Библиография
- Майкл Ван Дуссен и Павел Соукуп (ред.). 2020. . Брилл.
- Каминский, Х. (1967) История гуситской революции Калифорнийский университет Press: Лос-Анджелес.
- Фадж, Томас А. (1998) Великолепная поездка: первая реформация в гуситской Богемии, Ashgate.
- Фадж, Томас А. (2002) Крестовый поход против еретиков в Богемии, Ashgate.
- Ондржей, Броду, «Traktát mistra Ondřeje z Brodu o původu husitů» (латинский: «Visiones Ioannis, archiepiscopi Pragensis, et earundem explicaciones, псевдоним Tractatus de origine Hussitarum»), Muzem husitského revolučního hnutí, Табор, 1980, OCLC в (на латыни) с введением в (на чешском языке)
- Mathies, Christiane, «Kurfürstenbund und Königtum in der Zeit der Hussitenkriege: die kurfürstliche Reichspolitik gegen Sigmund im Kraftzentrum Mittelrhein», Selbstverlag der Gesellschaft für Mittelchrheinschaft, 1978 OCLC в (на немецком)
- Безольд, Фридрих фон, «König Sigmund und die Reichskriege gegen die Husiten», Г. Олмс, Хильдесхайм, 1978, ISBN 3-487-05967-3 в (на немецком)
- Денис, Эрнест, «Huss et la Guerre des Hussites», AMS Press, Нью-Йорк, 1978, ISBN 0-404-16126-X в (На французском)
- Классен, Джон (1998) «Гус, гуситы и Богемия» в Новая средневековая история Кембриджа Издательство Кембриджского университета: Кембридж.
- Мацек, Йозеф, «Жан Гус и гуситские традиции: XVe – XIX века», Plon, Париж, 1973, OCLC в (На французском)
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в всеобщее достояние: Джексон, Сэмюэл Макаули, изд. (1914). «». Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа – Герцога (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: фанк и Вагналлс.
Литература
- Гуситское движение / Л. П. Лаптева // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 182. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5.
- Дени Эрнест. Гус и гуситские войны / Пер. с франц. А. Б. Ванькова. — М.: Клио, 2016. — 424 с.: ил. — ISBN 978-5-906518-28-6.
- Мацек Йосеф. Гуситское революционное движение / Пер. с чеш. — М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1954. — 232 с.: ил.
- Рубцов Б. Т. Гуситские войны (Великая крестьянская война XV века в Чехии). — М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. — 324 с.
Ход военных действий и крестовые походы
После первых вооруженных столкновений гуситов и католиков, стали вспыхивать восстания по всей стране. В частности, в Праге в ряды сторонников идей Яна Гуса влились представители городского плебса. С каждым месяцем все больше населенных пунктов Чехии поднимались против церкви и немцев. Стычки и битвы, носившие локальный характер, заканчивались по-разному:
- Победой гуситов;
- Поражением от католиков;
- Победой богатых слоев общества, которые поддерживали немцев.
Внутреннюю ситуацию в стране осложнила смерть короля Чехии Вацлава Четвертого и избрание на престол его брата Сигизмунда Первого, который по совместительству был императором Священной Римской империи. Население Чехии не приняло нового короля, поэтому противостояния вспыхнули с новой силой.
В ответ на события в Чехии Сигизмунд объявил крестовый поход против гуситов. Это была серия военных мероприятий, в которых можно выделить несколько этапов:
- Первый крестовый поход – 1420 г.;
- Второй – 1421 г.;
- Третий – 1422 г.;
- Четвертый- 1427 г.
- Пятый – 1431 г.
В 1420 году в Богемию вошли крестоносцы, которых около Праги встретили гуситы. Их возглавлял опытный военачальник и полководец Ян Жижка. Восставшие под его управлением вступили в борьбу с крестоносцами, и выиграли битву. Таким образом, проблема наследника престола в Чехии осталась нерешенной.
Второй Крестовый поход начался год спустя после первого, и снова Ян Жижка с гуситами заставил рыцарей бежать. В одной из битв полководец был ранен, потом ослеп, но продолжал выполнять успешно свои обязанности, руководя гуситами.
