Типы речевых актов

Библиография

  • Джон Лэнгшоу ОстинКак делать вещи словами . Кембридж (Массачусетс), 1962 г., мягкая обложка: издательство Гарвардского университета , 2-е издание, 2005 г., ISBN 0-674-41152-8 . 
  • Уильям П. Алстон : «Иллокутивные действия и значение предложения». Итака: Издательство Корнельского университета, 2000, ISBN 0-8014-3669-9 . 
  • Бах, Кент. «Речевые акты». Речевые акты. Философская энциклопедия Routledge, nd Web. 10 февраля 2014 г.
  • Дёрге, Фридрих Кристоф. Иллокутивные акты — отчет Остина и то, что Сирл из него сделал . . Тюбинген 2006.
  • Доршель, Андреас, «Что значит понимать директивный речевой акт?», в: Австралазийский философский журнал LXVII (1989), №. 3, стр. 319–340.
  • Джон Сирл , Речевые акты , издательство Кембриджского университета, 1969, ISBN 0-521-09626-X . 
  • Джон Сирл, «Косвенные речевые акты». В Синтаксисе и семантике, 3: Речевые акты , изд. П. Коул и Дж. Л. Морган, стр. 59–82. Нью-Йорк: Академическая пресса. (1975). Перепечатано в Pragmatics: A Reader , изд. С. Дэвис, стр. 265–277. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. (1991)
  • Гео Зигварт, «Алетические действия и алетиологические размышления. Очерк конструктивной философии истины». В книге «Истина и речевые акты: исследования по философии языка », изд. Д. Грейманн и Г. Зигварт, стр. 41–58. Нью-Йорк: Рутледж. (2007)
  • Терри Виноград и Фернандо Флорес , Понимание компьютеров и познания: новая основа для дизайна , Ablex Publishing Corp, (Норвуд), 1986. ISBN 0-89391-050-3 . 
  • Биргит Эрлер: Речевой акт запрета и его реализации: лингвистический анализ . Саарбрюккен: VDM Verlag Dr. Müller , 2010, ISBN 978-3-639-23275-2 . 
  • Роберт Максимилиан де ГейнсфордИллокутивные акты, субординация и замалчивание в анализе , июль 2009 г.
  • Outi, Malmivuori: Zu Stand und Entwicklung der Sprechakttheorie. Zu Grundsätzen der Theorie des spachlichen Handelns . АкадемикерВерлаг. 2012. ISBN 978-3-639-44043-0 . 
  • Мэтт Макдональд: секьюритизация и построение безопасности. Уорикский университет. (2008)
  • Барри Бьюзен, Оле Ваевер и Яап де Вильде: . Колорадо Боулдер: Линн Риннер. (1998)

История

На протяжении большей части истории позитивистской философии языка язык рассматривался в первую очередь как способ утверждения фактов , а другие способы использования языка, как правило, игнорировались, как утверждает Остин в начале первой лекции: «Это было слишком Долгое время философы считали, что задача «утверждения» может состоять только в том, чтобы «описывать» некоторое положение дел или «констатировать некоторый факт», что оно должно делать либо истинно, либо ложно». : 1  Витгенштейн выдвинул идею «не спрашивать о значении, спрашивайте об использовании», показывая язык как новое средство социальной деятельности. Теория речевого акта восходит к философским теориям Витгенштейна

Витгенштейн считал, что значение происходит из прагматической традиции, демонстрируя важность того, как язык используется для достижения целей в конкретных ситуациях. При следовании правилам для достижения цели общение становится набором языковых игр

Таким образом, высказывания не просто отражают смысл, это слова, предназначенные для того, чтобы что-то делать. Работа Дж. Л. Остина , особенно его «Как делать вещи со словами» , побудила философов обратить больше внимания на недекларативное использование языка. Введенная им терминология, особенно понятия « локутивный акт », « иллокутивный акт », «иллокутивный акт» .перлокутивный акт », занимали важную роль в том, что впоследствии должно было стать «изучением речевых актов». Все эти три акта, но особенно «иллокутивный акт», в настоящее время обычно классифицируются как «речевые акты».

Остин ни в коем случае не был первым, кто имел дело с тем, что можно было бы назвать «речевым актом» в более широком смысле. Термин «социальный акт» и часть теории этого типа языкового действия можно найти в пятой части Очерков об активных силах человеческого разума » Томаса Рейда (1788 г., глава VI, «О природе договора»). ).

Адольфу Рейнаху (1883–1917) и Станиславу Шкрабеку (1844–1918) независимо друг от друга приписывают достаточно полное описание социальных действий как перформативных высказываний, датируемых 1913 годом, задолго до Остина и Серла.

Термин «речевой акт» также уже использовался Карлом Бюлером .

Речевой контекст фаз парсинга

В парсинге можно выделить 3 фазы, изменяющие речевой контектс:

1 фаза — распознание строки. Контекст настраивается на анализ текста. Для правильного распознания необходимо понимать кто это говорит и кому говорит.

2 фаза — проверки и генерация ошибок. Контекст настраивается на формирование ошибки как ответа на фразу.

3 фаза — выполнение действия. Контекст настраивается как повествование о выполнении действия.

Конкретные настройки контекста для каждой фазы зависят от категории распознаваемого текста. Об этом более подробно далее.

action

Речевой акт этой категории является указанием о выполнении некоторого действия.

Для этой фазы парсер устанавливает следующие контекстные значения:

talker = null
addressee = pers
actor = pers

Команда исходит от игрока. Игрок, как правило, не имеет отражения в игре, поэтому talker = null.
Команда адресована протагонисту.
Выполнять команду также будет протагонист.

где X — объект персонажа, а «command» — строка, содержащая команду, переданную персонажу.

Для этой фазы парсер устанавливает следующие контекстные значения:

talker = told
addressee = X
actor = X

Для этой фазы парсер устанавливает следующие контекстные значения:

told = talker
addressed = addressee
talker = global.narrator
addressee = global.narrator.addressee
actor = pers | actor = Х //в зависимости от источника команды

В качестве рассказчика используем глобального нарратора.
Если нарратором является протагонист, игра идет от 1го лица.
Нарратор обращается к некоторому слушателю.
Слушателя может не быть вовсе (null), тогда игра идет от 3го лица,
или им может быть любой персонаж на усмотрение автора игры.
Если слушателем является протагонист, игра идет от 2го лица.

В полях told и addressed запоминаем значения из 1 фазы — они нам еще пригодятся.

phrase

Речевой акт этой категории является фразой диалога, произносимой протагонистом или другим персонажем.

Речевой акт этой категории является произвольным описанием некоторого произошедшего события.

Подходы к исследованию речевых актов

Изучение речевых актов невозможно без анализа тех коммуникативных ситуаций, в которых они функционируют. При этом исследователя могут интересовать разные аспекты этого феномена:

  1. Исследование коммуникативных целей говорящего и их соотнесение с результатами коммуникации (анализ речевого акта с точки зрения его эффективности в общении).
  2. Изучение процесса формирования порождения ответных высказываний, инициированных речевыми актами адресанта. Здесь исследуются те коммуникативные стратегии и тактики, которые лежат в основе формирования диалога между собеседниками.
  3. Анализ структуры коммуникативного акта, его компонентов и их соотношения.
  4. Исследование формы речевого выражения коммуникативных актов: структуры предложений, используемых языковых моделей, характерных для определенных типов речевых действий.
  5. Выявление подтипов внутри каждой разновидности речевого акта, а также особенностей, присущих этим подтипам, их специфике и отличиям друг от друга.

Эти исследования позволяют лингвистам выявить коммуникативные стратегии и тактики, речевые формулы, используемые в самых распространенных видах высказываний. Ученым удалось систематизировать и описать семантику и прагматику угрозы, просьбы, приказа, совета, рекомендации, благодарности, извинения, комплимента, флирта и других жанровых разновидностей актов коммуникации.

Рекомендации

  1. Лоран Карсенти и Пьер Фальзон, «Анализ диалогов, ориентированных на задачу: Введение в модели коммуникации», в F. Six & X. Vaxevenoglou, Les sizes collectifs du travail, Toulouse, Octarès,1993 г.
  2. (in) Алессандро ДУРАНТИ, «  Язык как культура в антопологии США. Дерево Парадигма  », Current антропология, п о  44,Июнь 2003 г., стр.  323-347
  3. Сесиль ЛЕГУИ и Сандра БОРНАНД, Антропология языковых практик, Париж, Арман Колен,2013
  4. Карло СЕВЕРИ и Жюльен БОНХОММ (реж.), Слова в действии, Париж, Л’Эрн,2009 г.
  5. Бертран Маскелье и Жан-Луи СИРАН (реж.), За антропологию собеседования . Риторика повседневной жизни, Париж, L’Harmattan,2000 г.
  6. Аврора МОНО БЕКЛЕН и Филипп ЭРИКСОН (реж.), Ритуалы диалога, Нантер, Société d’ethnologie,2000 г.
  7. Лоран ФОНТАН, Слова обмена и социальные правила среди индейцев юкуна колумбийской Амазонки, L’Harmattan,2008 г., 302  с.
  8. Пьер-Ив JACOPIN, «Агентство  в и мифическая речи  », Ateliers дю LESC, п о  34,2010 г.
  9. Лоран ФОНТАН, «  О мифическом и колдовском агентстве. Миф о Kawáirimi среди Yucuna (Колумбийский Amazon)  », антропология мастерских, п о  39,2013

Контекст речевого акта

(он же и контекст метода)

При выполнении кода на платформе ТОМ в любое время можно обратиться к специальным контекстным значениям:

Речевые роли текущего речевого акта:

  • talker — персонаж, от которого в данный момент исходит речь;
  • addressee — персонаж, которому адресована речь;
  • actor — персонаж, в данный момент активно выполняющий действие;

Речевые роли предыдущего речевого акта:

  • told — персонаж, произнёсший предыдущую речь;
  • аddressed — персонаж, которому была адресована предыдущая речь;

Парсер самостоятельно настраивает контекст в зависимости от выполняемого действия.

Автор игры также может при необходимости изменять значения контекста.

При вызове метода создается новый контекст, и все значения копируются из контекста вызывающего метода.

Влияние на морфологические свойства объектов

Для объектов, входящих в предложение, проводится расчет морфологических ключей, зависящий от значений речевого контекста.

Так, например, если в предложении встречен объект == talker, то для него будет установлен ключ первого лица (1л) и в тексте этот объект отобразится как «я».

Для расчета контекстно-зависимых морфологических ключей объекты имеют специальный метод: CalcKey().

При анализе введенной команды этот же метод вызывается парсером для отсева объектов, не подходящих по контексту.

Косвенный речевой акт и его характеристика

Анализируя особенности речевой ситуации, а также значение речевого акта, Дж. Серль отметил, что возможно их несовпадение. Оно заключается в том, что некоторые высказывания фактически по отношению к определенной коммуникативной ситуации реализуют свое непрямое иллокутивное значение. Например, когда говорящий обращается к собеседнику с просьбой «Не передадите мне салфетку? Не можете ли вы мне помочь? Не нальете мне кофе?», он имеет в виду не прямой вопрос-отрицание, о просьбу, выраженную в вежливой, «смягченной» форме.

Подобные речевые акты Дж. Серль определил как косвенные, поскольку их иллокутивная цель выражена не прямо, а опосредованно.

Практически любой речевой акт в зависимости от ситуации общения и речевых намерений говорящего может выступать как косвенный. Например, фраза «Здесь прохладно» может использоваться как репрезентатив: говорящий констатирует факт. Однако в определенной ситуации высказывание реализует директивную функцию посредством намека. Пресуппозиция данного высказывания может быть различной: 1. Пора закрыть окно. 2.Следует одеться теплее. 3.Необходимо покинуть это место.

Типы речевых актов

Речевой акт как «атом» коммуникации представляет собой конкретную реализацию речевой деятельности, процессуальную по своей природе.

Компонентами речевого акта выступают компоненты речевой деятельности в ситуации общения: процесс порождения речи (устной или письменной) и процесс ее восприятия (через слушание или чтение).

Продуктом речевого акта является некое высказывание, текст, имеющий форму, определенное значение и коммуникативную прагматику.

Сложным вопросом теории речевого акта является построение его типологии. Особых успехов в этом деле достигла западная лингвистика. В частности, Дж. Серль предложил свою типологию, положив в ее основу сочетание нескольких критериев:

  1. Иллокутивную цель (речевое намерение говорящего / пишущего).
  2. Перлокуцию, то есть направленность высказывания на определенный тип воздействия на адресата.
  3. Психологическое состояние адресанта.
  4. Способ выражения коммуникативных интересов участников общения.
  5. Различия, которые имеются в социальном статусе собеседников.
  6. Стиль реализации речевого акта.

Также в классификации учитываются и некоторые другие факторы, которые имеют важные последствия для коммуникации. В соответствии с этими критериями Дж. Серль выделил пять видов речевых актов:

  1. Репрезентативы, суть которых заключается в сообщении какой-либо информации, констатации фактов, прогнозировании. К ним можно отнести собственно сообщения, а также описания.
  2. Директивы, направленные на то, чтобы воздействовать на адресата посредством сообщения. Такой тип наблюдается в просьбах, советах, приказах, распоряжениях, требованиях.
  3. Комиссивы, связанные с тем, что адресант обязуется исполнить некое действие, озвученное в его сообщении (например, клятвы, угрозы).
  4. Экспрессивы, выражающие чувства и эмоции адресанта (упрек, возмущение, благодарность, восхищение).
  5. Декларативы, направленные на провозглашение подлинности сообщения (объявления, назначения на определенные должности, судебные приговоры).

Иногда данную типологию дополняют еще несколькими разновидностями:

  1. Перформативы, совмещающие в себе признаки речевого и физического действия.
  2. Квеситивы, цель которых заключается в формулировке вопроса к адресату.
  3. Апеллятивы – прямые обращения к собеседнику по имени (прозвищу).

В политологии

В политической науке Копенгагенская школа принимает речевой акт как форму удачного речевого акта (или просто «облегчающих условий»), при котором говорящий, часто политики или игроки, действует в соответствии с правдой, но готовит аудиторию к действиям. в направлениях игрока, которые движутся или побуждаются действием. Это формирует наблюдаемую структуру в рамках определенного предмета от игрока, и аудитория, которая «недостаточно теоретизирована, за пределами самой структуры, и выиграет от того, что ее как вовлекают, так и вытягивают». Это потому, что аудитория не будет проинформирована о намерениях игрока, кроме как сосредоточиться на отображении самого речевого акта. Следовательно, с точки зрения игрока, истинность предмета не имеет значения, за исключением результата, полученного через аудиторию.

Изучение речевых актов преобладает в теории права, поскольку сами законы могут интерпретироваться как речевые акты. Законы издают команду своим составляющим, которая может быть реализована как действие. При заключении юридического договора речевые акты могут совершаться, когда люди делают или принимают предложение

Принимая во внимание теорию свободы слова, некоторые речевые акты могут не охраняться законом. Например, угроза смертью представляет собой тип речевого акта и считается существующим вне защиты свободы слова, поскольку рассматривается как уголовное деяние.

Найдено научных статей по теме — 15

Обещание, условие искренности и речевые акты

Оглезнев Виталий Васильевич

Представлен анализ условия искренности как необходимого требования к успешности речевого акта на примере подходов Дж. Сёрла и Р.А. Юрьева.

Буддийские схоласты и современные теории речевых актов

Касевич Вадим Борисович

Схоластику принято считать сугубо (западно)европейским феноменом; между тем весьма близкая традиция существовала и у индо-тибетских — буддийских — мыслителей.

К вопросу об активизации речевой деятельности в процессе движения

Биктеева Л. Р.

В статье рассматривается вопрос об активизации работы физиологического механизма речи посредством различных предметов. Приводятся фрагменты упражнений, развивающих дикционную четкость и выразительность речи.

Речевые акты эмпативного типа и их реализация в коммуникативном акте

Нелипа Любовь Николаевна

Данная статья посвящена речевым актам эмпативного типа и их реализации в коммуникативном акте. В ней даётся определение понятию эмпатии и рассматриваются основные линии развития представлений об эмпатии в различных областях науки.

Функции жестов касания в директивных речевых актах (гендерный аспект)

Варламова Юлия Валерьевна

Центром исследования статьи являются функции жестов касания в директивных речевых актах (РА). Производится попытка классифицировать невербальные явления по полу коммуникантов, т. е.

АКТИВИЗАЦИЯ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Конюхова Ю.А.

В данной статье приведены результаты анализа исследования, проведенного среди родителей логопатов (детей, имеющих речевые расстройства).

Развитие речевой активности иностранных обучающихся на довузовском этапе

Пономарева Людмила Анатольевна, Шевелёва Светлана Игоревна

Цель довузовского этапа обучения подготовка иностранных граждан к обучению в российском высшем учебном заведении на русском языке, формирование у обучающихся коммуникативной компетенции.

Актуальные опыты текстовой деятельности в речевой практике старшеклассников

Дресвянина Светлана Дмитриевна

Освещается проблема текстовой деятельности на уроках русского языка в старших классах. Поясняются современные требования к предметным результатам изучения области «Филология».

Речевое искусство актера: обновление технологии присвоения авторского текста

Прокопова Наталья Леонидовна, Прокопов Виктор Леонидович

Актуальность статьи состоит в аргументации новых теоретических положений речевого искусства актера, связанных с процессом присвоения авторского текста.

Эпилептиформная активность и речевой дизонтогенез у детей дошкольного возраста

Калашникова Татьяна Павловна, Анисимов Григорий Владимирович, Савельева Наталья Александровна

В результате сопоставления клинических вариантов речевого дизонтогенеза с локализацией доброкачественных эпилептиформных паттернов детства (ДЭПД) на ЭЭГ продемонстрирована связь латерализации эпилептиформной активности и характера

Сущность и характеристика речевой активности детей младшего дошкольного возраста

Зотова Ирина Васильевна, Громова Ирина Геннадиевна

В статье рассмотрены основные подходы к понятию сущности речевой активности. Дана характеристика дефиниции «речевая активность» с позиции разных ученых на проблему исследования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: