Членство [ править ]
Государства-члены ЧЭС
Государства-наблюдатели ЧЭС
Члены-основатели:
- Албания
- Армения
- Азербайджан
- Болгария
- Грузия
- Греция
- Молдова
- Румыния
- Россия
- индюк
- Украина
Позже участники:
- Сербия
- Северная Македония
Черноморское экономическое сотрудничество (увеличение)
члены
наблюдатели
Как видно выше, членство не ограничивалось странами, имеющими выход к Черному морю : Албания, Армения, Азербайджан, Греция, Северная Македония, Молдова и Сербия не имеют береговой линии на Черном море, хотя последние две связаны через коридор реки Дунай и Греция через два морских пролива.
На заявку Северной Македонии наложила вето Греция после того, как Турция наложила вето на предыдущую заявку Республики Кипр , что побудило Грецию перестать одобрять будущие заявки от любой страны. Однако Северная Македония была принята в блок 9 ноября 2020 г.
Страны-наблюдатели:
- Австрия
- Беларусь
- Хорватия
- Чехия
- Египет
- Франция
- Германия
- Венгрия
- Израиль
- Италия
- Польша
- Словакия
- Тунис
- Соединенные Штаты
Организации-наблюдатели:
- Международный Черноморский Клуб
- Секретариат Энергетической Хартии
- Европейская комиссия
- Черноморская Комиссия
Страны-партнеры отраслевого диалога:
- Иран
- Япония
- Южная Корея
- Черногория
- Словения
Партнерские организации по отраслевому диалогу:
- Ассоциация портов Черного и Азовского морей (БАСПА)
- Международная ассоциация черноморских судовладельцев (BINSA)
- Ассоциация Судостроителей и Судоремонтников Причерноморья (БРАСС)
- Сеть Черноморских университетов (BSUN)
- Союз ассоциации автомобильного транспорта в регионе Черноморского экономического сотрудничества (BSEC-URTA)
- Конференция периферийных морских регионов Европы (CPMR)
- Дунайская комиссия
- Международная сеть для МСП (INSME)
- Всемирная туристическая организация
Международные организации:
- Евразийский экономический союз
- Международная комиссия ТРАСЕКА
- Межпарламентская Ассамблея Православия
- Парламентская ассамблея Средиземноморья
- Центральноевропейская инициатива
- Объединенные Нации
- Программа Развития ООН
- Европейская экономическая комиссия ООН
- Организация Объединенных Наций по промышленному развитию
- Всемирный банк
- Мировая Торговая Организация
ОЧЭС и ЕС
Андрей Кортунов: Россия и Европейский cоюз: четыре сценария на будущее
Отраслевое сотрудничество, которое актуально и для успешного развития интеграционных объединений, — одно из ключевых направлений деятельности ОЧЭС. Сферы сотрудничества включают торговлю, сельское хозяйство, энергетику, здравоохранение, защиту окружающей среды, науку и технологии, взаимодействие банков, обмен статистическими данными, взаимодействие таможенных служб []. В этой сфере ЕС и ОЧЭС находят точки соприкосновения.
Одним из результатов сотрудничества ЕС и ОЧЭС стало подписание министерской декларации «К достижению общей морской повестки для Черного моря» 31 мая 2018 г. в г. Бургас, Болгария. Декларацию подписали все прибрежные черноморские страны и Молдова. Подписание документа состоялось во время очередного «Европейского морского дня 2018» (31 мая – 1 июня 2018), организованного Европейской комиссией и Болгарией как страной-председателем Совета ЕС. Постоянный международный секретариат ОЧЭС принял участие в организации рабочих совещаний, посвященных морскому и прибрежному туризму, устойчивому развитию рыболовства и рыбоводства. Декларация предусматривает развитие сотрудничества в регионе Черного моря в сферах судоходства; пассажирских и круизных перевозок; транспорта, морского и прибрежного туризма; морского образования, морских исследований, инноваций; защиты морской окружающей среды; экологического мониторинга [].
Слайд 5Цели и принципы деятельностиСтатья 3 Устава ОЧЭС (5 июня, 1998, Ялта)«Мероприятия в
рамках ЧЭС на различных уровнях способствуют осуществлению следующих принципов и целей:a) действовать в духе дружбы и добрососедства и укреплять взаимное уважение и доверие, диалог и сотрудничество между государствами — членами;b) развивать далее и диверсифицировать двустороннее и многостороннее сотрудничество на основе принципов и норм международного права;c) действовать в целях улучшения условий предпринимательской деятельности и поощрения индивидуальных и коллективных инициатив предприятий и компаний, непосредственно участвующих в процессе экономического сотрудничества;d) развивать экономическое сотрудничество таким образом, чтобы это не противоречило международным обязательствам государств — членов, в том числе обязательствам, вытекающим из их членства в международных организациях или учреждениях интеграционного или иного характера и не препятствующим развитию их отношений с третьими сторонами;e) учитывать конкретные экономические условия и интересы участвующих государств — членов;f) поощрять и далее участие в процессе экономического сотрудничества в рамках ЧЭС других заинтересованных государств, международных экономических и финансовых учреждений, а также предприятий и компаний».
Россия и ОЧЭС
Для России
причерноморские страны всегда были и остаются важнейшими экономическими и
политическими партнерами. Россия рассматривает ОЧЭС в качестве единственной
полноформатной платформы сотрудничества в Черноморском регионе
Такой подход
обусловлен возрастающей ролью региона в мировой политической и экономической
действительности, стратегической важностью его геополитического положения,
наличием обширной ресурсной базы и перспективного человеческого потенциала
Россия четырежды
председательствовала в ОЧЭС: май – октябрь 1996 г., ноябрь 2000 г. – апрель
2001 г., май – октябрь 2006 г., июль-декабрь 2011 г.
Большинство
государств-членов ОЧЭС демонстрируют в значительной степени политическую
зрелость, выступая за сохранение деполитизированного характера деятельности
Организации в целях недопущения деструктивной для ее деятельности и задач
конфронтационности. Россия исходит из того, что Организация должна заниматься
определенными в ее уставных документах вопросами экономического развития,
выступает против каких-либо попыток привнесения в повестку дня ОЧЭС
политических проблем, для решения которых существуют другие соответствующие
форматы.
Заметны усилия
стран-участниц по развитию взаимодействия в транспортной сфере. В практической
стадии находится реализация Меморандума о взаимопонимании в области
скоординированного развития кольцевой автомагистрали Черного моря (КАЧМ):
завершается работа по формированию карты маршрута автомагистрали.
Большой
потенциал для совместной работы содержит Меморандум о взаимопонимании по
развитию морских магистралей в регионе ЧЭС. Выход на компромиссные развязки по
ряду ключевых вопросов, касающихся реализации Меморандума, свидетельствует о
твердом желании стран активизировать продвижение к началу практического
сотрудничества в рамках Меморандума.
Принимая во
внимание растущий товарооборот и развитие туризма между странами-членами ЧЭС,
продолжается работа по восстановлению регулярного грузопассажирского и
паромного сообщения между черноморскими портами. Хорошие возможности для
сотрудничества в развитии транспортной системы региона открыла подготовка к
зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи
Продолжает
развиваться сотрудничество в сфере энергетики. Завершено обобщение
энергетических стратегий стран-членов ЧЭС. Это важный практический шаг для
разработки совместных проектов, одним из которых является создание
Черноморского электроэнергетического кольца. Его реализация могла бы
способствовать формированию регионального рынка электроэнергии.
Европейский
Союз проявляет все возрастающий интерес к Черноморскому региону и деятельности
ЧЭС. Вместе с тем, ЕС пока не подтвердил практическими делами готовность к
партнерству на равноправной основе. Инициативы ЕС «Черноморская синергия»,
«Восточное партнерство», «Природоохранное партнерство» направлены на
избирательное сотрудничество с отдельными участниками Организации. Со своей
стороны Россия хотела бы видеть сотрудничество ЧЭС-ЕС равноправным и взаимовыгодным
для двух организаций.
Членство
государства-члены ОЧЭС
Государства-наблюдатели ЧЭС
Члены-учредители:
Руки |
Флаг |
Имя |
Площадь (км 2 ) |
Население |
Плотность населения (на км 2 ) |
Столица |
Имя (имена) на официальном языке (языках) |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Албания | 28 748 |
2 876 591 |
98,5 |
Тирана | Шкиперия |
||
Армения | 29 743 |
2 924 816 |
101,5 |
Ереван | Հայաստան (Айастан) |
||
Азербайджан | 86 600 |
9 911 646 |
113 |
Баку | Азербайкан |
||
Болгария | 110 910 |
7 101 859 |
64,9 |
София |
България ( Bǎlgariya ) |
||
Грузия | 69 700 |
3 718 200 |
53,5 |
Тбилиси | საქართველო (Сакартвело) |
||
Греция | 131 957 |
10 768 477 |
82 |
Афины | Ελλάδα (Эллада) |
||
Молдова | 33 846 |
3 434 547 |
101,5 |
Кишинев | Молдова |
||
Румыния | 238 397 |
19 638 000 |
84,4 |
Бухарест | Румыния |
||
Россия | 3 969 100 |
144 526 636 |
8.4 |
Москва |
Россия ( Россия ) |
||
Турция | 783 356 |
83 614 362 | 106,7 |
Анкара | Турция |
||
Украина | 603 628 |
42 418 235 |
73,8 |
Киев |
Украина ( Украина ) |
Более поздние участники:
Руки |
Флаг |
Имя |
Площадь (км 2 ) |
Население |
Плотность населения (на км 2 ) |
Столица |
Имя (имена) на официальном языке (языках) |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Северная Македония | 24 856 |
1 836 713 |
83 |
Скопье | Северна Македонија |
||
Сербия | 88 361 |
8 669 541 |
205,8 |
Белград | Србија |
Черноморское экономическое сотрудничество (увеличить)
члены
наблюдатели
Как видно выше, членство не ограничивается странами, имеющими выход к Черному морю : Албания, Армения, Азербайджан, Греция, Северная Македония, Молдова и Сербия не имеют береговой линии на Черном море, хотя последние два соединены через коридор реки Дунай и Грецию через два морских пролива.
Греция наложила вето на заявку Северной Македонии после того, как Турция наложила вето на предыдущую заявку Республики Кипр , что побудило Грецию прекратить одобрять будущие заявки из любой страны. Однако Северная Македония была принята в блок 9 ноября 2020 г.
Страны-наблюдатели:
- Австрия
- Беларусь
- Хорватия
- Чешская Республика
- Египет
- Франция
- Германия
- Венгрия
- Израиль
- Италия
- Польша
- Словакия
- Тунис
- Соединенные Штаты
Организации-наблюдатели:
- Международный Черноморский Клуб
- Секретариат Энергетической Хартии
- Европейская комиссия
- Черноморская комиссия
Страны-партнеры по секторальному диалогу:
- Иран
- Япония
- Южная Корея
- Черногория
- Словения
Организации-партнеры Секторального диалога:
- Ассоциация портов Черного и Азовского морей (БАСПА)
- Международная ассоциация судовладельцев Черного моря (БИНСА)
- Ассоциация судостроителей и судоремонтников Черноморского региона (БРАСС)
- Сеть черноморских университетов (BSUN)
- Союз автомобильных транспортных ассоциаций Черноморского региона экономического сотрудничества (BSEC-URTA)
- Конференция периферийных морских регионов Европы (CPMR)
- Дунайская комиссия
- Международная сеть малого и среднего бизнеса (INSME)
- Всемирная туристская организация
Международные организации:
- Евразийский экономический союз
- Международная комиссия ТРАСЕКА
- Межпарламентская ассамблея православия
- Парламентская ассамблея Средиземноморья
- Центральноевропейская инициатива
- Организация Объединенных Наций
- Программа развития Организации Объединенных Наций
- Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций
- Организация Объединенных Наций по промышленному развитию
- Всемирный банк
- Мировая Торговая Организация
Структура
В ознаменование 25-летия ОЧЭС на почтовой марке Сербии 2017 г.
- Встречи на высшем уровне глав государств или правительств государств-членов проводятся регулярно каждые 5 лет;
- Совет министров иностранных дел является главным директивным органом ЧЭС и собирается два раза в год;
- Совет министров собирается для достижения консенсуса по конкретным вопросам;
- Комитет старших должностных лиц собирается 4 раза в год и действует от имени министров иностранных дел;
- Вспомогательные органы , сформированные Советом министров иностранных дел, выполняют свои полномочия, определенные Советом, готовят совместные проекты и следят за реализацией этих проектов. рабочие группы и группы экспертов являются вспомогательными органами;
- Действующее председательство координирует всю деятельность ЧЭС, а также контролирует надлежащее проведение мероприятий по организации и выполнение резолюций и решений, принятых Советом. В английском алфавитном порядке каждые 6 месяцев одно из государств-членов возглавляет Действующее председательство. Председательство в ОЧЭС осуществляет Украина на срок с 1 июля по 31 декабря 2017 года.
Связанные органы [ править ]
Соответствующие органы ЧЭС выполняют свои функции в соответствии с принципами ЧЭС, определенными в Декларации саммита от 25 июня 1992 г. и в Хартии. У них есть свой бюджет.
ПАЧЭС править
Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества, базирующаяся в Стамбуле, является межпарламентским консультативным институтом организации, созданной на основе Декларации о создании Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества от 26 февраля 1993 года девятью государствами-учредителями. . Греция присоединилась к ПАЧЭС в 1995 г., Болгария — в 1997 г., а Сербия (бывшая Сербия и Черногория ) — в 2004 г.
Представители парламентов стран-членов преследуют цели, изложенные в преамбуле Правил и процедур ПАЧЭС: обеспечивают понимание и принятие идей и целей ЧЭС; обеспечить правовую основу для социального, экономического, культурного, коммерческого и политического сотрудничества между государствами-членами; оказывать поддержку национальным парламентам в укреплении парламентской демократии; принимать законодательство, необходимое для выполнения решений, принятых главами государств или министрами иностранных дел.
Основными органами ПАЧЭС являются Генеральная Ассамблея, Постоянный комитет, Бюро, Комитеты, Президент, Генеральный секретарь и Международный Секретариат. Ассамблея состоит из 76 членов. Английский , французский , русский и турецкий языки являются рабочими языками ПАЧЭС.
Президент ПАЧЭС — Арчил Талаквадзе из Грузии , вице-президент — Ануш Беглоян из Армении .
BSEC BC править
Деловой совет Организации Черноморского экономического сотрудничества был сформирован в 1992 году как международная неправительственная некоммерческая организация с целью улучшения деловой среды в Черноморском регионе. Деловой совет представляет бизнес-сообщества стран-участниц. Международный секретариат Делового совета находится в Стамбуле.
BSTDB править
Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР) — международная финансовая организация , созданная 24 января 1997 года. Он поддерживает экономическое развитие и региональное сотрудничество, предоставляя торговое и проектное финансирование, гарантии и акционерный капитал для проектов развития, поддерживающих как общественные, так и частные предприятия в странах-членах. Цели банка включают продвижение региональных торговых связей, межстрановые проекты, прямые иностранные инвестиции, поддержку деятельности, способствующей устойчивому развитию, с упором на создание рабочих мест в странах-членах, обеспечение того, чтобы каждая операция была экономически и финансово стабильной и вносила свой вклад. к развитию рыночной ориентации. Уставный капитал организации составляет 1,325 миллиарда долларов. Штаб-квартира банка находится в Салониках, Греция.
ЧБТР регулируется Соглашением об учреждении Черноморского банка торговли и развития , зарегистрированным в Организации Объединенных Наций . В отличие от Международного валютного фонда и других, ЧБТР не устанавливает политических условий, с помощью которых государства-должники могут контролироваться. Банк имеет долгосрочный кредитный рейтинг «А» от Moody’s Investors Service и «A3» от Standard & Poor’s , оба со стабильным прогнозом.
ICBSS править
Международный центр черноморских исследований — это независимый аналитический центр, работающий в более широком регионе Черного моря, который в то же время выступает в качестве связанного органа ЧЭС. Он был основан в 1998 году.
BCCESDEI править
Координационный центр ЧЭС по обмену статистическими данными и экономической информацией был создан с целью сбора статистической и экономической информации, выполнения секретарских функций, координации полученных данных и обмена ими со странами-членами.
ОЧЭС и ЕАЭС
Перспективное направление работы ОЧЭС — сотрудничество с Евразийским экономическим союзом. Из государств — членов ОЧЭС Россия и Армения также входят в состав Евразийского экономического союза. ОЧЭС, таким образом, функционирует на стыке ЕАЭС и Евросоюза. Такие условия требуют согласования норм и практик ЕАЭС и Евросоюза при реализации внешнеэкономических проектов в ОЧЭС. При этом ЕАЭС, в отличие от Евросоюза, — молодое интеграционное объединение, функционирующее с 2015 г. Форматы взаимодействия между ОЧЭС и ЕАЭС пока находятся на стадии обсуждения — рабочие встречи между представителями двух организаций проводились в апреле–мае 2017 г. Основным направлением их взаимодействия может также стать отраслевое сотрудничество в сферах, представляющих взаимный интерес.
В Причерноморье сложились возможности для взаимовыгодного взаимодействия между ОЧЭС, ЕАЭС и ЕС. Международные экономические проекты сохраняют свою значимость в регионе, потенциальное расширение интеграционных объединений не препятствуют их реализации. Однако конкуренция за привлекательность тех или иных форматов экономического сотрудничества, по всей видимости, будет нарастать. Партнерство ОЧЭС с ЕАЭС и ЕС может гармонизировать интересы всех заинтересованных в сфере внешнеэкономического сотрудничества сторон. В этом аспекте представляется значимым большее информирование о достигаемых промежуточных результатах, реализованных проектах в работе ОЧЭС.