Яворская, лидия борисовна

Примечания

  1. Lydia de Hubbenet //  (англ.)
  2. Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я Litres, 12 янв. 2017
  3. ↑ ЯВОРСКАЯ, ЛИДИЯ БОРИСОВНА | Энциклопедия Кругосвет
  4. ↑ Дональд Рейфилд. Жизнь Антона Чехова. М.: Независимая газета, 2006. С. 403-404.
  5. ЯВОРСКАЯ Лидия Борисовна. Театр и его история. Дата обращения: 29 сентября 2018.
  6. ↑ М. П. Чехов. Вокруг Чехова. М.: Художественная литература, 1981. С. 160.
  7. ↑ Chekhov: A Biography — V.S. Pritchett — Google Books
  8. Чехов и «окрестности». Повседневность – литература – повседневность — Ирина Манкевич — Google Книги
  9. Соколов А. В. Государство и Православная церковь в России, февраль 1917 — январь 1918 гг. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. — СПб, 2014. — С. 167—170 Режим доступа: https://disser.spbu.ru/disser/dissertatsii-dopushchennye-k-zashchite-i-svedeniya-o-zashchite/details/12/483.html Архивная копия от 28 марта 2019 на Wayback Machine
  10. The Forgotten Story of Shoreham’s Russian Princess – Emily Jessica Turner

Биография

Дочь киевского полицмейстера французского происхождения, от которого унаследовала «любострастие, большое самомнение, злопамятность и вместе с тем широту души». Брат — военный врач Виктор Гюббенет. Училась в киевской гимназии, где по настоянию отца принимала участие в любительских спектаклях. В 1889 году поступила на драматические курсы Петербургского театрального училища (класс В. Н. Давыдова). Затем училась у актёра «Комеди Франсэз» Франсуа-Эдмона Го в Париже.

Дебютировала в 1893 году в Ревеле (Товарищество Н. С. Васильевой). В 1893 г. была приглашена в московский Театр Корша, где играла в 1893—1895 гг

Особенное внимание обратила на себя исполнением ролей Маргариты Готье («Дама с камелиями» А. Дюма-сына), Алисы («Борьба за счастье» С. В. Ковалевской), Ольги Ранцевей («Чад жизни» Б. М. Маркевича) и особенно в «M-me Sans Gêne» В

Сарду. Голос у неё был «сиплый, надтреснутый, точно постоянно болело горло», а «недостаток актёрского таланта она восполняла демонстрацией чувственности».

В 1893-94 гг. у Яворской был роман не только с Коршем, но и с Чеховым (о котором она сама распространяла слухи, вероятно, надеясь повысить своё реноме). Она засыпала писателя письмами, в том числе в стихах. В то время считалось, что Чехов вывел её в качестве главной героини рассказа «Ариадна». В 1895 г. была приглашена А. С. Сувориным в петербургский театр Литературно-художественного кружка, где особенный успех имела в ролях принцессы Грезы и Зазы: «публика буквально носила её на руках».

С мужем князем Барятинским, 1911

Яворская любила вращаться в высшем обществе и 26 июля 1896 года вышла замуж за князя Владимира Владимировича Барятинского. В 1900 году, разойдясь во взглядах с дирекцией на репертуар (по поводу антисемитской пьесы «Контрабандисты» В. А. Крылова), вышла из состава труппы. Об этом эпизоде Влас Дорошевич написал фельетон «Герои дня».

В 1901 году открыла в Петербурге «Новый театр», разнообразный репертуар которого включал и пьесы М. Горького, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, Х. Ибсена. Часто шли в театре пьесы мужа Яворской. Особенный успех Яворская имела в пьесах Эдмона Ростана, которые для неё переводила Т. Л. Щепкина-Куперник. Обе подруги (по утверждению Д. Рейфилда — любовницы) бывали в Париже, где общались как с Ростаном, так и с Дюма-сыном.

В 1907—1918 годах Яворская много ездила с гастролями по губернским городам, выступала также в Париже и Лондоне. В 1915 году неудачно пыталась возобновить работу своего театра в Петербурге. Публиковала в «Киевлянине», «Сыне отечества», «Северном курьере», «Новостях», «Всемирном вестнике» собственные статьи о театре, живописи и на другие темы.

В 1916 году её брак с Барятинским был расторгнут Святейшим Синодом с запретом ей выходить замуж в течение определённого времени. Бывшая княгиня подала жалобу Николаю II, а при Временном правительстве добилась возбуждения следствия против бывшего обер-прокурора Синода Раева (чем оно завершилось — неизвестно).

В 1918 году уехала за границу, жила в Лондоне (где более двухсот раз была дана «Анна Каренина» с Яворской в главной роли). В 1920 году вышла замуж за Фредерика Джона Поллока, 4-го баронета Хаттона. Умерла 3 сентября 1921 года на английском курорте Шорхам-бай-Си‎. Похоронена рядом с церковью св. Николая там же.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: