Евгеника: что это такое, типы и социальные последствия

В России своя евгеника

Как пишет в статье «От «звериной» философии к медицинской генетике: евгеника в России и Советском Союзе» автор из университета Торонто Николай Леонидович Кременцов, в имперской России идея евгеники была озвучена в 1784 году, когда свет увидела опубликована статья апологета евгеники Фрэнсиса Гальтона.

Но в стране еще были сильны христианские идеи, и особых дискуссий статья не вызвала, а съезды ученых евгеников за границей вызвали критику. Геоморфолог и анархист Петр Алексеевич Кропоткин указывал, что невозможно рабочих или матерей, которые одни поднимают детей, называть «генетическим мусором» – на самом деле это наиболее приспособленные для выживания люди, не в пример богатым бездельникам и дворянкам, неспособным к материнству. Он же указывал, что психически нездоровые люди склонны к творчеству, и призывал изучать социальные причины болезней. Кропоткину вторил журналист И. В. Шкловский, который писал, что одна раса не может превосходить другую по той простой причине, что на планете нет совершенно чистых рас.

Тем не менее российским ученым пришлась по вкусу сама идея «улучшения» населения, и в науку педагогом Людвигом Крживицким был введен термин «антропотехника» – наука об улучшении человека. На Международном конгрессе евгеники в 1912 году Россию представляли 64 человека. Уже тогда российская наука отказалась от негативных сценариев «исправления» людей – стерилизации, ограничений и убийств, перед которыми не остановились на западе

В России внимание обратили прежде всего на гигиену, улучшение питания, своевременное лечение и профилактику болезней

Советская евгеника: секс отдельно, дети отдельно

Советскую Россию мода на евгенику тоже не обошла: в 1920 году в Москве открылось Русское евгеническое общество. Его создатель — профессор Николай Кольцов, легендарный биолог, основатель Института экспериментальной биологии, один из пионеров русской генетики. Свои взгляды на вопрос он изложил в статье «Улучшение человеческой породы»:

Кольцов добавлял, что это, пожалуй, единственный путь как-то облагородить человеческую природу: к идеалистическим идеям улучшить человека через повышение его культурного уровня он относился довольно скептически. (Конечно, такие взгляды шли вразрез с теорией исторического материализма и ее главным принципом «бытие определяет сознание» — что вскоре станет лишним поводом для разгрома советской генетики, а с ней за компанию и евгеники.)

Правда, Кольцов признавал, что на практике реализовать «антропотехнию» проблематично:

Зато проект такой реализации вскоре предложил другой советский генетик, Александр Серебровский. В статье «Антропогенетика и евгеника в социалистическом обществе» (1929) он критиковал евгенические идеи западных коллег за излишнюю мягкость:

В советском же государстве зачатие должно происходить только в результате искусственного осеменения спермой лучших производителей. При этом Серебровский не отрицал любви, сексуального влечения и прочих иррациональных проявлений человеческой природы: просто, писал он, всё это должно быть отделено от деторождения. Пусть влюбленные сколько угодно занимаются сексом в свое удовольствие, это их личное дело; а вот дети — дело общественное, и тут нельзя полагаться на случай.

Технологии, резонно замечал Серебровский, уже есть и многократно опробованы в животноводстве. Всего-то и надо — разрушить в мужчинах дурацкое буржуазное желание воспитывать только своих детей, а в женщинах — мещанский предрассудок «рожать от любимого человека»:

По меркам 1920-х идея не выглядела слишком радикально. Так, еще за три года до статьи Серебровского популярный поэт и драматург С. Третьяков опубликовал пьесу «Хочу ребенка» с очень «евгеническим» сюжетом (ее собирался ставить Мейерхольд, но процесс затянулся, а потом и евгеника, и сам Мейерхольд оказались в опале).

Евгеника и современность

Доводы «Против»

Научная репутация евгеники была поколеблена в 1930-х, когда евгеническая риторика стала использоваться для обоснования расовой политики Третьего Рейха. В послевоенный период научное сообщество и широкие массы ассоциировали евгенику с преступлениями нацистской Германии. На Нюрнбергском процессе рассматривались случаи использования опытов по радиационной стерилизации узников. После радиационной кастрации их направляли на «общие работы», затем умерщвляли и исследовали изменения в тканях гонад.
Конрад Лоренц, как сторонник «практической» евгеники в фашистской Германии, после Второй Мировой Войны стал «персоной нон грата» во многих странах. Тем не менее ряд региональных и национальных правительств поддерживал евгенические программы до 1970-х годов.

Несмотря на то, что евгеника является чисто научной дисциплиной, т. н. евгенисты взяли на вооружение ненаучную, расистскую часть теории и используют её как обоснование «совершенства» какой-либо расы[источник?]. Это оттолкнуло многих ученых от евгенических идей и задержало развитие евгеники, сделав сам термин непопулярным.

Доводы «За»

В развитых странах на практике растет т. н. генетический груз — сохранение маложизнеспособных особей за счет сокращения числа спонтанных абортов (отсеивающих при естественном процессе беременности часть возникших мутационных нарушений), в том числе путем перевода беременных в режим «на сохранение» (обычно подразумевается сохранение каждой имеющейся беременности).

Второй причиной роста генетического груза является развитие медицины, которое позволяет дойти до репродуктивного возраста лицам, имеющим значительные врожденные генетические аномалии или заболевания. Эти заболевания ранее были препятствием к передаче дефектного генетического материала следующим поколениям.
В связи с этими факторами концепция евгеники в отношении человека сегодня более актуальна, нежели 100 лет назад.

Способом сокращения генетического груза, помимо аборта, основанного на результатах анализов, в том числе амниотической жидкости, является превентивное консультирование родителей в медико-генетических центрах.
Евгенические принципы сегодня частично реализуются в рекомендациях по желательной / нежелательной беременности — пока что такие оценки проводятся на основании опроса и/или биотестирования лишь небольшой категории лиц, входящих в т. н. «группу риска».
Социальной компенсацией для лиц, не имеющих шансов на рождение собственного здорового потомства, являются методы искусственного оплодотворения, а также институт усыновления.

Евгеника: юридические и моральные проблемы современности

В современном обществе имеется техническая возможность полной расшифровки генома человека (ориентировочная стоимость — 150 000$ за единицу, 2006г). Эти данные в принципе могут быть использованы самим человеком, либо, например, его врачами при его лечении; а также различными организациями или учереждениями.

Проблема конфиденциальности баз данных

В некоторых организациях в США с 1980-х годов проводилось биометрическое тестирование сотрудников с целью определения возможного носительства ими тех или иных наследственных заболеваний или предрасположенностей. Эта практика вызвала ряд протестов со стороны правозащитных организаций, так как утечка данных в определённых ситуациях может привести к ущемлению тех или иных прав граждан.

Евгеника и пренатальная диагностика

Ещё одной проблемой является изменение половой структуры общества — в некоторых культурах рождение ребёнка того или иного пола считается предпочтительным (например, на Кавказе — мальчиков), что уже сегодня вызывает искусственную коррекцию соотношения полов до рождения (искусственный аборт).

Так, в настоящее время в ряде стран уже доступна пренатальная диагностика эмбриона, развившегося в результате искусственного оплодотворения (при числе клеток около 10). Определяется наличие маркеров около 6000 наследственных заболеваний, после чего решается вопроос о целесообразности имплантации эмбриона в матку. Это позволяет иметь собственного ребёнка парам, ранее не рискующим из-за высокого риска наследственных заболеваний. С другой стороны, некоторые специалисты считают, что практика вмешательства в природное разнообразие генов несёт в себе определённые скрытые риски.

В связи с этими и подобными обстоятельствами в всё чаще возникают этические проблемы (см. Биоэтика), требующие широкого общественного обсуждения.

История евгенической веры[править]

Старое Доброе Времечкоправить

Основная статья: Патологоанатомия

Всё началось с еретических желаний познать внутренности защищённой статьи ближнего своего. Первопроходцем в этой области стал да Винчи, первый неандерталец, использовавший в своих сражениях копья с зазубренными наконечниками, вытаскивавшие из человека органы при обратном движении из тела. Таким образом, да Винчи мог изучать людей ещё тёпленькими. Он сформировал целую науку на этот счёт, но вскоре копья вышли из моды, и современным патологоанатомам (так называют его последователей) приходится искать для изучения не тёпленьких, а холодненьких, вероятно, для того, чтобы сделать холодец (консервация органов).

Античностьправить

Знамя евгеники подхватили две недоцивилизации: Спарта и ацтекская империя.

В Спарте упорно пытались найти в людях что-то лучшее, несмотря на примитивные технологии вскрытия и невозможность создания роботов из бронзы, вскрывая людей путём сбрасывания на колья. Вскоре Совет Старейшин города решил свернуть евгенетические исследования, но сбрасывание на колья сохранилось до наших дней. Сейчас этим методом в Спарте делают аборты.

В империи ацтеков примерно тогда же был объявлен конкурс на создание лучшего андроида. Ацтеки все как один бросились вскрывать майя, сидевших тогда по имперским концлагерям, на предмет изучения анатомии, физиологии и идеологии. По достоверным источникам, тогда в конкурсе не победил никто, потому что майя взбунтовались, и империя распалась.

Двадцатый век, или Двадцать веков спустяправить

В начале века Альберт Эйнштейн выдвинул версию, что лучший андроид может быть создан только из человека. Этой мыслью заинтересовалось правительство США. Так была развита новая секта в евгенике, почитавшая за благо устранять всякие этакие штучки в самом человеке, превращая его в робота. По недостоверным данным, в 1920-30 гг. в США таким способом было создано около 186 ОБЧР, якобы под предлогом «борьбы с коммунизмом».

В 1933 году в одной маленькой, но гордой стране заинтересовались серийным выпуском роботов (явно под давлением американцев). К 1939 году всё «не-труЪ» (не видевшее в том смысла) население страны принудительно работало над первой экспериментальной моделью робота. К маю 1945 года над роботом принудительно работало всё население Европы, но модель так и не была создана по причине активного советского вторжения на рынок ОБЧР.

Евгеника в наши дниправить

Сейчас евгенику активно используют в Китае, пытаясь хоть этим сократить многомиллиардное население, а заодно вывести новую, «антикапиталистическую» породу роботов. Например, врач прослушивает живот беременной стетоскопом, и если эмбрион кашляет или чихает, назначается спартанский метод лечения.

Проблемы евгеники

На Нюрнбергском процессе ученые-евгенисты Третьего рейха были причислены к палачам за опыты, проводимые над заключенными, а на само учение было наложено строжайшее табу. Кроме того, в обществе вызывали критику и некоторые методы, предлагаемые евгенистами. В Советском Союзе, например, предлагалось ввести искусственное осеменение женщин.

Основной проблемой, с которой столкнулась евгеника, является недостаток информации о передаче положительных и отрицательных наследственных качеств из поколения в поколение. Нет формулы, которая определяла бы и прогнозировала наличие высокого уровня интеллекта или таланта в какой-либо области у детей. Из этого следует, что позитивная евгеника построена на гипотезах и не имеет научного подтверждения. А негативное направление встретило резкую критику общества.

Евгеника как научная деятельность начала возрождаться спустя много лет. Преимущество отдается исследованиям позитивного направления. Современные ученые в большинстве своем склоняются к мнению, что эта наука сегодня утратила смысл. Поставленные цели так и не были достигнуты, а деятельность, которая первоначально позиционировалась сугубо научной, тесно переплелась с нормами этики и морали.

Принудительная стерилизация и контроль населения

Принудительная стерилизация как метод контроля численности населения очевидна в неолиберальном климате конца XX-начала XXI веков. В Китае в контексте “политики одного ребенка”стерилизация и аборты обычно используются для замедления роста населения. Аргументы Нео-Мальтуса используются для оправдания этой политики.

Увязка экономического развития и контроля над народонаселением в так называемом третьем мире также стала обычной практикой. Очень часто иностранная помощь это зависит от осуществления политики демографического контроля либо путем стерилизации, либо с использованием фармацевтических препаратов, предоставляемых западными корпорациями.

Организация Объединенных Наций агентства по контролю за народонаселением принимают активное участие в этих проектах. В этих рассуждениях о перенаселенности часто обнаруживается, что значение имеют не только цифры, но и тип людей. Цели этих программ часто являются маргинализированными по причине бедности или расового происхождения.

Важными примерами являются бедные женщины из Бангладеш и Индии и индийские женщины из Перу. Международный валютный фонд и Всемирный банк сделали демографический контроль частью своей политики структурной перестройки (СПД).

Под руководством Альберто Фухимори в период с 1996 по 2000 год в Перу было проведено по меньшей мере 200 000 стерилизаций. Большинство жертв составляли бедные и зачастую неграмотные женщины из коренных этнических групп кечуа и аймара (Robbins, 2004). 60 минут в октябре 1998 года в эфир вышла телевизионная программа, посвященная американскому медицинскому учреждению, показывающая, как Квинакрин, препарат, который постоянно стерилизует женщин, был посажен в матку более 100 000 женщин по инициативе двух американских врачей без тестирования их побочных эффектов.

Врачи утверждали, что они делают своей стране социальную услугу, решая проблему эпидемии демографического взрыва в третьем мире . Государственное вмешательство для контроля рождаемости в Индии началось под давлением оказывающих помощь учреждений, таких как Всемирный банк в 1970-х годах, которые связывали экономическое развитие с контролем над народонаселением.

В 1970 — х и 1980-х годах женщины были главной мишенью, хотя вазэктомии выполнялись в середине и конце 1970-х годов. Женщины также были основными объектами в Бангладеш, где продовольственные субсидии в рамках программы группового питания (VGF) предоставлялись только тем, кто имел сертификаты, свидетельствующие о том, что у них были тубэктомии (Miles and Shiva 1993).

К счастью, во всем мире растет осознание того, что серьезные проблемы возникают не из-за перенаселенности стран третьего мира, а из-за необузданного потребления и нерационального использования ресурсов Земли в результате плохого управления в промышленно развитых странах. Однако предстоит пройти долгий путь, прежде чем изменения в политике и практике, которые оказывают негативное воздействие на маргинализированных людей, будут обращены вспять.

Таким образом, расизм в биологических и культурных формах привел к политике и практике, которые наносят ущерб здоровью и благополучию маргинализированных людей во всем мире. Это особенно верно для небелых женщин в низших эшелонах социально-экономической лестницы. И чаще всего именно эти маргинализированные женщины становятся объектами принудительной стерилизации.

Геноцид Армян в Турции — хронология трагедии

Рубрики

  • Вместо Турции
  • Достопримечательности
  • Интересные статьи
  • История
  • Новости Турдизи
  • Новости Турции
  • Переезд в Турцию
  • Сериалы
  • Турецкие рецепты
  • Туризм в Турции

Евгения в Бразилии

Первые тексты по евгенике появились в Бразилии в 1910 году благодаря публикациям в прессе и академическим статьям в области медицины.

В 1918 году было основано евгеническое общество Сан-Паулу, в результате чего Бразилия стала первой страной в Южной Америке, которая приняла такой жанр сообщества.

Общество объединило более 100 сотрудников, среди которых инженеры, журналисты, врачи и представители интеллектуальной элиты того времени, во главе с тем, кого считали отцом евгеники в Бразилии: Ренато Ферраз Кель .

Помимо того, что он был основателем Общества, Ренато (который определил слово евгеника как «религия человечества») был естественным врачом из Сан-Паулу, который работал в сельской санитарии и гигиене и санитарном просвещении.

Она также была ответственна за выпуск Eugenia Bulletin (в 1929 году), публикации, которая распространялась в течение четырех лет с целью пропаганды евгенических мер среди бразильцев. В том же году состоялся Первый бразильский конгресс Евгении.

В начале двадцатого века считалось, что чернокожие ответственны за ряд эпидемий.

Таким образом, для интеллектуалов того времени евгеника была бы способом выполнения своего рода «социальной гигиены». Любой, кто не вписывался в понятие высшей расы, считался злом, с которым нужно бороться.

Одной из основных задач бразильской евгеники была борьба с иммиграцией, чтобы избежать смешивания рас в будущем, обеспечивая тем самым сохранение расовых и физических характеристик, считающихся хорошими.

Согласно стандартам евгеники, высокий уровень бразильского смешения сделал невозможным существование Бразилии как нации.

Евгенические идеи, считающиеся способными решить проблему, были:

  • Отбеливание: смешивание других пород с европейской белой породой для отбеливания популяции.
  • Отбор иммигрантов: создание предложения, которое предложило конец иммиграции небелых.
  • Половое воспитание: с целью обеспечения здорового происхождения.
  • Контроль репродукции человека: поколение детей только среди пар, считающихся здоровыми (с учетом стандартов евгеники) для формирования идеальной бразильской элиты.
  • Брачный контроль: браки между различными расами и социальными классами.

Влиятельные бразильцы и позиция по евгенике

  • Монтейру Лобато: в пользу евгеники.
  • Велисарио Пенна: в пользу евгеники.
  • Октавио Домингес: в пользу евгеники.
  • Эдгар Рокет-Пинто: в пользу евгеники.
  • Оливейра Виана: в пользу евгеники.
  • Хулио де Мескита: в пользу евгеники.
  • Арнальдо Виейра: в пользу евгеники.
  • Маноэль Бонфим: против евгеники.

Узнайте больше о расизме и расовых предрассудках.

Исторические корни идеи человеческой селекции

Фото автора Anastasia Shuraeva: Pexels

Фрэнсису Гальтону, двоюродному брату Чарльза Дарвина, человечество обязано рождением учения о возможности улучшения людей как биологического вида. Гальтон, изучив на примере лучших аристократических семейств Англии явления, которые, по его мнению, могли улучшить потомство, написал книгу о наследовании таланта.

И уже после ввел термин «евгеника» для определения «науки, занимающейся улучшением врожденных качеств человеческого вида». В основе евгеники по Гальтону лежала идея о том, что увеличение потомства у здоровых и талантливых родителей будет способствовать улучшению человечества в целом.

Для этого достаточно поощрять здоровых мужчин и женщин с высоким уровнем интеллекта и хорошим здоровьем создавать между собой пары и плодить потомство. Фрэнсису Гальтону, двоюродному брату Чарльза Дарвина, человечество обязано рождением учения о возможности улучшения людей как биологического вида. Гальтон, изучив на примере лучших аристократических семейств Англии явления, которые, по его мнению, могли улучшить потомство, написал книгу о наследовании таланта.

И уже после ввел термин «евгеника» для определения «науки, занимающейся улучшением врожденных качеств человеческого вида». В основе евгеники по Гальтону лежала идея о том, что увеличение потомства у здоровых и талантливых родителей будет способствовать улучшению человечества в целом. Для этого достаточно поощрять здоровых мужчин и женщин с высоким уровнем интеллекта и хорошим здоровьем создавать между собой пары и плодить потомство.

Прекрасная идея, на самом деле. Не зря она была названа «позитивной евгеникой», и ее последователи в отдельно взятых странах смогли добиться прекрасных результатов.

История евгеники

И эта идея почти в то же самое время посетила и нашего соотечественника врача В.М. Флоринского. Хотя с Гальтоном он и не общался, но пришел к выводу о том, что улучшить «породу» человечеству все-таки не помешает. Ведь стремиться стать разумнее, талантливее и красивее – отличная цель. «Усовершенствование и вырождение человеческого рода» – так назвал Флоринский свой труд на эту тему.

Однако еще до отца основателя евгеники Гальтона и его практически неизвестного единомышленника Флоринского предпосылки учения о человеческой селекции можно найти даже в древности.

Народы, занимавшиеся скотоводством, отмечали, что скрещивание слабых особей ведет к появлению ослабленного потомства. Поэт Древней Греции Феогнид пошел дальше, в сторону людей, заявив, что ухудшение стати народа происходит из-за смешения хорошего с низменным.

Про Спарту писал Плутарх: младенцев, не способных, по мнению старейшин, стать достойными воинами, сбрасывали со скалы. Платон поддерживал мнение о том, что дети неполноценных родителей не достойны жизни. Труды Аристотеля сохранили его высказывания о необходимости государственной поддержки для увеличения количества людей «высших типов».   

Стоит отдать должное Гальтону и Флоринскому – они стремились лишь к тому, чтобы увеличилось лучшее. Но у этой медали оказалась и обратная сторона.

Интересные факты и книги о евгенике

Многие достижения учёных-евгенистов в настоящее время используются в генной инженерии для коррекции генома яйцеклеток, клонирования и генной терапии. Частично подходы евгеники переняли Сингапур с Китаем, начав проводить политику «Одна семья –  один ребёнок» и применять другие меры для поддержания численности и состава населения.

Например, премьер-министр Сингапура Ли Куан Йу заметил, что образованные девушки из его страны редко выходят замуж, потому что мужчины предпочитают жениться на бедных безграмотных индианках и малайках. Чтобы исправить это и увеличить количество нормальных семей, способных воспитывать интеллектуальных и здоровых детей, он создал два брачных агентства. Первое занимается подбором пар среди молодых образованных людей, второе – среди всех остальных.

Естественно, это лишь крупица информации о евгеническом направлении, и если вам захотелось узнать о нем более подробно, рекомендуем обратиться к соответствующей литературе. Среди посвященных евгенике книг можно найти как художественные, так и научные.

Художественные книги о евгенике:

  • «Дивный новый мир» Олдоса Хаксли. В романе описывается человечество будущего, где люди рождаются из специальных «бутылей», а во время созревания плода с помощью спирта и других веществ разделяются на несколько каст.
  • «Там, за гранью» Роберта Хайнлайна. В центре романа американское общество, целью которого является выведение сверхчеловека.
  • «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких. Сатирическое произведение. Учёные из научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства создают человека, «неудовлетворённого желудочно», который может потреблять пищу в неограниченных объёмах.

Научные книги о евгенике:

  • «Евгеника XXI века» Джона Глэда. Автор рассказывает историю науки и рассуждает о её будущем.
  • «Эпоха разрушения человека» Даниэля Эстулина. Журналист проводит расследование секретной евгенической деятельности глав государств.
  • «Русская евгеника» Владимира Авдеева. Писатель собрал выдающиеся труды советских учёных о евгенике.

Можно сказать, что евгеника – это пережиток прошлого. В том виде, в каком она существовала при нацистской Германии, её уже нет. Она попала под запрет многих деклараций и хартий о правах человека, и к настоящему времени частично переродилась в биомедицину и генетику. А о том, что будет происходить дальше, можно только гадать.

Надеемся, эта статья оказалась полезной, и желаем удачи!

ХХ век

Евгенические теории нашли широкое применение в разных странах. Правительства некоторых стран реализовали те или иные практические шаги по улучшению человеческих качеств.
На Международном Конгрессе по вопросам евгеники, то есть науки об улучшении человеческой породы, который проходил в Нью-Йорке в 1932 году, один из ученых специалистов-евгеников прямо заявил следующее:

«Нет никакого сомнения, что если бы в Соединенных Штатах закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в результате меньше чем через сто лет мы ликвидировали бы по меньшей мере 90 % преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже о многих других формах дефективности и дегенерации. Таким образом, в течение столетия наши сумасшедшие дома, тюрьмы и психиатрические клиники были бы почти очищены от своих жертв человеческого горя и страдания.» (профессор Данн и профессор Добжанский, Колумбийский университет, Нью-Йорк, в книге «Наследственность, раса и общество» (стр. 86), 1957 год).

В нацистской Германии использовалась стерилизация и умерщвление по отношению к «неполноценным лицам» (психически больные, гомосексуалисты, цыгане и евреи). (см. Нацистская расовая теория‎, Программа эвтаназии Т-4)

До настоящего времени в некоторых штатах США предусмотрена возможность замены пожизненного заключения лиц, совершивших преступления на сексуальной почве — на добровольную кастрацию. В этом случае кастрация выполняет одновременно превентивно-карательную роль.

Расовые теории в Европе.

Безусловно, пальму первенства по продвижению расовых теорий в Европе заслужила гитлеровская Германия. Однако было бы ошибочным убеждение, что эти взгляды не находили сторонников в других европейских государствах.

Так в Великобритании большой известностью и популярностью пользовались труды Х.С. Чемберлена, который в своих трудах рассуждал о том, что что формирование расы должно происходить аналогично выведению пород собак: только чистота породы обеспечивает хорошую родословную. Как и другой почитатель Вагнера Христиан фон Эренфельс, Чемберлен применял понятие «гештальт» для обозначения образа целого. И так же, как Эренфельс, сожалел об утрате культа избранных людей, но, будучи более догматичным, причину этого усматривал в смешении рас.

История[править | править код]

Древний мирправить | править код

Основы селекции были известны скотоводческим народам с глубокой древности. В Спарте неполноценных по тем или иным критериям детей, с отклонениями от норм, принятых в Спарте, бросали в пропасть.
Ещё Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рожденных от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. С другой стороны, идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство. Во многих культурах изнасилование считается преступлением.
Это понимание, разумеется, относилось к членам своего социума и не распространялось, например, на вассалов (право первой ночи), животных или рабов, которые в древнем мире приравнивались к животным.

Можно полагать, что уже в «примитивных» обществах люди инстинктивно понимали и понимают, что выбор отца ребёнка крайне важен для выживания социума; этим обосновывают, в частности, известную у некоторых северных народов традицию «предоставления крова, еды и жены» для путников и пришельцев из других мест. Считается также, что смысл некоторых понятий (красота, ксенофобия) также связан с подсознательным восприятием определённых внешних характеристик человека (асимметрия, несоответствие по внешнему виду основным обитателям местности и др.).

Рождение понятия «евгеника»править | править код

Основные принципы евгеники были сформулированы английским психологом Фрэнсисом Гальтоном в конце 1883 года. Он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений (одаренность, умственные способности, здоровье). Первые эскизы теории были представлены им в 1865 году в статье «Наследственный талант и характер» («Hereditary Talent and Character»), более детально разработаны в книге «Наследование таланта» («Hereditary Genius», ).

Гальтон в 1883 году ввел понятие евгеники для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных (см. Селекция), а также по охране и улучшению наследственности человека.

Гальтон был расистом и считал африканцев неполноценными. В своей книге «Тропическая Южная Африка» он написал: «Эти дикари напрашиваются на рабство. У них, вообще говоря, отсутствует независимость, они идут за хозяином, как спаниель». «Слабые нации мира неизбежно должны уступить дорогу более благородным вариететам человечества….» Он также считал, что бедные и больные недостойны иметь потомство.

В этот же период были сформированы основные идеи социального дарвинизма, оказавшие сильное влияние на умонастроения философов того времени. Ф. Гальтон ввёл термин «евгеника» в 1883 году, в своей книге «Исследование человеческих способностей и их развития» («Inquiries into Human Faculty and Its Development»). В 1904 году Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы».

Позже Келликотт определил евгенику как «социальное управление эволюцией человека».

Негативная евгеникаправить | править код

В 1891 году Вильгельм Шаллмайер издал сочинение под названием «Относительно физической дегенерации цивилизованного человечества и национализации медицинской профессии», где упрекал современную медицину за то, что она помогает выживать дефективным и в большинстве слабым элементам общества. Увеличение психических заболеваний Шаллмайер усматривал в неспособности людей адаптироваться к новой быстро развивающейся цивилизации, для которой содержание психически больных оказывается слишком дорогостящим для общества. Но решение вопроса простое: всех дегенератов, рецидвистов и эпилептиков необходимо стерилизовать, причём затраты на эту операцию должны покрываться семьями дегенератов и эпилептиков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: