Введение
Сюнь-цзы (кит. 荀子) (ок. 313/290 до н. э., царство Чжао — после 238/215 до н. э., царство Чу) — известный также под именами Сюнь Куан (荀况) и Сюнь Цин (荀卿), китайский мыслитель конфуцианской традиции.
Неортодоксальный основоположник ханьского конфуцианства, первым осуществивший универсальную интерпретацию конфуцианского канона и систематизировавший своё учение в виде хорошо сохранившегося трактата его имени. В своем религиозном скептицизме был более последовательным, чем Конфуций. Именно в варианте Сюнь-цзы, представляющем Конфуция способным на жестокость ради справедливости, Поднебесная после Цинь, узнавшая жёсткий легизм, и восприняла конфуцианство.
Часто считается, что Сюнь-цзы внес наибольший среди философов вклад в мощный процесс синтеза древнекитайской мысли на закате Чжоу.
Конфуцианство
Кун Фу-цзы (Конфуций по-русски), живший с 551 по 479 год до н.э., считается основателем древнекитайской философии. Он основал школу, и у него было много учеников, которые записывали мысли своего учителя. Так появился его самый важный конфуцианский труд «Лунь юй» («Аналекты и изречения»).
Основными проблемами учения Конфуция были нравственная природа человека, жизнь государства и семьи, а также принципы управления. Каковы ключевые положения учения древнего мыслителя, которые впоследствии стали краеугольным камнем конфуцианства, идеологической системы, господствовавшей в Китае на протяжении многих веков?
В основе учения Конфуция лежит категория ли — «ритуал», «правила», «закон». По его мнению, ли сочетает в себе традиционные институты и этические нормы, существовавшие в эпоху Западного Чжоу, которую он идеализировал. «Без соблюдения ли нечего видеть и нечего слышать; без соблюдения ли нечего говорить и нечего делать», — наставлял Конфуций своих учеников.
На протяжении всей своей жизни Конфуций мечтал о возрождении «совершенных» условий «золотого века» и видел два пути восстановления прежних порядков: 1) «исправление имен» и 2) нравственное самосовершенствование. Для Конфуция «исправление имен» означало приведение существующих реалий социальной и политической жизни в соответствие с традиционными нормами, восстановление старых идей и представлений об отношениях между людьми, особенно между начальниками и подчиненными. Тезис «исправления имен» неотделим от идеи личного самосовершенствования, в основе которой лежит понятие чжэнь, «гуманность», «гуманизм», совокупный принцип идеального человеческого поведения. Чтобы пояснить содержание этого понятия, Конфуций однажды сказал, что «гуманность» означает «не делать другим того, чего не желаешь себе». Главную цель самосовершенствования и достижения чжэнь он выразил в формуле «преодолеть себя и восстановить правила (чжоу)», ли.
Конфуций придавал особое значение категории сяо («сыновняя почтительность»), которую он рассматривал как моральную опору для реализации своего учения. Конфуцианское моральное учение основано на таких этических понятиях, как «взаимность», «золотая середина» и «гуманность», которые вместе образуют «правильный путь» (дао). (Дао), которому должны следовать все, кто желает жить в гармонии с собой и другими.
Овладение духовными ценностями прошлого, по мнению Конфуция, позволяет правильно понимать «веления Неба», потому что «жизнь и смерть зависят от судьбы, а богатство и знатность приходят с Неба». Конфуцианское учение о знании подчинено социальным вопросам. Для Конфуция «знать» означает знать людей, а знание природы его не интересует. Любое обучение должно быть дополнено размышлениями: «Учиться и не размышлять — пустая трата времени».
Конфуций говорил, что «все течет» и что «время не стоит на месте», но он все же следил за тем, чтобы в обществе все оставалось неизменным. Он видел ключ к управлению народом в силе морального примера высшего над низшим.
Искусство или законы?
Трактат Сунь-цзы широко известен в Европе под названием «Искусство войны». Яндекс в ответ на запрос по автору выдает десятки ссылок, и все со словом «искусство». Владимир Колотов еще до того, как взялся за перевод интерпретации Хо Ши Мина, столкнулся с серьезным искажением смыслов при переводе трактата на европейские языки. Он рассказал, что как-то раз в большом книжном магазине во Вьетнаме он попросил сотрудника найти книгу «Искусство войны» Сунь-цзы. И несмотря на желание сотрудника помочь, книгу найти не удалось, что было странно, так как трактат входит в число самых цитируемых изданий по военной стратегии, особенно на Востоке. А вот при поиске по имени автора книга была моментально найдена, но под ее оригинальным названием — «Законы войны».
«Нам англичане подсунули слово “искусство”: The art of war. Оно прижилось. Термин интересный, захватывающий, но не очень точный, — говорит Владимир Колотов. — Законы войны фундаментальны. Действуют вне зависимости от того, знаем мы о них или нет, точно так же как мы не можем летать, не зная законов гравитации. Побеждает в войне тот, кто действует в соответствии с законами войны, а тот, кто их нарушает, — проигрывает. Сунь-цзы пишет, что “лучше всего победить, не сражаясь”, решать вопросы политическими методами — “разбить замыслы противника, затем разбить его связи, затем разбить войска, и самая худшая война — это штурмовать города”. Но бывают такие противники, с которыми можно говорить, только прижав их к стенке, а для этого противника надо предварительно всесторонне изучить».
Сунь-цзы пишет, что «лучше всего победить, не сражаясь», решать вопросы политическими методами — «разбить замыслы противника, затем разбить его связи, затем разбить войска и самая худшая война — это штурмовать города»
Некоторые цитаты из трактата вошли во многие языки мира как афоризмы. Например, «война — путь обмана». Это закон. Нельзя говорить противнику о своих планах. Или вот такая формулировка: «Познай себя, познай другого». «Если знаешь себя и знаешь другого, в ста битвах будет сто побед. Знаешь себя, не знаешь другого — один раз победишь, в другой — потерпишь поражение. Не знаешь ни себя, ни другого — все время будешь терпеть поражение», даже если ты очень силен.
Владимир Колотов уточнил, что именно под названием «Законы войны» труд Сунь-цзы упоминает в своих работах Мао Цзэдун, который ознакомился с книгой в 1935 году, после того как на каком-то партийном собрании оппоненты ему сказали, что он цитирует Сунь-цзы. Мао Цзэдун это запомнил, книгу прочитал и потом, по словам Владимира Колотова, использовал при разработке собственной теории.
Наш собеседник отмечает, что трактат «Законы войны» служит своеобразной призмой, через которую на Востоке рассматривают шаги в том числе и европейских политиков. «И если вы не знаете трактата Сунь-цзы, причем основательно, вы не поймете логику действий ваших азиатских партнеров», — говорит Владимир Колотов.
Сунь-цзы — псевдоним, за которым стояла историческая личность — полководец, который служил князю Хэ-Люю в царстве У
Wikipedia
Конфуций – великий философ и мыслитель
В каждой нации есть свои писатели и философы, ставшие эталоном для других. Если говорить о Китае, то здесь такой личностью является Конфуций. Для многих он стал подобием святого, чьи дела и слова были неоспоримой истиной.
Многие китайские мудрости были созданы им. Еще больше было написано другими авторами, считавшими себя приверженцами его учения. Благодаря этому в Китае появилась отдельная школа философии – конфуцианство. Она стала неким подобием религии, так как предписывала нормы поведения.
Именно на его творениях основывается первобытная китайская мудрость. Цитаты Конфуция переписывались из поколения в поколения. При этом первый свиток с его учением появился более чем 2,5 тыс. лет назад.
2. Проблемы датировки биографии Сюнь-цзы
Имеются однозначные доказательства того, что традиционная оценка даты смерти Сюнь-цзы (после 238 г. до н.э.), которая до сих пор воспроизводится во многих словарях и справочниках, не говоря уже об учебных пособиях, неверна, и это событие должно быть отнесено по крайней мере к последним годам правления первого циньского императора.
Например, в гл. 18 трактата Хуань Куаня «Дискуссия о соли и железе» (鹽鐵論), составленного в середине I в. до н.э., указывается:
В одном из списков текста вместо Сюнь Цин (荀卿) стоит Сунь Цин (孫卿), но в древности эти иероглифы были омофонами, так что данный отрывок можно рассматривать как свидетельство того, что Сюнь-цзы был еще жив в правление Цинь Шихуанди и умер, уморив себя голодом, уже после 215 г. до н.э. (год назначения Ли Сы канцлером империи). Это мнение подтверждается словами Лю Сяна из комментария к «Сюнь-цзы»:
Конфуцианство
Политические распри, борьба за власть и всеобщий хаос были характерны для эпохи, которая породила конфуцианство. Будучи практически ориентированной, философия конфуцианства как раз и поставила перед собой задачу исправить текущее положение дел в государстве и в умах людей. Стремление к гармоничной жизни и соблюдение правил морали – вот чему следует посвятить жизнь каждому китайцу согласно мысли Кун Фу-цзы.
Первоочередной задачей является воспитание гражданина, только на эту основу можно накладывать дальнейшее формирование человеческой души. Упорный и долгий труд и самодисциплина могут стать залогом гармоничной жизни в государстве, обеспечить отсутствие войн.
Цитаты китайские
Вернуться к содержанию
Ты сказал — я поверил, ты повторил — я засомневался, ты стал настаивать, и я понял, что ты лжёшь.
Ошибочный шаг пешкой – и партия проиграна.
Если человек не желает прислушиваться к одному слову, то он и к тысяче не прислушается.
Человек, который смог сдвинуть гору, начинал с того, что перетаскивал с места на место мелкие камешки.
Невидимой красной нитью соединены те, кому суждено встретиться, несмотря на время, место и обстоятельства. Нить может растянуться или спутаться, но никогда не порвется.
Живи, сохраняя покой. Придет весна, и цветы распустятся сами.
Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы.
Ранние верования
Идея цикличности – смена времени суток, сезонные температурные изменения – оказывается определяющей для китайских учений. Культ предков и жертвоприношения были актуальными в эпоху ранних верований и во времена правления древней династии Шан. После ее свержения династией Чжоу родилась концепция «Мандат Неба». Будучи посланником Небес, правитель обязан соответствовать своей высокой должности. В случае нарушений, он по всевышним законам мог оказаться свергнут и заменен иным кандидатом на исполнение воли Неба. Благодаря археологическим раскопкам удалось выяснить, что почитание предков – давно возникшее и долго сохраняющееся явление верования. Общество могло стать более светским, но традиции оставались.
Зачем говорить о войне
Исследователи датируют трактат «Законы войны» VI, иногда V веком до н. э., чаще всего приводится 512 год до н. э., а имя автора принято считать псевдонимом, за которым стояла историческая личность — полководец, который служил князю Хэ-Люю в царстве У. Ряд исследователей истории Древнего Китая приводят данные о том, что он был потомственным военным.
«Сунь-цзы считал, что к законам войны нельзя относиться несерьезно. Его книга начинается словами о том, что “война — это великое дело для государства, это жизнь и смерть, и спустя рукава к этим вопросам относиться нельзя”», — заметил исследователь. По его словам, генерал-майор Юрий Иванович Дроздов, резидент советской разведки в КНР, возглавлял управление «С» (стратегическую разведку), просмотрел вместе с коллегами период с 3600 года до н. э. до 2010 года и насчитал всего 192 мирных года, подтвердив утверждение, что вся письменная история человечества — это в основном описание войн.
«Сунь-цзы пишет, что знания о противнике нельзя получить ни от злых духов, ни от добрых, ни путем каких бы то ни было вычислений или гаданий. Их можно получить только от специальным образом подготовленных людей — агентов. И это один из законов войны»
По мнению Владимира Колотова, важнейшая точка опоры, на которой Сунь-цзы строит свою военную теорию, — «познай себя, познай другого». «Сунь-цзы пишет, что знания о противнике нельзя получить ни от злых духов, ни от добрых, ни путем каких бы то ни было вычислений или гаданий. Их можно получить только от специальным образом подготовленных людей — агентов. И это один из законов войны. Он писал, что “войны ведут годами, а вовремя полученная информация о состоянии противника может решить исход войны в считаные дни. Поэтому жалеть денег на агентуру не нужно”. К этим словам даже спустя две тысячи лет нечего добавить», — отмечает эксперт
Разведке в трактате уделено большое внимание. Примерно в это время в Древней Греции считалось нормальным вскрывать животных и по их внутренностям оракулы гадали, какие замыслы имеет противник
«Сунь-цзы же описывает в трактате пять типов шпионов или разведчиков», — заметил Владимир Колотов, высказав мнение, что эта информация, особенно в модернизированном Хо Ши Мином виде, «вполне может использоваться в современных разведшколах в качестве базы, на основе которой можно готовить стратегическую разведку».
Высшей военной доблестью Сунь-цзы считал способность разбить замыслы противника, то есть победить, не сражаясь, а используя политические и экономические методы. «Это не утратило актуальности, — уверен наш собеседник. — Иероглиф “замыслы” можно переводить как “стратегия”, иероглиф “связи” можно переводить как “экономика”, “логистика” и “интеграция”. Не сработала политика, не сработала экономика, и тогда вступает в действие армия. И это тоже закон. Никаких изменений нет. Смотрим еще глубже: иероглиф “замыслы” состоит из тех графем: первая — “говорить”, вторая — “сладость” и третья — “дерево”. Говорить о чем-то сладком так, чтобы тот, кто вас слушает, превращался в дерево. Поэтому современные термины smart power (“умная сила”), soft power (“мягкая сила”) уже в шестом веке до нашей эры содержали в себе все эти смыслы. Вот вам понятие информационной войны, идеологической обработки! Нам сейчас пытаются подать концепции гибридных войн как что-то новое, но две с половиной тысячи лет назад Сунь-цзы описал четыре уровня ведения войн. Это так и понималось всегда серьезными специалистами. Трудно найти что-то концептуально новое, чего не было бы в трактате Сунь-цзы».