Третий крестовый поход снова закончился неудачей, но проходил на фоне внутреннего раскола в гуситском движении. В 1424 году радикальные гуситы – табориты, которые возглавлялись Жижкой разгромили чашников. Спустя несколько месяцев Ян Жидка умер, заболев чумой. Его место занял Прокоп Большой, который стал активный и важным деятелем Реформации в Чехии. Таборитами он руководил очень опытно, выигрывав не одну битву против немцев и других иностранных захватчиков. Четвертый Крестовый поход Папа объявил сразу после того, как табориты в очередной раз разгромили армию императора Священной Римской империи. Гуситы снова выиграли, что позволило им начать контрнаступление против врагов, и выйти во владения империи в Австрии и Венгрии. Чешским восставшим удалось дойти до Балтийского побережья, распространяя идеи Яна Гуса и Реформации. Католический мир и католики называли эту веру ядом из Богемии.
Папа Римский и Сигизмунд Первый понимали, что остановить гуситское движение необходимо любой ценой. Они стали использовать внутренние расколы, делая ставку на чашников. Это была оппозиция к радикалам-таборитам. Пока решался вопрос о том, как договориться с чашниками, Папа снова объявил Пятый крестовый поход, который произошел в 1431 году. Рыцарей снова разбили, на этот раз под Домажлицами.
В 1431 году состоялся собор в Базеле, на котором присутствовали умеренные гуситы чашники. Папа Римский договорился с ними, выработав компромиссное решение. На основании этого был составлен документ под названием Пражские компактаты (основывались на «Пражских статьях)», которые содержали следующие условия:
- Богослужение в Чехии разрешено проводиться на чешском языке;
- Причащаться в церкви можно было под обоими видами;
- Была ликвидирована церковная юрисдикция;
- Факт секуляризации был признан, как свершившийся;
- Чехи и моравы обязаны были подчиняться католической церкви и признавать власть Папы Римского;
- Проповедь в национальных церквях провозглашалась свободной;
- Священников имел право назначать епископов;
- Все преступления и греки наказывались не только духовенством, но и гражданскими властями и другими органами;
- Священникам разрешалось владеть имуществом.
Табориты не признали компактаты, и снова стали воевать с чашниками. Последние обратились к Ватикану.
Рядом Умеренные и радикальные гуситы встретились в битве 30 мая 1434 года около села Липаны, что с Ческим Бродом. Табориты проиграли сражение, несмотря на разгром и гибель лидеров восстания, но продолжали вести партизанскую войну против немцев. Самое яростное сопротивление длительное время оказывал регион Сион. Только в 1437 году область пала, а таборитского руководителя Яна Рогача казнили.
Ветер перемен
15-й век отмечен периодом пробуждения народного сознания, образованием национальных государств, которые и сейчас можно найти на карте Европы. В пожаре Столетней войны вырастает Франция, в битвах с маврами — Испания, на востоке после Ангорского побоища (1402-й) и междоусобицы поднимается могучая Османская империя. Укрепляется Польша, одержавшая верх над немецкими рыцарями при Грюнвальде (1410-й), свою независимость активно защищают швейцарцы. Не менее интересные процессы происходят в Центральной Европе — в Чехии. Эта область в начале 15-го века — одна из самых развитых и богатых на континенте. Бурный рост городов и промышленности (преимущественно выплавка и обработка железа) вызвали к жизни новые проблемы и противоречия.
Центральная Европа в начале 15-го века. (seosait.com)
Главными источниками социальной напряжённости в регионе в то время были немецкое засилье в Чехии (немецкое меньшинство контролировало большую часть ресурсов страны) и вопрос веры — католическая церковь ассоциировалась с немцами-захватчиками, а непродуманная политика епископов и светских феодалов привела только к дальнейшему углублению кризиса, нашедшем своё выражение в появлении нового религиозного учения Яна Гуса. Его идеи быстро распространялись по всей Чехии, находя поддержку у самых широких слоёв населения. Даже казнь предводителя в 1415 году не остудила пыл его сторонников. Избежать кровопролития становилось всё сложнее.
Требования горожан и крестьян грозили перейти в восстание против засилья немцев. Нужна была лишь небольшая искра, чтобы вся Чехия озарилась огнём мятежа. Искрой стали события лета 1419 года, когда члены городского совета Праги неразумно решили покидать камни в толпу гуситов. Один из камней попал в чашу со Святыми Дарами, а всего через несколько минут городской совет вместе с бургомистром уже лежали под окнами ратуши. Событие, названное Первой Пражской дефенестрацией, принято считать отправной точкой конфликта в Чехии. От дебатов в Пражском университете дела быстро докатились до вооружённых столкновений и войны гуситов с немцами-католиками.
