О чжуан-цзы

Жизнь

Единственный рассказ о жизни Чжуанцзы — это краткий очерк в главе 63 книги. Сыма Цянь с Записки великого историка, и большая часть содержащейся в нем информации, кажется, просто взята из анекдоты в Чжуанцзы сам. В биографии Симы он описан как мелкий чиновник из города Мэн (в современном Аньхой ) в состоянии Песня, живя во времена Король Хуэй Лян и Король Сюань Ци (конец 4 века до нашей эры). Сыма Цянь пишет:

Чжуан-цзы хорошо познакомился со всей литературой своего времени, но предпочитал взгляды Лао-Цзы; и причислял себя к своим последователям, так что из более чем десяти мириад персонажей, содержащихся в его опубликованных трудах, большая часть занята метафорическими иллюстрациями доктрин Лаоса. Он написал «Старый рыбак», «Чи-разбойник» и «Разрезание ранца», чтобы высмеивать и разоблачать учеников Конфуций, и ясно демонстрируют чувства Лаоса. Такие имена и персонажи, как «Вэй-лей Сюй» и «Хан-сан-цзы», являются вымышленными, и фрагменты, в которых они встречаются, не следует понимать как повествования о реальных событиях.
Но Чжуан был замечательным писателем и искусным композитором, и своими примерами и правдивыми описаниями поразил и обнажил Мохисты и Literati. Самые талантливые ученые его времени не могли избежать его сатиры или ответить на нее, в то время как он позволял себе и наслаждался своим искрометным, стремительным стилем; и поэтому величайшие люди, даже короли и князья, не могли использовать его в своих целях.
Король Вэй Чу Услышав о способностях Чжуан Чау, послал гонцов с большими дарами, чтобы привести его ко двору, а также пообещав, что он сделает его своим главным министром. Чжуан-цзы, однако, только рассмеялся и сказал им: «Тысяча унций серебра — большая прибыль для меня; а быть высоким дворянином и министром — самое почетное положение. Но разве вы не видели жертвенного быка для Пограничное жертвоприношение? Его тщательно кормят в течение нескольких лет и одевают с богатой вышивкой, чтобы он мог войти в Великий Храм. Когда для него придет время, он предпочел бы быть маленькой свиньей, но он может не должно быть так. Уходите скорее и не пачкайте меня своим присутствием. Я скорее хотел развлечься и развлечься посреди грязной канавы, чем подчиняться правилам и ограничениям при дворе государя. У меня есть полон решимости никогда не вступать в должность, но предпочитаю пользоваться своей собственной свободой «.

Обоснованность его существования была поставлена ​​под сомнение Расселом Киркландом, который пишет:

Однако биография Чжуанцзы Сыма Цяня предшествует Го Сян (Го Сян) веками. Кроме того, Хань Шу «Ивэньчжи «(Монография по литературе) перечисляет текст Чжуанцзы, что свидетельствует о том, что текст с таким названием существовал не позднее начала I века нашей эры, опять же на несколько веков раньше Гуо Сяна.

Примечания

  1. 现代汉语词典 (Сяньдай ханьюй цыдянь) (кит.). — 5-е изд. (2005). — Пекин: Шану иньшугуань, 2010. — С. 1329. — ISBN 9787100043854.
  2. Zhang Ciyun. Chinese Idioms and Their Stories (англ.). — Shanghai Translation Publishing House, 2015. — P. 204—206. — (Ancient Chinese Wisdom). — ISBN 978-7-5327-6889-9.
  3. 抱柱 (bào-zhù) // Большой китайско-русский словарь по русской графической системе : в 4 т. / АН СССР, Институт востоковедения; сост. под рук. и ред. И. М. Ошанина. — М. : Наука, 1984. — Т. IV : Иероглифы №10746 — 15505. — С. 347. — 1062 с. — Стб. 3. — 16 000 экз.

  4. Чанганьские мотивы. Перевод А. Гитовича // Антология китайской поэзии / Перевод с китайского под общей редакцией Го Мо-Жо и Н. Т. Федоренко. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. — Т. 2. — С. 116. См. также примечание на стр. 342.
  5. См. словарную статью [抱柱]bàozhù в источнике: 古代汉语词典 :缩印本 (Гудай ханьюй цыдянь: соиньбэнь) (кит.). — 2-е изд. (2014). — Пекин: Шану иньшугуань, 2018. — С. 40. — ISBN 978-7-100-10493-7.

Учение Чжуан-цзы

Чжуан-цзы написал главный текст даосизма и создал концепции невыразимого и непознаваемого. Поговорим о его идеях подробнее.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки


Автор урока
Виктор Горбатов
Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

Поговорим о еще одном ярком представителе даосизма — философе и писателе Чжуан-цзы, а также о невыразимом и отрешенности.

Чжуан-цзы (Чжуан Чжоу) родился около 369 года до нашей эры в знатной, но утратившей высокий социальный статус семье во владении Мэн. Это владение входило в состав государства Сун, в котором проживали потомки правителей древней династии Шан-Инь и сохранилась атмосфера почтения к исконным обычаям.

«Недеяние» лучше подчинения. Основную часть жизни Чжуан-цзы провел в расположенном на юге «варварском» государстве Чу, откуда происходил Лао-Цзы и где была сильна архаическая традиция шаманизма. В Мэн Чжуан-цзы занимал незначительную должность смотрителя, а в Чу отказался стать первым министром, предпочтя «недеяние» и своеволие любой форме подчинения.

Давайте прочтем отрывок из притчи «Чжуан-цзы и священная черепаха».

«Чжуан-цзы: Я слыхал, что в Чу есть священная черепаха, которая умерла три тысячи лет назад. Правитель завернул ее в шелк и положил в драгоценный ларец, а ларец поставил в храм предков. Что бы предпочла черепаха: быть мертвой, но чтобы поклонялись ее костям, или быть живой, даже если бы ей пришлось волочить свой хвост по грязи?

Сановники, отправленные правителем Чу с приказом возложить на Чжуан-цзы бремя государственных дел: Конечно, она предпочла бы быть живой, даже если бы ей пришлось волочить хвост по грязи.

Чжуан-цзы: Уходите прочь! Я тоже буду волочить хвост по грязи.»

Вот как Чжуан-цзы говорил о себе

«В невнятных речах, сумасбродных словах, дерзновенных и необъятных выражениях он давал себе волю, ничем не ограничивая себя, и не держался определенного взгляда на вещи».

️ Умер Чжуан-цзы около 286 до нашей эры, обстоятельства смерти неизвестны.

Чжуан-цзы написал основополагающий текст даосизма — трактат, который был назван его именем. Рассмотрим некоторые понятия, описанные в нем.

Невыразимое. В трактате «Чжуан-цзы» понятие Дао все больше сближается с «отсутствием/небытием». Не будучи вещью среди вещей, Дао, тем не менее, делает вещи вещами. Но даже если искать в вещах след Дао, вы его не найдете. Потому что Дао — не просто отсутствие (у), но «отсутствие отсутствия» (у у).

Непознаваемое. Также в «Чжуан-цзы» усилена идея о непознаваемости Дао, и вместе с тем, максимально акцентирована его вездесущность. Чтобы постичь Дао, нужно уметь мыслить «в тишине», не пользоваться словесными ярлыками.

«Назначение рыбной блесны — поймать рыбу, а когда рыба поймана, блесна забыта. Назначение слов — сообщить идеи. Когда идеи восприняты, слова забываются. Где мне найти человека, позабывшего слова? Он — тот, с кем я хотел бы поговорить». (Чжуан-цзы)

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Книга Чжуан-цзы, издание периода Гуансюй (1875–1908) династии Цин

Как это ни парадоксально, важнейшим методом познания в «Чжуан-цзы» выступает… забвение!

Метод «забвения сердца». В трактате «Чжуан-цзы» описан особый метод «забвения сердца» (ван синь): игнорирование, бесстрастность, апатия, невмешательство. С помощью забвения осуществляется «освобождение сердца» (цзе синь) и его правильный настрой, делающий сознание «пустым-вместительным» (сюй).

Человек становится отрешенным. Сам человек при этом становится отрешенным от собственного тела, чувственных восприятий, знаний. Он отождествляет себя с «великим проницанием» (да тун) и «безбрежной пучиной» (син мин) первозданной пневмы, в которой все постоянно и неизменно самозарождается и самотрансформируется.

️ Так даосский мудрец достигает состояния, при котором равнозначны жизнь и смерть, а наивысшую радость несет доступное совершенномудрому (шэн) осознание бесконечности «тьмы трансформаций» (вань хуа), объединяемых Путем (Дао).

1. «Свет из лунной жабы». Одна из высших фаз даосского совершенствования. Старинная гравюра

2, 3. «Карты Внутреннего Cовершенствования» из даосского монастыря Байюньгуань

4. Отделение духовного тела

5. Сохранение «преображенного тела»

Оказать влияние

Чжуанцзы повлиял на мышление далеко за пределами Восточная Азия. Немецкий философ Мартин Бубер перевел его тексты в 1910 г. В 1930 г. Мартин Хайдеггер попросил Бубера перевести Чжуанцзы после его бременской речи «О сущности истины». Чтобы объяснить свою философию, Хайдеггер прочитал из главы 17, где Чжуанцзы говорит мыслителю: Хуэй Ши:

Историк идей Даг Хербьёрнсруд заключает: «Поэтому может быть трудно сказать, где кончаются философии Лао-цзы и Чжуанцзы и где начинается самое влиятельное немецкое мышление двадцатого века »

В начале (08:59) фильма Матрица (1999), главный герой Нео спрашивает своих посетителей, было ли у них чувство, когда они не были уверены, бодрствуют они или спят. Это ссылка на «Чжуанцзы»Бабочка мечта «:» Теперь я не знаю, был ли я тогда мужчиной, которому снилось, что я был бабочкой, или я теперь бабочкой, мечтавшей, что я мужчина «.

О книге

Иногда возникает желание отвлечься, хочется почувствовать, что ты словно живёшь какой-то другой жизнью. Через книги можно по-новому посмотреть на привычные вещи, на всё, что тебя окружает. Это отвлекает от суеты, потому что забываются все проблемы, остается лишь то, о чем рассказывает автор.

Книга «Чжуанцзы» Чжуана-цзы – настоящий шедевр литературного искусства, относящийся к жанру восточная философия. С этой книгой ощущаешь не только интерес к судьбам героев, но и интерес к тому, что может произойти с любым человеком. Каждый герой – особенная личность со своим внутренним миром, достойная внимания и изучения.

использованная литература

  • Эймс, Роджер Т. (1991), «Менцианская концепция Жэнь Сина: означает ли это человеческую природу?» в китайских текстах и ​​философских контекстах, под ред. Генри Роузмонт-младший. Ласалль, штат Иллинойс: Open Court Press.
  • Эймс, Роджер Т. (1998) изд. Блуждание по Чжуанцзы. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка.
  • Бруя, Брайан (переводчик). (2019). Чжуанцзы: путь природы. Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN  9780691179742.
  • Чан, Винг-Цит (1963). . США: Издательство Принстонского университета. ISBN  0-691-01964-9.
  • Чанг, Чжун-юань (1963). Творчество и даосизм: исследование китайской философии, искусства и поэзии. Нью-Йорк: Джулиан Пресс.
  • Крил, Херрли Г. (1982). Что такое даосизм? : и другие исследования по истории культуры Китая. Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN  0-226-12047-3.
  • Хансен, Чад (2003). «Относительно счастливая рыба», Азиатская философия 13:145-164.
  • Киркланд, Рассел (2004). Даосизм: непреходящая традиция. Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  978-0-415-26321-4.
  • Мертон, Томас. (1969). Путь Чжуан-цзы. Нью-Йорк: новые направления.
  • Палмер, Мартин (1996). Книга Чжуан-цзы. Пингвин. ISBN  978-0-14-019488-3.
  • Рот, Х. Д. (1993). «Чжуан-цзы 莊子 ». В Loewe, Michael (ed.). Ранние китайские тексты: библиографический справочник. Беркли: Общество изучения раннего Китая; Институт восточноазиатских исследований Калифорнийского университета в Беркли. С. 56–66. ISBN  1-55729-043-1.
  • Шварц, Бенджамин Дж. (1985). Мир мысли в Древнем Китае. Кембридж: Белкнап Пресс. ISBN  978-0-674-96191-3.
  • Уолтем, Клэ (редактор). (1971). Чжуан-цзы: гений абсурда. Нью-Йорк: Ace Books.
  • Уотсон, Бертон (1962). . Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета.
  • Уоттс, Алан с Хуаном, Аль Чунг-лян (1975). . Нью-Йорк: Книги Пантеона. ISBN  0-394-73311-8.
  • Зипорын, Брук (2009). Чжуанцзы: Основные сочинения с отрывками из традиционных комментариев Серия классических произведений Hackett. Hackett Publishing. ISBN  978-1-60384-435-2.

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней

Вспомнить себя

Попробуем рассмотреть реальность и сон с другой стороны.

Вернемся в детство. Сколько детских воспоминаний хранят люди? Ярких, тусклых, печальных, радующих, травмирующих. Обычно воспоминания до 4-5 лет тщательно стерты. Человек не вспомнит о событиях, туристических поездках, собственном пятом дне рождения в подробностях, в лучше случае – в общих чертах. С 5 до 10 лет в памяти уже хранятся хаотичные обрывки воспоминаний, которые сложно выстроить в один сюжетный ряд. Взрослый человек наиболее отчетливо помнит себя примерно с 13-летнего возраста.

С возрастом воспоминания о детстве и прошлых событиях становятся все тусклее и дальше, может возникать ощущение, что это было не с нами, а с кем-то другим. Образы близких искажаются и трансформируются, они сильно отличаются от восприятия этих же людей в детском и подростковом возрасте. А что, если эти воспоминания не относятся к реальной жизни, а являются всего лишь сном, раз их нельзя вспомнить досконально, как реальные события? Мозг способен вытащить отдельный нужный слайд из подсознания, но не весь сюжет, а такое, как уже выяснили, характерно для снов, а не реальности.

Интересный факт: взрослый человек склонен доверять детским воспоминаниям, даже если они не реальны, а были всего лишь фантазией, но он этого уже не осознает, а только лишь полагается на ощущение от того самого ключевого воспоминания. На человека они влияют одинаково .

Обобщив выше сказанное, можно задуматься еще раз: что есть истинная реальность, а что – вымысел, который рисует наше подсознание и выдает его за воспоминания? Вероятно, грань между этими двумя мирами тоньше, чем просто «уснул/проснулся». Возможно, при сбоях системы подсознание работает по принципу извлечения слайдов «аватаров» людей и событий, выбирая в каждый момент времени нужные картинки.

Что, если настройки системы заставляют нас забыть об истинности бытия, усиливая эффект присутствия здесь и сейчас как в фильме «Матрица»? Вдруг прошлого и вовсе не было, а размытость и хаотичность воспоминаний есть доказательство этой гипотезы? Тогда мы – бабочки, а не Чжуан-Цзы, видящий сон.

Сам Чжуан-Цзы достиг свободы в пространстве полета духа и перемещался в пространстве неведомого, делая его ясным и понятным светом своего Знания. Привязка в рутине и решению земных дел гасит этот свет и заставляет действовать согласно логике. Чтобы понять суть вещей, себя и мира, нужно включить режим самопознания, чтобы обрести власть и способность управлять волнами времени в своем уме. Этот путь находится за пределами познанного.

Парадокс Чжуан-Цзы остается полем для размышлений, потому что разгадать его привычным способом «земного» мышления очень непросто. Каждый находит свой ответ на открытый вопрос. Если вы хотите прикоснуться к его разгадке, непременно прочитайте трактат или притчи, послушайте аудиокнигу, о которой сказано выше.

Расширить границы сознания для понимания себя и окружающих поможет программа «Когнитивистика»: в ходе ее освоения вы узнаете о 20 новых техниках мышления, научитесь использовать их в повседневной жизни. Вы посмотрите на привычные и сложные вопросы по-новому, откроете для себя детали, на которые раньше не обращали внимания. Например, почему не складываются отношения с определенным человеком. Возможно, для этого нужен другой взгляд и подход; или дело, которое никак не получается разрешить, просто требует взгляда под другим углом. Возможно, для вас откроется ответ на парадокс Чжуан-Цзы.

А освоив программу «Самопознание» в комплексе с расширением техник мышления, вы наверняка посмотрите по-другому на собственную жизнь, привычки, свои сильные и слабые качества и начнете использовать их по-новому, открывая новые возможности для самореализации, любви, достижений.

Расширяйте собственные границы сознания – за их пределами вас ждут удивительные события!

А для закрепления материала статьи предлагаем пройти небольшой тест:

Описание

Текст представляет собой собрание притч и коротких рассказов из разных источников. Первые семь частей (внутренняя часть), как считает традиция, написаны самим Чжуан-цзы, а последующие части — его учениками и философами, исповедующими родственные взгляды. Проверить подлинность авторства Чжуан-цзы довольно трудно. Практически все издания Чжуан-цзы сопровождаются комментариями Го Сяна, собравшего книгу из 33 глав в III веке. Сам Го Сян писал, что занимался выборкой самого главного из речей Чжуан-цзы, и не исключено, что его издание связано с серьёзной переработкой основного текста. Вариант Го Сяна — единственный полный, однако сохранилось ещё немало фрагментов, не вошедших в текст Го Сяна.

Главы внутренней части имеют сходную грамматику и связаны по содержанию, и есть основания предполагать, что они были написаны одним автором. Хотя традиция считает Чжуан-цзы даосом, в этих семи внутренних частях меньше всего говорится о даосизме.

Книга Чжуан-цзы стала особенно известна во время правления императора Сюаньцзуна династии Тан. Тогда книга получила титул «Наньхуа чжэньцзин» (南華真經), что означает «истинные классические трактаты из Южного Китая».

С этой книгой читают

Как развить совершенную памятьО`Брайен Доминик

Всегда помните, что как только вы представите или подумаете, что вы можете что либо сделать, так тут же в течение наносекунды ваш мозг получит команду. Имея веру в вашу…

3.25
 (16)

Сексуальность, любовь и ГештальтМартель Бриджит

Книга французского гештальт-терапевта посвящена ответам на самые разные вопросы, касающиеся сексуальной жизни человека, от самых распространенных до самых сложных и…

3.55
 (11)

ДиалогиПлатон

В данную книгу вошли наиболее известные «Диалоги» — произведения, в которых Платон в изысканно-простой форме бесед на дружеской пирушке-симпосионе излагает основные…

3.46
 (5)

Наедине с собой. РазмышленияАнтонин Марк Аврелий

«Размышления» (называемые также «К самому себе» или «Наедине с собой»), написанные Марком Аврелием по-гречески и найденные после его смерти в походном шатре (впервые…

4.33
 (3)

Искусство быть собойЛеви Владимир Львович

Первое издание этой книги, вышедшее в 1973 году, моментально стало библиографической редкостью и уже переведено на иностранные языки. Готовя второе издание, автор -…

4.34
 (7)

ФилософияАлексеев Петр Васильевич, Панин Александр Владимирович

В данном учебнике представлены основные понятия и принципы философии. Материал изложен по главным проблемам философии в соответствии с принятыми в большинстве вузов…

4
 (5)

Метафизика половой любвиШопенгауэр Артур

В настоящий сборник произведений выдающегося немецкого мыслителя Артура Шопенгауэра включены фрагменты из его основного труда «Мир как воля и представление», которые…

4.1
 (1)

Биосфера и ноосфераВернадский Владимир Иванович

В книгу включены наиболее значимые и актуальные произведения выдающегося отечественного естествоиспытателя и мыслителя В. И. Вернадского посвященные вопросам строения…

4.4
 (4)

Жизнь в гармонии с природой

По утверждению даосов, мир в целом и человек в частности характеризуются тремя видами жизненной энергии: шен (дух), ци (дыхание) и цзин (жизненная субстанция). Во время медитации человек стремится к слиянию микрокосма (Эго) с макрокосмом (мироздание). С этой целью человек должен избавиться от дуалистического восприятия действительности; иными словами, он старается отождествить свое Эго со всей вселенной, т. е. избавиться от субъектно-объектного сознания. Следовательно, даосская медитация глубоко мистична. Мистический союз со всем сущим не поддается рациональному объяснению; постижение осуществляется непосредственно через опыт. Таким образом, утверждается фундаментальное положение даосизма, согласно которому изреченное Дао не есть истинное Дао. То, что познается во время медитации, не поддается словесному выражению.

Коль скоро все находится в процессе постоянного изменения, идентификация собственного «Я» становится болезненной иллюзией, явным заблуждением, но рано или поздно человек будет вынужден смириться с реальностью перемен

Однако даосизм не склонен предаваться мудрствованиям и акцентирует внимание на практическом осуществлении этой концепции. Человек должен убедиться на собственном опыте в существе вопроса, то есть осознать истинную реальность и почувствовать себя частью потока Дао

Книги (3)

Внутренний разделРаздел библиотеки: Философия

Книга переведена известным отечественным китаеведом Владимиром Малявиным.

В книге подробные примечания и многочисленные выдержки из старинных китайских комментариев, позволяющие по-новому оценить философское значение этого замечательного памятника китайской мысли.

Читать »

Путь полноты свойствРаздел библиотеки: Философия

Философу снилось, что он превращается в прекрасное невесомое существо

Проснувшись, он крепко задумался: философ ли он, которому приснилось, что он бабочка? — или он бабочка, которой пригрезилось, что она философ? Вы уловили? Впрочем, это неважно. Любое понимание в философии даосизма — это только обратная сторона непонимания, вечное колесо движущегося в бесконечность мира

Что поделать?

Можно лишь постараться отыскать свое место в этом увлекательном процессе — место идеально пригнанной оси колеса, которая, непринужденно вращаясь, уходит от любых конфликтов давящих на нее сил благодаря умению вовремя приспособиться к меняющейся обстановке. Правда, для этого нужно хотя бы полистать «Чжуан-цзы».

Философский трактат «Чжуан-цзы» относится к наиболее известным и почитаемым памятникам древнекитайской литературы, оказавшим огромное влияние на все дальнейшее развитие философской мысли, в особенности на дзэн-буддизм и даосизм. Свое название он получил в честь предполагаемого автора Чжуан-цзы (ок. 369-286 до н. э.), крупнейшего китайского философа, который наряду с Лао-цзы является одним из основателей даосизма.

Читать »

ЧжуанцзыРаздел библиотеки: Философия

Эта книга является переизданием выдающегося памятника китайской литературы — «Чжуанцзы». Впервые вышедшая на русском языке в 1967 г., она давно уже стала библиографической редкостью. Уникальный перевод Л.Д. Позднеевой отмечен не только глубоким пониманием языка оригинала, но и незаурядным литературным мастерством. Читателю предстоит знакомство с яркими образами даосских притч, монологов, бесед, действующими лицами которых стали, наряду с историческими, и мифические, легендарные, сказочные персонажи. Т

от, кто неравнодушен к китайской культуре, получит огромное удовольствие от общения с китайской классической мыслью, уникальным языком и глубиной текста. Но и увлеченные религиозно-философской тематикой почерпнут для себя немало нового в парадоксальных, загадочных, многозначных творениях китайских мыслителей. Созданный в 1 тысячелетии до н.э., этот памятник культуры доносит до нас представления древних о времени, судьбе, пространстве, государственном устройстве, творчестве, о знании и вдохновении…

Читать »

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: