисар ибн Фадаки ат-Тамими и Зайд ибн Хусайн ат-Таи.

definition — Хариджиты

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Хариджиты

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Вероубеждение

Аллах · Таухид · Шахада

Заповеди

Молитва · Пост · ЗакятПаломничество · Джихад

История и представители

Мухаммад · Пророки исламаСподвижники · Халифы

Сунниты · ШиитыСалафия · Суфизм

Книги и законы

Коран · Сунна · ХадисыМазхабы · Право · Теология

Культура и общество

Искусство · ПраздникиФилософия · КалендарьМечети · ЖенщиныИсламоведение

Портал:Ислам

п · о · р

Хариджиты (от араб. خوارج‎‎  — выступившие, покинувшие) — первая в истории ислама религиозно-политическая группировка, обособившаяся от основной части мусульман. Возникли после Сиффинской битвы 657 года, в период борьбы за власть между халифом Али ибн Абу Талибом и Муавией.

Первыми хариджитами стали 12 тысяч воинов из армии Али, которые взбунтовались после заключения перемирия с Муавией. Они ушли в Басру и основали там свою военную базу, откуда совершали налеты на верные халифу города.

Практиковали политические убийства своих противников (в 661 году ими был убит халиф Али, ранен Муавия) и мятежи как способ достижения своих целей.

Со временем хариджиты раскололись на группировки: азракиты, ибадиты, суфриты и др. Выступая против центральной власти, хариджитские группы соперничали между собой, что не позволило им стать мощным оппозиционным движением.

В настоящее время существуют в небольшом количестве.

Предводители и лидеры хариджитов

Первыми предводителями хариджитов являются «мухаккимы», которые выступили против по-велителя правоверных ‘Али, когда он принял решение назначить двух судей для урегулирования конфликта и обсуждения условий мирного соглашения с Му’ауией. Хариджиты собрались в мест-ности Харура вблизи города Куфа и их руководителями были ‘Абдуллах ибн аль-Каууа аль-Йашкури ат-Тамими, ‘Итаб ибн аль-А’ур, ‘Абдуллах ибн Вахб ар-Расиби, Урва ибн Худайр, Йазид ибн Абу ‘Асим аль-Мухариби и Харкус ибн Зухайр, известный по прозвищу Зу ас-Садиййа.

Среди них также находился ‘Абдур-Рахман ибн Мульджам, который впоследствии убил ‘Али, да будет доволен им Аллах, когда тот совершал утреннюю молитву. (Это был человек, которого в свое время хвалил сам ‘Умар ибн аль-Хаттаб. Имам аз-Захаби в “аль-Мизан” рассказывал о нем: “Он был усердным в поклонении и покорным Аллаху, но имел дурной конец, ибо он убил повелителя правоверных ‘Али ибн Абу Талиба, желая приблизиться к Аллаху пролитием его крови!”)

Главой иракских хариджитов был Нафи’ ибн аль-Азрак, а самыми свирепыми в своем мятеже против ‘Али были хариджиты Йамамы, во главе которых стояли Наджда ибн ‘Амир, аль-Аш’ас ибн аль-Кайс, Мисар ибн Фадаки ат-Тамими и Зайд ибн Хусайн ат-Таи.

Вероубеждение

Религиозные взгляды хариджитов в основном совпадают со взглядами суннитов. Но хариджиты признавали законными только двух первых халифов — Абу Бакра и Омар ибн Хаттаба, не признавая Усмана, Али и всех остальных (омейадов, аббасидов и др.).

Основным пунктом учения было признание равенства всех мусульман (арабов и неарабов) внутри уммы. Во взгляде на халифат считают, что халиф должен быть выборным и обладать только исполнительной властью, а судебная и законодательная власть должна быть у совета (шуры). Проповедовали идею множественности халифов.

Выработали представления о малом и большом грехе. По их мнению мусульманин, совершивший большой грех, выводится из ислама и приравнивается к неверному.

Перечень некоторых трудов, посвященных разоблачению взглядов и убеждений этой секты

Из авторов, написавших книги об этой группе, можно упомянуть следующих: • Абу Михнаф, Лут ибн Йахйа; имам ат-Табари в книге «ат-Тарих» привел сокращенную вер-сию его книги. • аль-Хайсам ибн ‘Адийй; • Мухаммад ибн Куддама аль-Джаухари. Он написал о них книгу с подробным содержанием. • Абуль-Аббас ибн аль-Мубаррад, собрал предания относительно хариджитов в своем труде «аль-Камиль». В отличие от вышеупомянутых авторов, он привел предания без иснада. • Абу аль-Фатх Мухаммад ибн Абд аль-Карим аш-Шахристани, в книге «аль-Милаль уа ан-нихаль». • Абу Мансур Абд аль-Къадир аль-Багдади, в книге «аль-Фарк байналь-фирак».

Настоящее время


Процент мусульман по странам. Зеленый: суннизм, фиолетовый: шиизм, черный: ибадизм .

Ibadites, филиал Kharidjism, составляет большинство населения Омана (где они впервые поселились в 686, основав вассал из Аббасидов в , а затем независимы в ). Есть и другие общины Ибадьте в небольших концентрациях в Mzab в Алжире, на острове из Джерба в Тунисе, в Джебели Nefoussa в Ливии, а также в бывшем Оманских колониях Занзибара .

В современную эпоху некоторые мусульманские богословы и наблюдатели сравнивают верования и действия Даиш, Аль-Каиды и других единомышленников с таковыми из хариджитов. Действительно, эти террористические группы разделяют подход хариджитов, согласно которому мусульмане, не придерживающиеся их парадигм, являются куфарами, и поэтому проливать свою кровь совершенно законно. Кроме того, они обычно остаются глухими к призывам Корана, призывающим к умеренности. Однако большинство проповедников Даиш формально отказываются сравниваться с хариджитами. Наконец, по мнению нескольких исследователей, в частности Ромена Кайе  : «Термин« хариджиты », первоначально обозначавший секту, появившуюся в начале исламской истории, сегодня стал полемическим названием, которым салафиты обозначают всех противников арабских режимов., от самых умеренных до самых радикальных », таких как джихадисты-салафиты .

В XVIII — го  ученого века Ханафи Ибн Абидин  (в) показано движение ваххабитского во главе с Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаба, как хариджитов современности, хотя он воздержался от произнесения куфр против них.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: