Карл Бюлер
Родился: 27 мая 1879, Меккесхайм, Германия; скончался: 24 октября 1963, Лос-Анджелес, Калифорния.
Интересы: общая психология, психология развития, психология личности и социальная психология, философия психологии и теоретическая психология, гуманистическая психология.
Образование: доктор медицины, Фрайбургский университет, 1903; доктор философии, Страсбургский университет, 1904.
Профессиональная деятельность: редколлегия The Journal of General Psychology, 1928-64; почетный президент 16-го Международного конгресса по психологии, 1960; медаль Вильгельма Вундта, 1960.
Основные публикации
1907 Tatsachen und Probleme zu einer Psychologie der Denkvorgange. I: Uber Gendanken. Arch. Psychologie, 9.
1908 II: Uber Gedenkenzusammenhange. Arch. Psychologie
1912; III; Uber Gedenkenerinnerungen. Arch. Psychologie 12. 1927 Die Krise der Psychologie. Fisher.
1934 Ausdruckspsychologie. Fisher.
1952 The skywise and neighbours’ navigation of ants and bees. Acta Psychologie 8, 225-263.
1953 The breathing fautor in scent trails of animals. Jahrbuch fur Psychologie und Psychotherapie, 1, 479-483.
1954 Essentials of contact navigation. Acta Psychologica. 10, 278-316.
1954 Human distance orientation (discussion with reference to Columbus and Lindbergh). Jahrbuch fur Psychologie und Psychotherapie, 2, 242-258.
1958 Menschen und Tiere. Hans Huber.
Рекомендуемая литература
Bolgar H. (1964) Karl Buhler. American Journal of Psychology. 77, 674-678.
В 1906, закончив Берлинский университет, Бюлер присоединился к группе Кюльпе в Вюрцбурге. Он занимался разработкой методов наблюдения и интерпретации мышления, которые представляли собой ряд вопросов испытуемым, требующих последующего объяснения. Результат, Ansfragemethod Бюлера, очень походил на знакомое всем теперь структурированное интервью, используемое некоторыми клиницистами.
В 1909 Бюлер стал профессором психологии Боннского университета и занимался изучением гештальт-феноменов. Его работа о гештальт-восприятии была издана в 1913, что совпало с переходом в Мюнхенский университет на должность профессора психологии.
В 1918 Бюлер опубликовал труд, который считается первой попыткой обширного изучения детской психологии, и был назначен профессором психологии в Дрездене. Четырьмя годами позже он принял кафедру психологии в Венском университете и с этого момента, вместе со своей женой Шарлоттой, занялся преобразованием Венского факультета психологии в один из ведущих центров по исследованию детской психологии.
Его разочарование в американском бихевиоризме и приверженность холистическому мировоззрению побудили Бюлера заняться критикой методологии. В своей книге Die Krise der Psychologe, опубликованной в 1927, Бюлер не отвергает ни одну из школ, но пытается ограничить их претензии на абсолютную истину.
В 1931 Бюлер обращается к психолингвистике, введя понятие контролирующих факторов во временную модель стимула—реакции и применив принципы гештальтпсихологии к изучению языка.
С появлением нацистов в Вене в 1938 Бюлер был вынужден уехать сначала в Норвегию, а затем в Америку. Бихевиористские предпочтения американской психологии до сих пор мешают оценить последнюю его работу, посвященную теории информации и коммуникации.
Алан Дэббс
definition — Бюлер,_Карл_Фёдорович
of Wikipedia
Advertizing ▼
Wikipedia
Бюлер, Карл Фёдорович
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: ,
Карл Фёдорович Бюлер | |
---|---|
1805 — 23 июля 1868 | |
Место рождения | Мюнхен, Германия |
Место смерти | Цицерс, Швейцария |
Принадлежность | Россия |
Род войск | кавалерия |
Звание | генерал-лейтенант |
Командовал | Клястицкий гусарский полк, Кирасирский Военного Ордена полк, 1-я бриг. 4-й лёгкой кав. див., 2-я гвард. кав. див., |
Сражения/войны | Польская кампания 1831 г., Крымская война |
Награды |
Орден Святого Георгия 4-й ст. (1850), Орден Белого Орла (1866). |
Карл Фёдорович Бюлер (1805—1868) — русский генерал, участник Крымской войны
Родился в 1805 г. в Мюнхене и был сыном действительного статского советника барона Фёдора Яковлевича Бюлера от брака его с баронессою Броун; детство свое провел за границей, где отец его занимал различные должности по дипломатической части. В 1816 г. во время конгресса в Вене, где жила в то время семья Бюлеров, император Александр I пожаловал молодого барона Карла Фёдоровича в пажи Высочайшего двора, и с этого времени началась его служебная карьера. В 1820 г. он поступил юнкером в Лейб-гвардии Конный полк, откуда вскоре был произведён в офицеры в формировавшийся тогда в Варшаве под личным наблюдением цесаревича Константина Павловича Лейб-гвардии Гродненский гусарский полк. Во время Польского мятежа 1831 г. барон Бюлер состоял адъютантом сперва у генерала Пенхержевского, а потом у графа Крейца, сделал с Гродненским гусарским полком всю кампанию и участвовал во взятии Варшавы. Получив в командование Клястицкий гусарский полк, он в течение десяти лет состоял командиром сперва этого полка, а потом Кирасирского Военного Ордена полка. Император Николай I был очень доволен блестящим состоянием полка и впоследствии всегда ставил его в пример служебного совершенства. 26 ноября 1850 г. Бюлер был удостоен ордена св. Георгия 4-й степени (№ 8370 по списку Григоровича—Степанова).
В 1854 г., когда открылись военные действия на Дунае, барон Бюлер был назначен начальником 1-й бригады 4-й лёгкой кавалерийской дивизии и, сдав свой полк светлейшему князю В. Д. Голицыну, отправился в действующую армию и при осаде крепости Силистрии все время командовал аванпостами. Когда наши войска стали возвращаться в пределы России, барон Бюлер по приказанию главнокомандующего русской армией князя М. Д. Горчакова охранял Очаков и исполнял другие его поручения. По заключении мира он был назначен начальником 5-й легкой кавалерийской дивизии, и в скором времени был произведён в генерал-лейтенанты. Назначенный в 1862 г. начальником 2-й гвардейской кавалерийской дивизии барон Бюлер при образовании военных округов получил высшее назначение состоять помощником Его Императорского Высочества главнокомандующего Санкт-Петербургским военным округом. 22 июля 1864 г. он был пожалован в генерал-адъютанты, а 30 августа 1866 г. получил орден Белого Орла. Кроме того, он состоял членом совета Государственного коннозаводства. Уехав 15 мая 1868 г. в заграничный отпуск, барон Бюлер отправился в Швейцарию и 23 июля скончался скоропостижно в имении своей племянницы графини Силис; погребен в Цицерсе.
- Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896-1918.
- Степанов В. С., Григорович П. И. В память столетнего юбилея императорского Военного ордена Святого великомученика и Победоносца Георгия. (1769—1869). СПб., 1869
Вклад в развитие психологической науки
В $1906$ году Бюлер начал работать на должности ассистента в Вюрцбургском университете. Именно здесь он познакомился с Кюльпе – основным представителем Вюрцбургской психологической школы. Под его руководством в дальнейшем Бюлер занимался экспериментальным изучением мышления. Самый первый научный труд Бюлера был опубликован в $1907$ году и назывался «Факты и проблемы психологии мыслительных процессов». Эта работа была посвящена анализу экспериментальных данных. В ней Бюлер выдвинул предположение, что в интеллектуальной структуре можно выделить три основные категории элементов: сами мысли, которые лишены чувственно-образного характера, интеллектуальные чувства и образы. Следует отметить, что Бюлер довольно быстро отошел от теории Вюрцбургской школы и даже назвал ее ложной.
Перед молодым, но достаточно опытным ученым в этот период открывались блестящие перспективы, но Первая мировая война внесла свои коррективы и прервала карьеру Карла Бюлера. Так как Бюлер по первому образованию был врачом, его отправили на фронт военным хирургом. Но именно здесь он приобрел бесценный опыт в лечении мозговых ранений, собрал огромный материал о различных расстройствах речи, которые повлекли такие травмы.
В $1915$ году Бюлера приглашают в Мюнхен на место Кюльпе. И с этого момента началась его самостоятельная научно-исследовательская работа.
В Мюнхене Бюлер познакомился с Шарлоттой Малаховски, которая в апреле 1916 года стала его женой. Она стала для Бюлера не только преданным и любящим другом, но и соратником и помощником в работе.
Спустя несколько лет Бюлера пригласили в Дрезденский технологический университет занять должность профессора, а затем и в Венский университет.
В Вене Бюлер создал собственную психологическую лабораторию, которая вскоре была преобразована в институт, так называемая «Школа Бюлера». Новаторский подход к обучению, а также огромный опыт психолога-практика привлекали в институт множество молодых людей и сделали его всемирно известным.
В Вене Бюлер вел работал параллельно с Зигмундом Фрейдом и имел не меньшее общественное признание, чем знаменитый основатель психоанализа.
На данном этапе научные интересы Бюлера затрагивали генетическую психологию, а результатом многочисленных исследований стали научные публикации, в частности и книга «Духовное развитие ребенка». Предисловие и русский перевод к этой книге были сделаны в 1930 году Выготским. В данной работе Бюлер выделил три главные структуры психики: научение, инстинкт и интеллект, проявляющийся в результате возникновения актов внезапного понимания. Надо отметить, что эта теория Бюлера столкнулась с трудностями при объяснении развития мышления у детей. Это было обусловлено тем, что теория было описанием интеллектуальных процессов, но не раскрывала механизмы их формирования.
Идеи Карла Бюлера подверглись критике со стороны Выготского и Пиаже, которые были против его теории о развитии речи как об интуитивном открытии ребенком принципов языка.
Замечание 1
Самым важным, значимым трудом Бюлера является «Кризис психологии», где он указал пути выхода психологической науки его времени из кризиса. Он предложил синтезировать разные психологические подходы.
Расцвет Венской школы закончился после установления власти фашистов. Бюлер хотел эмигрировать в Америку, но не успел, так как был схвачен гестапо. Его отпустили на свободу только при помощи влиятельных друзей. Вскоре Бюлеру удалось уехать в США, где он получил приглашение занять должность профессора в католическом университете. Но в последний момент ему отказали по причине того, что Бюлер, будучи католиком, прошел обряд венчания в протестантской церкви. В $1945$ году Бюлер со своей супругой обосновались в Лос-Анджелесе. Там Карл преподавал психологию в учебных заведениях. Скончался Карл Бюлер в возрасте 84 лет — $24 октября 1963$ года.
Работает
- 1907: Tatsachen und Probleme zu einer Psychologie der Denkvorgänge. Über Gedanken . Archiv für die gesamte Psychology, 9
- 1913: Die Gestaltwahrnehmungen. Experimentelle Untersuchungen zur mentalischen und ästhetischen Analyze der Raum- und Zeitanschauung ., Штутгарт: Spemann 1913
- 1918: Die geistige Entwicklung des Kindes . Верлаг Густав Фишер, Йена 1918
- 1927: Die Krise der Psychologie. , Verlag Густав Фишер 1927
- 1931: Phonetik und Phonologie . Труды лингвистического кружка Праги, 4, 1931, S. 22–53.
- 1933: Axiomatik der Sprachwissenschaften . Франкфурт, Клостерманн 1933
- 1933: Ausdruckstheorie. Das System an der Geschichte aufgezeigt . Верлаг Густав Фишер, Йена 1933
- 1934: Sprachtheorie. Die Darstellungsfunktion der Sprache . [ Das Organon-Modell ], Verlag von Gustav Fischer, Jena 1934. Теория языка, Agone, 2009.
- 1936: Бюлер, Карл: Die Zukunft der Psychologie und die Schule . (Schriften des pädagogischen Instituts der Stadt Wien) 1936, Deutscher Verlag für Jugend und Volk Gesellschaft MBH, Вена — Лейпциг 1936
- 1963: Das Gestaltprinzip im Leben des Menschen und der Tiere . Верлаг Ганс Хубер, Берн, 1963 г.
- 1969: Die Uhren der Lebewesen und Fragmente aus dem Nachlass . Verlag Böhlau, Вена, Кельн, Грац, 1969 г.
- 1990: Aspekte des Leib-Seele-Problems . Verlag Dr. Johannes Königshausen, Вюрцбург, 1990 г.
Сематология К. Бюлера
Значительную роль в формировании прагматических представлений в лингвистике, не называя сам термин прагматика и не пытаясь выделить соответствующую дисциплину, сыграла работа австрийского психолога К. Бюлера, в частности, его фундаментальная работа «Теория языка: репрезентативная функция языка». Часто его влияние было неявным, прямые ссылки на источники не упоминались, а мысли этого исследователя принимались и воспроизводились как нечто само собой разумеющееся.
Это было вызвано, главным образом, тем, что его нелегко читать и, прежде всего, тем, что К. Бюлер оказался в своеобразной изоляции в американский период своей деятельности, в новой для него среде и с недостаточным знанием английского языка.
К. Булер, будучи психологом по специальности и имея хорошее медицинское образование, тем не менее систематически занимался проблемами общей лингвистики и методологии научных исследований, выстраивал свою семиотическую концепцию (сематологию), ориентированную на естественный язык, что позволяло ему свободно и на уровне глаз обсуждать с лингвистами сложные лингвистические вопросы. Таким образом, он одним из первых признал и оценил достоинства фонологической доктрины Н.С. Трубецкого (1890-1938) и других представителей пражской лингвистической школы, которые руководствовались структуралистским принципом релевантности отличительных признаков фонемы.
К. Булер сформулировал принципы лингвистики как набор аксиом, основанных на эмпирических обобщениях. Он предложил различать две речевые и две языковые формации, описал основные функции речевого знака, рассмотрел специфику знаков различных видов и, в частности, знаков, относящихся к указательному полю. Во многих отношениях его произведения все еще могут быть востребованы прагматикой языка.
Подход Булера к языку как к способу деятельности оригинален. Он различает четыре сущности:
а) речевой акт,
б) речевой акт (Спречакт),
в) лингвистическую работу (Sprachwerk), и
г) лингвистическая структура (лингвистическое образование).
Члены первой пары явлений характеризуются корреляцией с субъектом, т.е. вовлеченностью в активный контекст. Члены второй пары не имеют отношения к предмету, они абстрагируются от контекста, межличностного характера. Далее мы различаем речевые акты и лингвистические работы самого низкого уровня формализации и речевые акты и лингвистические структуры самого высокого уровня формализации. Вероятно, по этому критерию можно представить различие между высказыванием и предложением, т.е. между действительным и виртуальным предложением, о котором много говорят в современной лингвистике.
К. Buhler иллюстрирует связь между двумя дихотомами с таблицей ниже в модифицированной версии:
I Связь с объектом II Несвязь с объектом.
1 наивысший уровень формализации речевого действия (H) речевая работа (W) 2 низший уровень формализации речевого акта (А) лингвистическая структура (Г)
Знаки и знаковые формы выполняют определенные роли в процессе речевого общения. Язык, по мнению Бюлера, в процессе функционирования соединяет отправителя знака, получателя знака и домен объектов и ситуаций (состояний). Он выполняет три функции.
Знак как символ соотносится с объектами и ситуациями. C. Бюлер вызывает это представление функции (Дарстеллунг, Дарстеллунг). Лингвистика занимается именно этой функцией (как основной или единственной) на протяжении многих веков. Н.С. Трубецкой опирается на репрезентативную функцию знака в качестве критерия для создания инвентаризации фонем.
«Кризис психологии» — важность работы Бюлера
Одной из важнейших работ Бюлера была его книга «Психологический кризис» (1927). В ней он выдвинул идею о том, что состояние кризиса современной психологической науки может быть преодолено путем синтеза различных подходов — интроспективной концепции сознания, бихевиористской теории поведения и доктрины воплощения психики в продуктах культуры.
После захвата власти нацистами закончился расцвет Венской школы. Для Бюлера это была большая научная и личная трагедия, которой можно было бы избежать, если бы в 1920 году он не отказался от призвания на должность профессора в одном из американских университетов. Но Бюлер не предвидел надвигающейся катастрофы. Это, по словам Шарлотты Бюлер, «политическая наивность» оказалась непоправимой ошибкой.
Вскоре после того, как немецкие войска вошли в Вену, Бюлер был в гестапо. Не было никаких реальных, серьезных претензий к нему. Кроме того, заступничество влиятельных друзей помогло. Через несколько недель он был освобожден, но возвращение к научной и преподавательской деятельности не смог говорить. Теперь его путь привел в США, но не как приглашенного эксперта, а как беглеца.
Однажды в США, в возрасте 60 лет, Бюлер, по словам его жены, «уже не мог переориентироваться». Оторванный от привычной научной среды, едва владевший английским языком, он не смог приспособиться к новым обстоятельствам и занять позицию, соответствующую его прежнему статусу. После того, как ему позвонили в католический университет Форлхама, он столкнулся с неожиданным отказом в последний момент, так как кто-то сообщил в Рим, что Буле, католик, вступил в брак в протестантской церкви и будет воспитывать своих детей в протестантских традициях. Затем он преподавал психологию в нескольких средних школах. В 1945 году мистер и миссис Бюлер поселились в Лос-Анджелесе. Здесь К. Бюлер некоторое время работал доцентом психиатрии в Медицинской школе Университета Южной Калифорнии, а затем практикующим психологом и консультантом. В последние годы своей жизни Карл Бюлер был тяжело болен. Он умер 24 октября 1963 года.
В книге «Кризис психологии» представлен достаточно полный обзор немецкоязычной психологии в высокопродуктивной первой четверти 20 века. И этот период слишком важен, чтобы им пренебрегать.
Интересно, почему некоторые из важнейших психологических произведений, написанных на немецком языке, оставались непереведенными в течение десятилетий. Вспомним, например, «Психофизику Фехнера», «Психологию Брентано с эмпирической точки зрения» или «Психологический кризис Бюлера» — книгу, которая сейчас находится на рассмотрении. Последний был опубликован в 1927 году, затем переиздан в 1929 и 1965 годах. Недавно я услышал слух, что все три эти непонятные классики сейчас переводятся, хотя и с задержкой. Надеюсь, этот слух станет реальностью. «Кризис» — веха в истории психологии, описание до-гитлеровского золотого века немецко-австрийской психологической теории. Автор описывает и оценивает основные антиассоциационистские движения, последовавшие за падением сенсорного позитивизма Маха. Сначала появилась Вюрцбургская психология мышления, в развитие которой также внес свой вклад Бюлер). Вскоре появился психоанализ. Эти две нити во многом отличались друг от друга, но сошлись в одном: ментальные процессы действуют под динамическим контролем, а не под каким-то механическим соединением
В дополнение к этим двум направлениям автор дает обзор различных теорий (понимание психологии, гештальт, различные структурные понятия, собственная работа по языку, некоторые работы Шарлотты Бюлер по детскому развитию); однако его внимание в основном сосредоточено на стандартных теориях — их основных постулатах, логике рассуждения и конструктивности выводов