Боевая колесница. Рисунок с изображения эпохи Хань
Wikipedia
Китайские мудрецы — цитаты
Вернуться к содержанию
Если будешь постоянно поступать жестоко, рано или поздно попадешь в беду. А если будешь все время мягким и добрым попадешь в большую беду. Сунь-Цзы
Самым мудрым человеком является тот, который не забывает страданий и мук даже во время наибольшего веселья.
Иметь деньги, да не помогать другим, всё равно что войти в пещеру с драгоценностями, а вернуться с пустыми руками.
Нет ничего дальше, чем вчера, и нет ничего ближе, чем завтра.
Спать на одной подушке — ещё не значит видеть одни и те же сны.
Один человек солгал, а сто человек выдают эту ложь за истину.
Правда имеет много лиц.
Книги (3)
36 стратагем. Сокровенная книга по военной тактикеРаздел библиотеки: Разное
Стратагема — некий алгоритм поведения, просчитанная последовательность действий, направленных на достижение скрытой цели или решение какой-либо задачи с обязательным учетом психологии объекта, его положения, обстановки и других особенностей ситуации. Это понятие существует в культуре Китая не менее трех тысяч лет.
Точно определить дату создания этого собрания стратагем невозможно. Книгу приблизительно можно отнести к династии Мин, хотя в ней нет указания ни на автора, ни на дату. Авторство в разное время приписывалось Сунь-цзы (эпоха Весны и Осени) и Чжугэ Ляну (Троецарствие). Большинство современных ученых склоняется к тому, что трактат вышел из устной и письменной традиции и имеет множество вариантов и авторов.
Читать »
Искусство войныРаздел библиотеки: Разное
Трактат Сунь-цзы оказал принципиальное влияние на все военное искусство Востока. Будучи первым из всех трактатов по военному искусству, и, при этом, содержащий четко выраженные общие принципы как стратегии, так и тактики, трактат Сунь-цзы постоянно цитируется военными теоретиками Китая, от У-цзы и до Мао-цзе-дуна.
Особое место в военно-теоретической литературе Востока занимают комментарии к Сунь-цзы, из которых первые появились еще в эпоху Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.), а новые продолжают создаваться по сей день. Хотя сам Сунь-цзы и не заботился о сопровождении своего трактата примерами и пояснениями, поколения комментаторов обеспечили нас огромным количеством эпизодов из китайской и японской военной истории, иллюстрирующих его положения.
Читать »
Искусство войны и искусство управленияРаздел библиотеки: Менеджмент
Перед вами — уникальное издание, в котором бессмертное творение древнего китайского стратега Сунь-цзы излагается применительно к проблемам современного менеджмента. Большую часть его читателей сегодня составляют уже не военные, но менеджеры и предприниматели, так как это произведение затрагивает проблемы руководства людьми, принятия решений и совершенствования методов управления.
Вы убедитесь в том, что принципы, предлагаемые Сунь-цзы, могут с равным успехом использоваться как в частном, так и в государственном секторе. Их могут применять не только руководители среднего звена, но и представители высшего руководства. Кроме того, прекрасный стиль изложения делает эту книгу не только полезной, но и чрезвычайно увлекательной.
Читать »
Ранние годы жизни и учение
В 238 г. до н.э. Сюнь-цзы был отправлен в отставку и остаток жизни прожил в уединении, хотя любимые ученики, среди которых особенно выделялся своими способностями канцлер царства Цинь Ли Сы, продолжали навещать философа.
Сыма Цянь в гл. 74 «Ши цзи» характеризует общественно-политические взгляды Сюнь-цзы следующим образом:
Следует заметить, что низкая оценка, данная в этом отрывке работам даоса Чжуан-цзы, вряд ли соответствует воззрениям самого Сюнь-цзы. Неизвестный комментатор «Сюнь-цзы» в гл. 32 памятника сообщает, что в последние годы жизни Сюнь-цзы, «стремившийся стать совершенномудрым (шэн, ?), прикинулся сумасшедшим (куан, ?)» — так часто были вынуждены поступать в годы гонений даосские отшельники.
Ранние верования
Идея цикличности – смена времени суток, сезонные температурные изменения – оказывается определяющей для китайских учений. Культ предков и жертвоприношения были актуальными в эпоху ранних верований и во времена правления древней династии Шан. После ее свержения династией Чжоу родилась концепция «Мандат Неба». Будучи посланником Небес, правитель обязан соответствовать своей высокой должности. В случае нарушений, он по всевышним законам мог оказаться свергнут и заменен иным кандидатом на исполнение воли Неба. Благодаря археологическим раскопкам удалось выяснить, что почитание предков – давно возникшее и долго сохраняющееся явление верования. Общество могло стать более светским, но традиции оставались.
Литература
- Феоктистов В. Философские трактаты Сюнь-Цзы. Исследования, перевод, размышления китаеведа. М., Наталис, 2005. 432 c. (Первое издание — М., 1976)
- Маранджян К. Г. О влиянии учения Сюнь-цзы на японского мыслителя Огю Сорай // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока, часть 1. М., 1982. С. 113—117.
- Рубин В. А. Концепция человека у Сюнь-цзы // Третья научная конференция «Общество и государство в Китае». Вып.1. М., 1972. С. 52-60.
- Спирин В. С. Геометрический образ правильного поведения (ли) в «Сюнь-цзы» // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XIII. М., 1979.
- Семененко И. И. К понятию гармонии в философии Сюньцзы // Четырнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч.I. М., 1983. С.91-96.
- Быков Ф. С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966. С. 201-213.
- Mei Y. P. Hsün-tzŭ on Terminology // Philosophy East and West, Vol. 1, No. 2 (Jul., 1951), pp. 51-66.
- Cua A.S. Dimensions of Li (Propriety) Reflections on an Aspect of Hsun Tzu’s Ethics // Philosophy East and West, vol.29.-Honolulu, 1979,№ 4.P. 373—394.
- Cua A.S. «Human Nature, Ritual, And History: Studies In Xunzi And Chinese Philosophy» (Studies in Philosophy and the History of Philosophy), Catholic University of America Press (April 2005) ISBN 0-8132-1385-1 −406 p.
- Cua, Antonio S., «The Ethical Significance of Shame: Insights of Aristotle and Xunzi», Philosophy East and West 53, 2003, 147—202.
- Hutton, Eric, «Moral Reasoning In Aristotle And Xunzi», Journal of Chinese Philosophy 29:3, 2002, 355—384.
- Scarpari M. Xunzi e il problema del male. Venezia, 1997.
- Stalknaker Aaron.»Overcoming Our Evil: Human Nature and Spiritual Exercises in Xunzi and Augustine (Moral Traditions)». Georgetown University Press 2009 ISBN 1-58901-503-7.- 356 p.
- Yanxia Zhao. «Father And Son in Confucianism And Christianity: A Comparative Study of Xunzi And Pau»l. Sussex Academic Press 2007 ISBN 1-84519-161-7 — 245 p.
Проблемы датировки биографии Сюнь-цзы
Имеются однозначные доказательства того, что традиционная оценка даты смерти Сюнь-цзы (после 238 г. до н. э.), которая до сих пор воспроизводится во многих словарях и справочниках, не говоря уже об учебных пособиях, неверна, и это событие должно быть отнесено по крайней мере к последним годам правления первого циньского императора.
Например, в гл. 18 трактата Хуань Куаня «Дискуссия о соли и железе» (鹽鐵論), составленного в середине I в. до н. э., указывается:
В одном из списков текста вместо Сюнь Цин (荀卿) стоит Сунь Цин (孫卿), но в древности эти иероглифы были омофонами, так что данный отрывок можно рассматривать как свидетельство того, что Сюнь-цзы был ещё жив в правление Цинь Шихуанди и умер, уморив себя голодом, уже после 215 г. до н. э. (год назначения Ли Сы канцлером империи). Это мнение подтверждается словами Лю Сяна из комментария к «Сюнь-цзы»:
Против закона
Американцы, как утверждает Владимир Колотов, так и не сумели понять причину своего поражения во Вьетнаме. А она была в прямом нарушении «Законов войны». Познать, изучить противника они смогли, полагая, что перед ними крестьяне от сохи. А вьетнамцы этот миф не только поддерживали, но даже раздували. В итоге американцы были вынуждены «блуждать между кусками сыра, разложенного для них противником, и тратить огромные ресурсы, не достигая желаемого результата». Одномоментно на вьетнамском театре боевых действий присутствовала полумиллионная армия США, а всего через Вьетнам прошли два миллиона американских военнослужащих.
Во время битвы при Дьенбьенфу Хо Ши Мин и генерал Во Нгуен Зяп выманили французов из дельты Красной реки в ловушку, расположенную в удаленном горно-лесистом районе на границе между Китаем, Лаосом и Северным Вьетнамом, и там нанесли сокрушительный удар, заставив капитулировать французский экспедиционный корпус
«Во Нгуен Зяп в своих воспоминаниях пишет, что он учился военной стратегии у Хо Ши Мина. Американские генералы посмеивались над этой фразой, решив, что он таким образом льстил национальному лидеру, а у Хо Ши Мина, мол, не было никакого военного опыта, — рассказал Владимир Колотов. — Но они не изучали источники, не зная вьетнамского языка. А если бы знали, то прочитали бы о том, что Хо Ши Мин присутствовал в китайской армии, участвовал в войне с Японией, в 1920‒1930-е годы как представитель Коминтерна принимал участие и имел возможность наблюдать вооруженные восстания в Китае — в Кантоне и в Шанхае. Он был соавтором книги “Вооруженное восстание” — библии коммунистического движения в первой половине двадцатого века, в которой рассказывалось, как надо делать коммунистические перевороты. Она вышла в середине 1920-х годов под именем Альфреда Нейберга (собирательный псевдоним. — “Стимул”), а в 1930-х она была переведена на несколько языков. О причастности Хо Ши Мина к написанию этой книги в 1970 году рассказал один из ее соавторов — германский коммунист Эрих Волленберг в предисловии к английскому изданию».
Незнание и недооценку противника армией США, по мнению Владимира Колотова, подтверждают восьмисотстраничные мемуары генерала разведки Филиппа Дэвидсона. «Он даже иронизирует: подумаешь, Хо Ши Мин, военный теоретик… — говорит наш собеседник. — Не в положении генерала разведки иронизировать, при явном нарушении одного из основных законов войны “познай другого”, известного вот уже две с половиной тысячи лет. Американцы проиграли во Вьетнаме на уровне замыслов: они не знали, с кем они воюют, они видели то, что они хотели видеть, а это сильно отличалось от того, что было на самом деле».
Исследования Владимира Колотова указывают на то, что еще до Хо Ши Мина вьетнамские полководцы знали Сунь-цзы. Об этом говорит опыт девяти отечественных войн между Китаем и Вьетнамом. «”Законы войны” Сунь-цзы вошли в плоть и кровь, в мышление вьетнамских полководцев, и они еще к ним добавили свои лайфхаки, разработанные в период войны с системно и стратегемно мыслящими китайцами, которые, конечно же, знали эти законы. Против некоторых законов они применяли приемы, которые позволяли их взламывать и находить эффективное противоядие. И затем на этой основе они побеждали и французов, и американцев, и тех же китайцев», уверен эксперт.
Солдаты армии Северного Вьетнама, 1972 год
zagge.ru
1. Ранние годы жизни и учение
Родился в государстве Чжао, входившем в число Срединных царств, противопоставлявших себя варварской периферии Китая. С ранних лет проявил себя как выдающийся полемист, совершил несколько десятков поездок ко дворам правителей царств Ци, Чу и Цинь. Неоднократно посещал знаменитую философскую академию Цзися в столице царства Ци Линьцзы (совр. Цзыбо), впоследствии (примерно в 263 г. до н.э.) возглавил её, но был оклеветан завистниками и в 255 г. до н. э. перебрался в Чу, где получил должность правителя уезда Ланьлин и почтительный титул министра-советника (цин, 卿). Вероятно, в это время философ приступил к составлению программного трактата «Сюнь-цзы». Это произведение дошло до нас в редакции танского комментатора Ян Ляна (818), хотя первым, кто проделал сопоставительную и компиляторскую работу по упорядочению огромного творческого наследия Сюнь-цзы, был, видимо, Лю Сян. Известно о существовании 322 глав (цзюаней) трактата, из которых, однако, 290 в той или иной степени дублировали друг друга и были впоследствии удалены из корпуса текстов.
В 238 г. до н.э. Сюнь-цзы был отправлен в отставку и остаток жизни прожил в уединении, хотя любимые ученики, среди которых особенно выделялся своими способностями канцлер царства Цинь Ли Сы, продолжали навещать философа.
Сыма Цянь в гл. 74 «Ши цзи» характеризует общественно-политические взгляды Сюнь-цзы следующим образом:
Следует заметить, что низкая оценка, данная в этом отрывке работам даоса Чжуан-цзы, вряд ли соответствует воззрениям самого Сюнь-цзы. Неизвестный комментатор «Сюнь-цзы» в гл. 32 памятника сообщает, что в последние годы жизни Сюнь-цзы, «стремившийся стать совершенномудрым (шэн, 聖), прикинулся сумасшедшим (куан, 狂)» — так часто были вынуждены поступать в годы гонений даосские отшельники.
Ранние годы жизни и учение
Родился в государстве Чжао, входившем в число Срединных царств, противопоставлявших себя варварской периферии Китая. С ранних лет проявил себя как выдающийся полемист, совершил несколько десятков поездок ко дворам правителей царств Ци, Чу и Цинь. Неоднократно посещал знаменитую философскую академию Цзися в столице царства Ци Линьцзы (совр. Цзыбо), впоследствии (примерно в 263 г. до н. э.) возглавил её, но был оклеветан завистниками и в 255 г. до н. э. перебрался в Чу, где получил должность правителя уезда Ланьлин и почтительный титул министра-советника (цин, 卿). Вероятно, в это время философ приступил к составлению программного трактата, ныне известного как «Сюнь-цзы» (см. раздел «История текста»).
В 238 г. до н. э. Сюнь-цзы был отправлен в отставку и остаток жизни прожил в уединении, хотя любимые ученики, среди которых особенно выделялся своими способностями канцлер царства Цинь Ли Сы, продолжали навещать философа.
Сыма Цянь в гл. 74 «Ши цзи» характеризует общественно-политические взгляды Сюнь-цзы следующим образом:
Следует заметить, что низкая оценка, данная в этом отрывке работам даоса Чжуан-цзы, вряд ли соответствует воззрениям самого Сюнь-цзы.
Неизвестный комментатор «Сюнь-цзы» в гл. 32 памятника сообщает, что в последние годы жизни Сюнь-цзы, «стремившийся стать совершенномудрым (шэн, 聖), прикинулся сумасшедшим (куан, 狂)» — так часто были вынуждены поступать в годы гонений даосские отшельники.
Литература
- Сюнь-Цзы // Татары — Топрик. — М. : Советская энциклопедия, 1956. — С. 431. — ( : / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 42).
- Феоктистов В. Философские трактаты Сюнь-Цзы. Исследования, перевод, размышления китаеведа. М., Наталис, 2005. 432 c. (Первое издание — М., 1976; переведенные главы см. http://religa.narod.ru/confucius.htm)
- Маранджян К. Г. О влиянии учения Сюнь-цзы на японского мыслителя Огю Сорай // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока, часть 1. М., 1982. С. 113—117.
- Рубин В. А. Концепция человека у Сюнь-цзы // Третья научная конференция «Общество и государство в Китае». Вып.1. М., 1972. С. 52-60.
- Руденко Н. В. Критика Сюнь-цзы в адрес Мо-цзы: опыт логического анализа аргументации //Общество и государство в Китае. 2016. Т. 46. № 20-1. С. 448—483.
- Спирин В. С. Геометрический образ правильного поведения (ли) в «Сюнь-цзы» // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XIII. М., 1979.
- Семененко И. И. К понятию гармонии в философии Сюньцзы // Четырнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч.I. М., 1983. С.91-96.
- Быков Ф. С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966. С. 201—213.
- Mei Y. P. Hsün-tzŭ on Terminology // Philosophy East and West, Vol. 1, No. 2 (Jul., 1951), pp. 51-66.
- Cua A.S. Dimensions of Li (Propriety) Reflections on an Aspect of Hsun Tzu’s Ethics // Philosophy East and West, vol.29.-Honolulu, 1979,№ 4.P. 373—394.
- Cua A.S. «Human Nature, Ritual, And History: Studies In Xunzi And Chinese Philosophy» (Studies in Philosophy and the History of Philosophy), Catholic University of America Press (April 2005) ISBN 0-8132-1385-1 −406 p.
- Cua, Antonio S., «The Ethical Significance of Shame: Insights of Aristotle and Xunzi», Philosophy East and West 53, 2003, 147—202.
- Hutton, Eric, «Moral Reasoning In Aristotle And Xunzi», Journal of Chinese Philosophy 29:3, 2002, 355—384.
- Scarpari M. Xunzi e il problema del male. Venezia, 1997.
- Stalknaker Aaron.»Overcoming Our Evil: Human Nature and Spiritual Exercises in Xunzi and Augustine (Moral Traditions)». Georgetown University Press 2009 ISBN 1-58901-503-7.- 356 p.
- Yanxia Zhao. «Father And Son in Confucianism And Christianity: A Comparative Study of Xunzi And Pau»l. Sussex Academic Press 2007 ISBN 1-84519-161-7 — 245 p.
Искусство войны
Копия «Искусства войны», написанная на бамбуке .
Искусство войны традиционно приписывается Сунь-Цзы. Он представляет собой философию войны для управления конфликтами и победы в битвах. Он признан шедевром стратегии и часто цитируется и упоминается генералами и теоретиками с тех пор, как он был впервые опубликован, переведен и распространен по всему миру.
Существует множество теорий относительно того, когда текст был завершен, и относительно личности автора или авторов, но археологические находки показывают, что «Искусство войны » приняло примерно свой нынешний вид, по крайней мере, к раннему ханьскому периоду. Поскольку невозможно окончательно доказать, когда « Искусство войны » было завершено до этой даты, различные теории относительно автора или авторов работы и даты завершения вряд ли будут полностью решены. Некоторые современные ученые считают, что он содержит не только мысли его первоначального автора, но также комментарии и разъяснения более поздних военных теоретиков, таких как Ли Цюань и Ду Му .
Из военных текстов, написанных до объединения Китая и последующего сожжения книг Ши Хуанди во втором веке до нашей эры, сохранились шесть крупных произведений. Во времена гораздо более поздней династии Сун эти шесть работ были объединены с текстом Тан в сборник под названием « Семь военных классиковБудучи центральной частью этого сборника, «Искусство войны » заложило основы ортодоксальной военной теории в Китае раннего Нового времени. Иллюстрируя этот момент, книгу требовалось прочитать, чтобы пройти тесты для имперского назначения на военные должности.
В «Искусстве войны » Сунь-Цзы используется язык, который может быть необычным для западных текстов о войне и стратегии. Например, в одиннадцатой главе говорится, что лидер должен быть «безмятежным и непостижимым» и способным постигать «непостижимые планы». В тексте много подобных замечаний, которые долгое время приводили в замешательство западных читателей, не знакомых с восточноазиатским контекстом . Значение таких утверждений становится более ясным, если интерпретировать их в контексте даосской мысли и практики. Сунь-Цзы рассматривал идеального генерала как просвещенного даосского мастера, что привело к тому, что «Искусство войны» стало ярким примером даосской стратегии. нужна ссылка
Книга также стала популярной среди политических лидеров и руководителей бизнеса . Несмотря на свое название, «Искусство войны » рассматривает стратегию в широком смысле, затрагивая государственное управление и планирование. В тексте излагаются теории сражений, но также пропагандируется дипломатия и развитие отношений с другими странами как необходимые для здоровья государства.
10 апреля 1972 года гробницы Инькешань Хань были случайно обнаружены строителями в провинции Шаньдун .
Ученые обнаружили коллекцию древних текстов , написанных на необычно хорошо сохранившихся бамбуковых пластинах . Среди них были «Искусство войны » и Военные методы » Сунь Бина . Хотя в библиографиях династии Хань последняя публикация отмечена как сохранившаяся и написанная потомком Суня, ранее она была утеряна. Повторное открытие работ Сунь Бина считается учеными чрезвычайно важным как из-за связи Сунь Биня с Сунь-Цзы, так и из-за того, что эта работа влилась в основу военной мысли Китая поздней античности.
Открытие в целом значительно расширило корпус сохранившейся военной теории Воюющих царств . Трактат Сунь Бина — единственный известный военный текст, сохранившийся с периода Воюющих царств, обнаруженный в двадцатом веке, и из всех сохранившихся текстов
он больше всего похож на «Искусство войны ».
Мир глазами жителей Поднебесной
Долгое время Китай был изолирован от окружающего мира. Единственными гостями были торговцы, которые водили свои караваны по Шелковому пути. Подобная изоляция привела к тому, что китайцы познавали мир с учетом собственного опыта и мировоззрения.
В отличие от своих соседей, жители Поднебесной привыкли решать свои проблемы дипломатическим путем. Так, древняя китайская мудрость гласит: «Тот, кто помышляет о войне, ошибается вдвойне». Оставив битвы позади, они смогли выделить больше времени для размышлений. Благодаря этому на свет появились многие китайские мудрости.
Ради справедливости стоит отметить, что баталии и междоусобицы были и здесь. Нередко китайцы могли стравить два племени между собой, дабы обезопасить себя от возможной угрозы. И все же мирная жизнь им нравилась больше.