Научный вклад
Многие известные российские психологи получали образование под руководством Ч.Г. Он активно работал в Московском психологическом обществе и принимал участие в различных научных конференциях в области психологии и педагогики. Он опубликовал учебники и пособия («Психология. Лекции», М., 1892; «Курс лекций по логике», К., 1901; «Психология», стр. 1-2, М., 1909; «Учебник психологии», М. — Петербург, 1919). Основные направления исследований Чыльчии касались основных проблем теории и методологии психологии: вопросов о сущности психологии, об отношениях между душой и телом, о биологическом и социальном в становлении человека. Он подчеркнул односторонность чисто материалистического подхода к психологии; он попытался философски обосновать психологию, используя концепцию психофизического параллелизма. С этой позиции он рассматривал предмет и методы психологии, интерпретируя результаты экспериментальных исследований. В своих лабораториях он проводил многочисленные эксперименты по психологии восприятия пространства и времени. На основе эмпирической интроспективной психологии разработал ряд методов лабораторных психологических исследований. Он считал, вслед за В. Вундтом, что цель экспериментов — сделать самонаблюдение как можно более точным («Проблемы пространственного восприятия в связи с доктриной априори и невинности», Киев, 1896-1904; «Введение в экспериментальную психологию», Москва, 1915, 1924). Он придавал большое значение взаимодействию психологии и педагогики. Он был убежден, что психологические знания необходимы для преподавания, но в то же время предостерегал от чрезмерного использования экспериментальных психологических методов в педагогической практике
Он подчеркнул важность философской этики для педагогики, которая формулирует педагогические цели, в то время как психология указывает средства их достижения. Он участвовал в анализе и критике проекта реформы школы («Демократизация школы», 1918 г.)
Он считает среднее образование основой культуры народа и поэтому решительно выступает против снижения его уровня. В 1923 году он был снят с должности директора Психологического института и лишен возможности продолжать научную работу. Тем не менее, он опубликовал ряд работ с критикой вульгарных материалистических тенденций в психологии. Он считал, что марксизм может быть применен только к сфере социальной психологии, но не к общей психологии, которая, по его мнению, должна быть свободна от всякой философии («Спорные вопросы психологии», 1926).
Философские взгляды
В 20-е гг XX века в ходе дискуссии о предмете социальной психологии предложил разделить психологическую науку на социальную психологию и собственно психологию.
Книга Челпанова «Мозг и душа» — ряд публичных лекций, прочитанных в Киеве в 1898-99 гг.; автор дает критику материализма и очерк некоторых современных учений о душе. Критическая часть работы выполнена обстоятельнее, чем положительная; критикуя учение о параллелизме и о психическом монизме, автор заканчивает свое исследование словами: «дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет явления, чем монизм».
В «Проблемах восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности» Челпанов в главнейших чертах защищает точку зрения, которую высказал Штумф в своей книге «Ursprung der Raumvorstellung». По существу это — теория нативизма, утверждающая, что пространство в психологическом отношении есть нечто непроизводное; представление о пространстве не может быть получено из того, что само по себе не обладает протяженностью, как это утверждают генетисты. Пространство есть такой же необходимый момент ощущений, как и интенсивность; интенсивность и протяженность составляют количественную сторону ощущения и одинаково неразрывно связаны с качественным содержанием ощущения, без которого они немыслимы. Отсюда следует, что все ощущения обладают протяженностью; но вопроса об отношении этих протяженностей ближайшим образом Челпанов не рассматривает. Не все содержание протяженности, как оно является в развитом сознании, Челпанов признает непроизводным, а лишь плоскостную протяженность; из неё путем психических процессов вырастают сложные формы восприятия пространства. Представление глубины есть продукт переработки опыта плоскостной протяженности. Сущность непроизводной протяженности Челпанов видит во внеположности, а глубина есть преобразование этой внеположности или плоскостной протяженности.
От Штумфа Челпанов отступает в том, что первый сближает качество ощущений с протяженностью, полагая, что различию мест в пространстве соответствует различие качеств; поэтому Штумф отрицает теорию Лотце о локальных знаках. Челпанов, наоборот, полагает, что теория локальных знаков может быть соединена с учением о непроизводности восприятия протяженности и что хотя локальные знаки и не являются необходимой составной частью первоначального представления о пространстве, но в расширении и развитии этого представления им принадлежит важная роль.
Первая половина работы Челпанова посвящена обстоятельному изложению теорий нативизма и генетизма, в лице главнейших представителей этих учений.
Философские свои воззрения Челпанов высказал в книге: «О современных философских направлениях» (Киев, 1902). Автор доказывает мысль, что ныне возможна только идеалистическая философия. Философия есть метафизика. Особого метода она не имеет. Предмет философии — «исследование природы вселенной»; философия есть система наук, но этого не следует понимать в духе позитивизма.
Главный недостаток позитивизма состоит в том, что у него нет теории познания; поэтому позитивизм должен был перейти в иную форму. Челпанов следит за различными формами философской мысли в XIX веке, а именно за агностицизмом, неокантианством, метафизикой, как она выразилась у Гартмана и у Вундта. «В настоящий момент всякого ищущего научно-философского мировоззрения может наиболее удовлетворить именно метафизика Вундта или вообще построение, совершающееся по этому методу. Мировоззрение может быть удовлетворительным, если оно идеалистическое. Если же оно вдобавок построено на реалистических началах, то это оказывается как раз в духе нашего времени» (стр. 107).
Таким образом, Челпанов объявляет себя последователем Вундта, и критика мировоззрения Вундта в то же время будет и критикой философии Челпанова.
Научная деятельность Г.И. Челпанова
Г. И. Челпанов (1862-1936) не создал нового направления в психологической науке, но внес в него большой вклад
Он уделил большое внимание предмету психологии и сущности экстрасенса
В 1900 г
Челпанов провел серию лекций «Мозг и душа», в которой акцентировал внимание на этом вопросе; в 1915 г. опубликовал книги «Введение в философию» и «Введение в экспериментальную психологию»
В своих работах Челпанов выдвинул следующие идеи психологии:
- Установление психологии как науки о законах психической жизни и психических феноменах;
- Психические явления — это чувства, восприятия, желания и мысли;
- Из этого вытекает задача эмпирической психологии, которая заключается в нахождении законов психических явлений, психических состояний и психической жизни в целом;
- Истоком и методом психологии кажется самонаблюдение как метод восприятия чувствами, ибо каждое психическое явление рассматривается индивидом исключительно на языке его личного опыта, и это может быть проявлено только посредством самонаблюдения. Наблюдение за объектом, однако, должно также использоваться в качестве метода, который становится очевидным для человека, когда он переходит на уровень самонаблюдения;
- Описания, систематизация и анализ явлений могут служить инструментами для изучения психологических законов;
- Предмет психологии — состояния сознания;
- Психологию следует разделить на чистую психологию, в которой психика и закономерности ее формирования анализируются независимо от практики, и прикладную психологию, которая связана с решением проблем практического характера;
- Отличие психических явлений от физических заключается в том, что они не могут быть известны и восприняты через внешние органы чувств, а только через внутренний опыт или интроспекцию; более того, они могут быть доступны только тем, кто их переживает, в то время как физические явления могут быть одновременно доступны значительному количеству людей для непосредственного наблюдения.
На мировоззрение Челпанова значительное влияние оказали теории Н. Я. Грота, Л. М. Лопатина, В. Вундта и К. Стампфа. Г. И. Челпанов основывал свою критику монизма в психологии и философии на принципе Вундта «эмпирического параллелизма». Физические и психические люди в принципе не кондиционируют друг друга и не могут быть отождествлены друг с другом.
«Дуализм, который признает материальный и особый принцип духовности, в любом случае интерпретирует явление лучше, чем монизм». Тезис о независимости (параллельности) психических и физических процессов также означал для Г.И. Челпанова признание специального предмета исследования: «Экстрасенс объясняется исключительно экстрасенсом».
Дуализм», как он утверждал, имел свои пределы: независимость физических и ментальных явлений не исключает их единства на онтологическом уровне, поскольку они могут быть демонстрацией единого целого, единой субстанции («неоспинозис»).
G. Гносеологические суждения И. Челпанова («трансцендентальный реализм») в целом соответствовали основам нео-кантийской эпистемологии. Он стоял на принципах априоризма в общих философских конструкциях и в обосновании основных положений науки психологии.
Г. И. Челпанову всегда была близка идея объединения философии и психологии (идея «философской» психологии), но в 1920-е годы, когда это «объединение» оказалось продиктованным идеологией марксизма, Челпанов подчеркнул прежде всего эмпирический и экспериментальный характер психологии как науки.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Эмоциональные состояния, их виды и роль в общении
- Методика нейропсихологической диагностики детей
- Защита сознания
- Жозеф Нюттен, бельгийский психолог
- Осознаваемые и несознательные психические процессы
- Взаимосвязь самооценки и пищевой зависимости среди молодежи — Механизм формирования пищевой зависимости
- Взаимосвязь креативности и механизмов рефлексии личности — Рефлексивность как характеристика общих способностей
- Психология детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
- Физиологические концепции темперамента
- Психология лжи
Георгий Иванович Челпанов
Челпанов Георгий Иванович (1862-1936),
российский психолог и логик, основатель и
директор Московского психологического
института (1912-23). Сторонник психофизического
параллелизма. Труды по экспериментальной
психологии.
+ + +
Челпанов Георгий Иванович (1862–1936), русский философ, психолог.
Родился 16 апреля 1862 в Мариуполе. Окончил историко-филологический
факультет Новороссийского университета в Одессе (1887). Его учителем был
Н.Я. Грот. С 1890 – приват доцент Московского университета. В 1897
становится профессором Киевского университета, а в 1907 – профессором
Московского университета, где возглавил кафедру философии. Челпанов –
основатель Психологического института при Московском университете (1914) и
журнала «Психологическое обозрение». Магистерская и докторская диссертации
Челпанова представлены в его фундаментальном труде Проблема восприятия
пространства (ч. 1, 1896; ч. 2, 1904). Наиболее знаменитое сочинение
Челпанова – Мозг и душа (1900) – В.В. Зеньковский в своей Истории русской
философии характеризовал как «лучшую не только в русской, но и в мировой
литературе книгу по критике метафизического материализма».
Влияние на Челпанова оказали теории Н.Я. Грота, Л.М.Лопатина, В.Вундта и
К.Штумпфа. Вундтовский принцип «эмпирического параллелизма» лег в основу
критики Челпановым монизма в психологии и философии. Психическое и
физическое принципиально не могут быть отождествлены и не детерминируют друг
друга. «Дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во
всяком случае лучше объясняет явление, чем монизм». Тезис о независимости
(параллельности) физических и психических процессов означал для Челпанова и
признание особого предмета исследования: «психическое объясняется только из
психического». Утверждаемый им «дуализм» имел свои границы:
самостоятельность психических и физических явлений не исключает их
онтологического единства, поскольку они могут быть выражением единого
целого, единой субстанции («неоспинозизм»). Гносеологические воззрения
Челпанова («трансцендентальный реализм») в целом соответствовали принципам
неокантианской теории познания. Он стоял на принципах априоризма в
общефилософских построениях и в обосновании основоположений психологической
науки. Ему всегда была близка идея союза психологии и философии (идея
«философской» психологии), однако в 1920-е годы, когда подобный «союз»
обернулся диктатом марксистской идеологии, Челпанов подчеркивал
преимущественно эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки.
Умер Челпанов в Москве 13 февраля 1936.
Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас».
Другие биографические материалы:
Зеньковский В.В. Философ, психолог, логик
(Большая энциклопедия русского народа).
Абрамов А.И. Русский философ (Новая
философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV).
Пухир В. М. Философ и психолог (Русская
философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей
редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).
Фролов И.Т. Философ-идеалист (Философский
словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).
Далее читайте:
Философы, любители мудрости (биографический указатель).
Русская национальная
философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).
Сочинения:
Психология. Лекции. М., 1892; О ценности жизни. Изложение и критика
пессимистической философии // Мир Божий. 1896. № 11; Проблема восприятия
пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Ч. 1—2.
Киев, 1896—1904; Учебник логики. 1897; Изд. 10-е. 1946; Мозг и душа.
1900; Изд. 5-е. М., 1912; О современных философских направлениях. Киев,
1902; Введение в философию. Киев, 1905; Психология. Ч. 1—2. М., 1909;
Задачи современной психологии // Вопросы философии и психологии. Вып. 99
(3). 1909; Введение в экспериментальную психологию. М., 1915; Изд. 3-е.
М., 1924; Демократизация школы. М., 1918; Учебник психологии. Изд. 15-е.
М.—Пг., 1919; Психология и марксизм. Изд. 2-е. М., 1925; Объективная
психология в России и Америке. М., 1925; Очерки психологии. М.—Л., 1926;
Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии). М., 1926;
Спинозизм и материализм (итоги полемики о марксизме в психологии). М.,
1927; Социальная психология или условные рефлексы. М.—Л., 1928.
Заключение
Всей своей творческой деятельностью Г.И. Челпанов создавал и завещал нам образ отечественной психологической науки как органичной части мировой психологической мысли. Он создал нормальный образ психологии, в которой национальные достижения не противопоставлялись зарубежным, и в целом русская психология не противопоставлялась западной. Различалось только научное и ненаучное в понимании психических явлений. Г.И. Челпанов задал высокий уровень психологической науки и культуры взаимоотношений внутри психологического сообщества. По мнению его учеников, в своей личности он воплотил лучшие черты профессора-наставника: «Георгий Иванович Челпанов воспитывал нас и своей личностью. Мы видим в нем пример энергии, работоспособности, педагогического и организаторского таланта. Мы видим в нем пример сознания долга перед наукой и философской культурой родины. Мы ценим в нем внимательность к его ученикам» (Георгию…, 1916, с. 1). Г.Г. Шпет в предисловии к своей книге «История как проблема логики» (1916) в проникновенных словах выразил благодарность Георгию Ивановичу Челпанову, «чей исключительный педагогический дар я испытывал не только в пору своего образования, но и при всякой самостоятельной пробе, когда так неизбежны сомнения, колебания и неуверенность, и когда снисходительность — лучшая помощь и поддержка. Моя книга выходит в год, который отмечает его двадцатипятилетнее служение нашей науке и нашему философскому образованию. Я гордился бы, если бы он захотел признать в моей работе один из плодов своей собственной деятельности» (Шпет, 2002, с. 40).
Почему мы сегодня обращаемся к Г.И. Челпанову?
Прошло 76 лет после смерти Г.И. Челпанова. В начале ХХ в. он был одной из центральных фигур в научной жизни Москвы. Потом в силу известных причин его имя оказалось забытым. С 1990-х гг. началось его возвращение в нашу науку. Многое сделал для этого В.П. Зинченко. Свою книгу «Человек развивающийся. Очерки российской психологии» (Зинченко, Моргунов, 1994) он посвятил светлой памяти Георгия Ивановича Челпанова, создателя Психологического института. Особо следует сказать о В.В. Рубцове, директоре Психологического института (с 1992 г.), по инициативе которого с 1994 г. проводятся ежегодные Челпановские чтения, издаются труды Г.И. Челпанова. Они изучаются, защищаются диссертации. При этом очевидно, что психологии, которую развивал Г.И. Челпанов, уже нет
Обращение к Челпанову вызвано прежде всего нравственными мотивами, связанными с желанием восстановить справедливость по отношению к ученому, так много сделавшему для отечественной психологии, что само по себе важно и необходимо. Но дело не только в этом.
Мы и сегодня учимся у Г.И.Челпанова культуре научного мышления, научного труда, извлекаем нравственные уроки из его жизненного опыта, учимся ответственному отношению к работе психолога, что особенно актуально в современном «психологическом обществе», когда от психолога ждут помощи в решении разного рода жизненных проблем.
Георгий Иванович Челпанов остается нашим современником, нашим «заслуженным собеседником».
Для цитирования статьи:
Ждан А.Н. Профессор Московского университета Георгий Иванович Челпанов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология — 2012. — №3 — с. 4-17.