Гуситские войны богаты на самые разные события и неожиданные повороты, однако военное искусство восставших чехов стало одним из ярких элементов грядущей военной революции, преобразившей Европу. В один момент на гуситов ополчился весь католический мир. Местные владетели уже не справлялись с восставшими и обратились за помощью к папе, который незамедлительно призвал к борьбе с «еретиками» всеми возможными способами, преимущественно огнём и мечом. Гуситам, казалось, была уготована та же участь, что и остальным религиозным и социальным движениям Средних веков, раздавленным могучим союзом церкви и интересов местных владетелей, но не тут-то было.
Карта гуситских войн. (gdzplus.com)
Ян Гус и его последователи сыграли исключительную роль в развитии чешского самосознания — в Чехии «еретик» Гус и поныне считается одним из национальных героев. Энергичная деятельность гуситов, характер их воззрений оказали большое влияние на европейских политиков и гуманистов. Однако и в истории военного искусства гуситские войны имеют ничуть не меньшее значение, чем в политике или культуре. В чём же был секрет постоянных побед чешской черни над европейскими аристократами?
IV Создал первый в Западной Европе воинский устав
В немалой степени на военную организацию в рядах гуситов повлиял воинский устав, который создал Ян Жижка. В нем конкретно было расписано, сколько человек едет в телеге, кто и где стоит, и что нужно делать в той или иной ситуации. Разношерстную толпу крестьян поделили на сотни и десятки и прикрепили к своей телеге. Поэтому когда начинался бой, каждый из тренированных бойцов знал, куда бежать, где встать и что делать.
Новая логика распределения воинских обязанностей действовала как часы. Через несколько лет гуситских войн уже при одном виде гуситов, имперские войска начинали десять раз думать, стоит ли вступать в бой.
В мотивированности гуситам тоже нельзя было отказать. Простой чешский люд, одного из духовных лидеров которого сожгли католики, был в ярости от того, как с ними поступил император Сигизмунд.
Влияние смерти Гуса на Богемию
«Super omnia vincit veritas» (Чешский: «Pravda vítězí nad vším»,Английский: «Правда преобладает над всем»)
— Ян Гус
«Веритас винчит» (Чешский: «Pravda vítězí», Английский: «Правда преобладает»)
— национальный девиз из Чехия
Исполнение Ян Гус (1415), вызвавшее возмущение в Королевство Богемии
Арест Гуса в 1414 г. вызвал сильное недовольство в Чешские земли. Власти обеих стран срочно и неоднократно обращались к Король Сигизмунд освободить Яна Гуса.
Когда известие о его смерти в Констанцский собор в 1415 г. вспыхнули волнения, направленные в первую очередь против духовенство и особенно против монахов. Даже архиепископ чудом избежал последствий этого народного гнева. Обращение с Гусом было воспринято как позор для всей страны, а его смерть — как преступление. король Венцеслав побуждаемый обидой на Сигизмунда, сначала дал волю своему возмущению ходом событий в Констанция. Его жена открыто поддерживала друзей Гуса. Признанные гуситы стояли во главе правительства.
Союз был образован некоторыми лордами, которые взяли на себя обязательство защищать свободное проповедование Евангелия во всем своем имуществе и имуществе и подчиняться власти епископов только там, где их приказы соответствовали предписаниям Библия. Университет будет рассматривать любые спорные вопросы. Вся гуситская знать присоединилась к союзу. Помимо словесного протеста против обращения совета с Гусом, было мало свидетельств каких-либо действий, предпринятых дворянством до 1417 года. На тот момент несколько представителей меньшего дворянства и некоторые бароны, подписавшие письмо протеста 1415 года, удалили католических священников из своих приходов , заменив их священниками, готовыми причащаться и вином, и хлебом. Чаша с вином стала центральным опознавательным символом гуситского движения. Если бы король присоединился, его решения получили бы одобрение закона; но он отказался и обратился к недавно сформированной Римско-католической Лиге лордов, члены которой обязались поддерживать короля, католическая церковь, и Совет. Начала вырисовываться перспектива гражданской войны.
Папа Мартин V как кардинал Отто Колонна напал на Хуса с неумолимой жестокостью. Он энергично возобновил борьбу против учения Хуса после принятия Констанцский собор. Он хотел полностью искоренить доктрину Хуса, для чего требовалось содействие короля Венцеслава.[нужна цитата ] В 1418 году Сигизмунду удалось привлечь своего брата на точку зрения совета, указав на неизбежность религиозной войны, если еретики в Чехии нашла дополнительную защиту.[нужна цитата ] Гуситские государственные деятели и руководители армии были вынуждены покинуть страну, а католические священники были восстановлены в должности. Эти меры вызвали всеобщее волнение, которое ускорило смерть короля Венцеслава от паралитического удара в 1419 году.[нужна цитата ] Его наследником был Сигизмунд.
Третий крестовый поход против гуситов
В 1425 году начался третий крестовый поход в Чехию. Главную роль играло австрийское войско во главе с эрцгерцогом Альбрехтом. В Моравии оно потерпело поражение и отступило в Австрию.
На следующий год чешская армия осадила Усти-над-Лабем (Ауссиг), захваченный саксонскими войсками. Прокоп Большой, чья армия состояла из отрядов таборитов и пражского ополчения, располагал 25 тысячами человек. Для деблокады Ауссига двинулось войско Саксонского, Мейсенского и Тюрингского княжеств, насчитывавшее 15—20 тысяч человек (по чешским источникам около 100 тысяч). Немцы атаковали чешский вагенбург, состоявший из 500 повозок, и в одном месте ворвались в него, однако наткнулись на второй контур обороны, сооружённый из стационарных щитов. Таборитская конница сделала вылазку и опрокинула неприятеля. Немцы отступили, потеряв до 4 тысяч человек.
Гуситы убили 14 князей и баронов, просивших пощады. Более мелких представителей дворянских родов погибло несколько сотен.
Те, кто успел сбежать по соседним сёлам, были зарезаны местными жителями — сторонниками гуситов. Некоторые хронисты даже считают, что погибших таким образом крестоносцев было в 3 раза больше, чем в самой битве.
Гуситские войны
Убив Гуса, церковь обеспечила протестующим мученика и знамя. Письмо протеста, подписанное 452 аристократами, совет в Констанце отверг, а подписантов объявил еретиками. Отсутствие одного лидера разделило сторонников Гуса на отдельные течения. Начались разногласия и полемика между тем, что правильно, а что ложно. Смерть короля Чехии Вацлава IV ускорила политический кризис. Престол унаследовал венгерский король Сигизмунд. Притом что население не протестовало против Сигизмунда, гуситы были против. Сигизмунд решил бороться с гуситской оппозицией, начав десятилетний период гуситских войн.
Крестовый поход Сигизмунда
В 1420-м император собрал войско и двинулся на Прагу, по пути заняв несколько чешских городов. Навстречу ему двинулись войска гуситов. Руководил ими Ян Жижка. В битве под Прагой гуситы победили, а Сигизмунда лишили чешского престола. Победители приняли программу, получившую название «Четыре статьи». Содержание программы:
- свобода проповедования Слова Божьего;
- причащение мирян хлебом и вином (т. е. чашей – отсюда название «чашники»);
- запрет священникам представлять одновременно светскую и духовную власть;
- наказания за смертные грехи без индульгенций.
Крестовые походы Джулиано Чезарини
В том же году между членами гуситского движения возникли разногласия. Течение разделилось на утраквистов и таборитов. Начались бесконечные споры богословов. В 1422-м Ян Жижка покинул таборитов, организовав новое движение в Восточной Богемии. После смерти Жижки в 1424 году они стали называть себя сиротцами. Значение слова – «осиротевшие». При жизни Жижка сражался против Сигизмунда и врагов Моравии, но объединить страну вокруг единого ядра не смог.
Его последователи во главе с Прокопом Лысым утратили интерес к длительной войне с католической церковью, вместо этого сосредоточившись на походах против немецких земель, граничивших с Богемией. Тогда церковь предприняла 5 безуспешных крестовых походов против гуситов. В те времена церковь боролась с гуситами и другими еретиками только крестовыми походами.
После последней битвы при Домажлице в 1431-м крестоносцы выдохлись. Папа римский Мартин V созвал Базельский собор, чтобы заключить мир с гуситами, однако накануне открытия понтифик умер. На соборе представители католической церкви пытались подтвердить решение Констанцского собора, на котором осудили Яна Гуса.
Необходимость поиска компромисса с гуситами привела к появлению Базельских компактатов. Это «правки и дополнения» к «Четырем статьям». Так, на соборе разрешили мирянам причащаться хлебом и чашей. Против нового соглашения выступали табориты. Обе враждующие фракции встретились в битве у Липан в мае 1434 года, где табориты потерпели поражение.
Музей (мемориал) Яна Гуса на родине в городе Гусинце / Фото: Wikimedia.org
Новый папа Евгений VI не признал решений Базельского собора, объявил о его роспуске и созыве нового в 1438-м. В ответ собор низложил папу и выбрал нового главу церкви – архиепископа Феликса V. Впоследствии он будет признан антипапой. Евгения поддержало большинство европейских монархий. Новый раскол подорвал авторитет католической церкви и усилил реформаторские движения в Европе.
Ян Жижка.
Народное войско возглавляли полководцы избиравшиеся самими войсками. Главным организатором и руководителем гуситских войск был разорившийся рыцарь, опытный воин Ян Жижка. Под его предводительством гуситы выиграли битву за Прагу. Вскоре Жижка был ранен в голову и ослеп, но он продолжал командовать народной армией.
Глазами Жижки были его помощники; они сообщали ему о расположении и движении войск. Прекрасно зная все равнины и холмы своей страны, слепой полководец безошибочно выбирал наиболее удобную для чехов позицию. Жижка во главе народных войск внезапно появлялся там, где враги его меньше всего ожидали. Нередко, лишь заслышав боевые песни гуситов и грохот их повозок, рыцари в панике разбегались. «Страшным слепцом» называли Жижку враги и боялись одного его имени.
Народные воины любили своего полководца. Когда Жижка умер, они стали называть себя «сиротами». Чешский народ сохранил светлую память о своём герое: именем Жижки названы многие местности в Чехии, ему воздвигнуты памятники в городах.
Требование чаши для мирян
Требование чаши для мирян было выставлено впервые в г., когда Ян Гус был на Констанцском соборе, пражским магистром Яковом Малым(Jacobellus) из Миса, который учил, что следует причащать мирян под двумя видами, поэтому его последователи стали называться утраквистами (от лат. utraque specie, «под двумя видами»), каликстинцы (от лат. calix, «чаша») или по простонародному «чашниками». На запрос, сделанный об этом друзьями Гусу в Констанце, он отвечал, что хотя не считает причащение под обоими видами «обязательным», но признает его дозволенным и спасительным. Собор на основании заявления епископа лейтомышльского (в Чехии) в своем ХIII засед. 15 июня утвердил своим постановлением, вошедший за два века перед тем обычай и признал еретиками тех, кто будет его отвергать.
Новые переговоры и поражение радикальных гуситов
Битва при Липанах , романтическая картина
15 октября 1431 года Базельский совет официально пригласил хуситов принять участие в его обсуждениях. Последовали продолжительные переговоры, но 4 января 1433 года в Базель прибыло гуситское посольство во главе с Прокопом, в которое входили Иоанн Рокиканский , таборитский епископ Николас Пелгржимовский , «английский гусит» Питер Пейн и многие другие. но переговоры не были прерваны, и изменение политической ситуации в Богемии, наконец, привело к урегулированию.
В 1434 году снова вспыхнула война между утраквистами и таборитами. 30 мая 1434 года армия таборитов во главе с Прокопом Великим и Прокопом Меньшим , которые оба пали в битве, была полностью разбита и почти уничтожена в битве при Липанах .
Польское гуситское движение также подошло к концу. Польские королевские войска под командованием Владислава III Варненского разгромили гуситов в битве при Гротниках в 1439 году, положив конец гуситским войнам.
Убийцы рыцарства
Успехи гуситов казались невероятными: их компактные армии раз за разом громили феодальные ополчения европейцев, состоявшие из представителей знатнейших семей Германии и других государств. Восставшие не просто бросили вызов военной элите своего времени, но совершили, сами того не понимая, переворот в военном деле. Закованный в полный доспех всадник теперь не мог чувствовать себя уверенно даже в открытом поле — стихии ударной кавалерии. Массовое применение ручных пищалей и лёгких пушек дали таборитам несомненное преимущество перед их более консервативными неприятелями. Эпоха рыцарства подходила к концу. Наступало Новое время.
Начало боевых действий
Смерть Вацлава вызвала новые волнения в Праге и почти во всех частях Чехии. Многие католики, в основном немцы — в основном все еще верные Папе — были изгнаны из чешских городов. Вдова Венцеслава София Баварская , исполнявшая обязанности регента в Богемии, поспешно собрала отряд наемников и попыталась получить контроль над Прагой, что привело к ожесточенным боям. После того, как значительная часть города была повреждена или разрушена, 13 ноября стороны объявили перемирие. Дворяне, симпатизирующие делу гуситов, но поддерживающие регента, пообещали выступить посредниками с Сигизмундом, в то время как жители Праги согласились вернуть королевским силам замок Вышеград., который попал в их руки. Жижка, который не одобрял этого компромисса, покинул Прагу и удалился в Пльзень . Не в силах удержаться там, он двинулся в южную Чехию. Он победил католиков в битве при Судомерже (25 марта 1420 г.), первом генеральном сражении гуситских войн. После Судомержа он переехал в Усти, одно из первых мест встречи гуситов. Не посчитав его положение достаточно прочным, он перебрался в соседнее новое поселение гуситов, названное библейским именем Табор .
Табор вскоре стал центром самых воинственных гуситов, которые отличались от утраквистов тем, что признавали только два таинства — крещение и причастие — и отвергали большую часть церемоний Римско-католической церкви. Церковная организация Табора имела несколько пуританский характер, а правительство было основано на полностью демократической основе. Были избраны четыре капитана ( hejtmané ), одним из которых был Жижка, и была введена очень строгая военная дисциплина.
Конец движения гуситов
Даже после поражения под Липанами табориты продолжали борьбу, но шансов на победу у них уже не было. Гуситская армия, представленная в основном крестьянами, отчаянно нуждалась в талантливых организаторах, но большинство лидеров таборитов были убиты или находились в плену, как Ян Рогач.
Чашники воспользовались ситуацией и быстро захватили обширные церковные владения, освободившиеся после войны. Крестьян обязали вернуться к своим господам, феодалы же в целях восстановления хозяйств беззастенчиво наращивали повинности.
Вскоре реакция добралась и до чашников. Папа Евгений IV (1431—1447 гг) не признал решений Базельского собора, в том числе Базельские компакты. Между католиками и чашниками намечался новый конфликт, но на сейме в Кутна-Горе был найден компромисс — обе стороны получили право на свободу вероисповедания.
Протестное движение: чашники и табориты
Вскоре после сожжения Гуса несколько сотен дворян Чехии и Моравии отправили церковному собору в Констанце письмо с обвинениями в оскорблении всего чешского народа. Некоторые чешские феодалы вслед за магистрами университета и бюргерами объявили себя последователями Реформации. Все они впоследствии сформировали умеренный лагерь гуситов-«чашников», одним из требований которых стало причащение мирян не только хлебом, но и вином из чаши.
Чашники стремились ослабить влияние и власть католической церкви, а также сократить ее земельные владения. Церковь должны была стать «дешевой», а социальные требования сводились к свободе проповедей, ликвидации духовных привилегий священников и обязательного наказания виновных в «смертных грехах».
Протесты ремесленников, крестьян и городских низов, особенно в Южной Чехии, приобрели массовый характер, росло число народных проповедников. Излюбленным местом выступления последних стала гора Табор, возле которой вскоре вырос одноименный город повстанцев. Обосновавшихся здесь гуситов, преимущественно крестьянство-плебейского происхождения, начали называть таборитами.
Программа таборитов была более радикальной, чем у чашников — помимо свободы проповедей они требовали ликвидации феодальных сословий и имущественного неравенства. Основой учения таборитов был мировой переворот, совершенный руками «ревнителей божьего дела», к которым относились прежде всего общественные низы. Радикальные гуситы выбрали насильственный путь для достижения своей цели — грешников (феодалов, клириков, чиновников) уничтожали, а их земли и имущество делили.
Новая церковь таборитов кардинально отличалась от католической версии. Они отрицали нужду не только в святых и их предписаниях, но и в самом Евангелии — грядущий переворот должен был стать началом нового мира безгрешных людей, не нуждающихся в церковных наставлениях.
К концу весны 1419 года восстания таборитов происходили повсеместно — это время считается началом Великой крестьянской войны в Чехии. 30 июля начались волнения и в самой Праге, во главе гуситов встал проповедник Ян Желивский. Город быстро оказался в руках восставших, бургомистр и его администрация, а также все клирики и богатые иноземцы бежали.
16 августа внезапно скончался Вацлав IV, власть в стране перешла к императору Сигизмунду. Чехи помнили его роль в казни Яна Гуса и в качестве правителя не признали. Руководителями восставших стали Микулаш из Гуси и Ян Жижка.
Через несколько месяцев табориты вынуждены были оставить Прагу — городские бюргеры, напуганные восстанием городских низов, в ноябре 1419 года заключили мир с королевскими войсками. В чешской столице тут же обосновались чашники.
Крестовые походы
Умеренные гуситы создали документ Четыре пражские статьи, в которых изложили свои условия. Таборитские священники их одобрили. Поэтому табориты и чашники сплотились в борьбе против римского императора Сигизмунда, брата Вацлава IV и наследника чешского трона. Весной 1420 года Сигизмунд пошел на гуситов крестовым походом. Сначала он завоевал север Чехии, а в июне взял в осаду Прагу.
Ян Жижка руководил объединенными войсками гуситов. 14 июля 1420 года гуситы разгромили крестоносцев. 3-7 июня 1421 года в городе Чаславе был создан сейм, на котором было избрано новое временное правительство, а Четыре пражские статьи провозгласили законом. Сигизмунда лишили трона.
На смену Яну Жижке, умершему в октябре 1424 года, пришел Прокопий Голый, церковнослужитель в прошлом, политик и военачальник. Он стал руководителем военного движения гуситов. Радикальные гуситы, желая разрушить экономическую изоляцию и распространить за границами Чехии свое движение, начали наступление. Они организовали походы в Австрию, Силезию и Германию, распространив по ее территории свое учение.
В 1431 году крестоносцы вновь напали на гуситов. На этот раз организатором похода был кардинал Джулиано Чезарини.
Базельский собор начал диалог с гуситами. Интересы последних представлял Прокопий Голый. Это были двухмесячные безрезультатные дискуссии. Чашники хотели договориться, вследствие этого появились Пражские компактаты (1433). Согласно им, гуситам позволили причащаться двумя способами. При помощи наместника папы чашники и католики заключили союз, который не признали табориты.
Война движений гуситов закончилась в битве у Липан 30 мая 1434 года. Табориты были повержены, а Прокопий Голый пал в бою. Гуситские религиозные споры длились до 1444 года. Тогда на Пражском сейме философию таборитов признали ересью. После победы религиозный энтузиазм чашников пропал. Они по-прежнему представляли собой особую церковь, чтили память Гуса и употребление чаши, но духовно приблизились к католичеству. Умеренные гуситы были лидерами в стране. Они хотели договориться с Церковью и правительством. 5 июля 1436 года между Сигизмундом и чашниками был установлен мир. Император утвердил Пражские компактаты, но их не признал папа Евгений IV.
По завершении крестовых походов власть Чехии была сосредоточена в руках политических союзов шляхты и городов, возглавляемых гетманами. Йиржи из Подебрад был одним из таких. Он, возглавляя завоевание Табора в 1452 году, покончил с существованием таборитов На сейме 1458 года Йиржи стал королем Чехии. Папа Пий II содействовал ему, потому что новый чешский король тайно присягнул Апостольскому Престолу, обещал беречь единство Церкви и пресекать ересь. Но Пий II ждал от Йиржи более решительных действий по отношению к еретикам, то есть ко всей религиозной организации и идеям гуситов. Но чешская власть считала еретиками тех, кто не поддержал Пражские компактаты.
31 марта 1462 года Пий II отверг Пражские компактаты. В 1466 году Павлом II король Йиржи был предан анафеме. Все подданные бывшего чешского короля были освобождены от клятв верности, данных ему. В 1468 году был организован новый крестовый поход, из-за которого началась война между королем Венгрии Матьяшем Хуньяди и союзниками Иржи. Короля Венгрии поддерживали католические оппозиционеры Чехии. В течение войны королем Чехии стал Владислав II из династии Ягеллонов, который был католиком.
В 1458 году на Кутна Горе был подписан договор, позволивший установить мир между католиками и чашниками. В 1457 сформировалась группа «чешские (богемские) братья», более радикальное направление. В 1476 году они обособились от умеренных гуситов. «Богемские братья» отрицали таинства и пресуществление. В XVII веке из-за того, что в Чехии появились идеи Реформации, мир между гуситами и католиками пошатнулся. «Чешские братья» разделяли взгляды с кальвинистами, а умеренные гуситы с лютеранами.
В XVII века династия Габсбургов хотела лишить гуситов прав. Это закончилось Тридцатилетней войной. В результате нее Чехия потерпела поражение, а гуситы на долгие годы перестали существовать.